Что значит сертифицированный тренер
Стоит ли обращать внимание на сертификаты и дипломы тренеров при заказе корпоративных тренингов?
Позитивные изменения в этой сфере связаны с открывшимся в 2005 году представительством ASTD (American Society for Training & Development) в России и его пилотной программой сертификации по специальности «Сертифицированный Профессионал по Обучению и Развитию» (Certified Professional in Learning and Performance (CPLP)).
Но пока эта программа не стала повсеместным стандартом качества на нашем тернинговом рынке, вопрос о важности наличия сертификатов и дипломов у тренера остаётся открытым.
Редакция TRAININGS и корреспондент газеты «Элитный персонал» (номер от 13-12-2005) провели опрос среди заказчиков корпоративных тренингов и среди компаний-провадйеров обучения. Вопрос, заданный нами специалистам, звучал так:
«При заказе корпоративных тренингов стоит ли обращать внимание на сертификаты и дипломы тренеров?»
Татьяна Москалева, руководитель службы по связи с общественностью группы компании «DIXIS»:
«Мы всегда обращаем внимание на сертификаты и дипломы, ведь наличие базовых знаний по предмету дает определенную гарантию качества обучения. Сертификаты позволяют убедиться, что человек активно работал над собой и совершенствовал профессионализм. По нашему глубокому убеждению, приглашать к сотрудничеству нужно только «звезд». Даже в том случае, если приходится платить больше. Как говорится, каждый человек может отдать то, что имеет, а тренер – то, что умеет. Большое значение имеет соответствие дипломов и сертификатов характеру оказываемой услуги. Когда тренер позиционирует себя как профессионал в области бизнеса, но в его арсенале есть только курсы по психотерапии, это несерьезно. Целесообразно также посмотреть на наличие или отсутствие публикаций, на внятность изложения раздаточного материала. При выборе провайдера важно уделять внимание мелочам – именно они дают представление о компетенциях и навыках тренерского состава».
Евгений Горькаев, тренинг-менеджер компании «Ф. Хоффманн Ля Рош Лтд.»:
Наталья Лапшина, менеджер по персоналу Россия компании «Maersk Sealand»:
«Разумеется, имеет смысл обращать внимание на весь фактический материал, имеющийся в вашем распоряжении: опыт преподавания тренера, в каких компаниях он проводил обучение, какие сертификаты, дипломы он имеет и прочее. Но для принятия окончательного решения после подробного ознакомления со всей этой информацией, я предпочитаю назначить личную встречу и познакомиться с тренером, оценить насколько тренер подходит стилю нашей компании, насколько он сможет завоевать доверие наших сотрудников как личность, что часто является важным фактором для успешности тренинга».
Александр Блинов, начальник отдела подготовки специалистов по продажам департамента маркетинга и развития бизнеса ОАО «РОСНО»:
«Сертификат и диплом, естественно, не является абсолютной гарантией качества оказываемой услуги. Выбирать тренера следует исходя из нескольких критериев. Во-первых, необходимо обратить внимание на наличие специализированного образования, без которого по-настоящему квалифицированным специалистом быть очень сложно. Во-вторых, что не менее важно, оценить опыт работы: какие тренинговые проекты проводились этим человеком, и главное, в какой сфере бизнеса. Плюс ко всему, хорошо бы получить рекомендации и отзывы клиентов. По результатам анализа полученной информации о возможном качестве услуг, их стоимости, выбираются заинтересовавшие кандидаты. Далее переговоры, и лишь затем на основании полученных данных принимается решение».
Мария Чуркина, генеральный директор компании «Большая перемена»:
На мой взгляд, наличие сертификатов и разнообразных дипломов у тренера, скорее указывает на то, что тренер умеет учиться. Однако тяга к знаниям, не является гарантией того, что тренер умеет работать. В то время, как на тренинге от него потребуется именно восстановления рабочего контекста.
Еще одна проблема состоит в том, что многие наши тренеры, прошли достаточно специфическую подготовку. Так, например, плюсом считается наличие у тренера зарубежных дипломов, в то время как абсолютное большинство этих дипломов было получено в рамках программ политобразования, под руководством квалифицированных советологов (специалистов по борьбе с Советским Союзом).
Поскольку тренинг только метод для передачи знаний и навыков, очень важно обеспечить наполнение методической оболочки. Поэтому при выборе тренинга, по моему мнению, имеет смысл опираться на практический опыт работы тренера (как специалиста, и как тренера)».
Ройзман Сергей, директор по развитию «Huthwaite Russia»:
«Мы думаем, что стоит обращать внимание не столько на наличие сертификата, сколько на то, кем он заверен и о чем свидетельствует. Доверяете ли Вы организации, выдавшей сертификат? Что является основанием для сертификации? Какую подготовку прошел тренер? По каким критериям его оценивали, выдавая диплом? Например, в нашей компании сертификаты выдаются головным офисом в Англии и дают гарантию того, что качество проведения тренингов Huthwaite International едино в 28 странах мира.
Не стоит забывать, что провайдер предлагает не только личность тренера, но и сами тренинги, в основе которых лежит какой-то метод. Важно понимать, как разработан тренинг, есть ли инструмент оценки результата обучения и как этот результат измеряется».
Константин Харский, генеральный директор, тренер-консультант ООО «Профессиональный менеджер»:
«Это вопрос критериев и значимости. И вот почему. Вопрос критерия.
Что для конкретного заказчика является критерием подходящего тренера: его послужной список, его сертификаты, его принципы и убеждения, его способности сплотить и вдохновить участников тренинга, его способность пробудить продавца в каждом.
Не имея представления о том, что им требуется, некоторые заказчики идут по пути перекладывания ответственности на других. Это выглядит, как запрос рекомендаций («а вы можете научить наших продавцов продавать глобус Украины для седьмого класса?», «а кого вы раньше этому научили?») или как конкурс сертификатов. При этом пока нет независимого центра сертификации, пока нет единых стандартов работы, пока нет строгой ответственности за выдачу сертификатов, наличие сертификата скорее говорит о хороших отношениях между тренером и сертифицирующей организацией. Но всё же не стоит наличие сертификата нельзя рассматривать как компрометирующий факт.
Принимая решения, мы всегда взвешиваем альтернативы. Что важнее: опыт работы тренера с розницей или новаторский подход, наличие монографий или размер гонорара и т. д. Поняв место сертификата в иерархии критериев принятия решения, вы сразу поймёте, надо ли на это обращать внимание и в какую очередь. Наш опыт показывает, что наличие сертификата никогда не было первопричиной заказа тренинга, а его отсутствие никогда не было единственной причиной отказа. Важность этого критерия находится где-то между размером гонорара и продолжительностью карьеры».
Мурат Шакирзянов, тренер-консультант «SellWell»:
«Любой человек понимает, что наличие сертификата не означает, что перед вами профи. Как и отсутствие сертификата не говорит о том, что перед вами неумеха.
Мне кажется, что выбор в пользу тренера с сертификатом помогает заказчику избежать ответственности за провал тренинга: «Как же так! У него же диплом Токийского университета! Кто мог подумать!?».
Лично бы я полностью на дипломы, тем более российские, не полагался».
Сертификат бизнес-тренера: как стать сертифицированным специалистом
На протяжении нескольких лет в нашей стране наблюдается значительное повышение спроса на образовательные услуги, немалая доля в котором приходится на сегмент бизнес-обучения. К сожалению, российских специалистов, способных вести качественную подготовку в сфере менеджмента, крайне мало. Поэтому задача прохождения квалифицированного ассессмента как никогда актуальна.
Аттестация бизнес-тренеров на международном уровне
В российской практике по сей день нет единого нормативного стандарта, который регламентировал бы процесс сертификации тренеров. До сих пор даже отсутствуют надзорные органы по регулированию вопроса аттестации бизнес-инструкторов. И уж конечно нет такого центра сертификации, свидетельства которого для руководителей компаний служили бы индикатором высокой квалификации. В таких условиях наибольшее доверие заслуживает специалист, прошедший сертификацию за рубежом.
К сожалению, далеко не каждый имеет возможность провести оценку своей компетенции за границей. Ввиду этого на территории РФ организованы тренинги, по результатам которых выдается сертификат международного образца. Самое известное тренинговое агентство расположено в Санкт-Петербурге, действует на базе Международного института развития менеджмента (IIMD). Создание образовательного центра направлено на решение следующих задач:
Бизнес-тренер на тренинге
Тренеры, прошедшие аттестацию IIMD, получают сертификат бизнес-тренера, подтверждающий, что их знания соответствуют самым высоким западным стандартам. Имена прошедших проверку тренеров размещаются на официальном сайте института. Так что при необходимости можно легко проверить нужного бизнес-инструктора.
В процессе проверки претенденты проходят ряд последовательных этапов:
Прохождение международной сертификации важно для современных и активных специалистов данной отрасли, т.к. это позволяет не только повысить их авторитет, но и выйти на более высокий качественный уровень.
Нюансы процедуры сертификации претендентов
Для принятия участия в отборе каждый претендент должен заполнить форму анкеты, подать заявление установленного образца и отправить их на электронную почту или факс, указанную на официальном сайте центра. Дополнительно необходимо предоставить перечень документов:
Процедура сертификации бизнес-тренеров последовательно перетекает из аналитики присланных документов в отбор участников, их аттестацию.
Претенденты отбираются согласно компетенциям качества, которые условно разделены на 4 блока:
В общей сложности блоки включают 72 критерии, по которым производится дальнейшая аттестация. Каждый оценивается по 10-балльной системе. В зависимости от того, по какой категории аттестуется претендент, определяется проходное значение критерия. Требования по блокам также имеют градацию в зависимости от категории. В одном случае может выдвигаться меньше требований к уровню базовой подготовки, в другом – к фактическим навыкам, в третьем – к эмоциональным качествам или коммуникационным возможностям.
Если претендент неверно оценил собственные навыки и умения, то он не проходит по аттестуемой категории. На каждом этапе проводится переориентация на тот блок, которому он соответствует по квалификационным параметрам.
Участники, прошедшие отбор, переходят к поэтапному тестированию:
Первый и второй этап – подготовительные, помогают участнику быстрее включиться в рабочий процесс. По большей части на финальный результат влияют третий и четвертый этапы. Весь период тестирования занимает от 4 до 6 часов.
После прохождения тестирования проводится собеседование, продолжительностью 2 дня. Весь процесс снимается на видео, чтобы не прошедшие кандидаты имели возможность обжаловать вынесенное решение.
По итогам выдается русско- и англоязычный сертификат с официальной печатью IIMD и подписями немецких руководителей института.
Категории бизнес-тренеров
В рамках существующих систем сертификации претендентам присваиваются следующие категории:
Высшая категория тренеров
Рассмотренная градация рассчитана на следующую логику. На начальном этапе своей карьеры бизнес-инструктор не располагает достаточным багажом знаний. В связи с этим к нему применяются более низкие требования, соответствующие уровню D. Со временем, наработав определенный опыт, он способен внедрять собственные технологии и методы обучения. Это дает возможность повысить квалификацию до категории С. После этого тренер может пойти двумя путями: сделать акцент на детальное изучение бизнес-процессов корпораций в рамках своей страны или выйти на международный уровень. Получив категорию А, специалист автоматически переходит в ранг передовых специалистов мира.
Располагая той или иной категорией, бизнес-тренер способен помочь заказчикам с выбором подходящего для них уровня будущего тренинга. Для компании среднего сегмента нет смысла переплачивать за услуги специалиста мирового уровня, если существует возможность получить качественный продукт инструктора с рангом С.
Организационные моменты прохождения сертификации
Этап подтверждения своей компетентности или получения нового, повышенного статуса или ранга сопряжен с некоторыми организационными моментами. Запустить данный процесс рациональнее всего, отправив заявку на электронную почту института, с указанием темы “Сертификация бизнес-тренера”. В эту заявку рекомендуется включить следующую информацию:
После рассмотрения заявки претенденту для заполнения высыпается анкета установленной формы и перечень необходимых отчетных документов для участия в отборе. Далее согласовываются точные даты проведения сертификации, и участнику направляется платежная квитанция.
Следует учесть, что проверка проводится очно. Во время нее потребуется укороченный вариант ранее проводимых тренингов и презентация, записанные на камеру. Видео файлы рекомендуется подготовить заблаговременно, т.к. степень влияния презентационной части на решение комиссии достаточна велика. Их представление начинается сразу после прохождения тестирования. После успешного завершения всех этапов участники получают сертификат бизнес-тренера международного образца.
Для успешного подтверждения квалификации сертифицирование крайне важно. Но необходимо помнить, что помимо подготовки к нему нужно периодически пополнять и подкреплять собственный багаж знаний, постоянно самосовершенствоваться.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Что такое «сертификация тренера» и нужна ли она?
Что такое «сертификация тренера» и нужна ли она?
Читайте також
Девід Гребер, американський антрополог та анархіст, за декілька років до своєї смерті встиг написати і видати книгу з досить цікавою назвою «Bullshit Jobs: A Theory». В своїй книзі він намагався розібратися з феноменом так званої безглуздої роботи. Пропонуємо і вам поміркувати на цю тему.
Що ж, друзі, три місяці з моменту публікації вересневого міні-циклу статей «Як змінитися за 100 днів» минули. І до вашої уваги – ускладнена програма тренувань, якщо ви вже дійшли до того рівня, що сто повторів на перекладині чи у віджиманнях виконуєте завиграшки. Приготуйтеся, тепер буде трохи важче.
Розглянемо разом із Jobs.ua найпоширеніші звички, які ведуть до хронічної втоми.
В некомерційні організації йдуть працювати не лише за покликом серця. Це одне з поширених хибних уявлень – втім, як і той факт, що в некомерційних установах фігурує низький рівень зарплат і, відповідно, низький рівень кваліфікації співробітників. В цій статті пропонуємо вам розвіяти ці хибні уявлення, і найголовніше – поговоримо про специфіку пошуку роботи в некомерційних організаціях.
Не всі українці прагнуть їхати за кордон на заробітки. Хтось не хоче залишати родину, хтось просто прагне жити і заробляти в рідній країні. Але для жителів Житомира та Рівненщини є приємні новини – будуються нові заводи, щоправда, від європейських компаній.
Положение о сертификации бизнес-тренеров
«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2011, N 2
1. Общие положения
Рост рынка краткосрочного бизнес-образования, в рамках которого работают бизнес-тренеры, требует усиления контроля качества предоставляемых ими услуг. Для формирования цивилизованного рынка краткосрочного бизнес-образования требуется легитимная, с точки зрения рынка, процедура сертификации бизнес-тренеров, позволяющая обеспечить стабильный уровень качества услуг в этой области.
Процедура сертификации бизнес-тренеров России должна обеспечить:
2. Определения
К основному кругу задач бизнес-тренеров относятся:
3. Сертификационная комиссия
Состав сертификационной комиссии формируется из числа высококвалифицированных и авторитетных специалистов в области тренинга и организации тренинговой деятельности, а также представителей РАБО. Критерии отбора специалистов в состав сертификационной комиссии описаны в Приложении N 1.
В состав комиссии входят:
4. Система сертификации
4.1. Сроки проведения сертификации
Дата очередной сертификации утверждается сертификационной комиссией, и соответствующая информация распространяется РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ (Приложение N 2) за 3 месяца до даты начала процедуры.
Желающие пройти сертификацию подают заявление не менее чем за 1 месяц до даты сертификации на имя председателя сертификационной комиссии.
4.2. Перечень документов, необходимый для прохождения сертификации:
4.3. Процедура сертификации.
Прием сертификационной комиссией документов осуществляется в течение 2-х месяцев с момента объявления даты сертификации.
Собственно процедура сертификации предусматривает следующие мероприятия:
изучение сертификационной комиссией представленных документов и материалов;
очное прохождение теста на соответствие знаний претендента профессиональному стандарту (знания в области построения и развития системы обучения в организации, ее роли в рамках бизнеса в целом и пр. описаны в Приложении N 3).
Информация о тренерах, прошедших сертификацию, распространяется по каналам РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ.
4.4. Стоимость сертификации.
Стоимость процедуры сертификации фиксируется для каждого сертификационного периода отдельно и объявляется в процессе информирования об условиях очередного сертификационного периода.
Документы высылаются в адрес сертификационной комиссии, которая письменно подтверждает правильность их составления и высылает счет на оплату сертификации.
Соискатель включается в группу на прохождение сертификации после оплаты процедуры сертификации. Сертификационные взносы не возвращаются вне зависимости от результатов квалификационных испытаний.
4.5. Период действия сертификата.
4.6. Подтверждение и аннулирование сертификата.
4.6.1. Подтверждение сертификата.
Действие сертификата может быть пролонгировано в очередной сертификационный период на основании поданного заявления на имя председателя сертификационной комиссии и материалов, подтверждающих практику в качестве бизнес-тренера в предыдущий период (4 года).
Список документов и материалов, необходимых для пролонгации сертификата:
4.6.2. Аннулирование сертификата.
Сертификат может быть аннулирован до окончания срока действия, бизнес-тренер дисквалифицирован.
Основания для аннулирования сертификата:
нарушение прав интеллектуальной собственности;
сознательное нанесение вреда клиенту.
Основанием для аннулирования сертификата является информация, представленная сертификационной комиссии, подтверждающая основания для дисквалификации (письменные, видео-, аудиоматериалы).
Рассмотрение комиссией представленных материалов происходит в течение очередного сертификационного периода. Информирование об аннулировании сертификата осуществляется по каналам РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ.
к Положению о сертификации бизнес-тренеров
Критерии отбора специалистов в состав сертификационной комиссии
1. Эксперт отбирается из числа руководителей/сотрудников:
2. Критерии для отбора тренинговых компаний:
3. Критерии для отбора корпоративных тренинговых центров:
к Положению о сертификации бизнес-тренеров
Список СМИ, через которые происходит информирование о результатах сертификации бизнес-тренеров и аннулировании сертификатов
Журналы: «Кадровый менеджмент» (проект «Бегин групп»), «Справочник по управлению персоналом», «Персонал Микс», «Управление персоналом».
Интернет-ресурсы: www.hrm.ru, www.rabe.ru, www.trainings.ru, www.e-xcutive.ru, www.superclub.ru, www.treko.ru.
Газеты: «Элитный персонал», «Ведомости».
к Положению о сертификации
Модель тренерских компетенций
1. Разработка тренинга
2. Проведение тренинга
2.1. Навыки презентации:
2.2. Навыки управления содержанием тренинга:
2.3. Навыки управления поведением участников и их взаимодействием:
2.4. Навыки коммуникации:
2.5. Навыки обратной связи:
3. Оценка эффективности и поддержка результатов тренинга:
4. Разделы знаний, проверяемые в тесте:
Сертификат качества, или тренер «с корочкой"
Автор: Галина Козорезова | Источник: TCF
CF: Юлия, первый раз мы беседовали с вами о тенденциях тренингового рынка еще до сентябрьской выставки «Тренинг-2005». По ее результатам можно ли говорить о новых путях развития в сфере краткосрочного бизнес-образования?
Ю. У.: Да, создаются профессиональные ассоциации. И их достаточно много, но ни одна из этих организаций не берет на себя ответственность стать гарантом качества тренеров. Нет ни одной структуры, которая бы занималась сертификацией и ставила печать: «хороший тренер» или «так себе».
CF: Что дает это членство компаниям?
Ю. У.: Многое: доступ к информации о накопленной во всем мире практике T&D и оценке эффективности (обучения, HR-проектов), возможность обучаться и пройти сертификацию, участвовать в международных и российских событиях по T&D. Уже сейчас есть возможность проходить сертификацию в ASTD в США. Мы работаем над тем, чтобы появилась возможность делать это в России. Принимают экзамен строго и объективно. Непредвзятость обеспечивается тем, что экзамен состоит из письменной части (тестирование) и устной, когда кандидат защищает свой проект перед комиссией.
CF: Что будет с тренером, который не пройдет экзамен?
CF: А как же школы тренеров?
Ю. У.: Их заслуга в формировании профессии бизнес-тренера велика. Никто не говорит о том, что их существование прекратит смысл с приходом ASTD в Россию. Вы можете обучаться в любой российской школе тренеров, в той же ASTD, да хоть самостоятельно, а в ASTD пройти экзамен для получения сертификата на соответствие мировым профессиональным стандартам. Мне кажется, проблема лежит в той плоскости, что потребность заказчиков тренингов в гарантии их качества обострилась быстрее, чем какая-либо российская школа тренеров успела стать непререкаемым авторитетом в своем сегменте рынка.
Ю. У.: Мы обработали 500 анкет посетителей, отобрав только заказчиков тренинговых услуг. В целом были позитивные отзывы, но стала заметна и обеспокоенность состоянием отрасли. Какие претензии? Практически полное отсутствие новинок. Кроме того, всеми была отмечена и однородность продуктов. На вопрос потенциального клиента «Чем вы отличаетесь от конкурента?» не было получено четких ответов.
CF: А что говорят сами экспоненты?
CF: Какие еще претензии со стороны заказчиков?
Ю. У.: Посетители сетовали, что на стендах не было первых лиц. Люди были готовы обсуждать детали сотрудничества непосредственно на выставке, а их встречали промоутеры, которые подчас не знают многих нюансов. Да это и не в их компетенции. Некоторые из респондентов жаловались на то, что экспоненты не проявляют к ним никакого интереса. Так было со специалистами по обучению и развитию персонала. Представители отрасли считают, что нужно выходить как минимум на HR-директоров, в то время как во многих компаниях именно первые лица отвечают за подбор тренинговых продуктов.
CF: Как обстоят дела у западных тренинговых компаний?
Ю. У.: К ним российские заказчики чаще обращаются тогда, когда речь идет об обучении топ-менеджмента. Оно и понятно: на Западе в тренинговый бизнес зачастую приходят люди с огромным бизнес-опытом, они могут разговаривать с топ? менеджерами на одном языке. У нас, к сожалению, такое встречается пока крайне редко. Заработать на тренерском или консалтинговом рынке столько денег, сколько получает топ-менеджер, невозможно. А за границей это вполне сопоставимые суммы.
CF: Вернемся к нашим реалиям. Вы отметили, что рынок в этом году не смог похвастаться новыми продуктами. А какова в целом ситуация со спросом и предложением?