Что определяет эффективность налогового менеджмента
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Каждая система управления на предприятии должна быть эффективной. В противном случае необходимость в ее организации исчезает. Эффективность означает, что результат превышает затраты на его достижение. Эффективность является также принципом организации любой системы управления. Она означает, что результат управления объектом должен превышать затраты на организацию данной системы управления.
Эффективность налогового менеджмента определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться в долях единицы, процентах. Вообще каждое предприятие может самостоятельно разрабатывать свои собственные коэффициенты эффективности налогового менеджмента. Однако наиболее часто используются следующие показатели.
Общий коэффициент эффективности налогообложения(Кобщ) рассчитывается как соотношение чистой прибыли (Пчист), остающейся в распоряжении организации, к совокупным налоговым издержкам (Инал): Кобщ = Пчист/УИнал.
При расчете данного коэффициента в налоговые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы в размере сумм к доплате, т. е. с учетом возмещаемых сумм, так и налоги, относимые на затраты и финансовые результаты, включая чистую прибыль.
Налогооблагаемость продаж (Кне) характеризует сумму налоговых платежей, приходящуюся на единицу реализованных товаров, работ и услуг: Кне = УИнал/О.
При расчете данного показателя в объем продаж следует включать выручку от реализации товаров, работ и услуг и полученные от покупателей суммы косвенных налогов – НДС и налога с продаж.
Коэффициент налогообложения доходов(Кнд) рассчитывается как соотношение оборотных налогов издержек(Ино) и выручки от реализации товаров, работ и услуг (В): Кнд = Ино/В.
В оборотные налоговые издержки следует включать косвенные налоги на доходы, являющиеся по своей природе оборотными, т. е. начисляемыми с оборота, товаров, работ и услуг.
Коэффициент налогообложения прибыли(Кнп) рассчитывается как соотношение налоговых издержек, относимых на прибыль до и после налогообложения (Инп), к прибыли (П): Кнп = Инп/П.
Целесообразно использовать в расчете прибыль, полученную от всех видов деятельности, включая внереализационные доходы.
Необходимость постоянного расчета данных показателей связана с тем, что они всесторонне характеризуют эффективность налогового менеджмента. Проблема заключается только в том, чтобы определить нормативные значения всех показателей. Их целесообразно рассматривать в динамике. Повышение эффективности налогового менеджмента в современных условиях – приоритетная задача финансовой службы предприятия. Осуществляя целенаправленную финансовую политику по собственному и заемному капиталу, формированию структуры активов, денежным потокам и дебиторской задолженности, предприятие, осуществляющее неэффективный налоговый менеджмент, либо полностью управляя этим процессом «в рабочем порядке», может получить результаты, значительно отличающиеся от плановых значений. На практике эффективность налогового менеджмента во многом зависит от частоты изменений налогового законодательства.
Считаем эффективность налогового планирования
Для любого плана важной особенностью является возможность его проверить. Понять, совпадает ли то, что мы ожидали, с тем, что получили. Это правило касается и налогового планирования. Существуют достаточно известные формулы, по которым компания может проверить, правильно ли она выбрала методы и способы оптимизации своего налогообложения, не нуждаются ли они в корректировке.
Проверьте на экономию
Процент экономии, который вы получаете, применяя разработанную в процессе налогового планирования схему (так же, как и экономию от системы налогообложения, которая уже сложилась в компании на практике), можно рассчитать по следующей формуле:
где Кэ – показатель налоговой экономии компании. Рассчитать его можно и за год, и за каждый отчетный период.
В сумму налогов, начисленных за период, следует включать не только те суммы, которые вы сами рассчитали, но и суммы, доначисленные в этом периоде налоговой инспекцией (включая пени и штрафы). Подведем результаты:
– если налоговая экономия фирмы за отчетный период у вас составляет 20–25 процентов (и держится на этом уровне несколько периодов подряд), значит, ваша система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Фирме можно ограничиться анализом изменений в законах, чтобы вовремя корректировать свои действия и избегать рисков.
– 25–40 процентов показывают, что система работает недостаточно эффективно. Ситуацию можно скорректировать за счет внутренних резервов (силами бухгалтерии) или привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места и подправить их.
– 40–70 процентов – сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства еще раз (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему.
– если же ваш показатель больше 70 процентов, возникает вопрос: зачем вести такой бизнес, не лучше ли заняться чем-то другим?
Поясним на примере: так, если у фирмы «Апрель» по итогам первого полугодия 2005 года объем реализованной продукции составил 120 878 128 рублей, а сумма начисленных налогов – 29 818 210, то процент налоговой экономии составит:
29 818 210 руб. / 120 878 128 руб. x 100% = 24,66%.
Это значит, что фирма работает эффективно и ее план налоговых действий не нуждается в корректировке.
Проверьте на результативность
Существуют и отдельные показатели результативности налогового планирования.
1 группа – показатели, позволяющие получить общую характеристику эффективности методов и схем, которые вы выбрали.
Эн – коэффициент эффективности налогообложения.
Эн = планируемая сумма чистой прибыли / общая сумма налоговых платежей
Чем выше коэффициент, тем лучше (ведь показатель будет увеличиваться, если в результате оптимизации компания заплатит меньше налогов, чем, допустим, в прошлом году или чем планировалось в начале года).
Налогоемкость реализованной продукции также достаточно интересный вопрос. Долю, которую занимают налоговые платежи, рассчитываем по формуле:
Дн = сумма налоговых платежей / объем реализованной продукции.
Итак, если фирма «Знак» заплатила 300 тысяч налогов за год (из них 50 тысяч – доначисленные суммы, пени и штрафы), объем реализации в котором был 1 400 000 рублей, то коэффициент налогоемкости – 0,2. А вот если бы компания грамотно подходила к налоговому процессу и ей, возможно, не начислили бы дополнительные суммы, тогда при сумме налогов в 250 тысяч рублей коэффициент был бы 0,17. Другими словами, в этом случае все наоборот – чем меньше показатель (по сравнению с прошлыми периодами), тем удачней вы оптимизировали налоговый процесс компании.
2 группа – это частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей, например, в цене продукции и в прибыли.
Так, пусть Кц – это коэффициент налогообложения цены.
Кц = сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции (например, НДС, акцизы) / цена продукции
Кп – коэффициент налогообложения прибыли.
Кп = сумма налоговых платежей, уплачиваемых из валовой прибыли / сумма валовой прибыли
Принцип расчета одинаковый: соотношение части и целого. Значит, чем меньше показатель коэффициентов, тем лучше для компании. Тем меньшую часть из цены или из прибыли она передает в бюджет. И тем больше останется в ее распоряжении.
3 группа – показатели эффективности использования налоговой льготы. Они также рассчитывается достаточно просто:
Л1 – коэффициент льготного налогообложения,
Л1 = налоговая экономия в результате льгот / сумма обязательств без учета льгот.
Эту формулу можно использовать как при выборе той или иной льготы (то есть рассчитать для предполагаемой экономии), так и по итогам работы. Сравните показатели. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше. Если этот показатель очень низок, то лучше льготу не использовать – толку слишком мало, а основание для более тщательной проверки инспекторов есть. В этом случае лучше всего решить, нужна ли вообще эта льгота.
Л2 – коэффициент эффективности льготирования.
Л2 = налоговая экономия в результате использования льготы / общий объем реализации
Этот показатель также лучше рассчитать как до, так и после использования льготы.
Чем выше показатель, тем лучше. Если в конце года показатель по сравнению с тем, который мы планировали (или с тем, который был в прошлом году), уменьшается, – надо задуматься о том, правильно ли используется льгота и нужна ли она.
По последней формуле можно рассчитать общую налоговую эффективность региона, в котором вы работаете:
Эр = объем выручки от реализации вашей компании (за период) / общая величина налоговых обязательств в регионе (за этот же период).
Последняя формула показалась нам очень интересной, и мы попросили наших читательниц, бухгалтеров компаний из Поволжья и Урала, рассчитать налоговую эффективность их региона по результатам 2004 года.
Так, у фирмы, работающей в одном из регионов на Урале, при выручке в 197 455 809 рублей общая величина налогов составила 42 142 178 рублей:
Эр = 197 455 809 руб. / 42 142 178 руб. = 4,69.
У компании из региона в Поволжье такой результат:
при выручке в 223 451 988 рублей, налоги – 60 785 401 рубль, итого:
Эр = 223 451 988 руб. / 60 785 401 руб. = 3,68 (коэффициент эффективности получился ниже).
На этом примере видно, что такой анализ – достаточно простой способ определить хотя бы примерно привлекательность того или иного региона. И принять это во внимание как при анализе результатов деятельности фирмы, так и при решении вопроса о месте размещения нового филиала.
Алена АНДРОПОВА, Лилия ИЗОТОВА
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Основные элементы государственного налогового менеджмента
Налоговый менеджмент — емкое понятие, которое может обозначать экономические процессы на самых разных уровнях — от небольшой фирмы до целого государства. Изучим специфику государственного налогового менеджмента и сопоставим его основные признаки с особенностями менеджмента на уровне частных компаний.
Государственный и корпоративный налоговый менеджмент: соотношение понятий
Термин «налоговый менеджмент» применительно к государству обозначает направление политики социально-экономического развития страны, в рамках которого компетентные органы власти решают задачи, связанные с обеспечением эффективной работы национальной налоговой системы. Часто термин «налоговый менеджмент» отождествляется с понятием налоговой политики государства.
Налоговый менеджмент или налоговая политика — деятельность, которая проводится государством со следующими целями:
В свою очередь, корпоративный налоговый менеджмент — это политика хозяйственного развития отдельно взятого субъекта экономических отношений — ИП, общества, НКО, банка, государственной или муниципальной компании, в рамках которой руководство фирмы решает задачи, связанные с минимизацией либо оптимизацией (с точки зрения тех же социальных задач) налоговой нагрузки на бизнес.
Очевидно, что государственный и корпоративный налоговый менеджмент тесно связаны друг с другом. При этом вовсе не обязательно, что государство в рамках соответствующего тандема будет ведущим игроком: часто те или иные решения органов власти, отвечающих за развитие национальной налоговой системы, продиктованы общественной позицией бизнеса. Она может выражаться в самых разных механизмах — протестных (вывод капиталов в офшоры, забастовки), партнерских (участие бизнеса в правительственных совещаниях, социальных проектах в обмен на налоговые льготы), реализуемых на уровне различных социально-политических коммуникаций (лобби, спонсирование кандидатов на выборах и т.д.).
Рассмотрим, какие ключевые элементы формируют государственный налоговый менеджмент в России.
Каковы ключевые элементы налогового менеджмента, осуществляемого государством?
В рамках налогового менеджмента, как и в случае с большинством других экономических категорий, можно выделить такие ключевые элементы, как:
Рассмотрим подробнее специфику элементов, из которых состоит государственный налоговый менеджмент.
Субъекты государственного налогового менеджмента
Таковыми, прежде всего, являются органы политического управления, представленные на нескольких уровнях и классифицируемые в рамках категорий, соответствующих концепции разделения властей.
Органы государственного управления, осуществляющие налоговый менеджмент в РФ, представлены структурами, которые функционируют на:
В свою очередь, классифицироваться соответствующие структуры могут на:
Субъекты государственного налогового менеджмента решают задачи по разработке (на уровне законодательных органов), реализации (на уровне исполнительных структур) и контролю над законностью реализации (на уровне судебных органов) нормативно-правовых актов, на основании которых осуществляется управление национальной налоговой системой.
Налоговый менеджмент в России также осуществляют органы судебной системы посредством, как мы отметили выше, оценки законности действий субъектов налогового менеджмента. Данная система организована по принципу вертикальной субординации в аспекте всех существующих административно-политических уровней власти.
Верховный суд — высший ее орган, осуществляющий в пределах своих полномочий налоговый менеджмент на федеральном уровне. Он является вышестоящей инстанцией относительно верховных судов субъектов РФ, которые являются вышестоящими относительно районных, городских судов и мировых судей. Тот или иной налоговый спор или правонарушение рассматриваются судами от нижестоящих инстанций к вышестоящим (в рамках механизмов апелляции и кассации).
Муниципалитеты как субъекты налогового менеджмента
Отдельно стоит сказать о муниципальных органах власти, вовлеченных в налоговый менеджмент. Дело в том, что в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление отделено от государственного. Поэтому формально муниципалитеты нельзя считать субъектом государственного налогового менеджмента.
Вместе с тем органам местного самоуправления отведена важная роль в соответствующем направлении государственной политики: муниципалитеты имеют определенные полномочия в части установления ставок по местным налогам, обладают правом распоряжаться денежными средствами, получаемыми за счет местных налогов, а также за счет отчислений от федеральных и региональных — в соответствии с нормативами, которые зафиксированы в Бюджетном кодексе РФ. В рамках отмеченных полномочий органы местного самоуправления также могут издавать и реализовывать НПА, направленные на обеспечение функционирования национальной налоговой системы.
Еще один нюанс, характеризующий муниципальную власть, — соответствующие органы участвуют в государственном налоговом менеджменте в соответствии с нормами права, которые не должны противоречить региональным и федеральным. Решения, принимаемые на уровне местного самоуправления и не основанные на локальных НПА, равно как и основанные на НПА, которые противоречат региональным и федеральным законодательным нормам, рассматриваются как незаконные.
Объекты государственного налогового менеджмента
К числу ключевых объектов государственного налогового менеджмента можно отнести:
Налоговая база — это объект государственного налогового менеджмента, который выражается в фактических величинах капитала либо имущества, располагаемого налогоплательщиками (физлицами, ИП, хозяйственными обществами и иными экономическими субъектами). Предельная расчетная величина налоговой базы в рамках какой-либо административно-политической единицы формирует налоговый потенциал. Задача государства в части взаимодействия с данным объектом налогового менеджмента — обеспечение правовых и инфраструктурных механизмов, позволяющих выявлять текущие показатели объема налоговых баз и эффективно моделировать те, что формируют потенциал.
Что касается входящих бюджетных потоков или, собственно, налоговых платежей, таковые являются объектом государственного налогового менеджмента и непосредственно коррелируют с налоговой базой. Ключевые критерии эффективного управления государством входящими бюджетными потоками — их стабильность и достаточный объем. Для этого органы, отвечающие за налоговый менеджмент, устанавливают посредством правовых механизмов необходимые налоги, ставки по ним, льготы, вычеты и иные параметры, которые определяют фактическую величину входящих бюджетных потоков.
Исходящие бюджетные потоки значимы для государственного налогового менеджмента с той точки зрения, что их величина, предопределяемая социальными задачами, политическими приоритетами, экономическими факторами, а также эффективность использования могут влиять на то, каким образом органы власти будут воздействовать на другие объекты государственного налогового менеджмента. То есть если государство не хочет сокращать финансирование социальных программ, то политика налогового менеджмента в части определения соответствующих баз, потенциалов, налогов и их элементов может быть скорректирована в пользу ужесточения платежной нагрузки на плательщиков. Если государству удается исполнять бюджет эффективно, без существенных переплат (например, в силу изначальной недостаточной проработанности статей расходов), то налоговый менеджмент в части тех или иных сфер налогообложения может характеризоваться мягкостью.
Функции в контексте механизмов государственного налогового менеджмента
Термин «функция» в аспекте государственного налогового менеджмента можно трактовать в нескольких значениях. В экономической науке с его помощью чаще всего обозначают:
Если рассматривать функции государственного налогового менеджмента в контексте первого определения (в этом случае их также можно именовать «функциональными механизмами»), то таковые могут быть представлены в рамках следующего перечня групп:
К функциям государственного налогового менеджмента в рамках первой категории можно отнести:
Примеры нормативных функций налогового менеджмента государства:
К фискальным функциям государственного налогового менеджмента можно отнести разработку:
Контрольными функциями можно назвать:
Функции в контексте ролей государственного финансового менеджмента
Можно выделить следующие примеры функций государственного налогового менеджмента в контексте ролей, которые выполняет соответствующий социально-экономический институт:
Успешное выполнение субъектами государственного налогового менеджмента своих функций зависит от эффективности применяемых методов. Изучим сущность тех методов, которые можно отнести к числу наиболее актуальных для современной экономики.
Методы государственного налогового менеджмента
К таковым исследователи относят:
Метод регулирования предполагает осуществление субъектом государственного налогового менеджмента воздействия на факторы, определяющие содержание отдельных признаков объектов налогового менеджмента (то есть деятельности экономических субъектов, входящих и исходящих бюджетных потоков).
Так, если речь идет о первом объекте, то регулирование может быть направлено на введение норм, меняющих способ исчисления налоговой базы. Иногда — значительно. Пример — введение с 2015 года норм, по которым физлица должны платить имущественный налог, исходя из величины кадастровой стоимости недвижимости, в то время как ранее в расчет бралась инвентаризационная стоимость. Пример, при котором налоговый менеджмент может предполагать менее масштабное регулирование налоговой базы, — корректировка показателей для исчисления ЕНВД.
Регулирование входящих бюджетных потоков в рамках государственного налогового менеджмента может осуществляться за счет корректировок налоговых ставок, изменений в правилах использования льгот, вычетов. Исходящие бюджетные потоки могут регулироваться посредством секвестра бюджета, оптимизации политики дотаций и субвенций.
Метод контроля предполагает реализацию субъектами государственного налогового менеджмента мероприятий, направленных на выявление ошибок и незаконных действий, совершаемых субъектами экономической деятельности. Метод анализа предполагает выявление факторов, повлиявших на совершение соответствующих ошибок и незаконных действий.
Метод планирования в государственном налоговом менеджменте имеет большое значение для обеспечения стабильности выполнения субъектами налогового менеджмента своих функций. В отсутствие грамотно составленных планов непросто обеспечить работу налоговой системы в национальных масштабах.
Метод моделирования важен с точки зрения обеспечения готовности субъекта налогового менеджмента к выполнению своих функций в разных условиях. Государство должно обеспечивать функционирование налоговой системы при значительных корректировках величины налоговой базы, наблюдаемых как временно, так и характеризующихся фундаментальностью. Если подобные сценарии будут смоделированы и отработаны, шансы справиться с возникшими сложностями у государства существенно возрастут.
Отметим, что рассмотренные нами методы государственного налогового менеджмента определенным образом соотносятся с функциями налогового менеджмента, которые мы изучили выше. Фактически если функция определяет форму деятельности субъекта налогового менеджмента, то одноименный метод и те, что релевантны ему, определяют ее содержание.
Цели государственного налогового менеджмента
Другие важнейшие группы элементов государственного налогового менеджмента — это цели и задачи, которые стоят перед его субъектами.
Цели государственного налогового менеджмента могут быть определены, исходя из самого широкого спектра оснований. В среде современных российских экономистов распространена концепция, по которой данные цели могут формироваться в корреляции с уровнем субъекта налогового менеджмента. Выше мы определили, что де-юре таковых 2 — федеральный и региональный, но де-факто — 3, так как значимым субъектом обеспечения работы национальной налоговой системы являются также муниципалитеты.
Если говорить о субъектах, которые выполняют свои функции, формирующие налоговый менеджмент, на федеральном уровне, то цели, которые они будут перед собой ставить, могут быть следующими:
Субъекты государственного налогового менеджмента, представленные на региональном и муниципальном уровнях, могут ставить перед собой такие цели, как:
Задачи государственного налогового менеджмента
Те задачи, которые предстоит решать субъектам государственного налогового менеджмента, также могут классифицироваться по разным основаниям. Многие исследователи обращают внимание на концепцию, согласно которой соответствующие задачи можно разделить на 3 основные группы:
Примеры стратегических задач, решения которых может потребовать налоговый менеджмент:
К тактическим задачам, характеризующим государственный налоговый менеджмент, можно отнести:
Примеры оперативных задач государственного налогового менеджмента:
Итак, мы рассмотрели ключевые элементы, формирующие такую экономическую категорию, как государственный налоговый менеджмент, и выяснили, что он представляет собой важное направление государственной политики, и потому нам будет весьма полезно изучить критерии, на основе которых можно оценить эффективность деятельности субъектов налогового менеджмента.
Каковы критерии оценки эффективности государственного налогового менеджмента?
Российские экономисты выделяют 3 основные группы критериев, посредством которых можно оценить государственный налоговый менеджмент:
Что касается первого пункта, существует ряд показателей, позволяющих охарактеризовать то, насколько успешно государство, осуществляя налоговый менеджмент, взимает налоги, которые определены в отношении конкретной налоговой базы. В числе таковых:
Если оценивать государственный налоговый менеджмент посредством критериев второго типа, то можно использовать такие показатели, как:
Примеры критериев третьего типа, с помощью которых можно оценить государственный налоговый менеджмент:
Исходя из комплексного анализа рассмотренных нами критериев, субъекты государственного налогового менеджмента определяют ключевые приоритеты в достижении поставленных целей, в выборе методов решения возникающих задач, осуществляют оптимизацию своих функциональных механизмов.
Узнать больше о специфике государственного налогового менеджмента в РФ вы можете в статьях: