Что значит шиберная задвижка
Особенности выбора шиберных задвижек
Шиберная запорная арматура изготавливается разных типов, в зависимости от условий эксплуатации. Для ее регулировки применяют электрические приводы. В полевых условиях, вдали от трасс, приходится крутить вентиля запорной арматуры вручную.
Шиберная задвижка для трубопровода
Сфера применения
С регулировкой и перекрытием газа и воды свободно справляются шаровые и мембранные краны и вентили. Шиберные задвижки ставят в местах перемещения густых, неоднородных смесей, включающих твердые фракции различной величины. Они также устойчиво работают в условиях высокого давления.
У шиберных задвижек широкая сфера применения:
Самая простая конструкция шиберной задвижка изготавливается для дымохода своими руками. Пластина повторяет внутреннюю конфигурацию вытяжной шахты. Она заводится внутрь трубы и перемещается по направляющим, вырезанным в кирпичной кладке, уменьшая тягу или полностью закрывая канал.
Функциональные возможности
Шибер задвижка повторяет конфигурацию внутренней полости трубы. Она при движении скользит внутри полости, уменьшая площадь перемещения среды, разрезая и отсекая поток жидкости острым краем запорной детали, не зависимо от состава и консистенции транспортируемого вещества.
При повышении давления, задвижка только сильнее прижимается к седлу, повышая герметичность запорной арматуры.
Шиберные задвижки применяют:
Особенность конструкции шиберной запорной арматуры — отсутствие быстро изнашиваемых уплотнителей.
Конструктивные особенности устройства
Основная делать — задвижка, представляет собой металлическую пластину, повторяющую по форме просвет трубопровода. Она перемещается перпендикулярно направлению движения перемещаемой среды, и перекрывая поток, постепенно закрывая отверстие. Густые крупные фракции она просто разрезает.
Чтобы привести в движение заслонку устройства шиберной задвижки, достаточно надавить рукой на выступающую ее часть, если это дымоход, или повернуть штурвал нажимного механизма.
Преимущества шиберной запорной арматуры в простоте конструкции. В открытом положении отверстие полностью свободно. Все детали управления располагаются снаружи.
К недостаткам относятся большие размеры узда. Снаружи в корпус должна поместиться запорная пластина, когда задвижка открыта.
Разновидности конструкций шиберных задвижек
Разновидности конструкций шиберных задвижек определяются формой запорно-регулирующего элемента и бывают:
У шиберно ножевых задвижек арматура имеет 2 седла, которые располагаются строго перпендикулярно направлению движения потока и проходным отверстиям. Сам затвор имеет форму тонкой пластины с одинаковым поперечным сечение. Он отсекает поток, регулируя его прохождение. При этом режутся густые вещества крупные куски, как ножом. Различают ножевые заслонки6
Клиновидная задвижка имеет затвор в виде клина. Он опускается между двумя седлами, установленными под углом, и перекрывает поток жидкости. Такой запор способен выдержать высокое давление.
По исполнению закрывающей детали, клиновидные шиберные задвижки делят:
Жесткие затворы делают из цельнометаллической пластины, стачивая ее на клин. Недостаток в сложной подгонке угла и ширины запирающей детали по отношению к седлам. Быстрее других выходит из строя.
Сделанный из двух дисков клин более упругий, хорошо прилегает к седлам и работает длительное время.
В упругом запоре гибкий материал подстраивается под форму седла, прилегает плотно к его поверхности под давлением жидкости.
Несмотря на массивный перекрывающий элемент, клиновидные задвижки не выдерживают длительных нагрузок. Давление жидкости действует на них под углом, постоянно стремясь вывернуть в сторону открытия. При нагреве клин расширяется, распирая седла, в которые он зашел. В результате взаимного давление детали начинают деформироваться. Это приводит к нарушению герметичности затвора. Через несколько циклов закрывания задвижка начинает «пропускать». Устанавливать уплотнители невозможно. Надо менять весь узел.
Принцип работы
В зависимости от размеров, способа управления и доступности задвижек, устанавливаются различные приводы. Вручную можно закрутить только механизм на трубопроводе небольшого сечения, работающий под незначительным давлением. Для этого надо идти в место нахождения щиберного затвора и вручную крутить вентиль.
Механизм с электроприводом позволяет управлять шиберной задвижкой дистанционно и устанавливать ее на трубопроводы любых диаметров с большим давлением. Электрический привод ставится в местах регулировки потока сыпучих и вязких веществ. Запустить в движение запирающий механизм можно на любом расстоянии. Один оператор может управлять целой системой трубопроводов и задвижек. Недостаток электропривода в его зависимости от линий электропередач.
Пневматический и гидравлический привод работает по принципу насоса. Он с помощью турбины перекачивает сжатый воздух или масло в нижнюю или верхнюю камеру, поднимая и опуская шток, соединенный с заслонкой. Его достоинство – расположение снаружи и с рабочей средой контакта нет.
Способ установки
В магистрали из труб шиберные задвижки монтируются с помощью шпилек и болтов.
Монтаж задвижки на трубопроводах малого диаметра осуществляется привариванием арматуры к трубе встык. Узел подбирается по диаметру трубы.
Технология установления в домашних условиях
Установка шиберной задвижки для дымохода производится проще. Если строительство печи уже завершено, в готовой трубе прорезается горизонтальное отверстие с одной стороны. Затем делаются внутри направляющие, пазы на боковых сторонах в одной плоскости с отверстием. В них заводится пластина нужной конфигурации.
Шиберная заслонка изготавливается своими руками. Она перекрывает поток горячего воздуха. Нагрузка небольшая, поэтому особой прочности не требуется.
При кладке вытяжки измеряется внутреннее отверстие. Оно должно быть прямоугольным, равносторонним. Для лучшего скольжения в трубе крепятся металлические направляющие. Достаточно уголков 3–4 мм. По горизонтальным выступающим сторонам будет скользить шиберная заслонка.
Напротив уголков оставляют отверстие в кирпичной кладке. Оно должно быть немного шире, чем толщина пластины.
Сама заслонка вырезается из металлического листа толщиной 2–3 мм. Для удобства использования делается ручка – длинный выступ, выходящий немного наружу в закрытом состоянии.
После завершения строительства печки и возведения трубы, заслонка ставится на свое место. При растапливании, когда выделяется максимальное количество дыма и угарного газа, задвижка выдвигается полностью. Затем, когда огонь равномерно запылает, слегка прикрывается. Тяга обеспечивается, кислород поступает. Когда печь прогорит, заслонку полностью закрывают, чтобы не выходил теплый воздух.
Шиберная задвижка: устройство, применение и подтверждение соответствия качества арматуры
Шиберная задвижка с приводом относится к типовой трубопроводной арматуре с запирающим элементом, который (в соответствие с определением ГОСТ 52720-2007 и ГОСТ 24856-2014) перемещается перпендикулярно возвратно-поступательно направлению рабочего потока.
Она используется для перекрытия потока материала и для обеспечения необходимого уровня герметичности системы.
Содержание
Особенности арматуры
Шиберная задвижка получила свое название из-за слова «шибер». Шибер – это движущая пластина, которая служит для перекрытия потока. В задвижках он выполняется в виде листа из металла, передвигаемого перпендикулярно и служащего для регулирования движения рабочего материала путем сужения проходного отверстия. Шибер в трубопроводной арматуре используется наряду с золотником, клином, диском, плунжером и др.,
Шиберные стальные задвижки эксплуатируются в двух основных положениях: полностью закрытом и полностью открытом. Диаметр отверстия в задвижке в присоединительных патрубках не сужается, из-за чего ее часто называют полнопроходной. Управление шиберными задвижками осуществляется при помощи электрического, пневматического, ручного или гидравлического привода. Их прочность в сборе подтверждается соответствующими расчетами на прочность (точные значения зависят от характеристик арматуры).
Шиберная задвижка: устройство и характеристики конструкции
Все шиберные задвижки имеют достаточно простое строение. Они состоят из корпуса, запирающего элемента, шпинделя, седла (в него входят уплотнительные прокладки и кольца), ответных фланцев (эта деталь входит в конструкцию фланцевой задвижки) или приварных катушек (для задвижек с концами под приварку). Прочностные характеристики корпусных частей задвижек подтверждаются расчетом на прочность. Конструкция шиберных задвижек обеспечивает:
Каждая часть задвижки имеет свои особенности и функции. При выборе арматуры нужно учитывать эти параметры, чтобы гарантированно купить действительно качественные изделия.
Корпус задвижки
Корпус шиберной задвижки может иметь прямоугольную или цилиндрическую форму. Он может быть цельным или сборным. Некоторые изделия имеют съемные нижние крышки (дополнительно они часто оборудованы еще и сквозным ножом). Корпусы задвижек чаще всего делаются из серого или высокопрочного чугуна с шаровидным графитом и стали (нержавеющей, углеродистой и низколегированной). Но помимо черных металлов для производства арматуры используются и цветные (алюминий, бронза и сплавы на основе никеля). Также в некоторых случаях будет уместно применение шиберных задвижек из поливинилхлорида.
При выборе того или иного материала для корпуса необходимо учитывать, с какими именно рабочими средами, будет работать деталь. К примеру, чугунная шиберная задвижка (прямоугольная или цилиндрическая) намного хуже противостоит воздействию бензина, моторного масла, индустриального масла, дизельного топлива и т.д.
По этой причине иногда корпус делаю комбинированным. Основа изготавливается из чугуна, а детали, которые будут контактировать с агрессивными средами, производятся из стали. Для дополнительной защиты корпуса от коррозионного воздействия используется эпоксидное покрытие.
Шибер
Уплотнения
Трубопроводные задвижки изготавливаются с уплотнениями из:
Данные о материале уплотнения находятся в сопроводительной документации к задвижкам. Покупатели могут выбрать наиболее подходящее уплотнение в зависимости от планируемой сферы применения арматуры.
Способы управления
В зависимости от назначения трубы и ее габаритов, требуется разное усилие для изменения положения шиберной задвижки. Чем лучше пропускная способность трубопровода и чем больше плотность материала, тем труднее поменять положение заслонки. Из-за этого для регулирования задвижек используются разные варианты управления.
Шиберная задвижка с пневматическим приводом чаще всего используется в системах с агрессивными средами. Дело в том, что весь управляющий механизм в таком устройстве находится вне корпуса задвижки. Т.е. он не контактирует с рабочей средой. Это существенно увеличивает срок службы арматуры. Электроприводные задвижки в большинстве случаев используются в крупных трубопроводных системах, где транспортируются вязкие или сыпучие вещества. Единственным минусом такой арматуры можно назвать ее энергозависимость. Ручным методом (т.е. с помощью рукояти, рычага или винта) управляются задвижки с малым внутренним диаметром, которые монтируются на трубопроводы, транспортирующие жидкие и газообразные рабочие среды.
Цены на арматуру
Стоимость задвижек зависит от ряда факторов:
Также на стоимость арматуры влияет сложность ее изготовления. Если при производстве детали используются готовые решения, то она будет относительно недорого стоить. Если задвижки сделаны по индивидуальному заказу, то их цена может быть выше.
Возможное применение арматуры
Любая шиберная задвижка (пневматическая, механическая, электрическая и т.д.) имеет широкую область применения. Эти арматурные элементы могут использоваться в любых производственных сферах. Благодаря особенностям строения задвижек их наличие особенно необходимо в трубопроводных системах, обеспечивающих транспортировку сложных рабочих сред. К ним можно отнести среды, которые:
Существует немало областей промышленности, в которых требуется перемещать рабочие среды с указанными характеристиками, а потому задвижки пользуются большой популярностью на рынке.
Преимущества использования шиберных задвижек
Основные преимущества трубопроводных задвижек заключаются в простоте их конструкции и минимальном гидравлическом сопротивлении. Указанные свойства, которыми обладает арматура, позволяют использовать ее в магистральных трубопроводах разного диаметра с устойчивым высокоскоростным движением рабочей среды.
Такие задвижки универсальны. Их можно использовать для работы с разными материалами:
Арматура подходит для эксплуатации в разных климатических условиях. Но нужно заранее подобрать наиболее подходящее изделие на основании его технических характеристик, чтобы оно без проблем интегрировалось в конструкцию трубопровода и смогло выполнять все необходимые задачи.
Подтверждение качества продукции
В соответствие с требованиями ТР ТС «О безопасности машин и оборудования» трубопроводные задвижки подлежат обязательной сертификации. Это необходимо для обеспечения безопасности здоровья и жизни человека, дополнительной защиты окружающей среды, а также для предотвращения попадания некачественной продукции на потребительский рынок.
Обязательные сертификаты соответствия считаются официальным доказательством того, что арматура прошла все необходимые тестирования и проверки, отвечает необходимым критериям (пусть и минимально допустимым), и готова к планомерному использованию. Без этого разрешительного документа продажа и эксплуатация задвижек на территории РФ считается незаконной. В компании PT-Systems сертификаты качества имеют все виды задвижек:
Те арматурные элементы, которые будут использоваться в устройствах коммунального водоснабжения, дополнительно к сертификатам имеют гигиенические документы, поскольку они (в соответствие с решением КТС) подлежат санитарно-эпидемиологическому надзору. В PT-Systems можно приобрести арматуру, которая будет соответствовать всем актуальным требованиям техрегламентов и ГОСТов. Все разрешительные документы предоставляются по требованию заказчика.
Покупка шиберных задвижек в Москве
PT-Systems долгое время работает на столичном рынке. Компания дорожит своей репутацией и предлагает только высококачественные товары. Подробное описание с техническими характеристиками и ценой каждого изделия можно найти на сайте фирмы. Эта информация поможет определиться с выбором той или иной продукции в дистанционном режиме.
Шиберная задвижка: конструкция, преимущества, сфера применения
Шиберная задвижка отличается простой конструкцией и применяется для регулирования потока рабочей среды в трубопроводе. Она используется в разных областях промышленности и быта — от переработки сточных вод до транспортировки нефтепродуктов.
Конструктивные особенности устройства
Устройство шиберной или «ножевой» задвижки довольно простое. Она состоит:
Устройство шиберной задвижки достоинства и недостатки:
Основное преимущество арматуры — простота конструкции, малое гидравлическое сопротивление и возможность применения для транспортировки сред с твердыми включениями.
Недостаток — невысокая герметичность, большая строительная высота. Такие изделия нельзя применять для переноса опасных веществ, утечка которых может быть критичной.
Разновидности конструкций шиберных задвижек
Задвижка клиновидная
Этот тип арматуры имеет два седла, расположенные под углом к корпусу и относительно друг друга. Затвор имеет клиновидную форму и размещается между седлами. Различают три типа затворов:
Клиновидные задвижки не применяют при транспортировке горячих сред, в технических трубопроводах, переносящих среду с крупными твердыми включениями.
Задвижка ножевая
У «ножевой» задвижки имеется два седла, расположенных поперек проходному отверстию корпуса. Затвор — тонкая пластина, отсекающая поток.
Различают одноножевую и двухножевую задвижку. Первая представляет собой комбинацию из одного ножа и двух седел в корпусе, вторая имеет два параллельно расположенных ножа с жесткой фиксацией. Последняя отличается лучшей герметичностью, применяется в промышленных целях.
Типы привода
Для регулировки работы механизма используются разные виды приводов. Это обуславливается различной пропускной способностью труб и разной плотностью рабочей среды.
Сфера применения
Задвижки шиберного типа могут только перекрывать и регулировать поток рабочей среды в трубопроводе. Конструктивные особенности и множество вариаций исполнений арматуры позволяют применять при организации:
Реже всего шиберные задвижки используют при проектировании водопроводных систем. В них чаще всего применяют клиновую арматуру.
Другая сфера использования «ножевой» задвижки — дымоходы. Именно в этой области применялись первая шиберная арматура. Она имела очень простую конструкцию без уплотнений, управляющих элементов и состоит только из седел и ножа.
Современные дымоходы также оснащаются шиберными заслонками (особенно, твердотопливные), но их конструкция была модифицирована по сравнению с первыми изделиями.
Дымовые шахты и дымоотводящие конструкции прямоугольного типа используют чугунные ножевые задвижки, а круглые дымоходы нуждаются в доработке — в них устанавливается врезка с седлами. В последние также могут быть установлены дроссельные поворотные заслонки, позволяющие регулировать поток.
Способы установки
Шиберные задвижки могут устанавливаться на трубопровод четырьмя способами: с помощью приварки, фланцев, резьбовым или закладным методом. При сварке схема подключения шиберной задвижки такова: торцы труб свариваются с патрубками арматуры для получения герметичного неразъемного соединения.
Фланцы позволяют организовать разборное соединение. Части трубопровода и арматуры, оснащенные фланцами, стягиваются при помощи болтов или шпилек.
Резьбовой метод используется редко. Монтаж задвижек осуществляется с помощью накидных гаек. Основной минус — ослабевание соединения в процессе эксплуатации трубопровода из-за воздействия вибраций. Узел нуждается в периодической подтяжке.
По методу монтажа различают:
Шиберная задвижка — сфера применения, конструкция, популярные марки
Любую трубопроводную магистраль промышленного, коммунального или бытового назначения невозможно представить без запорной арматуры. Одним из ее представителей является шиберная задвижка, находящая широкое применение при транспортировании определенного типа рабочих сред.
Стоит отметить, что арматура шиберного (ножевого, гильотинного) типа не применяется в быту и используется в основном в промышленных трубопроводах. В связи с этим она имеет отличное от аналогичных задвижек конструктивное исполнение и размерные параметры.
Рис. 1 Шиберная задвижка в трубопроводных линиях
Что такое шиберная задвижка и сферы ее применения
Шиберной задвижкой называют разновидность запорной арматуры, у которой затвором служит плоская пластина, перемещающаяся перпендикулярно (в единичных моделях под углом) потоку транспортируемой среды.
Шибер задвижка отличается от клиновой тем, что ее запорная пластина имеет небольшую толщину и соответственно малую площадь торцевой поверхности при опускании в седло. Во многих конструкциях ее еще более снижают, придавая форму заостренного ножа, способного рассекать среду со взвешенными частицами. Это позволяет использовать изделия для перекрытия потока рабочего тела в трубопроводах, транспортирующих жидкости с высоким содержанием мягких загрязнений или небольшого размера твердых фракций.
Также шибер-задвижки отличаются от клиновых аналогов более простой конструкцией, меньшей строительной длиной и низким весом.
Рис. 2 Сферы применения шибер задвижек – бункеры, шлюзы
Шиберные задвижки применяют в промышленных отраслях, занимающихся производством текстиля, жидких и сыпучих пищевых продуктов, целлюлозы, бумаги, химических реагентов, добычей полезных ископаемых, отводом канализационных стоков.
Их используют в трубопроводных магистралях, транспортирующих товарную нефть и нефтепродукты — бензин, керосин, дизельное топливо, а также устанавливают в линии подачи канализационных стоков или сыпучих материалов.
При добыче полезных ископаемых их помещают в трубопроводы, транспортирующие шлам — смесь воды с мелкими твердыми фракциями, образующимися после промывки рудного продукта. В транспортируемой водной среде могут содержаться частицы угля, целлюлозы, золы.
Шибер задвижки используют в трубопроводах подачи газа, системах вентилирования воздуха, дымоходах.
Некоторые сферы их применения не связаны с трубопроводами. К примеру, шиберные затворы устанавливают под вертикальные накопительные бункеры, где они управляют раздачей засыпанного материала. В других областях специальные задвижки с прямоугольным шибером большого размера используются в качестве шлюзов (щитовые затворы).
Рис. 3 Основные узлы ножевых затворов на примере моделей ПА 510 и ПА 520
Устройство шиберной задвижки и материалы ее изготовления
Основными узлами типовой шибер-задвижки являются:
Корпус. Состоит из основной части и крышки (во многих конструкциях имеет стойку с бугельным узлом), соединяемых между собой болтами. Основные материалы изготовления корпусных деталей — углеродистая сталь марки WCB (аналоги литьевые стали 20Л, 25Л, 30Л), нержавейки (например 20Х13, CF8, CF8M, AISI 304, AISI 310, AISI 316), серый (СЧ20, СЧ25) и высокопрочный шарографитовый чугун (ВЧШГ) марок GG-40 или GG-25.
К эксклюзивным материалам изготовления корпусов можно отнести алюминий, бронзу и ураниус AISI 904L.
Обычно корпуса задвижек покрывают эпоксидным или порошково-эпоксидным компаундом синего цвета толщиной около 250 мкм.
Шибер. Чаще всего затворную пластину выполняют из коррозионно устойчивых металлических сплавов, которыми являются нержавейки AISI 304, AISI 310 или AISI 316.
Шпиндель. Элемент отвечает за перемещение затворной пластины, обычно выполняется из нержавеющей стали (20Х13).
Рис. 4 Материалы изготовления уплотнений в изделиях марки СМО и их разновидности
Уплотнения седел. Основные материалы седельных уплотнений в шибер-задвижках:
EPDM — этилен-пропилен-диеновый эластомер (ЭПДМ) используется в качестве уплотнителя при транспортировке сред рабочей температурой в + 90 °С и максимальной не более + 125 °С.
NBR — акрило-нитрил-бутадиеновый каучук, обладает относительно невысокой термостойкостью с максимальным порогом не более + 90 °С, при его использовании температура рабочей среды не должна быть выше + 80 °С.
Viton (FKM, FPM) — класс синтетических фторированных каучуков (СФК), обладающих максимальным температурным порогом в + 200 °С, могут длительное время эксплуатироваться при температуре + 180 °С.
PTFE (ПТФЭ) — известный многим фторопласт белого цвета с мыльной на ощупь поверхностью. Материал обладает очень низким коэффициентом трения и наивысшей термостойкостью среди всех уплотнителей в + 270 °С. Его в основном используют в качестве сальникового уплотнения, при работе в седлах фторопласт не обеспечивает 100% герметизацию.
Нитрил (Nitril) — синтетический бутадиен-нитрильный каучук (резина), стойкий к воздействию нефтепродуктов, масел, кислот и щелочей слабой концентрации. Выдерживает рабочие температуры до + 90 °С.
Hypalon (CSM) — продукт от компании Дюпон (DuPont), представляющий собой хлорсульфированный полиэтиленовый эластомер ХСПЭ (полихлоросульфат, CSPE). Хайпалон является каучуком общего применения с хорошими механическими свойствами и высокой устойчивостью истиранию, износу и агрессивным химическим реагентам. Максимальный температурный порог резин на основе ХСПЭ доходит до + 120 °С.
Силикон (Silicone) — кремнийорганический силиконовый каучук является эластичным материалом, способным функционировать в диапазоне температур от — 60 до + 300 °С (выдерживает 500 часов). Максимальная рабочая температура силиконовой резины при сроке эксплуатации в 20 лет — + 120 °С. Силикон устойчив к окислителям, маслам и органическим растворителям, имеет низкий коэффициент остаточной деформации, то есть легко восстанавливает свою форму. К недостаткам кремнийорганической силиконовой резины можно отнести ее недостаточно высокую прочность при растяжении на разрыв в сравнении с другими эластомерами.
Рис. 5 Конструкция шибер-задвижек по ГОСТ Р 55020-2012
Набивка сальника. В шибер задвижках сальник обеспечивает герметизацию в корпусе перемещающейся плоской пластины и имеет форму внутренней поверхности, соответствующую вытянутому прямоугольном шиберу. В качестве его набивки и кольцевых прокладок выступают следующие материалы:
Также в задвижках при транспортировке жидкостей с различного типа частицами применяют уплотнительные узлы металл по металлу, допускающее утечки по воде не более 1,5 %.
Крепежные элементы. Болты и гайки обычно делают из углеродистых сталей марок Ст20, Ст25, Ст30.
Подшипники, штурвал. Подшипники выпускают из стали или нержавейки, колесо штурвала может быть чугунным или стальным.
Рис. 6 Типоразмеры задвижек по ГОСТ Р 55020-2012
Технические характеристики
Общие технические условия на шиберные задвижки, используемые в магистральных нефтепроводах, приведены в ГОСТ Р 55020-2012. Некоторые положения этого документа:
Рис. 7 Типы приводов
Рис. 8 Конструкция и материалы изготовления шиберного затвора на примере изделий марки Omal серии Pal (Италия)
Так как шибер-задвижки используют не только в трубопроводных магистралях с нефтепродуктами, указанные выше положения ГОСТ Р 55020-2012 не являются обязательным для их производителей.
Многие фирмы выпускают продукцию в более широком диапазоне условных проходов от 50 до 2000 и даже до 3000 мм.
Также в сравнении с ГОСТ Р 55020-2012 могут отличаться и напорные характеристики выпускаемых изделий — к примеру любой показатель в диапазоне от 1 до 10, 25 или 40 бар, а также их температурные параметры, типы привода (гидро- и пневмопривод). Многие производители поставляют продукцию с иным более широким рядом климатических исполнений.
Рис. 9 Размерные и физические параметры шиберных затворов на примере изделий серии ПА 570
Шиберные задвижки — разновидности
Различают однонаправленные и двунаправленные разновидности шибер-задвижек. В первом случае они способны удерживать рабочую среду с давлением около 30% от номинального.
Существует класс шламовых задвижек, эксплуатируемых в системах перекачивания пульпы — смеси воды с горными породами. Такие изделия оснащаются системой промывки для очистки от накопившегося осадка в виде съемной крышки в нижней части корпуса.
В пищевой, химической, целлюлозно-бумажной промышленности транспортируют жидкости с содержанием частиц до 20% или сыпучие материалы. В этом случае используют изделия с заостренным серповидным, гильотинным (прямым) затвором, позволяющим эффективно отсекать высокоплотные потоки.
Не все шибер-задвижки размещают в трубопроводных магистралях. Некоторые их разновидности находят применение в бункерных вертикальных емкостях с сыпучими материалами, объемом подачи которых управляет ножевая заслонка.
Также специальные шиберные затворы могут быть использованы в системах вентилирования и дымоходах.
Крупногабаритные изделия с квадратным ножом применяют в шлюзах, где их заслонка перекрывает жидкостной поток.
И наконец существуют задвижки с наклонным под углом 30° шибером, находящие применение в целлюлозно-бумажном производстве.
Рис. 10 Разновидности шиберных затворов марки СМО
Основные разновидности поставляемых на рынок шиберных задвижек можно рассмотреть на примере продукции фирмы ПромАрм.
ПромАрм (ПА) — торговый знак российского производителя с предприятием в городе Пенза, с 2013 года выпускающего шиберные затворы в корпусах из шарографитового чугуна (GGG-40), углеродистой (WCB), нержавеющей (CF8), жаропрочной молибденовой (CF8M) сталей, других специальных сплавов. Все изделия имеют условные диаметры от 50 до 1200 мм (кроме ПА 570) и оснащены следующими типами приводных механизмов: ручной штурвальный (DN 50 – 500 мм), рычажный (DN 50 — 300 мм), редукторный, пневматический, электрический (DN 50 — 1200 мм).
Варианты их исполнений для различных климатических условий: УХЛ4, У, ХЛ, ТМ, Т, ТВ. Затворы ПА выпускают следующих серий:
ПА 510 — межфланцевая одностороннего или двухстороннего типа действия шиберная задвижка со сквозным серповидным ножом и эластомерным уплотнителем (рис. 3). Рассчитана на напор подаваемой среды в 2 (DN 700 — 1200 мм), 4 (500 — 600 мм), 6 (300 — 450 мм) и 10 (50 – 250 мм) бар.
Назначение шиберного затвора ПА 510 – регулировка подачи жидкостей с высоким количеством фракций во взвешенном состоянии (до 20%), целлюлозы, древесной массы, порошков, золы, высококонцентрированного шлама в виде пульпы с концентрацией 5 — 20%, спиртных напитков. Он может использоваться при подаче по наклонным трубам самотеком твердых и порошкообразных веществ.
Отличительная особенность ПА 510 — наличие составного корпуса из двух симметричных половинок.
Рис. 11 Ножевые затворы СМО
ПА 520 — шиберно-ножевая межфланцевая задвижка с уплотнением из эластомеров U-образной формы, предназначена для работы в среде с содержанием примесей не более 5% (сточные воды). В зависимости от типоразмеров изделия рассчитаны на давления 2 — 4 — 6 — 10 бар.
ПА 530 — двухсторонний межфланцевая шиберная задвижка, предназначенный для работы в среде загрязненных жидкостей с объемом взвесей до 5% (трубопроводные магистрали подачи ливневых, канализационных, промышленных сточных вод).
Выпускается в разборном корпусе на эксплуатационные давления 16 (DN 50 — 150 мм), 10 (200 — 400 мм), 8 (450 — 600 мм), 6 (650 — 1000), 4 (1200 мм) бара.
В ПА 530 используется уплотнение из эластомеров U-образной формы с дополнительными верхними перемычками, благодаря чему улучшились его напорные характеристики.
Рис. 12 Конструкция ПА 540 и ПА 550
В нижней части корпуса находится съемная крышка для промывки.
Рис. 13 Конструктивное устройство ПА 560 и ПА 570
ПА 560 — шиберная задвижка для межфланцевого подсоединения с двухсторонней герметичностью и износостойким цельноформованным полиуретановым уплотнением, имеющим паз для погружения ножа. Предназначена для эксплуатации в трубопроводах горнодобывающей промышленности, транспортирующих жидкую среду с высоким содержанием твердых фракций — шлам, пульпу, загрязненную воду с песком и мелкими камнями, абразивными частицами. Выпускается в корпусе из чугуна или стали, рассчитана на напор подаваемой среды в 6, 8, 10 и 16 бар.
ПА 570 — межфланцевая шиберная задвижка однонаправленного действия высокого давления, выпускаемая в закрытом корпусе. Предназначена для эксплуатации в трубопроводах диаметров от 50 до 2000 мм, транспортирующих жидкости с содержанием взвесей не более 5%. Все изделия способны выдерживать давление до 25 бар, управляются при помощи штурвала и рычага (50 — 300 мм), редуктора, пневмо- и электропривода (50 — 2000 мм). ПА 570 имеет двойное сальниковое уплотнение из эластомеров или металл по металлу в области прохождения ножа через корпус и на выходе шпинделя, обеспечивающее ее высокие напорные характеристики.
Рис. 14 Внешний вид шиберных затворов END Armaturen
Производители
Помимо продукции рассмотренной выше компании ПромАрм свой товар на отечественный рынок поставляют следующие компании:
END Armaturen — немецкий производитель высококачественной шиберной арматуры из стали и чугуна (GG-25) в закрытых корпусах, рассчитанной на давления 5, 6, 7, 8, 10 бар и температуры рабочего тела до 190 °С. Предлагаемые к продаже двунаправленные изделия с U-образным шибером диаметрами от 50 до 400 мм выпускают с ручным и рычажным управлением.
Zetkama — хорошо известный на отечественном рынке польский производитель поставляет шиберные задвижки из литого чугуна марки EN- GJL- 250 диаметрами от 50 до 1200 мм. Изделия предназначены для эксплуатации в трубопроводах, транспортирующих жидкости с 5% содержанием твердых фракций, установках для подачи сухих материалов в целлюлозно-бумажный промышленности, в системах канализации с 35% содержанием отходов. Шибер-задвижки рассчитаны на работу при давлении рабочей среды в 2, 4, 7 и 10 бар и ее температуру не более 90 °С.
Рис. 15 Шиберная задвижка Zetkama
FAF Vana — торговая марка турецкого производителя широкого ряда запорной и регулирующей арматуры. Шибер-задвижки FAF выпускают в корпусах из обычного или высокопрочного чугуна диаметрами от 50 до 600 мм. Все они рассчитаны на напор рабочей среды в 10, 16 бар и ее температуру не более + 130 °С. Предназначены для эксплуатации в среде из чистых и сточных вод, пульпы, кристаллизованных и порошкообразных веществ, используются для транспортировки веществ в пивоваренной и пищевой промышленности.
СМО — бренд испанской компании с центральным офисом и производственными мощностями в городе Талоса, основанной в 1993.
Фирма поставляет на отечественный рынок очень широкий ассортимент шиберных задвижек различных конструкций — более 20 наименований с различными литерами. Арматуру выпускают из разных материалов условных проходов от 50 до 3000 мм со всеми типами приводов. Диапазон давлений всех изделий от 0,5 до 100 бар, рабочие среды — газы, чистые и с различным содержанием взвешенных или твердых фракций жидкости.
Рис. 16 Шиберная задвижка ABRA
ABRA — торговая марка китайской компании, реализацией продукции которой на территории России занимается фирма Абрадокс. Шиберная задвижка ABRA выпускают диаметрами от 50 до 600 мм на давления 4, 6, 10 и 16 бар. В ассортиментный перечень продукции входит несколько видов ножевых моделей разных типоразмеров, рабочая температура которых зависит от типа используемых уплотнений: для EPDM она лежит в диапазоне от — 10 до + 95 °C, для NBR этот показатель от — 10 до + 70 °С.
Tecofi — торговая марка французской компании, выпускающей широчайший ряд шиберных ножевых задвижек следующих серий: типовая VG, со сквозным ножом (VGT), для раздаточных бункеров (VGS), с квадратным ножом (VGC), с наклонным под 30 градусов затвором прямоугольной формы (VGA), шлюзовая с прямоугольным ножом (VGM).
Материалами корпусов шибер-задвижек Tecofi являются обычный и ковкий чугун, углеродистая сталь, нержавейка, алюминий, поливинилхлорид (ПВХ). Шибер-задвижки Tecofi выпускают диаметрами от 50 до 1200 мм, их номинальные давления — 1, 2, 4, 7 и 10 бар, в специальных конструкциях напорные характеристики могут быть 25 и 40 бар. Рабочая температура для уплотнения из EPDM — 110 °С.
Рис. 17 Шиберная задвижка бренда Tecofi
Рекомендации по монтажу
При установке шибер-задвижек в трубопровод необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Рис. 18 Правила монтажа
Шиберные задвижки находят широкое применение во многих отраслях промышленности и народного хозяйства, где производится транспортировка по трубопроводам и без их наличия газов и чистых или с загрязнениями жидкостей. Благодаря широкому спектру использования, шиберная запорная арматура имеет довольно большое число вариантов конструктивных исполнений, материалов изготовления основных узлов, которыми являются корпуса, шиберы и уплотнения.