Что значит россия евразийская страна
Евразийская сущность Российской цивилизации
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Чрезвычайный и Полномочный посол России, к.и.н., аналитик Института международных исследований и Центра ближневосточных исследований МГИМО МИД России, член РСМД
В настоящее время все больше доминирует мнение, что мы живем в переломное время: меняется система международных отношений, которая складывалась на протяжении нескольких десятилетий.
Главным показателем остроты переживаемого момента называют кризис западной цивилизации, при этом нередко ссылаются на нашего великого ученого Л.Н. Гумилева и в частности его теорию пассионарности. Говорится о том, что в настоящее время Запад подобно античному миру или Римской империи утрачивает свою былую пассионарность и уступает ее другим этносам, которые благодаря вспышке пассионарной энергии смогут, по выражению Гумилева, «влить новое вино в старые мехи и обеспечить пестроцетное развитие человеческой истории».
Мир ощущает эти процессы на примере развала так называемого коллективного Запада. Кроме того, «революционер» Трамп ломает привычные стереотипы и пытается утвердить новые правила взаимоотношений не только с союзниками, но и с другими странами. В самих США разлад между элитами движется к своей кульминации, что дает основание некоторым политологам говорить о нарастающем конфликте, возможности столкновений или даже гражданской войны.
После Брекзита Европейский союз практически не может справится с растущими неурядицами: он не способен выработать единую позицию по вопросам миграции, а также целому ряду других проблем. В итоге, как считают наиболее дальновидные наблюдатели, процесс дезинтеграции ЕС будет набирать силу, и если союз не развалится, то весьма глубоко трансформируется.
Западная цивилизация после распада СССР достигла пика своего влияния в мире: США стали в одностороннем порядке определять главные тенденции развития (то, что называется однополярный мир). На деле же богатые пустились «во все тяжкие» и перестали делиться с другими слоями населения, поскольку противовес в лице СССР исчез. Это вызвало возмущение, прежде всего людей среднего класса, которые достаточно быстро почувствовали, что они живут хуже, чем их родители, и по существу это явилось основной причиной прихода к власти Трампа и такого явления, как Брекзит.
Западные лидеры, уверовав в собственную непогрешимость, занимались только укреплением своего доминирования на планете. Примечательно, что в нынешний период к власти приходят руководители озабоченные только своими эгоистическими корыстными интересами и не имеющие стратегического видения. Это совпадает с появлением нового технологического уклада, который может привести к серьезным сдвигам не только функционирования общества, но и многих элементов жизнедеятельности.
В целом текущие негативные изменения можно свести, прежде всего, к усилению разрыва между богатыми и бедными как в планетарном масштабе так и в самих западных государствах. На данном этапе развития цивилизационные особенности стали играть более заметную роль и четко обозначился процесс растущего разделения мира по эт- ноконфессиональному признаку.
В создавшихся условиях на фоне углубляющегося кризиса Запада объективно возрастает роль других цивилизаций: речь прежде всего идет о китайской, индийской, мусульманской, а так же об активизации обществ африканских и латиноамериканских стран.
Авторы энциклопедического словаря «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты» изданного в 2001 г. под редакцией видного российского ученого М.П. Мчедлова, определяли цивилизацию как «существующую в определенное время и на определенной территории систему, в рамках которой действует социокультурная историческая общность с присущей ей совокупностью политико-экономических, культурных, духовных, в том числе конфессиональных характеристик» [1, 3].
Цивилизационные образования британский историк А. Тойнби определял как общности, «более широкие, чем отдельная масса, но меньше чем все человечество», в то время как американский социолог С. Хантигтон называл цивилизацией «наивысшую культурную общность людей и самый широкий уровень идентификации» [1, 486].
Известный социолог, академик Г.В. Осипов, подчеркивал: «Какие бы новые драматические испытания не выпали на долю России, ее евразийский цивилизационный тип обладает жизнестойкостью и динамизмом» [2, 182].
Евразийцы рассматривали российскую историю через призму прежде всего создания российского государства, в котором на протяжении нескольких веков преобладали туранские элементы. То, что у нас принято называть татаро-монгольским игом, евразийцы рассматривали как необходимый период русской истории, в котором основную роль играли ханы Золотой орды. По их мнению, собственно тюркский и славянорусский типы практически являются отдельными вариантами туранского характера: прививка русской психике характерных туранских черт сделала русских, как считал Трубецкой, тем прочным материалом государственного строительства, который позволил московской Руси стать одной из обширнейших держав.
Евразийцы рассматривали мир России-Евразии, как особую культурно-цивилизационную общность высокого уровня несводимую лишь к культуре русского православного народа: в ее составе роль восточных (тюркских, финских, монгольских) элементов не менее значительна, чем славянского и византийского.
По мнению английского географа Х. Дж. Маккиндера, который опубликовал в 1904 г. книгу «Географическая ось земли», центральную роль в мире играет обширный евразийский материк, «хард лэнд». Та держава, которая в данный момент контролирует «хард лэнд» фактически имеет реальную возможность контролировать весь мир, становясь практически непобедимой.
В духовном плане Евразия есть особый религиознокультурный мир. В значительной своей части он находится за пределами церковной ограды, однако, явно тяготеет к русскому православию как своей духовной сердцевине.
В отличие от западной Европы религия на Востоке была доминирующим элементом не только частной, но и всей социальной жизни. Вездесущность религиозной веры мусульман регулирует как их повседневную жизнь, так и все высшие проявления человеческой культуры, включая политическую мысль. Ислам, в глазах евразийцев был особо ценен тем, что в нем наиболее полно проявляется единство между образом жизни, религией, культурой и политикой.
Родство двух религий, т. е. ислама и православия проявлялось в общей склонности к мистицизму в глубоком уважении «к мирскому, озаренному светом верой». В пределах единого туранского психологического типа и православное христианство, и ислам, несмотря на их явную доктринально догматическую несовместимость, благодаря общим чертам религиозной психологии евразийских народов и в результате исторического укоренения на пространстве России-Евразии, приобрели сходные социокультурные черты.
Оба региональных варианта мировых религий (русское православие и тюрко-татарский ислам) сформировавшихся на евразийском пространстве стоят гораздо ближе друг к другу, нежели к своим единоверным общностям за пределами Евразии.
Эти работы стремились показать Россию как некое европейско-азиатское единство, как особый целостный мир, которому свойственно своеобразие исторических путей: у России в географическом отношении более органическая связь имеется с Азией, с Востоком, тогда как в духовном плане она неразрывно связана с православием, которое оказалось решающим фактором в развитии культуры. По мысли Вернадского, в основе небывалого геополитического и хозяйственного единства Евразии лежит единство его народов на базе широко понимаемого православия
По словам Трубецкого, по мере упадка золото ордынской государственности московские князья стали претендовать на роль объединителей Евразии в пределах ордынских владений, заняв место сарайских ханов. А Савицкий считал, что настоящими государственными правителями московские цари сделались лишь тогда, когда от «собирания русской земли» перешли к «собиранию земли татарской», то есть к покорению под свою центральную власть отдельных разрозненных и обособившихся частей северозападного улуса монгольской империи (бывшего улуса Золотой орды). Благодаря этому, Россия, как он писал, стала «наследницей великих Ханов, продолжательницей Чингиза и Тимура, объединительницей Азии».
Ордынские правители, в конечном счете, свой религиозный выбор сделали в пользу ислама, который в 1321 г. при хане Узбеке был провозглашен государственной религией. На это решение повлияли такие факторы, как преобладание мусульман в числе ханских поданных, внешняя простота религиозной догматики и обряда, притягательность исламской культуры и традиционные связи между Поволжьем и Ближним Востоком.
Однако, Золотая орда оставалась дальней периферией исламской цивилизации, а сама монгольская государственность никак не совпадала с освещенным религией идеалом исламского правления: в мусульманских частях империи Чингисхана никакой крепкой внутренней спайки между господствующей религией и монгольской государственностью не получилось.
С 1452 г. и до конца XVII века внутри русского государства существовал своеобразный островок исламской государственности в виде Касимовского царства, в котором поселялись, получая поместные наделы, служилые татары-мусульмане со своей челядью.
Указ Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий» был во многом обусловлен необходимостью восстановления традиций евразийской имперской веротерпимости. Тем самым были закреплены основы совместного проживания и конструктивного взаимодействия русскоправославной и тюркско-мусульманской общностей в пределах единого пространства и развития евразийской цивилизации. Начало же ему было положено, по мнению евразийцев, Золотой ордой, соединившей в одном государстве православный и мусульманский цивилизационные очаги Северо-восточной Руси и Волжско-камской Булгарии.
В русской Церкви изначально звучал голос национальной совести, являвшейся одним из проявлений национальной личности. Так, Трубецкой считал пагубным последствием европеизации утрату понимания российскими правителями исторической сущности России. По его убеждению, во все послепетровские времена Россия воевала за чуждые собственным национальным задачам интересы, в частности, за укрепление в Европе «легитимизма и феодальной монархии».
Впоследствии вовлечение России в орбиту европейской политики, а также навязывание ей ложных внешнеполитических целей вроде выполнения якобы завещанного киевскими князьями обладания Константинополем и Проливами или «освобождения братьев славян от турецкого ига», на деле служило прикрытием интересов европейских держав, стремившихся укрепиться на Ближнем Востоке.
Н. С. Трубецкой подчеркивал, что органическое ненасильственное слияние других племен и народов приводило к взаимному культурному обогащению и появлению своеобразного, нового цельного национального русского типа.
Императорское правительство с конца XVIII в. отказалось от активных действий по насильственной русификации, однако эта линия не всегда проводилась последовательно, что сформировало в общественном мнении образ империи как «тюрьмы народов» и обусловило в начале XX в. популярность известного большевистского лозунга о «праве наций на самоопределение».
А вот как тот же автор в работе «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» писал уже о недавнем периоде нашей истории: «При советской власти Россия впервые заговорила с азиатами как с равными, как с товарищами по несчастию, и отбросила ту совершенно ей не идущую роль высокомерного культуртрегера-эксплуататора, роль, которая прежде ставила Россию в глазах азиатов на одну доску с теми романо-германскими хищниками- поработителями, которых Азия всегда боялась, но также всегда и ненавидела» [5, 253].
Будущая Россия, по мнению евразийцев, должна сделаться своеобразным стержнем общепланетарного противостояния различных культурных цивилизационных и этнорелигиозных общностей политической и идеологической гегемонии буржуазного колониального Запада.
Если утверждения евразийцев об иноприродности и враждебности Запада российской цивилизации, ее родстве с Востоком было совершенно неприемлемо для апологетов западничества, ориентировавшихся на европейский путь развития, то евразийский тезис «о потенциальном православии нехристианских народов» породил столь же безоговорочное неприятие ортодоксальных ревнителей русского православия.
Одним из главных критиков был Н.А. Бердяев, который считал, что духовное влияние России должно утверждаться путем раскрытия Западу своих религиозных богатств, не путем географического размежевания на стороны добра и зла. Он подчеркивал, что нужно добиваться «мирового признания России как великого мира ВостокоЗапада, соединяющего в себе два потока всемирной истории» [10, 294].
В свою очередь, И.А. Ильин считал, что евразийцы хотят сменить слепое подражание Западу на безрассудное копирование Востока. Для восстановления русской национальной культурной самобытности евразийцы, как полагал мыслитель, избрали ложный путь: по их рецепту русский человек, желая вернуть себе свою утраченную русскость, начал натаскивать себя на татарщину.
Вместе с тем не трудно провести аналогию между сформулированными Ильиным идеями общенационального братства и евразийской доктриной российской «многонародной» нации. Ильин подтверждал идею об органической враждебности Запада в отношении исторической России. Несмотря на это, его мысли, как и вообще идейное наследие евразийцев, важны для осознания исторической России как результата православно-мусульманского цивилизационного синтеза.
В основе этих проектов лежала идея достижения цивилизационного культурного и по-возможности политического единства Евразии на базе синтеза национальной идентичности каждого из евразийских народов с общеевразийской идентичностью содружества и «многонародной нации».
Следует особо подчеркнуть мысль о том, что в утверждении евразийского цивилизационного вектора на базе конструктивного сотрудничества православной и мусульманской культурно-религиозной общности именно русскому народу, как мощному религиозному и этнополитическому целому должна принадлежать ведущая роль. Становление России как Евразии может обеспечить историческое существование русских. Этносоциолог И.М. Кузнецов описывал российскую цивилизационную модель «как некий океан: это русский, в котором, как кристаллики, плавают другие культуры. Это такой веками сложившийся симбиоз, что ни русские без этих кристалликов не могут нормально существовать не умирая, не затухая, а постоянно поддерживая культуру в жизнеспособном состоянии, ни эти кристаллики уже не могут существовать вне данной среды» [16]. Тут можно вспомнить, что в свое время П.Я. Чаадаев называл татаро-монгольское владычество величайшей важности событием, принесший России больше пользы, нежели вреда и способствовавшей развитию и созревания русской народности 4.
К сторонникам классической евразийской школы относится и наш знаменитый ученый Лев Николаевич Гумилев, который сам себя называл последним евразийцем. Он подчеркивал: «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство» [17, 89].
Особую актуальность сегодня приобретают его слова о том, что евразийская доктрина замышлялась как синтез гуманитарной науки и естествознания, синтез истории и географии.
По убеждению Гумилева, его собственная теория этногенеза не противоречила марксистскому учению о смене социально-экономических формаций.
Именно две крупнейшие мировые религии, христианство и ислам, выступали доминантами на всех ступенях этнической иерархии для суперэтничеких общностей, ставших ведущими субъектами евразийской истории православно-христианской и мусульманской цивилизаций.
Но уже во втором поколении консорция превратилась в монолитный субэтнос, ставший к IV веку самостоятельным этносом.
По словам Гумилева, «С V по Х в. в православие были обращены болгары, сербы, венгры, чехи, русские и аланы, и тогда создалась суперэтническая культурная целостность православного мира, сломленная в XIII в. «франками», «турками» и монголами. В XIV в. православная традиция воскресла в связи с возникновением великорусского народа. Но считать Московскую Русь культурной периферией Византии нельзя, ибо местные традиции сделали из Руси самостоятельную целостность» [21, 148].
Выводы Гумилева непосредственно перекликаются с известной концепцией «византизма», предложенной К.Н. Леонтьевым.
Реальной причиной этногенеза, запускающей процесс развития новых этнических общностей, является не влияние на мир природно-географических или социальнокультурных факторов, но его определяет некое внешнее воздействие, которое Л.Н. Гумилев называет пассионарным толчком.
Импульс пассионарности бывает столь силен, что его носители не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Отсюда ключевая роль человеческого фактора, например, жажда славы. Так, честолюбие и гордость были присущи Александру Македонскому, однако только этими чертами не объясняется неодолимая тяга полководца к великим деяниям. По праву рождения Александр имел всё, составлявшее предел желания человека его эпохи, тем не менее он начал кровопролитную войну с персидской державой Ахеменидов, желая отомстить за разрушение, нанесенное персами во время греко-персидских войн, о которых сами греки успели позабыть. После победы над персами Александр предпринял не имевшие политического и военного смысла походы в Среднюю Азию и Индию (примерно те же наклонности можно видеть и у Наполеона).
Подобный же пример деструктивного доминирования субпассионариев в этнической системе, в итоге приводящего ее к краху, демонстрировали Византийская империя при династии Ангелов и поздний Багдадский халифат. В этом государстве начиная с середины IX века гулямы (тюркская гвардия, состоявшая из рабов) меняли халифов по своему усмотрению. Периодически они устраивали в Багдаде резню, тогда как население огромного города плакало, ругалось и острило, но предпочитало жить не работая и умирать, стоя на коленях, только бы не защищаться.
Любой процесс этногенеза, считал Гумилев, зачинается героическими, подчас жертвенными, поступками небольших групп людей (консорций), к которым присоединяются окружающие их массы. Пассионарии способны абсорбировать больше энергии для простого поддержания жизни, формируют социальные связи, позволяющие применить эту энергию в любом направлении. Это и есть пассионарный толчок, выражающийся во внезапном появлении критической массы пассонариев в человеческой популяции и выступающий причиной рождения этносов (это внешнее воздействие может соответствовать пучкам энергии, исходящей от солнца). Гумилев утверждал, что с XVIII в. до н.э до XIII в. н. э. на Земле произошло 9 пассо- нарных толчков, породивших около 40 этнических систем.
По Гумилеву, православное христианство и суннитский ислам в своем динамичном взаимодействии составили духовную основу российской цивилизации, выросшей на базе многообразной суперэтнической целостности. Россия является суперэтносом, ибо Москва объединила вокруг себя много этносов, не прибегая к завоеваниям.
По расчетам ученого, инерции пассионарного толчка в среднем хватает на 1200 лет, что совпадает с выводами о возрасте великих государств, сделанными К.Н. Леонтьевым.
В свою очередь, хазары, то Гумилеву, были могучим народом, жившим в низовьях Волги и исповедовавшим иудейскую веру. В 965 г. их победил князь Святослав Игоревич. Позднее хазары, получив пассионарный заряд от тюрок, стали, по сути, новым этносом и перенесли военные действия на территорию арабского халифата (так, в 718 г. хазары заняли Дербент).
Последующие века потомки хазар нашли прибежище в столице полумира Сарае и растворились в огромной Золотой орде. Мусульманская вера позволила им слиться с татарами.
По словам Гумилева, первая евразийская империя основывалась на гунно-славянском союзе, но уже через 20 лет после смерти в 453 г. вождя гуннов Аттилы его держава распалась, а гунны, как самостоятельный этнос, исчезли из истории.
Четвертой евразийской империей Гумилев считал Россию: она прошла путь от Руси к России, причем, историческая Россия XV-XX веков не является прямым продолжением Киевской Руси.
Князь Александр Невский рассматривается Гумилевым, как ключевая фигура российской истории, ознаменовавшая собой новый этногенетический процесс. Благодаря таланту Александра Ярославича русским землям удалось не только пережить «темное столетие» обскурации между двумя веками этногенеза, но и сохранить преемственность византийской культурной традиции.
Подводя итог, можно сказать, что представленная Гумилевым концепция русско-ордынского симбиоза при всех ее натяжках содержит определенное рациональное зерно и должна быть осмыслена, как одна из плодотворных гипотез. Симбиоз Руси и Великой степи, возникнув в древнерусский период, повторился на новом витке этногенеза в русском Улусе Золотой орды, обеспечив благоприятные условия обновленного великорусского этноса в условиях нарастания угрозы подчинения и ассимилирования католическим Западом.
Степной улус наследников Чингисхана в результате реформы Золотой орды превратился в мусульманский султанат, где доминировало население торговых городов, ставшее основной опорой хана Узбека. Это вызвало резкую оппозицию среди старой степной знати, еще сохранявшей запас пассионарности. В ответ обрушились жестокие репрессии: «великая степь, никогда не знавшая религиозных преследований столкнулась с этим омерзительным проявлением цивилизации» [21, 482].
Таким событием стала Куликовская битва: возникла новая этническая общность Московская Русь.
Екатерининский указ «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в разные дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, представляя все сие светским начальствам» от 17 июля 1773 г. положил конец принудительному миссионерству и снял ранее существовавшие запреты на строительство мечетей. (В 1788 г. было создано Оренбургское могометанское духовное собрание во главе с муфтием, а в 1787 г. был напечатал Коран на арабском языке).
Русский суперэтнос в данном случае выступает как исторически сложившаяся кооперация множества этносов России, из которых собственно русский сделался носителем суперэтнической общности.
Как бы то ни было, евразийство является мощным теоретическим подспорьем для того, чтобы осознать сущность нашей цивилизации. Россия долгое время не могла себя вписать ни в Восток, ни в Запад.
Между тем, очевидно, что Азия в обозримом будущем вполне может стать технологическим и интеллектуальным центром планеты. На практике осознание нас евразийцами дает нам прекрасный шанс для того, чтобы сыграть роль предназначенную России историей.
Познанию особенностей и путей развития российской евразийской цивилизации посвятили свою жизнь целые плеяды выдающихся отечественных ученых, писателей, общественных деятелей. Их труды продолжают оставаться предметом глубокого изучения современных исследователей. И это естественно, ибо тема российской евразийской цивилизации неисчерпаема и в историческом плане, и в силу ее возрастающей актуальности в настоящее время.
Понимание евразийской цивилизация проходит в российской истории через века, от поколения к поколению. Выдающийся наш философ Н.А. Бердяев постоянно напоминал, что «Россия не может определять себя как Восток и противополагать себя Западу. Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем» [25, 22].
Подводя итог всему, сказанному выше, можно сделать вывод о признании государство-образующей и цивилизационно-сплачивающей роли как православия, так и ислама, отдавая безусловный приоритет православной культуре как стержневому фактору, обеспечивающему сближение различных культур, ментальностей и мировоззрений на всем пространстве России. Всестороннее содружество православных и мусульман, представителей других конфессий и национальностей было и остается важнейшей скрепой российской государственности.
Евразийская сущность российской цивилизации
РФ следует творчески и эффективно использовать выгоды своего географического положения
Об авторе: Вениамин Викторович Попов – чрезвычайный и полномочный посол, кандидат исторических наук.
Фото pixabay.com
Распад Советского Союза был действительно геополитической катастрофой. К власти тогда в Москве пришли люди, которые считали, что некоммунистическая Россия сможет стать частью Запада. Это была концептуальная ошибка.
Попытки переделать страну на другой манер, то есть отойти от вековых традиций и течений, которые сформировались в течение длительного времени привели, в конце концов, к многочисленным проблемам.
В сегодняшнем мире важнейшую роль начинают играть цивилизационные особенности: если идти наперекор традициям, то получим наш вариант развития.
Россия – евразийская страна. Треть у нас находится в Европе, а 2/3 в Азии, и это наша отличительная черта: русские сумели объединить вокруг себя большое количество различных этносов и национальностей. Нас многое отличает от Западной Европы – не только православие, но и географически и исторически сложившийся характер народа. Западноевропейцы в силу ограниченности территории делали акцент на интенсивном характере обработки полей, русские же просто переходили на новые земли и шли все дальше на Восток.
Наши предки (а здесь, наверное, уместно вспомнить Конфуция, который утверждал, что так же хорошо сделать, как наши прародители, мы уже не сможем, но нужно стараться им подражать) сознавали, что будущее России именно в развитии азиатских территорий. Еще Ломоносов говорил, что «богатство России будет прирастать Сибирью».
Менделеев, один из величайших умов России не раз подчеркивал, что нам суждено сыграть роль великого примирителя Европы и Азии, а Бердяев, который сам критиковал евразийцев, называл нашу страну «Востоко-Запад». Блок очень точно уловил эту тенденцию, выразив ее соответствующим поэтическим образом.
Прав был выдающийся американский ученый С.Хантингтон, который утверждал, что с распадом СССР эпоха противостояния социальных строев уходит в прошлое, и определяющим моментом новой исторической поры становятся цивилизационные отличия.
Авторы энциклопедического словаря «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты» изданного в 2001 году, определяли цивилизацию как «существующую в определенное время и на определенной территории систему, в рамках которой действует социокультурная историческая общность с присущей ей совокупностью политико-экономических, культурных, духовных, в том числе конфессиональных характеристик».
Цивилизационные образования британский историк А. Тойнби определял как общности, «более широкие, чем отдельная масса, но меньше чем все человечество», в то время как С. Хантигтон называл цивилизацией «наивысшую культурную общность людей и самый широкий уровень идентификации».
Россия представляет собой особый вид цивилизации с пространственной протяженностью в 9 тыс. км в широтном и до 4 тыс. км в меридиональном направлениях. Ее характеризуют историческая длительность – с IX века, полиэтничночть – около 150 национальностей, и многоконфессиональность – свыше 60 вероисповеданий. В становлении и развитии российской цивилизации особую роль сыграло государство. Неповторимый облик российской культуры был предопределен глубоким синтезом западных и восточных влияний. Интегрирующим началом многонационального суперэтноса выступил русский народ. Его интеграционными чертами стали «самоограничение, подвижничество, терпимость, склонность к справедливости и совестливости, к взаимообогащению культур, оказанию помощи, служению человечеству».
Одну из главных составляющих российской цивилизации – православную культуру отличало глубинное соборное нравственное начало, противостоящее прагматическому индивидуализму.
Известный социолог, академик Г.В. Осипов, подчеркивал: «Какие бы новые драматические испытания не выпали на долю России, ее евразийский цивилизационный тип обладает жизнестойкостью и динамизмом».
К сожалению, все эти исторические постулаты лучше понимают наши противники, иногда четче, чем мы сами. В частности, Збигнев Бжезинский, бывший помощник президента США по национальной безопасности, в статье «Преждевременное партнерство», опубликованной в 1994 году, подчеркивал, что главная задача США состоит в том, чтобы Россия «могла определять себя просто как Россия», а не распространять свое влияние и руководство на прежние советские республики.
Примечательно, что за трансформацией наших теоретических и концептуальных установок внимательно следят наши китайские партнеры. Во время моих бесед в Пекине китайские специалисты по России много говорили о том, что европацентризм (евроатлантизм и прозападные идеи) победили идею славянства и евразийства в эпоху правления Бориса Ельцина. Однако, по их мнению, после крымских событий отношения с Западом испортились: «Россия вынуждена была отказаться от многолетней погони за большой Европой».
И хотя концепция Европы сменилась концепцией большой Евразии, китайские ученые полагают, что европацентризм прочно укоренился в российской элите и приоритетными направлениями остаются Европа и Америка. Российские представления о Евразии, отмечал научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Чжао Хуэйжун, отражают характер русского человека, мечущегося между Востоком и Западом, идущего на Восток, но, то и дело, бросающего взгляд на Европу.
Учитывая прошлое и настоящее, а также тот факт, что Азия становится всемирным экономическим центром, для России становятся очевидными преимущества концепции большой Евразии. В этом русле идет инициатива президента Владимира Путина о формировании Большого евразийского партнерства, которое должно объединить общеконтинентальные усилия с участием стран ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и быть открыто для всех стран континента, включая и государства Евросоюза. Это долгий процесс, но важно обозначить цель.
Данные тенденции можно проследить и в современной российской истории. В конце 1990-х – начале 2000-х годов всячески проводился тезис о том, что мы являемся частью европейской цивилизации, что для нас главное чуть ли не объединиться с Европой, во всяком случае, получить безвизовый въезд в государства ЕС.
Но мы хорошо понимаем: чтобы добиться новых рубежей, важно сберечь свою идентичность, наше единство и солидарность. А они строятся на тех ценностях, которые во все времена почитались и православием, и другими традиционными религиями России. Это милосердие, честность и справедливость, забота о ближнем и семье, уважение к родителям и детям и, конечно, любовь к Родине. Забвение этих ценностей чревато самыми разрушительными последствиями, обезличиванием и деградацией человека, тем, что он может стать жертвой самых подлых и низменных манипуляций. Общий долг соработничества, ответственности государства, Церкви, религиозных деятелей, общества в том, чтобы сохранить и укрепить нашу духовно-нравственную, ценностную основу, передать её молодёжи, будущим поколениям, чтобы не потерять себя в эпоху бурных глобальных изменений.
Естественно, что одним из звеньев этого объединения должна быть и Украина, власти которой сейчас в попытке утвердить свою независимость пытаются нарушить взаимопонимание с Москвой. Эти попытки идут против магистрального движения исторического процесса. Украина, как и Белоруссия, цивилизационно близка к России и попытки киевской власти отмежеваться от нас, в конечном счете, обречены на провал.
Нас связывают давние прочные узы с украинским народом, и мы должны буквально по кирпичикам восстанавливать наше братское сотрудничество, хотя на это могут уйти годы: общность исторической судьбы наших народов не оставляет нам иного выбора.
Еще в 1990 году Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию» писал, что обязательным является сохранение теснейших связей между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном.
Путин неоднократно заявлял, что украинцы и русские – братские народы, более того, в конечном счете, это один народ. И если у нас будет общее гражданство, говорил он 29 апреля 2020 года, от этого только выиграют и русские, и украинцы.
Нынешняя Украина и ее власти, в какой-то мере, напоминают Россию 90-х годов прошлого века. Тогда пришедшие к власти в Кремле люди пытались изменить характер россиян, интегрироваться в Запад. Результатом было несколько экономических катастроф, преодолеть которые до конца мы не в состоянии даже сегодня.
7 февраля 2019 года Верховная рада Украины утвердила изменения в Конституции относительно курса страны на членство в Европейском союзе и НАТО. Отныне в преамбуле Конституции закреплена формулировка о «европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса».
Здесь полезно сослаться на мнение С. Хантингтона о том, что перейти из одной цивилизации в другую весьма сложно, для этого нужно не только чтобы элита хотела этого, но большая часть населения поддержала данный выбор, и кроме того нужно, чтобы иная цивилизация согласилась принять это государство в свои ряды.
В евразийском пространстве веками сосуществовали две крупнейшие мировые религии — христианство и ислам как вероисповедания двух этносов — славянского и туранского. Формой их взаимодействия стал диалог.
На протяжении истории российская цивилизация возникла как уникальная полиэтническая, многоконфессиональная целостность и общность. Это сложившийся во многом благодаря географическим факторам сплав исторических связей русского народа с другими группами восточных славян, с народами уральской, финно-угорской группы, алтайской (особенно тюркской), кавказской и другими языковыми семьями Западной, Центральной Восточной Азии, Тихоокеанской культурой. В конфессиональном плане это взаимодействие православия с католицизмом, протестантством и с северным исламом, северным буддизмом и ламаизмом, а также многими местными верованиями — шаманизмом, язычеством народов Крайнего Севера.
Так, корень важнейших вызовов для европейского континента кроется в кризисе национальной культурной идентичности европейской цивилизации. Сегодня происходит разрушение нравственного ядра европейской классической культуры, которая облагораживала духовной энергией людей всех континентов. Как мне кажется, причиной деградации Западной цивилизации стал кризис нравственности, утрата моральных, духовных ценностей, отказ от выработанных человечеством на протяжении многих столетий норм и форм общения, разгул жестокости, подчинение требованиям коммерции. Некоторые ученые называют это «антропологической эвтаназией» европейской культуры.
Возможно, уместно напомнить в этой связи и об одном из незаслуженно забытых творцов русской политики на Кавказе генерале Ростиславе Фадееве. Он писал: «Россия относится к Азии совсем иначе, чем западные народы. Азиатские дела для нас не роскошь, не прихоть, происходящая от избытка сил, не удовлетворение той или другой исключительной цели, как торговля, политическое влияние и прочее; для нас они дела русские, обойти которые нам нет никакой возможности. У России, как у Януса, два лица: одно обращено к Европе, другое к Азии. Мы не создавали себе такого положения, мы родились государством, сросшимся одинаково с Европой и с Азией. Англия владеет Индией потому только, что ей случилось нечаянно захватить эту страну; без Индии она будет все тою же Англией, ее острову не грозят, ни на волос, опасности от каких бы то ни было событий в Азии. Для России же результат перелома, начинающегося на этом материке, составляет жизненный вопрос». И ведь вправду, эти прозорливые слова сегодня столь же актуальны и востребованы, как и столетие, тому назад.
Следует особо подчеркнуть мысль о том, что в утверждении евразийского цивилизационного вектора на базе конструктивного сотрудничества православной и мусульманской культурно-религиозной общности именно русскому народу, как мощному этнополитическому целому должна принадлежать ведущая роль. Становление России как Евразии может обеспечить историческое существование русских. Этносоциолог И.М. Кузнецов описывал российскую цивилизационную модель «как некий океан: это русский, в котором, как кристаллики, плавают другие культуры. Это такой веками сложившийся симбиоз, что ни русские без этих кристалликов не могут нормально существовать, не умирая, не затухая, а постоянно поддерживая культуру в жизнеспособном состоянии, ни эти кристаллики уже не могут существовать вне данной среды».
Тут можно вспомнить, что в свое время П.Я. Чаадаев называл татаро-монгольское владычество величайшей важности событием, принесший России больше пользы, нежели вреда и способствовавшей развитию и созревания русской народности. Споры о том, как оценить этот период российской истории идут и поныне, видимо, они будут продолжаться долгое время. Отдельные исследователи связывают некоторые негативные моменты в характере русского человека именно с этим периодом. Естественно, в каждой нации есть положительные и отрицательные черты, но Россия на протяжении веков не раз подтверждала свою историческую роль пассионарного и динамичного двигателя человеческого прогресса.
С началом экономического подъема Китая и Индии о Евразии заговорили как о центре мировой геополитики и геоэкономики. В регионе находятся шесть из девяти ядерных держав. Он обладает огромными запасами энергоносителей, в нем сосредоточено 70% населения мира. Он же является ареной многих конфликтов и, соответственно, соперничества великих держав.
Индия и Китай, Египет и Иран, Турция и Япония, страны Центральной и Юго-Восточной Азии – наследники великих древних цивилизаций, которые подарили человечеству уникальные знания и технологии, достижения в медицине, в математике, в культуре и искусстве.
В среде интеллектуалов, людей творческих Азия всегда пробуждала особые чувства, казалась немного загадочной и мистической, слыла источником духовной силы и мудрости, возможно, не всегда до конца понятной, но неизменно вызывающей интерес.
Что касается нашей линии в будущем мире, то евразийская сущность нашей цивилизации требует налаживания самых широких связей не только с Европой, но и с Азией.
Евразийский курс внешней политики России в последние годы получил формальное закрепление в целом ряде инициатив, прежде всего в создании в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В Азии проживает 60% населения Земли, расположены 21 из 30 крупнейших городов мира. По расчетам, уже в этом году половина представителей среднего класса планеты будет представлена жителями азиатских стран. Сегодня на Азию приходится 36% мирового производства по сравнению с 26% в начале 2000-х. В 2018 году 210 из 500 крупнейших компаний мира по доходам были азиатскими. Азиатские компании сегодня являются одними из мировых лидеров в сфере цифровых технологий. По полученным патентным заявкам, азиатские страны в разы опережают другие регионы. В результате страны континента обеспечивают более 50% роста глобального ВВП, стимулируя международную торговлю и инвестиции.
Одна из основных проблем заключается в том, что правящие круги западных держав не могут смириться с мыслью, что период их доминирования закончился и на арену мировой политики все активнее выходят другие цивилизации, в частности, китайская, индийская, российская, исламская.. Мир становится реально многополярным, и попытки Вашингтона путем открытого вооруженного вмешательства, отдельных военных ударов, санкций, шантажа, различных способов давления уже не приводят к желаемым для него результатов, а лишь, усиливают напряженность в международных делах.
Центр тяжести современного мира постепенно смещается в Азиатско-тихоокеанский регион. И поэтому в этих новых обстоятельствах будут возрастать роль Китая, Индии, США и России. При этом, некоторые ученые ссылаются на идеи известного английского географа Х. Маккиндера. Согласно его концепции, определяющим моментом в судьбе народов и государств является их географическое положение. Основная идея Маккиндера состояла в том, что роль осевого региона мировой политики и истории играет огромное внутреннее пространство Евразии.
Россия, по выражению Маккиндера «земля сердцевины», географическая ось истории. (Следует отметить, что Маккиндер опасался усиления позиций России на евразийском континенте. После назначения лордом Дж. Керзоном в 1919 году на пост представителя Британской Империи в южной России Маккиндер в течение двух лет пытался осуществить план дробления России на множество отдельных государств. Таким путем, считал он, можно было бы остановить «долгую историю российского экспансионизма»).
Государствам ныне приходится сотрудничать, ибо они сталкиваются с общими проблемами. Такими, как истощение ресурсов, экологические трудности, пандемии, беженцы, незаконная миграция, а также традиционные угрозы безопасности.
Многие видные европейские политики и политологи говорят о том, что сближение с Россией является необходимым для выживания Западной Европы. Идеи большого европейского пространства от Лиссабона до Владивостока становятся все более популярными. С другой стороны, евразийская сущность российской цивилизации ярко проявляется в таких объединениях как ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и др., в совместных российско-турецко-иранских действиях по Сирии.
Если мы творчески и эффективно будем использовать выгоды нашего географического положения, Россия будет играть ведущую роль в Евразии.