Что значит семинарское занятие
В данной статье мы расскажем вам о таком виде общения с публикой, как семинар. Это необходимо для того, чтобы каждый, кто прочтет информацию, понял, зачем проводят семинары, как их проводят и что нужно для его проведения. Такой вид взаимодействия с аудиторией очень распространен в последнее время. Важно помнить, что для того, чтобы успешно провести семинар, значение имеет все: и место, и форма проведения, и подготовленность ведущего. Не каждому человеку под силу это мероприятие. А сейчас обо всей информации поговорим подробней.
Что такое семинар: значение слова
Для начала уточним, что само слово «семинар» произошло от латинского термина seminarium, что переводится как «теплица», «рассадник». Конечно, наши семинары не имеют ничего общего с садоводством. Но, делая выводы даже из самого слова, можно понять, что семинар — это такой вид общения с людьми, который подразумевает наличие аудитории, то есть зрителей, и того, кто ведет семинар.
Важно знать, что в ходе семинара идет обсуждение какой-то темы, обмен мнениями, но все это происходит только на теоретическом поле. Для того чтобы провести семинар грамотно и результативно, необходимо подготовится к нему достаточно тщательно. Тема семинара всегда известна заранее, поэтому к проведению этого мероприятия могут подготовиться не только ведущий, но и участники. Учеными доказано, что семинарские формы занятий применялись еще в Древнем Риме и Греции. Тогда в учебных заведениях обсуждали разные вопросы, происходило общение преподавателя с учащимися. В советское время проведение семинаров применялось в высших учебных заведениях, где некоторые дисциплины требовали более тщательного и углубленного изучения.
Виды семинаров
Итак, мы уже поняли, что семинар — это общение с аудиторией. Какие же бывают виды семинаров в наше время?
Деловые и научные семинары
Говоря о научных семинарах, нужно отметить, что они носят теоретический характер. В ходе такого семинара ученые выступают с докладами, которые они подготовили заранее. И хотя суть доклада базируется на практическом опыте, на семинаре участники только представляют результат своих наблюдений и трудов, отвечают на вопросы коллег и выслушивают критику или похвалу.
Деловой же семинар — это нечто иное. В отличие от научных, такие семинары применяются не столько для обмена опытом, сколько для обучения персонала фирмы или компании новым методам работы. Бизнес-семинары помогают наладить нужную атмосферу в компании, улучшить качество работы сотрудников, поднять их профессиональный уровень. Деловые семинары бывают как закрытыми, так и открытыми.
В условиях агрессивной конкуренции семинары сильно помогают управляющим компанией держать под контролем умения и способности работников.
Учебные семинары
Учебный семинар означает углубленное изучение учащимися какой-то определенной темы. Для начала проводится подготовка к семинару. Студентам сообщается тема заранее, чтобы они могли найти как можно больше информации по ней в разных источниках. Преподаватель также проводит подготовку, он составляет план семинара, делит тему на подтемы, продумывает методы и формы общения с аудиторией. Цель этого лежит в том, чтобы после проведения занятия студенты узнали о предмете обсуждения намного больше, чем знали до этого.
Большим плюсом такой формы обучения является то, что на семинаре люди учатся толерантности, способности принимать мнения других людей, а не навязывать только свое видение проблемы. Также семинары прекрасно развивают культуру правильного общения и поисковую способность человека.
Семинар или тренинг?
Некоторые путают понятие семинара и тренинга. Стоит знать, что это далеко не одно и то же. В чем же отличие семинара от тренинга, и что из них лучше?
Делая вывод можно с уверенностью сказать, что семинары достаточно полезная форма работы с любым коллективом. Главное, правильно выбирать форму проведения такого занятия и не забывать дополнять теорию практическими занятиями.
Семинар как форма организации учебного занятия
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 30.08.2016
Статья просмотрена: 14475 раз
Библиографическое описание:
Демченко, С. В. Семинар как форма организации учебного занятия / С. В. Демченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10977/ (дата обращения: 18.12.2021).
В статье описана сущность применения семинарского занятия в высшей школе. Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия.
Ключевые слова: семинарское занятие, закрепление, высшая школа
Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений.
Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности, что обуславливает актуальность изучения специфики семинара как формы организации учебного занятия.
Актуальность применения семинарских занятий в высшей школе связана с тем, что с помощью учебных занятий в форме семинара повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения.
Сложившаяся годами в вузах лекционно-семинарская система обучения предполагает чтение лекций и обсуждение студентами тем, предусмотренных учебной программой, под руководством преподавателя.
Семинар — это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения [1].
Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, которая призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.
К иным важнейшим целям семинара относится закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний. На семинарах упор делается на выработку навыков выступлений и их обсуждений, а также коллективного оценивания ответа каждого студента [2, с. 22].
Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех вузов России, поскольку способствуют расширению общего научного кругозора, ознакомлению обучающихся с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли наук.
Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от — сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.
Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование философского мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.
Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям [3, с. 13].
В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции.
На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.
В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию.
От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [3, с. 29].
По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму. Он дает возможность использования фрагментов первоисточников, рефератов, тестов, понятийных диктантов (устных и письменных). Для стимулирования у обучающихся самостоятельного мышления, преподаватели используют различные активные методы и приемы обучения: задания «закончить предложение», проблемные ситуации, тесты, интерактивный опрос.
Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета.
Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.
Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.
Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:
− к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);
− при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;
− необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т. д.);
− необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающие формирование единой системы знаний, умений и навыков студентов;
− важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;
− в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;
− семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов [4, с. 25].
Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.
При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с теоретическими источниками, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.
Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине.
Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [5, с. 63].
Итак, можно выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:
− семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;
− семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;
− преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;
− проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;
− в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;
− для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.
Таким образом, семинар в вузе представляет собой форму учебно-практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Ключевые слова
Похожие статьи
Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского.
семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.
Значение лабораторных занятий для повышения эффективности.
семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.
Самостоятельная работа студентов как важнейшая.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы.
Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.
Технологии обучения студентов в высшей школе
студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.
Познавательная деятельность студентов через активизацию.
самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический. Особенности организации самостоятельной работы студентов.
Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета.
студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение
студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие.
самостоятельная работа, студент, учебная дисциплина.
семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.
преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.
Семинар как форма организации учебного занятия. семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.
Семинарские занятия, методика его подготовки и проведения
Эффективной формой организации обучения в высшей школе является семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции
Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:
— оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;
— развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;
— формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;
— обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;
— формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;
— осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.
Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:
— учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);
— развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);
— воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга)
— диагностически-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления)
Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:
— к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);
— при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;
— необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т.д.)
— необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающая фор ния единой системы знаний, умений и навыков студентов
— важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;
— в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;
— семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов
— зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно классифицировать как;
— традиционные (тематические) семинары;
— суммирующие семинары (повторения и систематизации знаний, межпредметные семинары и др.);
При подготовке к первым семинаров преподавателю желательно обсудить со студентами содержание китайского пословица: \»Лучшая память хуже, чем хуже чернила\» Следует также продемонстрировать первокурсникам вы иди записей, использование которых поможет им принимать участие в обсуждении конкретных проблемих проблем:
Такие рабочие шее могут иметь разное назначение:
— Каталожные карточки, на одной стороне которых делают запись исходных данных первоисточника, а на обороте его краткую аннотацию Например:
— Обратная сторона карточки
Пособие содержит методические материалы, характеризующие подходы авторов к организации семинарских и лабораторных работ, самостоятельной работы при изучении \»Психологии высшей школы\», конкретные ситуации, упражнения, задания Может использоваться преподавателями, аспирантами и студентами магистратуры.
Подобные карточки удобно размещать в компьютерной картотеке, что однако затрудняет их использование на аудиторных занятиях
— Рабочие карты, на которых студент записывает формулировки понятий, законов, цитаты, примеры, формулы и тп
Рабочие карты удобно использовать для ответов, выступлений, запоминания материалов
На первых просеминары студентам следует предложить рекомендации, которые оптимизируют их самостоятельную работу и повысят эффективность интеллектуального труда.
Например, первокурсникам можно дать следующие заметки:
1. Работает самостоятельно ежедневно в одно и то же время Формируйте в себе привычку к постоянному умственного труда Если сначала будет трудно, вспомните пословицу: \»Ученье и труд все перетрут\»
2. Планируйте умственный труд и досуг, это позволяет работать четко и ритмично
3. Ритмичность и чередование умственного труда и отдыха способствует повышению работоспособности
4. Определяет конкретно, что нужно сделать сегодня, но не забывайте о перспективе Выполнение сложной работы можно осуществлять отдельными частями
5. В период отдыха ншагайтесь активно двигаться, заниматься физическим трудом, спортом
6. Обеспечивает себе полноценный сон, ведь это биологическая потребность организма
8. Не забывайте ежедневно подводить итоги выполненного, вносить коррективы в еженедельный план
Традиционный (тематический) семинар ориентирован на обсуждение группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или обрабатывались на лекции.
Среди тематических семинаров чаще всего используются так ки разновидности:
— семинар-симпозиум и др.
На семинарах студентам следует предлагать вопросы, имеют проблемный характер и требуют творческого, продуктивного мышления, например: \»Как Вы считаете, почему?\», \»Аргументируйте свою точку зрения\», \»Поре ивняйте научные факты и жизненные представления о \»,\» Чем можно объяснить, что? \»И тп В процессе дискуссии,\» круглого стола \»,\» конференции \»,\» симпозиума \», несущие элементы интерактивного обучения, студентов следует стимулировать к обсуждению, дебатов, приучает самостоятельно мыслить, способствует развитию аналитических навыков, умений защиты собственной точки зрения, взвешенной аргументации, уважения к мнению дручок, умінь захисту власної точки зору, виваженої аргументации, поваги до думки інших.
На старших курсах студентов привлекают к участию в спецсеминары, специально организованном общению начинающих исследователей с ведущими специалистами в определенной научной отрасли или профессиональной сфере Спец цсеминар чаще приобретает характер привлечения студентов к научной школы, приучает студентов к научно-профессиональной творчестве.
В зависимости от типа структура семинара может быть различной, однако преподавателю следует знать, что при его подготовке учебно-познавательную деятельность студентов следует организовать следующим образом:
1. Сообщить тему и план семинара
2. Предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную литературу
3. Предоставить устные или письменные (в виде \»Методических рекомендаций\») советы по подготовке к семинарам
4. Предоставить студентам индивидуальные задания и при необходимости провести консультацию по теме семинара
Методика управления семинаром зависит от многих факторов: дидактической цели, педагогического мастерства преподавателя, готовности и активности студентов и др. В наиболее общем виде типичная структура семинарского занятия имеет следующий вид (табл. 88).
Структура семинарского занятия
Можно предложить две структурно-логические схемы тук преподавателя при проведении семинарского занятия:
1) При высокой степени готовности и активности студентов (I вариант);
2) При недостаточном уровне активности студентов (II вариант)
И вариант проведения семинарского занятия
Продолжение схемы 6 П вариант проведения семинарского занятия
В обоих случаях вступительное слово преподавателя должно освещать:
— значение темы для будущей профессиональной деятельности студентов;
— обоснование каким вопросам следует осуществить глубже;
— объяснение порядка выступлений на семинаре (по вызову или желанию студентов);
— требования к построению выступлений и проведения дискуссий, если она возникнет
Различные виды семинарских занятий требуют различных форм подготовки к ним студентов, в частности:
а) все студенты готовят сообщение по всем вопросам семинара;
б) каждый студент готовит реферат по отдельным вопросам семинара;
в) студент готовит доклад творческого характера, содержащей элементы исследовательского характера
Преподаватель должен быть образцом для студентов в подготовке к семинару Он сам должен глубоко и досконально проработать всю литературу, рекомендованную студентам, сделать необходимые заметки, тщательно сформулировать вать основные, дополнительные, вспомогательные вопросы, которые необходимо и можно поставить студентам; четко сформулировать вступительное и заключительное слово семинара Мы разделяем точку зрения ММ Фицула, о необходимости о ведения лекций и семинаров одним преподавателем, ведь \»при таких условиях возможны единый подход к изучению отдельных тем или вопросов курса, осуществление систематического контроля за самостоятельной работой студентов».
Студенту магистратуры, молодому преподавателю следует знать основные критерии оценки качества семинарского занятия, в частности:
9. Качество организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов и определения темы следующего занятия и рекомендации по подготовке, изучение основных и дополнительных источников, Интернет-ресурсов и тп
Знания студентов, обнаруженные на семинарах и других практических занятиях, должны комментировать и обязательно оцениваться Оценки заносятся в журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплини.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Филатова
Современная технология обучения сегодня не способна подготовить специалистов с конкурентоспособным уровнем квалификации, поэтому «технологическая» реформа вузовского образования является составляющей частью процесса модернизации высшей школы.
Новые педагогические технологии должны: гибко реагировать на меняющиеся потребности рынка труда и корректировать модель специалиста; обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их освоения в зависимости от способностей и интересов студентов. Идеи отечественной педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного образования, деятельностный подход к обучению, идеи «опытного учения», диалога как основы человеческого сознания и общения, а также технологии опережающего обучения, развития критического мышления, проектного обучения, группового взаимодействия, технологии тестирования, информационные и коммуникационные, технологии модульно-рейтингового обучения наиболее приемлемы сегодня.
В основу модульно-рейтинговой технологии положены следующие принципы:
— расчленение материала на небольшие дозы;
— отход от коллективного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов;
— изменение роли и функции преподавателя в учебном процессе, превращение его в преподавателя-консультанта;
— отход от традиционных форм контроля знаний и внедрение рейтинговой системы оценок, в которой резко возрастает роль текущего, обобщающего и итогового контроля.
Модульно-рейтинговая технология использует свои элементы в контексте педагогики сотрудничества. Это гуманизирует педагогический процесс.
В состав модулей включены, кроме лекционных занятий, индивидуальные задания студентам, которые должны быть выполнены к семинарскому занятию этого модуля. Семинарские занятия предполагаются в каждом модуле, выполняя функцию рубежного контроля знаний, а также позволяя в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного внимания студентов.
Классификация видов семинарских занятий такова:
1) семинары, связанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением;
2) семинары, не зависимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;
3) практические семинары.
К настоящему времени методика проведения семинарских занятий достаточно разработана. По методике проведения семинарское занятие представляет собой обсуждение, дискуссию, ориентированные как на творческий характер студента с четкой и убедительной аргументацией, так и на приобретение более совершенных знаний. Они помогают проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов.
Среди всего разнообразия существующих сегодня методик (семинар-круглый стол, семинар-дискуссия, семинар-беседа, семинар-пресс-конференция и др.) хотелось бы выделить две наиболее распространенные.
В основе изложенной методики лежит следующая схема (см. рис. 1).
Слабые звенья этой методики:
— преподаватель должен хорошо представлять, что нужно знать студенту по предмету (а в условиях меняющейся социальной действительности это очень сложно);
— студент должен быть уверен, что, не овладев этими знаниями, он не сможет работать по специальности.
Оптимальной данная методика будет:
— в условиях стабильного развития общества;
— при наличии четко известных потребностей практики;
Рис. 1. Схема традиционной методики, ориентированной на преподавателя
— для подготовки магистров (условия этой подготовки допускают некоторый отрыв знаний от реальности).
В методологическом плане преодоление подобной ситуации может быть решено путем проведения устного краткого опроса (либо письменного тестирования) всей студенческой аудитории. Темп проведения таких мероприятий должен быть высоким, что сразу же позволяет настроиться студентам на активную работу. Методика предварительного контрольного опроса исключает возможность искажения и трансформации знаний (в результате домашней подготовки) студента, что позволяет преподавателю сразу выделять ошибки, акцентировать на них внимание и провести необходимую коррекцию.
Возрастает интерес ко второй методике, которую условно можно назвать тренирующей, инновационной, ориентированной на обучаемого. Формы ее разнообразны.
Выделим лишь некоторые:
2) мозговая атака. Для обсуждения конкретной проблемы создаются малые группы, представляющие «генераторов идей», которые выдвигают идеи по данной проблематике, и «критиков», которые анализируют предложенные идеи;
3) творческие работы;
Слабые звенья этой методики:
— преподаватель должен быть готов ко всяким неожиданностям, даже к тому, что он может что-то не знать;
— студент должен испытывать доверие к преподавателю, чтобы раскрыть в процессе обучения свои «слабые стороны».
Оптимальной данная методика будет:
— в условиях нестабильного общества;
— при постоянно меняющихся потребностях практики;
— для подготовки бакалавров (условия этой подготовки требуют постоянного соотнесения знаний с реальностью).
Таким образом, выбор оптимального варианта методики проведения семинарского занятия определяется многими факторами: спецификой предмета, потребностями подготовки конкретных специалистов, возможностями преподавателя и готовностью студента.
Рис. 2. Схема инновационной методики, ориентированной на обучение
118
Ю.В. Филатова. Методика проведения семинарского занятия
Алгоритм подготовки учебного занятия Алгоритм подготовки учебного занятия в учреждениях дополнительного образования может быть следующим:
I этап.
Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
1. Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
2. В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?
4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога’/
5.Засчет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?
7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий.
По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
• определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);
• обозначение задач учебного занятия; • определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и воспитательного;
• определение вида занятия, если в этом есть необходимость;
• продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
3 этап. Обеспечение учебного занятия.
а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала
б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.
в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.
Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.
Среди обучающих занятий можно выделить некоторые ОЧЕВИДНОСТИ:
1. Учебные занятия по передаче знаний.
2. Учебные занятия но осмыслению детьми знаний и их укреплению.
3. Учебные занятия закрепления знаний.
4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, oограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им Маний, умений, навык «по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Однако, в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Можно назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка.
Например, к таким занятиям! можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, занятие-путешествие, занятие-состязание (конкурс), занятие-игру, занятие-зачет, занятие-конференцию, занятие-спектакль, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического (климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям, к примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагаю! образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, «что научение, как правило не носит специально организованного характера и совсем не обязательно связано с учебным предметом.
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
V этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
• комплексность целей (обучающие, воспитывающие, общеразвивающие задачи, оздоровительные); • адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
• соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
• наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
• четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
• наличие благоприятной психологической атмосферы;
• активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включая каждого ребенка в деятельность);
• полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.
Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьёзная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному занятию? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?