Что значит штемпель на монете

Процесс изготовления и значение штемпеля на монете

С момента появления денег государство старалось контролировать чеканку монет. Частные лица не имели доступа к штемпелям и к процессу создания денег. Что такое штемпель на монете? Так называют в нумизматике инструмент, которым чеканят деньги.

Монетное дело как раньше, так и сейчас жестко контролируется государством. Этим объясняется, что среди находок нет инструментов для изготовления денег. Их уничтожали с целью предотвращения появления фальшивых монет.

Штемпели всегда изготавливают парами — верхний и нижний. Они быстро изнашиваются, поэтому сначала делают маточник. Затем по образцу делают необходимое количество рабочих инструментов.

Что значит штемпель на монете

Производство штемпелей состоит из таких этапов:

На специальном станке нарезают заготовки. Следующий этап — отделка гурта. Затем заготовки обрабатывают химическим составом и полируют. После этого их сушат и отправляют на пресс.

Создание маточников для памятных экземпляров, которые раскупают нумизматы, — сложный процесс. Делают десятки эскизов для будущих коллекционных денег. Затем их отправляют на утверждение в Банк России. По утверждённому эскизу изготавливают штемпель для монет.

Сначала делают гипсовую модель в увеличенном виде. Для этого скульптор использует воск и пластилин. Как правило, это занимает несколько этапов. В результате получают модель с прямым и форму с обратным изображением.

Затем заготовка покидает мастерскую. Ее отправляют в производственный цех, где гипсовую модель сканируют и обрабатывают. Благодаря современным технологиям, получают объемную модель.

Специалист вырезает заготовку (прямое изображение) в натуральную величину. По ней изготавливают рабочий инструмент и чеканят монеты.

Сегодня при чеканке все процессы автоматизированы, но человеческий фактор важен. Если мастер не увидит изъяна на инструменте, партия будет забракована. Новые прессы работают в полуавтоматическом режиме. Чеканщики используют компьютерную программу на оборудовании.

Специалисты говорят о том, что заготовки лучше укладывать под пресс вручную. Максимальное усилие пресса — 360 тонн. При изготовлении крупных монет используют гидравлический пресс. Сложность возникает только при создании инструмента.

Штемпели готовят в инструментальном цехе и проверяют. Их дорабатывают, пока не получат качественный образец. Работа кропотливая и коллективная. В процесс вовлечены все — художники, скульпторы, инструментальщики, граверы.

После революции студия, где готовили медальеров, была закрыта. Сегодня эту школу возродили.

В Санкт-Петербурге открыт медальерный класс, где учатся студенты Академии художеств. Они изучают граверное дело и изготовление медалей. Руководителем мастерских назначили А. Бакланова, создателя денег, которые находятся сейчас в обращении.

Чеканка денег

В Греции и Риме в монетном деле применяли литье. От этого способа отказались и стали использовать только чеканку.

На древних экземплярах часто отсутствует изображение на оборотной стороне, а есть только углубления. Встречаются они разной формы — квадратные, прямоугольные и другие. Верхний инструмент состоял из одного или нескольких стержней, поэтому и получались такие углубления.

Он имел вытянутую форму, так как его держали клещами или руками. Нижний — закрепляли в тиски. Верхний — выходил из строя быстрее. До полного износа он выдерживал до 17 тысяч ударов, а нижний — 36. Орудие выполняли из бронзы и железа.

Изготовление инструментов для чеканки – сложная технологическая операция. Процесс создания углубленных изображений совершенствовали столетиями. Изготовление штемпелей было искусством. К работе допускались лучшие резчики.

Древние мастера имели задатки художников. Они изготовляли инструмент вручную и использовали в работе:

Схема чекана денег выглядела таким образом:

Процесс производства усовершенствовался с появлением новых станков и технологий:

С помощью специального устройства поднимали бревно и укладывали заготовку. Затем устройство отпускали и чеканили монеты. В середине XVI века стали применять винтовой пресс и вальцевой станок. Затем вальцверк усовершенствовали сменными деталями.

С появлением машин отпала необходимость вырезать штемпели вручную.

Брак чеканки

Монеты имеют аверс и реверс. На аверсе находятся: герб, название страны, инициалы правителя. На реверсе — номинал денег, знак, год выпуска. Существуют браки штемпеля, которые коллекционируют нумизматы.

Если ошибки художников, скульпторов не заметили, они появлялись на деньгах. Потом эти инструменты изымали и дорабатывали. Чаще всего неточности появлялись во время политических и денежных реформ.

Браком штемпеля является:

Русская чеканка в XVIII веке была плохого качества. Медные экземпляры практически не контролировали, поэтому в обращении был брак. Коллекционеры собирают такие экземпляры. Их интересует хорошая сохранность монет. Если для серебра и золота грязь не так страшна, то для меди она может быть губительна.

На Московском аукционе в октябре 2016 был продан рубль 1705 года (перевернутая «Е» в обозначении) за 1,6 млн рублей. За 10 копеек 1976 года (без указания монетного двора) заплатили 900 тысяч рублей.

Источник

Значение штемпеля на монетах

Монеты широко используются в торговых операциях с древних времен. Ранее штемпеля для их чеканки изготавливались вручную, что значительно усложняло изготовление металлических денег. Современные технологии позволили максимально усовершенствовать процесс их производства, обеспечив получение необходимого количества денежных единиц в короткие сроки.

Что представляет собой штемпель?

Что такое штемпель для чеканки изображения на монете? Этот термин применяется в нумизматике. Само же слово имеет немецкое происхождение. Так называют инструмент, применяемый для изготовления монет и медалей. Он состоит из двух элементов, поверхности которых содержат «негативные» изображения противоположных сторон выпускаемых изделий. Для создания штемпеля применяют сталь высокой прочности и твердости.

Что значит штемпель на монете

Производство денежных единиц строго контролируется государством, так как появление фальшивых купюр и монет способно нанести серьезный ущерб экономике страны. Чеканка металлических денег осуществляется исключительно государственными предприятиями. Устаревший и пришедший в непригодность штемпель для монет уничтожается для предотвращения попадания в частные руки и использования в незаконных целях.

Этапы изготовления инструмента

До второй половины XIX века рисунок на верхнем и нижнем элементах штемпелей вырезался вручную. Качество инструмента варьировалось в зависимости от уровня мастерства резчика. Разработка технологии повышения прочности изделий из стали с помощью химических средств способствовала внедрению в процесс производства маточников — вторичных штемпелей.

Вырезанное на поверхности детали позитивное изображение используется для чеканки большого количества штемпелей из металлических заготовок меньшей твердости. Последующая химическая обработка обеспечивает придание стали необходимой для длительного применения прочности. Ускорить процесс производства монет помогло и изобретение оборудования, уменьшающего размеры используемого для чеканки рисунка.

Этапы изготовления штемпеля следующие:

Чеканка монет

Рабочие штемпеля устанавливают на высокоскоростные прессы с компьютеризированной системой управления. Заготовки будущих монет фиксируются специальными пластинами и проходят через оборудование, контролирующее соответствие размеров деталей. Количество выпускаемых денежных единиц подсчитывается специальным устройством. Проверяется вес монет и отсутствие на них дефектов с отбраковкой нестандартных экземпляров. Готовая продукция подсчитывается, укладывается в специальную упаковку и направляется в финансовые организации.

Источник

Штемпель (нумизматика)

Что значит штемпель на монете

Что значит штемпель на монете

Штемпель [1] [2] [3] — в нумизматике термин, означающий металлический инструмент для чеканки монет и медалей.

На рабочую поверхность штемпеля наносится негативное изображение аверса и реверса будущей монеты. Штемпеля всегда изготовляются парами и различаются на верхний и нижний. Современные штемпели изготавливаются из высокопрочной стали и способны отчеканить сотни тысяч монет прежде чем будут заменены. Для изготовления современных штемпелей используется специальная матрица, на которую нанесено позитивное изображение будущей монеты.

Начиная с Древнего Рима монетные штемпели изготавливались вручную резчиком монетных штемпелей. Резчиков в Древнем Риме называли celators.

Изготовление монетных штемпелей издревле было весьма трудоёмким процессом, резчики штемпелей пользовались большим авторитетом.

Штемпель — это устоявшийся в российской нумизматике термин по отношению к инструменту, которым чеканятся монеты, термин пришёл в российскую нумизматику из немецкой. Не стоит путать монетный штемпель со штампом.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Штемпель (нумизматика)» в других словарях:

Портал:Нумизматика — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия

Мул (нумизматика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мул (значения). Древнеримский мул Траяна, асс … Википедия

Пруф (нумизматика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пруф. Пруф (англ. Proof) технология чеканки монет и медалей улучшенного качества. Главным и основным отличительным признаком монет, чеканенных по технологии пруф, является ровное зеркальное… … Википедия

Штамп — У этого термина существуют и другие значения, см. Штамп (значения) … Википедия

Монета — У этого термина существуют и другие значения, см. Монета (значения). Золотые 5 рублей 189 … Википедия

Васютинский, Антон Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васютинский. Антон Фёдорович Васютинский Имя при рождении: Антоний Афоциевич Васютинский Дата рождения: 17 января 1858(1858 01 17) … Википедия

Монетный брак — Золотые 5 рублей 1899 г., аверс Золотые 5 рублей 1899 г., реверс Монета (лат. moneta) слиток металла либо изделие из другого материала определённой формы, веса и достоинства, который служит узаконенным средством обращения. Содержание … Википедия

Платиновые монеты — Аверс платиновой монеты American Platinum Eagle. Платиновые монеты монеты, изготовленные из платины, в настоящее время выпускаются для коллекционных и инвес … Википедия

Первые однодолларовые монеты США — В Википедии есть другие статьи об 1 долларе США Доллар 1804 года (США) Номинал … Википедия

Брак монеты — Брак чеканки ошибки, дефекты при процессе чеканки монет на монетном дворе. В современной чеканке они почти всегда случайны и, как правило, крайне редки, что делает такие монеты ценными для нумизматов. Брак чеканки гораздо чаще встречается… … Википедия

Источник

Справка для начинающих нумизматов

Стороны монеты (аверс, реверс, гурт) и кант

Что значит штемпель на монете

Что значит штемпель на монете

Знак монетного двора

На современных рублях монетный двор обозначается сокращениями: «СПМД «(Санкт-Петербургский монетный двор) или «ММД» (Московский монетный двор), на копейках печатными буквами «С-П» или «М».

Знаки Санкт-Петербургского монетного двора:

Что значит штемпель на монете

Знаки Московского монетного двора:

Что значит штемпель на монете

Степени сохранности монеты

Состояние монеты (сохранность монеты) является одним из главных факторов, влияющих на ее коллекционную стоимость.

Выделяют следующие степени сохранности монеты:

На сайте под термином «высокая сохранность» следует понимать состояние монет близкое к UNC (не ниже XF).

Разновидности

В наши дни приобретает популярность коллекционирования монет по разновидностям. Разновидностями в нумизматике принято называть экземпляры монет одного и того же номинала, года выпуска, монетного двора, которые имеют какие-либо различия. Например, различия могут быть:

Наиболее популярными каталогами разновидностей монет современной России являются:

Виды монетного брака

Монеты с браком являются объектом коллекционирования определенной категории нумизматов. Выделяют несколько десятков видов брака, некоторые из которых является относительно редкими. Они имеют высокую стоимость.

Где продать монету?

Мы подготовили специальный обзор всех возможных мест, где вы можете продать свои монеты. В нем сравниваются лучшие из них. Также в обзоре даются рекомендации, которые позволят получить максимальную выгоду при продаже!

Вас это заинтересует:

Руководство по заработку

Что значит штемпель на монете Максим Широких
Специалист по монетам современной России и СССР

Перед комментарием ознакомьтесь с правилами. Их выполнение крайне важно, если хотите получить оценку монеты.

Это удобная площадка для оценки, покупки и продажи монет.

Источник

О коллекционировании штемпельных разновидностей российских монет

Основной вопрос, возникающий при виде множества однотипных монет с очень небольшими отличиями: ну и что за этим? Какой познавательный, научный, коллекционерский и коммерческий интерес представляет увлеченное и тщательнейшее их собирание и обретение уверенных навыков по их различению? Есть ли выход в практическую область — с учетом затраченных усилий, времени, средств, бумаги и так далее?

Известно немало монетных типов, представленных множеством штемпельных разновидностей. Наиболее яркие примеры (по данным В. Биткина на 2003 г.) — рублевик 1720, отчеканенный на Кадашевском монетном дворе, —117 разновидностей, и копейка 1711, отчеканенная на Набережном монетном дворе, — 235 разновидностей. Среди других многовариантных типов — рублевики Анны всех лет и денги 1730 и 1731, 2-копеечники 1802 ЕМ, а также 10-рублевики Николая II первых лет выпуска. Одним таким монетам посвящено несколько строк или страниц в каталогах, другим — статьи, а третьим — отдельные работы.

Раз на раз не приходится. Детальное исследование монет одних типов привело к интересным результатам, других — не будучи столь же углубленным — не дало пока ничего особо интересного, и не ясно, даст ли вообще.

Классик нумизматики дореволюционной поры Алексей Васильевич Орешников крайне скептично относился к собирательству мелких разновидностей монет императорского периода. В их детальном изучении выдающийся знаток проволочных монет не видел смысла, полагая, возможно, что в огромном массиве современных ему монет все уже ясно, загадок и вопросов по существу — почти нет. На незаданные вопросы — не было и ответов. Классик же современной эпохи В.В. Уздеников несколько десятилетий посвятил изучению вопросов, связанных именно с императорскими монетами.

Итак, с одной стороны — А.В. Орешников с негативным отношением к уклону коллекционеров в сторону собирания и исследования всех подряд монет императорского периода с малозаметными отличиями (и отчасти его можно понять).

С другой стороны — В.В. Уздеников, проанализировавший множество разновидностей для того, чтобы произвести давно назревшую типизацию российского монетного массива (одна из главных заслуг ученого). Он подметил при исследованиях массу интересных, сущностных различий, которые осветил в десятках статей, очерков и заметок. Оказывается, почти ничто ранее не было толком исследовано, везде — одни вопросы.

Значит, оценивая, есть ли что исследовать в монетном массиве XVIII — начала XX, Орешников и Уздеников находятся на разных позициях, но почти единодушны, в критике «поголовного» перебора малозначимых разновидностей и попыток коллекционирования всех подряд монет с несущественными отличиями.

Что же, коллекционирование по разновидностям вовсе не заслуживает поддержки? Мне, например, известны лишь двое, которые посвятили такому делу немало лет жизни: Е.Г. Полуйко, собравший около 700 рублевиков Анны, и Г.С. Евдокимов, собиравший денги и полушки Анны и исследовавший сотни их разновидностей. Оба представили результаты исследований, но сущностные выводы представил лишь второй. (Если говорить о рублевиках Анны, то мне как исследователю больше пользы принесла небольшая статья В.В. Узденикова о монетах, отчеканенных штемпелями И.К. Гедлингера.)

Можно, конечно, ограничить себя утилитарным подходом к решению задачи — собрать все до одного рублевики Анны, отчеканенные на двух московских и двух петербургских дворах различными штемпельными парами, хотя их и множество, но только оно никому не известно. (Если конечное множество, в принципе, можно собрать, то бесконечное множество — непобедимо.)

В общем выводе о нецелесообразности коллекционирования разновидностей есть оговорки. Так, тщательное изучение 2-копеечников 1802 ЕМ, отчеканенных, возможно, десятками миллионов экземпляров, выявляет некоторые особенности и ставит важные вопросы. (Спасибо Казбеку Темираеву, активизировавшему своими статьями интерес к этой монете.) И вот, с учетом вклада других нумизматов, теперь о ней уже известно, что:

) несмотря на маточниковую технологию изготовления штемпелей, есть десятки разных лицевых и оборотных штемпелей, и еще больше — их сочетаний;

) вначале намечалось дать ЕМ под лапами гербового орла, и пробными штемпелями даже отчеканили сколько-то монет;

) отказавшись от этой идеи и удалив на готовых штемпелях литеры Е и М, набили их под датой, и массовую чеканку начали подправленными штемпелями (но следы Е и М на прежних местах нередко просматриваются);

) часть монет, отчеканенных неутвержденными штемпелями (Е и М под лапами орла) перечеканили новыми штемпелями (ЕМ под датой).

В данном случае при изучении штемпельных разновидностей появилась и новая информация о ходе подготовки и начале выпуска 2-копеечников 1802.

Что до 10-рублевиков Николая II, то благодаря, в основном, профессионализму И.И. Рылова (исследовавшего много тысяч этих монет при работе экспертом- приемщиком в специализированном магазине «Нумизмат») выявились некоторые особенности (подробнее см в статье «Золотые монеты Николая II», «Антиквариат. », № 12 (72), 2009).

Например, на гурте 10-рублевика 1900 обнаружен знак минцмейстера АГ, ранее известный лишь на монетах 1899 и более ранних. Значит:

) либо перед чеканкой монеты в 1900 году использовали прежние гуртильные верейки — если минцмейстер золотого передела Аполлон Грасгоф (как считалось доныне) с 1900-го оставил пост, который делил в 1899-м с минцмейстерами Эликумом Бабаянцем (ЭБ) и Феликсом Залеманом (ФЗ); верейка с инициалами подобна печати с подписью и ее расшифровкой на документе;

) либо Грасгоф недолго проработал в 1900-м, и монеты тех месяцев как раз и «подписаны» буквами АГ.

Кроме того, различие в «написании» буквы Г (обычная либо с длинным «носиком») свидетельствует о чеканке части 10-рублевиков на Ленинградском монетном дворе в 1925-1926 годах — для оплаты товаров и оборудования странам, поддерживавшим «золотой бойкот» и не принимавшим большевистскую валюту («сеятелей 1923»), И.И. Рылов полагает, что у обнаруженных им особенностей ранг выше, чем у штемпельных разновидностей, но находки эти стали возможными лишь благодаря штемпельному анализу. Опираясь на мнения коллег и собственное, И. Рылов выделил несколько вариантов («типов») портрета Николая II.

Признаем очевидное: тип портрета и монетный тип — не одно и то же, два экземпляра с разными (или немного разными) типами портрета бывают одним монетным типом. Предпочитая коллекционирование по типам, я, однако, убежден, что тщательное изучение монет (а штемпельные разновидности в ходе его и выявляются) совершенно необходимо, поскольку приводит к интересным находкам.

Кое-кто пропагандирует коллекционирование монет императорского периода по разновидностям, во всю мочь вещая, что эта разновидность нигде не описана. Но переплачивают ли сами агитаторы за «редкие» разновидности, если им их предлагают? Отнюдь. Движение под лозунгом «РЕДКАЯ ШТЕМПЕЛЬНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ!» идет лишь в одну сторону — подороже продать. И никогда — купить.

Не знаю никого, кто собирает императорские монеты всех лет по штемпельным разновидностям. В середине 1970-х мой коллега, преданнейший нумизматике человек, Анатолий Маркович Обида некоторое время пытался нести тяжкую ношу, игнорируя, что не менее замечательный коллекционер, Великий князь Георгий Михайлович, при неслыханных материальных возможностях, тогдашних «детских» ценах и команде прекрасных помощников, задачу эту за тридцать лет решить не сумел

Во многих дореволюционных каталогах разновидности отмечались, и торговые каталоги, конечно, старались представить своим покупателям как можно больше разных монет. Но время, возможности покупателей, конкуренция между ними и менталитет были совсем иными.

Прошло столетие, многое переосмыслено. Написаны сотни статей и очерков, заметок и каталогов, рецензий и монографий, уровень нумизматического мышления чрезвычайно вырос.

Значение штемпельных разновидностей российских монет императорского периода, не имеющих сущностного значения, необходимо оценивать с разных позиций:

С точки зрения коллекционирования — близкое к занудству однообразие, косвенное сужение широты коллекционерских интересов, невозможность глубоко заинтересовать показом такой подборки не только коллег, но и любых своих друзей или гостей, далеких от профессионального интереса к монетам.

С познавательной точки зрения — косвенное ограничение собственного уровня профессиональных знаний и, отчасти, общекультурного уровня.

С точки зрения научного исследования — рутина, которая, за немногими исключениями, отнимает у ученого драгоценное время от исследований действительно важных нумизматических проблем.

Для убедительности приведу полдюжины эпизодов по второй половине XVIII века, где при изучении штемпельных разновидностей выявились интересные, значительные сущностные различия, о которых, конечно, должен знать любой нумизмат, коллекционирующий российские монеты императорского периода.

— Копейки 16-рублевой стопы 1757—1758. Различия в стилистике, наряду со следами изображения шведской монеты в 1 эре, которая послужила заготовкой при перечеканке в российскую монету, позволили (еще до обнаружения соответствующих документов) отнести такие копейки к продукции Сестрорецкого монетного двора.

— Часть 5-копеечников 1758 б/б благодаря стилистическим особенностям удалось отнести к продукции Сестрорецкого монетного двора, отделив их от другой части — пятаков екатеринбургских.

— Копейку 1788 6/6, денги 1788—1789 6/6 и полушку 1789 6/6, все со шнуровидным гуртом, мне удалось, по стилистическим особенностям (и по другим соображениям), уверенно отнести к продукции Санкт-Петербургского монетного двора.

— Пятаки 1789—1790 AM Георгий Евдокимов отнес, по стилистическим особенностям, к монетам, отчеканенным штемпелями, переведенными (в начале работы Аннинского монетного двора) с петербургских маточников.

— Часть копеек 1798 ЕМ отчеканена аннинскими штемпелями 1797 AM, у которых цифра «8» перебита из «7», а буква «Е» — из буквы «А» (после упразднения монетного двора в Аннинском штемпеля оттуда были отправлены в Екатеринбург и там доработаны перебивкой).

— У некоторых дефектных 2-копеечников 1800 ЕМ написание — КОПЕНКИ что явно указывает на использование при подготовке штемпеля не только литерных, но и простейших мелкодетальных пуансонов.

Убежден, что и собирание разновидностей монет советского периода, по сути, давно себя скомпрометировало, не окупив того весьма значительного общественного внимания, средств и времени, что были затрачены, оно оказалось малополезным занятием. За мелкими и мельчайшими особенностями, зачастую — и что хуже всего — недоступными невооруженному глазу, не кроется ничего действительно интересного, сущностного (возможно, за редчайшими исключениями). Достаточно плодотворным представляется лишь исследование иррегулярных монет советского периода (проводимое Никитой Моисеенко).

Вывод не касается всех разделов нумизматики, в частности, допетровского: ценность максимально полной подборки разновидностей проволочных монет определяется, прежде всего, ее научным значением.

Ущербность собирания разновидностей дореволюционных монет очевидна. Но надо понимать и помнить, что КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ВСЕХ ПОДРЯД РАЗНОВИДНОСТЕЙ и ВНИМАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОГО экземпляра, свойственное профессиональному нумизмату, — вовсе не одно и то же.

Автор признателен В.В. Биткину за предоставленную возможность использовать недостающие по ходу статьи иллюстрации из его каталога.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.116

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *