Что значит равноапостольные братья
Значение слова «равноапостольный»
В русском богослужении равноапостольные Мефодий и Кирилл, а также равноапостольный великий князь Владимир особо вспоминаются во время литургии и за них на проскомидии вынимается восьмая частица из девятичинной просфоры.
РАВНОАПО’СТОЛЬНЫЙ, ая, ое (церк.). Равный по значению апостолам в распространении, насаждении христианства. Киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, было присвоено русской православной церковью название равноапостольного.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
равноапо́стольный
1. религ. равный по значению апостолам в распространении христианства ◆ Новый храм в честь равноапостольного князя Владимира располагается в Новгородском кремле.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сатисфакция (существительное):
Миссия святых равноапостольных братьев и вызовы современности
Доклад на Пленарном заседании Межрегионального научного форума «Наследие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и современное богословское образование в России» секретаря Ученого совета Ставропольской православной духовной семинарии священника Евгения Шишкина
Я остановился на этом для того, чтобы обратить внимание на истоки человеческой словесной культуры, обратить внимание на библейский сюжет о наречении Адамом имен. Дело в том, что святитель Василий Селевкийский, комментируя этот эпизод, говорит буквально следующее: «Бог говорит Адаму: «Будь творцом имен, давай имена тем, кому Я дал бытие». Если мы вспомним, что, по мысли святителя Григория Паламы, образ Божий в человеке связывается, в том числе, с творческой способностью, то здесь момент сотворения азбуки раскрывает некое особое призвание святого Кирилла как будущего святого. При этом творение имен, формирование понятийного аппарата было вместе с тем и методом трансляции, перевода слова Божия.
Как известно, древние переводчики руководствовались так называемым пословным методом в стремлении представить библейские тексты во всей полноте их смысла, сохранить семантическое и структурное единство текста. Пословный перевод предусматривал следующие компоненты: количество слов в исходном и результирующем текстах всегда был одним и тем же. По крайней мере, к этому стремились. Соответствующие друг другу эквиваленты располагались во фразе по возможности на одних и тех же местах. Принадлежность к части речи, опять же по возможности сохранялась одной и той же. И таким образом, воспроизводился порядок слов, формальные элементы, ритмомелодическая структура и акцентные формулы оригинала.
Славянский грамматический материал составлялся на основе греческих канонических моделей, в результате чего текст наполнялся грецизированными конструкциями, содержащими непривычные для славян обороты, формулы и соположения слов.
Таким образом, глубочайшее постижение духовной реальности, открывающейся в библейских текстах, позволило святым братьям выразить ее в кристально чистых, чеканных лексемах. Другими словами, подбирая аналог к греческому тексту, они настолько ярко выявляли смысловые возможности славянских терминов, которые тогда терминами, естественно, еще не были, что они заложили основу всей словесной культуры в высших проявлениях славянского духа. Поэтому церковнославянский язык до сих пор воспринимается как высокий штиль русского языка.
В истории славянской письменности, как известно, за этим языком закрепляется термин «старославянский», и важно, что воспринимался тогда он как предмет практического освоения. Его не учили филологически, а осваивали в процессе чтения священных текстов. Это важный момент. У святых братьев не стояла задача создать язык. Славянский литературный язык (если можно применить это к той эпохе и о нем говорить, что едва ли) объективно еще не мог выразить сложнейшие нюансы смыслов богословских и демагогических текстов. Неповторимая архитектоника этих текстов по определению не могла быть тождественна славянскому строю речи. Язык, возникший в результате творчества и преодоления этого вызова, смог обеспечить существование тысячелетней традиции, к которой причастен каждый из нас, даже если этого не осознает. Этот язык оказался живым и способным к изменению. И более того, этот язык коренным образом определил пути славянской культуры.
В этом контексте я хотел бы подвергнуть сомнению распространенный стереотип: «Церковь должна говорить с обществом на его языке». Дело в том, что абсолютный приоритет содержания в церковном послании, в апостольской обращенности Церкви к миру зачастую влечет за собой возникновение новых форм и новых, в том числе, коммуникативных возможностей.
Буквально вчера у нас завершилась большая конференция в Ставрополе, и главный научный сотрудник института мировой литературы Российской Академии наук Виктор Мирославович Гуминский рассказал о своем учителе, заслуженном профессоре, который не имел даже степени не то что доктора, но кандидата филологических наук, и однажды, придя на урок, открыл книгу и начал читать: «В городе М. », и так далее и так далее, не обращая внимания на студентов третьего курса филфака, которые осознавали себя будущими великими учеными и были просто в шоке: «Неужели он думает, что мы, студенты, Гоголя не читали?». Они стали незаметно играть за партами, чтобы не обидеть своего уважаемого профессора, но вдруг, спустя пятнадцать минут такого чтения где-то на заднем ряду послышался маленький хохоток. Через пять минут смеялся уже весь зал так, что сотрясался потолок. Учитель без всяких методов смог донести до них совершенно уникальную особенность, индивидуальное лицо писателя, у которого, как выражается Розанов, слова как-то не так стоят. Вот этот момент передачи внутренней харизмы, который всегда в Церкви особенно важен, я и хотел бы подчеркнуть в деятельности тех святых равноапостольных братьев, память которых мы, в том числе, сегодняшней конференцией чтим.
Значение слова РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ. Что такое РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ?
Деяния апостолов
Что совершили апостолы при жизни? Почему в честь них дают священную «приставку»? Равноапостольный — это кто? Последователь апостолов, равный им? Мы знаем, что при жизни апостолы были учениками Христовыми. Они приняли Его учение и пошли за своим молодым Божественным Учителем.
Известно, что распятый в Греции апостол Андрей, уже будучи на кресте, проповедовал своим мучителям учение Христа. Так продолжалось два дня, пока Андрей не испустил дух. И назревает вопрос: «Если бы апостолы не знали Христа, не видели бы Его жизни и прижизненных чудес, не видели Его воскресения, какой смысл тогда бы был в их смертях?» Отсюда следует, что равноапостольный — это тот, кто проповедует Христа. Несет его учение людям.
Видео
Апостол Иаков Алфеев (Иаков младший)
Апостола Иакова Алфеева (младшего, см. Мк.15:40 ) следует отличать от Иакова Зеведеева (Иакова старшего) и Иакова Праведного, одного из 70-ти апостолов, первого епископа Иерусалима. Иаков Алфеев был братом святого евангелиста Матфея.
После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвига крестной смертью. Память ап. Иакова Алфеева 22 октября (н. ст.).
Кирилл и Мефодий, равноапостольные святые. Проповедовали христианство. Создали славянскую азбуку, письменность
Равноапостольные Кирилл и Мефодий тоже очень много сделали для христианства. Создали славянскую азбуку, проповедовали христианство, первые перевели богослужебные рукописи с греческого языка на славянский язык.
Славяне были язычники. Обособленные, разделенные, не имеющие истиной веры. Письменности у них тоже не было. Кирилл и Мефодий объединили славян православной верою.
Создали алфавит. Теперь у этого народа появилась собственная письменность.
24 маядень памяти святых Кирилла и Мефодия
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий жили в греческом городе Фессалоники. Их родители были очень праведные.
Будущие монахи получили хорошее образование. Но удалились от мирской суеты и приняли монашество.
По просьбе князя Ростислава, император Михаил отправил братьев на миссионерское служение в Моравию. Монахи должны были рассказать народу об истинной вере.
Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, вели богослужения на славянском языке. Народ потянулся к братьям и христианству.
Кирилл и Мефодий — братья из города Солуни. Канонизированы и почитаются как равноапостольные святые. Проповедовали Слово Божие
Равноапостольные святые Константин и Елена. Создавали храмы и церкви. Уничтожали языческие божества
Некоторые святые, во имя Христа, трудились на своей родине.
Благодаря их жизни, подвигу, любви к Спасителю, многие племена и народы уверовали.
3 июнядень памяти святых Константина и Елены текст
Царь Константин и его мать Елена издали указ. Гонения на христиан прекратились.
Римская империя стала могущественным христианским государством.
В Палестине святая равноапостольная Елена создала вновь Святые места, уничтоженные язычниками. На Голгофе стоял языческий храм в честь богини Венеры.
Елена повелела разрушить его. На месте языческого святилища нашли три креста.
От него исходила божественная сила, воскресившая мертвого человека. На этом месте, царица Елена построила церковь — Воскресения Господа.
В память об этом явлении был принят праздник Воздвижения Креста Господня.
Все языческие капища были уничтожены. И там, где жил, проповедовал Иисус Христос возвели христианские церкви.
Ее сын Константин всю жизнь посвятил Богу, церкви. В 325 году царь приказал созвать Первый Вселенский собор в городе Никее. На котором было принято краткое и точное разъяснение основ христианского вероучения — Символ веры.
При святом Константине столицей стал город Византия. Немного позже этот город был переименован в Константинополь. Царь Константин принимал очень мудрые и правильные законы. Они основывались на требованиях христианского вероучения.
Всю жизнь он готовился к святому крещению. И принял его уже в конце жизни.
Святые равноапостольные Константин и Елена. Всю жизнь боролись с язычеством. Сооружали храмы. Приняли крещение. Издали указ, и гонения на христиан прекратились
Молитвенная поддержка Апостолов и равноапостольных
4/16 Марта 1888. Пятница на Масленой
Гулял в Уено, в моей любимой тихой широкой аллее; изредка только прохожие прерывают течение мыслей; а шум верхушек почтенных сосен или разом брызнувший сноп лучей на прогалинах… такие успокаивающие и светлые мысли навевают. В прошлом и позапрошлом году почти в это время (в [Рождественский] отдых) там же гулял, – и почти те же мысли, то же настроение; от той же апатии и уныния старался отделаться. Ныне что за уныние все эти дни, навеянное письмом Победоносцева. Прогулка изгнала сплин. Но надолго ли? Я, кажется, все больше и больше теряю душевную упругость. Положил на этот раз следующее: 1. Молиться всегда, не в пост только, молитвой св. Ефрема: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния…» Боже, помоги! И без того я один на Миссии, а уныние и последнего отнимает от дела Божия! Праздность – вследствие уныния – как она вредна и для Миссии, и для меня же самого – расслабляя и без того слабую душу! И что приятного в праздности? Ну вот вчера – отдыхал от занятий, читал, – думал успокоиться нервами; разве чувствовал удовольствие? Чувство человека на приятной лужайке, но с загрязненными сапогами. 2. Стараться приобрести «кротость», которой у меня решительно нет… Поступаться нравом своим в пользу любви и кротости, которые суть благое иго, даруемое Спасителем. 3. Стараться поскорее закончить постройку собора. 4. Завтра – ежедневно, несмотря ни на какие дни, вставать в 3 часа, – ложиться между 10-ю – И час., и после обеда не отдыхать, а если сон станет очень клонить, прилечь на 1/4 часа. Помоги, Ап[остоле] Павле…! Помогите и вы, свв. братья Кирилл и Мефодий, житие которых проф. Малышевского только что прочитал!
Какие бывают святые: 9 ликов святости
Церковь с первых веков своего существования почитает святых. Сейчас для прославления и почитания почившего человека как святого — причисления к лику святых — требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого — решение Архиерейского собора. Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей. Традиционно выделяют 9 ликов, то есть типов святости.
Апостолы
Апостолы (ап. Здесь и далее — сокращение ликов святости, которые встречаются в церковном календаре) — последователи Христа, призванные Им лично. Это 12 ближайших учеников и апостолы от 70-ти. Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета и основали первые Церкви. Главное свидетельство жизни Христа — Евангелие, записали апостолы-евангелисты: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Их часто изображают со свитком или книгой — Евангелием.
Равноапостольные
Равноапостольные (равноап.) — святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов (напр. святой князь Владимир). В изображении этого лика святых часто присутствует Крест — символ крещения.
Преподобные
Преподобные (прп.) — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу». Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.
Пророки
Пророки (прор.) в Ветхозветные времена сообщали людям волю Божию, возвещали о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.
Бессребренники
Бессребренники (бесср.) — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.
Благоверные
Благоверные (блгв.) — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах.
Мученики
Святых, которые открыто исповедовали веру, пострадали, но остались в живых, называют исповедниками.
Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик — монахом. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.
Юродивые, блаженные
Юродивый (блаж.) — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный)
Блаженными по традиции называют некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других.
Праведные
Праведные (прав.) — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков).
Отдельный вид праведных — Богоотцы. Сюда относятся родителя Богородицы Иоаким и Анна, ее супруг — Иосиф Обручник и царь Давид.
Равноапостольный
В Православной церкви наименование равноапостольных прилагается к святой Марии Магдалине как общнице апостолов, святой первомученице Фёкле (согласно апокрифическим «Деяниям Павла и Фёклы», — ученица апостола Павла, обратившая в христианство множество язычников в Селевкии Исаврийской), святому Аверкию, епископу Иерапольскому (скончался около 200 года), святым царю Константину и матери его Елене, Святой Нине, просветительнице Грузии, Святому Патрику — просветителю Ирландии, Борису I, крестителю Болгарии, святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян, святым князю Владимиру и бабушке его Ольге, крестившим русскую землю, святому Николаю, архиепископу Японскому.
В русском богослужении равноапостольные Мефодий и Кирилл, а также равноапостольный великий князь Владимир особо вспоминаются во время литургии и за них на проскомидии вынимается восьмая частица из девятичинной просфоры.
Ссылки
Лики святости в православии |
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый |
Полезное
Смотреть что такое «Равноапостольный» в других словарях:
равноапостольный — равноапостольный … Орфографический словарь-справочник
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — святой, прославившийся распространением Евангелия и способствовавший широкому обращению в христианство … Большой Энциклопедический словарь
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ, равноапостольная, равноапостольное (церк.). Равный по значению апостолам в распространении, насаждении христианства. Киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, было присвоено русской православной церковью название… … Толковый словарь Ушакова
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — ая, ое. Церк. Равный по значению апостолам в распространении христианства и обращении народов в христианскую веру (о святом). Р. князь Владимир. * * * РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ, святой, прославившийся распространением Евангелия и… … Энциклопедический словарь
Равноапостольный — святой, который много способствовал распространению христианства в какой либо области или стране. Например, св. равноапостольный князь Владимир … Православие. Словарь-справочник
Равноапостольный — человек, причисленный к лику святых за то, что способствовал распространению Христовой веры в какой либо стране или области. Например, равноапостольная Нина, просветительница Грузии, равноапостольный князь Владимир и др … Православная энциклопедия
Равноапостольный — прил. Употребляется как эпитет по отношению к святому, признаваемому христианской церковью равным по значению апостолам в распространении и утверждении веры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
равноапостольный — равноапостольный, равноапостольная, равноапостольное, равноапостольные, равноапостольного, равноапостольной, равноапостольного, равноапостольных, равноапостольному, равноапостольной, равноапостольному, равноапостольным, равноапостольный,… … Формы слов
равноапостольный — равноап остольный … Русский орфографический словарь