Что значит прошедшие проверку
В чем разница между группами Everyone и Authenticated Users?
В целях поддержания надлежащего уровня контроля доступа, важно однозначно понимать, что каждый объект в списке управления доступом (ACL) представляет, в том числе встроенные в ОС Windows.
Существует множество встроенных учетных записей с малопонятными именами и неопределенными описаниями, что может привести к путанице в понимании разницы между ними. Очень частый вопрос: «В чем разница между группами Everyone и Authenticated Users?»
Самое важное
Группа Authenticated Users охватывает всех пользователей, вошедших в систему, используя учетную запись и пароль. Группа Everyone охватывает всех пользователей, вошедших в систему с учетной записью и паролем, а также встроенные, незащищённые паролем учетные записи, такие как Guest и LOCAL_SERVICE.
Если описанное выше показалась вам упрощённым, то дальше чуть больше деталей.
Группа Authenticated Users включает в себя всех пользователей, чья подлинность была подтверждена при входе в систему, в них входят как локальные учетные записи, так и учетные записи доверенных доменов.
Группа же Everyone включает всех членов группы Authenticated Users, а также гостевую учетную запись Guest и некоторые другие встроенные учетные записи, такие как likeSERVICE, LOCAL_SERVICE, NETWORK_SERVICE и др. Гостевая учётная запись Guest по умолчанию отключена, однако если она активна, то она дает возможность попасть в систему без ввода пароля.
Вопреки распространенному мнению, любой, кто вошел в систему анонимно, т.е. не прошедшие процедуру подтверждения подлинности, не будут включены в группу Everyone. Это имело место ранее, но изменено начиная с Windows 2003 и Windows XP (SP2).
Когда дело доходит до распределения разрешений, существует один важный вопрос, на который мы должны быть в состоянии ответить: какие конкретные люди имеют доступ к данному ресурсу?
Большую часть разрешений, которые мы видим, даны не конкретным людям, а группам безопасности (и это — правильно), роль которых не всегда очевидна. В результате приходится тратить много времени для выяснения ответа на вопрос выше.
Решение есть. Когда ваш CEO спросит: «Кто имеет доступ к «Зарплатная ведомость.doc»?» вы сможете быстро, уверенно и абсолютно точно дать ответ, вместо предположений после недельных расследований.
Почему опасно хранить файлы за пределами «Документов» и других папок пользователя
Если на вашем компьютере несколько учетных записей и вы работаете с данными, которые не хотели бы показывать другим пользователям, то стоит хранить их в предназначенных для этого папках (документы, изображения, видео и прочее), которые располагаются внутри вашей учетной записи. Если размещать эти данные в других местах (например, на другом диске), то они будут доступны всем без ограничений.
Чтобы понять почему так происходит и как это исправить, разберемся для начала с тем, какие типы данных можно встретить в системе.
Какие данные встречаются в Windows
Для упрощения разделим все данные на компьютере на три условные группы: ваши личные, чужие, общие и системные.
1) Личные данные расположены внутри вашей учетной записи в папке C:\Users\%UserName%, где вместо %UserName% название каталога вашего профиля.
Просто введите %homepath% в адресной строке Проводника, чтобы увидеть свой путь.
Там вы найдете «Документы», «Изображения», «Видео», «Музыка» и другие. Это ваша личная папка и все данные там лично ваши. Доступ к ним есть у вас и всех процессов (программ), которые вы запустите от своего имени.
2) Чужие данные — это личные данные других пользователей вашего компьютера. Они доступны только им и процессам, которые они запустят. Как и ваши личные файлы, они располагаются под своими именами в каталоге C:\Users.
3) Общие данные — это папки и файлы, к которым имеют доступ все пользователи на ПК без ограничений. Они могут располагаться где угодно на дисках за пределами профилей пользователей и системных папок. Это может быть C:\MyFolder, а может быть D:\Video или D:\Games.
Любая созданная за пределами вашей учетной записи папка или файл — общие. То есть к ним будут иметь доступ все пользователи компьютера и приложения, которые запускаются любым из пользователей.
4) Системные — это каталоги, с которыми работает операционная система и где хранятся важные для нее файлы. Обычные пользователи не могут записывать туда что-либо (а иногда и считывать). С ними могут работать только Администраторы.
Администратор — это всемогущий пользователь с повышенными правами доступа, который может совершать любые действия без ограничений. Соответственно, те программы, которые запускаются от имени администратора, имеют наивысший уровень доступа ко всем данным пользователей и системных папок.
Почему важно хранить данные в личных папках
При использовании общих папок для хранения личной информации, пользователи или запущенные ими программы могут получить полный доступ к информации (читать, изменять, удалять).
Например, ваш ребенок, который садиться за компьютер поиграть, сможет в перерывах читать вашу рабочую переписку или конфиденциальные документы. Случайно удалить что-то тоже не составит труда. Если не поленится, то ответит клиенту от вашего имени. Полная свобода действий.
Но главная угроза заключается в том, что если кто-то из пользователей случайно запустит вредоносный код от своего имени, то этот процесс получит полный доступ ко всем личным данным этого человека, а также ко всем общим данным (и вашим). И вот это уже гораздо более серьезная угроза.
Ну а если вы храните файлы в папках учетной записи, то другие пользователи не смогут получить к ним доступ. Не смогут их прочесть, не смогут переписать или как-то изменить. Те процессы, которые они запустят в рамках своей учетной записи, не смогут получить доступ к ваши данным.
Не стоит работать в Windows под учетной записью администратора. Лучше иметь учетную запись простого пользователя для повседневной работы, а под администратором заходишь лишь тогда, когда надо что-то настроить. В этом случае при запуске вредоносного кода будут повреждены лишь данные одной учетной записи.
Как быть, если личные данные надо хранить на другом диске или в другой папке?
Для освобождения места на системном диске можно перенести папки с документами на другой носитель. Например, ваша операционная система установлена на SSD небольшого объема, а рядом с ним стоит HDD значительно большего объема для данных. И вам вроде бы достаточно в свойствах своих папок с документами выбрать вкладку «Расположение» и нажать на кнопку «Переместить…», чтобы разгрузить основной диск.
Но при этом вы переместите свои документы из личной папки в общую, к которой получат доступ все остальные пользователи вашего компьютера и запущенные ими программы.
Это происходит потому, что перед перемещением вам потребуется создать новую папку. И эта папка по умолчанию будет общей для всех пользователей. Как можно видеть на картинке выше, доступ к папке имеют категории Пользователи, Прошедшие проверку, Администраторы и Система.
Пользователи — группа, которая включает в себя всех зарегистрированных локальных пользователей.
Прошедшие проверку пользователи — это все, кто успешно подключился к системе, введя корректные логин и пароль.
Администраторы — все пользователи с правами администратора.
Система — это операционная система.
Чтобы это исправить, надо изменить права доступа у папки, в которую вы будете перемещать свои данные. Создав ее один раз, вы сможете размещать внутри все, что пожелаете и это все будет защищено от других пользователей. Для этого необходимо убрать группы «Пользователи» и «Прошедшие проверку», а вместо них добавить свой профиль в качестве единственного, у кого есть доступ.
Выберите вкладку «Безопасность» в свойствах созданной папки. В самом низу нажмите на кнопку «Дополнительно».
В появившемся окне нажмите на кнопку «Отключение наследования». Это необходимо для того, чтобы папка перестала брать права доступа от папки уровнем выше.
Затем в верхней части необходимо удалить группы «Пользователи» и «Прошедшие проверку». Выберите последовательно каждую из них и нажмите на кнопку «Удалить».
Добавляем вашу учетную запись с полными правами на эту папку. Для этого нажмите на кнопку «Добавить». В верхней части появившегося окна будет ссылка «Выберите субъект».
Введите название папки вашего профиля без пути (все после C:\Users). В моем случае это ant_m. Затем Нажмите кнопку «Проверить имена», а затем «ОК».
Указываем права пользователя для этой папки. Нам нужно установить галочку напротив пункта «Полный доступ» и нажать «ОК».
Еще раз нажимаем «ОК» для применения всех изменений.
Мы видим, что у нашей папки теперь три допуска: Система, Администраторы и конкретный пользователь (в данном случае я). Другие пользователи ПК, которые не имеют учетной записи с административными правами, не смогут попасть в директорию.
Так вы сможете создать свою собственную папку для личных данных на другом диске и уже в нее перенести все свои документы, изображения, видео и прочее.
Что значит прошедшие проверку
Просьба: подскажите как избавится от этих пользователей и есть ли смысл избавлятся от них (ссылки кроме google.com итп, програмы для безопасности и поиска вредоносных програм, «поиск» в виндовсе этих польвотелей, другие советы на ваше усмотрение. ).
На даный момент: планирую переустановить винду (такую же поставить), установить антивирус Симантек. Подкоректируйте это решение на свое усмотрение.
Цитата |
---|
User пишет: Позже было замечено присутсвие лишних пользователей, а именно: «СОЗДАТЕЛЬ-ВЛАДЕЛЕЦ», неизвесный пользователь «s-15-. » на обычном диске(без виндовса), а также пользователи: «СОЗДАТЕЛЬ-ВЛАДЕЛЕЦ», «Trusted instal» на системном диске «С:», были попытки удалить этих пользователей через меню «свойства окна»-безопасность-удалить, а также ч-з меню «свойства окна»-безопасность-дополнительно-владелец(менял владельца с Trusted instal на администратора) после попытки удаления пользователя в папке «С\Program files» выскакивала ошибка «1», на другом диске пользователь удалялся, но вскорее появился пользователь: «Прошедшие проверку» (возможно это связано с установкой антивируса «Касперский Интернет секюрити» до этого стоял бесплатный антивирус «АВГ»), было также замечено что пользователь Trusted instal имеет управление над процесом csrss.exe. ОС Windows 7 Ultimate. |
Переназначьте владельца на группу Администраторы, а потом удалите те учётные записи в которых стоит тип «Неизвестная. «, а в конце имени знак вопроса. Это вообще-то надо делать по всем слайсам.
Права предпринимателей при внеплановой проверке
В 2019 году Роспотребнадзор провел 85 тысяч проверок по вопросам защиты прав потребителей — все они были внеплановые.
Проверки проводят, чтобы убедиться: компании и ИП не нарушают закон. Проверки бывают плановые и внеплановые. О первых известно заранее: их проводят по графику, полный список можно найти на сайте Генпрокуратуры. А вот внеплановые могут случиться в любой момент, если проверяющие узнали о нарушениях.
В 2020 году в России плановые проверки не проводят из-за коронавируса — за редким исключением. Но внеплановые проверки никто не отменял — их могут провести по жалобе клиента, сотрудника, конкурента или на основании статьи в СМИ. Это происходит часто. Например, Роструд в 2019 году на 11 тысяч плановых проверок провел 119 тысяч внеплановых. А судебные приставы в начале 2020 года приходили к коллекторам с плановой проверкой два раза, а с внеплановой — 185.
Права предпринимателей при проверках защищает закон. Можно потребовать документы у инспектора, узнать причину визита, ничего не платить проверяющим, не подписывать никаких пояснений, а если инспектор нашел несуществующие нарушения — обжаловать результаты. Неважно, какой инспектор проводит проверку: из Роспотребнадзора, МЧС, Роструда или жилинспекции. Права будут одинаковые.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Чтобы при общении с инспектором вы были спокойны, мы собрали самые основные права при внеплановой проверке в таблицу со ссылками на законы и сделали удобные карточки. Сохраните их, даже если никого не ждете в гости. Про налоговые проверки расскажем отдельно, в другой раз: там свои особенности.
Заранее узнать о проверке, если нет серьезного вреда
Как это работает. Предприниматель имеет право узнать о проверке заранее, даже о внеплановой. Уведомление о проверке должно прийти как минимум за 24 часа до ее проведения. Проверяйте электронный ящик, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: уведомление могут отправить туда в виде документа с электронной подписью. А могут позвонить по телефону.
Внезапные проверки, то есть проверки без предупреждения, допускаются только в некоторых случаях:
Внезапные проверки госорганы и муниципальные органы могут не согласовывать с прокурором. А вот для всех остальных внеплановых проверок, о которых надо уведомлять, это обязательно. Прокурор проверит основания для проверки. Если их не будет, проверку не согласуют.
Разновидность внезапных внеплановых проверок — контрольная закупка. Ее могут проводить налоговики, инспекторы Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования и других органов. Контрольные закупки проводят по специальным правилам, если они нарушены — проверку можно обжаловать.
Присутствовать при проведении проверки
Как это работает. Проверки бывают документарные и выездные. В первом случае инспектор запрашивает документы для изучения, а во втором приходит в организацию лично. Выездную проверку нельзя проводить без представителя проверяемой компании. Исключение — если причинен вред жизни, здоровью людей и окружающей среде или нарушение привело к ЧС.
Директор или ИП может участвовать в проверках лично, а может поручить это другому сотруднику, например юрисконсульту. Так можно следить за тем, что делает инспектор, что он проверяет, да и просто поговорить с ним и узнать, в чем причина проверки.
Еще можно нанять адвоката, чтобы он представлял ваши интересы при проверке и общался с инспектором. Он проследит, чтобы проверка прошла строго по закону, и отметит недочеты в действиях проверяющих. Это поможет оспорить результаты проверки. Адвокат подскажет, о чем стоит и о чем не стоит говорить проверяющим.
Привлечь к проверке уполномоченного по правам предпринимателей
Как это работает. Защитить права предпринимателя при проверке может не только адвокат, но и специальный госчиновник — уполномоченный по правам предпринимателей. Еще их называют бизнес-омбудсменами. Федеральный бизнес-омбудсмен в ноябре 2020 года, на момент публикации, — Борис Титов. В субъектах РФ есть свои региональные уполномоченные. Обратиться можно к любому.
Задача бизнес-омбудсменов — защитить предпринимателей от незаконных действий государства. Во время проверки юристы из их аппарата проследят, чтобы проверяющие не вымогали взятки и не оказывали излишнего давления на организацию.
Это право не формальность, институт бизнес-омбудсменов работает, к ним можно обращаться. Например, федеральный омбудсмен в 2019 году помог предпринимателю Карцеву остановить веерные проверки по анонимным жалобам. В Пермском крае представитель регионального уполномоченного помог руководителю банно-прачечного комплекса пройти проверку Роспотребнадзора — ее причиной стала жалоба от клиента.
Проверить приказ и служебное удостоверение
Как это работает. Предприниматель имеет право знать, кто пришел к нему с проверкой. Может быть, это мошенники под видом проверяющих. Чтобы это проверить, нужно попросить инспектора показать приказ о проверке и служебное удостоверение.
Типовая форма приказа утверждена Минэкономразвития. В нем указывают фамилию, имя, отчество и должность лица, уполномоченного проводить проверку. Если понадобятся эксперты, сведения о них тоже указывают в приказе. Проводить проверку вправе только эти люди. Если у человека, который представился проверяющим, нет с собой удостоверения, можно его не пускать.
В приказе о проверке будет написано, в какие сроки она проводится, что инспектор собирается проверять и на каком основании.
Ознакомиться с регламентом проверки
Как это работает. Порядок действий проверяющих определен регламентом. Он свой для каждого органа и для каждого отдельного вида контроля. Например, есть регламент Роструда о проверках работодателей, регламент Роспотребнадзора о проверках в сфере защиты прав потребителей и так далее.
В регламенте будет написано, что именно и в какие сроки имеет право делать инспектор, какие у него есть права. Там может быть блок о том, кто именно уполномочен проводить проверку: начальник управления, консультант, главный специалист-эксперт ведомства. Если к вам с проверкой пришел шофер или секретарь, это тоже повод ее обжаловать.
Попросить ознакомиться с регламентом можно, как только к вам пришел инспектор и показал удостоверение. Конечно, можно найти текст в интернете, но есть риск открыть регламент не по тому виду контроля или в старой редакции. Проверяющие должны вам все предоставить, пользуйтесь.
Узнать причину проверки
Как это работает. Проверяющий обязан предоставить предпринимателю информацию и документы по проверке, которые у него есть. В том числе это сведения о причине проверки: публикация в СМИ, жалоба или что-то другое.
В 2020 году причин для внеплановой проверки меньше, чем обычно, из-за моратория, который введен в связи с пандемией. Плановые проверки сохранили только для крупных предприятий, занимающихся опасными видами деятельности. Внеплановые проверки проводят в исключительных случаях.
Причины для внеплановых проверок в 2020 году:
Если к вам пришли проверяющие и говорят, что причина в чем-то другом, попросите объяснить, почему не выполняется постановление правительства. Проверьте, что есть согласование от прокурора. Предложите заполнить журнал проверок: там обязательно пишут основание проверки. Это поможет обжаловать ее назначение. Отправьте жалобу руководителю проверяющего и потребуйте отменить проверку.
Ничего не платить проверяющим
Как это работает. Все государственные и муниципальные проверки финансируются из бюджета. Предприниматель не должен оплачивать работу инспекторов, экспертов, проведение каких-либо экспертиз. В законе прямо написано, что проверяющим запрещено выдавать предпринимателям предписания или предложения о проведении мероприятий по контролю за их счет. Получение такого предложения — повод для жалобы начальнику проверяющего. Если при проверке явно вымогают взятку, обращайтесь в правоохранительные органы.
И уж тем более проверяющим не положено взимать штрафы на месте. Хотя бывает всякое.
Не показывать документы, которые не относятся к проверке
Как это работает. Проверяющий не может потребовать у предпринимателя предоставить документы и информацию, которые не являются объектом проверки и вообще к ней не относятся. Изымать оригиналы таких документов тем более нельзя. Например, если идет проверка по факту невыплаты заработной платы, нельзя требовать у работодателя документы о проведении специальной оценки условий труда. Это не относится к проверке.
Что именно должен проверить инспектор и какие документы нужно ему предоставить, указывают в приказе о проверке. Потом он может запросить дополнительные, но только в рамках предмета проверки. По запросу дополнительные документы нужно предоставить в течение 10 рабочих дней.
Не предоставлять документы, которые может предоставить другой госорган
Как это работает. Чтобы предпринимателям нужно было готовить меньше копий документов и реже изымать оригиналы из архивов, чиновникам запретили требовать документы, которые у них и так уже есть. Если какие-то сведения или документы есть в распоряжении одного из госорганов, другие не могут требовать их от предпринимателя во время проверки.
Такие сведения и документы проверяющие могут запросить в том органе, что за них отвечает. Например, сведения о лицензии на образовательную деятельность есть у Рособрнадзора. Чтобы получить информацию, проверяющие отправляют межведомственный запрос. Полный список документов, которые нельзя требовать у предпринимателей при проверке, и органов, куда нужно отправлять запросы, установлен правительством.
Не предоставлять никакой информации до даты начала проверки
Как это работает. Проверяющий может требовать какие-то документы только после того, как будет назначена проверка. То есть пока вы не увидели приказ о проверке с перечнем документов, которые нужно предоставить, вы ничего проверяющему не должны. Иногда бывает, что сначала предпринимателям звонят по телефону и просят прислать копии документов. Дождитесь приказа о проверке и убедитесь, что он согласован с прокуратурой. Без этого требования проверяющих незаконны.
Не заверять копии документов нотариально
Как это работает. Документы проверяющим отправляют в заверенных копиях. Это может быть традиционный способ: поставить внизу документа печать, дату, написать «Верно» и подписаться с указанием должности. А можно отправить документ по электронной почте, подписав его усиленной квалифицированной электронной подписью.
На практике инспектор может запросить сканы документов на почту. Если отправлять их незаверенными, потом может быть сложно доказать, что их отправили должным образом. Требования к заверке документов установлены законом.
У нотариуса заверять ничего не надо. Даже тем ИП и ООО, что работают без печати: закон это позволяет. На подготовку и заверку копий документов при проверках уходит много времени, но хотя бы на нотариуса можно не тратиться.
Не подписывать акты отбора проб и измерений
Как это работает. В ходе проверки инспектор или приглашенный эксперт может брать образцы продукции и пробы обследования каких-то объектов. Это необходимо, если нарушения невозможно определить на глаз и нужно проводить исследования. Например, чтобы найти опасные вещества в отходах предприятия, возьмут пробу воды. А для проверки качества еды в кафе возьмут и упакуют немного роллов.
Протоколы отбора образцов продукции, проб обследования, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз потом приложат к акту проверки. Нигде в законе нет требования, чтобы представители проверяемой организации или ИП эти протоколы подписывали. Если инспектор об этом попросит, можно смело отказаться.
Почему это важно: директор или ИП может не разбираться в правилах отбора проб на анализ. Но если они будут нарушены, потом результаты исследования можно будет оспорить. Поэтому нужно внимательно проверить, соблюдена ли методика, в каком объеме взяты пробы, правильно ли выбраны методы исследования. Это может сделать только специалист. Если допущены нарушения, а предприниматель расписался в протоколе, обжаловать результаты исследования будет сложнее.
Вести журнал учета проверок или работать без него
Как это работает. Предприниматель имеет право вести журнал проверок. Но не обязан. Он сам решает, нужен ему такой документ или нет. За его отсутствие не оштрафуют и не выпишут предписание. Просто напишут в акте проверки, что журнал проверок не ведется.
Журнал проверок может быть полезен. В него записывают все проверки, которые проводят в организации. По каждой проверке инспектор записывает, что проверялось и в какие сроки, каким органом, какие результаты получены. Указывает должность, фамилию, имя и отчество проверяющего, подтверждает верность данных подписью. Типовая форма утверждена Минэкономразвития.
Журнал проверок позволяет следить за тем, как часто и как долго их проводят, кто именно пришел в организацию с проверкой. Если допущены нарушения — журнал подтвердит. Все это упрощает обжалование результатов проверки.
Не давать объяснения по ходу проверки
Как это работает. Давать пояснения по ходу проверки — это право предпринимателя. Он может доверить это своему представителю или вообще отказаться что-то пояснять. Заставить нельзя. Иногда лучше отказаться от пояснений: например, если есть сомнения в правильности тех или иных действий, а рядом нет юрисконсульта или адвоката. Скажем, спрашивают про индексацию зарплаты, а вы не помните, какой там у вас порядок и считается ли повышение премии индексацией. Пояснения можно дать письменно, заранее обдумав и посоветовавшись с адвокатом.
Требовать прекратить проверку, если она идет дольше положенного
Как это работает. Все проверки ограничены по времени. Максимальный срок — 20 рабочих дней. Для отдельных видов контроля сроки могут быть другие. Поэтому важно прочитать регламент проверки перед ее началом, там все это будет указано.
Затягивание сроков проверки — грубое нарушение. Это значит, что результаты такой проверки нельзя использовать как доказательство. Например, предпринимателя нельзя будет оштрафовать за то, что он не соблюдает какие-то нормы закона.
Требовать прекратить проверку, если разные органы проверяют одно и то же
Что именно проверяет каждый орган власти, устанавливает закон. Предприниматель может узнать это, изучив регламент проверки. А что в компании уже проверяли раньше, подтвердит журнал проверок.
Иногда для разных органов приходится при проверках готовить одни и те же документы. Например, для трудовой инспекции и ПФР. Это не нарушение: хотя запрашивают одинаковые документы, например договоры с работниками, предмет проверки у органов разный. Один следит за соблюдением трудовых прав, другой — за верностью сведений в системе обязательного пенсионного страхования.
Получить и прочитать акт проверки
Как это работает. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах — по типовой форме. Предприниматель имеет право получить этот акт и внимательно его изучить. Один из актов с копиями всех приложений вручается руководителю или другому представителю организации, ИП или его представителю под подпись. Можно попросить выслать акт на электронную почту.
Можно написать в акте, что вы с ним не согласны или отказываетесь с ним знакомиться, или вообще ничего не подписывать. Если не получается вручить лично или предприниматель отказывается расписываться в получении, проверяющий отправит акт заказным письмом.
Если предприниматель принципиально не пойдет на почту, все равно будет считаться, что он ознакомлен с итогами проверки. Это подтвердит уведомление о вручении с адресом регистрации предпринимателя и почтовыми штемпелями. Будет понятно, что акт отправили, но никто за ним не пришел.
Акт составляют сразу же по окончании проверки. Но если нужно дождаться заключений по результатам проведенных исследований, экспертиз, дают дополнительно три рабочих дня. Если через три дня акт не предоставили, можно смело обжаловать результаты проверки. Это грубое нарушение.
Сообщить о несогласии с результатами проверки
Как это работает. Предприниматель может не только прочитать акт проверки, но и написать в нем, что не согласен с ее результатами. В акте ставят отметку «С замечаниями» или «С возражениями» — можно придумать любую формулировку. Если по итогам проверки вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, его тоже можно оспорить.
После этого предприниматель вправе представить возражения в орган, который проводил проверку, в письменном виде. Их нужно подать в течение 15 дней с даты получения акта проверки. Напишите в возражениях подробно, с чем вы не согласны: с актом, выданным предписанием, их отдельными положениями. Можно приложить подтверждающие документы или их заверенные копии.
Орган власти рассмотрит возражение и сообщит о решении: акт проверки и предписание могут изменить или отменить. Если все оставят в силе, можно написать жалобу в вышестоящий орган или пойти в суд.
Обжаловать результаты проверки в вышестоящем органе
Как это работает. Результаты проверки и незаконные требования проверяющих можно обжаловать в вышестоящем органе, составив жалобу. Обычно жалобы на действия и решения инспектора рассматривает руководитель органа. Если выше руководителя уже нет, нужно обращаться в суд.
У начальника проверяющего или в вышестоящем органе можно обжаловать акт проверки и вынесенное предписание, если во время проверки допущены грубые нарушения. Например, если проверка проведена без уведомления, хотя оно требовалось. Полный перечень грубых нарушений закреплен в законе.
С августа 2020 года проходит эксперимент по досудебному обжалованию проверяющих — жалобу можно подать на госуслугах. Эксперимент проходит только в Москве, Московской и Самарской областях и Краснодарском крае. Обжаловать можно результаты проверок МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора.
Срок для рассмотрения жалобы может быть разным. В Роструде это 7 дней, а в Роспотребнадзоре — 30 дней. Срок можно найти в регламенте проверок.
По итогам проверки могут вынести постановление по делу об административном правонарушении. Его тоже можно обжаловать, но это уже регулирует КоАП. Куда обращаться, зависит от органа, который вынес решение. Если это орган исполнительной власти, например трудинспекция, можно подать апелляционную жалобу руководителю органа или в вышестоящий орган, для трудинспекции это Роструд. А можно сразу обратиться в суд.
Обжаловать результаты проверки в суде
Как это работает. Обжаловать предписание и действия проверяющих в суде можно в течение 3 месяцев со дня окончания проверки. Неважно, обращались вы до этого с жалобой в вышестоящий орган или нет. Можно сначала обратиться в госорган, а потом — в суд. Или не тратить время на административный порядок.
Если проверка связана с предпринимательской деятельностью, жалобу нужно подавать в арбитражный суд. Например, если с проверкой в организацию или ИП пришел Роспотребнадзор. А если проверяли соблюдение требований трудового законодательства, жалобу нужно подавать в районный суд. Сомневаетесь, что выбрать, — посоветуйтесь с юристом.
Потребовать возмещения вреда
Как это работает. Если проверка была незаконной, а организация все это время не работала и теряла клиентов, государство должно это компенсировать. Если повезет, возместят и реальный ущерб, и упущенную выгоду — то есть доход, на который предприниматель рассчитывал, но из-за действий проверяющих не смог получить. Можно возместить расходы на адвоката, если он привлекался к проверке.
Главное условие для компенсации — действия проверяющих должны быть признаны неправомерными. То есть можно сначала обжаловать их действия и результаты проверки, а потом уже подавать в суд требование о возмещении вреда. Но это необязательно. Высший арбитражный суд в свое время разъяснил, что иски о возмещении вреда от действий органов власти можно подавать, ничего заранее не оспаривая.