Что значит психологическое сопровождение ребенка в школе
Школьная психологическая служба: зачем, как, для кого
Владимир Любимов
27 февраля 2018 • 20:08
Мне довелось побывать в американской школе. Там вопрос о необходимости психолога в школе не стоит вообще. Психолог обязателен в школе. У меня была возможность познакомиться с работой моего американского коллеги. Оказывается, самое главное в деятельности психолога — это не удовлетворение запросов администрации и педагогов, а работа с запросами юных людей.
Меня удивило, что и для родителей американских школьников обращение к психологу является естественным и необходимым. У нас далеко не так. Мы сильно отстали в этом от цивилизованного общества.
Когда в 90-е годы прошлого столетия стали вводить психологов в школу, я незамедлительно обратился в Министерство образования к ведущему психологу Асмолову. Мне рекомендовали получить переподготовку по психологии в Москве и Ярославле. Поехал в Ярославль, как-то добился допуска к экзаменам для поступления на факультет школьной практической психологии. Вступительные испытания выдержал и приступил к учёбе. Занятия проходили в большей своей части в тренинговом режиме. То есть с 8.00 и до 17.00 мы в круге поднимали, рассматривали, решали проблемы школьной действительности. Процесс обучения очень увлекал, мы практически все время пребывали, если так можно выразиться, в состоянии психологии.
Вернувшись в школу, приступил к созданию системы психологической помощи. Определил приоритеты в работе.
Повышение психологической культуры учителей
Понимал, что это задача не простая. Меня несколько лет в коллективе знали как учителя. Но с осторожностью отнеслись ко мне в роли психолога. Поэтому взять на себя обязательство учить учителей, откровенно сказать, не решался. Но понимал, что это необходимо.
Обратился к известному психологу из вуза Е. Морозовой. Она-то и помогла мне своим профессионализмом замотивировать учителей на принятие меня уже как психолога.
Нами было подготовлено практическое пособие для учителя «Познайте себя и своих учащихся».
Я, работая в школе в новом качестве, довольно быстро понял, что непременное условие для успешной деятельности психологической службы в школе — это заинтересованность и поддержка со стороны администрации школы. И, конечно, чтобы психолог был принят педагогическим коллективом как равноправный участник образовательного и воспитательного процесса.
Следующее направление работы — это изучение особенностей ребят, приходящих учиться в первый класс
Познать, чтобы помочь
Помочь, в первую очередь, учителю получить представление об особенностях и степени готовности ребёнка к обучению в школе.
Для этого нами была разработана совместно с педагогами определённая система приёма в первый класс. Речь не идёт о том «годен» или «не годен», «способный» или «не очень способный». Ребёнок поступает в школу, и мы с распростёртыми объятиями его принимаем. Но чтобы помочь ему и его родителям начать новый этап в жизни без излишних переживаний, мы основательно пытаемся познакомиться с ним на школьном старте.
За время работы в качестве практического психолога в школе я убедился в особой важности для развития ребёнка периода начальной школы. Именно в этом возрасте (младший школьник) формируются так называемые базовые основания психики ребёнка:
1. Личностно-активное отношение к новому.
2. Отношения «Я-другой».
3. Произвольность деятельности.
Эти основания, стихийно сложившиеся или неправильно воспитанные у ребёнка в период начальной школы, чаще всего сохраняются в своих специфических особенностях и в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста.
Задача первого знакомства с будущим первоклассником состоит в том, чтобы в максимально короткое время диагностировать уровень познавательных процессов, отследить личностные особенности ребёнка. Это очень непросто, но необходимо. Разумеется, полученные данные о ребёнке в ходе первого знакомства — это всего лишь исходный материал для дальнейшего, более обстоятельного знакомства и работы с ребёнком. И чтобы этот исходный материал в большей степени соответствовал истине, первое знакомство проводим в присутствии родителей.
Это текущая работа по адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Занятия по повышению уровня познавательных процессов у детей, посещение уроков в целях уточнения тактики работы с тем или иным учащимся, определение ведущих каналов восприятия у детей с последующим рассмотрением возможностей и так далее.
Регулярными в нашей практике являются психолого-педагогические консилиумы по проблемам успеваемости, поведения конкретных учащихся.
Психолого-педагогические консилиумы проводятся по инициативе учителей, родителей по мере необходимости. Психологическая служба готовит данные о психологических возможностях учащегося, медицинские работники представляют сведения о состоянии здоровья, классный руководитель представляет данные о фактической успеваемости и поведении учащегося. Приглашаются также сам ребенок и его родители.
Ведется обсуждение путей помощи ученику с учетом его возможностей. Начинаем разговор с того, что задаём вопрос ученику: «Как ты думаешь, чем можно тебе помочь в учёбе? Сам какие трудности видишь в освоении учебного материала?» Затем высказываются учителя, психолог. Цель – выработать оптимальные меры помощи ребенку. К примеру, психолог приглашает потренировать соответствующие познавательные процесс (память, мышление, воображение), учитель предлагает консультации индивидуальные и так далее. Договариваемся, когда вернёмся к вопросу снова, предварительно проанализировав результаты помощи. Следующая часть консилиума проходит в отсутствии ребенка. Анализируем медицинские данные о состоянии здоровья, знакомимся подробнее с данными психологического обследования. Советуемся с родителями по поводу отслеживания результатов. Практика показала, что эффективность подобных встреч достаточно высокая.
В рабочем режиме ведутся консультации родителей по психологическим проблемам детей и самих родителей, работает телефон доверия (три часа в неделю).
Значительный объём работы — это психологическая диагностика индивидуальных особенностей учащегося
Это определение уровня познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также личностных качеств.
Не секрет, что и семья, и школа нередко становятся причиной появления функциональных неврозов у детей. И если вовремя не выявить состояние тревожности, то это может привести к серьёзным последствиям. Диагностика помогает определить истинное состояние ребёнка.
Но недостаточно выявить отклонение, например, в уровне познавательных процессов или в поведении, важно помочь ребёнку. Это уже практическая индивидуальная, коррекционная работа психолога с ребенком.
Психологическая служба также работает по запросам классных руководителей и родителей. В зависимости от запроса готовится программа занятий, встреч, тренингов по соответствующим проблемам.
Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей
Анализ сложившейся ситуации в современной школе показывает, что интересы, проблемы, вопросы учащихся и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Наиболее часто на обсуждение с психологом выдвигаются темы, значимые для учащихся, учителей, родителей.
Кроме того, проблемы, которые затрагиваются данными темами, встречаются в анкетах, опросниках учащихся, родителей, учителей.
Таким образом, если существуют сходные значимые для детей и взрослых темы и проблемы, то, возможно, существуют и технологии, которые позволят психологу эффективно устанавливать контакт между учащимися, учителями и родителями.
Раздел 1
Основное понимание психологического сопровождения.
Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.
Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее:
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта cреда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная cреда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.
Школьный психолог:
Объект — обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия;
Психологическое сопровождение в средней школе №42 осуществляется в 1-4;5-9;10-11 классах.
Цель психологической программы:
Способствовать образовательно-культурному развитию России; гуманизации школьных отношений; инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий обучения; социализации и творческому развитию учащихся; выстраиванию гармоничных отношений между учащимися, педагогами и родителями в школьной ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.
Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут быть выделены обязательные взаимосвязанные задачи.
Задачи:
1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.
2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.
3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).
Побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь.
4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.
5. Создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения.
6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении.
Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
1. Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.
3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Основные направления психологического сопровождения:
2. Психологическое консультирование;
3. Психологическая диагностика;
Требования к знаниям и умениям при реализации программы психологического сопровождения.
Психологу, социальному педагогу, классному руководителю, выбравшему в своей работе стратегию сопровождения необходимо иметь:
1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);
2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;
3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение;
4. Технологические, интерпретационные и аналитические умения;
5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;
6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.
Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.
Раздел 2
Содержание психологического сопровождения учащихся, учителей, родителей.
Так и ситуативными кризисами отношений.
Общение родителей и детей является детерминантой развития ребенка (В.В.Столин), хотя родители не имеют не только родительского образования, но даже минимальной педагогической поддержки.
О психологическом сопровождении учителей.
ПС учителей позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. ПС учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. К сожалению, большинство личностных проблем учителя серьезно отражается на качестве их труда (см. журнал “Педагогика”,№3,1996г.)
Одним из направлений ПС педагогов является консультирование и просвещение: В консультировании педагогов можно выделить три направления:
1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;
О психологическом сопровождении родителей.
В процессе непрерывного ПС родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты обучающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.
Психолого-педагогическое сопровождение
Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:
Профилактика
Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
Диагностика
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
Консультирование
Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:
Развивающая и коррекционная работа
Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:
Психологическое просвещение и экспертиза
Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:
В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.
Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению
Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.
Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ НА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА В МАОУ СОШ №23
Очень часто родители задают вопросы психологу, классному руководителю, администрации школы, друг другу о том, зачем нужно согласие? Что оно дает? Не наврежу ли я своему ребенку, подписав его? и т.д.
Я решила в данной статье по возможности ответить на все вопросы, возникающие у родителей с подписанием данного бланка. Начнем с законодательства.
МАОУ СОШ № 23 г. Екатеринбурга в соответствии с п.12 ст.8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. реализует полномочия в организации предоставления психолого – педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своём развитии и социальной адаптации.
В соответствии с п. 2 ст.42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. такую помощь специалисты МАОУ СОШ № 23 осуществляют по следующим направлениям деятельности: просвещение, профилактика, диагностика, консультирование, развитие и коррекция.
В соответствии п. 3 ст.42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».
Педагог–психолог образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области зашиты прав детей, федеральными законами, указами и распоряжениями, решениями соответствующих органов управления образования.
а) выявления психологических особенностей обучающихся с целью наиболее полного раскрытия их внутреннего потенциала, формирования нужных психологических качеств для повышения их социализации и адаптации, либо исправления особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели;
б) выявления детей группы риска (в частности, недостаточно готовых к обучению в школе, неуспевающих, с низким уровнем школьной адаптации, склонных к девиантному поведению и др.)
в) определения специфических трудностей в образовательном процессе по запросу администрации школы.
Психологическое обследование как как более углубленное изучение психологической проблемы, или как углубленное изучение личности и особенностей развития ребёнка включает в себя:
а) определение психического состояния ребёнка, выявляя особенности его познавательной деятельности, мотивационно – волевой сферы, эмоциональных проявлений (тревожность, агрессивность и т.п.);
б) определение уровня интеллектуального развития в соотношении с возрастной нормой;
в) выявление симптомов тех или иных нарушений в психическом развитии (психического недоразвития, искажённого, дисгармоничного развития, неврозов);
г) определение динамики улучшений в психической деятельности в связи с проводимой психокоррекцией.
а) получить рекомендации по общению с ребёнком, его воспитанию в семье;
б) наметить меры по преодолению поведенческих проблем;
в) получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего провести летние каникулы; отдавать ли ребёнка в летний лагерь; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребёнку лучше жить и т.п.);
г) выяснить прогноз дальнейшего развития ребёнка;
д) определить уровень развития ребёнка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;
е) научиться лучше понимать своего ребёнка.
В случае отказа от психологического обследования ребенка бланк может быть отозван вами в любое время на основании письменного заявления о согласии на предоставление такой помощи.
О таких ситуациях Вы будете информированы.
Уважаемые родители!
Если Вы хотите, чтобы Вам и Вашему ребенку в течение всего учебного года оказывалась психологическая поддержка, помощь, направленная на развитие природных способностей и психологическое сопровождение в процессе развития, помощь в адаптации, необходимо письменно выразить свое согласие.
Согласно существующим законодательным нормам и этическим принципам педагог-психолог:
Не разглашает информацию, полученную в результате диагностики или на консультации;
Использует полученную информацию исключительно в интересах позитивного развития ребенка.
Если Вы даете или не даете согласие на работу психолога на указанных выше условиях, заполните, пожалуйста, соглашения, которые будут вам вручены классными руководителями.
Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу
Александра Гришкина
Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу
В процессе обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
В начале изучения данной проблемы необходимо выделить основные компоненты «готовности к школе»:
1. Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности, как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
2. Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе. Психолог должен занять активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Занимая эту позицию, я строю свою работу путем организации психологического сопровождения, смыл которого, заключается в содействии гармоничному психическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
В работе с будущими первоклассниками, особую роль я отвожу формированию положительного отношения к школе.Для достижения этой цели я использую сказкотерапию:
Коррекционные сказки Панфиловой М. А. «Лесная школа»;
Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников Белинской Е. В. ;
Терапевтические сказки и истории, придуманные известными сказкотерапевтами и практическими психологами.
В результате сказкотерапии ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. В сказках школьные правила представлены в стихах, благодаря чему они легко воспринимаются и запоминаются детьми. Закрепление данных правил отображается в рисунках детей.
Так же при подготовке дошкольников к школьному обучению я использую методы кинезиологии.
У большинства дошкольников недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабо развита координация движений, графо-моторные навыки,
невысокий уровень сформированности зрительно – пространственных представлений, поэтому очень важно в каждом возрастном периоде помогать
детям в формировании базисных функций устной и письменной речи.
Именно поэтому в работе с дошкольниками большую роль я отвожу развитию общей и мелкой моторики, точных действий руки. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Работа проводится индивидуально или с подгруппой по 6 человек.
— развитие межполушарной специализации;
— развитие межполушарного взаимодействия;
— синхронизация работы полушарий;
— развитие мелкой моторики;
— развитие памяти, внимания, речи;
Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.
В начале учебного года я провожу диагностику, позволяющую определить развитие психических процессов и выявить нарушение поведения у детей с помощью методик, разработанных Д. Б. Элькониным, А. Л. Венгером и др. («Графический диктант», «Беседа о школе» и др.). А также использую тестовые задания в занимательной форме (с помощью различных книг с цветными картинками, карточками с заданиями) для проверки развития памяти и мышления детей 5-7 лет. При подборе методов я соблюдала ряд важных условий. Методы короткие и простые. Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам детей. Интересы связаны со знакомыми видами деятельности и концентрируются в сфере воображения и наглядно-образного мышления (игра, рисование и т. д.). Обследование происходит на материале, понятном и интересном детям. Уровень сложности заданий подобран так, чтобы ребёнок мог его выполнить.
Обследование строится в соответствии с особенностями функционирования нервной системы детей 5—7 лет. Результаты тестирования помогают вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника.
Работая с детьми в группе, помимо развития необходимых познавательных процессов, я уделяю внимание формированию социально-психологической зрелости, развитию навыков общения и совместной деятельности. Все занятия имеют между собой смысловую связь и строятся на понятном детям материале. Для формирования положительного отношения к школе на занятиях я использую такие упражнения как «Хорошо или плохо?», «Слова на букву». Для развития памяти, внимания, мышления,воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос-пол-потолок», «Летает, не летает» и др. В каждое занятие включены упражнения,направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Для развития детей умения конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения,на занятиях я использую следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка-сова», «Путаница», «Ручеек».
— наблюдательности и коммуникативных способностей;
— зрительной, слухоречевой памяти;
— тонкой и грубой моторики;
— способности логически мыслить;
— способности адекватно оценивать свою работу.
В конце учебного года (апрель) я провожу мониторинг психологического здоровья детей подготовительных к школе групп. Моя диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними дальнейшей развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный к обучению ребёнок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.
Провожу консультации для педагогов и родителей на тему «Психологическая готовность детей к школе» (с учётом результатов мониторинга).
Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению к школе является взаимодействие педагогов и родителей. Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.
Основными направлениями организации работы с родителями дошкольниковявляются следующие виды и формы:
в начале каждого учебного года я участвую в общем родительском собрании, на котором представляю материал по диагностики обследования высших психических функций детей;
провожу психологические консультации для родителей будущих первоклассников;
организую тематические уголки для родителей по темам: «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку», «Советы родителям будущих первоклассников».
Так же с начала учебного года я предлагаю родителям методические рекомендации в виде буклетов и листовок, в целях просвещения и обогащения знаний в области подготовки детей к школе.
Работа с педагогами детского сада проводиться в соответствии с годовым планом по следующим направлениям:
подбор игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития;
памятки для воспитателей;
участие в работе ПМПк;
взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности всех педагогов детского сада.
Таким образом, ранняя диагностика, своевременная коррекционная работа с детьми и тесное взаимодействие психолога с родителями и воспитателями детского сада, обеспечивают высокую готовность детей к обучению в школе.
Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.
Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.