Что значит размещение отходов
Размещение отходов — это что такое?
Чтобы понимать, о чём говорится в экологических законах и нормативных актах, нужно разбираться в терминологии, связанной с отходами. Понимание терминов позволит не нарушать законодательство и правильно обращаться с мусором. Одним из терминов, часто используемых экологами, является словосочетание «размещение отходов». Разберёмся, что оно означает, и что говорится о процессе в правилах и нормах РФ.
Что представляет собой размещение отходов?
В первой статье ФЗ №89, увидевшем свет 24.06.98, называющемся «Об отходах производства и потребления», рассматриваются основные понятия, связанные с обращением с мусором.
В Законе указывается на то, что размещение – это процесс, включающий в себя 2 других процесса:
Сразу оговоримся, что это не одно и то же. Захоронение представляет собой изоляцию того, что не может быть переработано и несёт угрозу для окружающей среды. Для захоронения создаются специальные хранилища, оборудованные таким образом, чтобы предотвратить выброс вредных веществ.
Рассмотрим более детально, что представляет собой хранение отходов.
Особенности размещения мусора на хранение
В упомянутом выше ФЗ об этапе размещения с целью хранения говорится, что под ним подразумевается складирование отходов на специальных объектах на длительный срок – не менее 11 месяцев.
Следующие этапы после размещения:
Лицензирование
Понятие и порядок размещения отходов чётко регламентируются законом. В нём говорится о том, что организации, размещающие мусор, должны получить лицензию.
Документ представляет собой разрешение, в котором указывается, с какими видами отходов имеет право работать организация. Лицензия ограничивается сроком.
Размещение утиля, неуказанного в разрешении, противозаконно. Если размещаются представляющие опасность отходы, с организации взымается сбор за вред, причиняемый окружающей среде.
Если мусор не влияет на среду, данный факт должен быть подтверждён документально.
Требования, предъявляемые к объектам размещения отходов
Государство строго контролирует процесс размещения мусора. К объектам для складирования отработавшего сырья предъявляются такие требования:
Всё сказанное значит, что руководители организаций, занимающихся хранением отработанного сырья, должны делать всё для непричинения вреда природе.
Что запрещено?
Строго запрещено складирование сырья:
Твёрдые бытовые отходы (ТБО) не могут быть применены для рекультивации земель и карьеров.
Что говорится в СанПиНе?
Ещё один документ, регламентирующий процессы захоронения отходов, – СанПиН. В нём определяются классы опасности различных ТБО и способы их хранения:
В документе детализируются требования к местам размещения отходов.
О способах размещения
Отработанное сырьё можно складировать:
Территории складирования должны быть внесены в ГРОРО – реестр размещения отходов.
Сроки выдачи разрешений
Складирование представляет больше угрозы для окружающей среды, нежели сбор и транспортировка, потому и лицензия на данную деятельность оформляется дольше.
При условии предоставления всех необходимых документов процесс займёт не менее 5 с половиной месяцев. В процедуру входит:
Срок 5,5 месяца условный. На практике приходится ждать от года до полутора лет. Ускорить процесс может только наличие проекта максимально разрешённых выбросов и СЗЗ. Оформление проекта длится не менее 5 месяцев, на СЗЗ уходит 6-7 месяцев.
Проект нормативов размещения отходов
Данный проект необходим для того, чтобы определить, какую угрозу может представлять возводимый объект для окружающей среды. С помощью экспертов устанавливаются максимально разрешённые границы выбросов. В случае их превышения ответственность ложится на плечи руководства организации.
Разработанные нормативы утверждаются на 5-летний срок. Ежегодно компания должна предоставлять отчёты, в которых подтверждается, что установленные проектом нормативы не были превышены.
Заключение
Размещение отходов – ответственный вид деятельности, требующий от руководителей чёткого следования законам и нормативам. Все перечисленные выше правила и запреты устанавливаются с единственной целью – непричинение вреда природе.
Объекты размещения отходов: определение, требования, законодательное регулирование
Отходы жизнедеятельности людей опасны для окружающей среды.
Поэтому они требуют упорядочивания всего процесса обращения с ними.
С этой целью принят Федеральный закон (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в котором имеются сведения об объектах размещения отходов (сокращенно ОРО).
Что такое объекты размещения отходов?
Согласно формулировке, приведенной в ФЗ №89, объекты размещения отходов — это специально оснащенные сооружения. Их назначение — размещение отходов.
ОРО включают:
Например, к таким сооружениям относятся полигоны и хранилища для шламов, хвостов, а также отвалы горных пород.
Требования к ОРО
Правила, регламентирующие условия для объектов размещения остатков деятельности человека, обозначены в статье 12 ФЗ №89 третьей главы закона. Статья 12 закона «Требования к объектам размещения отходов» содержит 11 пунктов.
Условия определения места строительства для ОРО изложены в некоторых пунктах статьи 12.
Пункт 2 гласит, что выбор места проводится на основании геологических и гидрологических изысканий.
В пункте 5 говорится о том, что существует запрет на захоронение отходов в зонах:
А также на водосборных площадках, используемых с целью водоснабжения, в местах залегания и выработки полезных ископаемых.
Существующие ОРО обязательно вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) — п. 6 ст. 12 закона. А на ОРО, не внесенных в ГРОРО, размещать отходы запрещено (п. 7).
Выполнять захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, пригодные к утилизации, запрещено (п. 8). Также в требованиях к ОРО существует запрет на применение твердых коммунальных остатков для рекультивации земель, карьеров (п. 10).
В период функционирования ОРО их пользователи обязаны мониторить состояние внешней среды на предмет загрязнения (п. 3). После окончания эксплуатационного срока ОРО контролируется его состояние, воздействие на окружающую среду, а также проводятся восстановительные работы нарушенных земель (п. 4 ст. 12 закона №89).
Виды и характеристики
ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.
Объектами захоронения отходов считаются наземные участки и подземные сооружения, служащие для изоляции остатков, не подверженных дальнейшей утилизации.
В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.
Основные виды объектов захоронения отходов:
А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.
Что такое ГРОРО?
Все ОРО фиксируются в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, раздел III). Документ содержит сгруппированные данные о функционирующих объектах хранения отходов и объектах захоронения (п. 16 раздела III).
В реестр ОРО (п. 17) не включаются:
Формирование ГРОРО происходит на основании информации об ОРО, которая получена вследствие проведения инвентаризации ОРО (п. 18).
Для включения в ГРОРО, территориальными органами Росприроднадзора в центральный орган предоставляется следующая информация о каждом объекте (п. 19):
Росприроднадзор в течение 15 дней анализирует полученную информацию, присваивает ОРО номер в ГРОРО.
Инвентаризация
Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами, утвержденными приказом №49 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. В правилах инвентаризации ОРО представлен порядок сбора, составления и оформления сведений об эксплуатируемых объектах.
Данные Правила не действуют на ОРО, не включаемые в ГРОРО. Частота проведения инвентаризации ОРО составляет 1 раз в 5 лет.
Проведение процедуры инвентаризации требует наличия следующих источников информации по ОРО:
Характеристика каждого объекта, после обработки информации об инвентаризации, оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отправляется в территориальный орган Росприроднадзора, вторая копия документа хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.
По результатам проведенной инвентаризации ОРО объекты включаются Росприроднадзором в ГРОРО. Также информация используется для регулирования работы обращения с отходами и влияет на решение при утверждении норм на размещение отходов.
Мониторинг
В соответствии со статьей 11 ФЗ №89, на территориях ОРО требуется проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Постановлением №467 Правительства РФ от 26.05.2016 г. лица, эксплуатирующие ОРО, обязаны подготавливать отчет результатов мониторинга, удостоверяющий исключение негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Порядок проведения мониторинга, согласно п.3 статьи 12 ФЗ №89, устанавливается федеральными органами в соответствии с их компетенцией. Обоснованием исключения негативного воздействия ОРО служат результаты измерений (п. 3 Постановления 467).
По результатам проведения мониторинга составляется отчет, на основании которого территориальным органом Федеральной службы принимается решение о подтверждении исключения негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Коэффициент места расположения
При взимании платы за загрязнение природной среды в инструктивно-методических указаниях Минприроды РФ от 26.01.93 г, который уже утратил силу, предусматривались коэффициенты, учитывающие место расположения ОРО.
Экологическая экспертиза проектов строительства
При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.
Регулирование отношений в области экологической экспертизы происходит с помощью ФЗ №174 от 23.11.1995 г.
К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).
Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:
Заключение
Сохранение и поддержание естественного состояния природных систем — стратегическая цель экологической политики государства, включающая правильное обращение с объектами размещения отходов.
Для этого необходимо соблюдать законодательство, требования к ОРО, своевременно проводить мониторинг и инвентаризацию объектов, подавать отчеты.
Правила размещения, хранения и накопления отходов
За последние несколько десятков лет количество промышленного и бытового хлама возросло. Их образование стало проблемой как для больших городов, крупных предприятий, так и мелких населенных пунктов. Свалка появляется в результате прекращения управления ненужными материальными изделиями, которые выкидывает человек. Они начинают громоздиться и постепенно разлагаться. Поэтому такие предметы или материалы подлежат правильному размещению или уничтожению.
Законодательные акты, дающие определения понятиям в сфере обращения с отходами
Федеральный Закон № 89 устанавливает правовые основы по обхождению негодного сырья. Исполнение всех его требований приводит к уменьшению пагубного влияния на экологию, помогает защищать здоровье и жизни людей. Его соблюдение необходимо для будущего применения, в виде сырья или для выделения полезных минералов
Нормативные документы, которые регламентируют обращение с мусором в РФ:
Что такое размещение, хранение, складирование и накопление отходов в соответствии с ФЗ 89
Новая правка Федерального закона № 89 дает следующее определения основных положений в сфере обращения с вторсырьем:
Объекты накопления, размещения и хранения отходов
К предметам скопления относятся контейнеры, герметические емкости для ламп из ртути, контейнеры для электронных технических средств, шкафы для оргтехники и другие накопители. Все они вписаны в проект нормативов образования утиля и лимитов на его расположения, но не входят в ГРОРО. Наряду с этим, такие объекты в обязательном порядке вносятся в данный перечень. Согласно ФЗ № 89 их запрещено размещать на складах, которые не внесены в ГРОРО.
При проведении ПНООЛР важно планировать накопление ненужного вторсырья. Если до 11 месяцев, то для этого оборудуют здание, согласно экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Дольше этого срока требуется обустроить специальное помещение.
Требования к объектам размещения отходов
Для предпринимателей и юридических организаций являются обязательными такие требования:
Согласно российскому законодательству, таким помещениям нужны специальные постройки. Для их создания и функционирования требуется положительное заключение государственной экспертизы по экологии.
Требования к местам временного накопления отходов
Накопление отходов можно производить, используя закрытые или герметичные контейнеры. Они относятся к утильсырью 1-3 классов существующей опасности. К ним принадлежат: емкости из металла или пластика. Подойдут картон и мешки из ткани.
Вещества 4 и 5 классов вредных воздействий допускается содержать в открытых емкостях в виде свертков и спрессованного материала.
Упаковочная тара должна быть крепкой, не имеющей повреждений. Нужно полностью предотвращать высыпание, разливание и прочую утечку, тем самым обеспечивая им полную сохранность.
Складирование мусора может осуществляться на отведенных территориях.
Государственный реестр объектов размещения отходов
Информационная система, которая включает расположение твердых бытовых и других исходных материалов, является государственным реестром объектов их распределения. Она содержит данные каждого законного сооружения. Ведь такие строения служат защитой природы и человека.
База сведений имеет информацию обо всех помещениях утильсырья или их переработки. Все данные классифицируются.
Где запрещается складирование
Сбор и временное хранение отходов запрещается осуществлять:
На территорию Российской Федерации запрещен ввоз опасных веществ иных государств с намерением их погребения и обезвреживания
В чем должны храниться отходы в зависимости от класса их опасности по СанПиН
Отходы 1 и 2 класса вредного воздействия хранятся как в закрытых складах, так и в помещениях на поддонах по отдельности. Период вывоза накопительного мусора с участков предприятий производится не менее один раз в полгода.
Мусор различной классификации хранится и транспортируется согласно СанПиН, по таким правилам:
Лица, которые изучили технологические процессы по обороту отходов, должны иметь сертификат на получение права работать с опасными веществами.
Безопасное обращение с отходами на предприятии — залог здоровья каждого человека. Особенно губительными считаются исходные материалы, в которых содержатся вещества, вредные для здоровья людей и представляющие большую угрозу для внешней среды.
Хранение отходов 4 класса опасности
Предметы четвертого класса особенно серьезных опасений не вызывают. Они имеют низкий уровень воздействия ОО на природную среду. Эти производственные исходные материалы частично нарушают экологическую систему. Но уже через 3 года экосистема полностью может восстановиться. Сюда относят сернокислые соли, химические элементы алюминия, аммиака, этанола.
Часто отброски бывают строительными: арматура, щебень, лоскуты рубероида. Также встречается дорожный асфальт, битумные предметы, куски мебели, дерновая земля. Их можно хранить в открытом виде на платформе или спецплощадке. У них должно быть твердое водонепроницаемое покрытие и без контакта с землей. Разрешается перевозить навалом.
Способы размещения отходов
К завершающей процедуре переработки относятся:
Во время перевозки на место захоронения используется специально оборудованный автотранспорт. Весь мусор и смеси содержат на предназначенных территориях, за пределами населенных мест и с выполнением соблюдений СЭП.
Когда нужно получать лицензию для размещения
Когда на территории структурного подразделения проводится скапливание только опасных производственных факторов (ОО) и содержится утильсырье 5 группы агрессивности, официального распоряжения на ведения работ не требуется.
Порядок обращения с отходами производства и потребления
Форма отчетности об образовании отходов — куда сдавать отчет МСП
Транспортировка отходов 1-4 класса — что это, порядок вывоза
Классификация особо опасных отходов и правила обращения с ними
Что такое территориальные схемы по размещению и обращению с отходами
Понятие обезвреживания отходов и методы нейтрализации их опасности
Что значит размещение отходов
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)