Что значит шлем четверобляшный
Что значит шлем четверобляшный
Скажу как гуманитарий
Вот воины в шлемам позднеэлладского времени
http://www.beloit.edu/
Вот рекаонструированный из подлинных артефактов шлем из кабаньих клыков http://home.att.net/
Вот изображение говолы в таком шлеме http://home.att.net/
Здесь скорее всего завязки были.
Re: Простите, а.
Шлем на могучую голову ярко блестящий надвинул
С гривою конскою; гребень ужасный над ним волновался;
Быстро повлек, обратившися к пышнопоножным ахейцам.
Стиснул Парисову нежную выю ремень хитрошвенный –
Вплоть у него под брадой проходившая подвязь шелома.
Шлем на чело возложила украшенный, четыребляшный,
Златом сияющий, ста бы градов ратоборцев покрывший.
Встал и широкие плечи покрыл он пардовой кожей,
Пятнами пестрой; на голову шлем, приподнявши, надвинул,
Медью блестящий, и, дрот захвативши в могучую руку,
Отдал и щит; на главу же героя из кожи воловой
Шлем он надел, но без гребня, без блях, называемый плоским,
Коим чело у себя покрывает цветущая младость.
Вождь Мерион предложил Одиссею и лук и колчан свой,
Отдал и меч; на главу же надел Лаэртида героя
Шлем из кожи; внутри перепутанный часто ремнями,
Крепко натянут он был, а снаружи по шлему торчали
Белые вепря клыки, и сюда и туда воздымаясь
В стройных, красивых рядах; в середине же полстью подбит он.
Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный,
С конскою гривой, и страшный поверх его гребень качался
Гоплитская фаланга: тактика и вооружение
Гоплитская фаланга: тактика и вооружение
Содержание:
Появление на поле боя фаланги привело к ряду серьёзных изменений в тактике. Гоплиты стали использовать более тесное построение, чем это было принято раньше. Сократилось значение метательного боя, поскольку обе стороны стремились как можно скорее сойтись в рукопашной схватке. Командная работа и взаимовыручка в общем строю пришла на смену индивидуальному мастерству и доблести. Эти изменения в военном деле самым существенным образом отразились на защитном снаряжении и оружии гоплитов.
Истоки
Громко кричал и Атрид, препоясаться в брань возбуждая
Воев аргивских, и сам покрывался блистательной медью.
Прежде всего положил на могучие ноги поножи,
Пышные, кои серебряной плотно смыкались наглезной.
После вкруг персей герой надевал знаменитые латы,
Кои когда-то Кинирас ему подарил на гостинец:
В латах сих десять полос простиралися ворони чёрной,
Олова белого двадцать, двенадцать блестящего злата;
Сизые змеи по ним воздымалися кверху, до выи,
По три с боков их, подобные радугам, кои Кронион
Зевс утверждает на облаке, в дивное знаменье смертным.
Меч он набросил на рамо: кругом по его рукояти
Гвозди сверкали златые; влагалище мечное окрест
Было серебряное и держалось ремнями златыми.
Поднял, всего покрывающий, бурный свой щит велелепный,
Весь изукрашенный: десять кругом его ободов медных,
Двадцать вдоль его было сияющих блях оловянных,
Белых; в средине ж одна воздымалася — чёрная воронь;
Там Горгона свирепообразная щит повершала,
Страшно глядящая, окрест которой и Ужас и Бегство.
Сребряный был под щитом сим ремень; и по нём протяжённый
Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона
Три, меж собою сплетясь, от одной воздымалися выи.
Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный,
С конскою гривой, и страшный поверх его гребень качался
Крепкие два захватил копия, повершённые медью,
Острые, медь от которых далёко, до самого неба.
Греческие воины гомеровского времени. Реконструкция Ричарда Хука. Источник: Secunda, N. The Spartan Army / N.Secunda. — Osprey Publishing, Elite, Band 66
Наконец, к числу источников относятся бронзовые и терракотовые фигурки воинов из святилищ Олимпии, Дельф и Додоны, а также изображения воинов со щитами и парой копий на вазовой росписи геометрического стиля VIII–VII веков до н.э. В сумме эти материалы показывают, что облик воинов того времени в основных деталях имитировал микенцев. Воины-аристократы носили бронзовые шлемы, панцири и поножи. Наряду с круглым использовался дипилонский щит с боковыми вырезами. В военном деле применялись колесницы. Квазиритуальная тактика ориентировалась на стандарты, установленные гомеровским эпосом.
Шлем и доспех из Аргоса, между 720 и 700 годами до н.э. Археологический музей (Аргос)
Доспех и шлем
Согласно описаниям «Илиады», уже в гомеровскую эпоху, в X–VIII веках до н.э., сражения выглядели как столкновения выстроившихся друг против друга компактных масс воинов во главе с вождями. Последние должны были демонстрировать героический этос и действовать более решительно, чем остальные, вовлекая в битву рядовых воинов. Чтобы сражаться врукопашную с врагом, вожди носили большие щиты и доспехи.
Воин, облачающийся в доспехи. Чернофигурная пелика, около 550 года до н.э. Музей Ватикана. Фото автора
Мраморный торс воина в шлеме и панцире из святилища Геры на Самосе. Старый музей, Берлин. Фото автора
В «Илиаде» представлено множество щитов. Например, огромный, как башня, щит Аякса, изготовленный из семи слоёв кожи с бронзовыми накладками, который тот носил на ремне через грудь. Или же большие круглые щиты из дерева, покрытые кожей и бронзой, с умбоном посередине и без умбона. Ещё большее разнообразие форм и размеров щитов представлено в вазописи геометрического периода VIII–VII веков до н.э.
Столь же разнообразны археологические находки, которые включают бронзовые умбоны и обоймы, по форме расположения которых можно судить о форме обода щита, и даже целиком сохранившиеся бронзовые облицовки из Идейской пещеры на Крите и с Кипра. Эти находки напоминают щиты, использовавшиеся в то же время в Северной Италии и в Центральной Европе. Общей чертой для них является кулачная рукоять, размещённая в центре щита. Некоторые экземпляры, вероятно, можно датировать VIII веком до н.э., однако большинство относится к VII–VI векам до н.э. Таким образом, они являются современными гоплитскому щиту, который пришёл им на смену.
Бронзовые щиты VII века до н.э. из святилища Зевса в Идейской пещере на Крите. Музей археологии, Ираклион. Фото автора
Форму последнего, как считается, греки заимствовали из Малой Азии в начале — первой половине VII века до н.э. Геродот приписывал его изобретение карийцам:
«Карийцы научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первые стали приделывать ручки на щитах. До этих пор все народы носили щиты без ручек и пользовались ими с помощью кожаных перевязей, надевая их на шею и на левое плечо».
Этот щит имел круглую форму, диаметр 0,8–1 м, выпуклую центральную часть и усиленную кромку. Изготавливался он из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи обтягивался бычьей кожей, иногда покрывался листовой бронзой, но чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне щита. Главной особенностью его конструкции была система двойных рукоятей, крепившихся с внутренней стороны. Одна рукоять (порпакс) представляла собой бронзовую скобу, проходившую через центр щита. В неё воин просовывал руку до локтя. Кистью он при этом брался за другую рукоять (антилабе), крепившуюся у самого обода щита. Так щит надёжно фиксировался на руке, не вращался и не соскальзывал.
Реконструкция гоплитского щита, художник Стив Нун. Источник: Campbell, D.B. Spartan warrior 735–331 BC / D.B. Campbell. — Osprey Publishing, Warrior 163
Такой щит надёжно прикрывал воина от подбородка до колена. Однако в сравнении с ранее использовавшимся кулачным щитом он был не слишком удобен для индивидуального бойца. Гоплитский щит довольно тяжёлый. Его нельзя легко снять и поставить на землю в минуты затишья, чтобы потом столь же легко вновь подхватить рукой. Из-за того, что рукоять находилась в центре, почти половина щита выступала за левый бок воина гораздо больше, чем то требовалось для защиты. Как уже давно было замечено, гоплитский щит хорошо подходит лишь для сражения в сомкнутом строю. В этом случае левая половина щита служит защитой правого бока стоящего рядом товарища. Поэтому его появление и распространение исследователи обычно жёстко увязывают с возникновением фаланги.
Название, под которым он был известен грекам — «аргосский щит» (αργόλικη άσπις) — по-видимому означает, что первыми его приняли обитатели Пелопоннеса. Любопытное подтверждение этой гипотезы оставил Павсаний:
«Если идти из Аргоса в Эпидавр, то на правой стороне будет сооружение (…) оно имеет рельефные изображения аргосских щитов. Здесь происходил бой между Претом и Акрисием из-за власти (…) Передают также, что тогда впервые и все начальники, и всё остальное войско сражались вооружённые щитами».
Изображение фаланги на протокоринфской ольпе, около 630 года до н.э. Музей этрусской цивилизации, Рим. Фото автора
Копьё
Воины со щитами и парой копий на амфоре геометрического стиля, VIII век до н.э. Национальный музей археологии, Афины. Фото автора
Железные наконечники копий (справа) и бронзовые подтоки (слева и в центре) VI–V веков до н.э. Национальный музей археологии, Афины. Фото автора
Воин держит копьё с подтоком. Краснофигурная амфора IV века до н.э. Лувр, Париж. Фото автора
Комплект вооружения
На вазе Киджи, как и на современных ей произведениях вазописи, вышедших из-под кисти «мастера Макмиллана», мы видим строй единообразно снаряжённых и вооружённых воинов. Однако очевидно, что между сражавшимися бок о бок представителями разных имущественных классов сохранялась разница в вооружении. Лишь самые богатые граждане могли позволить себе полную гоплитскую паноплию, включавшую бронзовый шлем, панцирь, поножи и щит, а также копьё и меч. Остальные воины вынуждены были экономить на тех или иных предметах снаряжения.
Изображение фаланги на росписи протокоринфского арибалла «мастера Макмиллана». Около 640 года до н.э. Британский музей, Лондон. britishmuseum.org
Самую большую группу находок составляют шлемы — 350 экземпляров. На втором месте находятся остатки примерно 280 щитов. Вероятно, их было больше, поскольку до нас дошли лишь элементы металлических деталей. Панцирей было найдено всего 33 экземпляра. Наконец, к числу находок относятся 225 поножей. На основании количественного распределения находок мы можем сделать следующие выводы. Скорее всего, базовым элементом комплекта вооружения, который носили все воины, был щит и одно или два копья. У большинства воинов были также шлемы, многие носили поножи. Металлические доспехи, скорее всего, имела лишь десятая часть воинов — возможно, те из них, кто сражался в первых рядах фаланги. Что касается остальных, они могли использовать мягкие доспехи из льна, войлока или кожи или же идти в бой вовсе без доспеха, полагаясь при этом на щит как на главное средство защиты.
Гоплитская фаланга: тактика и вооружение
Появление на поле боя фаланги привело к ряду серьёзных изменений в тактике. Гоплиты стали использовать более тесное построение, чем это было принято раньше. Сократилось значение метательного боя, поскольку обе стороны стремились как можно скорее сойтись в рукопашной схватке. Командная работа и взаимовыручка в общем строю пришла на смену индивидуальному мастерству и доблести. Эти изменения в военном деле самым существенным образом отразились на защитном снаряжении и оружии гоплитов.
Истоки
Громко кричал и Атрид, препоясаться в брань возбуждая
Воев аргивских, и сам покрывался блистательной медью.
Прежде всего положил на могучие ноги поножи,
Пышные, кои серебряной плотно смыкались наглезной.
После вкруг персей герой надевал знаменитые латы,
Кои когда-то Кинирас ему подарил на гостинец:
В латах сих десять полос простиралися ворони чёрной,
Олова белого двадцать, двенадцать блестящего злата;
Сизые змеи по ним воздымалися кверху, до выи,
По три с боков их, подобные радугам, кои Кронион
Зевс утверждает на облаке, в дивное знаменье смертным.
Меч он набросил на рамо: кругом по его рукояти
Гвозди сверкали златые; влагалище мечное окрест
Было серебряное и держалось ремнями златыми.
Поднял, всего покрывающий, бурный свой щит велелепный,
Весь изукрашенный: десять кругом его ободов медных,
Двадцать вдоль его было сияющих блях оловянных,
Белых; в средине ж одна воздымалася — чёрная воронь;
Там Горгона свирепообразная щит повершала,
Страшно глядящая, окрест которой и Ужас и Бегство.
Сребряный был под щитом сим ремень; и по нём протяжённый
Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона
Три, меж собою сплетясь, от одной воздымалися выи.
Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный,
С конскою гривой, и страшный поверх его гребень качался
Крепкие два захватил копия, повершённые медью,
Острые, медь от которых далёко, до самого неба.
Наконец, к числу источников относятся бронзовые и терракотовые фигурки воинов из святилищ Олимпии, Дельф и Додоны, а также изображения воинов со щитами и парой копий на вазовой росписи геометрического стиля VIII–VII веков до н.э. В сумме эти материалы показывают, что облик воинов того времени в основных деталях имитировал микенцев. Воины-аристократы носили бронзовые шлемы, панцири и поножи. Наряду с круглым использовался дипилонский щит с боковыми вырезами. В военном деле применялись колесницы. Квазиритуальная тактика ориентировалась на стандарты, установленные гомеровским эпосом.
Доспех и шлем
Согласно описаниям «Илиады», уже в гомеровскую эпоху, в Х–VIII веках до н.э., сражения выглядели как столкновения выстроившихся друг против друга компактных масс воинов во главе с вождями. Последние должны были демонстрировать героический этос и действовать более решительно, чем остальные, вовлекая в битву рядовых воинов. Чтобы сражаться врукопашную с врагом, вожди носили большие щиты и доспехи.
В «Илиаде» представлено множество щитов. Например, огромный, как башня, щит Аякса, изготовленный из семи слоёв кожи с бронзовыми накладками, который тот носил на ремне через грудь. Или же большие круглые щиты из дерева, покрытые кожей и бронзой, с умбоном посередине и без умбона. Ещё большее разнообразие форм и размеров щитов представлено в вазописи геометрического периода VIII–VII веков до н.э.
Столь же разнообразны археологические находки, которые включают бронзовые умбоны и обоймы, по форме расположения которых можно судить о форме обода щита, и даже целиком сохранившиеся бронзовые облицовки из Идейской пещеры на Крите и с Кипра. Эти находки напоминают щиты, использовавшиеся в то же время в Северной Италии и в Центральной Европе. Общей чертой для них является кулачная рукоять, размещённая в центре щита. Некоторые экземпляры, вероятно, можно датировать VIII веком до н.э., однако большинство относится к VII–VI векам до н.э. Таким образом, они являются современными гоплитскому щиту, который пришёл им на смену.
Форму последнего, как считается, греки заимствовали из Малой Азии в начале — первой половине VII века до н.э. Геродот приписывал его изобретение карийцам:
«Карийцы научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первые стали приделывать ручки на щитах. До этих пор все народы носили щиты без ручек и пользовались ими с помощью кожаных перевязей, надевая их на шею и на левое плечо».
Этот щит имел круглую форму, диаметр 0,8–1 м, выпуклую центральную часть и усиленную кромку. Изготавливался он из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи обтягивался бычьей кожей, иногда покрывался листовой бронзой, но чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне щита. Главной особенностью его конструкции была система двойных рукоятей, крепившихся с внутренней стороны. Одна рукоять (порпакс) представляла собой бронзовую скобу, проходившую через центр щита. В неё воин просовывал руку до локтя. Кистью он при этом брался за другую рукоять (антилабе), крепившуюся у самого обода щита. Так щит надёжно фиксировался на руке, не вращался и не соскальзывал.
Такой щит надёжно прикрывал воина от подбородка до колена. Однако в сравнении с ранее использовавшимся кулачным щитом он был не слишком удобен для индивидуального бойца. Гоплитский щит довольно тяжёлый. Его нельзя легко снять и поставить на землю в минуты затишья, чтобы потом столь же легко вновь подхватить рукой. Из-за того, что рукоять находилась в центре, почти половина щита выступала за левый бок воина гораздо больше, чем то требовалось для защиты. Как уже давно было замечено, гоплитский щит хорошо подходит лишь для сражения в сомкнутом строю. В этом случае левая половина щита служит защитой правого бока стоящего рядом товарища. Поэтому его появление и распространение исследователи обычно жёстко увязывают с возникновением фаланги.
Название, под которым он был известен грекам — «аргосский щит» (αργόλικη άσπις) — по-видимому означает, что первыми его приняли обитатели Пелопоннеса. Любопытное подтверждение этой гипотезы оставил Павсаний:
«Если идти из Аргоса в Эпидавр, то на правой стороне будет сооружение (…) оно имеет рельефные изображения аргосских щитов. Здесь происходил бой между Претом и Акрисием из-за власти (…) Передают также, что тогда впервые и все начальники, и всё остальное войско сражались вооружённые щитами».
Копьё
Комплект вооружения
На вазе Киджи, как и на современных ей произведениях вазописи, вышедших из-под кисти «мастера Макмиллана», мы видим строй единообразно снаряжённых и вооружённых воинов. Однако очевидно, что между сражавшимися бок о бок представителями разных имущественных классов сохранялась разница в вооружении. Лишь самые богатые граждане могли позволить себе полную гоплитскую паноплию, включавшую бронзовый шлем, панцирь, поножи и щит, а также копьё и меч. Остальные воины вынуждены были экономить на тех или иных предметах снаряжения.
Самую большую группу находок составляют шлемы — 350 экземпляров. На втором месте находятся остатки примерно 280 щитов. Вероятно, их было больше, поскольку до нас дошли лишь элементы металлических деталей. Панцирей было найдено всего 33 экземпляра. Наконец, к числу находок относятся 225 поножей. На основании количественного распределения находок мы можем сделать следующие выводы. Скорее всего, базовым элементом комплекта вооружения, который носили все воины, был щит и одно или два копья. У большинства воинов были также шлемы, многие носили поножи. Металлические доспехи, скорее всего, имела лишь десятая часть воинов — возможно, те из них, кто сражался в первых рядах фаланги. Что касается остальных, они могли использовать мягкие доспехи из льна, войлока или кожи или же идти в бой вовсе без доспеха, полагаясь при этом на щит как на главное средство защиты.
Самый красивый шлем Оружейной палаты
Самый красивый шлем Оружейной палаты
Важнейшей частью доспехов русских воинов издавна являлись боевые наголовья, в числе которых был и шлем. Он сопровождал всю ратную историю нашего народа – от Киевской Руси до позднейших времен. Но шлем с древнейших времен был не только защитой, но и украшением воина. Еще в поэмах Гомера внешнему виду шлемов, которые носили олимпийские боги и прославленные герои «Илиады» и «Одиссеи», отводится много поэтических строк. Так, могучий и грозный Ахилл имел шлем «четверобляшный, с конской гривой, и страшный поверх его гребень качался»; а у Агамемнона был шлем, «пышный, кругом изукрашенный, гребнем златым повершенный».
Древнерусский шлем Х века плавно изогнут и вытянут вверх. Подобная форма, отсутствовала в Западной Европе, но была распространена в Передней Азии. Такими были еще ассирийские шлемы, а в средние века – арабские, персидские и турецкие.
Лучшим образцом такого наголовья и является «шапка ерихонка» царя Михаила Федоровича Романова – самый красивый шлем из собрания Оружейной палаты. Название «ерихонка» одни ученые выводят от библейского города Иерихона, чьи стены пали от трубного «гласа». Сторонники этой версии ссылаются на пристрастие иерихонцев к роскоши и нарядным украшениям. Другие исследователи называют город Яркенд, располагавшийся в Центральной Азии, где якобы впервые и зародился такой тип боевого наголовья.
«Ерихонки» с парадной отделкой были излюбленным видом наголовья русских парадных доспехов.
«Все русские ремесленники превосходны, очень искусны и так смышленны, что все, чего с роду не видывали, не только не делывали, с первого взгляда поймут и сработают столь хорошо, как будто с малолетства привыкли», – так рассказывал один иностранец, побывавший в Москве в XVII веке.
К украшению «шапки ерихонки» царя Михаила Федоровича в 1621 году приложил руку «латных и самопальных дел мастер» Никита Давыдов. Это была одна из ранних работ прославленного русского оружейника.
Первое упоминание о Никите Давыдове относится к 1613 году, когда М. Салтыков писал муромскому воеводе: «…и како те ся наша грамота придет и ты бы немедленно сыскал в Муромском уезде… и прислал к Государю на Москву в Оружейную палату на казенной подводе кузнеца Микиту».
В Москве Никиту Давыдова сразу же назначили старшим мастером Оружейной палаты, и в этой должности он прослужил более 50 лет. Все эти годы другие мастера Оружейной палаты работали под его наблюдением, многие вещи были сделаны им самим или при его участии, недаром Никиту Давыдова часто называют «отцом русских оружейников». За прекрасную работу царь много раз жаловал его дорогими подарками и повышал годовое жалованье: Никита Давыдов получал самое высокое среди мастеров Оружейной палаты жалованье – 30 рублей.
«Шапка ерихонка» состоит из колпака, назатыльника, козырька, носовой стрелки и наушей с фигурными слуховыми отверстиями. Его поверхность богато украшена виртуозно насеченным орнаментом из тонкой золоченой проволоки, алмазов, рубинов и других драгоценных камней.
Боевые достоинства шлема усилены длинным пластинчатым назатыльником и прорезными наушами, покрытыми «травами» – тончайшей паутиной золотого узора. В таком шлеме лицо надежно защищалось от поперечного сабельного удара носовой стрелкой, которая завершается золотым украшением с чеканным, наведенным эмалью изображением ангела.
Сам шлем и все его детали выкованы из иранской булатной стали. Навершия у него сейчас нет, осталось только гнездо, куда оно когда-то ввинчивалось. Подвершье ограничивается выпуклым ободком, повыше которого золотом наведены три продолговатых и три звездчатых клейма. В продолговатых клеймах есть арабская надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Бога и скорой победы».
Повыше «трав», которые входят в звездчатые клейма, золотом наведен узор, а над ним подвершье украшено разноцветной финифтью и четырьмя гранеными продолговатыми алмазами, укрепленными в золотых гнездах. Под выпуклым ободком золотом тоже наведены «травы», а на колпаке золотом наведены великокняжеские короны, осененные восьмиконечными крестами. В золотых, расцвеченных финифтью гнездах укреплены четыре ограненных алмаза.
Выше говорилось, что к украшению «шапки ерихонки» приложил свою искусную руку Никита Давыдов, однако старинная легенда гласит, будто этот шлем Никитой Давыдовым был лишь переделан из древнего «шелома», якобы принадлежавшего прежде Александру Невскому. Как бы там ни было, но царь Михаил Федорович по достоинству оценил работу русского оружейника и 18 декабря 1621 года повелел выдать Никите Давыдову «полпята аршина тафты желтой, виницейской, да четыре аршина сукна аглицкого за то, что он делал государеву шапку на ерихонское дело».
Сделанный Никитой Давыдовым шлем, вес которого составлял 3,3 килограмма, использовался довольно часто. Известно, что он находился в походной казне царя Алексея Михайловича в боевых походах 1650-х годов – под Смоленск, Вильно и Гродно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ШЛЕМ, УПАВШИЙ В САРДАХ
ШЛЕМ, УПАВШИЙ В САРДАХ Каппадокия, или Катпатука, как называли ее персы, находилась в самом центре Анатолийского полуострова. Ее возвышенное плоскогорье, жавшееся к облакам, предоставляло проход к истокам Тигра и Евфрата на юге, горам Армении на востоке и торговым портам
2.2.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в Оружейной палате Кремля, изображен зодиак с гороскопом
2.2.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в Оружейной палате Кремля, изображен зодиак с гороскопом До настоящего времени сохранилось очень мало личных вещей Ивана Грозного. Пожалуй, наиболее известная из них — походный царский престол в виде кресла с
ШЛЕМ, УПАВШИЙ В САРДАХ
ШЛЕМ, УПАВШИЙ В САРДАХ Каппадокия, или Катпатука, как называли ее персы, находилась в самом центре Анатолийского полуострова. Ее возвышенное плоскогорье, жавшееся к облакам, предоставляло проход к истокам Тигра и Евфрата на юге, горам Армении на востоке и торговым портам
Глава 4 ШЛЕМ, ЩИТ И ШПОРЫ
Глава 4 ШЛЕМ, ЩИТ И ШПОРЫ Для того чтобы получить точное представление о полном наборе лат, надо рассмотреть и некоторые дополнительные принадлежности, необходимые для понимания функции доспехов и их роли в средневековой жизни. К этим принадлежностям относятся шлем, щит,
Глава I «САМЫЙ КРАСИВЫЙ РЕБЕНОК, КАКОГО Я ВИДЕЛ»
Глава I «САМЫЙ КРАСИВЫЙ РЕБЕНОК, КАКОГО Я ВИДЕЛ» Ранним утром 8 декабря 1542 года вооруженные гонцы галопом вылетели из дворца Линлитгоу, оставив позади тепло караулок. Их дыхание превращалось на морозе в пар, а копыта лошадей высекали искры из замерзших булыжников внешнего
24.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в оружейной палате кремля, изображен зодиак с гороскопом
24.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в оружейной палате кремля, изображен зодиак с гороскопом До настоящего времени сохранилось очень мало личных вещей Ивана Грозного. Пожалуй, наиболее известная из них — походный царский престол в виде кресла с
«Стальной шлем»
«Стальной шлем» (Stahlhelm), одна из многочисленных националистических военизированных организаций в Веймарской республике, созданная 23 декабря 1918 в Магдебурге. Во главе ее стоял майор Франц Зельдте. Основной целью этой организации было противодействие подъему
3. Сокровища Оружейной палаты
3. Сокровища Оружейной палаты Оружейная палата Московского Кремля — старейший музей нашей страны. Она находится недалеко от Боровицких ворот, на месте бывших Житного и Конюшенного дворов. Создание Оружейной палаты как сокровищницы московских великих князей
Красивый миф
Красивый миф В основу сценария фильма была положена книга воспоминаний комиссара Чапаевской дивизии Фурманова. Однако многое пришлось переработать, а кое-что просто потом придумали. Так, например, никогда не было знаменитой «психической атаки» каппелевцев, по поводу