Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.
Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.
Основными показателями готовности к изучению алфавита можно назвать:
Существенную помощь родителям в их затее освоить со своим чадом алфавит окажут два замечательных пособия:
Кстати, очень хорошо зарекомендовали себя стихотворные азбуки, где буквы и их звучания и изображения обыгрываются в шуточных стихах (можете поискать специальные сборники А. Усачева и С. Маршака).
Помимо всего прочего, запомните и несколько правил, способствующих более эффективному изучению алфавита ребенком:
Что же касается методов обучения алфавиту, то они должны привлекать внимание ребенка, т.к. это будет способствовать интересу и лучшему усвоению материала. Ниже мы предлагаем вам несколько методик, рассчитанных на разные возрастные группы.
Содержание:
Алфавит для детей 3 лет
Как мы уже сказали, первым шагом в обучении ребенка алфавиту должен стать вызов у него интереса к нему. В большинстве случаев любопытство начинает проявляться в процессе самого чтения. Ваша задача – культивировать и поддерживать эту заинтересованность. К трем годам у детей уже часто начинают появляться излюбленные стишки и сказки (если, конечно, их им читали), а значит, есть и мотивация к освоению алфавита, ведь в перспективе малыш сможет читать сам.
Итак, как обучить трехлетнего ребенка буквам:
Взаимодействуя с буквами, начинайте понемногу объяснять малышу их смысл, звук, значение. Но помните, что изучать нужно по одной букве.
Алфавит для детей 4 лет
С детьми четырехлетнего возраста занятия проводятся примерно так же, как и в предыдущем случае. Основной уклон делается на игры. Рекомендуется продолжать составлять буквы из подручных предметов. Обязательно дополняйте процесс новыми играми. Вот парочка таких:
Алфавит для детей 5 лет
По достижению пятилетнего возраста дети, как правило, уже начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Они уже понимают, что буквы составляют слова, а слова – предложения. Поэтому в 5 лет ребенок уже в состоянии без посторонней помощи составлять буквы, рисовать их, лепить и т.д.
Лишь с этого возраста можно давать ребенку в руки электронные буквари – подобные предметы очень увлекают детей. Но подбирать такой букварь нужно грамотно – чтобы при нажатии на кнопки из динамика звучал именно звук буквы, а не ее название. Также можно начинать использовать специальные рабочие тетради (часто они так и называются «Изучаем буквы»), заниматься с которыми ребенок может сам либо с родителями.
Крайне важно, чтобы в 5 лет ребенок говорил связно и внятно. Исходя из этого, нужно как можно чаще просить его что-то рассказывать, к примеру, какую-то сказку или чем он сегодня был занят и т.п.
Алфавит для детей 6 лет
Шестилетний возраст считается самым лучшим для идеального запоминания алфавита и достижения удовлетворительного уровня чтения. Причем, если выучить буквы в 3 года малышу не удалось, в 6 лет он сделает это 100%, и намного быстрее.
В качестве средств для занятий также можно применять азбуки, буквари и магниты. Рекомендуется начинать пользоваться прописями и просматривать мультфильмы, которые обучают буквам и особенностям построения слогов и слов. Некоторые также используют смартфоны и планшеты с тематическими приложениями, но этот момент – исключительно на ваше усмотрение. Мы все-таки советуем приобщать детей к книгам.
И еще кое-что: не поленитесь и сделайте со своим малышом авторский букварь. Делается это очень просто: на бумаге рисуется буква и картинка с соответствующим ей предметом. Затем все это вырезается и вставляется в фотоальбом или вклеивается в обычный альбом и регулярно просматривается. Если же параллельно приобретать для ребенка простенькие книги, он быстрее освоит навык чтения.
Теперь же мы отступим от привязки к возрасту и познакомим вас с тремя проверенными методами, направленными на помощь ребенку в освоении алфавита.
Классический метод
Классический метод построен на соблюдении ряда рекомендаций и выполнении несложных действий:
Игровой метод
Игровой метод по праву считается одним из наиболее распространенных. Суть его сводится к следующему: дайте ребенку задание выучить конкретную букву, а восприятие и запоминание закрепляйте, демонстрируя предметы, которые на эту букву начинаются: А – арбуз, Б – банан, В – веревка, Г – груша, Д – дом и т.д. и т.п.
Однако здесь есть один очень важный нюанс: иногда родители жалуются, что их чадо запомнило зрительную связь, а не произношение буквы. Другими словами, Б у ребенка – не Б, а банан. Так, если потом попросить малыша показать букву Б, он покажет на банан, а если спросить, что это за буква, он тоже ответит, что это банан.
Таким образом, с представленным игровым методом лучше не усердствовать, да и применять его в самый раз только для детей 2-3 лет в качестве способа заинтересовать алфавитом.
Метод Елены Бахтиной
Вкратце о методе Елены Бахтиной мы уже говорили, но для изучения алфавита он подходит очень хорошо. Кстати, именно ее метод, как и составленный ей букварь, сегодня очень популярен среди педагогов и родителей.
Елена Бахтина советует изучать с ребенком алфавит так: за каждой буквой закрепляется конкретный образ или ассоциация, возникающая у малыша при его первом знакомстве с этой буквой. К примеру, буква А может вызывать звуковую ассоциацию – малыш может произносить какой-то звук, когда видит букву А, и т.д. Затем родитель помогает ребенку вспомнить, что это за буква, используя его же ассоциации.
Также педагог предлагает использовать то, что написание большинства букв подкрепляется аналогиями со знакомыми малышу предметами. Например, Б – бегемотик с большим животиком, У – улитка с домиком на спине, Е – буква с закрытыми глазками, а Ё – с открытыми.
Изучать алфавит по этой методике очень просто. Единственное условие – это развитое у ребенка ассоциативное мышление, что встречается, к сожалению, далеко не всегда. Несмотря на это, метод очень распространен. При подробном изучении он оказывается очень последовательным, а разобраться в нем способен любой родитель.
По сути, в том, чтобы помочь ребенку выучить алфавит, нет совершенно ничего сложного. Нужно лишь запастись терпением, взять во внимание предложенные нами советы и рекомендации и начать применять на практике уже известные вам приемы и методики. Поначалу лучше пробовать все подряд, чтобы установить наиболее эффективные и действенные способы, а со временем, когда вы будете знать все особенности своего дитя, – использовать только то, что работает.
В любом случае не нужно требовать от малыша больше, чем он способен сделать. Всегда давайте ему право на ошибку, будьте чуткими к его настроению и самочувствию, изучайте его индивидуальные особенности. В тех же ситуациях, когда замечаете, что ребенку не хочется или совсем не интересно играть с буквами, попробуйте некоторое время подождать, ведь вполне вероятно, что час начала занятий еще не пробил.
В шестом уроке мы подробно остановимся на обучении детей чтению по слогам и представим практические рекомендации на эту тему, а также несколько домашних уроков для развития внимания, зоркости, поля зрения и других полезных способностей и навыков.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А Вы уже инвестируете? Слышали про акцию в подарок?
Зарегистрируйся по этой ссылке и получи акцию до 100.000 руб
План урока:
Дорогие друзья, приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по морским просторам. Впереди нас ждут интересные приключения и новые открытия. Полный вперед!
Буквы в русском языке
Наш корабль взял курс на остров «Буквоежка». Посмотрите, кто нас встречает! Будьте внимательны, что за знаки нарисованы на этих морских жителях?
Ответ: это дельфины, на них написаны буквы. А это значит, что мы сегодня изучаем буквы!
В русском языке всего 33 буквы, которые в совокупности составляют алфавит. Каждая буква обозначает определенный звук.
Буква – это символ, графический знак, который используется в письменности. Буквы нужны для того, чтобы отобразить все звуки на письме. Все слова состоят из букв. Буквы выглядят так: А, О, И, Р, З,Ж, К.
Прочтите стих! Правильно ли брат рассказал своей сестре, что такое буква?
Сестра учится писать,
Только ходит в детский сад.
Как-то раз ко мне пришла,
И тетрадку принесла:
«Милый брат! Мне помоги
И о буквах расскажи,
Я страдаю, что за знак,
Не пойму его никак!»
Взяли мы карандаши,
Говорю: «Садись, пиши.
Это буква – закорючка,
Это вот – чудная штучка,
Буквы – знаки для письма,
Но сестричка не отстала,
С букварем вновь прискакала:
«Братик, милый, покажи,
Букву А мне напиши!»
Вот уж тридцать дней подряд,
На самом деле, звуков больше, чем букв. А два звука: Ъ и Ь знаки – не называют звук, они служат для обозначения мягкости или твердости.
Итак, мы отправляемся на остров, где изучим буквы русского языка.
И он уже виднеется вдалеке!
Внимательно рассмотрите картинку.
На этом острове живут буквы. Дружные согласные. Есть и малыши крикливые, гласные, такие, которые голос всегда поднимают: «Оооо, ааа, ээээ!» Но с нашим приездом буквы попрятались. Догадайтесь, какие буквы можно отыскать на картинке?
Ответ: буквы в надписи-о,с,т,р,в,б,у,к,е,ж,к,а; буквы в названиях – ч – черепаха, ц-цветы, я-яйца, п-пальма, песок, к – кокос.
Запомните, ребята, все буквы алфавита делятся на две группы:
Полезный совет
Многие ребята путают согласные и гласные. Для того чтобы их отличать, нужно выучить все буквы русского алфавита. Вам поможет таблица, созданная своими руками. Нарисуйте все буквы и приклейте их на стену. Каждый день повторяйте их и тогда вы точно не перепутаете гласные с согласными.
Поиграем с островитянами! Назовите все буквы, которые здесь спрятались.
Ответ: я, е, и, г, у, ю, э, с, ф, м, к, д, в, е, б, ы, ь, ъ, з, х, о, ч, а, л, р, ш, щ, ц, п.
Пожелаем жителям острова всего самого доброго и отправимся к их соседям – звукам!
Вперед, по волнам, к острову «Звукослов»
Что такое звуки?
Этот остров очень загадочный. Что там видится на облачках?
Каждая буква называет звук. Буква Э, называет звук [Э]. Однажды ученые задумались, а как записать звук на письме, если мы его только слышим? И тогда были придуманы специальные правила записи звука – графическое начертание того, что мы говорим.
Ребята, посмотрите на эти правила и запомните их.
Звук в квадратной скобке пишем.
Так, как мы его услышим. А = [а]
Буква мягкой может быть,
Когда нежнее чуть звучит.
Перед «я» [м ‘] мягкой стало.
Сверху ставьте запятую,
Маленькую и простую.
Буквы встали в слово в ряд,
Но совсем не так звучат.
В слове «пою» мы [а] услышим,
Но с буквой «о» ее запишем.
Звук – это то, что мы слышим. Можно назвать разные виды звуков – жужжание, стук, мелодия. В русском языке это понятие связано с речью, когда мы произносим вслух букву, так получается звук.
Выделяют гласные и согласные звуки.
Гласные звуки
Произношение русских гласных звуков отличается тем, что поток воздуха, при выдохе и произношении того или иного звука, не встречает препятствий во рту.
Проговорите: «Ииии». Звук свободно проходит, звучит только наш голос. В русском языке существует шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э.
Эти звуки называют десять гласных букв.
Задание
Назовите гласные звуки в этих словах, укажите, сколько гласных звуков в слове.
Итак, гласных звуков – шесть, они произносятся на одном выдохе и без препятствий во рту.
Согласные звуки
На острове рядом с согласными дружно живут согласные звуки. Посмотрите на эти буквы. Произнесите их вслух. Подумайте, а какое препятствие во рту они встречают?
Ответ: воздух проходит через сомкнутые губы.
Этим согласные отличаются от гласных, при произношении звуков воздух как бы запинается о губы, небо, язык.
Какое слово загадано в стихе? Угадай!
Согласный звук – его скажи,
На выдохе произнеси.
Сквозь зубы воздух шел уже.
А после подоспела «В»,
И губы помогают мне.
Их трубочкой сверну,
И громко букву «У» скажу.
Запнется буква «К» вдали,
Какое слово говорим?
Звонкие и глухие согласные
Если звук произносится звонко, его называют – звонким согласным звуком.
Звуки, которые произносятся приглушенно, называют – глухими согласными звуками.
Твердые и мягкие согласные
Есть такие буквы, которые делают согласный мягким звуком. Например, рядом с мягким и твердым знаком согласный смягчается. Вот послушайте: моль, перед ь звук [л ‘] – мягкий.
Некоторые гласные также могут сделать согласный мягким, это буквы: е, ё, ю, я, и. Произнесем: «Мел», первый звук слова произносится мягко [м ‘].
Твердыми согласными звуками останутся, если встанут перед гласными а, э, о, ы. Например: мыло. М и Л – остаются твердыми звуками, потому что стоят после гласных Ы, О.
Задание
Прочти стишок, на месте пропусков вставь недостающие согласные звуки.
Буква …, начнем сначала?
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я
На острове «Звукослов» все дружат. Но несколько букв все-таки отличаются от остальных.
Посмотрите на эту таблицу. Подумайте, почему эти гласные написаны в 2 строки.
Ответ: выше мы уже говорили, что звуки нижнего ряда делают согласный звук мягким.
Например: пила, «п» стоит рядом со звуком [и ‘], поэтому произносится мягко[п ‘].
А еще гласные е, ё, ю, я, ю – особенные. Произнесем: «Юла». Что слышится в начале слова?
Действительно, все эти гласные могут обозначать два звука, если стоят в начале слова или перед ъ, ь;
Совет: правильное произношение звуков поможет вам справиться с выполнением заданий, главное быть внимательным, прислушиваться к тому, что мы говорим и как именно звучит слово.
Те же самые гласные звуки – е,ё,ю,я, могут обозначать и один звук.
Запомните, друзья, в середине слова перед согласным эти гласные будут обозначать один гласный звук. А согласный перед ними будет мягким.
Посмотрите на это слово: мешок. Произнесем, что слышим? Ответ: [м ‘эшок].
Запомним, какие звуки образуют эти гласные.
Какие звуки есть в слове лента?
Какие хорошие звуки мы повстречали. Дорогие наши путешественники, благодаря жителям острова мы прошли таинство посвящения. Наше знание русского языка стало лучше. Отправляемся на соседний остров «Алфавит».
Что такое алфавит?
Слышите песенку, которая доносится с острова? Прислушаемся к ней. О чем это поют жители?
Как это интересно. Пора осмотреть окрестности. А вот и карта острова.
Эта карта непростая,
Буквы по местам расставит.
И порядок в нем царит.
Азбуку всем нужно знать,
Дружно в школе изучать!
Какой удивительный остров! Пожалуй, нужно выучить весь алфавит, знание букв поможет нам отработать умение читать.
Задание
Посмотри на картинку выше, вспомни или посчитай: сколько букв в русском алфавите?
Пройдемся по острову. Здесь написано, как произошел русский алфавит.
Как это интересно! Но нужно расспросить жителей рассказать об этой истории еще подробнее. Нам навстречу кто-то идет, это вроде буква А!
Сказание об алфавите
Появились на земле Русской великие ученые мужи, которые хотели сделать наше государство славным и могучим. Это были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Свой путь они избрали благородный – сделать людей русских умными, всех грамоте обучить и письму. А до них не было еще единого порядка букв. Взяв за основу греческий алфавит, братья славно потрудились.
А потом ее еще проще сделали и назвали кириллицей. 43 буквы вошли в этот алфавит. И каждую буковку выделили, дали свое название. Первые буквы названы были Аз, Буки – так слово Азбука и появилось.
Несколько столетий менялась эта азбука. Пережила много реформ. И ныне мы имеем совершенно новый, но очень удобный алфавит, который должен знать каждый ребенок.
Слава азбуке! Спасибо вам, Кирилл и Мефодий за бесценный дар людям.
Знаете ли вы, что раньше все книги были написаны вручную! Их писали монахи, тщательно прописывая каждую букву. Такую книгу писали год, а иногда и еще дольше. Написанную книгу мы бы даже не смогли отличить от печатной, ведь писали с соблюдением всех правил начертания. Создателей книг называли летописцами. Они были необычайно талантливы, трудолюбивы. Немало сил и терпения приходилось проявлять первым создателям рукописных книг.
Но вскоре Иван Федоров стал основателем книгопечатания. Появились печатные книги. Их создавали для обучения. В дальнейшем стали выходить и светские книги, которые приобретали знатные и богатые люди. С тех пор прошло много времени, книги стали повседневным предметом обихода, прочно вошли в нашу жизнь.
В настоящее время все буквы имеют два варианта начертания: печатный и прописной. Прописные буквы русского алфавита необходимы для быстрого письма. Печатные буквы используются в книгах и других изданиях. При этом, обучение выразительному чтению происходит при помощи печатных букв.
В первом классе вы будете развивать умение читать и писать прописные буквы.
Такое умение очень важно для каждого человека. Ведь писать печатные буквы долго и совершенно неудобно. Освоив замечательный способ быстрого письма, вы справитесь с переписыванием любого текста гораздо быстрее. Этот путь сложный, понадобится усердие и старание. Именно поэтому у любого человека формируется именно его уникальный подчерк.
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Алфавит в нынешнем представлении существует с 1942 года. Фактически же можно считать год 1918-й годом формирования современного русского алфавита — тогда он состоял из 32 букв (без буквы ё). Происхождение алфавита, согласно историческим документам, связано с именами Кирилл и Мефодий и относится к 9-му веку нашей эры. С момента происхождения и до 1918 года алфавит неоднократно менялся, вбирая и исключая знаки. Одно время он насчитывал более 40 букв. Русский алфавит также иногда называют русской азбукой.
На нашем сайте для каждой буквы русского алфавита имеется отдельная страница с подробным описанием, примерами слов, картинками, стихами, загадками. Их можно распечатать или скачать. Кликните по нужной букве для перехода на её страницу.
А а а Б б бэ В в вэ Г г гэ Д д дэ Е е е Ё ё ё Ж ж жэ З з зэ И и и Й й и краткое К к ка Л л эл или эль М м эм Н н эн О о о П п пэ Р р эр С с эс Т т тэ У у у Ф ф эф Х х ха Ц ц це Ч ч че Ш ш ша Щ щ ща Ъ ъ твёрдый знак Ы ы ы Ь ь мягкий знак Э э э обратное Ю ю ю Я я я
Скачать и распечатать алфавит:
Часто в письменной речи вместо буквы ё используют букву е. В большинстве случаев замена не вызывает затруднений у читающего, однако в некоторых контекстах необходимо использование буквы ё для избегания двусмысленности. Русские буквы являются именем существительным среднего рода. Стоит учитывать, что начертание букв зависит от шрифта.
Скачать буквы (в формате pdf, на каждом листе по букве).
Буквы русского алфавита
Частыми вопросами о буквах русского алфавита являются: сколько букв в алфавите, какие из них гласные и согласные, какие называются прописными и какие строчными? Основная информация о буквах часто встречается в популярных вопросах к ученикам начальных классов, в тестах на эрудицию и определение уровня IQ, в опросниках для иностранцев на знание русского языка и других подобных задачках.
Количество букв
Сколько букв в русском алфавите? В русском алфавите 33 буквы.
Некоторые люди для запоминания количества букв в русском алфавите ассоциируют их с популярными фразами: «33 удовольствия», «33 несчастья», «33 коровы». Другие люди ассоциируют с фактами из своей жизни: живу в квартире номер 33, живу в регионе 33 (Владимирская область), играю в команде под номером 33 и подобными. И если число букв алфавита вновь забывается, то ассоциированные фразы помогают его вспомнить. Вероятно, и вам поможет?!
Гласные и согласные
Сколько в русском алфавите гласных и согласных букв? 10 гласных + 21 согласная + 2 не означают звука
Среди букв русского алфавита выделяют:
Буква означает звук. Сравните: «ка», «эль» — названия букв, [к], [л] — звуки.
Прописные и строчные
Какие буквы прописные и какие строчные?
Буквы бывают прописные (или заглавные) и строчные:
Иногда говорят: большие и маленькие буквы. Но такая формулировка некорректна, так как она означает размер буквы, а не её начертание. Сравните: Б — большая заглавная буква, Б — маленькая заглавная буква, б — большая строчная буква, б — маленькая строчная буква.
С заглавной буквы пишутся имена собственные, начало предложений, обращение на «вы» с выражением глубокого уважения. В компьютерных программах используется термин «регистр букв»: прописные буквы набираются в верхнем регистре, строчные буквы — в нижнем регистре.
Нумерация букв
В некоторых логических задачах на определение последующего элемента в ряде, в играх при разгадывании шуточных шифров, в конкурсах на знания алфавита и в других похожих случаях требуется знать порядковые номера букв русского алфавита, в том числе номера при счёте с конца в начало алфавита. Наша наглядная «полоска» поможет быстро определить номер буквы в алфавите.
Частотность букв
Существует понятие частотности буквы (или частоты буквы). Частотность учитывает, сколько раз буква используется во всех словах русского языка. Чем чаще буква используется в речи, тем выше её частотность. В русском языке буква О имеет наибольшую частотность, буква Ё — наименьшую. Это означает, что много русских слов с буквой О и очень мало слов с буквой Ё.
Покажем частотность русских букв с указанием ранга. Так как буква О имеет наибольшую частотность, то её ранг равен 1, буква Ё с наименьшей частотностью имеет ранг 33.
В таблице ниже отражена основная информация о буквах: прямая и обратная нумерация, написание, название, звук (транскрипция), абсолютное значение частотности, процентное значение частотности, ранг частотности, а также частотность слов (или частота слов). Под частотностью слов понимается отношение слов, начинающихся с соответствующей буквы, к общему числу слов русского языка (на основе словаря Н. Тихонова).