Что значит развитие речи
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Ольга Стоян
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога. Речь педагога имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е.наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Особенности речевого развития второй младшей группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи.
Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков,родителям нужно уже сейчас:
• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений,например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять звукоподражание,звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки,например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
• развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек)на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
3. Формирование грамматического строя.Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
• «Добавь слово»: дом – домик, стол-(столик, ложка-(ложечка, стул-(стульчик).
4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).
Развивая связную речь, следует учить детей:
• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
• Активно включаться в разговор;
• Объяснять содержание картины, ситуации;
• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар.Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательные ситуации используются:
– на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –рассматривание. На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всё время дополняет ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, призывая детей повторят за ним.
Для развития речевой активности у детей широко используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников.
О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация. Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей.
4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.
Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев.После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).
Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагаются литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки.
При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольномобразовательном учреждении педагогу важно:
— во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,
-во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».
Влияние сказок на развитие речи
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело,как игра: она ему нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить свои возможности.» Дж. Родари
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье?
Сказки позволяют педагогам ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Взрослые получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.
Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком. У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту.
А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе не заметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.
«Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»
«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Ученые установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику ребёнка, мы стимулируем развитие его речи. Лучше всего лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, шнуровать шнурки, нанизывать пуговицы, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать и т. п.
Широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
У нас с малолетства учили играть в «Сорока – белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». «Чей нос?», Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсами от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Развивая мелкую моторику рук ребёнка,решается сразу несколько задач:
-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-тренировка внимания, пространственного мышления;
-воспитание эмоциональной выразительности, воображения и мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности.
Все пальчиковые игры разделяются на несколько групп
Первичные игры или игры – манипуляции.
Сюжетные пальчиковые упражнения
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
Пальцы выставляются вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных, деревьев, птиц, насекомых.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
«Засолка капусты»— движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление.Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
И так, подводя итоги,можно констатировать следующее: пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваются.
Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И, главное – когда он научится играть самостоятельно в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научится отличать игру от реальности. Просмотр мультфильмов для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмысливать происходящее на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет, когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.
Правильное содействие развитию речи ребёнка – это самое ценное, что родители могут предложить ребёнку.
«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.
Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.
Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.
Речевое развитие как процесс: условия протекания и закономерности
Альбина Турежанова
Речевое развитие как процесс: условия протекания и закономерности
воспитатель МДОУ «Д/с № 141 о. в.»
Речевое развитие как процесс: условия протекания и закономерности
По мнению психолингвистов, процесс усвоения языка – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Он не ограничивается рамками раннего возраста, но охватывает собою всю жизнь индивида (Психолингвистика 2006: 219). Однако «основные факты речевого онтогенеза» относят обычно к периоду от рождения до 7 лет (Там же).
Успешность процесса определяется рядом факторов, имеющих как биологическую,так и социальную природу:
1) достаточный уровень сформированности (созревания) нервной системы;
2) сформированность периферического артикулярного и слухового аппарата, позволяющих ребенку говорить и воспринимать обращенную к нему речь;
3)сформированность всех составляющих высшего уровня психики: интеллекта, мышления, памяти, внимания, эмоций;
4) овладение разными видами неречевой деятельности;
5) осознание потребности в коммуникативном взаимодействии с окружающим миром, что предполагает наличие благоприятной социальной среды – доброжелательного отношения со стороны окружающих, продолжительного общения, должного воспитания и обучения. «Для того чтобы овладеть языком, ребенку необходимо получать правильные образцы речи окружающих» (Там же: 296).
Отсутствие любого из названных факторов делает процесс овладения языком невозможным, либо в значительной степени его затрудняет (например, патология слухового аппарата может стать причиной немоты; а отсутствие благоприятной социальной среды ведет к аутизму).
Дети отличаются друг от друга темпами прохождения процесса усвоения языка.
Процесс речевогоонтогенеза членится на несколько этапов:
1-й доречевой или подготовительный (с момента рождения до 11 месяцев или года);
2-й – словесный, дограмматический, или этап первичного усвоения языка (длится до конца второго года);
3-й этап усвоения грамматики (продолжающийся до 5-6 лет).
А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза. Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием.Для девочек характерно более раннее начало речи: у них быстро растет словарь, причем преобладает предметная лексика. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые» (Бурлачук 2005: 87).
Первый год жизни, несмотря на то, что ребёнок ещё не говорит, является очень важным для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием речи. Большинство современных исследователей склонны признавать, что дети начинают реагировать на речь окружающих буквально с первых дней жизни.
Первый этап, в свою очередь,делится на три периода: крика и плача (до 2 месяцев); гуления (2-5 месяцев) и лепета (5-11-12 месяцев) (Асташина 2008: 5). Крик – первая голосовая реакция ребенка. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию.Оформляться крик может по-разному: 1) может оформляться как сигнал удовольствия; 2) наоборот, как сигнал неудовольствия; 3) нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед сном. Ребёнок при любой ситуации может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в артикулировании. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребёнка начала формироваться функция общения (Белякова 2001: 39).
В три месяца жизни наступает период гуления, т. е. монотонного произнесения некоторых человеческих, но ещё неречевых звуков в ответ на радостное, эмоциональное общение со взрослым, особенно с матерью.
Между 5-м и 6-м месяцами жизни ребенка начинается стадия лепета. Этот период совпадает с формированием у ребёнка функции сидения. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. Ребёнок пытается произносить повторяющиеся сочетания гласных с простыми согласными, так называемые лепетные слова (мама, папа, ляля и т. д.).
В 8,5–9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом. В возрасте 9–10 месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребенка. Появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова (соответствующие лексической системе данного языка).
Употребляемые ребенком слова чаще всего «многозначны», «семантически полифоничны»;одновременно одним и тем же словом или сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, принеси, подай; «биби» — идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед (Леонтьев 1969: 54).
Второй этап – это время, когда ребёнок учится отличать по смыслу слова, схожие при произнесении. Ведущую роль при этом играет слух ребёнка: даже при небольших его нарушениях овладение речью затрудняется. Кроме того, важна роль зрительного (ребёнок должен видеть говорящего взрослого, его мимику и жесты) и речедвигательного (он лучше различает те звуки, которые может правильно произнести) центров. При нормальном речевом развитии к двум годам ребёнок понимает смысл слышимых слов, активно владеет минимум 50 словами обиходного содержания, пользуется небольшими фразами из 2-3 слов (Асташина 2008: 6).
Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми (Белякова 2001: 44).
Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы, обеспечивающие формирование системы условно-рефлекторных связей, лежащих в основе постепенно складывающихся речевых и языковых навыков, наиболее легко поддаются направленному педагогическому воздействию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой деятельности может задерживаться или даже протекать в «искаженном» виде (Там же).
Третий этап развития речи связан с усвоением грамматики. К 3–3,5 годам ребёнок при благоприятных условиях усваивает все основные звуки родного языка, имеет в словаре все части речи, понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его когнитивного развития, самостоятельно может рассказать об увиденном или услышанном, используя для этого распространённые грамматические формы слов. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Но главное, в речи постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребёнок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа.
В этот период развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Ошибки при произнесении встречаются уже, в основном, в малоупотребительных, незнакомых и труднопроизносимых словах. К концу третьего периода развития речевой деятельности дети в норме овладевают развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Далее, с 3 до 6 лет, у ребёнка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием.
Начиная с четырёх лет жизни, фразовая речь ребёнка усложняется. В среднем предложение уже состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок (Белякова 2001: 46).
К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. В это же время происходит овладение типами склонений и спряжений. В речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К концу пятого года жизни ребёнок овладевает контекстной речью, т. е. самостоятельно создает текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ (Ушакова 2001: 24).
В период становления монологической речи идут поиски адекватного лексико-грамматического оформления высказывания, что выражается в появлении пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с поиском адекватной лексемы или грамматической конструкции. По мнению Р. Е. Левиной, в этом возрасте аффективное напряжение ребёнка относится не только к содержанию контекстной речи, но и к её лексико-грамматическому оформлению.
Примерно к 6-ти годам формирование речи ребёнка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным. В дошкольном возрасте процессовладения речью в основном завершается:
• к 7-ми годам язык становиться средством общения и мышления ребёнка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;
• развивается звуковая сторона речи, завершается процесс фонематического развития;
• развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического строя речи.
Таким образом, речевой онтогенез — это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично.
1. Асташина И. В. Логопедические игры и упражнения для детей. – М. : ООО Изд-во «ДОМ. XX век», 2008. –189 с.
2. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачев, Изд-во ЭКСМО – ПРЕСС, 2001. –320 с.
3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. : Питер, 2005. – 520 с.
4. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – М. :АСТ: Астрель, 2007.
5. Леонтьев А. А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. М. : Наука, 1969. – 397 с.
6. Психолингвистика / Под ред. Т. Н. Ушаковой. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 416 с.
7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. –240 с.
8. Ушакова Т. Н.Речь: истоки и принципы развития. – М. : ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.
Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего» Дидактическая игра «Что для чего». Дидактическая игра на развитие внимания «Что для чего». Цель: развитие зрительного внимания, классификации.