Что значит сбросить пятки в горных лыжах
Вредные советы
by Cindy Hirschfeld
Нет ничего более вводящего в заблуждение, чем обычная мудрость.
1. Поднимайте Вашу внутреннюю лыжу, подобно слаломистам.
До появления лыж новой геометрии, активный подъем внутренней лыжи способствовал наиболее быстрому хождению на лыжах. Гонщики выбрали этот путь для того, чтобы получить более плотную траекторию слалома или слалома-гиганта, преодолевая радиальные силы трения при повороте на лыжах классической геометрии. Современные лыжи, однако, позволяют входить в поворот с наименьшими усилиями.
Все-таки стоит периодически поднимать внутреннюю лыжу, хотя бы для того, чтобы видеть, насколько хорошо Вы держите баланс на одной внешней лыже, потому, что мы все-таки преобладающе делаем поворот именно на внешней лыже. Но старайтесь держать внутреннюю лыжу на снегу, помогая этим сохранить баланс.
2. Всегда держите верхнюю часть корпуса «лицом» в долину, по линии спуска.
3. Выталкивайте пятки для начала следующего поворота.
Вместо сброса пяток, сосредоточьте Ваше внимание на вращении лодыжек ближе к носку лыж. Примените бОльшее давление к Вашей внешней лыже и разгрузите внутреннюю. Эти движения используют боковой вырез Ваших лыж, так что лыжи намного легче повернут по дуге, нежели боковым соскальзыванием.
4. Согните колени для лучшего давления на канты.
Поэтому распрямите Ваши ноги в первой фазе поворота (они будут уже немного согнуты после выхода из предыдущего поворота). Это позволит Вам увеличить давление на лыжу. После того, как вы пересекаете «линию падения» склона, Вы можете начать поглощать давление на лыжи со стороны склона, сгибая колени. Степень сгибания будет диктоваться ландшафтом склона. Например, на ухоженном склоне необходимо лишь небольшое сгибание, а на буграх Вы должны сгибать колени более сильно, чтобы обеспечить хороший контакт между лыжами и снегом.
5. Катайтесь по пухляку в задней стойке.
Как же Вы спасете свои лыжи от погружения в снег как последний чайник, работая только ступнями? MacArthur предлагает сгибать ноги и в то же время оставаться в нейтральном положении (то есть не занимать ни заднюю, ни переднюю стойку). Начните тренироваться на относительно плоском, ухоженном склоне, не делая никаких поворотов, затем переходите к более крутому склону и делайте легкие, простые повороты. Тогда, когда Вы ходите по глубокому снегу, выберите себе ритм, в котором Вы сможете делать дуги, контролировать свою скорость и управлять лыжами чтобы избежать зарывания носков лыж. И если Вам действительно надо поднять носки лыж, делайте это, поднимая пальцы ног и лодыжки. Таким образом Вы избежите давление на пятки и не будете ходить в задней стойке.
6. Воткните Вашу палку и поверните вокруг нее.
7. Для входа в поворот поворачивайте ноги.
8. Чтобы быть хорошим лыжником, Вы должны кататься на лыжах, держа ноги очень близко друг к другу.
Как часто мы с Вами становимся свидетелями сцены: начинающий лыжник стоит параллизованый наверху очень _крутого_для_его_уровня_ склона, а его друг, стоящий уже внизу, кричит ему: «ТОЛЬКО ПОВЕРНИ!»
Как только Вы начинаете делать поворот, не разгоняйтесь. Наша задача на крутом склоне заключается в том, чтобы из линии падения повернуть лыжи поперек склона как можно быстрее. Спуск напоминает скорее серию связанных хоккейных остановок. Разбейте поворот на три части и считайте «раз-два-три в течении каждого поворота; это поможет Вам растянуть каждый поворот и установить ритм. Отработайте это упражнение на управляемом отрезке склона, а после пяти, скажем, поворотов, остановитесь и сделайте себе перерыв. И помните о дыхании!
10. Давай я буду твоим инструктором.
Почему стОит раскошелиться больше, чем на цену скипасса для того, чтобы учиться кататься у инструктора, а не у кого-то из Ваших близких друзей? Мы не можем дать гарантию, что никто из инструкторов не даст Вам ни одного неправильного совета, но разница заключается в том, что инструктор, у которого Вы обучаетесь, умеет оценивать лыжную технику и объяснять, как исправить ошибку в зародыше, не давая ей развиваться дальше.
Действительно ли имеет значение, надо ли использовать правильную технику, пока Вы катаетесь, что называется, для себя? Нет, если не хотите поднимать уровень своего технического мастерства. Курс обучения поможет Вам развить больший диапазон техники, которая поможет Вам более уверенно проходить различные ландшафты, которые «подбрасывает» Вам гора. Узнавая возможность наиболее эффективного использования Вашего снаряжения, Вы сможете кататься на лыжах более эффективно, не говоря уж о безопасности.
И у Вас останется еще много энергии в конце дня для апрес-ски и Вы сможете поднять за это бокал пива.
Telemark Russia
Прямой эфир
evgesha 3 октября 2021, 10:51
Jooodler 10 марта 2021, 22:12
Max 29 ноября 2020, 20:59
Max 19 апреля 2020, 15:23
Max 19 апреля 2020, 15:20
Блоги
Инь, Янь и Хрень в телемарке Часть 1
Если в ответ на вопрос «Что такое телемарк?» какой-нибудь прожженный катала начнет вам тулить что-то про свободу духа, непередаваемые ощущения подъема кундалини в момент медитативного танца смены ног, избранность этого странного способа перемещения в пространстве и времени, не верьте ему. По своему статусу, он находится на высшей ступени просветления. Можно попытаться подровняться с ним путем слияния в алкогольном единении, но дистанция между вами все равно останется… Задайте этот же вопрос человеку, разбирающемуся в технике, и услышите пространную лекцию о силах, куда-то действующих, и чего-то сгибающих, сжимающих, разрушающих. Любой нормальный слушатель, повинуясь выработанному за долгие студенческие годы рефлексу, к пятой минуте монолога начнет засыпать. Тупик, однако…
]
По своей сути телемарк – это храм, перед которым мы все толчемся и видим или не видим открытых дверей. Для того чтобы увидеть путь внутрь храма нужно практиковаться, ибо любой результат есть совокупность маленьких практик. И хотя у каждого свой майнкампф, некоторые общие приемы телеколдунства существуют. Ниже приведены результаты моих маленьких практик, касающихся техники катания телемарком.
Некоторые вопросы, которые когда — либо занимали меня:
• Как, собственно, заднюю ногу грузить?
• Что происходит в паре «Ботинок-Крепление» при сгибе?
• Что нужно делать в дуге и как в нее попасть, куда девать руки?
• Почему «правая нога – правая рука»? А наоборот можно?
• Что такое «сброс пяток» и нужно ли с ним бороться?
• Вертикальная работа корпуса в телемарктурне – надо или не надо?
• Выбор снаряжения, общий подход, чокак?
• Лыжи для телемарка – миф или реальность?
• Телемарк + колени = счастливый брак?
• Телемарк vs лыжный туризм – кто кого?
Вопросы я буду освещать не по нумерации, а по смысловой нагрузке.
Что нужно делать в дуге и как в нее попасть?
Секретов тут никаких нет. Инициация входа в дугу и положение райдера в дуге телемарктурна мало чем отличается от алпайна. Правило одно: грузи носки и вали задницу внутрь поворота, при этом грудь направь по склону. Немного сложнее с руками. Старые описания телемарка, как «ходьбы по склону» уже давно позади и для красивого современного телемарка нужны правильные «неправильные» движения руками. Если при нормальной ходьбе физиология движений «правая рука – левая нога», то в телемарке нужно ходить «правой рукой и правой ногой». Это обеспечит хороший «укол» палкой, инициацию смены ног и вход в сопряженную дугу. Последовательность движений сопряженного телемарктурна можно описать так:
• Разгоняемся на прямых ногах и лыжах по склону (без скорости невозможно завалить корпус в дугу). Чем круче склон, тем очковее разгоняться, но без разгона не будет контроля над лыжами, поэтому надо в самом начале буквально валиться вниз по склону;
• Активно делаем разножку (кому в какую сторону удобно, я, например, почти всегда начинаю правой ногой, наверное, потому, что катаюсь на доске в гуфи) и валимся внутрь поворота. Внешняя рука при этом с небольшой задержкой идет вперед. Рука согнута в локте, далеко отставлять локоть от тела не стоит, поскольку любая масса далеко от вертикальной оси тела – это паразитные моменты, способные нарушить равновесие. Исключение – езда по буграм, тут придется балансировать руками, но все равно стараться держать их компактно;
• Движение по дуге – равноускоренное движение, давление на лыжи в дуге максимально, правильная загрузка задней ноги обеспечит устойчивое положение, задница максимально сидит внутри поворота, корпус скручен в талии, поскольку грудь смотрит вниз по склону. Для каждой конкретной скорости, веса райдера, и паспортного радиуса лыжи величина прогиба лыжи в дуге, а стало быть и радиус дуги будет свой. Внешняя рука, запаздывающая относительно внешней ноги переносит палку вперед, готовя ее к уколу и смене ног;
• Все-таки, Майкл не такой и дурень, каким его зачастую показывают. Как-то давно он мне сказал: «…смену ноги и сопряжение дуг делай от бедра…». Может это и есть так называемый «индейский шаг», или «джет поворот»? Я не заморачиваюсь на терминологии в описании телемарка. В любом случае, это ключ к качественному телемарктурну в низкой стойке. Итак, палка делает укол и одновременно с этим быстро, от бедра, меняется разножка. Так минимизируется время, когда обе ноги находятся в мертвой точке – дедпойнте(кстати, посмотрите скриншот этого самого дедпойнта – редкостная гадость!), где давление осуществляется только плюснами. Далее все происходит симметрично для другой дуги.
Кстати, обращаю внимание на прогиб задней лыжи в глубоком колене на фото. Лыжину эту от Scotty Bob никак нельзя назвать мягкой!
Что такое «сброс пяток» и нужно ли с ним бороться?
Контроль, контроль и еще раз контроль! Умение контролировать скорость доставит удовольствие и сохранит кости и содержимое черепной коробки. Самый простой способ оттормозиться, это поставить лыжи поперек склона или «сбросить пятки», «замести хвостом», «сесть на лопату». Сделать это нужно быстро, не допустив снижения скорости до нуля, чтобы была возможность инициации нового поворота. По своей сути это – элементарный полуповорот. Полутелемарктурн имеет примерно такую же механику, как и в алпайне; разгрузка обоих ног практически прыжком, активная перекрутка корпуса внутрь поворота одновременно со сменой ног, которую проще делать, когда лыжи отделись от склона, активная закантовка, гасящая скорость. У этого поворота есть принципиальное отличия от обычного – практическое отсутствие дуги, преобладающее движение райдера происходит вниз по склону. Прелесть заключается в том, что вы таким движением практически уходите от дедпойнта. Замечу, что развесовка «50 на 50» не меняется – это важно! Я бы рекомендовал овладевать этим приемом на самых ранних стадиях постижения телемарка. Уверенности, знаете ли, добавит в разных условиях. Если кто будет спорить с вами, овладевшим полуповоротом, и воспевать прелесть дуги, предложите прокатиться ему по лесу наперегонки…
Как научиться кататься на горных лыжах? 3 действия, 3 ошибки, 3 лайфхака.
Вероятно, у тебя рябит в глазах от полных воды заметок о том, как научиться кататься. Не буду отрицать их полезность и актуальность, но всё-таки пришло время осветить сам процесс обучения. Представь, что ты на склоне — поехали.
1. Начало
Первый делом встегнись в лыжи. Для этого поставь их поперек склона, в наиболее горизонтальное положение. Скользяк должен быть параллелен линии горизонта, а не склону. Палочки воткни в снег — на них ты будешь опираться и держать равновесие.
Верхнюю ногу поставь между лыжами, нижнюю — ниже. Должна получиться комбинация «палочка-лыжа-нога-лыжа-нога-палочка», если считать сверху. Теперь подними нижнюю ногу и постучи по ботинку верхней палочкой — так ты собьешь снег. После этого защелкивай крепление — сперва фиксируем носок, дальше приседаем на пятку. Нижняя лыжа готова.
С верхней то же самое, только перед встегиванием прими устойчивое положение — нижняя лыжа и две палочки должны тебя удержать. Готово? Отлично.
2. Стойка
Ты стоишь на краю пологой и широкой трассы, поперек нее. В таком положении лыжи никуда не уедут, успокойся и приведи сознание в порядок. Можно попрыгать, покрутить туловищем, поприседать. Словом, привыкнуть к новым ощущениям. Спешить не надо.
Подумай о современных лыжах. Изогнутая геометрия значительно упрощает катание, тебе всего-то нужно дать лыже работу. Она всё сделает за тебя. Расслабь тело и надави на язычок ботинка — будто одновременно приседаешь и тянешься носом к носку лыжи. Почувствуй, что пятка ушла назад, а пальцы ног чувствуют себя свободнее. Тебе должно быть удобно в таком положении, ботинки должны удерживать на полусогнутных ногах. Не выставляй назад попу, она должна быть на линии между ботинками и головой, спина расслаблена. Покрутись-повертись, привыкни к системе «лыжи-ботинки». Это твоя горнолыжная стойка, до вечера распрямляться нельзя. Начинаем.
3. Старт
Катание на лыжах — это искусство поворота и ничего больше. Вертикально вниз скользят только гигантисты и гонщики на скоростном спуске. Остальные выписывают дуги разной длины. Поворот налево, поворот направо. И ещё десять тысяч таких же связок, на любом склоне и любом снегу. Разве сложно?
Тебе нужно сделать вот что. Расслабь спину, руки, шею и, главное, мозг. Чуть-чуть измени положение лыж — сбрось носки по склону. Не сильно, только чтоб лыжи поехали. Наконец: перенеси вес на верхнюю ногу, на её носок. Осталось перебороть себя и не отвалиться на спину. Всё.
Как Я и обещал, лыжа все сделала за себя. Бери ножницы, вырезай и зубри:
Перед следующей попыткой целесообразно остановиться, подышать, осмыслить. Если надо — переползти на более подходящее для старта место. Продумать поворот и только после этого сбрасывать носки вниз по склону.
4. Ошибки
Статистика не знает пощады. Сотни и тысячи людей приезжают в горы неизвестно зачем. Становятся на лыжи с верой в провал. Берут инструктора и арендуют снарягу, только чтобы потратить деньги и сфотографироваться. Ты ведь не из таких?
Первая ошибка горнопляжника — нежелание. Называй, как хочешь — «не могу», «не дано», «слишком поздно». Сути не меняет: нежелание не есть невозможность. Если выходишь на склон — верь в успех. У тебя всё получится, и получится быстро. Как в любом деле, сперва нужно чуть потерпеть. Но результат стоит того, уж поверь.
Вторая ошибка — спешка. Страх напрочь отключает мозг, и ты стремишься делать и делать и делать ещё. Бездумно и остервенело. Очнись. Ты тратишь время, силы и деньги. Один успешный спуск стоит 1000 безуспешных попыток. Послушай, что говорит инструктор. Примерь на себя. Продумай, ощути, оглянись. Не надо загонять себя в мир иллюзий, у нас интересней. Требуется всего один поворот — простой, как слово на заборе. Ничего сложного.
Третья ошибка — отсутствие системности. Приехать на три дня, из которых занятия займут от силы пару часов — это гламур, а не горные лыжи. Не стоит укатываться и до состояния гнилого овоща — 3 дня по 3 часа лучше одного от зари до зари.
В любом действии, направленном на освоение снаряда, должно быть осознание: для чего ты это делаешь, что это даст. Вроде не 90-е на дворе, чтобы бросаться на всё и сразу, подойди к процессу ответственно. И пока подруги будут отмораживать на склоне филейные части, ты проедешь мимо них неспешно, но грациозно.
5. Лайфхаки
Организм — хитрая штука, но и на него найдется свой болт с резьбой. Ускорить процесс обучения помогут простые, но эффективные фишки.
Вытяни руки вперед и возьми в них палки. Не вертикально, а горизонтально — одной рукой держим верхнюю часть, другой — нижнюю. Такая конструкция лишит тебя возможности беспорядочно махать руками и мешать себе. Дальше просто: смотри на палки и направляй их туда, куда собираешься ехать. О лыжах забудь — сами вывезут.
Второй трюк — основа классической техники. Когда лыжи заскользили, уколи нижней палочкой снег сантиметрах в 20-30 от носка лыжи. Это будет точкой, к которой нужно стремиться и которую изо всех сил нужно объехать. Смотри только на неё, думай о ней. Что сделают лыжи, ты уже знаешь.
Самым главный лайфхак в горных лыжах — плуг, но освоить его ничуть не проще, мне кажется, чем классическую технику. Суть проста: лыжи ставятся не параллельно, а под углом. Носки вместе, пятки врозь. Как в детском саду, только наоборот. Далее — простая работа с весом. Загружаем левую ногу — лыжа поворачивает направо. Загружаем правую — налево. Пердячим паром и до Китая можно добраться. Многим новичкам такая штука помогает. Правда, отучиться от неё в дальнейшем бывает сложно. Страх параллельности выгибает ноги в подобие застенчивого шпагата. А мы ведь на лыжах катаемся, а не в очереди в деревенский сортир стоим.
Вот и всё. Верю, что буквы помогут на склоне. Задать вопросы можно в группе вконтакте, а попробовать по-настоящему можно в одной из поездок Oz-Trip.
Проект Alp
Портал про альпинизм, скалолазание, горный туризм.
Как из чайника сделать лыжника за одну тренировку?
Базовая методика Антона Яковина обучения новичков в Anton Ski School.
Каждый раз, когда я вижу, как какой-нибудь дядечка с повязкой «инструктор» собирает вокруг себя группу «новобранцев», строит их в рядок и начинает привычную тягамотину: «Так. А теперь носочки лыж – вместе, пяточки – врозь. Коленки внутрь, попку – назад.
Эта стойка, ребята, у нас называется «плуг». Повторяйте за мной, я научу вас ездить на горных лыжах», — мне хочется заорать: «Господа! Не слушайте вы его! Ничему он вас не научит!» Хочется заорать, но нельзя. Профессиональная этика не позволяет.
Готов пояснить. Как лыжник, я ничего не имею против «плуга», он ничего мне плохого не сделал. Прием как прием, второстепенный, конечно, и не шибко эстетичный. Но, бывает, воспользуешься. Где-нибудь в Карпатах, на узкой горной дороге, возвращаясь впотьмах домой из кабачка под подъемником. Засидишься с друзьями, как был, при лыжах и в ботинках, и вот – ни зги не видать, ты «под шофе», пешком идти лень. Вот тут-то «плужок» и выручает. Раскорячишься, и едешь себе потихоньку…
Я не против «плуга» как такового, новичкам его нужно показывать. Но, как инструктор, я категорически против того чтобы начинать учить новичков с «плуга». И уж совсем возмутительно, когда человеку показывают только «плуг», что в наших горах и делается в 90 случаев из ста. Ставят «чайника» в плуг и оставляют самостоятельно из него выбираться. Что бедолага и делает, долго и, как правило, малоуспешно.
Множество ошибок, порожденных плугом, заучиваются и превращаются в рефлексы, которые держат, как якоря. Напряженные, скованные, на твердых негнущихся ногах, в глухой задней стойке, боясь льда, бугров, крутяков и даже не помышляя о целине – в таком состоянии люди могут кататься годами, не прогрессируя ни на миллиметр и обрастая комплексом неполноценности.
А все потому, что ребят «тормознули» на старте. Не тому научили и неправильно сориентировали. Плуг – второстепенный и сугубо «защитный» прием. Глухая оборона. Лыжи сведены клином, завалены вовнутрь. Упирайся и паши. Пахать – труд, как известно, тяжкий.
Надо глубоко осесть назад, напрячь ноги в статичном положении. Через пару минут четырехглавые мышцы бедер взвоют, через час их сведет судорогой. Умелые лыжники почти не пользуются этой стойкой не столько потому, что она некрасива, сколько потому, что она тяжела, неудобна и неэффективна.
Главная цель плуга – «помешать лыжам ехать», держать их в режиме непрерывного торможения. А лыжи – лошадки ретивые, такого не любят. Этот фокус с ними проходит только на пологом склоне. На крутом – попробуй-ка, удержи их в плуге! А если не дай Бог, ледок, бугры или «расколбас» — много ль навоюешь с плугом на Чегете!
Бросая новичка в плуге, мы закрепощаем его не только физически, но и психологически. Мы внушаем человеку, что лыж надо бояться, что им нельзя давать им ехать свободно. В этом и заключается главная ошибка.
Можно ли научиться водить автомобиль, не снимая ноги с педали тормоза? Лыжи созданы для того, чтобы дарить человеку чувство свободы. Движения и позы, которые заучивает новичок в плуге, неправильны, потому что они неестественны.
Лыжи «любят ехать» совсем по-другому. Ими легче и удобней управлять, когда они идут параллельно. Этому и надо учить. С самого начала.
Возьмем в руки лыжу. Посмотрим на нее, как в первый раз: упругая неширокая «доска», с острыми стальными кантами по краям. Сразу понятно, что эта штука может ехать в двух положениях.
Если положить ее всей поверхностью на снег, будет скользить плоско, и ее можно будет крутить, проворачивать стопой влево-вправо – мы называем это «плоское ведение лыж».
Если поставить лыжу на бок, она врежется в снег острым кантом, и будет ехать на лезвии, как длинный конек – «резаное ведение лыжи».
Едем ли мы «плоско» или на кантах, мы управляем лыжами, тормозим их или ускоряем с помощью очень простых движений, которые диктует сама форма и конструкция лыжи.
Точнее сказать, наша общая с ней «форма и конструкция». Ведь надев ботинки и вщелкнувшись в крепления, мы становимся единым целым с лыжами, физически превращаемся в другое существо. Был «человек ходящий», стал «человек скользящий».
Homo slider: «стопы» в рост длиной, скользкие – чуть наклон, едут сами. Голеностопный сустав – как в гипсе, не гнется ни в бок, ни назад, лишь вперед и то чуть-чуть, и при этом сильно пружинит. Привыкайте, теперь вы – такой.
Хороший лыжник на снегу смотрится так же естественно, как рыба в воде и птица в воздухе. Так же, как и они, он не борется с окружающей средой. Он един с лыжами, склоном и снегом. Ему легко, потому что он в гармонии с ними.
Хочется сказать новичкам, им важно это знать: поверьте, научиться кататься на горных лыжах – гораздо легче, чем вы думаете. Стать экспертом – сложно, это сложно в любом деле. А вот просто красиво кататься может каждый. Несколько часов занятий – и вы делаете повороты на параллельных лыжах, как нечто само собой разумеющееся.
Научиться кататься на горных лыжах – гораздо легче, чем вы думаете
Одной тренировки достаточно, чтобы понять и прочувствовать главные принципы, на которых строиться вся гармония езды на горных лыжах. Как только вы начинаете им следовать – мир гор и снегов становится вашим.
Это как с велосипедом: главное — понять, что вы не падаете, пока крутите педали. Крутите – и вы поедете. А техника приложится, по мере вашего усердия и интереса.
Первая тренировка – это начало движения, конца которому нет.
А теперь, собственно, и приступим к тренировке.
БАЗОВЫЕ НАВЫКИ езды на горных лыжах для новичков.
Общая идеология тренировки резаного ведения лыж для новичков — и не только новичков: мы подбираем максимально простой склон и заставляем учеников делать на нем максимально сложные для них вещи: разгоняться, ездить на одной ноге, делать перекантовку на одной лыже и т.д.
Иными словами, максимально загружаем их вестибулярный аппарат.
За без малого двадцать лет, что я учу народ ездить на горных лыжах, я все больше прихожу к пониманию одной очень простой вещи: я не учу людей технике, я просто тренирую их balance… Но об этом чуть позже.
Итак, тема нашего первого занятия: «Базовые навыки езды на горных лыжах для новичков».
Их три. Вот они:
Первый: ЧУВСТВО ЕДИНСТВА С ЛЫЖАМИ
Хороший инструктор, прежде чем позволить новичкам ехать, обязательно сделает две вещи. Во-первых, проверит крепления у учеников и объяснит, как они работают.
ВАЖНО. На креплениях, и на переднем, и на заднем, есть шкала с делениями. Каждое деление соответствует десяти килограммам. Новичкам надо выставлять на десять килограммов меньше их собственного веса.
Мадам, сколько вы весите? Только точно, здесь стесняться не надо. К вечеру вы похудеете.
Во-вторых, он непременно проведет с новичками основательную и довольно продолжительную разминку. На ровном месте и с лыжами на ногах. Она нужна не только для того, чтобы прогреть мышцы и размять суставы.
Это тоже важно, потому что главная цель – «срастить» новичков с лыжами. Дать вестибулярному аппарату время и возможность освоиться с «новым телом».
Надо поприседать, попрыгать, понагибаться и порастягиваться.
Есть целый набор специфических упражнений, этакие горнолыжные «ката», по аналогии с каратэ, которые готовят человека к езде.
Например:
Эти упражнения позволяют очень хорошо прочувствовать свойства ботинок, до какой степени они «держат».
Все новички поначалу не верят, что смогут это сделать, и потом радуются как дети, убедившись, насколько это легко.
Кульминация разминки: «маховые развороты на месте».
Стоя, скажем, на правой лыже, развернуть левую в воздухе вращением стопы на 180 градусов, перенести на нее вес тела, стать, оторвать от снега правую, вынести ее из-за спины, развернуть на 180, стать на нее и т.д.
Похоже на фехтование, только вы «фехтуете» не рукой с саблей, а ногой с лыжей. Весьма практичный прием, лыжники всегда используют его, когда надо развернуться на месте. Он очень координирует в целом, приучает ощущать стопой всю лыжу от носка до пятки и тренирует равновесие.
После правильной разминки новички всегда заметно приободряются.
Они почувствовали лыжи, их «вестибулярка» начала приспосабливаться к новым правилам игры. Пора переходить ко второй части тренировки.
Она посвящена развитию чувство равновесия на лыжах, что на лаконичном английском называется «BALANCE».
Второй: БАЛАНС
Баланс — это второй «кит», на котором зиждется горнолыжная техника. «Ставить» его нужно на протяжении всей тренировки, это – ее лейтмотив. Мы начали его акцентировать уже на разминке.
В конце ее ученикам необходимо показать и объяснить, что такое центральная стойка горнолыжника. Это — ключ ко всему, что связано с сохранением равновесия на лыжах.
Вам приходилось видеть, что происходит с человеком, когда он впервые в жизни надевает коньки и ступает на лед? Совершенно верно: он падает на спину, ноги кверху, копчиком об лед. Вновь обретя способность говорить, он сообщает, что «из-под него выехали коньки».
Лыжи ведут себя точно так же. С первого же занятия надо начать учиться «ездить вместе с лыжей».
ВАЖНО. Центр тяжести лыжника во время езды должен совпадать с центром тяжести лыжи.
Если ваш центр тяжести остается позади, то вы оказываетесь в «задней стойке», лыжа начинает из-под вас «убегать», и вы теряете над ней контроль.
Стоя на ровном месте, примем «центральную стойку»: опираемся на языки ботинок, ноги полусогнуты, корпус подан вперед.
Если к вашему носу подвесить грузок на ниточке, он окажется впереди ботинок. Руки – тоже вперед. Представьте, что вы несете шест-балансир, как канатоходец.
ВАЖНО. В этой позе все ваше тело – сплошной амортизатор. Необходимо научиться пружинить ботинками, коленями, поясницей.
ВАЖНО. Ни один сустав не должен быть распрямлен.
Покачайтесь, попружиньте, запомните ощущения. Это – наша основная стойка. Так и надо ездить.
Но, прежде чем ехать, новичкам следует походить.
Пешком, вверх по склону и, разумеется, в лыжах. Что утомительно, но обязательно.
Ходьба тренирует равновесие и позволяет смоделировать целый ряд движений, которые ученикам предстоит осваивать в третьей и главной части тренировки, когда они будут изучать «ведение лыж».
Способов подъема два: «лесенка» и «елочка».
Сначала — «лесенка», боком к склону. Это положение учит ориентироваться в пространстве. Мы – на наклонной поверхности.
Если мы не будем ставить лыжи строго перпендикулярно линии склона, они будут из-под нас уезжать.
ВАЖНО. Учитесь видеть этот «перпендикуляр», смотрите не под ноги, а вверх по склону.
Чтобы лыжа не скользила боком, ее нужно ставить не плоско, а на кант.
Чтобы сделать шаг, нужно поднять верхнюю ногу, а нижнюю согнуть в колене, завалить к склону и оттолкнуться.
Элементарные вещи.
Но не для новичка, который в этот момент – тот же ребенок, делающий первые шаги.
Усложняем задачу: сделаем маховый разворот, который учили на разминке. Сделать его на склоне – посложней, чем на ровном месте.
Всего следует подняться «ступенек» на пятьдесят, сделав по пути с десяток разворотов. Под конец ученики — в мыле, их вестибулярные аппараты «молят о пощаде».
ВАЖНО. Не щадить. Им полезно.
Поднялись, отдышались. Сейчас поедем. Наступает самый драматичный момент тренировки.
Наши новички уже поняли, как быстро умеют ускоряться «эти штуки», и их воображение рисует картину того, что будет, если поехать прямо вниз и врезаться в заборчик вокруг во-он того ресторанчика, метрах в 200 под нами.
Самый решительный в группе смотрит вам прямо в глаза и спрашивает: «Скажите, уважаемый, а как тормозить?»
«Никак, — отрезаете вы. – Это потом. А сейчас мы будем учиться падать».
ВАЖНО. Вы просите новичков построиться в рядок, принять центральную стойку, постоять в ней минутку, попружинить, прислушаться к телу, снять «зажимы».
Сами тем временем поднимаетесь чуть повыше, разгоняетесь – и падаете прямо перед строем.
Потом объясняете, как именно вы это сделали: ехали вертикально вниз по прямой, сохраняя переднюю стойку, на ходу присели и мягко завалились на бочок.
Уже падая – распрямили ноги, выталкивая из-под себя лыжи.
ВАЖНО. Нельзя поджимать под себя ноги – вас может бросить вниз головой. Чтобы погасить скорость – надо распластаться. Так падают серьезные ребята в серьезных местах и остаются целы-невредимы. Готовьтесь, вас ждут великие бои.
Теперь – пора. Глубокий вдох, выдох, направили носки лыж вертикально вниз. Поехали. Не думайте ни о чем, стойте на ногах, ощущайте лыжи стопой, дышите и смотрите вперед, а не под ноги. Дайте лыжам разогнаться, считайте про себя до пяти.
Теперь падайте, как вас учил инструктор.
Повторите заезд, упадите на другой бок.
Начинаем осваивать новый способ подъема – «елочкой».
Стали лицом к склону, пятки лыж – вместе, носки – врозь, коленки ног вовнутрь, лыжи на кантах, тело сильно подано вперед, вы опираетесь на ботинки (вспомните ощущение на разминке, когда доставали пальцами до кончиков лыж).
Постойте так, найдите положение корпуса и ног, при котором вы стоите абсолютно устойчиво. (Кстати, эта поза – тот же плуг, только в обратную сторону, спиной вперед. Когда, в самом конце тренировки, инструктор покажет вам, как ездить плугом, вы освоите его за пару минут).
Идем вверх «елочкой». Сохраняем исходное положение тела и лыж.
ВАЖНО. С каждым шагом отталкиваемся все агрессивней. Посылаем корпус вперед, как бы «падая» с одной ноги на другую и скользя на ней, как это делают конькобежцы. Запомните это ощущение — через несколько минут оно вам очень пригодится.
Весь комплекс упражнений на этом этапе тренировки:
— подъем пешком разными способами;
— прямые спуски;
— отработка безопасного падения – позволяет решить целый ряд психологических проблем новичков и заложить основы навыков езды на параллельных лыжах.
ВАЖНО. Умение падать убирает первый страх – перед ездой как таковой.
Ученики уже немало поработали над равновесием, с каждым «заездом на падение» они начинают все тверже стоять на лыжах, позволяют себе все больше разгоняться.
ВАЖНО. Серия прямых спусков устраняет главную фобию, которая мешает новичкам учиться поворачивать – парализующий страх в момент, когда лыжи смотрят вниз носками.
Все новички боятся падать, это естественно. Падая намеренно, они не только осваивают технику падения, но и учатся сохранять самообладание, управлять телом в момент сильного стресса. Бесценное умение для лыжника. Хочешь ездить на горных лыжах – научись действовать, когда тебе страшно. Ок?
Наши ученики размялись, походили, поездили прямо вниз и научились грамотно падать.
ВАЖНО. Подготовительный этап продолжался час-полтора.
Теперь они готовы, и морально, и технически, к самому интересному. Сейчас им предстоит узнать, где у их «машины» руль, где газ и тормоз — и научиться ими пользоваться.
Третий. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЛЫЖ
ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЛЫЖ
Базовая ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЛЫЖ — третья и завершающая фаза стартовой тренировки для новичков.
Мы уже говорили о том, что лыжи ездят в двух положениях:
Изучать их нужно по отдельности. Порядок значения не имеет. Начнем с более агрессивного.
Резаное ведение.
Лыжи стоят на кантах. Под вами – два длинных и гибких «конька». Вы уже догадались – в основе такой езды лежат движения, очень напоминающие движения конькобежца.
И изучать их нужно на твердом, гладком и максимально пологом склоне, похожем на каток с небольшим уклоном.
Наши новички уже делали эти движения – в статике – когда ходили «лесенкой» и «елочкой».
Ставили лыжу на кант, отталкивались и переносили вес с одной ноги на другую. Теперь они должны сделать это на ходу. Вначале – от линии склона.
Правый поворот.
Начинаем движение вниз. Едем вертикально вниз и делаем приставные шаги в правую сторону, пока лыжи, став горизонтально, не остановятся сами собой. То же самое – в левую сторону.
ВАЖНО. Не робейте. Чем агрессивней вы будете себя вести, тем послушней будут лыжи. Сильно нажимайте коленом на ботинок, активно заваливайте толчковую лыжу внутрь.
Оттолкнувшись, подавайтесь всем корпусом вперед, твердо становитесь всей стопой на лыжу и скользите на одной ноге. Убедитесь – это очень устойчивое положение.
ВАЖНО. Следите за корпусом, не позволяйте себе откидываться назад, едьте вместе с лыжей. Смотрите не под ноги, а вперед по направлению движения. Проедем так несколько раз, пересекая линию склона слева направо и наоборот, каждый раз — до полной остановки.
Две дуги подряд.
Усложняем задачу, делаем две дуги подряд: пошли вправо, потом, не останавливаясь, идем в левую сторону, пока лыжи вновь не станут поперек склона и не остановятся.
Посмотрим на проделанный путь: мы «нарисовали» шагами английскую букву «S», совершив два связанных между собой поворота.
( Упражнение ЗАШАГИВАНИЕ в ПОВОРОТ)
Ключевой момент – смена направления.
Вам может быть сложно сориентироваться. Помогите себе. Если вы ехали вправо, скажите себе: я хочу влево, направьте голову и плечи туда, куда хотите приехать и сделайте шаг в нужную сторону.
Вы убедитесь, что лыжи следуют за вашим взглядом и вашим телом.
Все очень просто: закручивая корпус, вы передаете лыже вращательное усилие, а ставя ее на кант — запускаете в поворот по дуге, заданной ее боковым вырезом.
Лыжа (особенно карвинговая) в талии – намного уже, чем в носке и пятке, она прогибается под вашим весом.
Подадитесь вперед, нажмете на носок, радиус уменьшится, лыжа сильней «упрется», глубже врежется кантом и пойдет медленней.
Качнетесь назад – пойдет шире и прибавит хода, словно вы нажали не пятку лыжи, а на акселератор автомобиля.
Нарисуйте «S» шагами еще несколько раз.
Вы привыкаете, вам уже не так страшно, вы лучше чувствуете канты.
Теперь можно экспериментировать.
Вы почувствуете, что «коньком» можно разгоняться, отталкиваясь от лыжи, а можно и тормозить, амортизируя коленом.
Вы поймете, что главное средство контроля скорости на лыжах – это сами повороты, а «руль», «газ» и «тормоз» нашей «машины» – это все наше тело.
Езда на лыжах – вроде игры на скрипке: механика в целом проста, но над нюансами придется потрудиться.
Сложный спуск на лыжах в горах Шамони
Меньше слов, поставим новичкам конкретные и понятные задачи:
Задача №1. Прибавьте к одной «S» вторую, сделайте четыре поворота подряд.
Задача №2. Потом восемь.
Задача №3. Сузьте поворот – два шага вправо, два влево.
Задача №4. Следующий качественный скачок: попробуйте менять направление движения каждым шагом.
Плоское ведение.
Для начала на ровном месте предложите новичкам прижать одну лыжу к другой и попробовать покрутить их стопами влево-вправо, обе сразу.
Пусть запомнят ощущение. Потом идем на склон.
Построим новичков на крутячке. Дистанция – побольше, чтоб не валились друг на друга.
Сперва здесь надо научиться просто стоять. Основной вес тела – на нижней ноге, верхняя — разгружена и просто поддерживает равновесие.
Стоим на кантах, колени полусогнуты и направлены к склону.
Следите, чтобы лыжи были строго перпендикулярны линии склона! Чуть зазеваетесь, опустите носки или пятки – сразу понесет.
Присели пониже, ноги вместе, колени образуют угол, направленный к склону. Держим центральную стойку, стоим точно посередине лыжи. Корпус развернут в долину, смотрим вниз. Плавно отводим колени от склона. Лыжи выходят из закантовки, становятся плоско на склон и начинают сползать боком.
Чтобы остановиться, надо закантоваться, что означает: снова направьте колени к склону.
Проделаем так несколько раз, поиграем коленками: от склона – к склону, поехали – остановились. Теперь дайте себе поскользить подольше, посвободней и побыстрей.
Маховый разворот – повторяем то же самое другим боком к склону.
Боковым соскальзыванием можно управлять.
Сместите центр тяжести назад, «загрузите пятки». В этом положении начните делать боковое соскальзывание. Лыжи поедут боком – и одновременно вперед, потому что их пятки прижаты к снегу сильней, чем носки.
Чтобы остановиться, сместите вес тела вперед, примите центральную стойку и одновременно крутаните обе лыжи, как вы делали несколько минут назад, стоя на ровном месте.
Разумеется, крутить надо вниз, это движение мы называем «сбросить пятки». Когда лыжи станут перпендикулярно склону, закантуйтесь.
То, что вы проделали, называется «боковое соскальзывание вперед».
Теперь сделаем «боковое соскальзывание назад».
Стоя поперек склона, принимаем переднюю стойку. Для этого сильно – на длину ботинка – выдвигаем назад нижнюю ногу. Вес тела – на ней. Корпус сильно разворачиваем назад, смотрим на задник нижней лыжи.
Раскантуем ее, чтобы лыжа стала плоско. Толкните пятку вниз. В этот момент мы начнем скользить вниз и назад.
Покатайтесь в этом положении, приучите себя оглядываться и смотреть, куда едете.
На спине у нас глаз нет.
Кстати, это — начальное упражнение для всех, кто купил твинтипы и хочет научиться ездить в свиче.
Теперь поучимся менять направление движения на ходу.
Задняя стойка – скользим вперед. Не останавливаясь, перемещаемся в переднюю, «сбрасываем пятки», оглядываемся, скользим назад, снова смещаемся в заднюю стойку, «сбрасываем носки» и т.д.
Лыжи движутся по склону маятником. Так падает листик, слетевший с дерева.
Кроме поэзии, в этом движении очень много практического смысла. Отрабатывая его, вы очень скоро начнете чувствовать себя удивительно свободно – «листик» прекрасно тренирует плоское ведение лыж, координацию и баланс в целом.
Как только новички поняли, как «сбрасывать пятки», их можно научить резко тормозить.
Здесь пора вспомнить о наших руках, в которых мы держим лыжные палки.
(До этого момента мы не уделяем палкам особого внимания. При изучении резаного ведения их лучше вообще отобрать у учеников – только мешают).
Резкое торможение – это быстрый поворот на плоских лыжах с последующей энергичной закантовкой.
Лыжи встают, как вкопанные, из-под них летит эффектный шлейф снега.
Можно подлететь на скорости к очереди у подъемника и лихо тормознуть, обдав народ снежными брызгами. Лично я так делать не советую. Не этично, и можно схлопотать по шее.
Отрабатывается торможение так: едем по прямой вниз на плоских лыжах. Делаем укол палкой, поближе к носку лыжи.
Новичкам: запомните, мы всегда делаем укол в ту сторону, куда хотим повернуть.
Влево – левая рука, вправо – правая. Не перепутайте!
Тянемся телом за палкой, закручиваем корпус в сторону поворота и «сбрасываем пятки». Как только лыжи оказываются поперек склона – резко ставим их на канты.
Внимание! Когда канты врубились, нужно резко повернуть корпус в сторону, противоположную повороту. Инерция гасится приседанием. Все делается слитно. Практикуйтесь.
На сегодня хватит. Берем новичков, едем вниз, к тому самому ресторанчику, помните? Перед воротами стоит притормозить. Если хотите, плужком. Но, вообще то, вы можете ехать и поизящней. Вы уже можете и даже не сомневайтесь в этом.
Автор статьи: Антон Яковина (инструктор)
Источник статьи: Проект ALP
Публикация данного материала на других ресурсах запрещена!