Что значит работа на электронных площадках
Что такое электронные торговые площадки?
ЭТП (Электронные торговые площадки) позволяют осуществлять сделки купли-продажи между предприятиями, проводить электронные торги и размещать информацию о продуктах и услугах. Рассмотрим виды ЭТП и их возможности подробнее.
В российской системе ЭТП можно выделить несколько направлений.
ЭТП госзакупок (торги по 44-ФЗ)
Все 9 площадок определены в результате специального отбора и работают по правилам, закрепленным в 44-ФЗ. На какой площадке проводить торги, решает сам заказчик. Для поставщиков аккредитация ЭТП госзакупок бесплатна.
ЭТП для закупок компаний с госучастием (торги по 223-ФЗ)
Перечень площадок для проведения торгов по № 223-ФЗ нигде не зафиксирован — их сейчас около 200. Сейчас активно обсуждается создание единых требований и, соответственно, сокращение числа таких площадок. Правила работы как для заказчиков, так и для поставщиков определяют сами площадки.
ЭТП для закупок коммерческих компаний ЭТП
Для коммерческих компаний проводить закупки в электронном виде — добровольное решение. Многие за счет этого оптимизируют расходы. Площадками для торгов коммерческих компаний часто выступают те же ЭТП, на которых проводят закупки компании с госучастием (по 223-ФЗ).
ЭТП для продажи имущества предприятий-банкротов
На право проведения таких торгов комиссия Минэкономразвития аккредитовала несколько ЭТП, среди них:
На аукционах можно по цене ниже рыночной приобрести имущество обанкротившегося юридического лица или индивидуального предпринимателя:
Принимать участие в аукционах по банкротству может любой желающий.
Для всех указанных видов электронных площадок можно выделить общие принципы работы:
Отсутствие личного контакта между заказчиками и поставщиками
До завершения закупочной процедуры заказчик не имеет права требовать от поставщиков какой-либо идентификации. Анонимность обеспечивает конкурентную борьбу между поставщиками за получение контракта.
Юридическая сила сделок
Все документы в процессе электронных торгов — от аккредитации на торговой площадке до подписания контракта — визируются участниками электронной подписью. Это гарантирует юридическую силу документов.
На девяти аккредитованных площадках госзаказа используется только квалифицированная подпись, также как и на площадках для торгов компаний с госучастием, торгов коммерческих организаций и банкротов. Некоторые ЭТП с целью обезопасить себя от недобросовестных участников предъявляют дополнительные требования к сертификатам электронной подписи — например, наличие собственного идентификатора (OID).
Участвовать в электронных торгах можно из любой точки России — достаточно иметь выход в интернет и сертификат электронной подписи. Получить информацию о новых закупках, подать заявку на конкурсную процедуру и подписать контракт можно не выходя из офиса. Это помогает расширить географические границы бизнеса и увеличить клиентскую базу: заказчиком может стать любая компания, размещающая заказы на электронных торговых площадках.
Электронная торговая площадка
Электронная торговая площадка (ЭТП) – это программно-аппаратный комплекс информационных, организационных и технических решений, которые обеспечивают взаимодействие между поставщиком – продавцом товаров (работ, услуг) и заказчиком – покупателем, осуществляющим закупки, через электронные каналы связи.
Как работает электронная торговая площадка
Электронная торговая площадка позволяет объединить в одном торговом и информационном пространстве поставщиков и покупателей различных товаров, работ и услуг и предоставляет участникам электронной торговой площадки ряд сервисов, которые повышают эффективность процесса закупок.
Так, заказчики – потребители различных товаров, работ и услуг – получают возможность проводить электронные торги в виде аукционов или конкурсов.
Поставщики имеют возможность размещать информацию о предлагаемой продукции (товарах, работах или услугах) и могут участвовать в проводимых закупках.
Как правило, процессом закупок занимаются специализированные компании, которые размещают информацию о закупках на электронной торговой площадке, обрабатывают полученные результаты и определяют победителя процедуры закупки.
Виды электронных торговых площадок
На практике различают несколько видов электронных торговых площадок.
Во-первых, это федеральные (бюджетные) торговые площадки. Это электронные торговые площадки, на которых заказчиками являются государственные предприятия и учреждения. Такие торговые площадки применяются для организации процесса государственных закупок.
Существует пять электронных торговых площадок:
ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».
Есть торговые площадки, которые наоборот создаются и поддерживаются крупными продавцами – поставщиками товаров, работ или услуг. Такие фирмы заинтересованы в увеличении объема продаж и расширении каналов сбыта своей продукции.
И, наконец, есть торговые площадки, которые создаются и поддерживаются третьей стороной, которая выступает в роли посредника между продавцами и покупателями. Такая разновидность торговых площадок является наиболее многочисленной.
В свою очередь такая разновидность торговых площадок подразделяется на отраслевые торговые площадки и многоотраслевые торговые площадки.
Отраслевые торговые площадки создаются для одного определенного предприятия. Например, только для РЖД или только для Газпрома.
Многоотраслевые торговые площадки наоборот не ограничиваются ассортиментом (номенклатурой) только одной компании.
В-третьих, это площадки электронной торговли между частными лицами. На таких площадках одни частные лица могут продавать товары другим частным лицам. Одним из примеров таких торговых площадок является электронный аукцион, которые проводится на сайте ebay.com.
В-четвертых, это системы розничной электронной торговли, в которых покупателями являются преимущественно частные лица, а в роли продавца выступает компания. Чаще всего к розничной электронной торговли относятся интернет-магазины, такие как ozon.ru, amazon.com и другие, которые предлагают большой ассортимент (номенклатуру) потребительских товаров.
В-пятых, это электронные торговые площадки, которые осуществляют продажу имущества должников (банкротов). Такие площадки предназначены для автоматизации процедуры проведения электронных торгов при продаже имущества должников в ходе осуществления процедур, применяемых в деле о банкротстве согласно требованиям Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Аккредитация на электронной торговой площадке
Для работы на электронной торговой площадке необходимо пройти аккредитацию.
В зависимости от вида электронной торговой площадки регистрация может быть платной или бесплатной. Для желающих принять участие в госзаказе аккредитация бесплатна, но необходимо предоставить ряд документов, список которых указан на сайте каждого оператора.
Также необходимым условием является наличие электронной цифровой подписи, которая действует на выбранной торговой площадке. После получения подписи необходимо предоставить указанные оператором документы, заверить их электронной цифровой подписью и отправить заявку на аккредитацию в правильном формате.
Общие принципы работы электронных торговых площадок
Для всех электронных торговых площадок можно выделить общие принципы работы, а именно:
юридическая сила сделок;
отсутствие личного контакта между заказчиками и поставщиками;
Юридическая сила сделок купли-продажи
Это гарантирует юридическую силу документов.
Отсутствие личного контакта между заказчиками и поставщиками
До завершения закупочной процедуры заказчик не имеет права требовать от поставщиков какой-либо идентификации. Анонимность обеспечивает конкурентную борьбу между поставщиками за получение контракта.
Географическая независимость
Участвовать в электронных торгах можно из любой точки России.
Достаточно иметь выход в интернет и сертификат электронной подписи.
Получить информацию о новых закупках, подать заявку на конкурсную процедуру и подписать контракт можно не выходя из офиса.
Это помогает расширить географические границы бизнеса.
Функции электронной торговой площадке
Работая на электронной торговой площадке, заказчики или поставщики с успехом решают различные вопросы в части закупок, так как торговые площадки выполняют следующие важные функции:
Информационная функция. Такая функция позволяет ознакомиться с перечнем организаций, которые представлены на электронной торговой площадке, получить информацию по любой интересующей компании;
Рекламная функция. Размещая информацию о своей компании и своем предложении товаров, работ и услуг на электронной торговой площадке, организация попадает в единое информационное пространство и может найти потенциальных покупателей и потребителей своей продукции;
Аналитическая функция. Такая функция позволяет проводить сравнительный анализ различных показателей деятельности организаций, правильно выбрать контрагентов для выполнения поставок, выполнения работ и оказания услуг по интересующей тематике;
Маркетинговая функция. Функция маркетинга позволяет осуществлять поиск потенциальных покупателей и потребителей товаров, работ и услуг, а также получать информацию о потребностях и предложениях товаров, работ и услуг, которые размещают на площадке другие компании;
Функция защиты информации. Защитная функция позволяет осуществлять безопасный электронный документооборот, проводимый с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации – электронных подписей.
Преимущества работы на электронной торговой площадке
Преимущества работы на электронной торговой площадке очевидны. Закупки открыты, публичны, прозрачны и существует объективность в выборе победителя. Также важно, что для заказчика предложения поставщиков анонимны.
Преимущества работы на электронной торговой площадке для поставщика
Любая организация всегда заинтересована в расширении клиентской базы и увеличении продаж компании.
При работе на электронной торговой площадке компания получает ряд преимуществ:
Прозрачность и открытость процесса продаж;
Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
Экономия средств на рекламной кампании;
Быстрый и удобный поиск информации о проведении новых закупок и интересующих торгов;
Сокращение затрат времени и средств на подготовку и подачу заявки;
Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса.
Преимущества работы на электронной торговой площадке для заказчика
Каждая организация заинтересована в том, чтобы быстро найти хорошего поставщика товара, работ или услуг, который предложит самые выгодные условия поставки.
Преимущества работы на электронной торговой площадке для заказчика в решении этого вопроса заключаются в следующем:
Прозрачность и открытость процесса закупок в связи со снижением влияния человеческого фактора;
Экономия денежных средств на организации и проведении закупок;
Значительная экономия рабочего времени, так как проведение электронных процедур значительно проще;
Доступность для представителей любого поставщика;
Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса.
Выводы
Электронные торговые площадки позволяют размещать информацию о продуктах и услугах, проводить электронные торги и осуществлять сделки купли-продажи между предприятиями. Увеличивается прозрачность и открытость процесса закупки, минимизируются коррупционные риски. При этом электронные торговые площадки способствуют упрощению работы как для заказчиков, так и для поставщиков.
Работая на электронной торговой площадке:
заказчики могут минимизировать свои издержки на проведение закупочных процедур и найти поставщика с наиболее выгодными условиями;
поставщики могут расширить клиентскую базу и увеличить продажи компании.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Электронные торговые площадки: определение, виды площадок, функции
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Тенденция современных закупок такова, что большая часть тендеров проводится в электронном виде. Даже в секторе государственных закупок намечен перевод бумажных процедур в электронный формат. Поэтому не за горами то время, когда абсолютно все госзакупки будут осуществляться посредством электронных процедур. Как вы понимаете, такие электронные процедуры проводятся на специализированных площадках в сети интернет, о которых и пойдет речь в сегодняшней статье. Из настоящей статьи вы узнаете: что такое электронные торговые площадки, какие виды площадок существуют в России и какие преимущества они дают заказчикам и поставщикам.
Содержание:
1. Что такое электронная торговая площадка?
По уже сложившейся традиции начну статью с определения.
Электронная торговая площадка (ЭТП) — это сайт в сети интернет, на котором проводятся электронные аукционы (закупки). Электронная площадка сочетает в себе комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика (покупателя) и поставщика (продавца). Такое взаимодействие осуществляется посредством электронного документооборота.
По сути, в настоящее время, электронной торговой площадкой можно назвать любой интернет-ресурс, с помощью которого заключаются сделки купли-продажи между покупателями и продавцами.
Заказчики (покупатели) являются организаторами торгов, тем самым оптимизируя свои затраты на приобретение товаров, работ или услуг, а поставщики (продавцы) размещают информацию о своих товарах или услугах.
Посредником между заказчиком (покупателем) и поставщиком (продавцом) является оператор электронной площадки (владелец интернет-ресурса).
Посетитель площадки, прошедший процедуру аккредитации, становится либо заказчиком (организатором торговых процедур), либо участником торгов (поставщиком).
2. Виды электронных торговых площадок
Различают несколько видов электронных площадок.
Есть электронные площадки, которые создаются и поддерживаются покупателями (buyer-driven). Для того чтобы оптимизировать свой процесс закупок, одна или несколько крупных компаний создают свою торговую площадку для привлечения большого количества фирм-поставщиков.
Есть площадки, которые наоборот создаются и поддерживаются крупными поставщиками (supplier-driven или seller-driven). Такие компании заинтересованы в расширении каналов сбыта своей продукции.
И, наконец, есть площадки, которые создаются и поддерживаются третьей стороной — посредником между продавцами и покупателями (third-party-driven), Эта категория площадок является наиболее многочисленной. Такой вид площадок в свою очередь подразделяется на отраслевые и многоотраслевые. Отраслевые создаются для одного определенного предприятия, например для Газпрома или РЖД. Многоотраслевые площадки наоборот не ограничиваются номенклатурой только одного предприятия.
Федеральные торговые площадки электронных торгов
Перечень федеральных торговых площадок был определен Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры и на них заказчиками могут выступать только бюджетные организации (государственные и муниципальные заказчики), действующие в рамках контрактной системы (Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”). Все федеральные площадки имеют бесплатный доступ.
В настоящее время проведение госзакупок осуществляется на 5-ти Федеральных электронных торговых площадках (ФЭТП) это:
1. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» (Сбербанк-АСТ)
Это дочерняя структура «Сбербанка России». На сегодняшний день — самая популярная электронная торговая площадка в России. Площадка начала работу 1 июля 2009 г. На электронной площадке проводятся государственные и корпоративные закупки, а также продажа имущества предприятий-банкротов.
2. АО «Единая Электронная Торговая Площадка»
Крупнейший оператор электронных торгов для государственных заказчиков и коммерческих предприятий. АО «ЕЭТП» было образовано в 2009 году. Учредителями компании являются: Правительство города Москвы (52 %), Банк Москвы (48 %). Основные клиенты в госсекторе — такие субъекты РФ, как Москва, Санкт-Петербург, республика Башкортостан, а также ряд крупных ведомств — Минобороны, Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям и другие.
3. ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Система Электронных Торгов)
Площадка появилась в 2005 г. и первоначально обслуживала организации Республики Татарстан, но впоследствии расширила область своего действия.
4. ООО «РТС — тендер» (РТС – Тендер)
Площадка была образована в 2010 году. В октябре 2015 года на электронной площадке РТС-тендер была открыта секция по имущественным торгам, а в декабре 2015 года – по закупкам согласно закону №223-ФЗ и коммерческим закупкам.
5. ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» (ЭТП «ММВБ-ИТ»)
Площадка была образована в начале октября 2010 г. Находится под управлением ММВБ, оператор — ЗАО «ММВБ-Информационные технологии». Клиенты — Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Нижегородская область и другие. На площадке также проходят имущественные торги и закупки по 223-ФЗ.
Коммерческие торговые площадки электронных торгов
Помимо 5-ти вышеперечисленных Федеральных торговых площадок существует достаточно большое количество коммерческих ЭТП.
На коммерческих площадках в роли заказчика может выступать любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Каждая коммерческая электронная торговая площадка (ЭТП), также как и федеральная (бюджетная) имеет свой адрес в сети интернет (свой сайт).
Одним из отличий коммерческих ЭТП от федеральных является то, что подключение (участие) к этим площадкам платное. Однако имеется возможность бесплатного участия в закупках у некоторых заказчиков, либо стоимость такого участия (подключения) символическая.
Коммерческие электронные торговые площадки разделяются на независимые (общедоступные) и частные (корпоративные) площадки, принадлежащие конкретным организациям.
Корпоративные торговые площадки ориентированы на крупных заказчиков с большими объемами закупок и широким номенклатурным перечнем товаров и услуг. Такие площадки позволяют не только использовать электронные аукционы, но и обеспечивают планирование закупок, сбор и анализ потребностей в товарно-материальных ценностях (ТМЦ), проведение конкурсов и аукционов, квалификационный отбор поставщиков, отчетность и анализ закупочной деятельности.
Общедоступные площадки имеют другое назначение. Они формируют информационное пространство для эффективного взаимодействия поставщиков и заказчиков в рамках конкретной отрасли. Основное преимущество таких площадок — широкая клиентская база за счет грамотного позиционирования и продвижения, постоянно расширяющийся каталог продукции и большое количество участников. В результате работы на таких площадках достаточно легко получить выгодные предложения и условия поставки.
Точное количество коммерческих площадок определить достаточно сложно. В открытых источниках встречается информация о том, что таких площадок на территории России около 5-6 тысяч. Однако самыми популярными из этих 5-6 тысяч площадок являются порядка 100 ЭТП.
Ассоциация электронных торговых площадок
Наиболее популярные коммерческие электронные площадки входят в «Ассоциацию электронных торговых площадок» (АЭТП).
В данную Ассоциацию входят:
3. Основные площадки электронных торгов
Как вы уже успели понять, площадок для проведения торгов очень и очень много. Каждая такая площадка имеет свою специфику работы, порядок аккредитации, тарифные планы и т.д. Поэтому каждый заказчик и поставщик сам вправе выбирать на какой площадке ему работать. Соответственно и набор таких площадок у каждого может быть свой.
Наиболее популярными Федеральными площадками являются:
Из коммерческих торговых площадок самыми популярными являются:
Центр электронных торгов B2b-center
Это система электронных торговых площадок, созданная в 2002 г. АО «Центр развития экономики» для осуществления корпоративных продаж и закупок.
Центр электронных торгов B2B-Center позволяет проводить 43 вида торговых процедур, как на закупку, так и на продажу товаров и услуг. Система объединяет закупки различных отраслей экономики: энергетики, нефтехимии, металлургии, автомобильной промышленности и многих других отраслей.
Преимуществами системы B2B-Center являются: стабильная и надежная работа, большое количество заказчиков, удобный и понятный интерфейс, настройка автоматической рассылки тендеров.
Сайт площадки — http://www.b2b-center.ru/
Торговый портал “Фабрикант”
На этой площадке производят электронные закупки крупнейшие российские и зарубежные компании. На площадке представлен широкий спектр тарифных планов, как для участников, так и для организаторов торгов. Некоторые тарифные планы не требуют аккредитации на площадке.
Сайт площадки — https://www.fabrikant.ru/
Отраслевая и межрегиональная электронная торговая площадка “Аукционный Конкурсный Дом”
Это компания, оказывающая широкий спектр юридических, консалтинговых и правовых услуг в области торгов и является одним из лидеров в Российской Федерации по количеству проведенных аукционов по закупкам товаров, работ и услуг.
Основные виды деятельности:
Сайт площадки — http://www.a-k-d.ru/
4. Функции электронных площадок
Электронные площадки выполняют следующие важные функции:
5. Преимущества работы на электронных площадках
Давайте теперь с вами рассмотрим, в чем же заключаются преимущества работы на ЭТП для заказчиков и поставщиков.
Преимущества для заказчиков:
Преимущества для поставщиков:
6. Выводы
И так, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод. На рынке России существует достаточно большое количество тендерных площадок под любые цели и задачи. Электронные площадки для тендеров способствуют упрощению работы, как для заказчиков, так и для поставщиков. Заказчики могут минимизировать свои издержки на проведение закупочных процедур и найти поставщика с наиболее выгодными условиями. Увеличивается прозрачность и открытость процесса закупки, минимизируются коррупционные риски.
И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео об электронных торговых площадках:
На этом все. Надеюсь, что информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.