Что значит проповеди история 6 класс
ПРОПОВЕДЬ
Распространение Христианства неразрывно связано с проповедью. Сам Иисус Христос проведывал Свое учение среди еврейского народа. Им были избраны 12 апостолов, а затем еще 70 учеников для проповеди Евангелия. Их благовестие миру принято называть апостольской проповедью. В деле христианской проповеди потрудились отцы и учители Церкви, многие из которых были выдающимися проповедниками.
Наука о сущности, содержании и специфических особенностях христианской проповеди называется гомилетикой.
Проповедь в древней Церкви
Проповедь за богослужением IV-V вв.
Но так было не везде и не всегда в этот период, может быть, только у таких витий, как Златоуст. Карфагенский Собор 399 г. постановляет: «кто выйдет из собрания (de auditorio), когда священник держит слово в церкви, да будет отлучен». Цезарий Арльский (нач. VI в.) после бесплодных убеждений не уходить с проповеди велел на время ее запирать церковные двери. Вообще на Востоке проповедь за богослужением занимала гораздо более места, чем на Западе, как видно и из этих последних свидетельств, и из списка проповедников там и здесь, и, наконец, из явно преувеличенного, но характерного свидетельства Созомена, что в Риме «ни епископ, ни другой кто не учит в церкви».
Время проповеди
Проповедовавшие лица
Апостольские Постановления предписывают: после чтений, а в частности после Евангелия, «пресвитеры поодиночке, а не все сразу, пусть увещевают народ, а после всех их епископ, который подобен кормчему». Согласно с этим, в Иерусалимской Церкви, по описанию Паломничества, приписываемого Сильвии, в день воскресный «из всех сидящих пресвитеров проповедует кто пожелает, а после всех их проповедует епископ». Св. Иоанн Златоуст именно в сане пресвитера проповедовал в Антиохии в присутствии своего епископа Флавиана, который иногда присоединял свое увещание к его проповеди.
Блж. Августину, когда он был пресвитером, его престарелый епископ Валерий, плохо владевший латинским языком своей паствы, поручил проповедование в церкви, и когда епископа упрекали за это, он сослался на восточный обычай такого рода. Следовательно, на Западе до того времени проповедь была прерогативой одного епископа. Но уже блж. Иероним Стридонский об этом говорит: «весьма плохой обычай, что в некоторых церквах пресвитеры молчат и не говорят в присутствии епископов, как будто те им завидуют или не удостоивают слушать их».
В случаях необходимости или исключительных допускались к проповеди и диаконы. Еще в III в., по свидетельству св. Киприана, во время гонений, которые иногда лишали Церковь пресвитеров, право проповеди предоставлялось и диаконам. Один из самых знаменитых проповедников IV в. св. Ефрем Сирин имел только сан диакона. Св. папа Григорий Великий ( 604 г.) во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди. Даже миряне допускались к проповедованию, но только в самых исключительных случаях. Так было еще в III в. По свидетельству Евсевия, когда Ориген удалился из Александрии в Кесарию Палестинскую, «здесь местные епископы (Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский) просили его беседовать и изъяснять Св. Писание всенародно в церкви, несмотря на то, что тогда он не был еще рукоположен в пресвитера», и на упрек со стороны Димитрия, еп. Александрийского, «что никогда не слыхано было и теперь не в обычае мирянину проповедовать в присутствии епископа», ссылались на целый ряд прежних примеров в разных странах. Но от IV и V вв. не известно уже таких примеров, если не считать речи императора Константина Великого к Первому Вселенскому Собору. Напротив, когда некоторые монахи на Востоке стали присваивать себе право церковной проповеди, папа Лев I Великий (440- 461), для которого, может быть, странна была и проповедь пресвитера в церкви, писал против этого Максиму, еп. Антиохийскому, и Феодориту, еп. Киррскому, говоря в письме первому: «кроме священников Господних никто не смеет проповедовать, монах ли то, или мирянин, какою бы ученостью (cujus libet scientiae nomine) ни славился он». Но Карфагенский Собор 399 г. постановляет: «мирянин (laicus) да не дерзает учить в присутствии клириков, если они сами не попросят его об этом».
Только женщине, как и всегда, с апостольских еще времен, безусловно воспрещалась проповедь. Тот же Собор постановляет: «женщина, хотя бы ученая и святая, да не присваивает себе права (non praesumat) учить мужчин в собрании». В восточных Церквах, впрочем, диакониссам позволялось заниматься оглашением готовящихся ко крещению женщин, но не публично, а частно. В этом отношении от Кафолической Церкви резко отличались некоторые еретические общины, не только допускавшие проповедь женщин, но имевшие пророчиц, какими у монтанистов были Приска и Максимилла, и возводившие женщин в степени епископскую и пресвитерскую, как у них же Квинтилла и Присцилла. То же было у коллиридиан IV в., у которых женщины совершали священнодействия в честь Пресв. Девы Марии, как и у катафригов.
Возгласы и обряды, сопровождавшие проповедь
Так как на проповедь, служившую объяснением Св. Писания и всецело основывающуюся на нем, смотрели тоже как на слово Божие в некотором роде, то и обставлялась проповедь обрядами и возгласами почти такими, как чтение Св. Писания. Так, пред проповедью диакон приглашал присутствующих к тишине и вниманию, может быть, возгласом «Вонмем». Пред поучением проповедник совершал молитву, должно быть, тайно. Пред поучением было в обычае приветствие народа со стороны проповедника во имя Божие. Это приветствие выражалось возгласами: «Мир вам» или: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любы Бога Отца и причастие Св. Духа со всеми вами» с ответом «И со духом твоим». Начиналась проповедь разными молитвенными возгласами, например «Благословен Бог» (Εύλογητός ό Θεός). Заключением проповеди было обыкновенно славословие Св. Троице.
Что касается положения тела, в котором произносилась и слушалась проповедь, то по крайней мере епископ обычно произносил проповедь, сидя на своем амвоне, что, может быть, было заимствованием у синагоги и основывалось на примере Спасителя. Но у св. Иоанна Златоуста указывается и на стояние проповедника. Слушатели же всегда стояли. Блж. Августин говорил: «чтобы не держать вас долго, так как я говорю сидя, а вам стоять трудно. «. И Константин Великий не хотел садиться при долгих проповедях Евсевия Кесарийского. Августин позволял только слабым и больным слушателям садиться.
Значение слова «проповедь»
2. Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви. Воскресная проповедь. || перен. Разг. Нравоучительная речь; поучение, наставление. Савельича мудрено было унять, когда бывало примется за проповедь. — Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Пушкин, Капитанская дочка. — Не трудись читать мне проповедь. У меня свой собственный взгляд на вещи. Чехов, Тина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРО’ПОВЕДЬ, и, мн. и, ей-е́й, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная п. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). Кому вы вздумали читать такую проповедь? Некрасов. 2. перен. Устное или письменное распространение какого-н. учения, идей, взглядов, мнений. — Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это — тоже проповедь, но это проповедь действием. Ленин (1919 г.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
про́поведь
1. религ. речь религиозно-нравственного содержания ◆ Услышит, например, она, что в такой-то церкви православный священник будет говорить красноречивую проповедь, она едет туда, выслушает и умилится искренно. Гончаров, «Май Месяц в Петербурге», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это было именно сразу после праздника «Нечаянной Радости», а в следующее воскресенье я говорил в приходе проповедь о том, что Божия Матерь сделала, как Она сумела превратить преступление в новую радость, в нечаянную радость, в нежданную, негаданную радость. Антоний (Блум), митрополит Сурожский, «Праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»», 1969 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. распространение каких-нибудь идей, взглядов ◆ …если доро́га к благу, о котором эта партия говорит без конца, исключает проповедь насилия как универсального метода осчастливливания общества. Александр Яковлев, «Омут памяти», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: горнодобывающий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПРОПОВЕДЬ
В Византии становление проповеди связано с деятельностью «великих каппадокийцев» Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Иоанна Златоуста, проповедь которого были переведены на латынь и оказали большое влияние на развитие жанра в целом. Известными проповедниками VI-XIII веков были: Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Феодор Студит, патриарх Константинопольский Фотий, Симеон Новый Богослов, а также император Лев VI Мудрый, оставивший проповедь на праздники Господни и святых. Важнейшие темы, связанные с исихазмом, затронуты в проповедь Григория Паламы.
Реформа средневековой проповеди связана с именем М. Лютера, стремившегося сделать её максимально понятной слушателям. В XVII веке во Франции появляется литературно утончённая проповедь с элементами барочной стилистики (Ж.Б. Боссюэ и другие).
Старейшим среди дидактических проповедей принято считать «Поучение к братии» (XI века) новгородского архиепископа Луки Жидяты.
К числу памятников учительного красноречия домонгольского периода принадлежат также проповедь игумена Киево-Печерского монаха Феодосия Печерского (содержащие развёрнутые разъяснения относительно поста, терпения, смирения и так далее), новгородского священника Ильи и киевского митрополите Никифора.
В поучениях епископа Владимирского Серапиона (1240-1270-е годы), созданных в течение первых десятилетий после нашествия Батыя, наблюдаются черты как торжественных, так и дидактических проповедей.
Памятником светской учительной литературы Древней Руси является «Поучение» великого киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1117 год), ставшее первым на Руси автобиографическим сочинением: обращаясь к наследникам и повествуя им о княжеских добродетелях, Мономах приводит многочисленные примеры из своей жизни.
Яркими образцами публицистической проповеди стали «Соборник» митрополита Даниила, в который вошли 16 поучений, посвящённых обличению ереси, человеческих пороков и астрологии, и трактат о правильном управлении государством «Благохотящим царем правительница» Ермолая-Еразма.
Многочисленные проповеди протопопа Аввакума содержат обличения церковной реформы патриарха Никона и представляют собой эмоциональные беседы «простеца»-проповедника с его «духовными чадами». Авторитетными авторами церковных проповедей признаны Димитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Гедеон (Криновский), Симон (Тодорский), Арсений (Мацеевич), Платон (Левшин), Игнатий (Брянчанинов).
Литературной обработкой жанра является «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием» Д.И. Фонвизина (1783 год). В литературе XIX-XX веков попытки секуляризации проповеди имеют, как правило, пародийный или «отстранённый» характер.
Значение слова проповедь
Проповедь в словаре кроссвордиста
проповедь
Проповедь Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. Понятие «проповедь» очень обширное и поэтому трудно поддаётся однозначному определению.
1.Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. отт. перен. разг. Наставление, нравоучение.
2.Распространение какого-либо вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией. отт. перен. разг. Пропагандирование каких-либо взглядов, чьих-либо идей.
3.Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж.
1) а) Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. б) перен. разг. Наставление, нравоучение.
2) а) Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией. б) перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.
3) Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
распространение каких-нибудь идей, взглядов Lib П. свободы, равенства. проповедь речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения Произнести п.
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
проповедь ж.
1) а) Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. б) перен. разг. Наставление, нравоучение.
2) а) Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией. б) перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.
3) Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.
Толковый словарь Ефремовой
проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, ж.
1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). Кому вы вздумали читать такую проповедь? Некрасов.
2. перен. Устное или письменное распространение какого-н. учения, идей, взглядов, мнений. – Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. это – тоже проповедь, но это проповедь действием. Ленин (1919 г.).
Толковый словарь русского языка Ушакова
1929. С. С. Аверинцев.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
речь религиозно-нравственного содержания распространение каких-нибудь идей, взглядов
И его мрачная проповедь отказа от литературы, как и от любого иного средства духовного общения людей, проповедь отрешения от языка, который будто бы «лишь усложнил жизнь», проповедь отказа от попыток «построить познание» из слов, была неизмеримо более опасной, нежели лекции перед лицеистами Реймса.
Действительно, Церковь всегда обладала Богооткровенной истиной, которую она обнаруживала проповедью ; проповедь же могла бы оставаться только устной, именно переходить «из уст в уста» и не быть никогда закрепленной письмом [4].
Все то же, все та же боль к необозримой дремлющей стране, где «десять лет скачи — ни до какого государства не доскачешь» и где часто плач бывает то же, что плач в сибирской тайге, проповедь — проповедью Бэды-проповедника, и всякий вообще голос «гласом вопиющего в пустыне».
Это справедливо лишь отчасти: действительно, Церковь всегда обладает Богооткровенной Истиной, которую она обнаруживает проповедью ; проповедь же могла бы оставаться только устной, именно переходя из уст в уста и никогда не закрепляясь письмом[7].
Проповедь
Значение слова Проповедь по словарю Брокгауза и Ефрона:
Проповедь — христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской науки — гомилетики (см.; там же и история П.). Главный вопрос в этом учении — о существе и природе П. — доселе представляется еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм, как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцов церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и латинской литературы как о произведениях ораторского искусства, а в своей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся в Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов последующего времени, по которому при определении проповеди принимается во внимание одна внешняя ее сторона — словесная форма, и самая природа проповеди определяется как исключительно риторическая, т. е. П. представляется как бы не имеющей своих особых законов продукции, относится к той литературной области, которая называлась красноречием, или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. стало обосновываться на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, П. — «акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием». Т. Гарнак («Praktische Theologie», 1875) определяет П. как «акт слова в культе» или акт культа в слове, который в своей продукции подчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и, в частности, законам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов (Иоан., XVI, 13; XIV, 26; Матф., X, 19; Марк., XIII, 11; Лук., XII, 12; 1 Кор., II, 4, 12, 13; посл. ап. Иоан., II, 20, 27 и др.), усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, т. е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чем естественное слово ораторского искусства, — что главная продуктивная сила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить, с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П. Вот почему церковь в своих канонах усваивает право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (Прав. апост. 58-е и прав. 64-е VI-го вселен. собора), и при поставлении во священство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому «благодати» учительства, почему епископ и священник проповедуют за литургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий, по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касается античного ораторского искусства, то в древней церкви независимость от него П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии церковь принимала в свои недра и допускала к крещению не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. Затем от своих проповедников — пастырей церковь древняя никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия, находя его по природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторство иногда имеет место в П. даже отцов церкви, то не как черта природы христианской П., а признак случайный, появляющийся у них вследствие того, что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о вступлении на служение церкви еще не думали, а готовились к гражданским должностям. Некоторые сектанты — мистики и русские хлысты — думают, что всякая П. может быть продукцией только «непосредственного вдохновения» от Св. Духа, даваемого, по силе веры только, каждому верующему. По мнению пиетистов (Шпенер и др.), П. возможна для каждой личности, «возрожденной и благодатствованной» в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь (как и католическая) учит о необходимости для храмовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподается в таинствах каждому христианину для жизни — благодати таинства священства. При этом церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественных дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских. Определив церковную П. как одну из функций благодатной жизни церкви, Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме, или прототипы. В книге Деяний и в 1 послании к Коринфянам указаны три таких прототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обусловливается степенью присутствия в пастыре проповеднике Духа Божия. Первоначальная по времени форма П. — глоссолалия (γλώσσαις λαλεϊν) апостольских времен, названная так по временной ее особенности — благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства проповедник становился вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, говорит о себе апостол Павел); речь его была до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речи часто должны были сопровождаться речами «истолкователей». Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в психическом отношении составляет проявление более спокойного и сознательного, чем экстаз глоссолалии — энтузиазма, при котором проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и общепонятной. Дидаскалия — вид учительства по преимуществу рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе рассуждения и доказательства и действовала не только на чувство, но и на логическое восприятие. По мере того как христианское общество осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят Иустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития апостольских времен — психическая их основа — не прекращались совершенно в церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в «Истории первобытной христ. П.», проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П. миссионерская, обращаемая к не ведающим Христа, тоже поручается не иначе как священникам или иеромонахам или по меньшей мере их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную, или так называемые внебогослужебные собеседования, в храме или в простой зале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, но больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и проповедь его не часть богослужения церковного, а частное, личное отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный богословско-образовательный ценз, каковы, например, готовящиеся к священству студенты духовных академий и семинарий. Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в проповеднической практике церкви — о сказывании П. в храме мирянами. Это исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в России митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии — митрополит Московский Платон); его преемник — студенту Дроздову (впоследствии — митрополит Московский Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служению в составлении и произнесении П., о каковом обычае свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского «Об образе св. Евфимии» (см. «Представители ораторско-практического типа П. на Востоке в IV в.» Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в проповедничестве, которым, впрочем, не усвоялось названия П. (λογος ωμιλια), замененное названием Εκφράσις (собеседование), введены были в христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по подражанию языческим риторическим школам. В этом же обычае древних церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по которому профессора Киевской академии из мирян произносят П. в храмах на так называемых пассиях, вечерних богослужениях двух недель Великого поста. Подробнее см. «Гомилетика» Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов, «Учение о существе или природе христианской литургийной П.» (СПб., 1897); его же, «История первобытной христианской П.» (СПб., 1885). Н. Б—в.