Что означает слово вуду
Значение слова «вуду»
Вуду представляет собой конгломерат из всевозможных анимистических культов, который включает в себя традиционные верования африканской (негритянской) диаспоры в Новом свете, как, например, гаитянская вуду (англ. Voodoo, Vodun, Vodoun), кандомбле (англ. Vodum) в Бразилии, винти в Суринаме, луизианская (новоорлеанская) вуду и сантерия на Кубе и в Доминиканской республике. Все эти направления имеют синкретическую природу, соединяя с христианством африканские традиционные религии, зародившиеся в среде народа конго на территории современных Республики Конго, Демократической республики Конго и Анголы.
ву́ду
1. религ. верования, распространённые в Южной и Центральной Америке и представляющие собой смесь католических ритуалов и древней африканской магии ◆ Вот тогда-то и вступают в силу гадалки, профессора черной магии, заклинатели, шаманы или служители культа вуду. Родион Нахапетов, «Влюблённый», 1998 г. (цитата из НКРЯ)
вуду́
1. религ. ритуальное омовение в исламе
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова маоизм (существительное):
Что означает слово вуду
Вудуистский «Злой бог».
Дерево. Бюро.
Порт-о-Пренс. Гаити.
ву́ду, общее название группы афрохристианских синкретических сект. Другая форма названия воду. Секты вуду появились на Гаити в XVIII в. в результате сращения верований чёрных рабов (преимущественно родом из Дагомеи) с католицизмом. Особое развитие культ получил со времени прихода к власти в 1957 диктатора Франсуа Дювалье, исповедовавшего вуду.
Вероучение сочетает элементы традиционных дагомейских верований и католицизма. Библия сектантами практически не используется, хотя и почитается, так как большинство вудуистов формально считаются католиками и совершают обряды и Римско-католической церкви, и вуду. Христианские догматы в вуду фактически не признаются и объектом поклонения являются дагомейские божества «лоасы», или «лоа», приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Некоторые из них ассоциируются с католическими святыми. Наиболее популярными из лоасов являются Дамбалла-уэдо, бог змей и дождя, Агуа-таройо, бог морей, Зину, бог плодородия и полей, Эрзили-Фреда, богиня красоты, Огун, бог войны, и Легба, посредник между лоасами и людьми. Среди божеств рангом ниже особенно выделяются различные «бароны», которых считают отвечающими за колдовские ритуалы. Главным среди них является Барон-Суббота. Вудуисты полагают, что от брака Барона-Субботы и «мадам» Брижит («баронессы») появилось семейство злых божеств Гедэ. Обычно в сектах вуду одинаково почитается весь пантеон, однако в ряде групп некоторые лоасы, например Дамбалла-уэдо, выдвигаются на первый план и наделяются дополнительными качествами. Секты вуду смысл жизни видят в общении с лоасами с целью заручиться их расположением и получить от них ценную информацию. Для этого лоасы требуют жертвоприношений. Вероучение вуду эзотерично, то есть для познания его истинных целей необходимо пройти определённые степени посвящения.
Культовая практика вуду сложна и разнообразна. Вудуисты делятся на жреческое сословие и мирян. Жрецами унганами, или мамбо, могут быть как женщины, так и мужчины, называемые соответственно мамалоа и папалоа. Унганам вменяется в обязанность проведение служб и вызывание лоасов, символом власти жрецов служат сделанные из высушенной тыквы погремушки. Помогают им «унси» служки. Миряне-вудуисты делятся на неофитов и посвящённых «канцо». Церемония посвящения в вуду длится 3 дня, по истечении которых посвящаемому моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. Вудуисты считают, что после выполнения всех этих процедур в посвящаемого вселяется лоас. В некоторых сектах вуду в ритуале посвящения используется кровь, обычно петушиная.
Культовые церемонии проводятся в специальном святилище «хунфоре», или «умфро», представляющем собой большую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины расположен алтарь, на котором стоят как собственно вудуистские, так и католические символы. Помимо алтаря в хунфоре есть своего рода «приделы» специальные комнаты для определённых лоасов. В центре святилища находится столб «митан», называемый дорогой богов, так как по нему во время службы якобы спускаются лоасы. Во время культовых церемоний унганы проводят «кормление» лоасов для их умилостивления, принося в жертву различных животных. Мясо жертвенных животных частью съедается, а частью закапывается или разбрасывается. Проводится также ритуал установления связи между людьми и богами, во время которого один из лоасов вселяется, по мнению сектантов, в специально подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Своими движениями этот человек показывает, какой конкретно лоас в него вселился, и унган может задавать ему вопросы или испрашивать дозволение на какое-нибудь дело. Для введения в транс используется музыка специальных ритуальных барабанов. Сектам вуду свойственна также обширная практика колдовства, особенно чёрной магии. Во время магических сеансов совершаются попытки оживления умерших людей и превращения их в живых мертвецов зомби.
Вуду (в его сектантских разновидностях) является локальным культом Гаити, где к нему принадлежит около 5 млн. человек (приблизительно 3/4 всего населения, хотя официально 98% гаитян исповедуют христианство). Его последователи есть и в других странах Карибского бассейна, а также в США (см. Афроамериканское вуду) и в некоторых европейских странах, в том числе в России.
В настоящее время насчитывается более 100 различных сект вуду.
Деталь вудуисткого алтаря.
Черная религия Вуду
Первые ассоциации у многих при упоминании слова «вуду», вызывают зловещие куклы, истыканные иглами. Так ли это на самом деле? К сожалению, сегодня вуду не всегда оказывается правильно понятыми многими. Где реальность и вымысел и что есть вуду на самом деле? Вуду для многих ограничивается только магическими и устрашающими историями, что имеет своё объяснение. Многочисленные вопросы и недопонимание этой темы будет рассмотрено в этой статье для четкого ответа и правильного значения вудической религии.
Здесь можно ознакомится с основной сутью философии афроамериканского верования. Что простыми словами и доступными объяснениями поможет разобраться с тем, что такое вуду, в чем ее основы и суть, кто такие вудисты и всех других вопросах, касающихся «наводящей ужас» религии.
Вуду — это религия, отображающая историю африканского народа
Вуду: что это такое
Вуду, или «дух»— это монотеистическая религия западной Африки, распространённая в Гаити и Новом Орлеане, а также других местах Карибского бассейна. Вуду связывает католические и африканские верования, основанные на почитании мира духов, образуя уникальный набор ритуалов, включающий церемонии с жертвоприношением и использование символических рисунков. Исторически вуду был сформирован не только наложением двух религий, но и стал отражением тяжелых рабских времён, что не могло не отразиться в этой культуре. Вуду выражает яркие традиции и быт последователей.
Пытаясь простыми словами объяснить что такое вуду, можно прийти к более реальному пониманию ее сути через верования и убеждения вудистов. Вуду — это мировоззрение, основанное на целом спектре культурных элементов: личных, системе этики, практики, народного фольклора, передаваемые из поколения в поколение. Проще говоря, вуду — это образ жизни или набор руководящих принципов, которым придерживаются его верующие, а не религия с магическими куклами и зловещими зомби.
Боль и страдания рабов насыщали вуду элементами темной магии
15 фактов о Вуду
1. Настоящее вуду не показывают в кино, телешоу, о нем не пишут в книгах и не рассказывают в документальных фильмах. Он считается тайным культом.
2. Вуду — это не магия, каннибализм или поклонение дьяволу, а люди практикующие вуду не колдуны, ведьмы и оккультисты. Вуду — это общинная религия с принципами, имеющими центральное значение для верующих, основанные на исцелении и благом намерении.
3. Самые известные и сенсационные особенности вудической религии, включая куклы и зомби, мало связаны с его реальными убеждениями. Вуду — это не практика, специально призванная навредить. Много ранней литературы, информировало мнение западного мира о нём как об опасной религии.
4. Вуду был демонизирован на протяжении многих лет рабовладельцами, которые пытались оправдать свои преступления, очерняя религиозные культы рабов и придумывая ужасающие истории. Позднее эти выдумки были подхвачены «голливудскими» режиссерами и авторами «ужастиков».
6. В 18 веке рабов, привезенных с традиционным верованием в Америку, против их воли крестили в католики, чья культура оставила заметный след в вудической культуре, где обычаи и ритуалы совместились с католической религией.
7. В вуду нет писаний и власти. В нем есть общины, где поддерживаются индивидуальные знания, охватывающие весь вудический опыт. А практика используется разными людьми в разных целях.
8. В отличие от большинства религий, вуду не ориентируется только на одного бога, но утверждает, что духовность присутствует во всем независимо от того, насколько неодушевленны или незначительны могут казаться предметы.
9. Существуют рынки по всей Западной Африке, части Гаити, и в Новом Орлеане, где продают всевозможные невероятные продукты тем, кто действительно интересуется практикой вуду. Кристаллы, высушенные змеиные шкуры, сушеные травы, головы животных, части насекомых, готовые к употреблению в попытке почтить духов. Эти места как аптека для вудических любителей, где можно найти невообразимые ингредиенты.
10. Вуду является официальной национальной религией маленькой страны Бенин, где проходит Фестиваль Бенинского вуду в память о людях, потерявших родину и свободу во время африканской работорговли.
11. Как религия рабов — людей, которых не учили читать и писать, вуду развивалась в рамках устной традиции, где нет ни основополагающего текста (как Коран или Библия), ни письменной доктрины, ни централизованной власти. Обычаи, обряды и верования передаются устно, сменяющими друг друга поколениями священников и жриц.
12. Сегодня во всем мире насчитывается около 60 миллионов последователей вуду.
13. Так как афроамериканцы не могли ни читать, ни писать, они разработали символы для своей религии, которые зачастую используют в кино, литературе или шарлатанских гаданиях и заклинаниях. На самом же деле это просто символы, разработанные неграмотным народом для идентификации и обращения к духам.
14. Большую роль в вудическом веровании играют католические образы, например на алтарях часто можно увидеть распятие, а также куклы, камни, свечи, карты гадания и т.д.
15. Вудическая религияпо разному преподносится и практикуется в различных географических местах в зависимости от влияния на него других религий. Различают западноафриканское, луизианское, гаитянское вуду. Но на всех одинаково влияет римский католицизм. Разные школы имеют как сходства и так и различия.
Танец, эмоции, экстаз — вудические церемонии
Краткая суть религии
Вудические приверженцы верят в существование меньших существ, которых они называют Лоа. Они более тесно вовлечены в повседневную жизнь, чем Бондье, который является отдаленной фигурой. Лоа — это духи, которые являются настоящими правителями в вуду. Взаимные отношения людей и Лоа выражаются в взаимообмене и помощи последнего за преподнесенные дары и внимательное отношение. Лоа служат проводником между огромной священной силой Бондье и повседневными потребностями людей. Каждый из Лоа отвечает за конкретную сферу деятельность или часть жизни. Так, например, фермер, может воздать должное духу сельского хозяйства. Страдающий от неискренней любви, восхвалять и одаривать Эрзули Фрейд, духа любви. Помимо оказания помощи (или создания препятствий) человеческим делам, Лоа может также проявлять себя, обладая телами своих верующих. Также они могут принимать различные формы, от жуткого паука до мирного дерева.
Вилокан — это дом Лао, а также умерших. Обычно это место представляется затопленным и лесистым островом. Его охраняет другой Лао, который должен быть сыт, прежде чем практикующие могут говорить с любым другим жителем Вилокана. В отличие от всех других систем веры, в вуду нет зла, так как только добро влияет на позитивную силу Бондье. Таким образом жизнь делают лучше свобода, радость и надежда, в то время как разрушающие этот идеал, рассматриваются плохие и нежелательные дела. Конкретных ритуалов и методов стандартной формы у вудистов нет. К примеру, два храма в одном и том же поселении могут учить разным мифологиям и обращениям к Лао. Поэтому верования могут отличаться, а Лао может по-разному ассоциироваться у каждой общины.
Таким образом построена вудическая духовная система, пронизывающая все сферы жизнедеятельности — от обыденных повседневных дел в домашнем хозяйстве до культурного уровня в искусстве.
Зомбирование неугодных: вымысел или реальность
Вуду — это черная или белая магия
Кто такой вуду? Первое, что можно представить — это люди, вонзающиеся булавки в куклы чтобы проклять других. Однако тряпичные подобия человека, на самом деле не являются основной частью вудической веры. Их использование проявлялось в большей степени в европейской магии, наложенное на африканское верование.
Правда в том, что вуду — это великая духовность, а магия — лишь ее маленькая часть. Большинство людей практикуют вудическую религию, чтобы соединиться со своими божествами и предками, и развиваться духовно. Конечно, есть люди, которые используют практики в более гнусных целях, но вообще, это религия, которая ориентирована на то, чтобы быть хорошей и благотворительной. Проще говоря, куклы не являются большой и тем более основной частью религии, хотя некоторые вуду действительно используют их. Куклы вуду сделаны, чтобы представлять конкретного человека, зачастую что-то принадлежащее человеку используется при их изготовлении, например, волосы. Они нейтральны сами по себе и чаще всего используются для исцеления людей. Некоторые используют кукол для представления одного из своих Лао. Принято считать что на Ямайке куклы вуду распространились как черная магия.
Все магические процедуры основаны на концепции вуду. Когда человека представляют как наложение нескольких составляющих: физического (тело) и энергетического (душа). Душа состоит из «маленького доброго Ангела» и «большого доброго Ангела». Первый связан с личностными индивидуальными особенностями души, который может отделяться от тела, например во сне или в трансе, при прямом замещении Лоа. Последний «дух плоти» после смерти возвращается в бескрайний энергетический резервуар, дающих питание всему живому. Вудическая магия направлена на «маленького доброго ангела», который особенно чувствителен к таким действиям.
Чёрная магия вуду, а именно поверья о «ходячих мертвецах», чьи души были украдены, связана с колдунами-бокори. Практика заключается в следующем. Ночью на лошади колдун подъезжал к дому жертвы и произнося заклинания в дверную щель, высасывал душу бедняги, помещая ее в специальный бутыль. После чего, тот человек начинал болеть и умирал, оставшись без души. Бокор приходил на могилу, откапывал тело, выполняя соответствующие обряды воскрешал мертвого, так как владел его душой в сосуде. Далее он делал с ним все то, что хотел, превращая «зомби» в собственного слугу.
Обычно колдуны превращают в зомби не угодивших им людей из чувства мести или для использования в собственных целях, например как рабочую силу. Верят что обычного человека колдун может обратить в зомби, потому что заключил договор с дьявольскими силами, которые в качестве платы за оказываемые услуги берут человеческие души. Христиане верят в продажу дьяволу собственной души, а вудисты считают что одни люди в обмен на власть и богатство продают души других.
В любом случае все это больше похоже на вымышленные «страшилки» без намека на реальность. Есть ли в этом доля правды решать каждому для себя, поскольку реальных фактов данного процесса не обнародовано. Практикующий в вуду должен найти свою собственную нравственную природу по отношению к тьме и свету, установив свое собственное место в благожелательном порядке вещей — или зло, в зависимости от обстоятельств.
Вудический базар открыт. Добро пожаловать
Практические ритуалы Вуду
Чтобы лучше понять вуду необходимо знать не только исторические корни и процессы, сформировавшие религию, но и образ жизни общины с верой в Лоа. Все в комплексе составляет суть практических ритуалов вуду.
Иерархия вуду в общине подразумевает жрецов-женщин (мамбо) и жрецов-мужчин (унганов), а также мирян: неофитов и канцо (посвящённых). Трёхдневная церемония посвящения проходит в хунфоре (хижина с алтарём и митаном — столбом по которому спускаются на землю Лоа). Посыпая мукой, чертят веве (символы для Лоа). По истечении нескольких дней происходит обряд омывания водой с лепестками священных цветов. Считается что дух Лоа после обряда вселяется в человека.
Связь между людьми и духами проводит специальный вудуист в которого во время ритуала входит Лоа. Ставший однажды проводником или «посвятителем» он несёт эти обязанности всю жизнь через чистые помыслы и помощь людям. Например, связь с умершими предками, предсказывание будущего, толкования снов, заклинания, готовя снадобья для доброго применения. Вхождению в транс помогает музыка барабанного боя. Одержимые духами в трансе они танцуют, кружатся, бессвязно говорят и в итоге падают. Такая вот у вудистов суть общения напрямую с духами.
Вудические ритуалы включают в себя:
использование кукол для привлечения влияния Лао;
Жертвоприношение в обрядах играет важную роль. Вуду практикуют жертвоприношения для «задабривания» Лао когда им от него что-то нужно.
Куклы вуду используются для помощи людям в исцелении от болезней, и как способ общения с умершими близкими. Куклы вуду делаются из кукурузы, картофеля, глины, веток и корней или одежды, набитых растениями. Специальная кукла для исцеления — это деревянная фигурка по имени «бохео» с маленькими отверстиями в туловище использовалась именно с этой целью. В соответствующие отверстия вставлялись деревянные веточки, чтобы направить исцеляющую энергию в нужное место. Люди вырезают статуэтки тех, кого они любят или боятся, и используют их в различных церемониях, чтобы изгнать свои чувства и найти эмоциональное освобождение.
Соединиться с духами мертвых и танцевать, так как от этого зависит их жизнь. Люди вкладывают свое сердце и душу в создание красочных, выразительных костюмов, изображающих религию как духовную и осмысленную практику.
Рисование символов (Веве), известны как обращения к конкретным Лао. Их рисуют на земле кукурузной мукой, песком или другими порошкообразными веществами, и они стираются во время эмоциональных танцев.
Например веве айзан —для духа рынка и торговли.
Существуют и множество других веве: барону самеди, маману бригидте, дамбалаху ведо, папе легбо, огоуну
Вудические итоги
Многие люди наслаждаются вуду практиками с любовными зельями, заклинаниями, которые обещают удачу, деньги, здоровье или успех. В то время как другие делают это только ради забавы, не воспринимая всерьез. Кроме приятных и полезных практик, Вуду может быть использована для вреда, но это, как полагают настоящие вудисты, неблагоприятно для инициатора. Все верующие видят смысл жизни в общении с лоа чтобы расположить духов и получить ценную информацию. Для них вуду — это «духовное образование».
Учитывая его мрачную, экспрессивную природу, многие с удивлением узнают, что такое вуду на самом деле. Это надежда и поиск позитива на будущее. Понять что такое вуду можно только следуя вуду — веря в универсальную энергию, которая может вырваться из души тела во время сна, в добродетели Лао и благосклонность Бондье, в чистые помыслы и доброе сердце. Тёмную же сторону религии стоит рассматривать не как то, чего следует избегать и бояться, а скорее, принять таким образом, чтобы привести веру к пониманию другого мира и тонкостей человеческой жизни.
Божественная магия Вуду
Словосочетание «культ Вуду» и сегодня наводит ужас на многих жителей мегаполисов, независимо от их социального статуса и полученного образования. Как ни удивительно, сила суеверий настолько велика, что её не в состоянии побороть ни исторические, ни научные доводы. Впрочем, стоит ли этому удивляться? На дворе уже XXI век, но находится немалое количество людей, которые поворачивают в другую сторону, завидев на пути чёрную кошку.
Кинематограф, художественная литература, а также многочисленные легенды изображают Вуду ожившим кошмаром: мир тьмы и поклонения дьяволу, дикие ритуалы во мраке ночи, злые духи, проклятия и порча, и наконец — ходячие мертвецы-зомби. Именно так многие представляют себе Вуду.
В действительности Вуду — это наследие традиционных африканских верований — многоликая религия, дающая миллионам последователей веру и утешение. Предположительно, она зародилась от 6 до 10 тысяч лет назад на территории современного Бенина. До сих пор примерно половина населения Центральной Африки и побережья Гвинейского залива исповедует это учение. Более сорока миллионов адептов практикуют Вуду по всему миру. Но вряд ли культ получил бы настолько широкую мировую известность, если бы областью его локализации оставался лишь африканский континент.
«Если я попрошу вас перечислить мировые религии, вы назовёте: Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм… Но один континент всегда не учитывается — чёрная Африка. Существует молчаливое убеждение в том, что у чёрных не было религии. Но мы-то знаем правду!» — рассуждает знаменитый канадский антрополог, океанолог, писатель и фотограф Уэйд Девис. Девис стал известен с 1985 года, когда вышел его роман-бестселлер «Змей и Радуга», основанный на реальных событиях, и повествующий о зомби на Гаити.
Окончательно культура Вуду сформировалась сравнительно недавно — около четырёх столетий назад. Своим возникновением она обязана смешению религиозных традиций (христианской и языческой) в период французского колониального рабства.
Первые рабы были привезены на Гаити в 1503 году. Отлучённые от дома африканцы несли знания о своих богах и фетишах по всей Атлантике. Именно на Гаити учение Вуду пустило свои корни. На стенах церквей по всему острову часто можно увидеть символы Вуду, но эти две религии в лучшем случае всегда пребывали в состоянии беспокойного мира.
В Западной Африке слово «Вуду» означает Бога Духов — название осталось от языка «фон», где «vodun» переводится как «дух». Поклонение небу, земле, грому и змеям процветало задолго до того, как в Новый Свет начали привозить первых рабов. Вопреки мнению обывателей, у вудуистов есть единый Бог — Бондьё — высшее божество, всемогущий создатель. По легенде, сотворив землю, он ушёл на отдых, отстранился от происходящего в нашем мире, и больше не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu (в переводе — добрый Бог). Божеств более низкого порядка называют Лоа. С ними и имеют дело последователи Вуду, обращаясь за помощью через молитвы и ритуалы.
Сегодня сердцем Вуду на Западе является Гаити, где большинство местного населения — приверженцы этой религии. Люди, обладающие особым магическим знанием, становятся жрецами. В этой культуре ими могут стать в равной степени как мужчины (их называют Хунган), так и женщины (Мамбо). Все жрецы, будучи колдунами, общаются с духами через людей, в которых те вселяются. Духи Вуду могут быть добрыми или злыми, священными или обычными. Но одно из этих качеств должно доминировать. Не быть ни злым, ни добрым — значит, быть ничем — то есть, зомби.
Каждый жрец обязан владеть навыками чёрной магии, даже если сам её не практикует — зло нужно знать в лицо и уметь в случае необходимости сразиться с ним.
Чтобы наконец разобраться в том, кто же такие зомби, будет не лишним выслушать мнение из первых уст — настоящего жреца. «Голливуд обрёл в Вуду одного из своих самых ужасных монстров — восставших из могил зомби. Тем не менее, бо́льшая часть этих фильмов — плод воображения продюсеров. На деле феномен зомби заключается в специальных приёмах, которыми пользуются гаитяне, чтобы превратить человека в подобие мёртвого, захоронить его, а потом заставить встать из могилы. Голливуд же свёл сложную религию с четырёхсотлетней историей в один единственный образ» — поясняет священник Вуду Макс Бувуар (Max Bouvoir). «Зомби в Вуду называется существо, душу которого взял колдун и, в следствие этого, оно оказывается как бы в вечном чистилище — оно только кажется мёртвым, когда его хоронят заживо. Человек, превращённый в зомби — это тот, кто совершил серьёзное преступление, которое в других обществах наказывается смертью, или пожизненным заключением. В Вуду мы не убиваем людей. Фактически «не убий» — это заповедь Вуду. Вместо того, чтобы убивать человека, его просто изолируют от общества — именно это происходит с тем, кто, как мы это называем, прошёл через могилу».
История гаитянских зомби легла в основу книги Уэйда Девиса, по которой в 1988 году был снят одноимённый фильм «Змей и Радуга». «На Гаити боятся не самих зомби, как это часто показывают в фильмах, там боятся стать зомби, потому, что став зомби, человек переходит в состояние вечного чистилища, в котором нельзя следовать естественному циклу жизни и смерти. Это своего рода наказание, аналогичное электрическому стулу» — объясняет Девис.
Барон Суббота изображается в виде скелета в чёрном фраке и чёрном цилиндре — одежда похоронных дел мастера. В его руках трость. Он курит крепкие сигары, пьёт ром и нецензурно ругается. Любит детей и жизнь, как вторую составляющую смерти. Если ребёнок находится при смерти, то надо обращаться к Барону. Он милосерден к детям, хотя, порой, весьма по-своему. Первая могила умершего мужчины на новом кладбище всегда посвящается Барону Субботе.
Также неотъемлемой частью его образа является крест — это не христианское распятие, а известный практически во всех культурах знак перекрёстка дорог.
Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе. Подобно мексиканской Santa Muerte (Святая Смерть), Суббота покровительствует всем бандитам и головорезам.
В ноябре, в канун Дня Всех Святых, на Гаити отмечается Праздник Геде (Guédé) — день Мёртвых — это, прежде всего, праздник Барона Субботы. Накануне толпы паломников собираются у его могилы и веселятся всю ночь напролёт: поют в его честь, курят, пьют, поливают ромом толпу и ждут нисхождения виновника торжества. Подношения соответствуют своему герою — чёрный кофе, чёрный петух, чёрный козёл, жареный арахис, ром, настоянный на 21 перце, и, само собой, сигары.
Все те, чьим покровителем является Барон, могут легко общаться с мёртвыми, исцелять людей, а также насылать жуткие проклятия, против которых никто не устоит.
Наравне с Бароном прославляют и его верную супругу — хозяйку ворот кладбища Маму Бриджит (Maman Brigitte). Она является одним из немногих Лоа, обладающих европейской внешностью — белой кожей, зелёными глазами и русыми волосами.
Чтобы приблизиться к истокам своей веры и разобраться в её тайнах, многие гаитянские жрецы отправляются в Бенин. На базарах Западной Африки можно найти порошки и фетиши, необходимые для того, чтобы вызвать духа или божество. Самый крупный рынок фетишей находится в городе Котону.́ Человеку непосвящённому такое место может показаться мрачным и диким. Но представленные здесь товары не всегда нужны для того, чтобы навредить кому-то. Чаще всего эти снадобья используются для общения с Лоа и лечения недугов.
Конечно, можно отыскать здесь и атрибуты для проведения зловещих ритуалов, способных калечить и даже убивать. По легенде особой силой обладают амулеты с использованием глаз и кожи белого человека. Но Вам их не покажут и уж тем более не продадут ни за какие деньги. Зато с лёгкостью можно приобрести куда более приятные и невинные вещицы: скелеты миниатюрных крокодильчиков, куриные перья и всевозможные сушёные травы-отравы… Среди сувениров попадаются волшебные чудо-бутылки. В эти сосуды нужно наливать свой любимый крепкий алкоголь и настаивать на фетишах, что находятся внутри. Выпиваешь стопку такого зелья и просишь Лоа исполнить желание — оно непременно сбудется!
Наиболее известная разновидность вудуистских талисманов — мешочки с различными предметами, называемые гри-гри. Они наполнены высушенными травами, камушками, перьями и т.п… Такой мешочек приносит своему владельцу удачу и защищает от зла.
Небезызвестные куклы Вуду по своей сути могут считаться одной из форм гри-гри. При их упоминании многим представляется образ свирепого шамана, безжалостно вонзающего иглу в тело тряпичной фигурки. Однако, изначальное и основное применение кукол Вуду заключается в обратном: привлечении удачи, улучшении благосостояния, исцелении сложных заболеваний…
Обереги в виде небольших цветных человеческих фигурок издревле подвешивали над входной дверью, чтобы сдерживать нежелательную энергетику, приходящую в дом.
Нередко куклы Вуду переходили по наследству, становясь семейной реликвией. Многие современные семьи до сих пор хранят в своих домах кукол, служивших ещё первым переселенцам из Африки.
Не менее интересная традиция связана со свадьбой. У вудуистов считается плохим тоном не принести в подарок новобрачным пару кукол с вонзёнными в них иголками. Эти куклы проходят через руки гостей — каждый втыкает иглу определённого цвета в определённые части тела фигурок. Если желают долгой и крепкой любви — в область сердца вонзают синюю или красную иглу. Игла в пятке символизирует нерушимый брак, а в области паха — большое количество детей. Прийдя домой, молодожёны ставят талисман на самое видное место.
И по сей день в Старом и Новом Свете велико влияние Вуду. Сегодня эта религия приобрела широкую популярность в современной поп-культуре: в моде, музыке, литературе и кинематографе.
Не секрет, что многие музыканты активно эксплуатируют тему демонических сил. Всё началось с первых исполнителей негритянского блюза, окруживших себя поистине фаустовской атмосферой. Перекрёсток (как наиболее значительный мистический символ Вуду) неоднократно упоминается в мрачной лирике этих певцов. Один из наиболее известных блюзменов — Роберт Джонсон — выделялся не только своим таинственным образом тёмной личности. Его виртуозное владение гитарой приписывалось сделке с Дьяволом, заключённой у перекрёстка. А песня «Crossroad Blues» стала настоящим гимном Вуду. Именно легенда про встречу Джонсона с Сатаной легла в основу сценария культового фильма 1986 года «Crossroads».
Другой легендарный блюзмен — Peetie Wheatstraw — именовал себя «зятем Дьявола и главным шерифом Ада».
Но не только от музыки чернокожих веет демонической магией и проклятиями. Начнём с того, что «Роллинг Стоунз» сделали названием своей группы песню «Rollin’ Stone» (Бродяга) великого и ужасного Мадди Уотерса. Роллинги провели уйму времени в Новом Орлеане, постигая азы настоящей «чёрной» музыки. Вот что говорит Кейт Ричардс, который сегодня и сам похож на жреца культа Вуду: «Публика боится и трепещет от нашего ритма. Он её возбуждает. Здесь каждая звуковая вибрация действует на тебя. Ты можешь создавать определённые шумы, которые тут же взвинчивают тебя самого. Практически каждый звук действует на тело, и хороший фоновый ритм в рок-музыке заставляет людей двигать пальцами в своих ботинках».
Росту популярности ещё одной британской группы — «The Prodigy» сильно поспособствовал сингл «Voodoo People», клип на который снимался на Гаити. В этом видео музыкант Лирой Торнхилл предстал в образе нашего нового друга — Барона Субботы.
Открывая в Лондоне свой второй магазин, модельер Вивьен Вествуд дала ему имя «Ностальгия по Грязи» (Nostalgia of Mud). Снаружи он был украшен географической картой, а внутри стилизован под археологические раскопки с земляным полом и фигурками Вуду.
В западной прессе не раз отмечали тот факт, что супермодель Наоми Кэмпбелл увлекается магией, познавая навыки бразильского культа Кандомбле́, весьма схожего с учением Вуду.
В продолжение модной темы нельзя не отметить молодёжные бренды «Swatch» и «Nike», которые выпустили лимитированные капсульные коллекции по мотивам Voodoo.
И кто знает, сколько ещё молодых дизайнеров, музыкантов и художников готовы пойти на тот самый таинственный перекрёсток, чтобы продать душу дьяволу в обмен на мировое признание своего таланта…