Что значит самостоятельное засыпание ребенка

Самостоятельное Засыпание

Что означает термин «самостоятельное засыпание»? Всех ли детей нужно учить сну, с какого возраста, какие бывают методы обучения и как выбрать наиболее подходящий подход в обучении сну именно вашего малыша? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.

Что такое Самостоятельное Засыпание?

Самостоятельное Засыпание – это ситуация, когда подготовленный ко сну ребенок засыпает самостоятельно в своей кроватке совсем без помощи или с минимальной помощью взрослых.

На практике, укладывание малыша, который освоил навык самостоятельного засыпания выглядит так: мама кладет малыша в кроватку, желает ему спокойной ночи, целует его и выходит из комнаты. Малыш при этом засыпает сам. Без слез, плача и какого-либо дискомфорта.

Методы обучения самостоятельному засыпанию

Методик обучения засыпанию описано очень много. Но все существующие методы работы со сном можно условно разделить на две категории – методы «let cry» и «no cry».

Как можно понять из названий, первая группа подходов в обучении допускают плач ребенка при засыпании. Цель этих методов – заснуть любой ценой, в том числе «прооравшись». Во второй группе плач возможен, но плач малыша никогда родителями не игнорируется. Засыпание достигается не «любой ценой», а благодаря бережным и последовательным действиям мамы, родителей, удовлетворяющих потребности своего малыша.

Специалисты, работающие в подходе «let cry» готовы обучать детей сну с 4 месяцев.

Консультанты по сну методов типа «no cry» начинают работу по корректировки поведенческих инсомний у детей с 6 месяцев, до этого возраста помогая родителям провести определенную подготовку к обучению, создать условия для комфортного сна, сформировать ритуалы отхода ко сну и на пробуждение, выстроить режим дня для того, чтобы для малыша обучение было максимально комфортным.

Что значит самостоятельное засыпание ребенка

Как научить Засыпать Самостоятельно?

Основные различия методов обучения сну: методы «let cry»

Краткое описание метода: Родители должны положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты. Далее им следует игнорировать плач ребенка, дождаться, пока он устанет и уснет.

Возраст: с 4 месяцев

Помощь родителей: отсутствует

Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: высокая.

Плюсы: быстрый результат (уже на 3-4 день)

Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и ребенка, нарушение базового доверия, длительный плач может повредить развитию головного мозга ребенка, не подходит родителям без «железной воли».

2. «Time checks» (Метод периодических проверок, «Метод Фербера»). Основатели: Ричард Фербер, Эдуард Эстивиль.

Возраст: Фербер – с 4 месяцев

Краткое описание метода: Родителям следует положить ребенка в свою кроватку. Далее нужно возвращаться и успокаивать его через все большие интервалы времени (1-5-15-30 минут)

Помощь родителей: минимальная

Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: достаточно высокая.

Плюсы: достаточно быстрый эффект (на 3-5 день)

Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и малыша, накопление усталости у ребенка, длительный плач может повредить развитию головного мозга малыша, не подходит «мягким» родителям без «железной воли», нарушение привязанности.

Основные различия методов обучения сну: методы «no cry»

1. «Put up, put down» (Обнял-положил). Основатель: Трейси Хогг

Краткое описание метода: Ребенка нужно положить в кроватку. Сначала родителям стоит попробовать успокоить его похлопыванием и шипением. Если малыш плачет безутешно, нужно взять его на руки, но как только он успокоится – положить в кровать. Если он снова заплачет, нужно повторить процедуру.

Помощь родителей: выраженная

Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: медленная

Плюсы: медленный, плавный подход, походящий легковозбудимым детям. Хорошо формирует ритуалы, позволяет родителю чувствовать и понимать сигналы малыша.

Минусы: долго, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата

Краткое описание метода: Поэтапное сокращение помощи. Родителям нужно успокоить малыша до момента, когда он почти спит. Через некоторое время (следующий этап): успокоить его просто до сонного состояния. Следующий этап: успокоить, не поднимая на руки. Далее: успокоить легким прикосновением. Далее: успокоить словами. Завершающий этап: успокоить малыша на расстоянии.

Помощь родителей: Максимальная, постепенно затихающая

Эффективность: высокая, скорость достижения результатов: медленная.

Плюсы: Процесс обучения бесслезный и максимально комфортный для малыша.

Минусы: требует много времени для получения результата. Возможные сложности в длительном выдерживании родителями последовательности в выполнении правил, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата.

Краткое описание метода: малыша нужно положить в кроватку. Родитель сидит рядом и успокаивает малыша голосом или поглаживаниями. Постепенно родитель отодвигается все дальше от кровати (раз в 3-4 дня), таким образом постепенно сокращая свою помощь ребенку.

Помощь родителей: максимальная, постепенно затихающая

Эффективность: высокая, скорость достижения результата: медленная

Плюсы: подход, являющийся мягким, есть обязательный этап подготовки, родители постепенно снижают помощь, подходит тревожным родителям, легковозбудимым детям, укрепляет привязанность за счет того, что родитель всегда отвечает на сигналы малыша, подходит при совместном сне.

Минусы: достаточно медленно. Требует постоянства действий и следования правилам длительное время.

Хотите знать все о Самостоятельном Засыпании малыша? Подписывайтесь на наш YouTube-канал , чтобы не пропускать новые видео!

Анализ cравнения методов

Проанализировав вышеперечисленные методы, можно заметить следующую закономерность: чем быстрее достигается результат, тем более стрессовой методика является как в своем исполнении, так и в вероятных последствиях. Ровно, как и наоборот: чем более плавная методика, тем она безопаснее в плане негативных влияний как на малыша, так и на членов семьи в целом.

Тем не менее, существует масса исследований, статистически доказывающих, что дети, обучаемые спать по методикам «let cry» не травмируются, а напротив становятся «спокойнее» и «предсказуемее».

Здесь каждый родитель должен ответить себе сам: является ли «спокойный» ребенок счастливым? Всегда ли эти понятия тождественны. Не приравнивается ли определение «спокойный» к понятию «удобный», не причиняющий дискомфорта. Помогает ли данная методика скорее родителю, потому что он очень устал или ребенку?

Мнение детских, семейных и перинатальных психологов команды «Спи, Малыш»

Мы не скрываем своего отношения к методам «let cry», считая, что они оказывают негативное влияние на психику малыша, отрицательно воздействуя на формирования базового доверия к миру. Тем не менее, мы допускаем уместность применения данных методов в случае состояния мамы, когда она находится в крайней степени усталости и раздражения.

В этом случае, психологическое и психическое состояние мамы может быть более разрушительно для психики малыша, нежели методы «let cry».

Но в случае возможности у мамы каким-либо образом позаботиться о себе, обратиться за помощью и поддержкой к близким или к специалисту, восполнить силы, ресурсы – мы всегда за выбор такого варианта. Мама, имеющая силы и поддержку может совершенно иначе оценить ситуацию и подойти к ней уже более объективно.

Важно, чтобы при выборе того или иного метода мама была ориентирована и на себя, и на проблемы и потребности малыша – на то, что ему больше подойдет, что будет безопаснее и комфортнее для него.

Проект Спи, Малыш представляет в России метод Ким Вест – плавный метод обучения сну. Мы помогаем мамам наладить сон своих детей именно по этому методу, потому как считаем его наиболее оптимальным и учитывающим все индивидуальные особенности не только малыша, но и многих внутрисемейных факторов, философии родителей.

Тест, помогающий сделать выбор метода обучения сну

Для того, чтобы понять, какой из методов вам подходит, ответьте на следующие вопросы:

Результаты теста:

МОЖНО СМЕЛО НАЧИНАТЬ.

МОЖНО ПЛАВНО НАЧИНАТЬ.

РАНО УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЗАСЫПАНИЮ.

Все консультанты команды Спи, Малыш являются детскими и семейными психологами, для которых важно не «добиться результата любой ценой», а помочь маме и семье увидеть ситуацию комплексно, объемно, суметь увидеть истоки сложностей со сном малыша, не просто корректируя их последствия.

Хорошим результатом будет не констатация факта о том, что малыш просто спит сам, а понимание того, как этого достичь, за счет каких ресурсов, понимание мамой своих потребностей и потребностей малыша для того, чтобы организовать обучение самостоятельному сну естественно и с любовью и заботой о малыше.

Источник

Наши дети с рождения засыпают самостоятельно. Как мы этого добились?

Дважды мама двойняшек: как установить режим дня и давать ли ребенку соску

Что значит самостоятельное засыпание ребенкаАлена Зюрикова мама двух пар двойняшек, блогер

Лучшие эксперты по детскому сну — многодетные мамы, которые научились и потребности ребенка удовлетворять, и о своих интересах не забывать. В самом деле, если с одним-двумя детьми еще можно идти на поводу у ребенка, то многодетная семья без режима дня — это хаос. То же касается семей, в которых растут двойняшки. Как им удается научить ребенка засыпать самостоятельно?

Что значит самостоятельное засыпание ребенка

Четкий режим дня и ночи может превратить материнство в отдых (и это правда), в то же время «пара неверных движений» (привычек) может привести к каторге из бессонных ночей, капризов, качаний и плясок с бубном. С первыми двойняшками мы быстро поняли, что не высыпаемся, и начали налаживать режим. Со вторыми ошибок уже не совершали и буквально с рождения следовали проверенному алгоритму. Вот он.

Введите режим дня

Начать выстраивать режим можно уже с восьми недель (примерно). Как? Очень просто. Ищем в интернете табличку с нормами сна и бодрствования по возрастам и смотрим.

Дальше решите, во сколько вы хотите, чтобы малыш просыпался утром. У меня всегда точкой отправления было именно это время. Прямо с бумажечкой садилась и писала. Допустим, 9 утра.

Теперь посчитайте, во сколько тогда, согласно нормам, должен ложиться малыш. Дальше встраиваем туда периоды сна-бодрствования — и вот режим готов. Затем постепенно начинаем внедрять эту схему в жизнь.

Как установить режим кормления

Оптимально ввести режим кормления, при котором малыш будет кушать раз в три часа. Да, есть приверженцы питания «по требованию». Тут уж каждому свое. Я рассказываю, как было у нас, и никого не переубеждаю. По объективным причинам ГВ у нас не было, но я кормила сцеженным молоком около полугода. А вот у моей мамы я была на ГВ с таким же режимным питанием.

Ночью мы старались сделать перерыв чуть больше — 4–5 часов.

Ближе к 3–4 месяцам, при наличии стабильной лактации и регулярных прибавок в весе, можно расширить временные рамки до 2,5–3 часов днем и 5–6 часов ночью.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Каждый трехчасовой часовой цикл состоит из трех фаз: еда — обязательно бодрствование — сон. Таким образом, кроха с самого начала научится не засыпать во время еды. В противном случае у него сформируется привычка, что еда — это сон (если будете укачивать, то будет думать, что качание — это сон, и т.п.).

В таком случае, если младенец проснется ночью (а дети просыпаются за ночь много раз, так как фазы сна естественным образом сменяют друг друга), то он будет требовать воспроизвести ту же ситуацию, в которой засыпал (еда, качание и т.п.). Значит, еду, укачивания, ношение на руках надо отделить ото сна.

Все это можно делать, пока малыш бодрствует, но если вы видите, что он начинает засыпать, то надо положить его в кроватку. Это позволит сформировать главную здоровую привычку: засыпать самостоятельно в своей кроватке.

Что значит самостоятельное засыпание ребенка

Как обеспечить полноценный дневной сон

По механизму дневной сон отличается от ночного — за него отвечают другие отделы головного мозга, поэтому кроха может ночью спать отлично, а днем беспокойно. И, конечно, чтобы заснуть днем, ребенок должен бодрствовать достаточно (за ориентир можно взять таблицу по нормам сна детей до трех лет).

Чтобы продлить дневные короткие сны (30–45 минут), надо помочь малышу связать фазы сна между собой:

Все же лучше всего днем дети спят на улице. Как альтернатива — на балконе в коляске. Также я бы посоветовала избегать «гробовой тишины» — привычка спать под «бытовой шум» пойдет только на пользу и сделает сон крепче.

Не приучайте ко сну в движении. Врачами-сомнологами доказано, что его продуктивность нервной системы в несколько раз ниже, чем у сна в стоящей коляске или кроватке.

Когда давать ребенку соску

Когда малыш зависит от соски, это, увы, дело рук его родителей. Значит, каждый раз, когда малыш плакал, а часто даже и не плакал, они «заботливо» подсовывали ему соску и таким образом привили эту зависимость.

Зачем потом мучиться и отучать, если можно просто изначально не прививать зависимость от соски? Более того, дети, не нуждающиеся постоянно в соске, лучше спят.

Поэтому к пустышке я не приучала изначально. Просто не давала «без дела». В моменты бодрствования вообще ее убирали. Вечером мы цепляли соску к пижамке, но не стремились ее подсунуть каждый раз, когда кто-то плакал. Конечно, первые месяцы сосательный рефлекс удовлетворять нужно, но, как всегда, важна мера.

Ритуал засыпания — с рождения

Прививайте положительное восприятие сна с рождения

Самая большая ошибка — думать, что малыши сами как бы изначально должны любить спать в кровати и т.п. А если не любят и не спят, значит, ребенок такой.

Ребенок ровно такой, каким вы его воспитали. Да, есть скидка на темперамент, характер, эмоциональность. Но именно вы — проводники младенца в этом мире, и он будет воспринимать окружающую реальность через призму ваших слов, с вашей подачи.

Поэтому фактически с первых месяцев и до сих пор я захожусь соловьиными трелями по поводу того, как здорово спать, как это полезно, для чего это нужно и т.п.

И сейчас слышу, как дочки говорят моими словами: «Мне нужно отдохнуть, я хочу в кроватку», «Я устала», «Как же я люблю свою кроватку».

Иногда дети не понимают, зачем им спать?! Зачем их сейчас укладывают, если можно играть?! Поэтому я много проговариваю, объясняя причинно-следственные связи: «Ты капризничаешь, потому что устала», «Ты поспала, поэтому отдохнувшая, в хорошем настроении и есть силы играть», ну и т.п. Дети учатся лучше понимать себя и свои ощущения.

Организуйте правильно место для сна

Для долгого комфортного сна в комнате должно быть свежо и темно. Рекомендую повесть двойные шторы или жалюзи со 100% светонепроницаемостью — это поможет продлить утренние часы сна.

А вот что можно сделать для безопасного сна.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Самостоятельное засыпание: безопасно ли обучать

Самостоятельное засыпание: безопасно ли обучать 26.03.2019 16:04

Что значит самостоятельное засыпание ребенка

ЧТО ЗНАЧИТ «ОБУЧИТЬ ЗАСЫПАТЬ»?

Под этим обычно понимается процесс изменения привычного засыпания ребенка на иной.

Например, малыш засыпает только на руках или груди, а вы хотите, чтобы он засыпал сам в кроватке. В данном контексте «обучить спать» будет означать постепенное приучение засыпать самостоятельно и вывод рук / груди с процесса засыпания.

В раннем возрасте самостоятельное засыпание означает, что малыш может уснуть сам без дополнительной помощи / длительных действий с вашей стороны. Но вам все равно будет требоваться провести ваш ритуал перед сном: искупать, покормить, почитать книжку, погладить спинку и так далее.

То есть ритуал перед сном может включать в себя все, что угодно. Но сам момент засыпания может быть самостоятельным или несамостоятельным.

Не стоит ожидать, что можно просто «закинуть» кроху в кроватку и быстро уйти. Такое бывает, но редко. Обычно все таки требуется помогать ребенку настроиться на сон. Самостоятельное засыпание означает лишь то, что вам не нужно добиваться засыпания ребенка с помощью качания, висения на груди по часу, ношения на руках до засыпания и так далее. При этом, если вас устраивает текущее засыпание, проблемы нет.

МОЖНО ЛИ ОБУЧИТЬ ЗАСЫПАТЬ?

Можно создать новые привычки и постепенно заменить ими старые. Если это подразумевать под обучением, то да – обучить засыпать самостоятельно можно.

Но вы должны понимать следующие вещи:

Самостоятельное засыпание как таковое – не панацея

Если ваш ребенок плохо спит, и вы решили обучить его самостоятельному засыпанию, не факт, что ваша ситуация изменится в корне.

Почему? Сон – это биологический процесс, регулируемый мозгом и нервной системой. На качество сна влияет множество факторов. Если вы бросились вдруг обучать малыша спать самостоятельно, не проанализировав ситуацию в комплексе, вы могли проигнорировать важные причины, влияющие на сон.

Опасайтесь советов, обещающих за несколько дней в корне поменять сон вашего ребенка. Такое возможно, но редко!

Грамотный консультант по детскому сну должен самым тщательным образом проанализировать вашу конкретную ситуацию. Вот почему обычно малоэффективны коллективные вебинары или тренинги по проблемам со сном: они дают лишь общую информацию. Да эта информация может быть вам полезной, но она не всегда применима к вашей ситуации.

Будучи консультантом по сну, я могу с полной уверенностью заключить, что большинство проблем со сном в раннем возрасте связано отнюдь не с неумением ребенка засыпать самостоятельно. Очень мало ситуаций, когда я рекомендовала маме сразу перейти к обучению засыпать самостоятельно. Обычно же коренные причины ужасного сна связаны отнюдь не с самостоятельным засыпанием.

Обучение засыпать самостоятельно после анализа и основ

Безусловно, есть ситуации, когда нужно заняться обучением засыпать иначе. Но сделать это нужно после анализа ситуации в комплексе, создания основ и устранения ошибок в подходе.

Приведу пример: малыш засыпает по полтора часа на ночь. В течение полутора часов мама носит его на руках, дает грудь, забирает грудь, опять дает, опять носит и так далее пока он не уснет. Бесполезно, бросаться обучать ребенка самостоятельному засыпанию в этом случае. Сначала мы должны разобраться с причиной столько длительного засыпания в принципе. А уже потом вернуться к вопросу засыпания как такового.

Обучение засыпать самостоятельно должно быть адекватно возрасту, ситуации в семье, темпераменту и особенностям развития малыша

Почему не работают советы из интернета? Потому что эти советы даны не вашему ребенку и не вашей семье.

Прежде всего, до определенного возраста ребенок не способен засыпать сам. Читайте подробнее.

А если даже ребенок достиг возраста Х, как мы оценим его готовность к обучению?

В своей работе я всегда начинаю с анализа ситуации в семье и формирования подробного понимания, что сейчас происходит с малышом.

Опасайтесь чрезмерно жестких советов, которые требуют от вас преломить ситуацию в корне, даже если вы не хотите. Например, если вы кормите грудью и спите совместно, критично относитесь к советам «перестать кормить» и «срочно перевести в кроватку». Как консультант по сну, я никогда не рекомендую своим клиентам сделать что-то, противоречащее их ценностям и установкам. Я могут дать рекомендации и объяснить свое мнение, но решение как кормить, как спать принимают родители. И моя задача- дать рекомендации для этой конкретной семьи.

Мы должны учитывать период развития ребенка: например, глупо начинать обучать, если ребенок осваивает новые навыки.

Если ребенок сейчас находится в возрастном кризисе и демонстрирует определенное поведение, мы должны учесть это и не создать новых проблем.

Вы действительно можете постепенно поменять сложившиеся практики засыпания. Подход во многом зависит от способности ребенка самоуспокоиться, то есть от зрелости.

БЕЗОПАСНО ЛИ ОБУЧАТЬ СПАТЬ?

Под «безопасно» мамы обычно подразумевают возможный вред психическому развитию ребенка. Но прежде всего я должна предостеречь вас о рисках физических.

Любые действия, совершаемые взрослыми с малышом, не должны повышать риски для его здоровья и жизни. Подобные угрозы могут возникнуть, если например родители:

Любое взаимодействие взрослого и малыша может быть небезопасным в условиях обычной жизни. И конечно родитель может своими руками создать риски для ребенка, решая «обучить его спать».

Поэтому прежде всего:

Теперь перейдем в потенциальному вреду для развития ребенка.

Нет научных данных о том, что применение поведенческих методов вредит ребенку.

Проведенные исследования анализировали применение методов «оставить прокричаться» и постепенного удаления. И не нашли негативного влияния на здоровье и развитие ребенка.

Например, вот это исследование не говорит ни о каком вреде, а рапортует улучшение сна детей. Масштабное пятилетнее исследование в Австралии не нашло никакого долгосрочного влияния на развитие детей, к которым применялось обучение спать по сравнению с теми детьми, к кому обучение не применялось.

Тем не менее, лично я никогда не рекомендую своим клиентам применять метод «оставить прокричаться».

По моему мнению, этот подход:

В одном исследовании (2) измерялся уровень кортизола у младенцев, к которым применяли метод оставить плакать. Через несколько дней после начала обучения спать дети перестали плакать и стали засыпать сами. Но уровень кортизола у них оставался повышенным.

Небезопасно не реагировать на плач ребенка детей в возрасте до 4-5 месяцев, что может случиться в случае применения родителями жестких методов.

Я всегда использую иные более мягкие методы в своей работе. Необходимо минимизировать уровень стресса, который может испытать ребенок.

То есть я не против обучения засыпать самостоятельно как такового, но я против повального применения жестких методов, вводящих в стресс как ребенка, так и маму.

Существует достаточно иных вариантов, чтобы обучить ребенка новым привычкам. Но многие специалисты рекомендуют именно «оставить плакать» потому что только подобные методы дают мгновенный результат. В то время как мягкие методы требуют работы в течение какого-то времени.

РАБОТАЕТ ЛИ ДОЛГОСРОЧНО ОБУЧЕНИЕ СПАТЬ?

Работает. Но вы должны понимать, что на сон ребенка постоянно что-то влияет. Если вы успешно искоренили ненужные привычки и обучили ребенка засыпать самостоятельно. И о Боги, вы только начали радоваться жизни, вдруг может произойти что-то, что опять вызовет проблемы. Например, малыш может приболеть, у него могут начать резаться зубы, он может войти в кризис сна.

Это не значит, что вы провели свою работу зря. А лишь означает, что весь первый год сон меняется: важно оценивать долгосрочный тренд улучшения ситуации, а не сравнивать вчера и сегодня.

Вы можете всегда обратиться ко мне за советом или консультацией!

Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею в соцсетях!

Источник

Методики самостоятельного засыпания ребенка

Частые пробуждения ночью, бесконечные укладывания, беспокойный короткий сон и слишком ранние подъемы — все это мешает и родителям, и малышу полноценно отдыхать и восстанавливать силы. Единственного решения детских «сонных» проблем не существует, но есть множество методик укладывания, одна из которых наверняка вам подойдет. Мы познакомим вас с самыми популярными из них.

Совместный сон

За и против

Совместный сон предполагает, что всю ночь или большую ее часть ребенок спит в одной кровати с родителями. Обычно мамы, которые практикуют этот метод, считают его самым удобным и естественным, однако многие врачи и родители выступают против совместного сна. Обе стороны приводят вполне разумные доводы.

Плюсы совместного сна

Совместный сон положительно влияет на грудное вскармливание

Тесный контакт с крохой позволяет удобно организовать ночные кормления и увеличить количество прикладываний в подутренние часы (с 4 до 8 утра). Именно на это время приходится пик активности пролактина — гормона, отвечающего за выработку молока.

Вся семья может хорошо высыпаться

Семьи, где практикуют совместный сон, обычно спят лучше и дольше: малышу не приходится криком подзывать маму, а ей — качать его и заново укладывать по несколько раз за ночь.

Ребенок чувствует себя более уверенно

Близкий контакт с мамой дает малышу ощущение уверенности, служит для него подтверждением, что он в безопасности. Крохе очень важно чувствовать маму рядом с собой и не расходовать силы на плач. Именно спокойный детский сон способствует гармоничному развитию клеток мозга и формированию нейронных связей между ними.

Формируется устойчивая привязанность малыша к родителям

В советские времена максимальная сепарация от ребенка («не приучать к рукам», «спать только в своей кроватке», «рано заканчивать грудное вскармливание») была широко распространена и считалась единственно правильным методом воспитания. Сейчас психологи много говорят о том, что крепкая связь с родителями — базовая потребность ребенка, влияющая на его доверие к миру и психическую устойчивость.

Аргументы против совместного сна

Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:

Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:

Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.

Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.

Самостоятельное засыпание: как научить?

Вне зависимости от того, спит малыш с вами или отдельно, его нужно укладывать, и порой этот процесс растягивается надолго. Изменить ситуацию можно, научив ребенка засыпать самостоятельно. Некоторые эксперты считают, что начинать стоит уже в 2 – 4 месяца, так как в этом возрасте формируются циклы быстрого и медленного сна. Другие предлагают начинать обучение после года, когда нервная система дозревает. В любом случае «наука» должна стартовать, когда у ребенка появится примерный режим сна. Также нужно будет заранее придумать ритуал отхода ко сну для малыша — и в точности повторять его перед каждым укладыванием. Такой ритуал обычно занимает от 15 минут до часа и может включать купание, чистку зубов, переодевание в пижаму, сказку, колыбельную. Многим детям нравится «укладывать» свои игрушки и желать им спокойной ночи. А что же потом? Есть несколько вариантов дальнейших действий.

Метод Ричарда Фербера — «контролируемый плач»

Ричард Фербер — американский педиатр, основатель и бывший директор Центра изучения нарушений детского сна. В 1985 году он выпустил книгу «Сон ребенка. Решение всех проблем», которая сделала его известным во всем мире.

В чем суть

Для начала необходимо, чтобы у малыша сформировался четкий режим и ритуал отхода ко сну. Затем можно начинать: уложите ребенка в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и выйдите из комнаты. Очень скоро малыш, не привыкший засыпать в одиночестве, заплачет — тогда маме нужно вернуться и успокоить его, не вынимая из кроватки. Можно петь колыбельные, гладить ребенка по спине или просто сидеть рядом. Когда он затихнет, снова выходите из комнаты. Этот цикл придется повторить много раз, постепенно увеличивая временной интервал. Фербер рекомендует не давать малышу грудь или бутылочку, а заходить в комнату именно на громкий плач, а не хныканье.

Если вы решили попробовать этот метод, запаситесь спокойствием, настойчивостью и решимостью. Нелишним будет заручиться согласием других членов семьи на невмешательство в процесс. Метод Фербера не рекомендуется использовать с детьми младше 6 месяцев.

Метод Трейси Хогг — «заклинание младенцев»

Трейси Хогг — британская медсестра и автор бестселлеров о воспитании детей. Ее самые известные книги — «Чего хочет ваш малыш?» и «Секреты высыпающейся мамы».

В чем суть

Трейси Хогг предлагает действовать по формуле «ПАСС» («питание, активность, сон, свобода»). Самым важным она считает составление индивидуального режима с учетом биологических часов каждого отдельного малыша. Вам нужно будет понаблюдать за ребенком в течение нескольких дней и зафиксировать, в какие часы он начинает зевать и показывать усталость. Еще один принципиальный момент — четкое разделение сна и еды. То есть нельзя допускать, чтобы малыш засыпал на груди или с бутылочкой.

Укладывать малыша нужно после выполнения сонного ритуала, используя ноу-хау Хогг — «шипение и похлопывание». Вот как это выглядит: вы кладете ребенка головкой к себе на плечо и начинаете громко и ритмично говорить «ш-ш-ш» у его ушка, одновременно похлопывать по спинке в области лопаток. Секрет в том, что маленький ребенок быстро устает от такой сенсорной перегрузки и начинает дремать. Как только малыш прикроет глазки, нужно быстро переложить его в кроватку — заснуть он должен именно там. Не переставайте шипеть и похлопывать ребенка по спинке до полного засыпания.

Этот способ подходит для детей от 4 до 9 – 11 месяцев, а примерно с года Хогг предлагает прием «обнял и положил». После сонного ритуала вам нужно будет крепко обнять малыша, положить его в кроватку и спокойно объяснить, что происходит: «Уже поздно, тебе нужно поспать и отдохнуть». Если ребенок заплачет, примените уже известную технику шипения/похлопывания, но не берите его на руки.

Метод Элизабет Пэнтли — «без слез»

Элизабет Пэнтли — автор книг по воспитанию детей, специалист и консультант по детскому сну. Ее книга-бестселлер называется «Как уложить ребенка спать без слез».

В чем суть

Метод Пэнтли — один из самых мягких. Автор предлагает проанализировать и при необходимости изменить «якори» — ассоциации, связанные у малыша с отходом ко сну. Например, если ребенок всегда засыпал на руках, а теперь вы хотите укладывать его в кроватку, нужно в течение 10 – 15 дней помогать ему уснуть именно там. В случае необходимости укачивайте малыша, давайте ему грудь или соску — все это не возбраняется. Пэнтли советует завести специальный «сонный» предмет, который будет ассоциироваться у ребенка с отдыхом: игрушку, маленькую подушечку или пледик. Когда кроха просыпается ночью, давайте ему возможность самостоятельно заснуть вновь, но ни в коем случае не оставляйте плакать одного. Покачайте малыша, погладьте его по спинке или спойте колыбельную. По уверению Пэнтли, со временем ребенок привыкнет к спокойному и стабильному режиму сна и будет спать не просыпаясь всю ночь. Этот метод подходит для детей с 2 – 3 месяцев.

Метод Марка Вайсблута — «угасающий плач»

Марк Вайсблут — педиатр с 35-летним опытом, отец четырех детей, автор мирового бестселлера «Здоровый сон — счастливый ребенок».

В чем суть

Как и другие специалисты, Вайсблут рекомендует начинать обучение, когда у малыша появляется четкий режим и ритуал отхода ко сну. Он пропагандирует раннее укладывание на ночь — от 18 до 20 часов, так как в это время маленькие дети биологически расположены ко сну. Также вам надо будет избегать переутомления и четко следить за нормами бодрствования малыша. Например, если в возрасте 3 месяцев интервал между снами должен быть 80 – 90 минут, начинайте укладывать ребенка уже через час после просыпания. В остальном метод Вайсблута предельно прост: после сонного ритуала ребенка нужно положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. Но в отличие от других авторов, Вайсблут запрещает реагировать на плач ребенка. Поплакав несколько ночей подряд, малыш привыкнет оставаться в одиночестве и не будет просыпаться.

Конечно, выбор методики засыпания, как и другие аспекты воспитания, — ответственность родителей. Но по возможности все-таки стоит предпочесть мягкий способ укладывания и не оставлять малыша плакать одного. Это может нарушить его базовое доверие к миру и здоровую привязанность к родителям, а уверенность в любви мамы и папы — куда более важная потребность для ребенка, чем крепкий многочасовой сон.

Список использованной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *