Что значит растаможить груз
Документы, чтобы растаможить товар
Любой товар проходит растаможку, если пересекает границу. Как растамаживать товары, мы уже писали. Теперь рассказываем, какие нужны документы, чтобы провезти товар через границу.
Еще о растаможке товаров:
Документы для растаможки зависят от вида сделки
Растаможка — это простое название таможенного оформления товаров или услуг, которые везут из одной страны в другую. Растамаживать нужно все товары: те, что компания купила и те, что получила бесплатно по бартеру или в подарок. В первом случае это будет сделка на возмездной основе, во втором — на безвозмездной.
Если компания заплатила за товар, нужно собрать документы для растаможки:
Безвозмездность сделки на таможне придется доказать. Если компания везет пять коробок с Ролексами, а контракта на покупку у нее нет, сотрудники таможни попросят документы. Из документов должно быть понятно, что часы — подарок. Для доказательства подойдут, например, скриншоты переписки по электронной почте.
Нет универсального списка для растаможки товаров по возмездным сделкам: что собирать, зависит от товара. Но есть документы, без которых точно не получится пройти растаможку. И вот они.
Контракт
Контракт — это договор между компаниями, в котором прописаны все условия поставки и оплаты. Единой формы для контракта нет. Компании составляют его в свободной форме, но обязательно указывают:
Без этих пунктов таможня будет считать, что это не контракт, а лишь деловая переписка сторон, которая не имеет юридической силы.
Если товар покупает и везет через границу одна компания, а получает другая, в договоре пишут: покупатель ООО «Один», получатель ООО «Два».
Ведомость банковского контроля
Ведомость нужна для контрактов от трех миллионов рублей. Документ заполняет и выдает банк, когда компания проходит валютный контроль.
Чтобы получить ведомость, компания передает в банк контракт с иностранным поставщиком, обычно — через личный кабинет, по электронной почте или в отделении банка.
Валютный контроль по новым правилам
Таможенная декларация
В декларации пишут: откуда везут товар, что за товар, кто везет и куда. Здесь же вписывают стоимость и общую сумму поставки. Если у товара есть артикулы, их тоже пишут. Бланк декларации — в программах для таможенного оформления.
По декларации сотрудники таможни проверяют: не занижена ли цена товара по сравнению с рыночной. Если все в порядке, ставят печать и отмечают в программе, что товар можно выпускать из пограничной зоны.
Сертификаты соответствия или нотификации ФСБ
Инвойс
Инвойс — документ, в котором есть сведение о цене, количестве товаров, общей сумме. Еще в инвойсе пишут, кто покупает, кто продает и на каких условиях. Проще говоря, инвойс — это такой счёт для международных сделок.
Инвойс выставляет продавец и отдает покупателю вместе с товаром. Обязательно прописывается:
Вместе с инвойсом компания передает сотрудникам таможни счета за перевозку товара, оплату лицензий и страховку.
Товарные накладные
Есть четыре названия для накладных, они зависят от типа транспорта:
Товарные накладные еще называются товарно-транспортными документами. Но как бы накладные не называлась, прописывают в них одно и то же :
Все о ЦМР — в письме ФТС России №04-30/22 006
Форма ЦМР — в приложении к письму ФТС России №04-30/22 006
По одной копии накладной должно быть у отправителя и получателя и по одной на каждом транспортном пункте. Если товар везут сначала самолетом, потом по морю, а затем на поезде, накладных будет пять.
Документы для растаможки сдают электронно
Документы для растаможки компании всегда сдают в электронном виде через специальные программы для таможенного оформления. Чаще всего используют Альфа-софт, СТМ или Сигма-софт.
Чтобы отправить документы электронно, директору компании нужно оформить электронную цифровая подпись. Если растаможкой будет заниматься сотрудник, нужно сделать для него электронную подпись и доверенность.
Электронная подпись
Дополнительно таможня запрашивает:
Все документы сканируют и отправляю в электронном виде через программу для таможенного контроля. Заверять у нотариуса или ставить печать компании не нужно.
Растаможка: что это такое, как происходить процедура растаможивания товаров и грузов в России
Процедура растаможки (растаможивания) товара, груза — это комплекс мероприятий, которые выполняются участниками внешнеэкономической деятельности для того, чтобы материальные объекты и транспорт перемещались через таможенную границу. Через этот процесс должны пройти все ввозимые (импорт) и вывозимые (экспорт) из Российской Федерации товарные единицы, вне зависимости от выбранного варианта международных перевозок (авто, на морском, воздушном судне, на поезде или смешанным путем). Таможенное оформление производится в пунктах доставки конкретным видом транспорта.
Главной задачей выполняемых мероприятий является выпуск товаров при пересечении границы России с соблюдением всех требований как отечественного, так и международного законодательства, с уплатой необходимых сборов и пошлин, а также предоставлением обязательной документации. Таможня пресекает перемещение грузов, которые запрещены к ввозу и вывозу.
Процедура растаможки
Через оформление таможни должны пройти все товары, которые перемещаются на грузовом или пассажирском транспортном средстве через таможенную либо госграницу. Сюда относятся даже предметы личного пользования, которые физические лица перевозят с собой и должны декларировать согласно российскому законодательству. Для товарных единиц и посылок при грузоперевозках перечисленные манипуляции обязательны для абсолютно всех видов грузов. Это и стандартные типы, и опасные, негабаритные и др. Таким образом, растаможить придется не только авто, которое перегоняют через государственную границу, но и все остальные грузы, товары.
Как понять термин «растаможить», что он подразумевает? Процедура включает в себя несколько последовательных этапов:
Разрешительные документы, декларации, сертификаты заинтересованное лицо вправе заказать у брокера. Эта услуга объединяет сопровождение всего процесса и растаможку. Как именно будут растамаживать грузы, зависит от типа процедуры (товарные ценности предназначаются для внутреннего использования, идут на экспорт либо подлежат транзиту через таможню).
Правила закреплены и в Транспортном Кодексе. Они распространяются на территорию Российской Федерации и государств, являющихся членами Таможенного Союза. В этом нормативно-правовом акте закреплены условия по срокам и суммам налоговых сборов, пошлин, иных платежей. Также в документе перечислены основания, когда грузы, идущие на экспорт или импорт, могут быть задекларированы.
Какие товары подлежат растаможке
Как уже было указано выше, официально процедура носит название таможенного оформления. Все манипуляции проводятся не только для материальных ценностей, но и для предоставляемых услуг. Если с вещами все понятно, то с последней категорией все не так просто. Услуги обязательно нужно растаможивать, но только в том случае, когда они идут в комплексе с имуществом. На практике это происходит не так часто, но все же производители и клиенты сталкиваются с необходимостью оформления таких категорий.
Если грузы поступают из ЕАЭС, растаможивать их не нужно. Государства, не входящие в этот союз (к примеру, Китай), должны пройти через все обязательные процедуры и стоять на особом таможенном режиме до получения разрешения таможни на выпуск.
Сколько стоит растаможить товар
Чтобы посчитать стоимость растаможки, нужно знать цену товара, пошлину и НДС. Размер пошлины и НДС зависят от категории товара. Есть товары, для растаможки которых компании оплачивают акцизы и дополнительные пошлины.
Когда платить за растаможку
Когда компания привозит товары из-за границы, их нужно растаможить, то есть получить разрешение на ввоз в страну. Для этого компания:
Растаможка: что растаможивать и как
О декларации и документах мы уже писали, сейчас рассказываем, когда и как оплачивать.
За растаможку компания платит, когда отправляет декларацию. Декларацию заполняют в специальной программе, например Альфа-софт, в ней же и рассчитывают пошлину.
Деньги за растаможку спишутся с расчетного счета, поэтому ехать на таможню не нужно.
Если на счету не хватит денег, таможня не пропустит товар и не примет декларацию. Чтобы не тратить время на пополнение счета и повторную растаможку, лучше заранее проверить остаток на счете.
Стоимость растаможки зависит от пошлины и НДС
Чтобы рассчитать стоимость растаможки, компании нужно знать цену:
Цена товара и стоимость доставки компаниям известна. Эти цифры есть в счетах, товарных накладных и декларации. Осталось узнать размер таможенных платежей и подставить цифры в формулу.
Таможенные платежи складываются из четырех переменных:
Все переменные, кроме сбора за таможенные операции, компания смотрит в классификаторе товаров. Он называется «Единая товарная номенклатура». В классификаторе каждому товару соответствует товарный код.
По каждому коду в классификаторе указаны ставки НДС и информация об акцизах, антидемпинговых и специальных пошлинах.
Специальные и антидемпинговые пошлины есть лишь для некоторых товаров. Например, в списке синтетические нити, столовые приборы и карамель. Иногда список дополняется.
Сборы за таможенные операции прописаны в законе, они фиксированные. Сбор зависит от стоимости партии товара:
Итак, компания узнала размер пошлин, НДС и акциза, сборов, теперь всё это вводим в программу для таможенного оформления. Здесь же вводится информация о количестве, цене товара и стоимости доставки. Программа сама посчитает, сколько нужно заплатить за растаможку.
Чтобы проверить, верно ли программа посчитала стоимость, нужно знать формулу:
Стоимость растаможки = пошлина + НДС + дополнительные пошлины + сбор
Пошлина = (стоимость товара + стоимость перевозки + лицензированные платежи + страховка) * таможенная пошлина (0,1%)
Антидемпинговые пошлины = (стоимость товара + стоимость перевозки + лицензированные платежи + страховка) * антидемпинговая пошлина (0,415)
НДС = (стоимость товара + стоимость перевозки + лицензированные платежи + страховка + сумма ввозной пошлины
Сбор = 500 рублей
К стоимости товара и доставки могут приплюсовываться дополнительные расходы: оплата страховки, лицензии или прав на использование товарного знака.
Теперь посчитаем на примере: шариковые подшипники из Китая стоят 10 000 рублей, а их доставка до таможни — еще 1000 рублей. Стоимость товара + стоимость доставки = 11 000 рублей.
Чтобы узнать пошлину, НДС и есть ли акциз или антидемпинговая пошлина, смотрим код подшипников в классификаторе. Для шариковых подшипников из нашего примера платежи такие:
таможенная пошлина — 10%, это 1100 рублей;
антидемпинговая пошлина — 19,4%, это 2134 рубля;
НДС —10%, это 1424 рублей;
Получается, стоимость растаможки подшипников — 5157 рублей.
Сотрудники таможни сравнивают цену товара, которую заявляет компания, с ценами из собственной базы. И, если им покажется, что компания занижает цену, чтобы платить меньше, запросят документы: чеки, товарные накладные.
Если окажется, что цена товара на самом деле выше, таможня пересчитает стоимость растаможки. И тогда компании нужно будет доплатить разницу.
Бесплатная бухгалтерия от Модульбанка
Считаем налоги и взносы, готовим отчётность, компенсируем штрафы и защищаем от 115—ФЗ
Как малому бизнесу импортировать товары на продажу
Базовые знания для начинающего импортера
Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.
Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.
Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.
Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.
Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту
Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.
Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.
Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.
Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.
Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.
Какие документы нужны импортеру
Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.
Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.
По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.
Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:
Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.
Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.
Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.
Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.
Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.
А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.
Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.
Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.
Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:
FCA Berlin, Incoterms 2020.
FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.
Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.
И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.
Это счет на оплату, где указаны:
Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.
Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.
Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.
Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.
Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.
Виды транспортных документов
Способ доставки | Название транспортного документа |
---|---|
Автодорожным транспортом | Международная товарно-транспортная накладная, CMR |
Самолетом | Грузовая авианакладная, AWB |
Поездом | Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS |
Кораблем | Коносамент, он же Bill of landing |
Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.
Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.
Как оплатить инвойс в банке
Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.
А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.
За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.
Как происходит ввоз товаров в Россию
Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.
Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.
Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.
Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.
Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444PDF, 533 КБ
При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.
Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.
В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.
Что такое тарифное регулирование
Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.
Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.
Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.
Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:
Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.
Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.
Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.
Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.
Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.
Какие бывают виды таможенных платежей
Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.
В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:
Расскажу про каждый платеж подробнее.
Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.
Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.
Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.
Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.
Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.
Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.
Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.
Как рассчитать таможенные платежи
На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:
Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.
Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.
Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.
Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на август 2020 года.
Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 91 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.
Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.
Пошлина за ввоз составит:
2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €
А в рублях по курсу ЦБ:
3120 € × 84,91 Р /€ = 264 920 Р
Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.
Тогда таможенная стоимость составит:
Переведем в рубли по курсу ЦБ:
Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:
(1 870 757 Р + 264 920 Р + 8530 Р ) × 20% = 428 842 Р
Как внести таможенные платежи
Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.
Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.
В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.
Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ
Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.
Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.
На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.
Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.
Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков необходимо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза — ТР ТС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться на территории страны.
Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.
Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.
А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.
Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.
Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.
Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.
Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.
Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.
Расходы на импорт пуховиков из нашего примера
Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС
Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.
Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.
За что могут оштрафовать импортера
Т—Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.
Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.
Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.
Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.
Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.
Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.
По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.
Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.
Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Адидас» или «Найк».
Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.
Как избежать: с Европой таких проблем обычно не бывает, а вот китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.
Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».
Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.
Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.
Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.
Как сэкономить на импорте
Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.
Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.
Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.
Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.
В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.
При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет, в особенности это касается цен на авиаперевозки. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.
При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.
Во второй половине ноября Европа начинает готовиться к католическому Рождеству: начинаются распродажи, компании стремятся закрыть квоты по контрактам до конца года. Нагрузка на транспортные компании резко возрастает, и цены на их услуги несутся вверх.