Что значит схематический рисунок к задаче 2 класс
Схемы к задачам по математике 2 класс
В этой ветке форума вы найдете основные типы задач для второго класса и схемы к ним. Теперь требования в начальной школе отличаются от тех требований, по которым учили нас в свое время. Раньше учили лишь записывать краткую запись, учителю важно было правильное решение и ответ. Теперь же обязательно требуется схема к задаче в виде одного или нескольких отрезков. На отрезках указываются данные и неизвестное.
Решение задачи у каждого ученика было по 3 ручки и 2 карандаша смотрите здесь
Задачи на нахождение суммы
У Сони было 4 синих карандаша и 3 коричневых. Сколько было всего карандашей у Сони?
Задачи на увеличение уменьшение числа на несколько единиц
Ване 8 лет, а его сестре – на 8 лет больше. Сколько лет сестре?
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
У кошки было 10 котят. 2 из них белого цвета, остальные — серого. Сколько серых котят было у кошки?
Задачи на нахождение остатка
.
У Вероники было 10 рублей. Она купила ручку за 8 рублей. Сколько денег осталось у Вероники?
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого
У Вики было 9 конфет. Когда несколько конфет Вика отдала друзьям, у нее осталось — 6. Сколько конфет подарила Вика?
Задачи на разностное сравнение
У Марины было 8 тетрадей, а у Маши — 5. На сколько больше тетрадей у Марины, чем у Маши?
Задачи с косвенными вопросами
Мама купила 7 кг вишни. что на 2 кг меньше, чем облепихи. Сколько кг облепихи купила мама?
Составные задачи на нахождение суммы
Хозяйка купила 3 кг яблок, а груш на 2 кг больше. Сколько всего фруктов купила хозяйка?
Составные задачи на нахождение остатка
Пете задали читать на лето 3 книги зарубежной литературы и 5 книг отечественной. После прочтения 6 книг, Пете осталось читать еще несколько. Cколько книг осталось прочитать Пете?
Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого
У кошки было 5 белых котят и 4 дымчатых. Когда несколько котят отдали, то их осталось 6. Сколько котят отдали?
Составные задачи на нахождение третьего слагаемого
Три друга – Миша, Саша и Ваня — получили за четверть 60 пятерок. Миша получил 10 пятерок, Саша – 20. Сколько пятерок получил Ваня?
Составные задачи на нахождение суммы
У Василисы 6 карамелек, шоколадных конфет на 4 меньше, мятных подушечек на 2 больше, чем шоколадных конфет. Сколько мятных подушечек у Василисы?
Составные задачи на нахождение уменьшаемого
Из пенала Витя взял 3 карандаша и 2 ручки. Сколько школьных принадлежностей в пенале было сначала, если в ней осталось 3 фломастера?
спасибо за схемы. но есть еще правила к схемам, а как они пишутся?
adoksana69, правил для составления схем нигде не видел. Нужно знать как, к каждому типу задач составляется схема. Ребенок справляется с заданием с помощью выработка навыка.
Схематическое моделирование при решении нестандартных задач в начальных классах
Презентация к уроку
Рассмотрите иллюстрации на слайде, что объединяет все эти объекты? Как это можно назвать, одним словом?
Аристотель однажды сказал: «Мышление начинается с удивления». Начнём удивляться, а значит мыслить.
Как и любой человек, перед которым стоит, казалось бы, неразрешимая задача, ребёнок в первые мгновения теряется. Один думает, что он совершенно неспособен ни к чему и соответственно интерес к познанию падает или исчезает совсем, другой даже не рассматривает задачу и не ищет никаких способов, и только единицы ребят находят в себе силы, чтобы попробовать решить.
Моя цель как учителя научить находить способы решения, используя разнообразные записи условий, которые помогут осмыслить задачу, принять её.
Что такое – нестандартная задача. Это задача, решение которой подчас выглядит непривычно и непредсказуемо. В своей работе с детьми я стараюсь на уроке или, используя внеурочную деятельность, включать такие задачи в работу.
Постепенно у детей формируется умение воспринимать эти задачи и в результате практических поисков приходить к решению. Ребята учатся отбрасывать способы, не приводящие к правильному решению, не боятся необычных подходов. В результате у детей воспитывается гибкость, подвижность мышления.
Для поиска решения в первую очередь нужно вникнуть в текст задачи и расписать все данные и искомое. Такую запись можно выполнить с помощью рисунка, чертежа, графа, таблицы. Это разнообразные формы моделей, которые помогают ребёнку перейти от абстрактного к конкретному понятию.
Рассмотрим одну из групп нестандартных задач, для решения которой нам нужно будет построить граф.
Граф – это изображение данных с помощью точек.
Рассмотрим на примере задачи:
Четыре волшебницы Бастинда, Гингема, Виллина и Стелла живут в замках. Из каждого замка тропинки ведут к замкам других волшебниц. Сколько всего тропинок соединяют замки волшебниц?
С помощью графа мы наглядно, без каких-либо трудностей находим правильный ответ: 6 тропинок соединяют дворцы волшебниц.
Рассмотрим пример другой задачи, но тоже решаемой с помощью графа.
По дорожке из жёлтого кирпича идут: Элли, Тотошка, Лев, Страшила и Железный Дровосек. Элли идет впереди Железного Дровосека, Страшила впереди Тотошки, Железный Дровосек впереди Страшилы, а Тотошка обогнал Льва. В каком порядке идут сказочные герои?
Запишем решение этой задачи с помощью графа. Изобразим всех героев точками, которые обозначим первыми буквами их имен. И теперь используем не просто линию, а стрелку, демонстрирующую отношение «я иду впереди», поэтому стрелку будем ставить от впереди идущего, к идущему вслед за ним.
Благодаря правильно построенному графу, мы без труда можем ответить на поставленный вопрос: В каком порядке идут сказочные герои?
Ответ: Герои идут в следующем порядке: Элли, Железный Дровосек, Страшила и Тотошка.
Рассмотрим задачу, решение которой удобнее записать с помощью таблицы.
По пути Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Страшила и Лев развлекались, как могли. Кто ловил кузнечиков, кто плёл венок из полевых цветов, кто считал жёлтые кирпичи, кто, не умолкая, рассказывал о своей мечте, а кто-то его внимательно слушал. Кто чем был занят, если Тотошке очень нравился венок на голове, впереди идущего. Страшила постоянно сбивал своим рассказом, считающего кирпичи, а Элли постоянно поправляла венок на голове друга. Лев набрал полную лапу кузнечиков, а у Тотошки повисли ушки от долгого рассказа Страшилы
Математика. 2 класс
Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 11. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертёж
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Задача на нахождение неизвестного вычитаемого, в этой задаче находится вычитаемое (из уменьшаемого отнять разность)
Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого, в этой задаче находится уменьшаемое (к разности прибавить вычитаемое)
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.28-29
2. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А.Д.-М.: Просвещение, 2017, с. 18, 19
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Научимся решать новые виды задач. Задача первая. На ветке было несколько птиц. Когда пять птиц улетели, на ветке осталось семь птиц. Сколько птиц было на ветке?
Сделаем схематический чертеж к задаче.
Начертим отрезок, который показывает, сколько птиц осталось, подпишем 7 птиц. Причертим к концу отрезка еще один отрезок, обозначающий улетевших птиц, подпишем 5 птиц. Сколько было птиц на ветке, неизвестно, поставим знак вопроса.
Рассмотрим краткую запись и чертёж к задаче
Каким действием будем решать задачу?
Правильно, чертёж нам подсказывает, что задача решается сложением, так как надо найти сумму отрезков.
Часть птиц улетели и часть осталось. Значит, мы находим уменьшаемое. А уменьшаемое находится действием сложением.
Запишем решение задачи.
Этот вид задачи называется на нахождение неизвестного уменьшаемого. Так как в этой задаче находим уменьшаемое.
Решим вторую задачу.
На клумбе было одиннадцать тюльпанов. Когда несколько тюльпанов завяло, то осталось шесть тюльпанов. Сколько тюльпанов завяло?
Сделаем краткую запись условия задачи и чертёж.
Было-11т. Завяло-? Осталось-6т.
Сделаем схематический чертеж.
Начертим отрезок, обозначающий все тюльпаны. Подпишем его 11 тюльпанов. Отложим на отрезке отрезок равный оставшимся тюльпанам, подпишем 6 тюльпанов. Другой отрезок, обозначает, сколько тюльпанов завяло, это неизвестно, ставим знак вопроса.
Решим задачу. Узнать сколько тюльпанов завяло, значит надо узнать, на сколько тюльпанов стало меньше. Задача решается вычитанием. По чертежу видно, что неизвестна разность отрезков. Как называется число 11? Уменьшаемое. Как называется число 6? Разность. Неизвестно в задаче вычитаемое. Как найти вычитаемое? Из уменьшаемого вычесть разность.
Ответ: 5 тюльпанов завяло.
Такой вид задач называется “на нахождение неизвестного вычитаемого”.Так как в этой задаче находим вычитаемое.
Сделаем вывод: правильно составленная краткая запись задачи подсказывает, каким компонентом является каждое число в задаче: уменьшаемым или вычитаемым. Правильно начерченный схематический чертеж подсказывает, каким действием решать задачу. По чертежу видно, что находим сумму или разность отрезков.
1. Решите задачу, выберите правильное решение
На стоянке было несколько машин. Когда уехало 8 машин, то осталось 7 машин. Сколько машин было на стоянке?
2. Вставьте подходящие слова в предложения
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ______ вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное __________, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо ________вычесть разность
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Записываем задачу в таблице. 2 класс
Для того чтобы было легче решать задачу, любую – даже самую сложную, необходимо изобразить ее каким-либо образом.
Удобная и очень эффективная запись – это схема.
Например:
Начертим схему. Здесь может быть 2 варианта:
По разным программам соответственно схемы – имеют небольшое различие.
Важно – чертить такую схему, которая ПОДСКАЖЕТ как решить задачу.
НО… Когда начинаются задачи на умножение и деление, то схема – не всегда удобна!
Например:
В данном случае – схема помогает понять и решить данную задачу.
Рассмотрим другой пример:
Чертим схему:
Нам известно, что всего было 12 картошек. Каждому дали по 2 картофелины.
Надо узнать – сколько было туристов – это на схеме обозначить невозможно.
Поэтому такие задачи нужно записывать по-другому:
12 к. — 2 к. — ?
Но…
Так оставить запись – нельзя, тоже непонятно…
Поэтому принято записать так:
2 к. — ? — 12 к.
И опять – НО…
Если посмотреть, как бы со стороны, то непонятно, что обозначают эти числа.
Поэтому, задачу надо записывать по – новому – в таблице.
Обычно начинаем это делать с 3-го класса.
Но, такая запись – ОЧЕНЬ ВАЖНА именно со 2-го класса. Таблица наглядно подсказывает, как легко решить задачу.
Таблица состоит из трех колонок: в первую поместим число 2 – столько картофелин получил 1 турист.
Во вторую — ? – столько было туристов (количество туристов).
И в третью – 12 – всего картофелин.
Т.о. получим следующую запись:
Решение : чтобы узнать, сколько было туристов, надо все картофелины раздать поровну – т.е. разделить по 2:
12 : 2 = 6 (туристов)
Ответ: было 6 туристов.
А можно в таблице записывать задачу, например, про деньги? Или про что-то еще?
Конечно, можно!
В первую колонку мы пишет то, чего на 1 предмет:
количество (число) денег за 1 конфету,
количество (число) метров на 1 платье,
количество (число) яблок на 1 тарелке,
количество (число) километров за 1 час и т.д.
Во вторую колонку пишем соответственно – сколько (количество) конфет, платьев, тарелок, часов и т.д.
В третью – всего – денег, метров, яблок, километров и т.д.
Первая и третья колонки связаны между собой: и в первой, и в третьей – деньги, метры, яблоки, километры и т.д.
А как таблица помогает?
Так вот – если идем слева направо (т.е. идем К ВСЕГО ) – то ВСЕГДА УМНОЖАЕМ.
Если ИДЕМ СПРАВО НАЛЕВО (т.е. идем О Т ВСЕГО ) – то ВСЕГДА ДЕЛИМ.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 71
Конспект урока математики по теме «Построение схемы по данному условию задачи» (2 класс)
Урок математики и информатики
«Построение схемы по данному условию задачи»
Цель: закрепление умения решать простые задачи разных типов с опорой на схемы.
— развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели,
— вести поиск решения задачи;
— создать условия для развития логического мышления;
— формировать универсальные учебные действия;
— развивать познавательную активность, положительную мотивацию к обучению;
Оборудование: проектор, презентация, картинки к задачам, схемы-модели.
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же мы не привыкли отдыхать.
Нам расколоть его помогут
«Хочу все знать!» (слайд 1)
Эти слова ребята будут девизом нашего урока.
— Наши правила: Не выкрикиваем. (слайд 1)
Не перебиваем друг друга.
Мы слышим друг друга.
Учимся работать сообща.
— Готовы дружно работать и выполнять задания? Работать мы будем в группах.
2. Самоопределение деятельности.
— Обратите внимание на экран. – Что вы видите здесь? (слайд 2)
Как можно назвать все это одним словом? ( Схема, чертеж)
— В толковом словаре есть такое определение (слайд 3)
Схема- это описание изображения в главных чертах, чертеж, разъясняющий принципы работы, условие.
— Ребята мы не просто познакомились с определением, толкованием значения слова
« схема». Подумайте и скажите, чему же мы будем учиться сегодня на уроке? Какой же будет наша цель?
3. Актуализация опорных знаний.
– Правильно, мы будем учиться строить чертежи или другими словами схемы. А для чего мы это будем делать вы узнаете, если найдете значения этих числовых выражений.
45 + 20 = а 30 + 47 = з
83 – 60 = и 34 – 3 = ч
-Работать вы будете на листочках.
Дети записывают ответы на листах.
-Назовите числа, которые вы получили.
— А теперь расположите ответы в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд на листочках в строчку, через запятую. Соотнесите полученные числа и буквы. Составьте слово. ЗАДАЧА
Что мы можем отобразить на схеме? (части задачи)
(На экране открывается тема.) Решение задач при помощи схем-моделей. (слайд 4)
б) постановка учебной задачи
– Мы будем учиться строить чертежи или другими словами схемы к задачам и с их помощью решать простые задачи.
в) повторение изученного о задачах
– Вспомните, из каких частей состоит текст задачи?
(Задача состоит из условия и вопроса).
– Что еще важно знать о задаче?
( В задаче не должно спрашиваться то, что уже известно. Условие и вопрос должны быть взаимосвязаны).
— Что значит решить задачу? ( ответить на ее вопрос, найти неизвестное число)
4. Конструирование, анализ и решение задачи.
Сегодня выпал снег. Ура!
И с самого утра
Снеговика среди двора
Лепила детвора.
Конструирование текста задачи.
— Послушайте текст: Ученики 1 класса слепили 6 снеговиков, а ученики 2 класса на 3 больше. Сколько снеговиков слепили ученики 2 класса?
— Это задача? Докажите. ( да, есть условие и вопрос)
— Давайте решим ее. –Попробуем отобразить с помощью схемы условие задачи.
У доски ученик составляет схему к задаче, второй после этого решает ее.
-Что известно в задаче? ( что ученики 1 класса слепили 6 снеговиков)
-Как обозначим эту часть на схеме? ( отрезком) 1кл.___________6__________
-Что сказано про учеников 2 класса? Известно сколько они слепили снеговиков? ( нет, но есть подсказка: на 3 больше)
-Что она обозначает? (Столько же да еще 3) –Покажем это на схеме.
-Запишем выражением решение задачи 6+3=9(с.)
Ответили мы на вопрос задачи? Как записать ответ?
На улице мороз,
Ну-ка взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши!
Покрутились, повертелись,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали.
Вот и погрелись.
6. Закрепление изученного материала.
а) работа в группах.
1 гр. Даша вырезала 7 снежинок, а Катя на 2 снежинки больше. Сколько снежинок вырезала Катя?
2 гр. К празднику ученики 1 класса подготовили 8 стихотворений, ученики второго класса на 2 стихотворения меньше. Сколько стихотворений подготовили ученики 2класса?
3 гр. На клумбе росло 5 тюльпанов и 4 розы. Сколько всего цветов росло на клумбе?
4 гр. У Саши 9 марок, а у Коли 7 марок. На сколько больше марок у Саши, чем у
Коли?
По одному человеку от каждой группы у доски начертить схему, записать решение.
в) работа со схемами.
— Придумайте задачу по рисункам и схемам. Данным на доске. Запишите выражение к каждому рисунку и схеме.
Дети работают на листочках.
Проверка составленных задач по группам.
— Вот и подошёл к концу наш урок.
— Скажите, чем мы занимались сегодня на уроке?
— Что вы знаете о задачах?– Подумайте и ответьте на вопросы (слайд 5)
Оцените свою работу при помощи смайликов.
8. Домашнее задание. Придумать несколько задач и решить их при помощи схем.
— Молодцы, вы научились решать задачи. Наш урок подошел к концу.
1 группа. Даша вырезала 7 снежинок, а Катя на 2 снежинки больше. Сколько снежинок вырезала Катя?
2 группа. К празднику ученики 1 класса подготовили 8 стихотворений, ученики второго класса на 2 стихотворения меньше. Сколько стихотворений подготовили ученики 2класса?
3 группа. На клумбе росло 5 тюльпанов и 4 розы. Сколько всего цветов росло на клумбе?
4 группа. У Саши 9 марок, а у Коли 7 марок. На сколько больше марок у Саши, чем у
Коли?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель урока закрепить умения решать простые задачи разных типов с опорой на схемы, развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, вести поиск решения задачи, создать условия для развития логического мышления,формировать универсальные учебные действия, развивать познавательную активность, положительную мотивацию к обучению.
Номер материала: ДБ-669729
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.