Что значит радуга в православии

РАДУГА (RAINBOW)

Радуга – необычайно красивое атмосферное явление. Это дугообразная цветовая полоса, иногда появляющаяся после дождя, когда солнце пробивается сквозь облака.

В Библии радуга приобретает мощную символическую силу, начиная со времени потопа. Когда воды отступили и Ной вместе с семьей вновь стал на твердую сушу, Бог подтвердил Свои заветные отношения с ним. Радуга стала «знамением завета» ( Быт. 9:12–13 ) между Богом и Ноем. В таком качестве она служит выражением новых взаимоотношений, установленных между людьми и их Творцом.

Свое пророчество Иезекииль начинает с описания грозного явления Бога, окруженного сиянием, «в каком виде бывает радуга на облаках во время дождя. Такое было видение подобия славы Господней» ( Иез. 1:28 – 2:1 ). Весьма вероятно, что здесь содержится намек на Быт. 9 и указывается, что Бог будет проявлять милость во время суда над людьми за их грехи.

То же самое можно сказать о двух случаях использования образа радуги в Книге Откровение. В Отк. 4:3 контекст весьма схож с отрывком у Иезекииля – богоявление у престола. Иоанн увидел «радугу вокруг престола, видом подобную смарагду». Любопытно – хотя единого мнения по этому поводу нет, – что в Отк. 10:1 это явление связывается не с Богом, а с ангелом. Он изображается «облеченным облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные». Здесь опять же подразумевается завет с Ноем и мысль о Божьей милости во время суда, пронизывающая Книгу Откровение.

См. также: БУРЯ, ДОЖДЬ, НАВОДНЕНИЕ, ОБЛАКО.

РАЗБОЙНИКИ. См. ГРАБЕЖ.

РАЗВЯЗЫВАНИЕ. См. ВЫСВОБОЖДЕНИЕ.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 9:13

Свт. Иоанн Златоуст

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею

Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле

Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (Ис. 54:8-10) и Иезекииля (Иез. 1:28) и в Откровении Иоанна (Откр. 4:3).

Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4:2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Прп. Максим Исповедник

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?

Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.

Вопросы и затруднения.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.

дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею

Лопухин А.П.

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Источник

Православная Жизнь

Об осмыслении завета Бога с человечеством (в лице праведного Ноя).

Что значит радуга в православии

Во вторник четвертой седмицы Великого поста положено на вечерни читать отрывок из книги Бытия о завете Бога с человечеством (в лице Ноя), где говорится, что больше не будет «истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11). В знак этих слов, Бог дает знамение этому завету – радугу. Это внешний знак, в котором Бог не нуждается, но он так необходим человеку. Об этом как раз и пишет святитель Иоанн Златоуст: «и это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но — чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастья».

Напрашивается весьма логичный вопрос: «А знало ли человечество такое атмосферное явление как радугу еще до Всемирного потопа? Или же радуга появилась только после потопа в знак заключения завета между Богом и Ноем?» На этот счет мнения экзегетов расходятся, одни считают, что радуги до потопа никогда не было, что она появляется впервые, ссылаясь при этом на слова: «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт. 2:6). Из этого следует, что до потопа дождя не было, а земля орошалась только туманом и росою. Но другие экзегеты полагают, что радугу люди знали и видели и до потопа, но после потопа ей усваивается особое значение. Почему в знак завета избирается именно радуга? Профессор А. П. Лопухин об этом пишет следующее: «дело в том, что радуга, то есть видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом».

Стоит отметить, что заветы заключенные с Богом всегда подтверждались видимыми знаками. На примере Авраама, это было обрезание, с Израилем – это суббота, и только Давидов завет не нуждался в таких знамениях, потому что Потомок Давида и был этим знамением. Если сравнить вышеизложенные знамения, то увидим, что радуга на их фоне особенная, ведь обрезание – это действие по отношению к человеку, суббота тоже самое. Понятно, что с Христом радуга не сравниться, но она была и есть постоянным напоминанием о том великом и страшном Всемирном потопе, который, впрочем, уже не повторится. Но она напоминала еврейскому народу и утешение, которое наступило, со дня Пришествия в мир Спасителя.

Многие экзегеты, в своих трудах обращают свое внимание на цвет радуги, и каждый выделяет цвета по-разному. Например, святитель Филарет (Дроздов), выделяет 3 цвета: «огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), они изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни». Преподобный Максим Исповедник, говорит, что радуга вообще состоит из 4 цветов (но не называет их) и далее он пишет: «Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения». Святитель Григорий Двоеслов выделяет два цвета: красный и лазуревый (один из оттенков синего цвета), эти цвета он сопоставляет с огнем и водой, которые в свою очередь по мысли свт Григория означают два суда: «чтобы быть свидетелем того и другого суда, то есть одного, имеющего быть, а другого, уже совершившегося, так как мир хотя и сгорит от огня суда, но не будет уже истреблен водою потопа». Епископ Виссарион (Нечаев) говорит о классических семи цветах радуги, но не дает на эти цвета какого-то особого прообразовательного значения. Таким образом, святые отцы и экзегеты Священного Писания имею различные мнения о значении цветов радуги, но каждый вариант несёт собой прежде всего назидательный характер. Поэтому, каждая теория имеет место быть. Так же, как и в некоторых спорных богословских и экзегетических местах, церковные авторы имеют разнящиеся мнения, но главное, что в основных догматах, доктринах мнения общие. Ведь, у всех вышеизложенных авторов, радуга – это символ завета между Богом и человечеством (в лице Ноя).

Примечательно, что Господь называет радугу Своею. Епископ Виссарион (Нечаев) делает на этом особый акцент, потому что красота ее (радуги) преимущественно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. Подобную мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст, говоря о Божественной любви к человечеству: «Видишь, как велико снисхождение Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел перемену (к добру) в людях, но — чтобы всем этим внушить нам мысль о безмерном величии Своей благости».

В других книгах Священного Писания, радуга также соотносится со знамением божественного величия и славы, например: «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем» (Сир. 43:12), также, в таком же контексте о радуге говорит и пророк Иезекииль (Иез. 1:27–28), а также о ней говорится в книге Апокалипсис (Откр. 4:3, 10:1).

Замечательно о радуге как о божественном завете писал еп. Виссарион (Нечаев): «радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения человеческого».

Поэтому, когда мы будем видеть очередную радугу на небе, нужно обязательно поблагодарить Бога за Его человеколюбие к нам грешным, за Его великую любовь к нам. Ведь радуга – это напоминание нам о Его любви и о нашей будущей райской жизни, при условии хранения себя в чистоте и соединении с Богом.

Источник

Радуга – завет Господа с людьми. Рассказы зависимых

Когда пра­вед­ный Ной уви­дел после пото­па на небе раду­гу, он понял, что спа­сён, что Гос­подь посы­ла­ет ему знак на небе­сах – яркую и весё­лую раду­гу. И с тех после потоп­ных вре­мён люди зна­ют, что раду­га – завет Гос­по­да с людь­ми, что сим радост­ным явле­ни­ем Гос­подь напо­ми­на­ет нам о том, что­бы мы не заблу­ди­лись в гре­хах и не уто­ну­ли в море удо­воль­ствий и насла­жде­ний. Что­бы чело­век не погу­бил душу свою здесь на Зем­ле, а рас­тил её и песто­вал для Цар­ствия Небес­но­го.

Если будешь жить с верой во Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, то спа­сёшь душу свою для веч­но­сти. Но путь спа­се­ния для всех начи­на­ет­ся на Зем­ле, в Божи­ем хра­ме с испо­ве­ди и при­ча­стия.

Есть нема­ло людей, стра­да­ю­щих алко­голь­ной зави­си­мо­стью, одни – еще не при­шли к мыс­ли, что они зави­си­мые люди, дру­гие, осо­знав­шие поги­бель­ные дела свои стре­мят­ся спа­стись от этих стра­стей. Но путь этот не про­стой, пото­му, что заклю­ча­ет­ся он в изме­не­нии души сво­ей и отка­за от преж­них при­вя­зан­но­стей. Без помо­щи Божи­ей, молит­вы здесь не обойтись.

В вос­крес­ной шко­ле Пет­ро­пав­лов­ской и Кам­чат­ской епар­хии на семи­на­рах изу­ча­ют Еван­ге­лие и пра­во­слав­ную лите­ра­ту­ру люди, осо­знав­шие пагуб­ный грех пьян­ства, стре­мя­щи­е­ся понять, кто они в этом мире и как нуж­но в нём жить. Здесь будут при­ве­де­ны рас­ска­зы неко­то­рых из них.

Насель­ник Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва муж­ско­го мона­сты­ря иеро­мо­нах Иоанн (Заяц):

‒ По бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки Арте­мия я несу послу­ша­ние и окорм­ляю лиц, стра­да­ю­щих алко­голь­ной зави­си­мо­стью. При­гла­си­ли меня на пер­вые заня­тия в нар­ко­ло­ги­че­ский дис­пан­сер, и когда я туда шёл, то пред­став­лял, что встре­чу людей в тяже­лом состо­я­нии, угрю­мых, забыв­ших насто­я­щее чело­ве­че­ское обще­ние, поте­ряв­ших инте­рес к жиз­ни. Но я был очень обра­до­ван и уте­шен, когда уви­дел обще­ство людей весё­лых, жиз­не­ра­дост­ных, меня под­ку­пи­ли их доб­рые и дру­же­ские отно­ше­ния друг к дру­гу, жела­ние помо­гать и забо­тить­ся друг о дру­ге. Атмо­сфе­ра доб­ро­же­ла­тель­но­сти меня обра­до­ва­ла и вдохновила.

Вна­ча­ле все вме­сте в муж­ском мона­сты­ре мы отслу­жи­ли моле­бен, на кото­рый при­шли все жела­ю­щие. А поз­же воз­ник­ла идея соби­рать­ся для изу­че­ния Свя­щен­но­го Писа­ния, идею эту все под­дер­жа­ли. В про­цес­се заня­тий Еван­гель­ские кур­сы пре­об­ра­зо­ва­лись в семи­на­ры, на кото­рых мы ста­ли рас­суж­дать о соб­ствен­ной жиз­ни, при­ме­ни­тель­но к Свя­щен­ным Писа­ни­ям, обсуж­дать еван­гель­ские запо­ве­ди, ста­ли зна­ко­мить­ся с «Лестви­цей» игу­ме­на Синай­ской горы Иоан­на, изу­чая гре­хов­ные стра­сти и борь­бу с ними. Всем такие заня­тия нра­вят­ся и мне само­му тоже. В непри­нуж­дён­ной обста­нов­ке про­хо­дит наше обще­ние, кто-то объ­яс­ня­ет тему заня­тий или раз­би­ра­ет еван­гель­ские прит­чи. Здесь про­яв­ля­ет­ся живой инте­рес людей к пра­во­слав­ной жизни.

Вна­ча­ле заня­тий реши­ли слу­жить моле­бен, после кото­ро­го люди ста­но­вят­ся друг дру­гу бли­же; успо­ка­и­ва­ют­ся, если при­хо­дят взъеро­шен­ные от вся­че­ских житей­ских обсто­я­тельств. Все ходят на служ­бы в мона­стырь к испо­ве­ди и при­ча­ща­ют­ся. А когда вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся иерар­хия Бог-чело­век, всё при­хо­дит в чело­ве­ке в нор­му и мыс­ли и чув­ства, поступ­ки и дела.

У нас одна пара жила так назы­ва­е­мым граж­дан­ским бра­ком, а когда ста­ли испо­ве­до­вать­ся и при­ча­щать­ся, осо­знав гре­хов­ность такой жиз­ни, реши­ли заре­ги­стри­ро­вать брак и вен­чать­ся. Я думаю, что это плод их духов­ных тру­дов – и плод добрый.

Кор­ре­спон­дент Нина Доро­ни­на побе­се­до­ва­ла с несколь­ки­ми при­сут­ству­ю­щи­ми на семи­на­ре людьми:

‒ Меня уди­ви­ли свет­лые и кра­си­вые чело­ве­че­ские лица, разум­ные и осо­знан­ные их суж­де­ния о сво­ей жиз­ни и глав­ное, осо­зна­ние необ­хо­ди­мо­сти духов­ной жиз­ни и жиз­ни с Богом.

Рассказ первый

Путь к Богу – это весь путь моей жиз­ни. Было вре­мя, когда я не знал о Боге, но инту­и­тив­но искал пути к нему. Каж­дый чело­век ищет Бога, даже если он это­го не осо­зна­ёт. В трид­цать лет – кре­стил­ся, наив­но пола­гая, что таким обря­дом я избав­люсь от при­выч­ки пить.

Моя бабуш­ка была веру­ю­щей, и видел, как она моли­лась. Когда мне было лет 9, она взя­ла меня путе­ше­ство­вать по «Золо­то­му коль­цу», был в те годы такой марш­рут по ста­ро­рус­ским горо­дам. Она води­ла меня в хра­мы, пока­зы­ва­ла ико­ны, но я пом­ню, все спра­ши­вал: «Где твой Бог?! Пока­жи мне Его!» В то вре­мя я очень любил читать сказ­ки и мифы наро­дов мира. Очень любил смот­реть на звёзд­ное небо и вооб­ра­жать себе дру­гие миры и мечтать.

А к Богу я при­шёл толь­ко через паде­ние. Вино­пи­тие – это толь­ко один из моих гре­хов, кото­рый и при­вёл меня к паде­нию. Когда я стал испо­ве­до­вать­ся, то понял, что нет тако­го гре­ха, кото­рый бы я не совер­шил. И теперь-то мне понят­но, поче­му Свя­тые все­гда счи­та­ли себя самы­ми вели­ки­ми греш­ни­ка­ми. Ведь чем глуб­же загля­ды­ва­ешь в свою душу, тем боль­ше пони­ма­ешь всё своё несо­вер­шен­ство и свою греховность.

Идя к Богу, я испы­ты­ваю радость и надеж­ду, что через пока­я­ние избав­люсь от сво­их стра­стей. Будучи алко­го­ли­ком, год нахо­дил­ся на реа­би­ли­та­ции в нар­ко­дис­пан­се­ре. Потом ко мне при­шло осо­зна­ние, что без помо­щи Божи­ей ниче­го сде­лать невоз­мож­но. Гос­подь всё так устро­ил, что я в муж­ском мона­сты­ре позна­ко­мил­ся с о.Иоанном, и он при­гла­сил меня посе­щать семинары.

Сего­дня мы вме­сте с ним ведём пере­да­чу на ТВ. Мы дол­го дума­ли, как мож­но помочь страж­ду­щим, помочь людям стра­да­ю­щим зави­си­мо­стью. В пере­да­чах мы рас­ска­зы­ва­ем о про­грам­ме «Две­на­дцать шагов». В ней всё жест­ко рас­пи­са­но: как сле­ду­ет осо­знать себя, пре­по­ру­чить свою жизнь Гос­по­ду и молить­ся. И конеч­но, най­ти для себя духов­но­го настав­ни­ка сре­ди пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, если ты пра­во­слав­ный чело­век. В пере­да­че рас­ска­зы­ва­ем об опы­те духов­ной жиз­ни в церк­ви, кото­рую мы при­об­ре­ли сами.

Я молил­ся и про­сил, что­бы Гос­подь помог мне сно­ва создать семью. Ведь две мои доче­ри от пер­во­го бра­ка вырос­ли без меня, пока я пил. Теперь у меня новая семья, жена моя пра­во­слав­ный чело­век, у нас доче­ри 1,5 года и ждём еще девоч­ку. Наде­юсь, что по нашим молит­вам и с помо­щью Божи­ей, всё будет в нашей семье хорошо.

Рассказ второй

Я ника­ких шагов к Гос­по­ду не делал, Он меня Сам при­вёл. Я пошёл побе­се­до­вать с вла­ды­кой Игна­ти­ем, шёл я за одним, а ушёл совер­шен­но с дру­гим. Ушёл от вла­ды­ки Игна­тия, что­бы напи­сать испо­ведь. Это был 2005 год. Напи­сал, испо­ве­до­вал­ся и стал ходить в храм, до сих пор по вос­кре­се­ни­ям посе­щаю служ­бы в собо­ре, хожу на служ­бы в мона­стырь, испо­ве­ду­юсь у о.Иоанна. А к Вла­ды­ке я пошёл побе­се­до­вать, что­бы от армии «отко­сить», я же не знал тогда, к кому иду, а после бесе­ды с Вла­ды­кой начал воцер­ков­лять­ся.

И теперь вижу по про­ше­ствии вре­ме­ни, то, что я не мог сде­лать сво­и­ми сила­ми, с помо­щью Божи­ей, уча­сти­ем в таин­ствах цер­ков­ных, молясь, я стал менять­ся. Сквер­но­сло­вил я страш­но, сам изба­вить­ся от это­го не мог, а обра­тив­шись к Богу, полу­чил помощь, и я вижу, как со мной про­ис­хо­дят и дру­гие изме­не­ния. Вна­ча­ле я толь­ко об этих изме­не­ни­ях раз­мыш­лял, а теперь чув­ствую это и на деле: зави­си­мость исче­за­ет. Сей­час в моей жиз­ни её нет, но если я остав­лю духов­ную прак­ти­ку, уве­рен, всё вер­нёт­ся на кру­ги своя. А вер­нуть­ся назад мне про­сто страш­но. Я пока высо­ких духов­ных поня­тий не постиг, мои мыс­ли лежат в плос­ко­сти физи­че­ских стра­да­ний, ведь само­му пре­кра­тить тот образ жиз­ни, кото­рый я вел, было невоз­мож­но. Вот это в нашей вре­мен­ной жиз­ни – страшно.

Я ведь дол­го не мог встать на ноги, хотя три года ходил в цер­ковь и испо­ве­до­вал­ся, испо­ве­до­вал­ся, испо­ве­до­вал­ся, а до при­ча­стия нико­гда дело не дохо­ди­ло. И я сно­ва падал туда, отку­да хотел под­нять­ся. А о духов­ной бра­ни со сво­ей стра­стью нуж­но было узна­вать у кого-нибудь из мона­хов или спра­ши­вать у свя­щен­ни­ков, а я не мог. Так как я как чело­век пра­во­слав­ный, то по сво­е­му жела­нию теперь имею настав­ни­ка о.Иоанна, кото­рый помо­га­ет нам и на служ­бах в мона­сты­ре, а так­же доб­ры­ми пра­во­слав­ны­ми бесе­да­ми. Здесь мы все вме­сте учим­ся сози­дать самих себя.

Рассказ третий

Сама я ста­ла посе­щать Центр реа­би­ли­та­ции 4,5 года назад. Когда я поня­ла, что сама ниче­го сде­лать не смо­гу со сво­им пьян­ством, взмо­ли­лась Гос­по­ду в отча­я­нии. Нашлись люди, под­ска­за­ли мне, куда обра­тить­ся. Молить­ся я уме­ла, хотя отец мой (1914 г. рож­де­ния) был ярым ком­му­ни­стом, и кре­сти­ли меня тай­но от него.

С пер­вым мужем мы разъ­е­ха­лись, я даже не зна­ла, где он живёт. От бра­ка у меня дочь, с кото­рой сего­дня скла­ды­ва­ют­ся доб­рые отношения.

Когда я узна­ла, что мой пер­вый муж умер, то всту­пи­ла во вто­рой раз в брак. Шесть лет мы с мужем жили, каза­лось душа в душу, толь­ко рабо­та­ли ни для жиз­ни, ни для семьи, ни для детей, а для того что­бы иметь день­ги на выпив­ку и пить. Я‑то сама ниче­го хоро­ше­го в жиз­ни не виде­ла, муж от рака умер.

Сошлась для жиз­ни с дру­гим муж­чи­ной, брак не реги­стри­ро­ва­ли, и он вско­ре тоже умер. Его сына я вос­пи­ты­ва­ла с 12 лет, он теперь из армии воз­вра­ща­ет­ся и уез­жа­ет к сво­ей маме. Вот такая у меня была не весё­лая жизнь.

Теперь я научи­лась молить­ся, испо­ве­до­вать­ся и при­ча­щать­ся, ходить на Бого­слу­же­ния. И Гос­подь по молит­вам нашим помо­га­ет нам обре­сти себя в этой жиз­ни и понять её смысл.

Рассказ четвёртый

Мне 29 лет. Я понял, что мне нужен в жиз­ни Бог. Как бы я не стре­мил­ся изба­вить­ся от сво­их стра­стей и зави­си­мо­сти, что бы я ни делал, я понял, что я бес­си­лен и немо­щен. Меня эта зави­си­мость заму­чи­ла до такой сте­пе­ни, что я из этой ситу­а­ции сам выка­раб­кать­ся уже не мог.

Я при­шёл к тому, что толь­ко Божия помощь может вер­нуть мне здра­во­мыс­лие и осво­бо­дить меня от алко­го­лиз­ма. Я при­стра­стил­ся к вину и нар­ко­ти­кам с 13 лет. Вино­ват-то я сам во всём, я ведь тянул­ся к тем, кто «бало­вал­ся» нар­ко­ти­ка­ми или к тем, кто выпи­вал. В те годы я был настоль­ко духов­но болен, что даже не осо­зна­вал, что же со мной происходит.

Хотя я кре­щён­ный, но о Боге мне никто не рас­ска­зы­вал, люди, с кото­ры­ми я общал­ся, были ате­и­ста­ми или вери­ли в Бога, так, на сло­вах. Ведь мож­но мно­го гово­рить, но если ты ниче­го не дела­ешь, то ниче­го и не про­ис­хо­дит, и ниче­го не меня­ет­ся в тво­ей жизни.

13 лет я нахо­дил­ся в таком состо­я­нии: терял рабо­ту, жильё, воро­вал, дове­ряв­ших мне людей под­во­дил. И когда меня люди виде­ли, они уже меня гна­ли от себя, мне никто не верил, гово­ри­ли, что я здесь нико­му не нужен. Я допил­ся до того, что соби­рал бутыл­ки. И это повто­ря­лось по кру­гу. Выхо­да, каза­лось, для меня не было.

И я понял, что из это­го вырвать­ся сам я бес­си­лен. Как-то я упал в отча­я­нии на коле­ни и обра­тил­ся к Гос­по­ду. Я впер­вые сто­ял перед Богом на коле­нях и про­сил Его мне помочь. И после это­го жизнь моя ста­ла менять­ся, всё, что я тогда про­сил, сей­час испол­ня­ет­ся, хотя не сра­зу, посте­пен­но. Попал в Центр по алко­го­лиз­му, стал лечить­ся. Я прак­ти­кую про­грам­му «Две­на­дцать шагов», кото­рая поз­во­ля­ет духов­но рас­ти и при­во­дит к Богу. Про­грам­ма реко­мен­ду­ет: если ты чело­век пра­во­слав­но­го веро­ис­по­ве­да­ния, сле­ду­ет обра­щать­ся к свя­щен­ни­ку и слу­шать его настав­ле­ния. Кро­ме того, учить­ся читать молит­вы, читать духов­ные кни­ги.

Таким обра­зом, я при­шёл к о.Иоанну, кото­рый орга­ни­зо­вал нам встре­чи. Мы здесь делим­ся сво­им опы­том, о.Иоанн отве­ча­ет нам на наши вопро­сы, мы гово­рим о Боге. Каж­дая такая встре­ча согре­ва­ет наши серд­ца. Здесь я рас­ту духов­но, все заня­тия для меня интересны.

Вот отец Иоанн гово­рит, что у муж­чи­ны в жиз­ни два пути: создать семью или пой­ти в мона­хи. А все осталь­ное от лука­во­го. Я на соб­ствен­ном опы­те знаю, что такое стра­сти, как тяже­ло с ними бороть­ся. Но по Про­мыс­лу Божи­е­му Гос­подь зна­ет, кому какую жизнь давать. Сам живу один, но очень хочу создать семью, хочу иметь детей. Молюсь Гос­по­ду Иису­су Хри­сту и про­шу Его мне помочь в этом. Конеч­но, ста­ра­юсь позна­ко­мить­ся с пра­во­слав­ны­ми девуш­ка­ми, мне ведь нуж­на пра­во­слав­ная жена.

Я воз­вра­ща­лась домой и дума­ла о людях, столь­ко стра­дав­ших и нашед­ших в себе силы вый­ти из этих слож­ней­ших ситу­а­ций. Мы в сво­ём уют­ном мир­ке даже не подо­зре­ва­ем об их суще­ство­ва­нии и об их бедах. Толь­ко Гос­подь спо­со­бен спа­сти их от этих жут­ких стра­стей и зави­си­мо­сти. В этот вечер закат­ное небо игра­ло все­ми крас­ка­ми и раз­ве­си­ло яркую раду­гу. Это было как бы зна­ком к моим раз­мыш­ле­ни­ям, ведь раду­га – это завет Гос­по­да с людь­ми. Зна­чит не так всё без­на­дёж­но, пока спа­се­ние таких людей в руках Божиих.

Источник

Божья Радуга

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Письмо читателя:

Что значит радуга в православии

Это случилось в день Петра и Павла. Утром я отправился Коренную пустынь, святое место Курского края. На подъезде к пустыне остановился в храме Иоакима и Анны, зашел к его настоятелю Отцу Петру.К слову сказать, с отцом Петром почтовиков связывает многолетняя теплая дружба, сотни работников предприятия с его помощью за это время приобщились к вере. Вместе мы спустились в старинному источнику, который находится недалеко от храма, попили святой воды, помолились. Мы уже поднимались назад, к тому месту, откуда пришли, как вдруг я случайно обернулся. Дождя все это время не было, а на небе сияла большая радуга. Чудо ли это, но она брала начало из того самого источника, к которому мы подходили. Это было настолько невероятно и красиво, что рука сама потянулась за телефоном, чтобы сделать фотографию. Спустя несколько дней я рассказал эту историю священнику Ильинского храма гогода Курска, на что он ответил, что такие чудеса не единичны. Он также был свидетелем появления радуги на небе в солнечный день, и случилось это во время восстановления часовни Николая Чудотворца.

Виктор Игоревич Вырожемский.

Когда завершился всемирный потоп, Ной, его семья и животные, которых они взяли с собой, вышли из корабля, на котором спаслись от воды (Ноев ковчег). Вода перестала покрывать землю, реки потекли по своим руслам, озера, моря и океаны вернулись в границы определенных им Богом берегов. Никого, кроме Ноя и тех, кто был с ним в ковчеге, не осталось. Все люди погибли, так как дела их были злы и никто, кроме семейства Ноя, не искал отношений с Богом. Начался новый этап истории человечества, и перед глазами людей, от которых произошли потом все остальные люди, была пустая земля. Наверное, можно было одновременно благодарить Бога за сохранение жизни и одновременно невозможно было не ужасаться последствиям всемирного потопа. В этот судьбоносный момент Бог благословил семью Ноя, сказал, чтобы люди плодились и размножались, и обещал, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».

Когда мы переживаем какое-то ужасное событие, например, пожар, может остаться страх огня. Нам трудно возвращаться в те места, где случалось неприятное, плохое и страшное. Мы стремимся интуитивно отгородиться от того, что может напоминать о случившемся, потому что трудно справиться со страхом того, что это повторится вновь.

Всемирный потом начался с дождя: небо заволокло тучами, и дождь стал идти без остановки. Но дождь нужен, чтобы травы и деревья продолжали расти, чтобы озера и реки не пересыхали, чтобы на земле была жизнь. Можно только представить себе, какой ужас мог зарождаться в душах людей при виде первых капель дождя: ведь именно так начался всемирный потоп. И чтобы дождь больше не воспринимался как начало катастрофы и смерти, Господь подкрепил свое обещание видимым символом — радугой: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Нельзя сказать, что радуги не было раньше — существование этого атмосферного явления было закономерно, ведь радуга — результат преломления и отражения светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Но с этого дня она приобрела особое значение. Радуга (преломление солнечных лучей) возможна только тогда, когда тучи не закрывают небо целиком, а оставляют просвет для лучей солнца. И этот просвет — видимый знак того, что во время тучи не заволокут небо настолько сильно, чтобы начался всемирный потоп, что дождь больше не имеет такого угрожающего значения.

Также в Библии есть еще одно упоминание радуги. В «Откровении», которое написал апостол Иоанн Богослов (бывший свидетелем Преображения Господня, а после крестной смерти Христа заботившийся в Его Пречистой Матери), есть такое описание божественного величия и славы: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. (4:2-3). И еще вот такое описание Ангела: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные…» (10:1).

Радуга настолько прекрасна и удивительна, что волей-неволей хочется связать с ней какое-то чудо. Поэтому радуга — персонаж многих легенд и сказок. Мы не будем сейчас их пересказывать, потому что связи с заветом, который Бог положил между Собой и людьми, в них нет.

Бывает, в пасмурный день вдруг появляется радуга словно в ответ на наши молитвы. Или вдруг, когда у тебя плохое настроение, из-за облаков появляется солнце или яркий солнечный луч. Так и хочется видеть в этом особый знак или утешение от Бога, но, как советуют священнослужители, увлекаться такими толкованиями лучше не надо:

А радуга — еще один повод порадоваться красоте этого мира, милости и любви Бога к людям и Его отеческой заботе о каждом из нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *