Что значит родительский комитет в школе
Что такое родительский комитет и как остановить поборы
Ранее, в своей статье Подробнее ➤ я описывал основные причины, по которым представители родительского комитета собирают денежные средства с родителей учащихся. В этой статье мы рассмотрим вопрос, непосредственно затрагивающий функции, полномочий и ответственность членов родительского комитета.
Итак, правовую основу деятельности родительского комитета составляет:
1. п. 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в котором сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
2. п. 1 ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» из которого следует, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы родителей несовершеннолетних обучающихся или иные органы.
На практике же, мы видим, что родительский комитет – это группа людей, которые реализуют не права родителей обучающихся, а удовлетворяет личные запросы классного руководителя, директора и т.д., а сборы денег превращает в обязанность остальных родителей. Родительские комитеты существуют в каждом классе и детсадовской группе. Причем практически ни один член родительского комитета не знает, что именно он должен делать и его функции ограничиваются только поборами, потому что якобы у нас так принято.
В идеале, родительский комитет должен не собирать с остальных родителей денежные средства (зачастую на несуществующие нужды), а добиваться от образовательной организации – исполнять возложенные на неё обязанности.
Все мы прекрасно знаем, что в случае неуплаты взносов, дети незаплативших родителей становятся «белыми воронами» в классе, зачастую начинается травля, как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников, как я ранее описывал в статье Подробнее ➤.
В наше время, проблема поборов в школах и садах вышла на новый уровень. В новостях чуть ли не каждый день описаны трагические случаи «разборок в родительском чате». А недавно одна мамочка (кстати говоря, член родительского комитета) довела одноклассницу своего ребенка до покушения на самоубийство. Почему так происходит? Почему эта проблема доходит до трагедии? Потому что либо никто не жалуется при обнаружении проблемы, либо руководство школы (департаменты и управления образования) закрывают глаза на жалобы. Никто не хочет «выносить сор из избы».
Часть 1 ст. 330 УК РФ. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред,-
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Перечисленные статьи не являются исчерпывающими, так как «поборщики» зачастую преступают закон не только с моральной стороны, но предпринимают попытки угроз, клеветы и вымогательства.
Родительский комитет в школе: права, обязанности, решения типичных проблем
В этой статье:
Каковы правовые основы работы родительского комитета?
То есть в школе имеется спущенное сверху типовое Положение о родительском комитете и этот самых комитет требуют создать и выполнять обязательства:
провести общее собрание и провести выборы;
Плюсы и минусы обоих типов родительского комитета
Общественное объединение без юрлица
Каковы права и обязанности родительского комитета?
Школы разрабатывают Положение о родительском комитете, а Родительский комитет утверждает Устав. Есть типовые формы, которыми все пользуются, и в них очень много слов. Но вот на что надо обратить внимание и что можно и нужно включать в Устав и при необходимости потом уже от Родительского комитета требовать изменения Положения всей школы. Типовые Положения довольно разумны.
Родительский комитет может :
В типовом Положении также есть невинные на первый взгляд фразы о том, что комитет имеет право выносить общественное порицание другим родителям, участвовать в заседаниях других комиссий.
Как избирают родительский комитет?
Родительский комитет избирают по демократическим процедурам и оформляют эти выборы официально. То же самое касается перевыборов или выражения недоверия.
Как выбрать членов и председателя родительского комитета?
Родительский комитет и его председателя, если речь идет об общественном объединении, избирают строго по правилам.
Помните, что без протокола избрания родительского комитета вся его деятельность будет вне правового поля. Это можно использовать, если родительский комитет недобросовестен.
Сколько человек должно быть в родительском комитете?
Что делать, если никто не хочет вступать в родительский комитет?
Администрация школы требует от классных руководителей создать родительские комитеты по всей форме. Во многих регионах по этому вопросу формируется официальная отчетность.
Если на класс оказывают давление, напомните, что согласно ст. 5 Закона № 82-ФЗ участие в Общественном объединении строго добровольное. Родители имеют полное право отказаться от создания родительского комитета, если им это не выгодно. Или если никто не хочет быть в родительском комитете. Часто родители готовы покупать подарки детям или водить их на экскурсии, но без бумажной волокиты.
Ситуация, когда большинство родителей не интересуются деятельностью родительского комитета и официальными процедурами, часто устраивает администрацию. Они уговаривают или заставляют методом психологического давления нескольких родителей стать представителями родительского комитета на бумаге и подписывать готовые протоколы для отчетности. Если это родители, которые согласились пойти в родительский комитет под давлением, то точно так же они под давлением подпишут, что нет проблем с питанием и оснащением и т.п.
Если в классе нет желающих выполнять реальную работу на пользу детей и школы, лучше родительский комитет официально не создавать.
Как сменить родительский комитет?
Родительский комитет можно переизбрать, если родителей он не устраивает. Для того, чтобы это сделать, необходимо пройти несколько шагов.
Шаг 2. Нужно получить подтверждение более 50% родителей класса, что перевыборы нужны. На родительском собрании нужно просто сказать, что вы просите внести в протокол, что хотите поставить на голосование переизбрание родительского комитета. Председатель должен провести голосование о необходимости такой процедуры. Если вас поддерживают, то можно переизбрать родительский комитет прямо на этом собрании.
Шаг 4. Итоги родительского голосования заносятся в протокол родительского собрания и новый комитет начинает действовать.
Родительский комитет и сбор денег
Имеет ли родительский комитет право на поборы?
Как оформлять сборы и затраты родительского комитета?
Крайне желательно, чтобы члены родительского комитета вели книгу прихода и расхода, хранили все чеки и выдавали расписки о собранных средствах.
В таблице нужно обозначить приход: дата, имя родителя, сумма, имя члена комитета, который принял деньги. И расход: дата, на что потрачено, сумма, имя члена комитета, который потратил деньги.
Должны ли члены родительского комитета сдавать деньги сами?
Намного практичней и правильней договариваться и фиксировать договоренности письменно, но не общем протоколе. Это сложно, но возможно.
Что делать, если не хочешь сдавать деньги родительскому комитету?
Как решать конфликты по вопросам коллективных закупок?
Конфликты возникают тогда, когда кто-то из родителей не хочет сдавать деньги, но при этом и сам не покупает ребенку тот же атлас. Ребенок не работает со всеми на уроке, учитель пытается делать ему ксерокопии, но на черно-белой копии ничего не видно, возникает проблема.
Во многих классах она решается за счет пожертвований кого-либо из родителей или закупки из общего бюджета. Сделать это открыто и так, чтобы остальные родители не возмущались, вполне возможно. В классе не будет конфликта с теми, кто не сдает деньги на необходимые одноразовые вещи, если:
Если вас, как члена родительского комитета или ответственного родителя раздражают неплательщики, попробуйте реализовать эти схемы. Так вы подадите хороший пример детям, до которых все равно доходит информация о любых конфликтах родительского комитета или ссорах на родительских собраниях. Аналогичным способом нужно решать и другие вопросы: покупка детям подарков на праздники и другие денежные вопросы.
Родительский комитет и организация экскурсий и выездов
Родительский комитет часто предлагает классу сходить в театр или музей. Или поехать всем вместе с классным руководителем на экскурсии.
В некоторых регионах существуют всевозможные бесплатные возможности для школьных групп. Их предоставляют некоммерческие организации, которые получили грант, городские программы могут включать музейные или экскурсионные услуги для школьных групп бесплатно. В этом случае родителям нужно оплатить проезд ребенку и питание в длительной поездке, либо дать перекус с собой. А родительский комитет организует сопровождение детей. И это довольно серьезная работа: по правилам один учитель не может поехать с организованной детской группой даже в театр. При этом школа обязана назначить ответственных за жизнь и здоровье детей из числа штатных сотрудников, потому что требовать она может только с них. И вот тут родительский комитет и учитель договариваются со школой, как оформить бумаги, если реальных сопровождающих от школы в нужном количестве не нашлось. Чтобы директор одобрил такую поездку, а учитель не боялся ее провести, нужны хорошие отношения родительского комитета с администрацией школы.
По городским программам администрация часто соглашается, ведь за это поощряют.
Какие школьные проблемы может решать родительский комитет?
Говоря о родительском комитете, многие думают только о поборах, а ведь у этого общественного объединения, которое оформлено через протокол, есть огромная сила влиять на реальную школьную жизнь и условия обучения и воспитания всех детей класса.
Напомним, что родительский комитет может создавать комиссии и обращаться в администрацию школы и государственные органы. При этом это уже не одинокий бунтующий родитель, а общественное объединение, представляющее интересы 30-60 человек, в зависимости от количества учеников в классе и состава их семей.
В чем суть родительского комитета?
Суть родительского комитета в том, чтобы люди, которым родители класса дали полномочия, выступали от их имени в решении сложных вопросов школьной жизни. Его сила представлять интересы родителей и защищать их, когда они входят в противоречие с интересами школы или других сторон. Суть в том, что это общественное объединение, у которого больше полномочий, чем у отдельного родителя.
Родительский комитет имеет право:
Советы начинающим членам родительского комитета
Если вы никогда раньше не организовывали родительский комитет, но хотите оказать положительное влияние на жизнь класса, продумайте несколько важных моментов.
Так вы станете настоящим лидером сообщества класса. И получите не только благодарность, но и опыт, который может изменить вашу жизнь и карьеру.
Как выразить благодарность родительскому комитету
Если вы видите, что родительский комитет вашего класса работает и помогает всем. Если вы цените труд этих людей, которые смогли стать реальной позитивной силой в классе или даже в школе, выразите им благодарность.
Как устроен родительский комитет
Родительский комитет — это инициативная группа родителей-волонтёров, которые помогают организовывать праздники, закупают подарки, находят интересные экскурсии. Наш блогер взял интервью у мамы — члена родительского комитета Ирины Фроловой и расспросил её о тонкостях участия родителя в жизни школы.
Не каждый родитель готов принимать активное участие в школьной жизни ребёнка. Одна из основных причин — отсутствие свободного времени. Конечно, все мы очень заняты. У Ирины Фроловой — работа и двое детей. Её старший сын окончил лицей № 40 в 2012 году, дочка учится в четвёртом классе. В то же время Ирина, член двух родительских комитетов, убеждена: для каждого ребёнка очень важно видеть, что родители неравнодушны к его жизни и участвуют в ней.
Ирина, почему вы решили стать членом родительского комитета? Что вами движет?
Хочу иметь влияние на процессы, происходящие в учебной и внеучебной жизни ребёнка и его друзей. Членом родительского комитета стала в первую очередь ради своего сына, а позднее — дочери. Так смогла прочувствовать изнутри трудности, с которыми сталкиваются ученики, увидела достоинства и недостатки конкретного класса, школы и системы образования в целом. В то же время я получаю искреннее удовольствие от общения с детьми. Мне нравится участвовать в их жизни.
Много времени приходится уделять вопросам школы? Как удаётся совмещать дополнительную нагрузку с семьёй, работой?
Трачу на работу в родительском комитете несколько часов в неделю. На мой взгляд, это нетрудно.
Как правило, папы гораздо реже входят в состав родительского комитета, чем мамы. Как ваш муж относится к вашей помощи школе?
Муж одобряет мою инициативу. Если он располагает временем, то тоже всегда готов принять участие во внешкольных мероприятиях.
Что было самым интересным в вашем опыте работы в родительском комитете?
Вспоминаются совместные выезды семьями на экскурсии и в походы, творческие вечера с участием детей, родителей и учителей. Например, поездка с классом старшего сына в Арзамасский район. В субботу мы приехали в Арзамас, посмотрели прекрасный собор и музей. Потом проехали в село Вад, увидели карстовое озеро, 12 святых источников (по числу апостолов). Разместились на базе отдыха «Мечта». Вечером дети и родители устроили концерт. Кто-то привёз музыкальные инструменты и сыграл, кто-то станцевал, кто-то спел.
Ничего особенного, но очень тепло, по-домашнему и без официальности, которая бывает на таких концертах в школе
Родители тоже пели, читали стихи, демонстрировали свои таланты. Утром мы отправились в деревню Чернуха. У них в школе великолепный краеведческий музей, где нам устроили экскурсию и угостили блинами (была Масленица). Потом вернулись в «Мечту» и продолжили масленичные гулянья. Ещё плавали в бассейне, играли в хоккей, катались на лыжах. Два дня превратились в мини-отпуск. Дети, учитель и родители лучше узнали друг друга и подружились.
Члены родительского комитета у всех на виду. Как чувствуют себя дети, родители которых активно участвуют в жизни класса и школы?
В начальной школе дети точно испытывают чувство гордости. В средней школе многое зависит от имиджа родителя. Подростки могут и стыдиться, особенно немодных «непродвинутых» родителей.
С какими сложностями вы сталкивались в выстраивании отношений с родителями, учителями, администрацией школы?
Иногда родители не понимают, что родительский комитет — это не штатные сотрудники школы, а волонтёры, добровольно тратящие свои временные и финансовые ресурсы, душевные силы. Недовольные родители встают на позицию руководителя и критика. При работе с учителями и администрацией обе стороны должны понимать, что они не соперники, а союзники. Цели и задачи у родителя и учителя общие — образование и благо ребёнка.
Случались ли в вашей практике конфликты с другими родителями в решении классных вопросов? Как удавалось прийти к компромиссу?
Всё решается только переговорами. Если какой-то родитель настаивает на своём варианте развития событий, можно делегировать ему полномочия членов родительского комитета и возложить ответственность за решение вопроса.
Поговорим о финансовой составляющей запланированных мероприятий. Как действовать при принятии решений, которые требуют денежных вложений от родителей, если не все из них согласны?
Как правило, если большинство голосует «за», меньшинство с неохотой, но подчиняется. Если же финансовый вопрос принципиальный или денежная ситуация в семье действительно сложная, бремя расходов может взять на себя спонсор (родитель другого ребёнка), либо финансовая нагрузка равномерно распределяется на весь класс.
Какими качествами должен обладать классный руководитель, чтобы выстроить плодотворные отношения с классом и родителями учеников?
Выделю всего два качества — терпимость и уважение.
Может ли школа существовать полностью без родительского участия?
Думаю, может. Но это существенно уменьшит социальную роль школы, она полностью превратится в «поставщика образовательных услуг». Совместные внеклассные творческие, спортивные и патриотические мероприятия, знакомства с семьями — мамами, папами, братьями и сёстрами одноклассников — влияют на формирование дружеской атмосферы в классе, создание из учеников команды единомышленников.
Должны ли представители родительских комитетов принимать участие в решении конфликтов между учениками и учителями, или этим должна заниматься администрация школы?
На мой взгляд, должны. Члены родительских комитетов видят детей на внеклассных мероприятиях, поэтому могут составить независимое мнение о поведении ученика без учёта его успеваемости.
Вы можете посоветовать другим родителям принимать участие в жизни класса? И почему?
В современном мире роль родителей в школьной жизни детей очень высока. Эта деятельность помогает нам лучше понять ребёнка, осознать процесс его взросления, смягчить вход в подростковый и юношеский возраст.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Iconic Bestiary)
Родительский комитет школы
Родительский комитет класса.
Права и обязанности.
В данной статье хочется поподробнее рассмотреть права и обязанности родительского комитета, что положено ему рассматривать, обсуждать, правила сбора денег и какие нарушения имеются.
Краткий обзор статьи:
o Понятие «родительский комитет».
o Права и обязанности родительского комитета.
o Нарушения в структуре родительского комитета.
Родительский комитет
Статья 26 пункты 4-6. Управление образовательной организацией. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
Избрание коллектива в родительский комитет.
Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный год. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
Принципы деятельности родительского комитета:
o равноправие его членов;
o коллегиальность руководства;
o гласность принимаемых решений;
o периодическая отчётность.
Действия родительского комитета основываются на законодательстве Российской Федерации.
Также родительский комитет, согласно статье 30 Конституции РФ представляет собой форму реализации права граждан на объединение и как только родителями будет решено в необходимости создания родительского комитета, то он уже будет считаться объединением, но пока формально и нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на него распространяться не будут, так как создание подобного объединения, как «родительский комитет» будет выражаться только простым согласием родителей на его создание, а чтобы он имел статус общественного объедения без образования юридического лица, необходимо не менее трех участников создания родительского комитета, для этого формируется общее собрание, на котором непосредственно принимается решение о создании комитета, при этом оформляется протокол общего собрания, а также составляют и утверждают устав.
При таком условии создания родительского комитета, как общественного объединения, а не простого, нормы Федерального закона об общественных объединениях будут распространяться и родительский комитет приобретёт статус субъекта права, имея особые права и обязанности, но к субъекту гражданского права такое объединение относиться не будет. В следствии этого, всё то, что будет этим комитетом приобретаться, будет принадлежать всем его членам.
Получение статуса юридического лица.
Родительский комитет, как юридическое лицо. Для этого необходимо зарегистрировать объединение в установленном порядке. Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях».
Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 9 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ)
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.
Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Права и обязанности родительского комитета класса
• Оказание помощи школе и классному руководителю, которая выражается в приобретении учебников, пособий, необходимых для полноценного учебного процесса.
• С разрешения учителя бывать на внеклассных мероприятиях и уроках.
• Заниматься совместной работой и оказанием помощи классному руководителю взаимодействию с родителями, не занимающимися воспитанием своего ребенка, а также принимать применительно к ним допустимые меры воздействия.
• С учащимися, поведение которых отклоняется от нормы, проводить беседы совместно с педагогом.
• Поддерживать контакт с органами правопорядка и общественными организациями в целях защиты прав и интересов детей и семьи.
• Принимать активное непосредственное участие в организации, на уровне класса, образовательно-воспитательного процесса.
• Организовывать и принимать участие в посещении семей учеников совместно с классным руководителем.
• Содействовать в привлечении специалистов разного рода для решения создавшихся проблем в семьях учащихся класса.
• Решать хозяйственно – бытовые вопросы внутри класса.
Нарушения в структуре родительского комитета
Если родительский комитет призван к содействию благополучного воздействия отношений между учащимися и регулированием решением вопросов, связанных в процессе обучения в школе, то нюансы нарушения, возникают и зачастую связаны с денежным вопросом.
Родители, не состоящие в родительском комитете, зачастую интересуются тем, на что и куда именно сдаются деньги.
Кто же отвечает в родительском комитете за расход денежных средств? Этот вопрос непосредственно связан с тем, каким именно образом организован родительский комитет.
Если это юридическое лицо, то ответственность за полученные денежные средства берёт на себя организация. Учёт и отчётность в нём регулируются общими нормами, которые касаются всех юридических лиц.
Но, когда это просто объединение родителей, то отвечать должен тот, кто непосредственно получил деньги (глава комитета, иное лицо). Документально это оформляют обычной распиской о получении денежных средств (сумма перечисления) с указанием ФИО и паспортных данных лица, получившего средства.
Также возможно завести журнал, где будут отражены эти данные и график приема денег.
А теперь обратимся к закону и посмотрим, действительно ли необходимо требовать деньги и вопрос на что? Когда собирать деньги на ремонт школы и класса нельзя, так как в соответствиис пунктом 5 статьи 9 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», «обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий» является полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
Сдавать деньги не нужно, часть 1 статьи 35 Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Деньги на охрану школы сдавать не нужно. Пункт 8 части 1 статьи 41 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, полностью лежит на образовательной организации. А каким образом школа будет обеспечивать безопасность, родителей этот вопрос касаться не должен.
Сдавать деньги на оплату труда уборщиц не нужно. Часть 1 статьи 52 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции Соответственно, труд технического персонала оплачивается наряду с трудом педагогических работников из средств муниципального бюджета.
Деньги на генеральную уборку школы и класса сдавать не нужно, пункт 12.6 статьи XII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения при общеобразовательном учреждении проводится генеральная уборка.
Т акже необходимо заметить момент дарения подарков учителям, родители сами принимают решение, однако не стоит забывать пункт 2 части 1 статьи 575 ГК РФ допускаются только обычные подарки, стоимость которых не должна превышать 3000 рублей.
Что же касается экскурсий и посещений платных развлекательных мероприятий, а также поздравления детей, то это остаётся на усмотрение родителей.
Таким образом, правовым основанием деятельности родительского комитета является пункт 1 части 6 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, где указано, что родительские комитеты создаются в целях учёта мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией, касаемо сбора денежных средств в данной публикации мы видим на что возможно собирать деньги, в основном же всё продиктовано законом и надобности на требование денег у родительского комитета особого нет, за исключением последнего пункта о мероприятиях и днях рождения, здесь рассматривают вопрос и принимают решение сами родители.