Что значит радуга в православии
РАДУГА (RAINBOW)
Радуга – необычайно красивое атмосферное явление. Это дугообразная цветовая полоса, иногда появляющаяся после дождя, когда солнце пробивается сквозь облака.
В Библии радуга приобретает мощную символическую силу, начиная со времени потопа. Когда воды отступили и Ной вместе с семьей вновь стал на твердую сушу, Бог подтвердил Свои заветные отношения с ним. Радуга стала «знамением завета» ( Быт. 9:12–13 ) между Богом и Ноем. В таком качестве она служит выражением новых взаимоотношений, установленных между людьми и их Творцом.
Свое пророчество Иезекииль начинает с описания грозного явления Бога, окруженного сиянием, «в каком виде бывает радуга на облаках во время дождя. Такое было видение подобия славы Господней» ( Иез. 1:28 – 2:1 ). Весьма вероятно, что здесь содержится намек на Быт. 9 и указывается, что Бог будет проявлять милость во время суда над людьми за их грехи.
То же самое можно сказать о двух случаях использования образа радуги в Книге Откровение. В Отк. 4:3 контекст весьма схож с отрывком у Иезекииля – богоявление у престола. Иоанн увидел «радугу вокруг престола, видом подобную смарагду». Любопытно – хотя единого мнения по этому поводу нет, – что в Отк. 10:1 это явление связывается не с Богом, а с ангелом. Он изображается «облеченным облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные». Здесь опять же подразумевается завет с Ноем и мысль о Божьей милости во время суда, пронизывающая Книгу Откровение.
См. также: БУРЯ, ДОЖДЬ, НАВОДНЕНИЕ, ОБЛАКО.
РАЗБОЙНИКИ. См. ГРАБЕЖ.
РАЗВЯЗЫВАНИЕ. См. ВЫСВОБОЖДЕНИЕ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 9:13
Свт. Иоанн Златоуст
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею
Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.
Свт. Филарет (Дроздов)
Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле
Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (Ис. 54:8-10) и Иезекииля (Иез. 1:28) и в Откровении Иоанна (Откр. 4:3).
Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4:2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни.
Толкование на Книгу Бытия.
Прп. Ефрем Сирин
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Прп. Максим Исповедник
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?
Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.
Вопросы и затруднения.
Еп. Виссарион (Нечаев)
XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.
дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею
Лопухин А.П.
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Православная Жизнь
Об осмыслении завета Бога с человечеством (в лице праведного Ноя).
Во вторник четвертой седмицы Великого поста положено на вечерни читать отрывок из книги Бытия о завете Бога с человечеством (в лице Ноя), где говорится, что больше не будет «истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11). В знак этих слов, Бог дает знамение этому завету – радугу. Это внешний знак, в котором Бог не нуждается, но он так необходим человеку. Об этом как раз и пишет святитель Иоанн Златоуст: «и это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но — чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастья».
Напрашивается весьма логичный вопрос: «А знало ли человечество такое атмосферное явление как радугу еще до Всемирного потопа? Или же радуга появилась только после потопа в знак заключения завета между Богом и Ноем?» На этот счет мнения экзегетов расходятся, одни считают, что радуги до потопа никогда не было, что она появляется впервые, ссылаясь при этом на слова: «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт. 2:6). Из этого следует, что до потопа дождя не было, а земля орошалась только туманом и росою. Но другие экзегеты полагают, что радугу люди знали и видели и до потопа, но после потопа ей усваивается особое значение. Почему в знак завета избирается именно радуга? Профессор А. П. Лопухин об этом пишет следующее: «дело в том, что радуга, то есть видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом».
Стоит отметить, что заветы заключенные с Богом всегда подтверждались видимыми знаками. На примере Авраама, это было обрезание, с Израилем – это суббота, и только Давидов завет не нуждался в таких знамениях, потому что Потомок Давида и был этим знамением. Если сравнить вышеизложенные знамения, то увидим, что радуга на их фоне особенная, ведь обрезание – это действие по отношению к человеку, суббота тоже самое. Понятно, что с Христом радуга не сравниться, но она была и есть постоянным напоминанием о том великом и страшном Всемирном потопе, который, впрочем, уже не повторится. Но она напоминала еврейскому народу и утешение, которое наступило, со дня Пришествия в мир Спасителя.
Многие экзегеты, в своих трудах обращают свое внимание на цвет радуги, и каждый выделяет цвета по-разному. Например, святитель Филарет (Дроздов), выделяет 3 цвета: «огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), они изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни». Преподобный Максим Исповедник, говорит, что радуга вообще состоит из 4 цветов (но не называет их) и далее он пишет: «Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения». Святитель Григорий Двоеслов выделяет два цвета: красный и лазуревый (один из оттенков синего цвета), эти цвета он сопоставляет с огнем и водой, которые в свою очередь по мысли свт Григория означают два суда: «чтобы быть свидетелем того и другого суда, то есть одного, имеющего быть, а другого, уже совершившегося, так как мир хотя и сгорит от огня суда, но не будет уже истреблен водою потопа». Епископ Виссарион (Нечаев) говорит о классических семи цветах радуги, но не дает на эти цвета какого-то особого прообразовательного значения. Таким образом, святые отцы и экзегеты Священного Писания имею различные мнения о значении цветов радуги, но каждый вариант несёт собой прежде всего назидательный характер. Поэтому, каждая теория имеет место быть. Так же, как и в некоторых спорных богословских и экзегетических местах, церковные авторы имеют разнящиеся мнения, но главное, что в основных догматах, доктринах мнения общие. Ведь, у всех вышеизложенных авторов, радуга – это символ завета между Богом и человечеством (в лице Ноя).
Примечательно, что Господь называет радугу Своею. Епископ Виссарион (Нечаев) делает на этом особый акцент, потому что красота ее (радуги) преимущественно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. Подобную мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст, говоря о Божественной любви к человечеству: «Видишь, как велико снисхождение Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел перемену (к добру) в людях, но — чтобы всем этим внушить нам мысль о безмерном величии Своей благости».
В других книгах Священного Писания, радуга также соотносится со знамением божественного величия и славы, например: «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем» (Сир. 43:12), также, в таком же контексте о радуге говорит и пророк Иезекииль (Иез. 1:27–28), а также о ней говорится в книге Апокалипсис (Откр. 4:3, 10:1).
Замечательно о радуге как о божественном завете писал еп. Виссарион (Нечаев): «радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения человеческого».
Поэтому, когда мы будем видеть очередную радугу на небе, нужно обязательно поблагодарить Бога за Его человеколюбие к нам грешным, за Его великую любовь к нам. Ведь радуга – это напоминание нам о Его любви и о нашей будущей райской жизни, при условии хранения себя в чистоте и соединении с Богом.
Радуга – завет Господа с людьми. Рассказы зависимых
Когда праведный Ной увидел после потопа на небе радугу, он понял, что спасён, что Господь посылает ему знак на небесах – яркую и весёлую радугу. И с тех после потопных времён люди знают, что радуга – завет Господа с людьми, что сим радостным явлением Господь напоминает нам о том, чтобы мы не заблудились в грехах и не утонули в море удовольствий и наслаждений. Чтобы человек не погубил душу свою здесь на Земле, а растил её и пестовал для Царствия Небесного.
Если будешь жить с верой во Господа нашего Иисуса Христа, то спасёшь душу свою для вечности. Но путь спасения для всех начинается на Земле, в Божием храме с исповеди и причастия.
Есть немало людей, страдающих алкогольной зависимостью, одни – еще не пришли к мысли, что они зависимые люди, другие, осознавшие погибельные дела свои стремятся спастись от этих страстей. Но путь этот не простой, потому, что заключается он в изменении души своей и отказа от прежних привязанностей. Без помощи Божией, молитвы здесь не обойтись.
В воскресной школе Петропавловской и Камчатской епархии на семинарах изучают Евангелие и православную литературу люди, осознавшие пагубный грех пьянства, стремящиеся понять, кто они в этом мире и как нужно в нём жить. Здесь будут приведены рассказы некоторых из них.
Насельник Свято-Пантелеимонова мужского монастыря иеромонах Иоанн (Заяц):
‒ По благословению владыки Артемия я несу послушание и окормляю лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Пригласили меня на первые занятия в наркологический диспансер, и когда я туда шёл, то представлял, что встречу людей в тяжелом состоянии, угрюмых, забывших настоящее человеческое общение, потерявших интерес к жизни. Но я был очень обрадован и утешен, когда увидел общество людей весёлых, жизнерадостных, меня подкупили их добрые и дружеские отношения друг к другу, желание помогать и заботиться друг о друге. Атмосфера доброжелательности меня обрадовала и вдохновила.
Вначале все вместе в мужском монастыре мы отслужили молебен, на который пришли все желающие. А позже возникла идея собираться для изучения Священного Писания, идею эту все поддержали. В процессе занятий Евангельские курсы преобразовались в семинары, на которых мы стали рассуждать о собственной жизни, применительно к Священным Писаниям, обсуждать евангельские заповеди, стали знакомиться с «Лествицей» игумена Синайской горы Иоанна, изучая греховные страсти и борьбу с ними. Всем такие занятия нравятся и мне самому тоже. В непринуждённой обстановке проходит наше общение, кто-то объясняет тему занятий или разбирает евангельские притчи. Здесь проявляется живой интерес людей к православной жизни.
Вначале занятий решили служить молебен, после которого люди становятся друг другу ближе; успокаиваются, если приходят взъерошенные от всяческих житейских обстоятельств. Все ходят на службы в монастырь к исповеди и причащаются. А когда восстанавливается иерархия Бог-человек, всё приходит в человеке в норму и мысли и чувства, поступки и дела.
У нас одна пара жила так называемым гражданским браком, а когда стали исповедоваться и причащаться, осознав греховность такой жизни, решили зарегистрировать брак и венчаться. Я думаю, что это плод их духовных трудов – и плод добрый.
Корреспондент Нина Доронина побеседовала с несколькими присутствующими на семинаре людьми:
‒ Меня удивили светлые и красивые человеческие лица, разумные и осознанные их суждения о своей жизни и главное, осознание необходимости духовной жизни и жизни с Богом.
Рассказ первый
Путь к Богу – это весь путь моей жизни. Было время, когда я не знал о Боге, но интуитивно искал пути к нему. Каждый человек ищет Бога, даже если он этого не осознаёт. В тридцать лет – крестился, наивно полагая, что таким обрядом я избавлюсь от привычки пить.
Моя бабушка была верующей, и видел, как она молилась. Когда мне было лет 9, она взяла меня путешествовать по «Золотому кольцу», был в те годы такой маршрут по старорусским городам. Она водила меня в храмы, показывала иконы, но я помню, все спрашивал: «Где твой Бог?! Покажи мне Его!» В то время я очень любил читать сказки и мифы народов мира. Очень любил смотреть на звёздное небо и воображать себе другие миры и мечтать.
А к Богу я пришёл только через падение. Винопитие – это только один из моих грехов, который и привёл меня к падению. Когда я стал исповедоваться, то понял, что нет такого греха, который бы я не совершил. И теперь-то мне понятно, почему Святые всегда считали себя самыми великими грешниками. Ведь чем глубже заглядываешь в свою душу, тем больше понимаешь всё своё несовершенство и свою греховность.
Идя к Богу, я испытываю радость и надежду, что через покаяние избавлюсь от своих страстей. Будучи алкоголиком, год находился на реабилитации в наркодиспансере. Потом ко мне пришло осознание, что без помощи Божией ничего сделать невозможно. Господь всё так устроил, что я в мужском монастыре познакомился с о.Иоанном, и он пригласил меня посещать семинары.
Сегодня мы вместе с ним ведём передачу на ТВ. Мы долго думали, как можно помочь страждущим, помочь людям страдающим зависимостью. В передачах мы рассказываем о программе «Двенадцать шагов». В ней всё жестко расписано: как следует осознать себя, препоручить свою жизнь Господу и молиться. И конечно, найти для себя духовного наставника среди православных священников, если ты православный человек. В передаче рассказываем об опыте духовной жизни в церкви, которую мы приобрели сами.
Я молился и просил, чтобы Господь помог мне снова создать семью. Ведь две мои дочери от первого брака выросли без меня, пока я пил. Теперь у меня новая семья, жена моя православный человек, у нас дочери 1,5 года и ждём еще девочку. Надеюсь, что по нашим молитвам и с помощью Божией, всё будет в нашей семье хорошо.
Рассказ второй
Я никаких шагов к Господу не делал, Он меня Сам привёл. Я пошёл побеседовать с владыкой Игнатием, шёл я за одним, а ушёл совершенно с другим. Ушёл от владыки Игнатия, чтобы написать исповедь. Это был 2005 год. Написал, исповедовался и стал ходить в храм, до сих пор по воскресениям посещаю службы в соборе, хожу на службы в монастырь, исповедуюсь у о.Иоанна. А к Владыке я пошёл побеседовать, чтобы от армии «откосить», я же не знал тогда, к кому иду, а после беседы с Владыкой начал воцерковляться.
И теперь вижу по прошествии времени, то, что я не мог сделать своими силами, с помощью Божией, участием в таинствах церковных, молясь, я стал меняться. Сквернословил я страшно, сам избавиться от этого не мог, а обратившись к Богу, получил помощь, и я вижу, как со мной происходят и другие изменения. Вначале я только об этих изменениях размышлял, а теперь чувствую это и на деле: зависимость исчезает. Сейчас в моей жизни её нет, но если я оставлю духовную практику, уверен, всё вернётся на круги своя. А вернуться назад мне просто страшно. Я пока высоких духовных понятий не постиг, мои мысли лежат в плоскости физических страданий, ведь самому прекратить тот образ жизни, который я вел, было невозможно. Вот это в нашей временной жизни – страшно.
Я ведь долго не мог встать на ноги, хотя три года ходил в церковь и исповедовался, исповедовался, исповедовался, а до причастия никогда дело не доходило. И я снова падал туда, откуда хотел подняться. А о духовной брани со своей страстью нужно было узнавать у кого-нибудь из монахов или спрашивать у священников, а я не мог. Так как я как человек православный, то по своему желанию теперь имею наставника о.Иоанна, который помогает нам и на службах в монастыре, а также добрыми православными беседами. Здесь мы все вместе учимся созидать самих себя.
Рассказ третий
Сама я стала посещать Центр реабилитации 4,5 года назад. Когда я поняла, что сама ничего сделать не смогу со своим пьянством, взмолилась Господу в отчаянии. Нашлись люди, подсказали мне, куда обратиться. Молиться я умела, хотя отец мой (1914 г. рождения) был ярым коммунистом, и крестили меня тайно от него.
С первым мужем мы разъехались, я даже не знала, где он живёт. От брака у меня дочь, с которой сегодня складываются добрые отношения.
Когда я узнала, что мой первый муж умер, то вступила во второй раз в брак. Шесть лет мы с мужем жили, казалось душа в душу, только работали ни для жизни, ни для семьи, ни для детей, а для того чтобы иметь деньги на выпивку и пить. Я‑то сама ничего хорошего в жизни не видела, муж от рака умер.
Сошлась для жизни с другим мужчиной, брак не регистрировали, и он вскоре тоже умер. Его сына я воспитывала с 12 лет, он теперь из армии возвращается и уезжает к своей маме. Вот такая у меня была не весёлая жизнь.
Теперь я научилась молиться, исповедоваться и причащаться, ходить на Богослужения. И Господь по молитвам нашим помогает нам обрести себя в этой жизни и понять её смысл.
Рассказ четвёртый
Мне 29 лет. Я понял, что мне нужен в жизни Бог. Как бы я не стремился избавиться от своих страстей и зависимости, что бы я ни делал, я понял, что я бессилен и немощен. Меня эта зависимость замучила до такой степени, что я из этой ситуации сам выкарабкаться уже не мог.
Я пришёл к тому, что только Божия помощь может вернуть мне здравомыслие и освободить меня от алкоголизма. Я пристрастился к вину и наркотикам с 13 лет. Виноват-то я сам во всём, я ведь тянулся к тем, кто «баловался» наркотиками или к тем, кто выпивал. В те годы я был настолько духовно болен, что даже не осознавал, что же со мной происходит.
Хотя я крещённый, но о Боге мне никто не рассказывал, люди, с которыми я общался, были атеистами или верили в Бога, так, на словах. Ведь можно много говорить, но если ты ничего не делаешь, то ничего и не происходит, и ничего не меняется в твоей жизни.
13 лет я находился в таком состоянии: терял работу, жильё, воровал, доверявших мне людей подводил. И когда меня люди видели, они уже меня гнали от себя, мне никто не верил, говорили, что я здесь никому не нужен. Я допился до того, что собирал бутылки. И это повторялось по кругу. Выхода, казалось, для меня не было.
И я понял, что из этого вырваться сам я бессилен. Как-то я упал в отчаянии на колени и обратился к Господу. Я впервые стоял перед Богом на коленях и просил Его мне помочь. И после этого жизнь моя стала меняться, всё, что я тогда просил, сейчас исполняется, хотя не сразу, постепенно. Попал в Центр по алкоголизму, стал лечиться. Я практикую программу «Двенадцать шагов», которая позволяет духовно расти и приводит к Богу. Программа рекомендует: если ты человек православного вероисповедания, следует обращаться к священнику и слушать его наставления. Кроме того, учиться читать молитвы, читать духовные книги.
Таким образом, я пришёл к о.Иоанну, который организовал нам встречи. Мы здесь делимся своим опытом, о.Иоанн отвечает нам на наши вопросы, мы говорим о Боге. Каждая такая встреча согревает наши сердца. Здесь я расту духовно, все занятия для меня интересны.
Вот отец Иоанн говорит, что у мужчины в жизни два пути: создать семью или пойти в монахи. А все остальное от лукавого. Я на собственном опыте знаю, что такое страсти, как тяжело с ними бороться. Но по Промыслу Божиему Господь знает, кому какую жизнь давать. Сам живу один, но очень хочу создать семью, хочу иметь детей. Молюсь Господу Иисусу Христу и прошу Его мне помочь в этом. Конечно, стараюсь познакомиться с православными девушками, мне ведь нужна православная жена.
Я возвращалась домой и думала о людях, столько страдавших и нашедших в себе силы выйти из этих сложнейших ситуаций. Мы в своём уютном мирке даже не подозреваем об их существовании и об их бедах. Только Господь способен спасти их от этих жутких страстей и зависимости. В этот вечер закатное небо играло всеми красками и развесило яркую радугу. Это было как бы знаком к моим размышлениям, ведь радуга – это завет Господа с людьми. Значит не так всё безнадёжно, пока спасение таких людей в руках Божиих.
Божья Радуга
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Письмо читателя:
Это случилось в день Петра и Павла. Утром я отправился Коренную пустынь, святое место Курского края. На подъезде к пустыне остановился в храме Иоакима и Анны, зашел к его настоятелю Отцу Петру.К слову сказать, с отцом Петром почтовиков связывает многолетняя теплая дружба, сотни работников предприятия с его помощью за это время приобщились к вере. Вместе мы спустились в старинному источнику, который находится недалеко от храма, попили святой воды, помолились. Мы уже поднимались назад, к тому месту, откуда пришли, как вдруг я случайно обернулся. Дождя все это время не было, а на небе сияла большая радуга. Чудо ли это, но она брала начало из того самого источника, к которому мы подходили. Это было настолько невероятно и красиво, что рука сама потянулась за телефоном, чтобы сделать фотографию. Спустя несколько дней я рассказал эту историю священнику Ильинского храма гогода Курска, на что он ответил, что такие чудеса не единичны. Он также был свидетелем появления радуги на небе в солнечный день, и случилось это во время восстановления часовни Николая Чудотворца.
Виктор Игоревич Вырожемский.
Когда завершился всемирный потоп, Ной, его семья и животные, которых они взяли с собой, вышли из корабля, на котором спаслись от воды (Ноев ковчег). Вода перестала покрывать землю, реки потекли по своим руслам, озера, моря и океаны вернулись в границы определенных им Богом берегов. Никого, кроме Ноя и тех, кто был с ним в ковчеге, не осталось. Все люди погибли, так как дела их были злы и никто, кроме семейства Ноя, не искал отношений с Богом. Начался новый этап истории человечества, и перед глазами людей, от которых произошли потом все остальные люди, была пустая земля. Наверное, можно было одновременно благодарить Бога за сохранение жизни и одновременно невозможно было не ужасаться последствиям всемирного потопа. В этот судьбоносный момент Бог благословил семью Ноя, сказал, чтобы люди плодились и размножались, и обещал, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».
Когда мы переживаем какое-то ужасное событие, например, пожар, может остаться страх огня. Нам трудно возвращаться в те места, где случалось неприятное, плохое и страшное. Мы стремимся интуитивно отгородиться от того, что может напоминать о случившемся, потому что трудно справиться со страхом того, что это повторится вновь.
Всемирный потом начался с дождя: небо заволокло тучами, и дождь стал идти без остановки. Но дождь нужен, чтобы травы и деревья продолжали расти, чтобы озера и реки не пересыхали, чтобы на земле была жизнь. Можно только представить себе, какой ужас мог зарождаться в душах людей при виде первых капель дождя: ведь именно так начался всемирный потоп. И чтобы дождь больше не воспринимался как начало катастрофы и смерти, Господь подкрепил свое обещание видимым символом — радугой: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».
Нельзя сказать, что радуги не было раньше — существование этого атмосферного явления было закономерно, ведь радуга — результат преломления и отражения светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Но с этого дня она приобрела особое значение. Радуга (преломление солнечных лучей) возможна только тогда, когда тучи не закрывают небо целиком, а оставляют просвет для лучей солнца. И этот просвет — видимый знак того, что во время тучи не заволокут небо настолько сильно, чтобы начался всемирный потоп, что дождь больше не имеет такого угрожающего значения.
Также в Библии есть еще одно упоминание радуги. В «Откровении», которое написал апостол Иоанн Богослов (бывший свидетелем Преображения Господня, а после крестной смерти Христа заботившийся в Его Пречистой Матери), есть такое описание божественного величия и славы: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. (4:2-3). И еще вот такое описание Ангела: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные…» (10:1).
Радуга настолько прекрасна и удивительна, что волей-неволей хочется связать с ней какое-то чудо. Поэтому радуга — персонаж многих легенд и сказок. Мы не будем сейчас их пересказывать, потому что связи с заветом, который Бог положил между Собой и людьми, в них нет.
Бывает, в пасмурный день вдруг появляется радуга словно в ответ на наши молитвы. Или вдруг, когда у тебя плохое настроение, из-за облаков появляется солнце или яркий солнечный луч. Так и хочется видеть в этом особый знак или утешение от Бога, но, как советуют священнослужители, увлекаться такими толкованиями лучше не надо:
А радуга — еще один повод порадоваться красоте этого мира, милости и любви Бога к людям и Его отеческой заботе о каждом из нас.