Что значит прокимен дня

Прокимен отцов и другие прокимны — что это

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

«чтобы в молитвенных собраниях псалмы не пелись непрерывно один за другим, но чтобы после каждого псалма в промежутке следовало чтение».

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Место и назначение в богослужении

Во время вечернего богослужения пение прокимна совершается после молитвы «Свете тихий». А также перед чтением Евангелия, которое совершается в воскресные и праздничные дни.

Во время чтения Последования Часов прокимны поются только в исключительных случаях. Так, произносятся прокимны на Великих Часах перед праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (29 января). Прокимны читаются во время богослужений Великого поста. На Литургии они всегда поются перед чтением Апостола.

Различают малый прокимен, который состоит из 2 строк псалма, и великий, в котором 5 строк. Великий прокимен провозглашает священник или диакон, малый — диакон или чтец.

По словам Иоанна Златоуста, прокимны были установлены Святыми Отцами,

«чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение».

Прокимен дня

Для каждого дня недели имеется свой прокимен. Он остается неизменным вне зависимости от приходящегося на этот день праздника или памяти святых.

Для воскресного дня прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Псалтирь, 92).

В понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (133 Псалом).

Во вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (4 Псалом).

Прокимен среды: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (22 Псалом).

Для четверга: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (53 Псалом).

Для пятницы: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (120 Псалом).

Прокимен субботы: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (58 Псалом).

По великим праздникам установлено пение особенных великих прокимнов. Если служба выпадает на воскресный день, пение прокимна может откладываться на другой день. Такой порядок установлен для сохранения «на своем месте» обязательного прокимна воскресения.

Для будничных дней Великого поста характерно пение двух прокимнов вместо одного. Они меняются ежедневно и не являются фиксированными, на каждый день недели.

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

«Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (76 Псалом).

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

«Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

«Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» (68 Псалом).

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

«Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Прокимен Отцов

Для двунадесятых и храмовых праздников имеется прокимен праздника. Его пение совершается на Утрени даже, если праздник приходится на воскресенье. Прокимен праздника можно найти в богослужебных книгах Минеи и Триоди.

Например, на седьмой неделе после Пасхи по Уставу Церкви перед перед Апостолом положен прокимен глас 4, песнь Отцов:

“Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки» (Книга пророка Даниила, 3:26). Стих: «Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами» (Книга пророка Даниила, 3:27).

Ежегодно в воскресенье на седьмой неделе после праздника Пасхи Церковь вспоминает Святых Отцов первого Вселенского Собора. На этом Соборе была опровержена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос, Сын Божий, был сотворен Богом Отцом, и, следовательно, не равен Богу Отцу по божеству. В результате на Соборе были сформулированы Догматы о Пресвятой Троице и составлен Символ Веры.

Прокимны праздников и Литургии

На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.

«В противоположность вечерне, прокимен изменяется на литургии по гласам, но напев гласа тот же, что на вечерне. Отличаясь вообще особым богатством мелодии при ее краткости, напев этот очень разнообразен для разных гласов, для одних принимая самый радостный колорит, как для 8 гласа (8 глас прокимны Пасхи и Рождества Христова), для других – самый печальный, как 6 глас (заупокойный прокимен) и 7 глас («Князи людстии»)» (Толковый Типикон, российский православный богослов Михаил Николаевич Скабалланович, 1871-1931).

Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.

Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:

«Величит душа Моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем» (Евангелие от Луки, 1:46–47).

В день памяти святых мучеников поется прокимен:

«Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него».

Источник

Прокимен

Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд постав­ля­е­мый, пред­ла­га­е­мый, впе­реди лежа­щий) – стих из псал­мов, соот­вет­ству­ю­щий зна­че­нию дня или празд­ника, воз­гла­ша­е­мый чтецом или диа­ко­ном перед чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния – Апо­стола, Еван­ге­лия или пари­мий, – а хор вторит ему.

Еже­днев­ные про­кимны Вечерни

На Вечерне про­ки­мен поётся после «Свете тихий» и нико­гда не опус­ка­ется. Про­ки­мен Вечерни опре­де­лён для каж­дого дня недели и не изме­ня­ется.

Все эти про­кимны поются на 2,5 стиха (самый рас­про­стра­нён­ный вари­ант), а вос­крес­ный — на 4,5, то есть по чину вели­кого про­кимна. Если суб­бота сов­па­дает с празд­ни­ком, вече­ром кото­рого пола­га­ется петь вели­кий про­ки­мен, то вели­кий про­ки­мен пере­но­сится на другой день.

Исклю­че­ния из выше­из­ло­жен­ного пра­вила:

Вели­кие про­кимны Вечерни

В вели­кие Гос­под­ские празд­ники и в вос­кре­се­нья Вели­кого поста испол­ня­ются про­кимны, состо­я­щие не из одного, а из трех стихов, назы­ва­е­мые вели­кими.

Вели­ких про­ким­нов в совре­мен­ном бого­слу­же­нии четыре:

Про­кимны Утрени

Един­ствен­ным чте­нием на Утрене бывает чтение Еван­ге­лия в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, а также в дни памяти неко­то­рых святых. Это чтение и пред­ва­ря­ется про­ким­ном.

В дву­на­де­ся­тые и хра­мо­вые празд­ники, даже при их сов­па­де­нии с вос­кре­се­ньем, поётся про­ки­мен празд­ника (из Минеи или Триоди). В вос­кре­се­нья, не сов­па­да­ю­щие с дву­на­де­ся­тыми и хра­мо­выми празд­ни­ками, поётся вос­крес­ный про­ки­мен рядо­вого гласа:

На утре­нях Вели­ких Поне­дель­ника, Втор­ника, Среды, Чет­верга и Пят­ницы про­кимна перед Еван­ге­лием не пола­га­ется.

На утрене Вели­кой Суб­боты — пола­га­ется два про­кимна (перед паре­мией и апо­столь­ским чте­нием).

Про­кимны Часов

Обычно после­до­ва­ние Часов не вклю­чает в себя чтений из Св. Писа­ния, поэтому про­кимны на часах обычно отсут­ствуют. Исклю­че­ния:

Про­кимны литур­гии

На литур­гиях Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого всегда чита­ется Апо­стол и Еван­ге­лие. Чтение Апо­стола пред­ва­ря­ется про­ким­ном. При сов­па­де­нии вос­кре­се­нья с неко­то­рыми празд­ни­ками поются два про­кимна. В вос­крес­ные дни, если они не сов­па­дают с дву­на­де­ся­тыми Гос­под­скими празд­ни­ками, поётся про­ки­мен рядо­вого гласа:

«Про­ки­мен – προκείμενος, пред­ле­жа­щий, т. е, стих псалма, пред­ше­ству­ю­щий чтению из Свящ. Писа­ния Вет­хого или Нового Заве­тов и подо­бран­ный для этой цели с соот­вет­ству­ю­щим к чтению содер­жа­нием, напри­мер, в память апо­сто­лов:

«Во всю землю изыде веща­ние их и в концы все­лен­ныя гла­голы их»; в день Пре­об­ра­же­ния: «Фавор и Ермон о имени Твоем воз­ра­ду­ется»; вос­крес­ный 1‑го гласа: «Ныне вос­кресну, гла­го­лет Гос­подь, поло­жуся во спа­се­ние, не оби­нюся о нем» и т. д. Про­ки­мен сопро­вож­да­ется и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого про­кимна и одного стиха, или же к нему при­со­еди­ня­ется три стиха, про­кимны раз­ли­ча­ются на малые (обыч­ные) и вели­кие. Послед­ние поло­жены в суб­боту вечера, на вечер­нях дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков, в недели вечера Четы­ре­де­сят­ницы.

Исто­рия про­кимна такова. Это оста­ток пения псалма с при­пе­вом к каж­дому стиху его какого-либо наи­бо­лее под­хо­дя­щего или зна­ко­мого народу стиха, гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Еще в IV—V вв. пелись таким обра­зом целые псалмы респон­сор­ным спо­со­бом, в отли­чие от анти­фон­ного. Сирий­ская литур­гия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апо­столь­ским чте­нием. Зла­то­уст гово­рит: «Отцы уста­но­вили, чтобы народ под­пе­вал из псалма стих силь­ный, заклю­ча­ю­щий в себе высо­кое учение». Про­кимны рас­про­стра­ня­лись по всему хри­сти­ан­скому миру; их знает синай­ская утреня; в запад­ной литур­гике им соот­вет­ствует «респон­со­рий». Иногда Про­ки­мен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из после­ду­ю­щих стихов того же псалма, напри­мер, вос­крес­ный (в суб­боту вечера)

«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся. Обле­чеся Гос­подь в силу и пре­по­я­сася. Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится» – все это первый стих 92 псалма, и, нако­нец, послед­ний стих про­кимна – послед­ний же стих псалма: «Дому Твоему подо­бает свя­тыня, Гос­поди, в дол­готу дний» (стих 5). Иногда, наобо­рот, какой-либо стих из сере­дины псалма взят за про­ки­мен – по-види­мому, то, что Зла­то­уст назвал «стих силь­ный, заклю­ча­ю­щий в себе высо­кое учение», а стихом к нему служит 1‑й стих псалма, что под­твер­ждает древ­ний обычай испол­нять весь псалом, с тече­нием вре­мени сокра­тив­шийся до раз­ме­ров только одного 1‑го стиха. Напри­мер, про­ки­мен на Бого­ро­дич­ные празд­ники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18‑й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и при­к­лони ухо Твое мне» – стих 11‑й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, гла­голю аз дела моя цареви» – стих 1‑й того же псалма. Или еще напри­мер: про­ки­мен вос­крес­ный 8‑го гласа: «Воца­рится Гос­подь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10‑й псалма 145, а стихом к нему служит 1‑й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Гос­пода, вос­хвалю Гос­пода в животе моем».

Источник

Что значит прокимен дня

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ РЕГЕНТОВ И УСТАВЩИКОВ.

ЧТО ТАКОЕ ПРОКИМЕН И КАК ЕГО ВЫБИРАТЬ

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.

«Прокимен — προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:

«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т. д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.

История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV—V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его — какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера)

«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» — все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна — последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен — по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1-го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» — стих 18-й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» — стих 11-й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» — стих 1-й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8-го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» — стих 10-й псалма 145, а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».

Есть особенности и у нынешнего периода, сейчас идут почти подряд двунадесятые праздники, которые имеют день предпразднства и несколько дней попразднства.
Что бы не запутаться, лучше сверяться с Богослужебными указаниями, но общее правило такое: в день предпразднства (если он не воскресный) читается только прокимен святого, в дни попразднства (не воскресные) дневной прокимен заменяется прокимном прошедшего праздника

Источник

ПРОКИМНЫ

Прокимном ( προκλετμενον ) называется краткий стих, предшествующий чтению из Священного Писания – паремиям, Апостолу и Евангелию. Если же за прокимном не следует это чтение (например, на непраздничной вечерне, когда оно не положено), то в этом случае наименование прокимна (предваряющего стиха) указывает на его назначение напоминать о необходимости для всех поучаться в Слове Божием, если не в храме, то дома. Прокимен обыкновенно берется из стихов псалма и называется в Служебнике псалмом Давидовым, – но в Богородичные праздники прокимном на литургии служит песнь Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. За прокимном всегда произносится стих, который составляет его продолжение и обыкновенно берется из одного с ним псалма. Есть прокимны, которые берутся из псалмов без всякого применения к церковному дню. Это прокимны перед паремиями на 6 часе и на вечерне Великого поста – они берутся из псалтири по порядку псалмов и распределяются на все дни Великого поста. Обыкновенно же прокимны избираются применительно к суточному и праздничному богослужению, это прокимны на литургии перед чтением Апостола. Одни из них называются прокимнами дне, т.е. соответствующими особенностям службы каждого дня седмицы; другие – прокимнами Апостола, т.е. примененными к содержанию апостольского чтения, которое само соответствует празднику.

Прокимны дня

В понедельник особенность службы составляет прославление бесплотных Сил, и потому прокимен положен следующий: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный ( Пс. 103: 4 ). Господь сотворил Ангелов Своих быстротечными, как ветры (духи), готовыми с быстротой ветра являться повсюду по слову Творца для исполнения Его повелений, и вместе светлыми и грозными, как пламень огня. Стих за прокимном: Благослови душе моя Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело.

Во вторник совершается служба в честь величайшего из праведников, святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, поэтому прокимен положен следующий: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него ( Пс. 63, 11 ), т.е. праведник от полноты благодарного сердца радуется перед Господом, услышавшим его молитву, и уверен, что Господь и впредь не оставит его Своей милостью. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Этими словами выражается упование праведника на Господа.

В среду служба совершается в честь Честного и Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богоматери. Слова прокимна взяты из песни Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. Стих: Яко призре на смирение рабы своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди ( Лк. 1, 46–48 ). Этими словами Дева Мария с сердечным восторгом славословит Господа, который из глубины внешнего уничижения (смирения) возвел Ее на такую высоту славы, что отныне все народы будут Ее ублажать, как Богоматерь.

В субботу служба всем святым, достигшим упокоения в Господе и радующимся пред Лицем Его. Поэтому прокимен: Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии ( Пс. 31, 11 ). Стих: Блажени, ихже оставишася беззакония, и их же прикрышася греси.

В воскресный день совершается служба во славу Воскресшего Господа. Прокимны изменяются по гласам и в той или иной степени отражают празднуемое событие воскресения Христова.

1-й глас. Прокимен: Буди милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя ( Пс. 32, 22 ). Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. «С радостью прославляйте Господа, истинные Его почитатели: кому, как не вам, прославлять Его? Только ваши хвалы и жертвы угодны Ему, тогда как молитва нечестивых возбуждает в Нем отвращение. Уклоняяй ухо свое не послушати закона, сам молитву свою омерзил ( Притч. 28, 9 ). Их всесожжения, их кадило, их празднования, их посты ненугодны Господу ( Ис. 1, 11–14 )». Итак, празднующие воскресение Христово предостерегаются псаломским стихом, следующим за прокимном, от празднования неугодного Богу.

2-й глас. Прокимен: Kрепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение ( Пс. 117, 14 ). Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Эти слова прокимна и стиха Церковь влагает в уста Самого воскресшего Христа, который прославляет Бога Отца за спасение от смерти, претерпенной Им в наказание не за Свои грехи, – ибо Он безгрешен, – а за грехи людей.

3-й глас. Прокимен: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте ( Пс. 46, 7 ). Стих: Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Теми и другими словами весьма благоприлично выражается радость о воскресении Христа, спасительном для всех народов, и о Его благотворной для всех царственной власти, достигнутой Им по Своему человечеству через воскресение.

4-й глас. Прокимен: Яко возвеличишася де ла Твоя Господи! Вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103, 2 ). Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Псалмопевец в обоих стихах изливает чувства изумления и благоговения перед мудрым, всеблагим и всемогущим Творцом мира. Но те же слова пригодны для выражения нашей благоговейной радости о нашем воссоздании через воскресение Христово.

5-й глас. Прокимен: Ты, Господи, сохрани ши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век ( Пс. 11, 8 ). «Сохрани нас Господи в безопасности от нечестивых и злонамеренных людей современного нам и грядущих (во век) поколений». Стих: Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный. «Не стало праведных и честных людей». Празднующие день воскресения Христова могут употреблять оба псаломские стиха в следующем смысле: «Как Сам Ты, Господи, воскресением Твоим восторжествовал над кознями врагов Твоих, так и нас Твоей всемогущей силой избавь от погибели, угрожающей нам от искушений со стороны мира сего».

7-й глас. Прокимен: Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит людей Своих миром ( Пс. 28, 11 ). В применении к воскресению Христову слово миром напоминает тот мир, который Христос преподал Своим ученикам, явившись им после Своего воскресения. Стих: Принесите Господеви, сынове Божии, принеси те Господеви сыны овни. Этим стихом сыны Израилевы приглашаются принести Богу вещественную жертву из овнов, в знак благоговения перед явлением Его всемогущества и благости в видимой природе; а сыны Божии во Христе Иисусе – жертву духовную, жертву хвалы, как проявившему Свою Божественную славу в воскресении из мертвых.

8-й глас. Прокимен: Помолитеся и воздади те Господеви Богу нашему ( Пс. 75, 12 ). «Возносите к Богу мольбы о ниспослании милостей, а за полученные милости воздавайте Ему благодарностью». Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его. Истинный Бог, не оставляющий Себя сокрытым для всех народов, даже неведующих Его, преимущественно открывает Свою славу перед Его почитателями: в Ветхом Завете – израильтянам, в Новом Завете – христианам. Особенно ведом Он последним во Христе Иисусе, оживотворившем нас через Свое воскресение из мертвых.

Прокимны Апостола

В прокимнах Апостола еще больше заметна применимость к свойству праздника, чем в прокимнах дня к особенностям дневных служб. Представим два примера.

В праздник Вознесения Господня прокимен: Вознесися на Небеса Боже, и по всей земле слава Твоя ( Пс. 56, 6 ). Слава Божия состоит и в защите угнетенных ( Ис. 65, 5 ). Псалмопевец просит Бога, чтобы Он показал эту славу перед лицом неба и земли, спасая его и подобных ему от врагов. Словами псалмопевца и мы просим вознесшегося на небо, сидящего одесную Бога Отца, нашего Спасителя, чтобы Он не переставал с высоты Своей святости защищать основанную Им Церковь от ее врагов и в торжестве над ними являть Свою славу. Стих: Готово сердце мое Боже, готово сердце мое, воспой и пой во славе моей. «Уверенность в Твоем, Господи, покровительстве делает мое сердце твердым и мужественным в борьбе с моими врагами, так что в виду их я готов весело петь перед Тобой и прославлять Тебя псалтирью и гуслями».

Эти же слова входят в состав антифонов Шестидесятницы (см. выше).

См. об этих же псаломских стихах выше: об антифонах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *