Что значит шкода по чешски название
Что означает слово «ШКОДА»?
Многие студенты, изучающие чешский язык, очень удивляются, когда узнают, что всемирно известная марка Шкода является фамилией и, кроме этого, имеет вполне определенное значение. Внесем ясность.
Фамилия Шкода принадлежит к древнему типу славянских семейных именований, образованных от личных прозвищ. Традиция давать человеку индивидуальное прозвище в дополнение к имени, полученному при крещении, существовала издревле, (в том числе и на Руси вплоть до XVII века). Запас прозвищ, позволявших легко выделить человека среди других носителей того же имени, был неисчерпаемым.
По всей видимости, прозвание Шкода восходит к древнерусскому, украинскому, белорусскому, чешскому или польскому слову «шкода» – «вред, убыток, потеря, урон, изъян, порча». Кроме того, фамилия могла быть образована от глагола «шкодить» в значении «проказить, прокудить, пакостить». Так, именем Шкода родители могли наделить шаловливого, своевольного, проказливого ребенка.
Но возможно также, что прозвание Шкода – это имя-оберег, которое обладало, согласно языческим верованиям славян, магическими, «охранительными» свойствами. Родители нередко давали детям имена, несущие отрицательные, негативные значения, в надежде, что такие именования способны перенять на себя все зло, которое может случиться с их ребенком. Таким образом, в давние времена считалось, что обладатель имени Шкода обязательно будет послушным и порядочным, здоровым и красивым. Таково было представление наших далеких предков о силе имени над судьбой человека.
Иногда, в более редких случаях, фамилией становилось имя или прозвище отца без добавления специального суффикса, что было характерно для тех давних пор, когда традиционные фамильные суффиксы еще не утвердились. Для украинских и белорусских семейных именований, история которых начинается столетием раньше русских, это было частым явлением. В чешском языке присутствие суффиксов в мужской фамилии и вовсе не нужно. Так что фамилия Шкода остается без изменений. Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, о точном месте и времени возникновения фамилии Шкода в настоящее время говорить сложно. Однако, так как прозвание Шкода закрепилось в качестве фамилии без изменений, то можно предположить, что оно имеет старинное происхождение.
Эмиль Шко́да (по-чешски: Emil Škoda, родился ноября 1839 года в городе Пльзень. чешский инженер и предприниматель. Основатель крупнейшего машиностроительного завода Škoda в Пльзене (в настоящее время Škoda Holding, a.s.).
Отец Эмиля был советником по вопросам здравоохранения, имел дворянский титул, который ему присвоил император Франц-Иосиф I. Врачом был и дядя Эмиля —Йозеф Шкода, который жил в Вене.
После окончания средней школы в городе Хеб Эмиль продолжил обучение сперва в Чешском Техническом Университете в Праге, затем и в Техническом Университете Карлсруэ, Германия. После завершения учёбы, уже инженером Эмиль Шкода направился проходить практику во Францию, Англию и США. Долгое время провёл в Пруссии — одной из самых технически развитых стран того времени. Но с началом австро-прусской в 1866 году Эмиль вернулся в свой родной город Пльзень, где стал главным инженером небольшой фабрики техники Валленштейна-Вартенберга. Три года спустя, в 1869 году, он купил фабрику, перенёс её из центра города на окраину и начал расширяться.
Эмиль Шкода также принимал участие в создании пивоварни Gambrinius. 12 декабря 1899 года завод Škoda преобразован в акционерное общество, в котором Эмиль Шкода стал генеральным директором. За развитие машиностроения в Чехии Эмиль Шкода получил многочисленные награды. Среди прочего, он был членом парламента государства и ряда промышленных предприятий и учреждений.
Эмиль Шкода умер 8 августа 1900 года в поезде на пути из Австрии, где он находился на курорте, в селе Зельцталь, Штирия. Похоронен на Свято- Николаевском кладбище в Пльзене.
Значение слова шкода
Словарь Ушакова
шк о да, шкоды, жен. (польск. szkoda) (обл.).
1. Убыток, изъян, вред.
2. Шалость, баловство, озорство, легкомысленный поступок.
Словарь Ожегова
ШКОДА, ы, ж. (прост.). Баловство, озорство, приносящее вред.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. стар. и южн. зап. (нем. Schaden?) шкота, стар. вред, убыток, потеря, урон, изъян, порча, протори. Много шкоды лугам, хлебу от скота, потравы. Кошка шкоды наделала. И тем все без шкоды и без убытку сделается. Ратн. Уст. Бывают кораблям шкоды, гибель, авария, Акты.
Шкода, нареч. южн. зап. жаль, досадно. Шкода, что не пришел. Шкодный, ко шкоде относящ. Шкодить, вредить, убыточить, изъянить, портить; причинять урон, убыток;
шалить, дурить, баловать, причиняя этим вред, порчу; проказить, прокудить, пакостить. Ребята шкодят, околицу разгораживают! Шкодливый, шкодный, убыточный;
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
«Шкода» (Škoda), предприятие тяжёлого машиностроения ЧССР, одно из крупнейших в Европе. Находится в г. Пльзень. Выросло из завода по производству с.-х. инвентаря, основанного в 60-х гг. 19 в.; значительно расширено перед 2-й мировой войной 1939≈45. В послевоенные годы продукция предприятия сыграла важную роль в восстановлении чехословацкой экономики, развитии экономического сотрудничества ЧССР с социалистическими странами. В 1951 «Ш.» присвоено имя В. И. Ленина.
На предприятии в середине 70-х гг. было занято свыше 45 тыс. рабочих и служащих. Производственная программа «Ш.» охватывает более 50 отраслей машиностроения. Основная продукция: паровые турбины, турбо- и гидрогенераторы, компрессоры, трансформаторы, прокатное и литейное оборудование, подъёмные краны, крупные металлообрабатывающие станки, электровозы, троллейбусы и др. Около 40% продукции экспортируется главным образом в СССР и др. социалистические страны. С начала 70-х гг. в соответствии с расширяющимся сотрудничеством между странами ≈ членами СЭВ в области атомной электроэнергии начался выпуск оборудования для атомных электростанций.
Словарь эпонимов
одна из крупнейших компаний Чехии, специализирующаяся на машиностроении. Под маркой «Шкода» работает также «Шкода Авто» – чешская фирма по производству автомобилей, один из четырех старейших мировых производителей. С 1991 г. она входит в состав концерна Volkswagen AG.
Автомобильный словарь
(Skoda Automobilova A. S.)
чешская фирма по производству автомобилей. Штаб-квартира находится в г. Млада-Болеслав. «Шкода» была основана в 1925 на базе известной чешской компании «Лаурин и Клемент». В середине 90-х годов фирма Skoda вошла в немецкий концерн Volkswagen, и благодаря этому предприятие в Чехии удалось значительно обновить. С этого момента началась ее активная деятельность в Европе. В настоящее время компания осуществляет выпуск моделей Skoda Octavia и Skoda Felicia различных модификаций, отвечающих международным стандартам и продающихся по достаточно приемлемым ценам. Skoda Octavia LX обладает рядом привлекательных черт, отличающих ее от схожих моделей других немецких фирм. Платформа автомобиля заимствована у Volkswagen Golf, на которую устанавливаются пятнадцатидюймовые (на модели LX — четырнадцатидюймовые) колеса. Выпускается с кузовом «хэтчбек». Машина оснащена бензиновым 4-цилиндровым рядным двигателем с впрыском топлива мощностью 75 л.с. В комплектацию автомобиля входят две надувные подушки безопасности, электропривод стеклоподъемников, поворотно-сдвижной люк на крыше и противоугонное устройство. Модель Skoda Felicia, выпускаемая в вариантах «хэтчбек» и «универсал», оснащается как бензиновым, так и дизельным двигателем. В конце 1994 она сменила модель Skoda-Favorit. В 1999 планируется выпуск Skoda Felicia в новом исполнении, в которой все более заметно влияние концерна Volkswagen. Машина будет оснащена 4-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 1 л и мощностью примерно 50 л.с., внутренняя отделка практически не изменится, а по размерам эта модель будет соответствовать прежней.
Что означает эмблема Шкода: индейцы и чешский завод
Автор: Дмитрий Сапко
Компания Шкода является одним из древнейших европейских производителей автомобилей. Корпорация начинала свой путь как производитель деталей и машиностроительный завод. Как и сегодня, основное производство и штаб-квартира Skoda находилась в городе Пльзень, в Чехии. По поводу эмблемы Шкода ходит много легенд, но достоверно происхождение данного логотипа неизвестно. В последние годы логотип претерпел определенные изменения, потерял цвета и стал простым серым хромированным значком.
Стилизация чешских автомобилей под немецкую практичность и простоту дает свои плоды, а смена логотипа в этом процессе является одним из важных элементов. Продажи автомобильной корпорации постоянно увеличиваются, что приводит к определенным трансформациям в модельной линейке и постоянному росту компании. Давайте рассмотрим немного истории этого производителя машин и определим истоки столь необычной эмблемы.
Содержание
История и начало автомобильной корпорации Skoda
Уже в конце XIX столетия концерн начал активно работать в сфере машиностроения, а также производить велосипеды. В тесном сотрудничестве с британскими производителями корпорация изготовила огромное количество велосипедов и наладила прекрасную автоматизацию сборки. Дальнейшее развитие компании было невероятно стремительным:
Начиная с 1990-х годов, Skoda тесно сотрудничает с немецким автомобильным концерном Volkswagen. Сегодня 49% акций компании принадлежит немецкой фирме, а машины под чешским брендом используют те самые технологии и дизайны, которые присутствуют в активе концерна Audi-Volkswagen. Это сотрудничество дало очередной толчок развития компании и стало основой роста.
Тем не менее, в последние годы наблюдается небольшой спад продаж и производство автомобилей корпорации. Производство нацелено на рынки Восточной Европы и России, а экономическая ситуация в этом регионе нестабильна. Потому компания терпит убытки всякий раз, когда в целевом регионе наступает очередная волна финансовых неурядиц.
На первой эмблеме лицо индейца направлено влево от смотрящего, а в последующих вариантах профиль смотрит вправо. Также со временем сократилось количество перьев. На официальном логотипе, зарегистрированном компанией в соответствующих органах присутствовало три пера. История логотипа является легендарной и, скорее всего, не столь правдива:
История выглядит не слишком то правдивой. Достоверно неизвестно, ездил ли Эмиль Шкода в США и обменивался ли он опытом с американскими производителями. Совершенно невозможно проверить, сопровождал ли его по Америке индеец. А вот портрет индейца действительно присутствовал и присутствует до сегодняшнего дня в кабинете руководителя компании.
Именно с этого портрета была взята идея о создании логотипа корпорации. Это дань создателю, которая оставила имя Эмиля Шкоды в истории этой компании навсегда. Скорее всего, индеец был неким вдохновляющим фактором, а не реальным человеком. Но этого мы уже, скорее всего, никогда не узнаем достоверно. Интересные факты об истории Шкоды смотрите на следующем видео:
Подводим итоги
Автомобили чешского производства компании Шкода все больше ценятся во всем мире, начинают завоевывать даже самые неприступные рынки. Тем не менее, корпорация часто терпит неудачи и всегда встает после потрясений с новыми планами и стремлениями. Эмблема корпорации в виде индейца, взгляд которого гордо устремлен вдаль, является неким символическим моментом, ведь в мире автомобилестроителей компании часто приходится завоевывать место под солнцем.
В эмблеме есть четкий символизм, но нам так и не стало известно, был ли какой-то конкретный индеец прототипом этого знака. Если вам известно больше информации о логотипе компании Шкода и его истории, обязательно поделитесь с нами в комментариях к публикации.
Четверть века Skoda Octavia: кто ее создал, почему так назвали и другие факты
После модернизации завода в Млада-Болеславе, в 1996 году здесь была запущена одна из самых современных производственных линий в Европе, позволившая увеличить мощность предприятия почти в четыре раза: с 90 000 до 350 000 автомобилей в год. Именно на ней и стартовало серийное производство Skoda Octavia. Это была первая модель под маркой Skoda, сделанная с чистого листа после вхождения чешского автопроизводителя в состав Volkswagen Group.
Но имя Octyavia для автомобилей из Чехии было не новым: под ним с 1959 по 1971 годы выпускались среднеразмерные седаны и универсалы. Всего за 12 лет было произведено более 280 тысяч таких «Октавий». Были среди них и специально подготовленные гоночные модели, которые трижды (в 1961, 1962 и 1963 годах) выигрывали ралли Монте-Карло. А знаете, откуда вообще взялось это название Octavia? В переводе с латыни оно означает «восьмая», а самая первая Octavia образца 1959 года как раз стала восьмой моделью Skoda, выпущенной после Второй мировой войны.
Разработка современной «Октавии» началась в 1992 году, примерно через год после объединения Skoda Auto с Volkswagen Group. «Отцом» чешской новинки стал бельгиец Дирк ван Брекель. До этого он разрабатывал дизайн прототипа Audi A8 и серийной Audi A3, которая встала на конвейер в том же году, что и соплатформенная «Октавия».
Позднее этот бельгиец приложил руку к моделям Fabia (1999 год), Superb (2001 год) и Octavia 2-го поколения (2004 год). В 2004 году Дирк ван Брекель ушел с поста шеф-дизайнера Skoda и занялся проектированием люксовых моделей Bentley. В частности под его руководством был создан Bentley Continental GT.
Отличительной особенностью новой «Октавии» был кузов лифтбэк с отличной аэродинамикой и огромным 528-литровым багажником с удобным доступом. Через два года после старта производства, компанию ему составил универсал, но лифтбэк пользовался несравненно большим успехом на всех рынках, где предлагалась эта модель. Исключение – версии с полным приводом: они были доступны только покупателям Octavia Combi. К осени 2010 года в Млада-Болеславе было выпущено почти миллион лифтбэков Octavia, а универсалов – вдвое меньше.
Второе поколение Skoda Octavia, выпускавшееся с 2004 по 2013 год, стало еще более успешным. Впервые на этой модели появились бензиновые двигателями с непосредственным впрыском топлива и роботизированной коробкой передач DSG с двумя сцеплениями.
Производство третьего поколения «Октавии», дизайн которой разработал Йозеф Кабан, продолжалось с 2012 по 2020 год, а в ноябре 2019 года состоялась премьера четвертого поколения модели, которая стала «лебединой песней» Йозефа на посту шеф-дизайнера чешского бренда: вскоре он перешел из Skoda в Rolls-Royce.
Отметим, что все четыре поколения модели продавались в России, причем третья и четвертая генерации «Октавии» собирались у нас, на заводе в Нижнем Новгороде.
ШКОДА
Смотреть что такое «ШКОДА» в других словарях:
Шкода — Шкода, Галина Галина Шкода [[Файл … Википедия
шкода — ШКОДА, ы. 1. м. и ж. Хулиган, мелкий мошенник. 2. Девушка, женщина. Общеупотр. прост. «шкода» баловство, озорство, приносящее вред; уг. «шкода» блатной, ворующий у своих; устар. «шкода», «шкота» вред, ущерб, «шкодник» паскудник, пакостник,… … Словарь русского арго
ШКОДА — (малоросс.) убыток, потеря, изъян, повреждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ШКОДА (польск.) Убыток, потеря, изъян, порча. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
шкода — 1. см. шалость. 2. см. шалун Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. шкода … Словарь синонимов
ШКОДА — Севрук, киевский мещанин. 1552. Арх. VII, 1, 116. Михайло Шкода, в войске запорожском. 1675. Ю. З. А. XII, 71 … Биографический словарь
ШКОДА — ШКОДА, шкоды, жен. (польск. szkoda) (обл.). 1. Убыток, изъян, вред. 2. Шалость, баловство, озорство, легкомысленный поступок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШКОДА — ШКОДА, ы, жен. (прост.). Баловство, озорство, приносящее вред. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Шкода — – марка автомобиля, Чехия. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
ШКОДА — Иозеф (Josef Skoda; 1805 1881), известный немецкий клиницист, один из виднейших представителей т. н. молодой («новой») венской школы. Окончил мед. факультет Венского ун та в 1831 г. С 1833 г. младший врач венской б цы Allgemeines… … Большая медицинская энциклопедия
Шкода — одна из крупнейших компаний Чехии, специализирующаяся на машиностроении. Под маркой «Шкода» работает также «Шкода Авто» – чешская фирма по производству автомобилей, один из четырех старейших мировых производителей. С 1991 г. она входит в состав… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник