Что значит разбираться в людях

Как научиться разбираться в людях. Простые правила на каждый день.

Что значит разбираться в людях

«Характер человека — это книга, в которой много зашифрованных и потерянных страниц» Оксана Сергеева (автор психологических бестселлеров).

Характер – совокупность психических свойств, определяющих образ жизни, поведение человека, его отношение к своим обязанностям, к другим людям и к самому себе. Характер человека самым прямым образом влияет на его личную жизнь, отношения с другими людьми, карьеру и благополучие.

Нас учат в школе математике, русскому языку, истории, труду, но совершенно не учат разбираться в людях, а ведь во взрослой жизни нам каждый день приходится вести переговоры и договариваться: с собственными детьми и родителями, деловыми партнерами, с любимыми и друзьями. Всегда ли у вас это получается эффективно?

Существует множество психологических тестов, с помощью которых можно составить более или менее объективное представление о характере человека. Но как писал Аркадий Петрович Егидес (кандидат психологических наук и специалист в вопросах семьи и сексологии) в книге «Как научиться разбираться в людях»: «…не будешь же предлагать тесты каждому человеку, перед тем как начать общаться с ним».

Наши представления о мире являются только частью этого мира, а не самим миром. Задумавшись об этом положении однажды, вы, к примеру, поймете, почему при слове «стол» у разных людей возникают разные ассоциации. Массажист сразу же представит – массажный стол, ваша супруга – кухонный, вы – обеденный или письменный, хирург – операционный. А это значит, наше разное восприятие не редко становится камнем преткновения в конструктивном общении. И чтобы лучше понимать собеседника, нужно стремиться расширять границы своей реальности.

Итак, как вы уже сами догадались, умение разбираться в людях – это целая наука, освоив которую, можно довольно легко найти индивидуальный подход к каждому человеку.

И для начала нужно взять за правило, что жизнь – это всегда удача, а любое общение – искусство. Главное правильно настроить угол зрения и всегда помнить: успеха добивается лишь тот, кто умеет получать настоящее удовольствие от общения с людьми.

Если у вас возникло желание стать успешным, привлекать к себе единомышленников, а также научиться решать вопросы любой сложности, взаимодействуя с людьми, тогда эта статья для вас! В ней мы собрали советы самых известных специалистов по психологии. Статья направлена на то, чтобы помочь найти индивидуальный подход к людям с разными характерами, моральными ценностями и жизненными принципами, а значит, сделать общение приятным и полезным. Оригинальные авторские правила помогут вам учиться с удовольствием!

Законы мастерства

Оксана Сергеева в книге « Как научиться разбираться в людях» предлагает 49 простых правил, используя которые, вы сможете «подобрать ключик» к человеку с самым сложным характером. Она выделяет людей, у которых преобладают активные эмоции, будь то радость, гнев или же злость, называет их – СТЕНИКАМИ. А людей, испытывающих такие эмоции как: печаль, уныние, тоска, то есть эмоции, подавляющие активную деятельность — АСТЕНИКИ. Отличить их очень просто. К примеру, страх вводит астеника в «ступор», а вот стеник, напротив, мобилизует в этот момент все свои возможности. Зачастую трудности в общении возникают, если оба типа общаются между собой, то есть один из собеседников – стеник, другой – астеник. Астеники с виду могут показаться неэмоциональными людьми. Вам нужно привыкнуть к тому, что их эмоции выражаются скучновато.

Мы решили в данной статье осветить только одни из самых важных и полезных на наш взгляд правил выше названной книги:

Правило №1. Подход к людям без эмоций

Такие люди проявляют свои эмоции только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. Мастерски прячут свою симпатию или неприязнь.

Неэмоциональные люди по-другому выражают свое отношение к миру, нежели эмоциональные: не через эмоции, а через мысли. Подход к таким людям можно найти довольно просто — их нужно суметь подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Но в рассказе изначально не ждите эмоций, в нем, конечно же, будут присутствовать только аргументированные выводы.

Правило №2. Подход к людям с негативным настроем

Люди такого типа, как правило, озлоблены на жизнь и переполнены отрицательными эмоциями. Имеют конфликты с родственниками, часто недовольны собой.

Нельзя игнорировать такого человека, а напротив, нужно постараться всячески ему помочь снять этот стресс – поинтересуйтесь у него, чем он так расстроен, но ни в коем случае не пытайтесь «залезть в душу». Если человек пойдет с вами на контакт, значит, вы уже немного помогли ему.

Правило №3. Подход к людям настроения

У каждого человека есть свой эмоциональный фон, который называется настроением. В жизни встречаются люди с положительным эмоциональным фоном и отрицательным. Конечно же, удобны в общении люди первой группы, а вот общаться с людьми, у которых вечно плохое настроение, занятие не из приятных. Поскольку любая мелочь, любая деталь может легко испортить их хорошее настроение. А значит, в разговоре следует придерживаться тактики «опереди собеседника». К примеру, если вам предстоит сообщить такому человеку неприятное известие, лучше не откладывайте это в долгий ящик. Если же вы сообщите о неприятном для него в конце разговора, то у этого человека останется осадок обо всем разговоре в целом.

Правило №4. Подход «к людям с взрывным характером»

Состояние аффекта – это эмоциональный всплеск. Аффект в тяжелых формах может иметь очень страшные последствия – в таком состоянии люди идут даже на убийство. А значит будьте в меру вежливы и приветливы, даже если общение с таким человеком не доставляет вам никакого удовольствия. Будьте также аккуратны и исполнительны, например к поручениям начальника, но имейте и собственное мнение.

Правило №5. Подход к людям, поглощающим чужую энергию

Люди, так называемые « энергетические вампиры», во время общения с вами могут лишить вас полностью жизненной энергии. Их особенности: чересчур любопытны, хотят знать о вас все, стараются прикоснуться к вам. В разговоре могут показаться милыми и уравновешенными. Самый лучший совет по общению с ними – избегать всяческих контактов.

Правило №6. Подход к людям-манипуляторам

Их жизнь прекрасна, если они нашли лазейку к чужим деньгам, таланту, славе. Люди такого вида имеют, как правило, непрезентабельную внешность: «они не красавцы, но и не дурной наружности». Одеваются неброско. Не отличаются каким-нибудь выдающимся качеством.

Для них свойственно умолять помочь им в последний раз, но вы не поддавайтесь на провокации с их стороны, будьте тверды и непреклонны.

Правило №7. Подход к людям, переступающим границы дозволенного в обществе

Речь идет о людях, способных переступить правила высшей морали, они весьма опасны для окружающих. Для них не существует авторитетов и принципов. Разговаривать с такими людьми неприятно.

Лучше всего исключить такого человека из круга знакомых, так как такое знакомство ни к чему хорошему привести не может.

Правило №8. Подход к застенчивым, робким, обидчивым людям

Это те люди, которых природа не наделила волевым, сильным характером. Это люди, привыкшие, что все за них с детства делают родители.

С такими людьми нужно вести себя очень осторожно: не поддавайтесь на их уговоры, уловки, иначе вы сами того не заметите как превратитесь в «исполнителя желаний».

Правило №9. Подход к людям, с зашкаливающим талантом

Гениальность – это в некотором роде аномалия, часто граничащая с сумасшествием. К примеру, известный художник Ван Гог создал большое количество своих произведений, находясь в психиатрической лечебнице.

Общаясь с такими людьми, не забывайте оценивать его талант. Гении – как дети, также нуждаются в постоянном признании, и каждый раз ждут похвалы.

Такие люди постоянно стремятся к созданию комфорта и удобства для самих себя. В общении эгоисты, лидеры. Но эгоисты на самом деле очень уязвимые люди: они самолюбивы настолько, что могут не замечать неприязни или издевок окружающих. Комплименты — это лучшее лекарство для эгоистов.

Вот мы и добрались с вами до последнего пункта нашей статьи, однако на этом плавание в море эффективного успешного общения не заканчивается. Оно только начинается. Надеюсь, вы лучше узнали самих себя. И это прекрасно! Ведь самопознание – самое лучшее и увлекательное занятие на земле.

Как научиться разбираться в себе? Материалы для ответа на этот вопрос — в тренинге «Самопознание».

Отзывы и комментарии

Если вы хотите поделиться своим опытом или другой полезной информацией о том, как разбираться в людях, то можете написать об этом ниже.

Источник

6 качеств, которые помогут разбираться в людях

Что значит разбираться в людях

1. Опыт

Как говорится, умение разбираться в людях приходит с возрастом. Когда ты ребенок, тебе не особо интересно, с кем из детей тебе стоит устанавливать контакт, а с кем — нет. Главное для тебя, чтобы было весело.

Чем старше ты становишься, тем четче ты начинаешь понимать, что некоторых людей попросту нельзя впускать в свою жизнь. Иногда вместо возраста ключевую роль играет жизненный опыт, который мы приобретаем при общении с другими людьми. К примеру, если человека предали однажды, и это сильно его задело, он будет помнить об этой ситуации и всеми силами стараться не дать себя в обиду еще раз.

2. Понимание себя

Каждому из нас необходимо правильно понимать свои поступки и ход своих мыслей, для того чтобы иметь возможность объективно оценивать окружающих. В случае если мы не уделяем внимание своим собственным действиям, наша оценка будет неадекватна. Если ты не можешь правдиво судить о самом себе, то автоматически ты не сможешь делать это в отношении других людей.

К слову, полезно в таком случае всегда ставить себя на место другого и наоборот. Это упражнение позволяет нам лучше понимать мотивы различных действий.

3. Социальный интеллект

Нет, это качество не считается обязательным для всех людей, хотя обладание им повышает твои шансы на установление адекватных отношений с человеком. Социальный интеллект — это умение спокойно выслушивать других людей и одновременно исследовать их, их слова и мотивы, стимулировать к откровенности и никогда не показывать свое неодобрение или критику, если человек не просит об этом сам.Человек, обладающий социальным интеллектом, сдержанный и терпеливый, но в то же время его нельзя назвать скучным и малообщительным.

4. Терпение

Бывает, что человек, с которым ты общаешься, намного сложнее или тоньше (в душевной организации), чем ты сам. В таком случае твой прямолинейный ум может только помешать тебе вынести правдивый вердикт. Важно не рубить сгоряча и не быть самоуверенным, а дать человеку время на то, чтобы он сумел полностью раскрыться. При первом знакомстве каждый из нас старается изобразить кого угодно, но только не самого себя. Это может быть как из-за желания понравиться и заинтересовать тебя, так и из каких-либо корыстных побуждений. Так что не торопись с выводами, а лучше подожди и понаблюдай, как человек себя проявит.

5. Отстранённость

Нельзя назвать отстраненность и замкнутость положительными качествами, но на самом деле необщительные люди чаще разбираются в других намного лучше. Они чаще подмечают интересные детали в разговоре или поведении их собеседника и уделяют больше внимания ему, экономя на проявлении себя. Это помогает малообщительному человеку избавляться от нежелательных или потенциально опасных контактов.

6. Осторожность

Осторожность не бывает излишней, особенно это касается взаимоотношений. Бывают люди, которые сразу открываются окружающим и с первой же встречи оказываются готовы на дальнейшее сближение. Такой человек чаще всего ошибается в других, так как становится «легкой добычей» для тех, кто любит пользоваться людьми. Поэтому полезно держать определенную дистанцию до тех пор, пока не будешь на 100 % уверен в том, что человеку можно доверять. Ну или избегать тем, которые не должны получить широкого распространения. В общем, совет один: не торопись — и будет тебе счастье.

Источник

Как легко научиться разбираться в людях

Что значит разбираться в людях

Порой нам доводится слышать в свой адрес: «Я тебя хорошо знаю!». — «Как же так? — удивляемся мы. — Кто-то уверяет, что видит меня насквозь, а я и сам толком себя не знаю. Думал, что я смелый, а вчера струсил. Думал, что спокойный, а сегодня устроил истерику».

Как разобраться и в себе, и в людях

Вариант радикальный

Владимир Высоцкий в «Песне о друге» советовал поступать так:

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберешь

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой,

И если он «сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник, оступился — и в крик, … ты его не брани — гони». «А когда ты упал со скал, он стонал, но держал, … значит, как на себя самого положись на него».

Хороший способ лучше узнать друзей, но уж слишком экстремальный. Такой же, как и «пойти вместе в разведку».

Вариант, требующий времени, но не гарантирующий результат

Согласно поговорке, чтобы хорошо узнать человека, нужно вместе «с ним съесть пуд соли», то есть не менее 16 килограммов. По расчетом физиологов, в среднем каждый человек за год съедает 5 кг соли. Значит, чтобы лучше узнать друг друга, им понадобится почти 2 года.

Вариант третий: полагаемся на первое впечатление

В народе говорят: «Первое впечатление самое верное», «Первая мысль от Бога, вторая — от дьявола». «Железная леди» Маргарет Тэтчер заметила: «Мне хватает 10 секунд, чтобы составить свое впечатление о человеке, и в дальнейшем оно очень редко меняется».

Однако далеко не все люди мыслят, как Тэтчер, и столь же наблюдательны, как она. Поэтому наравне с утверждением, что первое впечатление — самое правильное, существует и другое: «Первое впечатление обманчиво».

Вариант четвертый: народная мудрость

Спросил как-то юноша мудрого старца: «Как научиться разбираться в людях: кому доверять, а кого бояться?». — «Сначала отвечу тебе, кого опасаться, — сказал старик. — Больше всего опасайся самого кроткого, благочестивого и смиренного, того, кто льстит тебе, обнимает тебя и клянется в верности. Он первым тебя предаст». — «Кому же тогда доверять?», — удивленно спросил юноша. «Доверяй тому, кто говорит правду, какой бы она ни была. Он первый придет тебе на помощь», — ответил старик.

Вариант пятый: учимся у классиков

Немецкий психиатр Карл Леонгард разработал классификацию характеров, которые он описал в первой части монографии «Акцентуированные личности». Здесь и демонстративные личности, и возбудимые, и тревожные, педантические, и многие другие. Наиболее верные выводы о типе личности, писал Карл Леонгард, делаются на основе наблюдения и собеседования.

Во второй части монографии, которая называется «Личность в художественной литературе», он анализирует характеры героев произведений классиков мировой литературы: Достоевского, Оноре де Бальзака, Льва Толстого и др.

Свои советы, как разбираться в людях, дает и доктор психологических наук Аркадий Егидес в книге «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности».

«Зачем это нужно?», — спрашивает он. И сам отвечает: «Чтобы знать, чего от них ждать, чтобы правильно с ними взаимодействовать, а также на них влиять. Подробно описывая разные психотипы, автор дает нам возможность понять их, чтобы мы могли видеть в людях позитив, обезопасить себя от негатива и управлять ситуацией.

Один из примеров: если человек истероидного типа кричит, как он вас ненавидит, и уходит «навсегда», — знайте, он непременно вернется, как только вы проявите к нему повышенное внимание. Если же молча собирает свои вещи и уходит эпилептоид, — это действительно может быть навсегда.

Советы психологов

«Как разбираться в людях?» — этот вопрос обычно начинает волновать нас лишь после того, как мы сильно ошибемся в ком-то. Мы думали, что рядом с нами — человек надежный, а он в трудную минуту исчез. И наоборот — тот, на кого мы и не надеялись, предложил свою помощь. «Ведь наверняка есть какие-то сигналы и знаки, по которым можно распознать, что за человек перед нами», — думаем мы. Да, они есть, но мы их не замечаем и продолжаем наступать на те же грабли.

1. Язык тела и мимика

Прежде всего обращаем внимание наязык тела, жесты и мимику нашего собеседника. Подробно о том, как читать мысли окружающих по их жестам, рассказывает австралийский писатель Алан Пиз, известный еще как «мистер язык тела», в книге «Язык телодвижений». Из нее можно узнать, что означают сцепленные пальцы рук, скрещенные на груди руки, поглаживание подбородка, потирание век и многое другое. И если мы будем внимательным читателем, хорошим учеником и наблюдательным человеком, то легко сможем угадывать истинные намерения своего собеседника.

2. Далее — определяем темперамент

Кто перед нами? Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик? (Разумеется, люди с тем или иным темпераментом в чистом виде встречаются очень редко, обычно это смешанные типы с преобладанием какого-то одного.)

Наш друг — сангвиник? Он неорганизован, зато активен и жизнелюбив. Меланхолик? Не будем корить его за пессимизм и тянуть в шумные компании. Флегматик? Попросим его помочь разрешить конфликтную ситуацию, ведь флегматики — миротворцы. Холерик? Не удивительно, что он любит покомандовать.

Эмоционально устойчивые сангвиники неплохо уживаются с эмоционально неустойчивыми меланхоликами, а эмоционально устойчивые флегматики дополняют неустойчивых холериков.

Подробнее о типах темперамента можно прочитать в книге Светланы Небыковой «Типы темперамента. Отношения. Тайна двойников».

3. Полагаемся на интуицию

Ее называют чуйкой, шестым чувством, внутренним голосом, предчувствием. Мы говорим, что сердцем чуем опасность, кожей чувствуем неприятность. Иногда мы от этой чуйки отмахиваемся, но впоследствии чаще всего жалеем об этом.

Человек нас очаровал, и мы упорно не хотим замечать сигналов, подаваемых интуицией. Это могут быть беспокойство, тревога, ощущение бегающих по спине мурашек, дискомфорт. Что-то нас настораживает, но мы игнорируем внутренний голос. А зря, ведь он ошибается редко.

Правда, далеко не все обладают развитой интуицией. Но это легко исправить, прочитав «Развитие интуиции. Как принимать верные решения без сомнений и стресса» английского психолога Гая Клакстона.

4. Сбрасываем маски

«Мы так хорошо дружили, были не разлей вода, но вот поехали вместе на море и оказалось, что у нее отвратительный характер. Она мелочная, сварливая, вечно всем недовольна», — жалуется одна подруга на другую. — Я ее с трудом выдержала и больше не хочу видеть!». «Она просто невозможна!», — обижается вторая.

Что же случилось? Девушки вышли из зоны комфорта, оказались в нестандартной ситуации, и им пришлось отступить от привычных поведенческих шаблонов. По сути, они сбросили маски и показали себя настоящих, а именно: эгоистичных, нетерпимых, не умеющих строить отношения и выходить из конфликтных ситуаций без моральных потерь.

Еще пример. В небольшом рабочем коллективе у одной из сотрудниц пропал новенький смартфон. Она уверяла, что еще утром он был при ней, значит, его украл кто-то из коллег. Милая приветливая девушка на глазах превратилась в разъяренную фурию, у которой к каждому нашлись претензии. На другой день она извинилась, потому что злосчастный смартфон нашелся дома, она его просто забыла. Но, как говорится в анекдоте, «ложечки нашлись, а осадочек остался».

Если мы хотим лучше узнать человека, то чем неординарнее будет ситуация, в которой мы с ним окажемся, чем меньше он будет к ней подготовлен, тем больше шансов, что он раскроется, проявит свою внутреннюю сущность.

Источник

Как лучше разбираться в людях

Рассказывать айтишникам про психологию то еще дело, некоторые читатели скажут: «Bullshit!», и вообще не поверят, потому что психологию, даже прикладную, нельзя назвать точной наукой. Тем не менее, задача этой статьи — показать и доказать вам, что некоторые модели действительно работают. В основе доклад Сергея Котырева из UMI на РИТ++ 2017, от его лица дальше и пойдет повествование.

Что значит разбираться в людях

Я — IT-предприниматель с 20 летним стажем. Так получилось, что с самого начала карьеры мне пришлось управлять людьми. Как выпускник технического вуза и айтишник, я изначально понял, что люди сложно поддаются алгоритмизации, и вообще осознанию, пониманию и прогнозированию.

Позже я пришел к мысли, что люди — это вообще самое сложное, с чем приходится работать. Сейчас я думаю, что люди вообще, наверное, самое сложное, что есть во Вселенной.

Мне кажется, о поведении и предсказании поведения спиральных галактик мы знаем больше, чем о том, как поведет себя человек, например, моя жена, сотрудник, или особенно сотрудница моего отдела маркетинга, не говоря уже о пиарщицах. О том, что ближайшая к нам Галактика летит, и через сколько-то миллиардов лет столкнется с нашей, мы уже знаем точно.

Почему психология не является точной наукой?

Представьте себе некий трехмерный объект, в данном случае цилиндр. А любой психолог мыслит в некоем двухмерном пространстве, в рамках своей модели. Представим, что этот трехмерный объект — это человек, его психика. Один психолог в рамках своей модели скажет, что он в этом человеке видит круг, а другой — квадрат. Они будут спорить до хрипоты потому, что применяют разные психологические подходы.

Давайте представим себе, что человеческая психика на самом деле не 3-х, а N-мерный объект. Она настолько многогранна, что мы можем себе вообразить еще кучу проекций, каждая из которых будет непохожей на других фигурой. Чем больше проекций мы соберем, тем больше представлений мы получим о реальной форме изначального объекта. Все существующие психологические школы и теории — это есть не что иное, как отдельные проекции.

Сегодня я расскажу о тех, которые мне помогли в работе и жизни.

Для начала хочу сказать, что изначально к психологии, как любой айтишник, я относился очень подозрительно, даже с неким пренебрежением, пока не столкнулся с несколькими теориями, которые на удивление действительно работали и продолжают работать.

Что у меня прижилось и хорошо работает

Из всего многообразия теорий и школ, так сказать, отражений реальности, я выделил 5, которые работают у меня:

«5 языков любви» Гэри Чепмена

Самая простая книга, которая читается за пару-тройку часов.

Американский семейный психолог Гэри Чепмен изначально поднял эту тему, чтобы проанализировать причины разводов. По его мнению, мы свою любовь выражаем на 5 разных языках. Причем речь идет не о сексуальной любви, точнее, не только о ней, но о любви вообще: к людям, в том числе сотрудникам, идеям, компаниям, ценностям и т.д.

Наверное, вы догадываетесь, что сотрудники должны чувствовать, что вы их любите. Это довольно эффективная для менеджмента штука. Согласно теории Чепмена, у каждого из нас есть 5 языков любви, один из которых развит, а на остальных мы любовь не воспринимаем и не способны ее показывать.

Служение

— Дорогой, хочешь, я тебе кофе принесу?

Предложить принести кофе — это самый примитивный пример служения. Самое сложное — служить своей семье, своей компании, своей команде — не спать ночами, думать о них, искать, где деньги на зарплату добыть и т.д.

Кстати, это мой язык любви. Я понимаю любовь только тогда, когда мне служат, и сам показываю любовь, только служа — не только другим людям, но идеям, миссии, ценностям, команде, компании и т.д.

Прикосновения

Многим людям приятны физические прикосновения. Это для них основной язык любви: поцелуи, объятия, простое похлопывание по плечу.

Я терпеть не могу, когда меня трогают. А моя жена, наоборот, обожает прикосновения. Поэтому она мне говорит, что я ее не люблю потому, что мало поглаживаю — мне это не близко. Но я понимаю, что ей это надо, потому что на этом языке она понимает, что мне симпатична. Нет, с сексом у нас все нормально, но поглаживать просто так я не вижу никакого смысла.

Подарки

Есть люди, которые показывают свою любовь только через подарки, и понимают, что его любят, только когда ему что-то дарят. И сами любят дарить.

Качественно проведенное время

Это время, когда вы уделяете человеку свое внимание, а не просто, например, вместе сидите на диване и смотрите телевизор.

Приведу пример. Один наш программер скис и хотел увольняться. Мы пошли с ним в кафе и 3 часа говорили ни о чем — и обо всем. После этого он расцвел, остался работать дальше, и работал хорошо. Это не мой язык любви, я это делаю немножечко через усилие над собой. Прочитав эту книжку, я понял, какой у этого сотрудника язык любви и показал на нем, что он дорог мне (и компании), хотя он вообще не был моим прямым подчиненным.

Слова одобрения/поддержки

Для меня и это совершенно чуждый язык. Я с трудом заставляю себя кого-то поддерживать и хвалить — ты же профессионал, и сам разберешься со своими проблемами. Самому мне тоже никакие слова поддержки и одобрения не нужны — я сам разберусь со своими проблемами. Но есть люди, которым это очень важно.

Почитав эту книжку, мой товарищ Дмитрий Агарунов в своем издательстве Gameland на бейджах сотрудников написал его язык любви. Просто подходишь и сразу видишь: — Ага, служение… Кофейку, может, принести?

MBTI по Гринфельду

Это школа на основе MBTI и NLP (www.grinfeld.ru), а Михаил Соломонович Гринфельд — один из моих учителей. Он не пишет книги, а ведет тренинги по VIP-переговорам — очень дорогие и долгие, но это чистая магия и шаманство. Например, после его обучения я на одной сделке заработал лишний миллион долларов, просто применив методику, предложенную им. Этот тренинг окупился тысячекратно. Гринфельд базируется на MBTI (классическая типология Myers-Briggs). Я не очень люблю эту методику, но он ее трактовал очень интересным образом.

Расскажу ее суть в двух словах. Например, я иду на переговоры с топ-менеджером. Он может быть абстрактным, а может — конкретным, и от этого зависит мой стиль общения с этим человеком и успех переговоров в конечном итоге.

В чем разница между абстрактно мыслящим и конкретно мыслящим человеком?

Или наоборот, абстрактный продавец приходит к конкретному заказчику и начинает ему рассказывать про космические корабли, бороздящие просторы Большого театра. А тот говорит: «Нет, ты конкретно рассказывай — что, сколько, когда, почем и т.д.»

Это только одно из измерений, которых у Гринфельда очень много, как и кейсов. Мне это очень помогает — и продавать, и нанимать, и управлять. Хотя повторю, что я не являюсь поклонником MBTI. Но нужно признать, что MBTI среди всех теорий прикладной психологии сейчас самая популярная в мире. Поэтому изучить ее все равно рекомендую. Но еще больше рекомендую учиться у Гринфельда. Скажите ему мою фамилию, он вам даст скидку. Она имеет значение, поскольку обучение недешевое. Я ничего с этого не имею, просто очень благодарен ему за полученные знания, навыки и инсайты.

Теория Хофстеде

Герт Хофстеде — голландский ученый, который занимался вопросами межкультурных различий (cross-cultural difference). Например, почему японский менеджмент так сильно отличается от американского, а русский от немецкого. Хотя эта теория изначально касалась международного менеджмента, она очень хорошо применима в анализе личностных свойств человека

Хофстеде работал по заказу транснациональных корпораций. В итоге была построена очень стройная, основанная на реальных исследованиях система, за которую Форбс признал Хофстеде одним из самых авторитетных бизнес-ученых в области психологии. У меня нет возможности рассказать про эту теорию сейчас подробно. Для себя я сделал одно важное открытие. Эта теория одинаково хорошо работает в менеджменте, как на уровне наций и национальных особенностей, так и на уровне конкретных личностей внутри компании.

В основе теории Хофстеде лежит оценка 5 параметров:

1. Power Distance Index (PDI) показывает, насколько человек (или общество в целом) склонен признавать неравенство.

Например, в России этот показатель традиционно высокий, а в Голландии, Швеции и Израиле низкий.

То же самое касается атмосферы в любой компании. В зависимости от уровня PDI роль менеджмента совершенно разная:

Это интересно! Если в целом в российских компаниях Power Distance высокий, то в IT компаниях он низкий. Мы вообще особенные. Именно поэтому российские айтишники так легко уезжают в развитые страны с низким PDI.

2. Individualism (IDV) — индивидуализм/коллективизм

Например, американцы — индивидуалисты, а китайцы — коллективисты.

3. Masculinity (MAS) — мужественность/женственность.

Американцы с их культом Рембо, «Где твои деньги?», «Ты лузер!» и всем прочим имеют очень высокий индекс MAS. Таиланд, наоборот, является одной из самых «женственных» культур в мире. Россия тоже «женская страна» — вспомните наши сказки, народные песни и т.п.

Иногда достаточно посмотреть, как выглядят мужчины и женщины в стране, и становится понятно, кто формирует национальный характер. Вспомните типичных немок или англичанок, и для сравнения русских, украинских или тайских девушек.

4. Uncertainty Avoidance Index (UAI) — принятие/непринятие неопределенности.

5. Long-Term Orientation (LTO) — долгосрочность/краткосрочность.

НизкийВысокий
PDIВдохновлять и консультироватьФормулировать задания и контролировать их выполнение
IDVОценка отношений, лояльность. Тонкая психология мотивации и поощренийОценивать результаты, прямолинейная похвала или критика
MASИнтуиция, гибкость в принятии решений, поиск компромиссов, равенство, мирная атмосфераСтимулирование борьбы, беспристрастность, четкие правила, иерархия, конкурентная атмосфера
UAIМало правил, свободный график, широкие полномочия, гибкость и импровизация, толерантностьЧеткие правила, инструкции, формализм, ритуалы, структурированность
LTOБыстрые результатыДолгосрочный стабильный эффект в будущем

Что русскому хорошо, то немцу.

У Хофстеде есть научное доказательство известной пословицы » Что русскому хорошо, то немцу смерть«.

Что значит разбираться в людях

Сравниваем русского с немцем:

… и китайцу

Что значит разбираться в людях

Модель Process Communication

Это новейшая для меня теория, которую я до сих пор изучаю. Она мне показалась очень интересной, поэтому я о ней пару слов скажу. Эту модель в 1970-е годы разработал американский психолог Тайби Кэлер. В 1978 г. он подписал контракт с NASA, по которому принимал участие в подборе психологической совместимости у астронавтов для комплектации эффективных экипажей. Подбор осуществлялся, в том числе, по психотипу, а не только по физическим и профессиональным параметрам. Эта работа была успешно проведена.

Сейчас разработка Кэлера популярна в основном в Америке и Франции, а в России о ней практически никто не знает. Мы привозили тренера, который проводил тренинг для организации предпринимателей EO, в которой я состою. Модель называется Process Communication (процесс коммуникации) потому, что она позволяет понять, на каком уровне человек наиболее эффективен в коммуникациях с другими людьми.

Базово выделяется 6 уровней. Они теоретически равны между собой, но у каждого человека они не равны. Чем меньше уровень, тем больше энергии затрачивает человек, общаясь на этом уровне и стараясь перейти на свой базовый — более понятный и простой для него.

Что значит разбираться в людях

Например, моя PCM-модель:

Я — логик, я логично мыслю, я ответственный, я все пытаюсь объяснить с точки зрения логики. А душевный человек — теплый, чувствительный, чуткий, эмпатичный и т.д. Не моё.

Упорный — это человек со своими жизненными принципами, который не пойдет на их нарушение. У него есть собственные правила игры, которые он сам себе придумал, или ему родители внушили, или еще кто-то, и он живет по ним.

Деятель — это типичный предприниматель — созидатель, который постоянно что-то делает, договаривается, крутится, вертится.

Мечтатель любит побыть в одиночестве, сидеть, размышляя и мечтая о чем-то. Делать он ничего не будет, пока его не пнут. Но мечтатель хорош тем, что он может рождать самые креативные идеи, которые не приходят в голову даже логикам. У мечтателей бурная фантазия и воображение.

Например, когда у меня было рекламное агентство, в нем работала девушка. Она была типичный мечтатель, то есть пока не пнешь, не полетит. Она зависала на работе, слушая музыку и глядя в одну точку. Моя работа была — заставлять писать ее креативные концепции для крупных клиентов. Когда она писала эти тексты, у всех челюсть отвисала — настолько они были крутые. Но нужно было, чтобы ее никто не трогал какое-то время, и периодически пинал, чтобы не зависала.

Душевный человек встречается во многих компаниях. Обычно это женщины, но я знаю несколько мужчин-бизнесменов этого уровня. Кстати, в IT компаниях душевных людей маловато.

Бунтарю самое главное — это обратить на себя внимание, всех поразить, шокировать, удивить, порисоваться в лучах славы, что-нибудь такое сказануть, чтобы все на него посмотрели.

Что значит разбираться в людях

Process Communication — довольно дорогой, но эффективный 2-дневный тренинг. После того, как вы изучите Психософию Афанасьева, рекомендую заняться им. Они очень хорошо друг друга дополняют, поскольку смотрят на человека в разных проекциях, но не противоречат.

Психософия Афанасьева

Это моя самая любимая теория, с которой началось мое увлечение прикладной психологией. Наверное, если бы она не появилась в моей жизни, я бы так и забил на психологию потому, что считал, что все это фуфло для девочек на психфаке, а такому серьезному мужику, как я, заниматься этим не пристало.

Но я прочитал книгу, и поразился — это работает! Я узнал многие вещи не только о других людях, но и о самом себе. Например:

Александр Юрьевич Афанасьев родился в 1950 году, умер в 2005. Изначально он занимался соционикой, а потом сказал, как Ленин: «Нет, мы пойдем другим путем!» и ушел в библиотеки, изучая несколько лет биографии известных людей, выделяя их психотип по новой модели, похожей и одновременно непохожей на соционику.

После появления теории Афанасьева, которую он назвал «Психософией», последователи соционики раскололись на два неравных лагеря: те, кто пошел за Афанасьевым, и приверженцы старой школы. Я соционику тоже изучал, мне она не нравится. Психософия же сработала на отлично! Считаю, что эта теория реально крута. Она говорит о том, что каждый из нас имеет разные жизненные ценности. То есть психотипирование человека — это понимание его ценностей.

Вы очень сильно удивитесь, но ваши ценности не совпадают с ценностями большинства людей, которые вас окружают. Исходя из ценностей, мы приходим к пониманию того, как будет человек думать и что для него важно, как он будет принимать решения и как поступать.

4 функции личности

Начнем с того, что человеческая личность состоит из четырёх базовых слагаемых, называемых «функциями». Это не ахти, какое открытие, но больше ничего не придумать:

Порядок функций

У каждого человека функции стоят в разном порядке, например:

Человек АЧеловек В
1-я Физика1-я Эмоция
2-я Логика2-я Воля
3-я Воля3-я Логика
4-я Эмоция4-я Физика

Функции неравнозначны. Существует внутренняя иерархия этих функций, которая и определяет тип каждой личности (всего 24 психотипа). Конечно, многие айтишники с 1-й логикой скажут, что это все фуфло, нельзя все многообразие людей разделить на 24 типа. Это слишком просто.

На самом деле, можно. Я не буду утверждать, что 2 человека с одинаковым психотипом будут одинаковыми. Нет, не будут! Не будут потому, что у них разные родители, разная судьба, они выросли в разных странах, у них разное тело. Они все равно будут разные. Но! Жизненные ценности у них будут примерно одинаковые.

2 верхние функции считаются условно сильными сторонами личности, а 2 нижние — условно слабыми. Но я подчеркиваю здесь слово «условно» потому, что иногда 4-я функция одного человека гораздо сильнее 1-й функции другого, если измерять, например, интеллект или физические способности. Иногда наши условно слабые стороны влияют на нашу судьбу гораздо сильнее, чем условно сильные. Расскажу чуть поподробнее, потому что это может быть непонятным.

Первая функция

Первая функция — очень сильная, но у нее есть одна проблема. Она избыточна и груба.

Вторая функция

Идеальная функция в нашем психотипе — самая лучшая и здоровая часть натуры человека:

Например, самый лучший актер — это человек не с первой эмоцией, а со второй, потому что он, когда надо, заплачет, а когда надо засмеется, причем между этими событиями может пройти 2 секунды времени. Самый лучший логик — это человек со второй логикой, а не с первой потому, что первый обычно рассуждает так: «Я тут самый умный. Поэтому либо слушайте, что я вам говорю, либо сами виноваты». А вторая логика скажет: «Интересно и ваше мнение послушать, давайте обсудим!»

Вторая воля — это человек, которого трудно сломать, согнуть, но при этом он сам не давит на других людей. Вторая физика — это самые трудолюбивые, энергичные и жизнеспособные люди.

2-ю функцию Афанасьев сравнил с рекой, которая, как Волга, бесконечно и долго течет, и ты всегда знаешь, что в ней вода не кончится. Так и наша 2-я функция. Она, как хорошее здоровье — мы его вообще не замечаем потому, что считаем, что оно неисчерпаемо, пока не случится какая-то проблема.

Третья функция

Как вы понимаете, нам в чем-то должно не повезти — все люди имеют не только достоинства, но и недостатки. Точнее, у нас есть то, что мы считаем своими недостатками, о чем мы с детства думаем, что мы в этом не очень удались.

Мы смотрим на других людей, и видим, что у них это развито круто, а у нас этого нет. И начинаем им либо завидовать, либо в них влюбляться, либо у них учиться и пр.

Это как раз третья функция:

Если у человека 3-я эмоция, он не уверен, что он достаточно раскован, открыт, не зажат и т.д.

Если у человека 3-я воля, он все время боится, что его недостаточно уважают и ценят.

Если у человека 3-я физика, он не уверен в своей красоте, мужественности, а также в том, что он достаточно обеспечен. Он все время себя за это гнобит. Девушка постоянно сомневается, красива ли она, хотят ли ее мужчины. Мужчины точно также сомневаются насчет мнения девушек о себе.

Мы всегда боимся удара по 3-й функции:

Поскольку у нас это самое больное место, мы его всегда стараемся прикрыть, как футболисты во время стенки прикрывают свое самое чувствительное место. Так и мы постоянно ходим, прикрыв фиговым листком нашу третью функцию.

Я уже говорил, что нижние функции (3-4) — условно слабые. На самом деле слабая только четвертая функция. Третья очень сильна потому, что она — драйвер и движитель нашего саморазвития. Например, кто чаще всего ходит в спортивный зал или занимается экстремальными видами спорта, мучает себя на всяких биатлонах, триатлонах и прочих марафонах? — 3-физичные люди! Они больше всего заботятся о своем здоровье потому, что для них это важно, и они очень в нем не уверены.

Кто самые красивые и утонченные девушки? — 3-физичные! 2-физичная уверена в своей красоте, она знает, что с ней все в порядке. А 3-физичная будет всю жизнь это доказывать.

Кто больше всего читает и учится? — 3-логичные!

Кто самый утонченный музыкант? — 3-эмоциональный!

Посмотрите на Тома Йорка из Radiohead, например. Вообще весь британский рок — музыка 3-й эмоции, а 1-я эмоция — это Фредди Меркьюри. У кого музыка тоньше и изящней? Мне можно сравнивать — у меня 1-я эмоция, поэтому я считаю, что лучше всех разбираюсь в искусстве.

Например, одного моего товарища с 3-й физикой заклинило на потреблении. Ему важно покупать самую последнюю модель BMW или самый большой дом. У него 3-я физика проявляется в том, что он не уверен, что его будут уважать, если он будет жить скромнее. И сам себя уважать не будет.

Кстати, кто самые крутые менеджеры? 3-вольные. Они гибкие, не уверенные в себе, но тщательно это скрывают — поэтому очень много работают над собой. Еще они прекрасные манипуляторы потому, что понимают людей гораздо лучше и тоньше, чем остальные.

Четвертая функция

У каждого из нас есть эта функция, но она нам не важна. Есть и есть. Например, спросишь человека — какая твоя любимая музыка?

— Да разная! Я разную музыку люблю!

У него 4-я эмоция — он будет слушать то, что дадут. Или:

— Какой твой любимый художник?

Он подумает и скажет:

Если он скажет «Ван Гог», уже есть повод задуматься, что эмоция выше 4й.

Четвертая функция — это пустячок. Мы ей пользуемся, конечно, когда надо. Есть 4-я логика, и мозги работают нормально. У человека с 4-й физикой есть тело, правда? Значит, есть физика. И 4-я эмоция существует. Но это как бы не важно — мы не паримся по этому поводу и не получаем от нее большого удовольствия — потому и не развиваем эту функцию.

Это интересно! В экстремальных условиях 4-я функция отключается. То есть у человека с 4-й физикой в кризисной ситуации просто отнимутся ноги, и он не сможет двинуться с места. Человек с 4-й логикой перестанет вообще соображать.

Кстати, воинам очень хорошо иметь 4-ю эмоцию потому, что в экстремальных ситуациях они не теряют самообладания. Александр Македонский или Наполеон бросались в бой совершенно без страха, у них отключались эмоции. Это и хорошо, и плохо, в зависимости от ситуации.

Первое важное замечание: процесс/результат

Второе важное замечание: значимость и самооценка

Третье важное замечание

Вы можете сказать: «Так что, если ты 1-логичный человек, а я 4-логичный, ты умнее меня?»

Нет! Ни в коем случае. IQ никаким образом не связано с позицией логики. Место функции в иерархии конкретной личности не связано с качеством и степенью развития этой функции. Есть великие, очень умные люди, с 4-й логикой. Есть совершенные идиоты с 1-й логикой. Вопрос в другом — как они сами себя оценивают.

Совершенный идиот с 1-й логикой считает себя невероятно умным. Почитайте некоторые комментарии на Facebook. Я, когда с этим разобрался, даже перестал париться по поводу того, как можно быть таким идиотом. Идиотизм с 1-й логикой прекрасно сочетается. Просто вопрос в ценностях — человек с 3-й логикой может быть невероятно умен, но он все время будет сомневаться в своем уме и вести себя соответственно.

У моего папы была 3-я логика. Он постоянно получал высшие образования просто для того, чтобы доказать свой ум себе и окружающим. Но при этом с рациональностью речи у него были определенные проблемы потому, что 3-я логика обычно очень специфически выражается. У моего партнера в UMI 3 логика. Мне приходится часто переводить его мысли на человеческий язык, чтоб другие сотрудники его поняли.

Положение функции определяет смысл, цель, ценность и самооценку, а также модель поведения и принятия решений, но не качество этой функции.

Таблица типов функций

Чтобы было легче запомнить свойства функций, Афанасьев дал им очень хорошие «прозвища».

ЭмоцияЛогикаФизикаВоля
РомантикДогматикСобственникЦарь
АктерРиторТруженикДворянин
СухарьСкептикНедотрогаМещанин
ЗевакаШколярЛентяйКрепостной

У меня есть очень много знакомых, которые прекрасно разбираются в искусстве, но при этом лицо у них всегда каменное. Они наружу свои эмоции никогда не показывают — сухари!

Мой 3-логичный товарищ на любой вопрос говорит «Мне надо подумать!» потому, что боится, что если он сразу ответит, он может сказать глупость и я подумаю, что он глуп. Это очень страшно для него

Дело в том, что все передается генетически от родителей к детям, а за время советского режима всех людей с высокой волей планомерно уничтожали на физическом уровне. Поэтому в основном власть у нас 3-вольная, а население — 4-вольное. Но потомки выживших высоковольных все-таки встречаются.

Упражнение

Что значит разбираться в людях

Определите психотип этого персонажа.

Рассуждайте примерно так. Есть несколько гипотез, например:

Определите самостоятельно психотипы Говарда и Бернадет.

Подсказка: Почему Говард стоит в такой позе перед Бернадет? Всомните, как Бернадет топает ножкой.

Что значит разбираться в людях

Как узнать психотип?

Понаблюдайте за реакцией человека. Конечно, не обязательно вводить его в стрессовую ситуацию, но при стрессе человек реагирует ровно по последовательности функций. Поскольку взрослые люди умеют сдерживать себя, не обязательно 1-физичный мужик при любом стрессе сразу начнет бить в лицо. Возможно, нет, но, если выпьет, да — потому, что у него откажут тормоза.

Если же у 5-летнего ребенка отнять любимую игрушку и посмотреть на реакцию, изначально увидим 1-й функцию. Если она не сработает, 2-ю и т.д.

В интернете есть тест Афанасьева, можете посмотреть.

Можно ли изменить свой/чужой психотип?

— Я определил свой психотип, и мне он не нравится. Я хочу другой, как у Стива Джобса! Или как у Наполеона. Могу ли я его изменить?

Ответ: нет, не можете. Мы родились с психотипом, как с телом — мы с ним всю жизнь и проживем.

Гармонизация личности

Другой вопрос — можно ли гармонизовать свой психотип?

Ответ: да!

Любой психотип от природы несовершенен из-за болезненности 3-й функции, недооценки 4-й и избыточности 1-й. Причем с возрастом 1-я функция обостряется.

Как гармонизировать психотип?

Для меня это эмоция, и мне было важно научиться не орать по любому поводу, например, из-за чьих-то косяков на работе. За несколько лет я справился, теперь жену воспитываю. У нее тоже 1-я эмоция. Если 2 первых эмоции не будут умерять свой пыл, представляете, какой ор будет стоять в доме!

Как базово взаимодействовать

Наша первая функция — это кувалда, трактор.

Как не обидеть

Удары по 2 и 4 функциям человеку безразличны.

Например, скажите мне, что я глупый, я все равно не поверю. Мне будет даже не обидно. А вот проявите ко мне неуважение, я запомню это на всю жизнь потому, что у меня 2-я логика, 3-я воля.

Скажите мне, что я не разбираюсь в искусстве — ха-ха-ха! Но на самом деле я все равно подумаю: «Может быть, я еще недостаточно хорошо в нем разбираюсь?» Для меня это просто очень важно.

Резюме

Обидеть человека можно только по его 3-ей и отчасти по 1-й функциям:

Россияне

Традиционно российские женщины более волевые, у нас женственная, а не мужественная нация (вспомните Хофстеде). В типичной российской семье главная жена.

мужчиныженщины
высокая эмоциявысокая физика
высокая физикавысокая воля
низкая воля
низкая логика

Айтишники

Но айтишники не такие, как россияне в целом. За долгие годы типирования всех сотрудников своей компании я выделил, что 80% айтишников относится к 2 психотипам:

Эйнштейн одевается, как бомж и реже моется;Лао-Цзы — франт: изысканно одет, стрижет бороду в барбер-шопе — просто у него 3-я физика.

В остальном, они ведут себя очень похоже.

Менеджеры

Идеальный кандидат:

Поэтому, если вам нужны ответственные и самостоятельные сотрудники, ни в коем случае не нанимайте 4-ю волю.

На этом наше краткое знакомство с прикладной психологией подходит к концу.

Прием заявок на майский РИТ++ и тематические конференции Aletheia Business и Whale Rider, в частности, уже открыт. Приглашаем старых и новых друзей поделиться своим опытом и случаями из практики, заполнение заявки не займет много времени, а уже потом мы вместе с вами поработаем над докладом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *