Что значит реорганизация банка

Что значит реорганизация банка

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением. Банк России размещает данное уведомление на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не позднее одного рабочего дня с даты поступления от кредитной организации этого уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации (кредитных организаций) с приложением указанного решения, на основании которого указанный орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация (кредитные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых размещение Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанного в настоящей части уведомления не осуществляется.

(часть пятая введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании осуществляется путем внесения изменений в ее устав и внесения сведений о данной микрофинансовой компании в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, установленном статьями 5 и 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», при отсутствии у нее основания для отказа во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций, установленного частями 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

(часть девятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании допускается только после исполнения ею всех обязательств перед вкладчиками и снятия ее с учета в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации.

(часть десятая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не позднее дня, следующего за днем получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, она направляет в Банк России в установленном им порядке ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций, имевшейся у указанной кредитной организации. При аннулировании данной лицензии положения частей тринадцатой и пятнадцатой настоящей статьи не применяются.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Процедура получения кредитной организацией статуса микрофинансовой компании прекращается в случае отзыва Банком России у указанной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего Федерального закона принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов.

(часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Источник

Реорганизация банка

Реорганизация банков регулируется ст. 57Гражданского кодекса РФ и ст. 23.5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, если кредитная организация создана в форме акционерного общества. Таким образом, реорганизация происходит в соответствии с законодательством о юридических лицах, но с учетом специфических требований, предъявляемых к банкам.

Существует пять форм реорганизации:

Для проведения реорганизации юридического лица необходимо решение его учредителей (для акционерных обществ) или участников (для обществ с ограниченной ответственностью). Юрлицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующих изменений в государственный реестр юридических лиц. Права и обязанности организаций переходят к правопреемникам на основании подписываемого передаточного акта.

При этом реорганизация банков имеет ряд особенностей с учетом необходимости защиты интересов клиентов и вкладчиков.

Во-первых, кредитная организация обязана уведомить своих кредиторов в течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации. Информация об этом размещается на официальном сайте банка. Помимо этого, банк должен направить соответствующее письмо каждому кредитору в отдельности. Либо разместить соответствующее сообщение в двух изданиях, предназначенных для опубликования сведений о госрегистрации юрлиц, нормативных правовых актов местных органов государственной власти.

В уведомлении должны содержаться сведения о форме реорганизации, о правопреемнике, о местонахождении нового банка, а также должно быть указано издание, где будет размещаться информация о существенных фактах реорганизации.

По закону банк обязан подтверждать выполнение этого требования для того, чтобы запись о его реорганизации была внесена в реестр.

В-третьих, банк в течение всего периода реорганизации обязан раскрывать информацию о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность. В частности, необходимо публиковать сведения об изменении стоимости активов, прибыли или убытков на более чем 10%, о разовых сделках в размере более 10% от активов, о приобретении кем-либо больше 5% обыкновенных акций кредитной организации и другую важную для кредиторов и акционеров банка информацию. Эти сведения должны быть обнародованы в течение трех дней на официальном сайте, а также пяти дней в издании, указанном в уведомлении о реорганизации.

Источник

«Положение об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения» (утв. Банком России 30.12.1997 N 12-П) (ред. от 18.06.1999, с изм. от 12.04.2001)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

30 декабря 1997 г. N 12-П

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВ

В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ

(в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.03.99 N 517-У,

Примечание. Настоящее Положение также применяется при реорганизации в форме слияния и присоединения небанковских кредитных организаций (за исключением требований по минимальному размеру собственных средств (капитала).

(в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.03.99 N 517-У, от 18.06.99 N 584-У)

1.3. Если участниками «Банка» становятся участники реорганизованных банков и их доли (вклады) в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, дополнительной проверки правомерности оплаты их долей и правомерности их участия в уставном капитале «Банка» не требуется.

1.4. Сбор за регистрацию «Банка» (в случае реорганизации в форме слияния) взимается в размере 0,01 процента от величины его уставного капитала.

1.5. Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал «Банка», сбор за открытие филиала взимается в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда.

1.6. Перерегистрация внутренних структурных подразделений, располагающихся вне места нахождения головных офисов реорганизующихся банков (операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, дополнительные офисы), во внутренние структурные подразделения «Банка» осуществляется по его заявлению без повторного направления в Банк России представленных ранее для открытия указанных подразделений документов.

1.8. Копии юридических дел реорганизовавшихся банков передаются территориальными учреждениями Банка России по месту их нахождения в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения «Банка» в течение одного месяца с момента регистрации (согласования изменений и дополнений в Устав) «Банка».

1.9. Реорганизующимся банкам рекомендуется принять на общем собрании участников каждого из них решение о назначении аудиторской фирмы (аудитора), которая будет осуществлять контроль за соответствием проведения процедур, связанных с реорганизацией, действующему законодательству Российской Федерации.

Аудиторская фирма (аудитор) готовит к совместному общему собранию участников реорганизующихся банков отчет о достоверности балансов и отчетов о прибылях и убытках реорганизующихся банков, заключение о возможности выполнения пруденциальных норм деятельности на основе сводного баланса, о соответствии законодательству проведенных банками процедур, связанных с реорганизацией, а также оценивает условия конвертации долей (акций) реорганизующихся банков.

1.10. К «Банку» не предъявляются требования по минимальному размеру уставного капитала, установленные Банком России для вновь создаваемых банков.

2. Основные стадии реорганизации банков в форме

слияния или присоединения

2.1. Подготовка договора о слиянии или присоединении

При подготовке договора о слиянии или присоединении должны быть определены следующие вопросы:

— порядок и условия слияния или присоединения;

— порядок конвертации долей (акций) каждого реорганизующегося банка в доли (акции или облигации) «Банка»;

— права владельцев долей (всех типов акций) реорганизующихся банков;

— порядок возникновения новых обязательств, сторонами которых могут выступать реорганизующиеся банки, до создания (согласования изменений и дополнений в Устав) «Банка»;

— дата составления списка участников реорганизуемых банков, имеющих право на участие в общем совместном собрании участников «Банка»;

— открытие филиалов «Банка» на основе реорганизованных банков.

2.2. Уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении

2.2.2. В день проведения заседания уполномоченного органа управления банка, действующего в форме открытого акционерного общества, на котором принято решение о проведении общего собрания участников банка по вопросу о реорганизации банка в форме слияния или присоединения, в территориальное учреждение Банка России направляются копии (в двух экземплярах) протокола заседания указанного органа, списка участников заседания и проекта решения о соотношении номиналов конвертируемых при реорганизации акций (если он не включен в протокол).

Один экземпляр копий указанных в абзаце 1 настоящего пункта документов не позднее следующего рабочего дня после их получения направляется территориальным учреждением Банка России с соблюдением конфиденциальности в Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

2.2.3. К уведомлению, указанному в пункте 2.2.1 настоящего Положения, прилагаются следующие документы:

— проект договора о слиянии или присоединении;

— проекты передаточных актов, составленные на основе балансов каждого из реорганизующихся банков (за исключением банка, к которому осуществляется присоединение), которые должны содержать положение о правопреемстве по обязательствам в отношении их кредиторов и должников, а также перечень имущества, относящегося к основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и другим видам ценностей, которые будут передаваться «Банку» в соответствии с балансами реорганизующихся банков;

— проект устава (при слиянии) или проект изменений и дополнений в устав (при присоединении) «Банка»;

— проект сводного баланса «Банка» на последнюю отчетную (месячную) дату с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков, а также расчет экономических нормативов.

2.2.4. После получения уведомления территориальное учреждение Банка России может провести в реорганизуемом банке внеплановую проверку для оценки реального финансового состояния в порядке, установленном Банком России.

2.2.5. Информация о предстоящей реорганизации, направленная в территориальное учреждение Банка России и центральный аппарат Банка России, является конфиденциальной и не подлежит разглашению третьим лицам.

2.2.6. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизующегося банка, получив от него уведомление о реорганизации, в целях дальнейшей координации действий территориальных учреждений Банка России в течение трех рабочих дней направляет телеграмму о предстоящей реорганизации в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка» (в случае, если «Банк» будет располагаться на территории, не подведомственной данному территориальному учреждению Банка России).

2.3. Проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков

2.3.1. Территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка» не позднее семи рабочих дней после получения уведомления о предстоящей реорганизации и документов, указанных в пункте 2.2.3 настоящего Положения, направляет в советы директоров реорганизующихся банков и в территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения уведомления о созыве рабочего совещания представителей реорганизующихся банков с представителями территориального учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка» и территориальных учреждений Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков.

2.3.2. Рабочее совещание проводится не позднее трех недель с момента получения уведомления о предстоящей реорганизации, указанного в пункте 2.3.1 настоящего Положения.

2.3.3. На рабочем совещании обсуждаются цели реорганизации, способы их достижения, сроки проведения мероприятий по осуществлению реорганизации.

2.4. Проведение общих собраний участников реорганизующихся банков

Общее собрание участников реорганизующегося банка проводится в соответствии с законодательством и учредительными документами банка.

В протоколе общего собрания участников каждого из реорганизующихся банков, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть определены следующие вопросы:

— о принятии решения о слиянии или присоединении;

— об утверждении договора о слиянии или присоединении, а также передаточного акта, который должен содержать сведения, указанные в пункте 2.2.3 настоящего Положения;

— о назначении аудиторской фирмы (аудитора);

— об определении представителей банков, уполномоченных на подписание договора о слиянии или присоединении;

— об одобрении проекта устава (при слиянии) или изменений и дополнений в устав (при присоединении) «Банка», включая положения, касающиеся его филиалов;

— об одобрении проекта регламента проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся банков.

2.5. Уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации

Не позднее тридцати дней с даты принятия общим собранием участников банка решения о реорганизации банк должен письменно уведомить об этом всех своих кредиторов.

2.6. Проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков

Совместное общее собрание участников реорганизующихся банков проводится в соответствии с законодательством и утвержденным совместным общим собранием регламентом его проведения.

В протоколе совместного общего собрания, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть отражены следующие вопросы:

— об утверждении регламента проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;

— об утверждении учредительных документов (при слиянии) или изменений и дополнений в устав (при присоединении) «Банка», включая положения, касающиеся его филиалов;

— об избрании Совета директоров «Банка» (для «Банка» в форме общества с ограниченной ответственностью, если образование такого органа предусмотрено учредительными документами);

— об избрании единоличного и коллегиального исполнительных органов «Банка», если иное не предусмотрено законодательством и подготовленными в соответствии с ним учредительными документами;

— о принятии решения о выпуске ценных бумаг и об утверждении документов, необходимых для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций (для «Банка» в форме акционерного общества);

— об утверждении сводного баланса «Банка».

2.7. Представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков

Территориальное учреждение Банка России по предполагаемому месту нахождения «Банка» выдает уполномоченным совместным общим собранием реорганизуемых банков лицам подтверждение получения от них указанных в пунктах 3.1 или 4.1 настоящего Положения документов.

3.1. Уполномоченные совместным общим собранием участников лица в течение тридцати рабочих дней с даты проведения совместного общего собрания участников реорганизующихся банков направляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка» следующие документы:

— документы, указанные в пункте 5 (с учетом нормы, содержащейся в пункте 1.3 настоящего Положения) и в пункте 131 Инструкции Банка России N 49 (учредительный договор о создании «Банка» в форме общества с ограниченной ответственностью не представляется);

— документы, необходимые для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций (для банка в форме акционерного общества);

— проект сводного баланса с расчетом экономических нормативов на последнюю отчетную (месячную) дату деятельности реорганизующихся банков вместе с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков;

— документы, подтверждающие наличие у «Банка» квалифицированных специалистов для осуществления операций в иностранной валюте и операций в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг (если осуществление указанных операций предусматривается лицензией);

— заявления реорганизующихся банков о закрытии их корреспондентских счетов и сообщение о направлении в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов реорганизуемых банков заявлений о закрытии корреспондентских субсчетов филиалов (закрытие корреспондентских счетов реорганизующихся банков и корреспондентских субсчетов их филиалов осуществляется после выдачи «Банку» лицензии на осуществление банковских операций и присвоения порядковых номеров филиалам «Банка»);

— проекты положений о филиалах «Банка»;

— уведомления об открытии филиалов «Банка» (в том числе филиала, который предполагается открыть на основе реорганизованного банка);

— отчет аудиторской фирмы (аудитора), содержащий сведения, указанные в пункте 1.9 настоящего Положения.

В территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов реорганизующихся банков последними направляются заявления о закрытии корреспондентских субсчетов этих филиалов, закрытие которых осуществляется после выдачи «Банку» лицензии на осуществление банковских операций и присвоения порядковых номеров филиалам «Банка».

3.3. Заключение, направляемое в Банк России (ДЛБиАД), должно содержать следующую информацию:

3.3.1. о дате поступления и о сроке рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России;

3.3.2. о финансовом состоянии реорганизуемых банков на последнюю отчетную (месячную) дату на основе анализа их балансов, анализа проекта сводного баланса «Банка» на последнюю отчетную дату вместе с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков с учетом отнесения банков к соответствующей категории финансовой устойчивости, а также о способности «Банка» после реорганизации выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования Банка России;

3.3.3. о видах лицензий, на основании которых они осуществляют банковскую деятельность;

3.3.4. о перечне банковских операций, которые планирует осуществлять «Банк»;

3.3.5. о перечне банковских операций, которые фактически осуществляют реорганизованные банки и которые, по мнению территориального учреждения, сможет осуществлять «Банк»;

3.3.6. об оценке структуры управления деятельностью «Банка» и наличии квалифицированных специалистов по предполагаемым видам деятельности;

3.3.7. о согласованных территориальным учреждением Банка России руководителях и главном бухгалтере «Банка»;

3.3.8. о согласовании Положений о филиалах «Банка» (Положения вступают в силу после регистрации «Банка» и присвоения филиалам порядковых номеров);

3.3.9. анализ отчета аудиторской фирмы (аудитора).

К заключению прилагаются документы, необходимые для рассмотрения регистрирующим органом вопроса о регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций (для «Банка» в форме акционерного общества).

3.4. Если сливающиеся банки (один или несколько из них) расположены на территории, не подведомственной территориальному учреждению Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка», такое территориальное учреждение Банка России в течение трех рабочих дней с даты получения документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, направляет телеграфный запрос о финансовом состоянии реорганизуемого банка на последнюю отчетную (месячную) дату в адрес территориального учреждения Банка России по месту его нахождения.

Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизуемого банка должно в течение десяти рабочих дней с даты получения телеграфного запроса направить заключение по этому вопросу в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка».

Если территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизующегося банка приняло решение о проведении внеплановой проверки, заключение о финансовом состоянии реорганизуемого банка должно быть направлено в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Банка» в срок, не превышающий одного месяца со дня получения телеграфного запроса.

3.5. После принятия Банком России решения о регистрации «Банка» последнему выдаются временное свидетельство о его регистрации и экземпляр согласованного Устава для открытия в установленном порядке корреспондентского счета «Банка», корреспондентского субсчета филиала, открывающегося на основе реорганизующегося банка и переоформления корреспондентских субсчетов филиалов реорганизующихся банков. Операции по указанным счетам не осуществляются до регистрации «Банка», выдачи ему свидетельства о регистрации и лицензии на осуществление банковских операций.

3.6. До выдачи «Банку» лицензии на осуществление банковских операций и исключения реорганизовавшихся банков из Книги государственной регистрации кредитных организаций реорганизующиеся банки продолжают осуществлять расчеты по своим корреспондентским счетам (корреспондентским субсчетам филиалов) и отвечать по своим обязательствам (в том числе перед Банком России).

3.7. Территориальное учреждение Банка России в день открытия «Банку» корреспондентского счета сообщает об этом в Банк России (ДЛБиАД) по телеграфу и одновременно направляет в порядке, установленном Положением Банка России от 16 сентября 1996 г. N 48 о «Справочнике БИК РФ», информацию в указанный Справочник.

3.8. Банк России при получении сообщения, указанного в пункте 3.7 настоящего Положения, регистрирует «Банк» в качестве юридического лица и исключает из Книги государственной регистрации кредитных организаций реорганизованные банки, а также присваивает порядковые номера филиалам «Банка» (в том числе филиалу «Банка», открывающемуся на основе реорганизованного банка).

3.9. «Банку» выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять на основании банковской лицензии каждый из сливающихся банков на дату принятия решения о его реорганизации, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.

3.10. В день регистрации «Банка» в качестве юридического лица и внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций ДЛБиАД направляет в «Банк», в территориальное учреждение Банка России по месту его нахождения, а также в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения реорганизованных банков телеграмму с информацией о государственной регистрации «Банка» и предоставлении ему лицензии на осуществление банковских операций, а также об исключении из Книги государственной регистрации кредитных организаций реорганизовавшихся банков и о прекращении действия их лицензий. ДЛБиАД также сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения «Банка» и территориальным учреждениям Банка России по месту нахождения его филиалов о присвоении порядковых номеров филиалам «Банка». Указанная информация также доводится до сведения Департамента методологии и организации расчетов Банка России.

Одновременно ДЛБиАД направляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения «Банка» по два экземпляра свидетельства о регистрации, согласованного устава и лицензии на осуществление банковских операций.

Вторые экземпляры указанных документов могут быть выданы председателю Совета директоров «Банка» либо уполномоченному им лицу. В этом случае в территориальное учреждение Банка России направляется по одному экземпляру указанных документов.

3.11. В день поступления сообщения в территориальные учреждения Банка России корреспондентские счета реорганизованных банков закрываются (а картотека не оплаченных в срок расчетных документов в случае ее наличия передается «Банку»), закрываются корреспондентские субсчета филиалов реорганизованных банков в порядке, предусмотренном Положением Банка России от 25 ноября 1997 г. N 5-П «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации». Информация о внесении изменений в «Справочник БИК РФ» направляется в установленном порядке.

Остатки средств с корреспондентских счетов реорганизованных банков перечисляются на корреспондентский счет «Банка».

«Банк» информирует всех своих кредиторов о реквизитах своего корреспондентского счета и открытых корреспондентских субсчетов его филиалов.

Депонированные обязательные резервы реорганизованных банков переоформляются в соответствии с разделом 5 Положения Банка России от 30.03.96 N 37 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации».

3.12. «Банк» вправе осуществлять банковские операции по своему корреспондентскому счету с момента получения лицензии на осуществление банковских операций председателем Совета директоров «Банка» или уполномоченным им лицом либо с момента получения территориальным учреждением Банка России телеграммы, указанной в пункте 3.10 настоящего Положения.

3.13. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения «Банка» выдает «Банку» по одному экземпляру документов, указанных в абзаце 2 пункта 3.10 настоящего Положения, не позднее следующего рабочего дня после их получения (если они не были выданы ранее председателю Совета директоров «Банка» либо уполномоченному им лицу).

4.1. В течение тридцати дней со дня проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых банков уполномоченные указанным собранием лица направляют в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения «Банка» следующие документы:

— документы, указанные в пункте 142 Инструкции Банка России N 49;

— документы, необходимые для регистрации выпуска дополнительных акций и отчета об итогах выпуска (если присоединяющий банк действует в форме акционерного общества);

— проект сводного баланса с расчетом экономических нормативов на последнюю отчетную (месячную) дату деятельности реорганизованных банков вместе с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков;

— проекты положений о филиалах «Банка»;

— уведомления об открытии филиалов «Банка» (в том числе филиала, который предполагается открыть на основе присоединяющегося банка);

— заявление о закрытии корреспондентского счета присоединяющегося банка и сообщение о направлении в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов присоединяющегося банка заявлений о закрытии корреспондентских субсчетов его филиалов (закрытие корреспондентского счета присоединившегося банка и корреспондентских субсчетов его филиалов осуществляется после получения согласованного Банком России устава «Банка» и присвоения порядковых номеров филиалам «Банка»);

— отчет аудиторской фирмы (аудитора), содержащий сведения, указанные в пункте 1.9 настоящего Положения.

В территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов присоединяющегося банка последний направляет заявления о закрытии корреспондентских субсчетов этих филиалов, закрытие которых осуществляется после вступления в силу согласованных изменений и дополнений в устав «Банка» и присвоения порядковых номеров филиалам «Банка»).

4.3. Заключение, направляемое в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому месту нахождения «Банка» должно содержать следующую информацию:

4.3.1. о дате поступления и о сроке рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России;

4.3.2. о финансовом состоянии реорганизуемых банков на последнюю отчетную (месячную) дату на основе анализа их балансов, анализа проекта сводного баланса «Банка» на последнюю отчетную дату с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале реорганизующихся банков с учетом отнесения банков к соответствующей категории финансовой устойчивости, а также о способности «Банка» выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования Банка России;

4.3.3. о видах лицензий, на основании которых они действуют;

4.3.4. о перечне банковских операций, которые планирует осуществлять «Банк»;

4.3.5. о перечне банковских операций, которые фактически осуществляют реорганизующиеся банки и которые, по мнению территориального учреждения Банка России, сможет осуществлять «Банк»;

4.3.6. об оценке структуры управления деятельностью «Банка»;

4.3.7. о согласованных территориальным учреждением Банка России руководителях и главном бухгалтере «Банка» (если они не были согласованы ранее на соответствующие должности);

4.3.8. о согласовании Положений о филиалах «Банка» (Положения действительны после вступления в силу согласованных изменений и дополнений в устав «Банка» и присвоения филиалам порядковых номеров);

4.3.9. анализ отчета аудиторской фирмы (аудитора);

4.3.10. анализ изменений и дополнений в устав «Банка» (к заключению прилагаются три экземпляра текста изменений и дополнений в устав).

К заключению прилагаются документы, необходимые для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций (для «Банка» в форме акционерного общества).

4.4. Если присоединяемый банк (один или несколько) расположены на территории, не подведомственной территориальному учреждению Банка России по месту нахождения присоединяющегося банка, указанное территориальное учреждение и территориальное учреждение Банка России по месту нахождения присоединяющего банка должны осуществить действия, указанные в пункте 3.4 настоящего Положения.

4.5. После согласования территориальным учреждением Банка России по месту нахождения «Банка» изменений и дополнений в его устав Банк России (ДЛБиАД) осуществляет действия, указанные в пункте 147 Инструкции Банка России N 49 и в пункте 24 письма Банка России N 493 «О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

«Банк» информирует всех своих кредиторов о реквизитах своего корреспондентского счета и открытых корреспондентских субсчетов его филиалов.

ДЛБиАД вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций филиалы «Банка» (в том числе филиал «Банка», открывающийся на основе реорганизованного банка) и присваивает им порядковые номера.

До открытия корреспондентских субсчетов филиалам «Банка» операции по счетам клиентов «Банка» могут осуществляться по корреспондентскому счету «Банка».

4.6. При реорганизации банков в форме присоединения у «Банка» сохраняется лицензия (лицензии), на основании которой «Банк» осуществлял банковские операции до реорганизации, либо «Банку» выдается новая лицензия на осуществление банковских операций (включая Генеральную лицензию) в случае, если присоединяемый банк имел Генеральную лицензию либо имел право осуществлять банковские операции, которые не содержались в лицензии присоединяющегося банка.

4.7. Депонированные обязательные резервы присоединившегося банка переоформляются на «Банк» в соответствии с разделом 5 Положения Банка России от 30.03.96 N 37 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации».

5. Особенности выдачи «Банку» лицензии на осуществление

профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

5.2. Переоформление лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг производится в порядке, установленном действующими нормативными актами Банка России и ФКЦБ России.

Единовременный лицензионный сбор за рассмотрение заявления на получение лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с «Банками» не взимается.

Выдача переоформленной лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг происходит после выдачи «Банку» лицензии на осуществление банковских операций и при условии представления в территориальное учреждение Банка России подлинного экземпляра ранее выданной лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и соблюдения «Банком» требований к размеру собственных средств профессионального участника.

6. Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг

при осуществлении реорганизации в форме слияния

и присоединения, а также порядок конвертации

акций (долей) реорганизующихся банков

6.1. Положения данной главы применяются в случае, если в результате слияния банков образуется банк в виде акционерного общества или присоединяющий банк является акционерным обществом, а также, если порядок реорганизации предусматривает проведение конвертации акций.

6.2. При проведении реорганизации банков в форме слияния в случае, если «Банк» будет действовать в форме акционерного общества, акции и доли банков, осуществляющих свою реорганизацию, могут обмениваться на акции «Банка» либо на иные долговые ценные бумаги, выпускаемые «Банком».

6.3. При проведении реорганизации банков в форме присоединения акции и доли присоединяемых банков могут конвертироваться в акции либо в иные долговые ценные бумаги, выпускаемые «Банком».

6.4. В случае, если при реорганизации банков в форме слияния или присоединения «Банк» будет действовать в форме общества с ограниченной ответственностью, то обмен долей и акций реорганизуемых банков осуществляется на доли «Банка» либо иные долговые ценные бумаги, выпускаемые «Банком».

6.5. Процедуры, связанные с конвертацией акций (долей) реорганизуемых банков в акции (доли) или облигации «Банка», должны производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором о слиянии или присоединении.

Договором о слиянии или присоединении могут быть предусмотрены разные способы конвертации акций (долей) реорганизуемых банков, предусматривающие частичную конвертацию в акции (доли) «Банка», оставшаяся часть акций (долей) может быть проконвертирована в иные долговые ценные бумаги, выпускаемые «Банком».

6.6. «Банк» в форме акционерного общества до завершения реорганизации не вправе размещать акции среди лиц, не являющихся акционерами реорганизуемых банков.

6.7. Решение о дополнительном выпуске акций и (или) иных долговых ценных бумаг «Банка», в которые производится конвертация акций (долей) присоединяемого банка, принимается уполномоченным органом присоединяющего банка в соответствии с договором о присоединении.

6.8. Решение о первом выпуске акций и (или) иных долговых ценных бумаг «Банка», в которые будут конвертироваться акции (доли) сливающихся банков, принимается на совместном общем собрании участников в соответствии с договором о слиянии.

6.10. Для государственной регистрации выпуска акций и иных долговых ценных бумаг, выпускаемых «Банком», при реорганизации банков в форме слияния или присоединения в регистрирующий орган представляются документы в соответствии с Инструкцией Банка России N 8 от 17.09.96 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации», предусмотренные для регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска.

В случае размещения ценных бумаг при присоединении или слиянии в регистрирующий орган дополнительно представляются договор о слиянии (присоединении), копии учредительных документов эмитента, сводный баланс вместе с расшифровками взаимных обязательств и передаточный акт.

6.11. Государственная регистрация выпуска акций осуществляется после регистрации отчета об итогах выпуска всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав банка, к которому предполагается осуществить присоединение, а также после регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков облигаций банка, к которому предполагается осуществить присоединение.

Государственная регистрация выпуска облигаций осуществляется после регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав банка, к которому предполагается осуществить присоединение.

6.12. Конвертация ценных бумаг банка, реорганизованного в форме слияния, в ценные бумаги «Банка» признается завершенной в момент государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Обмен долей участников банков в форме обществ с ограниченной ответственностью, реорганизованных путем слияния, на акции созданного в результате слияния банка в форме акционерного общества, признается осуществленным в момент государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг созданного в результате слияния банка.

Конвертация ценных бумаг присоединяемого банка признается завершенной в момент государственной регистрации отчета об итогах эмиссии ценных бумаг, выпускаемых присоединяющим банком.

Регистрация отчета об итогах эмиссии ценных бумаг «Банка» осуществляется после регистрации его в качестве юридического лица (при слиянии) либо вступления в силу согласованных изменений и дополнений в устав «Банка» (при присоединении).

6.13. Акции реорганизуемого банка, требования о выкупе которых предъявлены и которые в соответствии с законодательством должны быть выкуплены, не конвертируются и аннулируются при выкупе.

Ценные бумаги присоединяющихся или сливающихся банков при их конвертации аннулируются.

Первый заместитель Председателя

Судебная практика и законодательство — «Положение об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения» (утв. Банком России 30.12.1997 N 12-П) (ред. от 18.06.1999, с изм. от 12.04.2001)

4.7. Кредитная организация после принятия решения о реорганизации кредитной организации совместным общим собранием учредителей (участников) реорганизуемых кредитных организаций обязана представить в территориальное учреждение Банка России необходимые документы в порядке и сроки, предусмотренные п. п. 3.1 и 4.1 Положения Банка России от 30.12.97 N 12-П «Об особенностях регистрации банков в форме слияния и присоединения».

5.4. документы, предусмотренные в пунктах 3.1 и 4.1 Положения N 12-П и в пунктах 3.1, 24.2, 25.1 и 28.1 Инструкции N 75-И (применительно для соответствующей формы реорганизации), за исключением:

При этом в период с момента представления в соответствии с пунктом 3.1 или 4.1 Положения Банка России от 30.12.97 N 12-П в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией кредитных организаций, и до момента завершения процедуры их реорганизации территориальное учреждение Банка России имеет основание для неприменения к реорганизующимся кредитным организациям следующих принудительных мер воздействия:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *