Что значит реконструкция история 5 класс

Объясните значение слова по истории (5 класс, Вигасин учебник): первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция

Что значит реконструкция история 5 класс

Что значит реконструкция история 5 класс

Первобытные люди занимались охотой, собирательством, использовали примитивные орудия труда- каменные рубила, топоры и скребки. В то время еще не существовало письменности.

Орудием труда назывался предмет из натурального материала (камень, кость животного, кусок дерева), который человек обработал и использовал в своей жизни для охоты, защиты или в хозяйственных целях.

Собирательство – это одно из первых примитивных занятий древнего человека. Оно относится к типу присваивающего хозяйства, так как в процессе человек ничего не создает, а только присваивает то, что дает ему природа.

Археолог- это ученый-историк, который занимается описанием и исследованием жизни древних людей по останкам их жилищ, орудий труда, вооружения и захоронений, которые сохранились в земле. Для изучения первобытных обществ археология иногда является единственным способом получить данные о жизни в древности, так как письменных источников еще не существовало.

Реконструкция – это способ, который используют ученые, чтобы на основе археологических данных рассказать о том, как жили древние люди. Они воссоздают жилища и орудия труда, которые затем описываются в учебниках истории.

Источник

Значение слова «реконструкция»

Что значит реконструкция история 5 класс

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Реконструкция — воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

Реконструкция — процесс изменения устаревших объектов, с целью придания свойств новых в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования.

Реконструкция — переделка, коренная перестройка чего-либо, организация по совершенно новым принципам.

Реконструкция — вид градостроительной деятельности по изменению параметров объектов капитального строительства.

Реконструкция — посёлок, городской округ «город Михайловка», Волгоградская область, Россия

«Реконструкция» — датский кинофильм режиссёра Кристофера Боэ, 2003 год.

Реконструкция Юга — период в истории США после Гражданской войны.

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона.

переделка, коренная перестройка чего-н., организация по совершенно новым принципам.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

реконстру́кция

1. коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования

2. восстановление, воссоздание первоначального вида, облика чего-либо по остаткам, письменным источникам и т. п.

3. офиц. строит. изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объёма) и качества инженерно-технического обеспечения ◆ Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. «Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ», 2004 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит реконструкция история 5 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пособничество (существительное):

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 1

Знакомясь с главой, подумайте:

1. Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

Древнейшие люди действительно жили группами. Это связано с особенностями их жизни. В одиночку древнему человеку невозможно было обеспечить себя пропитанием, достаточным для выживания. Вместе людям было легче добывать пищу, заниматься охотой на зверей, обустраивать свои жилища, бороться за выживание с представителями других племен.

2. Почему орудия труда и останки древ­нейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Большинство самых древних археологических находок были сделаны на территориях Африки, Ближнего Востока и Кавказа, Восточной Азии (Пакистан, Индия, Китай), Юго-Восточной Азии (Индонезия, Австралия) и др. Так, одной из самых крупных и старых стоянок древних людей считаются стоянка в Олдувайском ущелье в Африке (Танзания), Диринг-Юрях (Россия, Якутия), Карахач (Армения). В них жили древние люди почти 2 миллиона лет назад. Также среди самых известных — стоянки Айникаб (Дагестан) – 1,95 миллиона лет, Дманиси (Грузия) – 1,8 миллиона лет, на Таманском полуострове (Россия) – 1,7 миллиона лет.

Обратите внимание, что в перечне самых старых стоянок древних людей есть современная территория России. Археология располагает убедительными доказательствами существования древних людей на территории России почти 2 миллиона лет назад. Большинство стоянок было обнаружено в центре Дагестана и на полуострове Тамань. С одной стороны это подтверждает старую археологическую теорию о том, что человечество зародилось на территориях Северо-Восточной Африки, Азии и в ареале Средиземного и Черного морей.

Однако, открытие стоянки древних людей Диринг-Юрях, на территории современной Якутии, всего лишь в 480 км от Полярного круга ставит под вопрос теорию африканского происхождения человека.

Что значит реконструкция история 5 классDiring Yuriah (Диринг-Юрях), Сибирь, Россия, 2,9–1,8 млн. лет–260,000 лет – стоянка в 480 км от Северного полярного круга с многочисленными орудиями олдувайского типа из кварцитовой гальки, открыта в 1982 году. Автор открытия Юрий Мочанов приводит убедительные доводы в пользу возраста Диринг-Юряха не менее 1,8 млн. лет, что сопоставимо с самыми ранними африканскими стоянками, но большинством ученых эта дата не принимается из-за ее экстраординарности. На основании термолюминисцентного анализа образцов кварцита американские исследователи (M. Waters et al, 1997) назвали дату 260–370,000 лет, что в любом случае является аномальным с точки зрения существующих взглядов на историю человечества. В том же году американцы Хантли и Ричардс (Huntley and Richards, 1997) в журнале «Ancient TL» подвергли датировку группы Уотерса критике, придя к выводу, что возраст Диринга гораздо древнее. А в 2002 году в специализированной лаборатории МГУ группа О.Куликова провела новый анализ по более современному методу RTL, получив возраст артефактов Диринга порядка 2,9 млн. лет, что бросает серьезный вызов т.н. африканской модели происхождения человечества.

Поэтому вопрос, почему останки древних людей не были найдены в странах, где были суровые зимы, в настоящее время представляется не очень корректным. В каких странах сегодня наблюдаются суровые зимы? Был ли в этих регионах климат таким же суровым пару миллионов или даже несколько десятков тысяч лет назад?

Объективно предположить, что там где имеются суровые климатические условия, древние люди, находившиеся на самом примитивном уровне развития, просто селиться не будут, поскольку не смогут в этих условиях выжить. Однако, как же тогда быть с Диринг-Юрах? Ведь это всего лишь 480 км от Полярного круга в современном поясе вечной мерзлоты. Очевидно, что 2-3 миллиона лет назад климат в этой области был абсолютно другим, что позволило древним людям селиться там, где сегодня имеются неблагоприятные климатические условия для проживания. Возможно поэтому находка в Диринг-Юрях так шокировала научное сообщество.

Объясните значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.

Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых городов и государств.

Орудие труда — это предмет, приспособление, инструмент, прибор, аппарат, машина, при помощи которого осуществляется какая — то работа. Первобытный человек не имел других орудий, кроме собственных рук, ногтей и зубов, а затем — камней, древесных сучьев. Человек постепенно дошёл до мысли приспосабливать для своих нужд камни и отламываемые палки путём их дополнительной обработки.

Собирательство — одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод и т.д.

Археолог — ученый, проводящий в научных целях раскопки и изучающий по сохранившимся останкам жизнедеятельности быт и культуру древних цивилизаций и людей. Археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском, производить раскопки на месте человеческих поселений прошлых веков, пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их по крупицам.

Реконструкция — это воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона, воспроизведение исторических событий, воссоздание по найденным останкам вымерших животных, растений и других организмов их внешнего вида, биологических особенностей, способов питания, размножения и т. д., а также восстановления на основе этих сведений хода биологической эволюции.

1.Чем древнейшие люди отличались от людей наше­го времени?

Древнейший человек мало был похож на современного человека и очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широ­ким приплюснутым носом, тяжёлая ниж­няя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Подобно животным, крика­ми устрашали они хищников, звали на по­мощь, предупреждали об опасности.

2. В чём было главное отличие древнейших людей от жи­вотных?

Умение изготавливать орудия труда бы­ло главным отличием древнейших людей от животных.

3. Что представляли собой древнейшие орудия труда? Какую работу ими можно было выполнить?

Древнейшие орудия труда представляли собой грубо обработанные осколки камней, деревянные палки и дубинки. Ими можно было изготовить другие орудия труда, а также использовать в охоте, собирательстве и обустройстве жилища.

4. Как древнейшие люди добывали пищу? Опишите эти занятия.

Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой. Люди искали съедобные коренья, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц. Мясо добывалось охотой. Охотники выискивали добычу, отрезали ее от стада, оглушали дубинами и убивали.

Поработайте с картой (см. с. 12). Каким цветом обозначена область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей? На ка­ком материке она находится? В какой части материка?

Что значит реконструкция история 5 класс

На карте светло-коричневым цветом отмечена территория наиболее распространенных и одних из самых древних археологических находок стоянок древнего человека. Авторы учебника отметили территорию юго-востока Африки и стоянки районо Олдувай (Танзания), Хадар (Эфиопия), Таунг (Южная Африка).

Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (см. с. 14) по плану: 1) хищник и его жертва; 2) поведение людей. Предположите, чем закон­чится схватка со зверем.

Что значит реконструкция история 5 класс

Для таких крупных хищников, как саблезубые тигры, древние люди являлись такой же добычей как и травоядные животные. На картинке изображена сцена нападения саблезубого тигра на группу древних людей. Мы видим, что эта группа людей обладает примитивными орудиями в виде заостренных палок и массивных дубинок, которые могут быть использованы для защиты от грозного хищника. Мы также видим уже существующее разделение ролей и обязанностей древних людей в группе. Мужчины пытаются защитить женщин и детей, которые должны успеть убежать и спрятаться от саблезубого тигра, пока мужчины отвлекают хищника и пытаются не отогнать его. Скорее всего многие мужчины будут убиты тигром, поскольку примитивных орудий зачастую недостаточно, чтобы одолеть сильного хищника. Но женщины и дети успеют убежать и выживут.

Источник

Древние люди (5 класс)

Что значит реконструкция история 5 класс Что значит реконструкция история 5 класс

Всего получено оценок: 2496.

Всего получено оценок: 2496.

Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не обладал речью. Его называют “человек прямоходящий” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

Что значит реконструкция история 5 класс

Как жили древние люди: быт

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда и огонь

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

Охота и собирательство

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

которые читают вместе с этой

Что значит реконструкция история 5 класс

Что значит реконструкция история 5 класс

Что значит реконструкция история 5 класс

Что значит реконструкция история 5 класс

Что значит реконструкция история 5 класс

Земледелие и скотоводство

Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

Появление неандертальцев

Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделывание шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанные рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.

Что значит реконструкция история 5 классРис. 3. Неандерталец.

Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.

Что значит реконструкция история 5 класс

Что мы узнали?

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *