Что значит рекомендованный возраст на концерте
Все о возрастных ограничениях на мероприятиях
С 1 сентября 2012 года в России ввели нормы возрастной классификации информационной продукции. Эти нормы регулируют по сей день доступ детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Согласно закону, организатор мероприятия обязан установить специальный знак на информационную продукцию и видеоролики, если на них присутствует запрещенный материал.
Регулируются права детей Федеральным законом от 01.05.2019 N 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Недавние изменения вступили в силу с 29 октября 2019 года. О них мы расскажем подробнее.
Кто должен соблюдать нормы?
Действие закона распространяется на организаторов масштабных мероприятий, организаторов мероприятий, которые используют видеоматериалы, а также под ограничение попали библиотеки и организаторы, занимающиеся торговлей книжной продукцией. Это области, где дети чаще всего могут столкнуться с неотфильтрованной по возрасту информацией.
Классификация информационной продукции проводится с участием экспертов или экспертных организаций. Для разделения по классификациям оценивается жанр, тематика, содержание, визуальное оформление, а также восприятие информации детьми разных возрастов на основе исследований психологов.
Классифицировать информацию стали для того, чтобы оградить детей и подростков от сведений, которые могут навредить здоровью и их нравственному развитию.
Важные моменты в законе, которые касаются организаторов мероприятий
Какая информация считается запрещенной?
Можно ли обойти закон?
Штрафы за несоблюдение закона
Все нарушения по данному закону регулируются статьей 6.17 КоАП (Кодекса административных правонарушений). За соблюдение норм ответственность несут физ.лица, должностные лица, ИП или самозанятые и юр.лица. То есть организаторы, которые оформлены по той или иной организационно-правовой форме, либо выступающие в качестве физического или должностного лица.
Возможно, на первый взгляд кажется, что размер штрафа не так уж велик. Но дело в том, что репутации организатора мероприятий это обходится в разы дороже.
Как избежать проблем?
Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому для начала советуем быть осведомленным в этом вопросе. Надеемся, наша статья вам в этом помогла. Обязательно тщательно проверяйте информацию, которая будет представлена на мероприятии, и установите возрастное ограничение, если нашли запрещенный контент. И еще один важный пункт — при входе всегда должна осуществляться проверка возраста участников.
Кстати, в нашем сервисе Nethouse.События есть встроенная функция выбора рекомендуемого возраста для каждого мероприятия. По умолчанию установлено 0+, но организатор может выбрать другой вариант в соответствии с нормами закона. Ограничение указывается на странице мероприятия и в билетах.
Ограничения по возрасту на концерты: знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+
Содержание статьи
Можно ли в 13 лет с родителем пойти на концерт с возрастным ограничением 18+?
Пустят ли ребенка 13 лет в сопровождении родителя на концерт Comedy Women в 19:00 с возрастным ограничением 18+? Заранее спасибо за ответ
Добрый день, Ксения!
Пустят ли ребенка 13 лет в сопровождении родителя на концерт Comedy Women в 19:00 с возрастным ограничением 18+?
Если Вы приобрели билет (Вам его продали), то нет никаких оснований, предусмотренных законом для отказа в пропуске на концерт.
18+ это не ограничение по возрасту, а информация о том, что содержание концерта не приемлемо для лиц моложе 18. Однако, это не является запретом для прохода на концерт детей с родителями.
Таким образом, это информация для родителей, чтобы они знали о содержании программы.
Таким образом, при отказе от услуг или работ из-за нарушения сроков или обнаружения недостатков потребитель получит компенсацию, потому что имеется вина исполнителя.
При отказе от услуг или работ по правилам ст. 32 Закона исполнитель вернет стоимость услуг (работ) за вычетом расходов. Либо потребитель должен самостоятельно возместить убытки исполнителя в течение 7 дней (ст. 314 ГК РФ). Если потребитель не согласен с размером убытков исполнителя, то их можно обжаловать в суде.
Следует учитывать особенности отказа от некоторых видов услуг: при перевозке пассажиров, багажа и груза поездом, автобусом или самолетом; при проживании в гостинице.
Проект Федерального закона №978471-7 «О внесении изменений в статью 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят Государственной Думой РФ в третьем (заключительном) чтении 19 мая 2021 г. О том, что ждет в связи с этим организаторов зрелищных мероприятий и СМИ, по просьбе InterMedia рассказывают Event-Юристы.
Согласно Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации», продукция средств массовой информации должна сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, в том числе знаком информационной продукции. Одна из статей нового законопроекта декларирует пресечение возможного необоснованного привлечения редакций средств массовой информации к административной ответственности, когда требования к возрастной маркировке нарушены в анонсах мероприятий, определяя, что ответственность в таких случаях будут нести организаторы мероприятия.
За нарушение «установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, и опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции», создатели законопроекта предлагают привлекать организаторов к административной ответственности по ч. 2 и 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ.
Как поясняют авторы инициативы, ранее в законодательстве отсутствовали требования в отношении анонсов, и на СМИ не распространялись особые положения КоАП РФ об освобождении их от административной ответственности за некорректную возрастную маркировку публикации, если она размещалась по заказу третьего лица (в данном случае – организатора мероприятия). Следствием этого стали неоднократные жалобы средств массовой информации «о применении Роскомнадзором санкций в случаях, когда организатор зрелищного мероприятия предоставлял для публикации данные, не соответствующие категории зрелищного мероприятия, за что редакции средств массовой информации привлекались к административной ответственности… Согласно данным Роскомнадзора, с начала 2018 года в отношении юридических и должностных лиц было составлено 302 протокола об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований о возрастной маркировке информационной продукции. Судами было вынесено 130 постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 550 тысяч рублей».Об этом говорится в Пояснительной записке к проекту.
При этом необходимо отметить, что:
2. Ни в самом законопроекте, ни в иных федеральных законах не приводится определение понятия «анонс мероприятия». Соответственно, под правовое регулирование будут формально подпадать любые сообщения, «публичные оповещения, объявления» (Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012). Современное определение термина “Анонс” следующее: (фр. annonce — публичное оповещение) — предварительное оповещение о каком-либо событии (концерте, спектакле, показе кинофильма, выпуске книги или компьютерной программы и так далее). Может быть в виде афиши, статьи в СМИ или объявления по телевидению или радио. Наряду с собственно объявлением о событии в анонсе обычно упоминаются основные сведения о событии (аннотация к фильму, программа концерта). Структура анонса:
1. сообщение о точной дате;
2. сообщение о точном времени;
3. сообщение о точном месте;
4. краткое изложение сути события;
5. предположение об аудитории данного события;
6. способ попадания на событие (где приобрести билет);
7. название телеканала, на котором будет вещание. (если это телеанонс)”.
3. В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении анонса зрелищных мероприятий используется словосочетание «афиши и иные объявления о проведении зрелищного мероприятия»(часть 6 статьи 11, часть 3 статьи 12). Столь широкая формулировка в свете текущих изменений может побудить СМИ перестраховываться и размещать знак возрастной маркировки во всех публикациях, где тем или иным образом упоминаются предстоящие мероприятия.
4. В части 3 статьи 12 Закона указано, что “размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия”. С вступлением в силу изменений эта норма де-юре распространяется на любые материалы, которые могут быть квалифицированы как анонсы. В большинстве случаев размещение в текстовом (печатном или электронном) анонсе знака такого размера невозможно практически, либо приведет к значительным финансовым потерям для СМИ.
Комментарий главного редактора Информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова:
12+ вместо 18+. Как музыканты обманывают родителей своих поклонников
Родительская общественность Нижнего Новгорода обратилась в прокуратуру с требованием отменить концерты Элджея, Монеточки, Jah Khalib и 15 других исполнителей. Причина — деструктивность музыкальных групп, которые выступают перед несовершеннолетними, поют о сексе, алкоголе и суициде. Концерты отменены. Возрастной ценз зрителей, который был на них указан, — старше 16 лет или старше 12 лет. Лайф разбирался, по каким критериям ставились цифры и кто за это отвечает.
Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Екатерина Чеснокова/Владимир Астапкович
В 2010 году вышел закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В нём расписаны все возрастные категории зрителей кинофильмов и слушателей концертов и указано, что им можно видеть и слышать, а что — не стоит. Но возрастной ценз на афишах носит рекомендательный характер. То есть зрителей только информируют о том, что на концерте будет что-то «для взрослых». Детям это слушать не запрещается, вся ответственность за потребляемый ими контент лежит на родителях.
Для зрителей 12 лет допускается изображение или описание, которое не побуждает к потреблению алкоголя и наркотиков, к игре в азартные игры, к сексу и жестокости. Петь про алкоголь можно только в том случае, если выражается осуждение и указывается на вред его потребления.
Фото © РИА Новости/Евгений Одиноков
Категория 16+ запрещает демонстрировать и описывать всё то же самое, что и в категории 12+, а также не разрешает изображение или описание несчастных случаев и смерти, которые вызывают страх у детей. Зрителям старше 16 лет закон запрещает слушать «отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани».
В 2014 году были приняты поправки в закон «О государственном языке Российской Федерации», которые запрещают брань в фильмах, театральных постановках, книгах и музыкальных композициях.
— Артист платит штраф, если в его песнях есть мат. Группировка «Ленинград» платит за свои выступления 500 рублей и исполняет тексты с бранными словами. Возрастной ценз концерта «от 18 и старше», — говорит концертный организатор Алексей Довгаль.
Фото © РИА Новости/Алексей Мальгавко
Аудитория «Ленинграда» по большей части старше 18 лет, поэтому и цены на билеты такие высокие, и «18+» можно ставить на афишах, не боясь потерять аудиторию и не переживая за прокурорские проверки. Штраф за матерные песни заплатили — можно петь про «берите водки литер».
В песнях Элджея, Монеточки и Jah Khalib есть мат. На афишах Элджея написано «16+», у Монеточки — «14+», у Jah Khalib — «12+». Артисты поют и о сексе, и об алкоголе, и о наркотиках.
Почему тогда указывается возраст слушателей от 12–16 лет? Сделано это для поклонников, которыми являются в основном подростки. Им проще объяснить родителям, что на этот концерт можно купить билет, он не для взрослых. И если родитель не вникает в музыкальные увлечения своего ребёнка, то спокойно даст денег на билет, увидев там, например, «16+».
Возрастной ценз на афишах может поставить менеджер артиста или организатор концерта. Артист платит штраф за мат в песнях. Но если он матерится во время концерта или целует бэк-вокалистку, хотя концерт заявлен с категорией «12+» — штраф платит организатор.
Фото © РИА Новости/Рамиль Ситдиков
На организатора ложатся штрафные санкции, если он умышленно занизил возрастной ценз мероприятия. То есть промоутер знал, что в песнях есть призыв к распитию спиртных напитков или к развратным действиям, но написал «16+» — прокуратура вправе его наказать.
Почему фильтр не работает
— Для того чтобы оштрафовать артиста или организатора, сотрудникам прокуратуры нужно купить билет, прийти на концерт и официально задокументировать нарушения. Только после этого можно выписывать штраф. До скандала в Нижнем Новгороде таких прецедентов не было, но сейчас, очевидно, проверки начнутся, — говорит концертный промоутер Александр Паули.
Стоит отметить, что прокуратура Нижнего Новгорода не отменяла концерты. Пока шло разбирательство, Монеточка отменила концерт по состоянию здоровья, Jah Khalib и Элджей перенесли концерты на 2019 год. Чтобы отменить концерт и заставить организаторов нести убытки, нужно судебное решение. В нижегородские суды никто не обращался, решений вынесено не было.
Фото © РИА Новости/Максим Блинов
В официальных группах музыкантов слушатели часто пишут: «Если мне 11 лет, меня пустят?» При наличии билета организатор не имеет права не пускать человека на концерт. Даже если ему 11 лет. Даже если ещё меньше. Откуда-то он же нашёл деньги на билет. Кто-то же ему его продал. И если это электронный билет, там есть пользовательское соглашение, возле которого покупатель ставит галочку, что «ознакомлен».
— По закону «О защите детей от информации» на афишах указывается возрастная рекомендация. С её помощью мы информируем зрителей, что данное мероприятие не предназначено для лиц, которые младше, например, 16 лет. Но по закону «О защите прав потребителей» мы должны пустить человека на концерт, на который у него куплен билет. Два закона друг другу противоречат. У прокуратуры появятся полномочия штрафовать организаторов или отменять концерты, только если законодательно будет закреплено, что люди моложе указанного возраста на афишах не могут посещать мероприятия, — комментирует Александр Паули.
Что делать родителям?
— Сегодня о сексе и наркотиках принято говорить открыто. Музыканты поют о своём отношении к ним. Если подросток находится только в этом культурном срезе, то, конечно, могут возникнуть сложности с восприятием. Но если дома родители рассказывают о сексе, алкоголе и наркотиках и говорят, для чего это надо, то на концерты ходить можно. И вреда такая музыка не причинит, но и пользы не принесёт, — говорит психотерапевт Юлия Павлова.
Психологи не рекомендуют детям посещать взрослые мероприятия, потому что неокрепшие детские умы получают информацию и не знают, что с ней делать. К примеру, если ребёнку сказать: «Яблоко — это полезно» — ему понятно, что яблоки надо есть. Но если он слышит: «На баре синие мы танцуем под минимал» — как быть в этом случае? Будет круто, если этот вопрос ребёнок задаст маме или папе, а они смогут ему объяснить, что пока рано и лучше есть яблоки.
— Когда ребёнок вступает в пубертатный период, он пытается уничтожить всё, что было до этого, и создать что-то своё новое. Ему кажется, что новое — это там, где нет ничего похожего на его семью. Поэтому подросткам хочется идти на концерты: там есть свобода, драйв, другая сторона реальности, — объясняет Юлия Павлова. — Неважно, будут родители ходить с ребёнком на концерт или просто дадут денег на билет, а потом встретят после мероприятия. Важно, чтобы был разговор. Доверительный диалог между родителем и ребёнком без табуированных тем поможет подростку правильно воспринять происходящее.
На концертной афише написано «16+», например. А ребёнку — 14 лет. Родители не готовы отпускать его на концерт. Психотерапевт отмечает, что сказать «нет, нельзя» без аргументов — недостаточно. Запретный плод, как известно, сладок. Поэтому ребёнок будет особенно рваться на концерт и злиться на родителей. Важно объяснить, что на это мероприятие идти не нужно, именно с чувственной стороны: «Я буду переживать, что на тебе это отразится так-то и так-то, поэтому мне бы не хотелось, чтобы ты шёл на этот концерт». Либо можно обсудить с ребёнком заранее смысл песен и донести до него, что в 14 лет не надо торопиться танцевать «синим» на баре. Это он всегда успеет.