Что значит сделать опорный конспект
Опорный конспект: правила написания, рекомендации
Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.
Основные сведения
Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.
Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.
Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.
Этапы написания
Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.
Разработка кода
Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:
Полезные хитрости
Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.
В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.
Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.
Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.
Требования
Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.
Где можно применять?
Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.
В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.
Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.
Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.
Преимущества
К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:
Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.
КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
СМ. Формирование языковой личности школьника средствами опорных конспектов нового поколения
Раздел 1.2. Как составить опорный конспект
Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной «презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.
— исходный научный текст;
• полнота изложения материала;
• последовательность и логичность в отражении темы;
• лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
• расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);
• связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.
Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта. Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП (сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д. (дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения раздельного).
Составьте опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было
воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ, РФ и др.)
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с
остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.
Примерный порядок составления опорного конспекта
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта.
Этапы разработки опорного конспекта
Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:
2. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).
4. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.
5. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.
*использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;
*иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;
*обеспечивать хороший контраст фигур и фона;
*избегать комбинации красного и желтого цветов;
*избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.
опорный конспект – образ – текст
Мнемонические приемы
Мнемотехника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Смысл мнемоники – в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными. При этом задача такова: трудное слово (словарное) превратить в легкое и навсегда запомнить с помощью придуманных ассоциаций. Берется слово «палисадник». Словарное слово, в котором многие допускают ошибку при его написании. Нужно вспомнить какое-нибудь слово, в котором пишется «а» и одна «л» и которое хорошо знакомо. Например, можно использовать слово «палка». Затем построить ассоциативную связь между этими словами. Для этого можно представить, как малыш, расставив палки и таким образом огородив территорию, заявляет, что это его ПАЛисадник. Или, например, хорошо запомнилось слово «поликлиника» (поливитамины в поликлинике), и тогда можно построить ассоциативную связь: палисадник возле поликлиники (а – о). Нужно представить зримо и малыша, и палки, и если встретится в письменной речи слово «палисадник», то непременно вспомнится ассоциация и ошибка не будет допущена. Такова работа с одним словом. Задачу можно усложнить. Есть «ошибкоопасные» слова «колорит» и «калории». Можно составить и запомнить такую фразу: «Колоритная дама, похожая на колобок, подсчитывала калории в сале». Такая же работа проводится, запоминая фразы: «У Оли оладьи и омлет на оливковом масле в оловянной посуде», «Авантюрист получил аванс и подстроил аварию двух автомобилей, идущих в авангарде колонны». Облегчают процесс запоминания падежей русского языка следующие вспомогательные фразы: «Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали» – Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Создание звуковых ассоциаций
При использовании данного метода нужно выделять совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко:
Где Ель, там щавЕль
остЫнь – нет простЫнь
рОта прошла через ворОта
нет тУт правой тУфли, нет тУт левой тУфли, нет тУт тУфель вообще
Правописание слов, начинающихся с ПРИ–:
ПРИ ВЕРЕ – ПРИВЕРжЕнцы и ПРИВЕРЕдницы;
ПРИВИвка от ПРИВИраний и ПРИВИлегий.
Написание словарных слов:
1) в ДЕЛИ (город) ДЕЛИкатно ДЕФИлировал за ДЕФИцитом;
2) В БОРДо (город) БОРДюр БОРДовый;
3) А БОря – АБОриген
6) ОЛИН муж ОЛИгарх
7) сВЕРСТники – с одной ВЕРСТы, а роВЕСНики – с ВЕСНы;
8) СТИмул к учебе – СТИпендия;
9) КОМПОзитор перепутал КОМПОненты для КОМПОта;
10) от КОРИ в КОРИдоре страдает КОРИфей;
11) у ВИТи ВИТрина с ВИТражным стеклом.
Создание зрительной опоры (рисование картинки)
Слова можно запоминать с помощью рисунков.
Рисунок может быть очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать ассоциацию. Надо запомнить два словарных слова:
обоняние и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).
Можно использовать этимологию слов: обаяние –от баяти (говорить), обоняние – от воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.
А ОБА глаза видят, что человек обаятелен, байки бает замечательно.
Облако совершенно не похоже на яблоко.
А слово палатка легко запомнится, если нарисовать букву А так, как будто это и есть палатка А.
Слова ветреный и ветряной легче запомнить с помощью рисунка и фразы:
В ветреный день у ветряной мельницы стоял ветреный юноша, заболевший ветряной оспой (То, что юноша ветреный, показано с помощью ветра, который «гуляет» у него в голове, а на лице нарисованы точки, указывающие на ветряную оспу).
См. Ю.В. Савицкая. Мнемонические приёмы в преподавании орфографии в школе Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2012 г.
Мнемоническими приёмами являются : азбука Морзе, запоминание цветов радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан), порядок диезов и бемолей, число «пи», число «е». http://www.psciences.net/main/sciences/miscellaneous/articles/priyomy.html
Мнемонические приемы разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах. Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов. Читая о разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о них.
Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э. Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх, праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис, который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в результате чего многие гости погибли или получили травмы.
Многих людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших, чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные предметы.
Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест, приобрел большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно легкий, а главное — эффективный.
Вопросы и задания для самопроверки
Расскажите о том, как составить опорный конспект.
Составьте инструкцию для учащихся 5-х классов «Как составить опорный конспект».
Перечислите основные требования к содержанию опорного конспекта.
Составьте памятку для школьников « Основные требования к форме записи опорного конспекта ».
Что такое мнемотехника? Приведите пример использования этого приёма на уроках русского языка.
Методы конспектирования: как составить конспект по истории?
В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.
Что такое конспект?
Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).
Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).
«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).
Отличия конспектирования от стенографии
Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?
Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла.
«Рациональное» (скоростное) конспектирование
«Корнельский метод конспектирования»
Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.
Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.
В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.
Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).
В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Пример корнельского конспекта
Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).
Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.
Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).
Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия –
, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).
Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)
Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.
Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.
Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.
Рисунок 3. Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»
Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.
Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.
Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.
Заключение
Мы не ставили себе целью перечислить абсолютно все виды конспектов или перечислить все известных нам способы сокращения вербальной информации, которую произносит учитель или лектор. Что касается наших примеров, то они также не могут дать исчерпывающего представления о способах сокращения отдельных слов или их замене на условные обозначения. Поэтому мы призываем читателей активно обсуждать нашу статью и делиться своими «рецептами» составления конспектов в форме для комментариев. Идеального конспекта нет и быть не может. Перефразируя известного героя: больше конспектов, хороших и разных! Для отзывов и комментариев используйте форму ниже.
Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.
Узнайте как развивать мышление и эффективнее обучаться на курсе Когнитивистика: развитие мышления.
На тренинге используются интерактивные игры, кейсы и упражнения, лучшие мировые тесты. Присоединяйтесь!