Что значит решить орфографические задачи
Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности
учитель начальных классов
Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности.
Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму и самой актуальной проблемой современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Оттого, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Создание обстановки доверия.
Организация самостоятельной работы.
Активизация познавательной активности учащихся.
Для достижения основной цели – формирования относительной орфографической грамотности, решаю следующие задачи:
Ознакомление учащихся с основными орфографическими понятиями.
Формирование у них орфографических умений (на основе понятий).
Создание необходимых условий (предпосылок) обучения школьников орфографии.
На уроках я применяю различные методы обучения в зависимости от вида содержания и характера познавательной деятельности учащихся:
3.частично-поисковый или эвристический;
4.метод проблемного изложения;
Для активизации учебного процесса и лучшего усвоения родного языка применяю различные формы обучения:
Внеклассные занятия, КВНы.
Проведение олимпиад по русскому языку.
Составление схем-опор, алгоритма правил, таблиц.
Использование интеллектуально-лингвистических упражнений, орфографических сказок.
М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» писал: «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошие знания правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Причины допускаемых ошибок
1.Школьник не различает гласные и согласные.
2.Не может членить слово по составу.
3.Не различает ударные и безударные слоги.
4.Не умеет подбирать однокоренные слова.
5.Имеет низкий уровень фонематического слуха.
6.Слабая концентрация внимания.
В развитии орфографической зоркости я выделила 6 этапов, позволяющих успешно решать орфографические задачи:
1). Увидеть орфограмму в слове.
2). Определить, проверяемая она или нет, и если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится. Вспомнить правило.
3). Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
4). Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи.
5). Выполнять последовательность действий по алгоритму.
6). Написать слово и осуществить самопроверку.
Работу по развитию навыков грамотного письма начинаю с букварного периода на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Решающим фактором усвоения правописания трудных орфограмм является:
1) Послоговое проговаривание (орфографическое произношение)
Такой способ применяется в следующих случаях:
При произношении слов, правописание которых одинаково с
произношением.
При произношении слов с сомнительными гласными, согласными.
Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками (текст записан на доске).
Использование зрительных диктантов
Использование этимологического анализа слов.
Развитие фонематического слуха учащихся.
Развитие словарного запаса детей.
Обучение правильному списыванию текста.
Работа с дидактическим материалом.
При работе со словарными словами я использую методику Петра Семёновича Тоцкого «Блочное изучение словарных слов».
Словарные упражнения учат правильному орфографическому произношению, соблюдению нормативного ударения, развивают внимание, память, мышление учащихся. В своей практике учителя обычно «нажимают» на зрительную, слуховую, речемоторную память детей. А почему бы не использовать эмоционально-образную, кинестетическую, тактильную память?
Вот как мне удаётся это делать.
«Волшебный секрет № 1»
Очень эффективно обучать правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных зрительных образов. Трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета, создаём художественный образ буквы:
Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву.
Не забудем никогда.
«Волшебный секрет № 2»
Он состоит в том, что мы задействуем не только зрительную, образную память, но и память тела (кинестетическую). Трудную букву дети изображают «на себе», пуская в дело руки, ноги, голову, туловище:
Чтоб ошибок нам не делать,
Поработает пусть тело.
Ручки, ножки изогнем,
Правильно писать начнем.
«Волшебный секрет № 3»
Чтобы запомнить правописание слова, очень полезно его ощупать, ощутить пальцами, особенно трудные буквы. Для этого приёма дети изготавливают из проволоки, пластилина буквы и кладут их в мешочки. Когда проводим устный диктант, учащиеся находят на ощупь в мешочке самодельную букву и показывают её.
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать в букварный период на основе разъяснения произношения и написания.
После проведения коррекционно-развивающей работы, у учащихся стало наблюдаться частое проявление положительных эмоций при выполнении упражнений, положительная мотивация к урокам русского языка.
На уроках наблюдается высокая активность учащихся, быстрое формирование правильной, логичной, доказательной речи.
Появился существенный рост орфографической зоркости учащихся.
Проводимая работа даёт стабильные положительные результаты, о чём свидетельствует степень обученности и качество знаний по предмету.
Главным преимуществом, на мой взгляд, является то, что использование на уроках русского языка эффективных приёмов, форм и методов способствует развитию у детей абстрактного мышления, произвольного внимания, речи, учит учащихся фантазировать, выявлять законы и закономерности.
Решение грамматико-орфографических задач
2. Условия: отсутствие ударения, т.е. слабая позиция для гласного. Важно определить место безударного гласного: в корне слова.
Напомним, что и цель, и условия никем заранее не даны (как это бывает при списывании с пропущенными буквами): ученик их определяет сам.
3.Порядок выполнения: выделение безударного гласного, определенно ого места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корпя проверочных слов с корнем проверяемого слова.
Возможная проверка: по словарям, с помощью учителя.
Решая грамматико-орфографическую задачу, школьник должен:
увидеть орфограмму и осознать ее как задачу;
определить ее чип: проверяемая или нет, к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
определить способ проверки в общем виде в зависимости от типа орфограммы;
определить «шаги» решения и их последовательность, т.е. составить или вспомнить алгоритм решения задачи конкретно;
решить задачу, т.е. выполнить действие по «шагам», не пропустив ни одного и не сделав ошибки;
сделать вывод о правильном написании;
написать без ошибки, аккуратно, соблюдая требования каллиграфии;
не потерять при этом общего смысла, содержания того текста, который он записывает под диктовку; соблюсти это требование труднее, если он пишет сочинение, т.е. самостоятельно составляет весь текст.
Все эти действия очень сложны для 7-9-летнего ребенка. Тем не менее идеи моделирования и алгоритмизации все более проникают в технологию правописания, в практику даже начальной школы. В помощь учащимся создаются памятки (т.е., в сущности, те же алгоритмы, доступно изложенные), указания в виде плакатов, таблиц и схем.
Алгоритмы
Такой тип орфографического алгоритма разработан Л.Н. Ландой и А.И. Власенковым в 1965-1966 гг.
1-й шаг: по произношению в слове поехал слышится [jэ]. Орфограмма на употребление ъ. 2-й шаг: в этом слове есть приставка по-. 3-й шаг: но она оканчивается не на согласный, а на гласный о. Следовательно, ъ не пишется. (4-й шаг не нужен, задача решена.)
1-й шаг: проверим, нет ли в слове поднял твердого знака. 2-й шаг: в проверяемом слове есть приставка под-. Продолжим проверку. 3-й шаг: приставка под- оканчивается на согласный. Продолжим проверку. 4-й шаг: после приставки нет гласных е, ё, я, есть согласный н. Следовательно, ъ не пишется.
Далеко не вес правила орфографии и пунктуации легко поддаются алгоритмизации: по некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым (жи, ши, ча, ща, чу, щу), в иных случаях слишком сложным, например проверка безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений. Требуется до 10 шагов, что превышает возможное и школьника IV класса, ибо объем его оперативной памяти не превышает 2-5 единиц.
В начале изучения орфографической темы, когда применение правила находится па начальной стадии, следует добиваться о учащихся полных рассуждений по всем «шагам» алгоритма, даже если они кажутся избыточными. Но в дальнейшем, по мере без ошибочного овладения действием по алгоритму и заметной учителю постепенной автоматизации действий ученика, необходимость полного воспроизведения общего способа решения грамматико-орфографической задачи отпадает: умение работать по полю ному алгоритму должно сохраняться для самоконтроля, на случай необходимости.
Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 2622 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Формирование орфографических умений и навыков
Фото В. Алексеева
В общей системе формирования орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит начальной школе, так как здесь закладываются основы грамотности. Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня. Так, ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Конечно, безударные гласные – наиболее частая орфограмма любого текста, поэтому она и дает наибольший процент ошибок. Но именно этой орфограмме уделяется при обучении правописанию самое пристальное внимание. В методике правописания выяснены причины разного рода ошибок, главная из которых, как принято считать, заключается в неумении подбирать проверочные слова.
Работая над орфографической грамотностью учащихся, учитель в первую очередь заботится о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Это приводит к тому, что школьники, разобравшись, какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать изученные правила при написании диктантов и творческих работ. Почему так происходит? На этот вопрос легко ответить: пропуски в словах делает учитель или автор учебника, то есть орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а другой человек. Ребенку остается лишь решить поставленную перед ним задачу, и он успешно с этим справляется. При написании же диктанта учащиеся не применяют правила по той причине, что не находят мест в слове, где нужно его применить. Отсюда мы имеем немалое количество ошибок.
Путь механического заучивания правил правописания может дать видимость успеха лишь на короткое время и лишь по отдельным видам орфограмм. Поэтому нам, учителям, обучающим детей основам орфографии, необходимо знать:
– принципы русской орфографии;
– основные пути и способы усвоения орфографии учащимися.
При обучении орфографии мы развиваем умение решать орфографические задачи. Но трудность орфографических задач по сравнению с арифметическими состоит в том, что школьник должен сам перед собой ставить эту задачу: в процессе письма должен найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую нужно решить. И этих задач в каждой строке текста от 5 до 10, время на их решение ограничено.
Публикация статьи произведена при поддержке портала «chico.kz». Список лучших салонов красоты и профессиональных специалистов в Алматы, рейтинг и отзывы посетителей. Поиск для удобства разделён по категориям – волосы, ногти, лицо, тело. Фильтры поиска по районам, ценам, отзывам, полу и другим критериям, удобная запись к мастеру, акции и скидка. Чтобы воспользоваться сервисом и найти лучшего мастера рядом с Вами перейдите на сайт: https://chico.kz.
– найти орфограмму в слове;
– определить ее тип (проверяется или нет);
– определить способ решения задачи (безударная гласная проверяется одним способом, слитное или раздельное написание слов – другим);
– определить шаги решения, их последовательность (то есть составить алгоритм).
Например, тема «Глагол» достаточно трудная. Редко встретишь глагол, в котором не было бы опасных мест. Задача учителя – помочь ученику сориентироваться в необходимости проверки определенного «опасного» места. Найдено «опасное» место. Перед учеником встает проблема, это заставляет его искать путь решения той или иной орфографической задачи, то есть составлять алгоритм. Ученику самостоятельно алгоритм составить трудно, нужна помощь учителя. А если ученик принял участие в составлении алгоритма, то есть сам нашел проблему, то большинство пользуется им в дальнейшем.
Вот как мы составляли алгоритм к орфографической задаче «Правописание безударных гласных личных окончаний глаголов». При коллективном составлении рассказа (на тему, предложенную учителем) мы обращали внимание на глаголы и отметили большое количество глаголов с безударными окончаниями. При записи этого рассказа встал вопрос об их правильном написании. Например, в одном из предложений встретился глагол строят. При его записи возникли два мнения – одни говорили: «Нужно писать: строят; другие – «строют».
Мнения разошлись, появилась проблема, а значит, и первый пункт алгоритма.
Запись на доске: 1. Найди орфограмму.
Далее определили орфографическую задачу.
На доске: 2. Определи тип орфограммы: проверяется или нет.
Учитель. Как дальше будем рассуждать?
На доске: 3. Определи, гласный или согласный.
– Подумаем, что можно сказать о гласном звуке. Какой он – ударный или безударный?
Дети. Безударный, поэтому мы и не знаем, какую букву писать.
У. Хорошо, тогда какой будет следующий шаг?
На доске: 4. Определи, ударный или безударный.
– Давайте посмотрим, где возникло «опасное» место.
Д. В окончании глагола.
5. Определи часть слова.
6. Определи часть речи.
7. Определи время.
У. Но когда же мы решим задачу, какую букву писать – я или ю – в окончании глагола?
Д. Нужно изменить глагол.
Д. Поставить в единственное число.
– Поставить в 3-е лицо, в неопределенную форму.
Дети могут предложить различные пути решения. Нужно каждый путь проработать, не оставляя без внимания ни один ответ, пока не найдется правильное решение.
У. Ставим в неопределенную форму: что делать? Строить – оканчивается на -ить. II спряжение, а во II спряжении 3-го лица мн.ч., н.вр. окончание -ят. Орфографическая задача решена.
– Последний шаг в нашем алгоритме.
8. Поставь в неопределенную форму, определи спряжение.
9. Вспомни правило, запиши правильно.
Детям нравится работать с алгоритмами, у них повышается активность в работе на уроке.
Если обратиться к теории проблемного обучения, то можно легко найти в структуре решения орфографической задачи все признаки проблемности:
– учащийся ориентируется в ситуации письма;
– сам в процессе письма находит объект задачи, осознает его и задачу, формулирует задачу;
– сам находит способ решения этой задачи;
– сам решает и фиксирует результат, то есть пишет.
Решение орфографических задач – один из эффективных путей развивающего обучения. Общую модель решений орфографической задачи для самостоятельной работы учащегося можно представить в следующем виде:
какую орфограмму (букву, часть слова) проверяешь?
на какое правило (определи способ проверки; какое правило следует применить или проверить по словарю)?
выполни все шаги проверки;
сделай вывод, как писать правильно, и напиши правильно.
Казалось бы, самый простой способ поиска орфограмм – это выявление тех случаев, когда звук в слове слышится неясно, и вследствие этого у ученика возникают колебания в выборе буквы для обозначения звука.
Однако школьники далеко не всегда могут обнаружить слабые позиции фонем. Основное количество ошибок на безударную гласную – из-за неумения обнаружить орфограмму и быстро подобрать родственное проверочное слово. Следовательно, нужна специальная систематическая тренировка учащегося в нахождении орфограмм, то есть выработка орфографической зоркости.
Достижению этой цели способствуют звукобуквенный анализ слов, устное орфографическое комментирование, подчеркивание орфограмм при выполнении письменных упражнений, развитие умения определять, на какое правило данная орфограмма, письмо с пропусками орфограмм (письмо с «дырками»). Овладение этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ.
Я применяю звукобуквенные упражнения. Они развивают у учащихся внимание к звуковому составу произносимого слова, к соответствию (или несоответствию) букв звукам, развивают языковое чутье и фонематический слух, умение видеть каждую букву в слове, то есть развивают орфографическую зоркость. Эти задачи нужно решать как можно раньше, на первых ступенях обучения. Даю задания типа:
Сколько звуков в каждом слове и сколько букв?
Назовите звуки и буквы. Какие буквы обозначают два звука (поем, вьюга)?
Из каких звуков состоят данные слова?
Какими буквами они обозначены?
Выпиши слова, которые начинаются с гласных.
Двойное проговаривание – орфоэпическое (читаем, как говорим) и орфографическое.
Фонетический разбор слов.
Разбор слов по составу и т.д.
Следующие упражнения по орфографии – на запоминание. Запоминание – это один из важнейших элементов учебной деятельности школьников, велика его роль и в обучении грамотному письму. Слепое, бездумное, беспроверочное списывание может принести вред, а не пользу. Любые упражнения на запоминание должны быть целенаправленными, осмысленными. Особую роль играют задания на самопроверку: подготовься к списыванию, спиши, проверь написанное. Самопроверка должна стать обязательным правилом, войти в привычку.
Полезны орфографические пятиминутки, проводимые в начале урока и состоящие в устном проговаривании слов, в записи некоторых из них, различные варианты грамматического разбора, диктанты «Проверяю себя». Во время этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься, а после него ученики могут задать вопросы товарищам и учителю, заполнить пропуски или внести необходимые исправления. Однако недостаточно разрешить ученикам пропускать «сомнительные» буквы – надо еще научить их сомневаться.
Шаги решения орфографической задачи
Самое сложное упражнение, содержащее орфографические задачи, – работа с текстом на разные правила, в котором нужно найти орфограммы (они могут быть указаны или не указаны), проверить их и записать текст правильно в тетрадь.
В первом случае школьник не может уклониться от решения задачи, так как ему нужно определить, какую букву надо писать вместо точки.
Второй ценен тем, что в алгоритм решения задачи добавляется поиск орфограммы в словах, что приближает школьника к естественным условиям письма. Упражнения эти комбинированные. В них скрытно заложены задачи разных типов на разные правила. При выполнении комбинированных упражнений повторяется пройденное.
Списывание должно приобрести характер диктанта, точнее, самодиктанта.
Вот как выглядит алгоритм списывания:
1. Прочитай слово или предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы.
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Вот так, прибегая к орфографическим правилам, ученик решает орфографические задачи. Учителю при этом нужно соблюдать следующие требования:
– комментирование должно сливаться с процессом письма, так как конечная цель комментирования – учить мысленно объяснять трудные случаи;
– стремиться к тому, чтобы темп комментирования совпадал с темпом письма;
– успех комментирования – в его непрерывности. Проводимое от случая к случаю, оно не дает желаемого результата.
Опознавательные признаки орфограмм
I. Несовпадение буквы и звука.
II. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений («опасные» звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки, такие позиции в словах, такие пары звуков:
– гласные а, о, и, е;
– пары звонких и глухих согласных;
– сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
– сочетания стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
– согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
– повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю, мягкие согласные (особенно л мягкое);
– окончание, стык приставки и корня и многие другие.
III. Морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание), соединительные гласные в сложных словах, постфикс -ся (-сь), сочетания морфем: две приставки, два-три суффикса.
Опознав в слове разные морфемы, школьник целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие – на стыке морфем. Так, учащиеся 3–4-х классов уже знают из практики, что в приставке под- вообще проверять ничего не нужно, достаточно только убедиться, что под- – это приставка, а не начало корня (подвез), так как приставки пот в русском языке нет. Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие, глухие согласные и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова. Опознав сочетание морфем (приставки и корня), ученик ожидает такие орфографические трудности, как двойные согласные (ссыпал, оттянул), необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул).
Обучая детей по системе Эльконина – Давыдова, по учебникам Репкина, пришлось переосмыслить весь свой педагогический опыт, многому учиться заново, пересматривать некоторые взгляды на обучение. Что же дает ребенку обучение грамоте по системе Эльконина? У ученика воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, что в дальнейшем и помогает ему справиться с орфографией. Дети моего класса, закончив букварь Эльконина, показали прекрасные результаты. Они не застревали на этапе слогового чтения, быстро перешли к слитному чтению целыми словами, при письме совершали меньше пропусков, перестановок, искажений букв. В чем же секрет? Букварь Эльконина не спешит знакомить детей с буквами. Тщательно прорабатывается добуквенный этап обучения грамоте. Основной этап добуквенного обучения – этап фонемного анализа. Фонемный анализ есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове. Фонемный анализ учит слышать звуки, не подменять их буквами. Работая над развитием фонематического слуха у детей, мы создаем прочный фундамент для письма – ведь оно по своей природе звуковое. Дети учатся различать сильные и слабые позиции фонем (звуков). Для согласных и гласных звуков надо знать, какие позиции являются слабыми, а какие – сильными. Это и есть основа фонемного принципа русского письма, который сейчас признается ведущим.
Таким образом, с 1-го класса начинается обучение решению орфографических задач. Чтобы решение их стало эффективным способом усвоения норм правописания, необходимо развить интерес и желание, ставить и решать орфографические задачи, организовывать совместный поиск решения возникшей задачи.