Что значит проскомидия для усопших
Что такое проскомидия?
Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов
Что такое проскомидия
Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все
После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.
Порядок совершения проскомидии
Проскомидия совершается священником
Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.
Из остальных просфор вынимают части
Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.
Записки на проскомидию
Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».
В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Значение проскомидии
Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.
Читайте также:
Что такое проскомидия о здравии или об упокоении
Проскомидия — первая, подготовительная, часть Божественной Литургии.
Часть церковной службы, предваряющая Божественную Литургию, называется проскомидией.
А что такое проскомидия, каков ответ священника? Это очень важное в православии действо: в ходе него приготавливаются вино и хлеб, символизирующие Кровь и Тело Христовы, для апогея Литургии — Таинства Причащения. При этом вынимаются частички из просфор с перечислением имен из поданных прихожанами записок и молитвой за них — как живых, так и покинувших сей мир.
Название «проскомидия» в переводе с греческого означает «приготовление», что в принципе и составляет суть действа. Еще одно значение — «принесение». Сохранилось оно с тех древних времен, когда первые христиане необходимые для Литургии просфоры выпекали сами и вместе с вином приносили с собой, а после совершения проскомидии хлеб забирали домой.
Символика проскомидии
Совершается эта служба в алтаре. Того, как это происходит, находящиеся в церкви не видят — это первый символ: скрытность действа напоминает о скрытности Рождества Христова, которое произошло в пещере неведомо и невидимо для мира.
Просфоры для таинства. Все действо совершается над пятью богослужебными просфорами. Прочитав особые молитвы, священник из одной из них вырезает середку в виде кубика. Называется эта часть просфоры Агнцем и символизирует самого Спасителя, принесенного в жертву на заклание.
Круглое блюдо, стоящее на подставке, называется дискос и тоже является символом — яслей, куда был помещен новорожденный Богомладенец. На дискос и кладут «агничную» просфору. Именно эта часть просфоры и будет использована при Причащении.
Из остальных четырех «хлебушков» вынимаются частицы:
Просфора на дискосе. Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.
Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».
Таким образом, если человек подал на свечном ящике записки на проскомидию, он может быть уверен: тех, чьи имена в них написаны, хоть и невидимо для молящихся, но уже помянули.
Вынутые по запискам прихожан частицы тоже помещаются на дискос — рядом с теми, что вынуты из пяти богослужебных просфор. Лежащие на дискосе в этом порядке, они являются символом всей Церкви Христовой.
О здравии и об упокоении
Лучше всего проскомидию осветит ответ священника. Протоиерей Димитрий поясняет:
— Посещающие церковь, получая или покупая просфору, видят, что она как будто поклевана. Это следы от изъятия ее частиц во время проскомидии. Обычно записки на эту службу подаются о здравии и об упокоении. И на этой службе поминаются как живые, так и ушедшие в мир иной христиане. Замечу кстати: поминаются лишь крещеные православные христиане. За инаковерующих в этом ритуале не молятся, поэтому в записку на проскомидию их имена вносить не надо.
Записки с именами следует отдавать заранее. Все вынутые из просфор мякиши, символизирующие поминаемые души и собранные на дискосе, после Божественной Литургии с особой молитвой погружают в чашу с вином.
Текст молитвы содержит просьбу к Иисусу Христу, чтобы Он очистил грехи упомянутых в записках христиан Своей пролитой за грехи всего мира Кровью. Это считается бескровной жертвой и является высшим церковным поминовением.
Поскольку проскомидия совершается перед основной службой, подавать такие записки надо задолго до ее начала, лучше всего накануне, указав необходимую дату.
Когда еще поминают…
Подавать записки за здоровье и за упокой можно и на другие службы. В некоторых храмах — у каждого свои правила — практикуются так называемые простые и заказные записки. В первом случае имена прочитываются только на проскомидии. Во втором — те же имена звучат, кроме этой службы, еще и во время обедни, как еще называют Литургию, и молебна.
Поминаются люди Божии на:
Сказать однозначно, какое поминовение на какой службе лучше или, так сказать, действеннее, невозможно: в любом случае это — молитва, а сила церковной молитвы, когда бы они ни звучала, одинакова.
Нередко многих интересует и сбивает с толку разница в сумме пожертвований на разные службы, в частности — совсем небольших на проскомидию. Значимость службы от этого нисколько не страдает, как уже упоминалось, это высшая степень поминовения, и она должна быть доступной каждому в максимальной степени.
Несколько слов о молебне
Это богослужение чаще всего служится после Литургии, иногда в любое время — по мере необходимости.
На молебне молятся только за живых. Это особая служба, на которой молятся только за живых. Заказать ее можно, так сказать, адресно: Спасителю, Богородице или кому-то из особо чтимых святых.
Скажем, о здоровье больного, как правило, молятся великомученику и святителю Пантелеимону; о путешествующих — свт. Николаю Чудотворцу и т.д., что нужно и пометить в записке.
Молебны бывают просительными или благодарственными. Если с первыми все понятно, то вторые — обязательны, когда ваша мольба исполнена.
Если был заказан молебен, то записка читается и при совершении проскомидии в алтаре, и на молебне — уже вслух.
Проскомидия и сорокоуст
Сорокоуст является особенным молением, и совершают его в продолжение 40 Божественных Литургий. Если человек жив, но, возможно, болен, заказывается сорокоуст о здравии. Однако молиться таким образом можно за любого человека, если желаешь ему духовной помощи.
Если человек умер, такая служба проходит об упокоении его души. Когда ее лучше заказывать?
Поскольку это поминовение происходит на Литургии, то, естественно, в алтаре каждый раз совершается проскомидия, т.е. возносится уже описанная бескровная жертва за людей, вписанных в записку.
Приготовительная служба перед Литургией, называемая проскомидией, — это, как уже говорилось, ее важная часть, показывающая единство всех членов Церкви, которых объединяет Кровь Христова и вера в Него.
Важность ее очень хорошо изложена в одной книге, повествующей о посмертных приключениях героини. Каждый день ей, попавшей на тот свет, птица приносила и бросала хлеб, который очень поддерживал ее и спутника.
Когда же душе было позволено вернуться в тело, выйдя из клинической смерти, оказалось, что на каждой Литургии женщину поминала ее близкая подруга, а получаемый хлеб — не что иное, как вынутая на проскомидии частица из просфоры.
Интересное видео
ПРОСKОМИДИЯ
Проскомидией называется первая часть литургии. В этой части приготовляются, особо установленным священнодействием, вещества для Таинства Тела и Крови Христовой и совершается предварительное поминовение членов Церкви перед приготовляемой жертвой.
Греческое слово проскомидия значит приношение. Так называется первая часть литургии не потому, что в ней приносилась Таинственная жертва Богу, – которое совершается на литургии верных, – а потому, что приготовляемые в ней для Тайнодействия вещества приносятся, или посвящаются, Богу через отделение их от обыкновенных хлеба и вина и через священнодействия и молитвы, так что они становятся для нас священными еще до совершения над ними Тайнодействия и уже не могут быть смешиваемы с обычными хлебом и вином.
1. На проскомидии приготовляются пшеничный хлеб и красное виноградное вино, упоребленные Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери при установлении Таинства Евхаристии.
Хлеб для Евхаристии должен быть чистый как по веществу, из которого приготовляется, так и по способу приготовления. Этого требует благоговение к величию и святости Таинства. Хлеб должен быть хорошо выпечен, не пересолен, свежий, не заплесневелый, не должен быть помазан молоком, или маслом, или яйцом.
Состоит этот хлеб из двух кругловидных частей – верхней и нижней, наложенных одна на другую, изображает два естества в Лице Иисуса Христа – Божественное и человеческое.
Перечисленными качествами должны обладать и прочие четыре просфоры, над которыми совершается священнодейстие на проскомидии. Также на проскомидию приносятся и другие просфоры помимо основных пяти просфор для поминовения живых и умерших. На этих просфорах иногда допускаются другие печати, например, с изображением Пресвятой Троицы, Пресвятой Богородицы, святых, но поверх таких изображений всегда находится небольшой крест.
Изъятую из просфоры часть священник полагает на дискосе, разрезает ее крестообразно, ставляя неразрезанной только верхнюю часть с печатью, и при этом произносит слова, также имеющие отношение к искупительной крестной жертве: жрется (закалается, приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение, – и, наконец, в довершение сходства с происходившим на Голгофе, прободает копием (надрезает) правую боковую сторону этой изъятой из просфоры части, произнося при этом: един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его ( Ин. 19, 34–35 ). Эта часть называется Агнцем, как представляющая Иисуса Христа, который есть прообраз пасхального Агнца. У пророка Исаии Он был изображен как послушный, ведомый на заклание агнец, и святым Иоанном Предтечей был назван Агнцем Божиим, вземлющим (берущим на себя) грехи мира ( Ин. 2, 29 ).
Приготовление второго вещества для Евхаристии (вина) состоит в том, что в момент прободения Агнца и произнесения относящихся к этому действию священных слов дьякон, с благословения священника, вливает в Потир (Чашу) вино, предварительно немного растворенное водой и поэтому называемое святым соединением. Основанием обычая растворять для Евхаристии вино с водой служит отчасти то, что все это священнодействие составлено по образу страданий и смерти Иисуса Христа, а во время Его смерти из Его прободенного ребра истекла Кровь и вода 10 ; отчасти подражание священнодействию Самого Христа Спасителя, который, по преданию, засвидетельствованному Иринеем, Киприаном и Апостольскими Постановлениями, употребил на Тайной Вечери вино соединенное с водою, следуя в этом всеобщему на Востоке обычаю не пить цельного вина, а может быть в соответствие ветхозаветной жертвенной крови, которой Моисей, соединив ее с водою, окропил Kнигу Завета и народ, вступавший в Завет с Господом при Синае ( Евр. 9, 19 ). Трулльский Собор осуждает армян, вопреки богопреданному чину употребляющих для Евхаристии одно вино, и извергает из сана епископов и пресвитеров, следующих этому нововведению (правило 32).
3. С приготовлением веществ, нужных для Евхаристии, соединяется поминовение членов Церкви – святых, живущих на Небесах во славе, потом живых и усопших; и при этом за каждый разряд этих членов вынимаются частицы из просфор и полагаются на дискосе возле Агнца.
Между поминаемыми святыми первое место занимает Пресвятая Владычица наша Богородица; за Ней поминаются девять чинов святых Божиих угодников, ветхозаветных и новозаветных, именно:
1. святой Иоанн Предтеча и Креститель Господень;
2. святые ветхозаветные пророки, начиная с Моисея;
4. святители вселенские и российские;
5. святые мученики и мученицы;
6. преподобные отцы и преподобные матери;
7. святые чудотворцы и бессребреники;
8. святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна (родители Пресвятой Богородици), святой память которого совершается, и все святые;
9. наконец, святитель Иоанн Златоуст либо святитель Василий Великий, смотря по тому, по какому чину будет совершаема литургия.
Разделение святых на девять чинов соответствует девяти чинам Ангелов, которым они подражали своей равноангельской жизнью, за что и сподобились одинаковой с ними небесной славы и блаженства.
Для чего поминаются святые перед приготовляемой на проскомидии жертвой? Ответом на это служат слова, произносимые священником при изъятии частиц за Пресвятую Богородицу и прочих святых: В честь и память Преблагословенные Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами при ими Господи жертву сию в Пренебесный Твой жертвенник. В честь и память Честнаго Славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (и прочих чинов святых поименно) и всех святых, их же молитвами посети ны Боже. Итак, святые на проскомидии поминаются:
во-первых, для воздания чести их блаженной памяти;
во-вторых, для того, чтобы их молитвами Господь принял приготовляемую жертву и посетил нас грешных Своей милостью.
Какую связь с проскомидией при ее совершении имеет чествование святых и моление к ним?
а) Чествуя на проскомидии, как и в других случаях, святых, мы чествуем благодать Божию, открывшуюся в них во время их земной жизни и соделавшую их блаженными по смерти. Но эта благодать, дарованная святым, есть плод искупительных заслуг Богочеловека Иисуса Христа, усвоенных святыми верою. Kаждый из них при жизни мог говорить о себе словами святого апостола Павла: что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал. 2, 20 ). Теперь понятно, почему чествование святых соединяется с приготовлением на проскомидии Бескровной жертвы. Эта жертва есть не только умилостивительная, но вместе с тем хвалебная и благодарственная, приносимая Богу Отцу. Поминая перед ней святых, мы через это исповедуем силу Божию, в них открывшуюся по их вере в Богочеловека Иисуса Христа, и выражаем нашу благодарность Богу не только за них лично, но и за то, что в их лице Он прославил человеческое естество и даровал нам залог или ручательство, что и мы, если последуем их стопами, можем достигнуть одинакового с ними блаженства.
Вслед за святыми на проскомидии перед приготовляемой Бескровной жертвой поминаются члены Церкви, живущие и усопшие. Сперва совершитель проскомидии просит Господа ради искупительной жертвы Богочеловека помянуть (т.е. принять в Свое благоволение) живущих, именно: Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, предстоятелей иных поместных Церквей, епархиального архиерея, пресвитеров и дьяконов; за ними поименно поминает прочих православных христиан и в заключение поминает свое недостоинство. Помянув живущих, священник изъемлет частицы за умерших, молясь о памяти и оставлении грехов Святейших Патриархов, создателей святого храма святого храма или обители, прочих православных христиан, которых называет поименно, и всех в надежде воскресения и жизни вечной и общения с Господом усопших отец и братий.
Так велика сила церковных молитв за умерших перед Бескровной жертвой. Надобно, однако, заметить, что не для всякого умершего они спасительны, а только для тех, которые отошли в другой мир с верой и покаянием во грехах. Самые тяжкие грешники не лишены надежды на облегчение их участи и даже совершенного избавления от адских мук, если умерли с истинным раскаянием. Молитвы за них, в соединении с принесением Бескровной жертвы, могут оживить в них семя добра, которое не успело раскрыться в них при жизни, – так что после смерти оно принесет некий плод, годный для Небесной житницы. Но горе умирающим без покаяния в грехах! Kо всем таковым относится грозное слово Христово, сказанное о виновных в хуле на Святого Духа: иже речет хулу на Духа Святаго (и не раскается в этом смертном грехе), не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12, 32 ). Отходящим в другой мир без раскаяния не могут принести пользы молитвы Церкви и поминовение перед Бескровной жертвой. Они совершенно умерли для духовной жизни, для жизни в общении с Богом, и уже не могут быть возвращены к этой жизни, подобно тому, как гниющие деревья, потерявшие растительную силу, не могут быть оживлены ни солнцем, ни воздухом, ни влагой.
Поминовение на проскомидии членов Церкви творится во имя Бескровной жертвы, имеющей быть принесенной на литургии верных, – с мыслью об этой жертве, с верой в нее. Поэтому поминовение имеет великую силу перед Богом, тем паче что оно не ограничивается только произнесением имен поминаемых лиц, а, как сказано выше, с их именами полагаются возле Агнца изъятые за них частицы.
Какое значение имеют эти частицы? В продолжение всей литургии они представляют собой тех, за кого изъяты, подобно тому как в скинии свидения и храме Соломоновом 12 хлебов предложения, которые были полагаемы каждую субботу на целую седмицу перед входом во Святая Святых, представляли 12 колен израильского народа и безмолвно напоминали об избранном народе Царю. Звук имен, произносимых при поминовении на проскомидии, – дело мгновения; но вещественные просфорные частицы, полагаемые возле Агнца с этими именами, во все продолжение литургии неумолчно вопиют перед Богом за тех, за кого изъяты. Кроме этого символического значения, частицы имеют еще и другое, более высшее значение. Они не получают Таинственного освящения, одинакового с Агнцем, а потому не имеют силы Бескровной жертвы и не назначаются для причащения, но они получают особое освящение от самой близости их положения к Агнцу. Притом дьякон или священник, после причащения, влагает эти частицы в Потир для напоения их Святой Кровию и при этом произносит слова: омый Господи грехи поминавшихся зде Кровию Твоей честною, молитвами святых Твоих. Это показывает, что просфорные частицы, наполняясь Святой Кровию, через то сами исполняются великим благодатным освящением, которое, с одной стороны, сообщается душам, за грехи которых они принесены, с другой – запечатлевает ходатайство за нас святых, в честь которых принесены.
4. После приготовления Святых Даров и по окончании поминовения перед ними священник покрывает их священными пеленами; а чтобы пелены не коснулись Агнца и частиц и не смешали их, предварительно ставит на дискос звездицу (две крестообразно соединенные металлические дуги). При этих действиях он воздает почесть приготованным Дарам как Самому Христу, образно в них присутствующему. Затем
облагоухав перед покрытием их звездицу и каждую пелену дымом кадила, он при поставлении звездицы и покровении Даров пеленами славословит Господа Иисуса Христа как Царя, словами из Священного Писания. Поставляя звездицу на дискос, священник воспоминает звезду, приведшую волхвов на поклонение Богомладенцу как Царю. Его Царственную славу, открывшуюся в самом вертепе, исповедует словами: и пришедши звезда, ста верху, идеже бе отроча ( Мф. 2, 9 ). Покрывая дискос, священник прославляет Господа чтением 92-го псалма: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Псалом прославляет Господа Бога Израилева, как Царя и защитника Своей земли, который не выдаст народа Своего многочисленным врагам, шумным и сильным, как волны речные и морские, и не попустит им оскорбить неприкосновенную святыню храма Своего (дому Твоему подобает святыня в долготу дний). Накрывая Потир, священник вместе с пророком Аввакумом исповедует Царственную славу Христа, открывшуюся на Синае: покры Небеса добродетель (сила) Твоя Христе и хвалы Твоея исполнь земля ( Авв. 3, 3 ). Покрывая, наконец, одной общей пеленой дискос и Потир, священник в надежде на всемогущество и благость Господа Иисуса Христа, которого он перед тем прославил как Царя, молит Его покрыть нас Своей милостию и спасти души наши. Исповедание Царственного и Божественного величия Лица Господа Иисуса Христа соединяется с приготовлением Бескровной жертвы потому, что жертва сия, равно как и Kровавая Голгофская жертва, получает силу именно от Божественного и Царственного достоинства Лица Христова, а с другой стороны, потому, что Христу по самому человечеству дана всякая власть на Небеси и на земли вследствие принесения Им жертвы на Кресте и что спасительное действие этой власти проявляется преимущественно в Бескровной жертве. После покрытия Святых Даров священник благословляет Господа, благоволившего установить Бескровную жертву, и произносит молитву предложения, т.е. посвящения Богу приготованных Даров. В литургии апостола Иакова та же молитва положена в начале литургии верных. В этой молитве священник просит Бога Отца, даровавшего в Лице посланного Им Единородного Сына Небесный хлеб для напитания всего мира (всех людей), – благословить предложение сие, принять оное в Пренебесный жертвенник, помянуть принесших Дары и тех, за кого они принесены, и избавить от осуждения священнодействующих. За молитвой следует отпуст.
С проскомидией, по чину литургии, соединены некоторые действия перед ее началом и после окончания.
Перед началом видим приготовление священника и дьякона к священнодействию вообще. Оно состоит: 1) в их молитвах перед алтарем и при входе в алтарь. Самая существенная из них есть моление священника перед Царскими вратами с главопреклонением о том, чтобы Господь укрепил его Своей рукой неосужденно предстать престолу и на нем совершить Бескровное священнодействие; 2) в полном облачении в священные одежды. Произносимые при этом священником и дьяконом слова из Священного Писания частью внушают им, в каком настроении духа они должны находиться при священнослужении, частью указывают на значение священных одежд; 3) в омовении рук с чтением стихов из 25-го псалма, в котором псалмопевец, взывая к суду Божию на оклеветавших его, исповедует свою невинность и, в удостоверение своей невинности, готовность подвергнуться обряду омовения рук, предписанному законом ( Втор. 21, 6 ): умыю в неповинных (между невинными или как невинный) руце мои и объиду жертвенник Твой Господи, еже услышати глас хвалы твоея. И ветхозаветным служителям скинии и храма было предписано омывать не только руки, но и ноги, когда надлежало приступать к жертвеннику ( Исх. 40, 30–32 ). В христианской древности омовение совершалось в начале литургии верных.
Мы видели, что состав проскомидии приспособлен к понятию о жертве Христовой, принесенной на Кресте и приносимой во святилищах, а вместе о Царственном и божественном величии Христа Спасителя, благоволившего принести и приносить ее. Но те толкователи литургии, которые находят в ее составе изображение всей жизни Богочеловека, в проскомидии видят указание не на одну лишь жертву, но вместе и на начало этой жизни, – на обстоятельства рождения Христова. По их воззрению, просфора, назначаемая для Агнца, означает Деву Марию, приведенную в храм Господень; извлечение Агнца из просфоры – рождение Спасителя из девственной утробы; дискос – ясли; покровы – пелены Богомладенца; звездица – звезду, приведшую к Нему волхвов; кадильница и фимиам – дары волхвов. Такое поучительное воззрение на значение проскомидии может быть соглашено с прямым ее значением – тем, что Христос Спаситель обречен на жертву самим Своим рождением, что уничижительное состояние принятия Божеством рабия зрака есть начало той жертвы, которая была принесена на Голгофе.
Правило избирать в просфирни вдовиц чистого жития подтверждено ответами Kонстантинопольского Собора 1301 года на вопросы русского митрополита Феогноста. А митрополит Киприан повелевал, чтобы просфорницами были или девственницы, или однобрачные, но отнюдь не двубрачные и не троебрачные (Митр. Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. С. 284). Актом Московского Собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не ранее 50 лет. Тем же Собором было обращено внимание на самочиние некоторых просфорниц, которые приговаривали над просфорою: за здравие или за упокой, – и в связи с этим было постановлено, чтобы просфорницы не только над просфорами, но и над свечами ничего не приговаривали, кроме молитвы Иисусовой. Их дело, говорит Собор, состоит в том, чтобы дорником Святой Крест изображать на просфорах с молитвой Иисусовою, и потом раскладывать просфоры и свечи для приходящих и приносимые от народа просфоры передавать священникам для проскомидии.
Положительные свидетельства древних церковных писателей об употреблении для Евхаристии обыкновенного квасного хлеба см. в Догматическом Богословии митрополита Макария в учении об Евхаристии.
Ревнители мнимодревних обрядов защищают обычай печатать на просфорах восьмиконечный крест с копием, тростью и Адамовой головой в круге, и поверх круга печатать слова: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Но такой состав печати не совсем приличен, ибо: 1) копие и трость не составляют Креста, на котором Агнец Божий взял на себя грехи мира; 2) Адамова голова не составляет Агнца, в образ которого изымается часть из просфоры для Таинства. Поэтому Московский Собор 1667 года признал правильным для печати на просфорах только крест, и притом четырехконечный, который без копия, трости и Адамовой головы более соответствует крестообразному разрезыванию Агнца, положенному в чине проскомидии как в служебниках, принятых Православной Церковью, так и в тех, которые наиболее почитаются ревнителями «мнимой старины».
С еврейского языка переводится несколько иначе: «из тесноты и суда наконец взят», – т.е. от мук, на которые предан неправедным судом, – наконец Он освободился смертью.
Подобно этому слушатели Иисуса Христа из народа затруднялись понять, как Христос может вечно пребывать, когда Он будет вознесен от земли на Крест ( Ин. 12, 32–34 ).
В принятом у нас чине проскомидии между святыми, за которых изъемлются из просфор частицы, не упоминаются Ангелы. Это, конечно, потому, что крестная жертва, воспоминаемая на литургии, принесена не за Ангелов, которые не согрешили, а только за людей. Но в греческом чине литургии, принятом в Великой Kонстантинопольской Церкви и на Афонской горе (Eucologion to mega en Benetia. 1851), при изъятии частиц за святых положено первую из них вынимать в честь и память всеславных чиноначальников Михаила, Гавриила и всех Небесных Сил бесплотных. Равно и блаженный Симеон Солунский, говоря о просфоре в честь святых, пишет, что первую частицу иерей изъемлет в честь и память Честных Небесных Сил. Эта особенность в чине проскомидии, чуждая принятому в Русской Церкви чину, не может быть признаваема неуместной. Правда, Сын Божий воплотился не для Ангелов и страдал и умер на Кресте не за них; но плоды крестной жертвы Христовой простирают ся на весь мир, видимый и невидимый. Кровию Креста Сына Божия умиротворено все, и земное и небесное ( Кол. 1,20 ). Небесное (небожители) и земное были разделены крепкой стеною, и эта стена разрушена смертию Христовою; то и другое Христос соединил в одну Церковь и стал ее Главой ( Еф. 1, 22 ). И потому Ангелы, пришедшие в ближайшее общение с людьми, радуются о едином грешнике кающемся ( Лк. 15, 10 ) и служат спасению всех, желающих получить оное ( Евр. 1, 14 ). Если такое общение мира и любви между святыми Ангелами и человеками есть плод крестной жертвы, то воспоминание Ангелов перед Бескровной жертвой может быть оправдано желанием возблагодарить Господа за этот спасительный плод и вместе привлечь молитвенную помощь к нам Ангелов.
У греков в прежнее время для литургии была приготовляема, а в иных местах на Востоке до сегодняшнего дня приготовляется большей частью одна просфора или хлеб с пятью печатями. Часть просфоры под средней печатью была извлекаема на проскомидии для Агнца; остальные печати соответствовали остальным нашим четырем просфорам. Но просфора не разделялась на части по числу печатей, а только из каждой печати вынимались частицы, как у нас из каждой просфоры. Поэтому до сих пор в греческих служебниках для поминовения назначаются только печати (sjragiz) и упоминается об одной только просфоре (пятипечатной). См. также: Арсений Суханов. Проскинитарий. Изд. Kазанской академии. С. 38, 238.
См. сличение этих разночтений: Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 71, 77, 79. В двух монастырских греческих уставах II века есть предписание об употреблении семи просфор. Kонстантинопольский Патриарх Алексий († 1043) в своем уставе, который он дал построенному им монастырю, предписывает, чтобы литургия всегда была совершаема в монастыре на семи просфорах, из которых шесть – малые, а седьмая – большая, за его здравие, как ктитора, и по смерти за упокой. Императрица Ирина, супруга Алексея Kомнина, в своем ктиторском уставе основанному ею женскому монастырю предписывает: «ежедневно да приносится на литургии семь хлебов: один Господский, ругой Богородичный, другой святого другой Богородичный, другой святого дня, иной за искупление и оставление грехов державного моего царя и моих чад, иной за усопших монахинь, другой за усопших родителей и прочих сродников наших, иной о живых детях, зятьях и прочих сродниках наших» (Голубинский. История Русской Церкви. Т. I. С. 303–310). Ясно, что это предписание имело только частное, местное, а не всеобщее значение.
В «Беседах к глаголемому старообрядцу» указано пять таких служебников, XIII, XIV и XV веков (Беседа 10).
В Воскресенском монастыре есть харатейный служебник 1380 года, в котором весь чин проскомидии ограничивается только выниманием Агнца. Святой Нифонт, епископ Новгородский (в первой половине XII века), на вопрос Kирика отвечал, что можно служить литургию и на одной просфоре, если нельзя достать другой; а для заупокойной литургии назначал только три просфоры: одну для Агнца и две за упокой. В служебнике XVI века, написанном при царе Иоанне Васильевиче IV, на проскомидии также положены три просфоры: одна для Агнца, другая Богородичная, третья за святых и вместе за живых и умерших (Митр. Макарий. История Русского раскола. 1855. С. 81, 82, 83).
Беседы к глаголемому старообрядцу (Беседа 10).
Митр. Григорий. Истиннодревняя Христова Церковь. 1859. Ч. II. С. 26.
Беседы к глаголемому старообрядцу (Беседа 10).
Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»