Что значит прогреть динамики
Прогрев колонок
Производители акустических систем рекомендуют прогревать новые аппараты, то есть начинать прослушивание после нескольких часов их работы как бы на холостом ходу. Лучше всего для прогрева подойдет розовый шум — специальный сигнал, содержащий все частоты слухового диапазона, у которого самые громкие звуки — басовые, а чем выше частота, тем меньше громкость.
В этом случае правильно распределяется нагрузка на СЧ/НЧ-динамики и твитер. Но слушать такой «концерт», да еще в течение нескольких часов, весьма неприятно, поэтому можно использовать и обычную музыку, но «пошумнее».
Сложно
Воспринимаемый человеком звук — это движение воздуха, и порождается он тоже движением: поверхности стены, если вы слышите голоса из соседней комнаты, или диффузоров динамиков колонок при прослушивании CD. Так что в колонках происходит то же, что и в других движущихся механизмах, — их составные части «притираются», то есть от трения сглаживаются даже мельчайшие неровности поверхностей, требующие дополнительной энергии при работе.
И автомобили рекомендуется не использовать на повышенных скоростях, пока у них не наберется несколько тысяч километров пробега, да и новые туфли могут доставить неприятности, пока не разносятся. А еще не надо забывать, что в динамиках применяется много эластичных материалов. Из них изготавливаются, например, подвесы и центрирующие шайбы.
Многие детали склеиваются, и клей не просто лежит между ними — он проникает в их поверхностные слои, образуя новую структуру. Сначала она застывает, но потом ее эластичность необходимо восстановить.
Это и происходит в процессе первоначальной работы АС. От движения материалы нагреваются, меняются их свойства, и эти изменения сохраняются, как бы запоминаются. Колонки с динамиками, имеющими металлические диффузоры, надо греть дольше — у металлов небольшая теплоемкость, они быстрее остывают, поэтому медленнее прогреваются слои клея и резины подвеса, к которому они прикрепляются.
А именно подвес и является одним из главных источников нелинейных искажений в звуке, и если его характеристики еще не пришли в норму, то прямая зависимость смещения диффузора от приложенной к нему силы может быть нарушена. Это приведет к появлению гармоник, нарушающих правильность воспроизведения, и просто шумов.
Просто
Суть процесса элементарна и может быть легко показана. Возьмите картонку или пластинку целулоида и попробуйте согнуть. Она сопротивляется. Но согните ее пару раз туда-сюда и она буквально будет болтаться по линии перегиба.
Динамики — электромеханическая система. И диффузор имеет эластичный подвес. А представляет он из себя какую ни будь комбинацию того же картона, пластика, ткани, резины.
Но «эластичность» подвеса новых динамиков сродни той новой картонке.
Что такое прогрев акустики?
Прогрев — это принудительный процесс механического «размягчения» эластичного подвеса.
Прогрев колонок это разминка всех эластичных элементов (подвесов, центрирующих шайб и т.п.). Чем более низкочастотный динамик, тем он более критичен к разминке.
Естественно после этого подвес дифузора будет более «отзывчивый» на малейшие принуждения магнитного поля катушки динамика — отсюда и большая громкость и лучшая динамика и чистота звука.
После прогрева уйдет резкость на ВЧ (если была) и улучшиться качество (не количество) НЧ.
Искажения хорошо различимы на слух, поэтому часто звук новых колонок резкий и неприятный. Не стоит заставлять их играть на полную громкость — это может привести к перегреву и выходу из строя динамиков.
Почти все производители акустических систем настоятельно рекомендуют своим потребителям прогревать новые колонки, то есть начинать полноценное прослушивание АС как минимум после нескольких часов их непрерывной работы на «холостом» ходу.
Некоторые производители акустики прогревают колонки еще на заводе, но в любом случае полезно просмотреть инструкцию по эксплуатации, где изготовитель дает свои рекомендации. Бывает и так, что без этой процедуры не обойтись и перед каждым прослушиванием — все зависит от свойств материалов.
Для прогрева динамиков необходимо использовать специальные измерительные генераторы, формирующие необходимые сигналы или записи (mp3, flac, wav) этих сигналов.
Лучше всего для прогрева подойдет розовый шум — специальный сигнал, содержащий все частоты слухового диапазона, у которого самые громкие звуки — басовые, а чем выше частота, тем меньше громкость.
В этом случае наиболее правильно распределяется нагрузка между СЧ/НЧ-динамиками и ВЧ-динамиком (твитером).й
Где найти треки/музыку для прогрева колонок?
Для прогрева колонок есть несколько решений, можно скачать следующие треки:
Как прогревать акустику?
Пользователю следует записать файл на диск, установить его в проигрыватель, выставить оптимальный уровень громкости и выбрать режим воспроизведения «Continuous» или «Repeat».
Эффект может быть заметен уже через несколько часов, однако производители рекомендуют воспроизводить «розовый шум» до тех пор, пока сессии прогрева не перестанут приносить результат.
Нужно ли «прогревать» новые наушники
«Новую акустику надо прогревать» — таково одно из самых известных аудиофильских убеждений. Вроде как, свежие, приехавшие прямиком из магазина, колонки и наушники звучат хуже, чем те, которые проработали 50\100\200 часов. В качестве теоретической базы берется идея о том, что мембрана динамиков — механическая система, а все такие системы нужно обкатать. Новые ботинки поначалу жмут — им нужно разноситься. Новую машину нужно объездить, прежде чем гонять на повышенных скоростях. Даже многие гитаристы считают, что новая гитара звучит хуже произведенной несколько лет назад — дерево, мол, просыхает, детали притираются друг к другу и звук становится лучше.
Вот и колонки с наушниками должны отработать некоторое время, чтобы элементы динамика приняли оптимальную форму и положение, стали более эластичными и подвижными. Причем прогрев обычной музыкой особо упертые звукоманы считают неправильным. Более правильно и равномерно прогревает колонки и наушники по всему спектру частот специально сгенерированный белый шум. Одно время даже продавались диски с правильным шумом, теперь некоторые производители прилагают их бесплатно к своей акустике.
При кажущейся пустяковости вопроса он вызывает многостраничные драмы на форумах и даже просачивается на YouTube. Одни говорят, мол, прогревать нужно обязательно, другие спрашивают, а где же в таком случае измерения хотя бы АЧХ до и после прогрева?
Откуда взялась идея
Термин «прогрев» берет свое начало от ламповой радиотехники. Когда-то он означал время, нужное для установления требуемой эмиссии катодов (выход электронов из твердого тела в свободное пространство вакуума — прим.ред.) вакуумных ламп. Ламповым усилителям нужно пару минут, чтобы заработать как надо.
Также, возможно, идея о необходимости прогрева динамиков пришла от советских меломанов, которые пытались улучшить звучание старых колонок.
Например, прогрев модели 75ГД1 действительно позволял расширить басовый диапазон, хоть и на ничтожные значения.
Тогда какой-то смысл в этом все же был — старые динамики с очерствевшими резиновыми подвесами нередко нуждались в доработке напильником, прогреве, смене компонентов. Тем не менее, в вопросе о том, нуждается ли в прогреве современная дорогая акустика, которая, по идее, сделана из качественных материалов и даже прошла тесты на производстве, каждый аудиофил остается при своем мнении.
Аргументы «за»
Для динамических излучателей могут использоваться разные материалы: бумага, металл, кевлар и различные полимеры. Основные требования — материал диффузора должен быть очень жестким и очень легким, чтобы сохранять поршневой характер движения с максимальной скоростью без деформации формы. Звук в материале должен распространяться максимально быстро. Таким образом, «разогрев» вообще никак не может влиять на мембрану диффузора — она двигается только вверх-вниз, при этом ее форма не меняется.
А вот что двигается в динамике — так это резиновый подвес мембраны и центрирующая шайба. Их характеристики можно измерить — набор параметров, описывающих поведение динамической головки, называется параметрами Тиля-Смолла.
В параметры Тиля-Смолла включены все возможные измерения динамика и его работы. Они делятся на три группы:
a) фундаментальные параметры (площадь и масса диффузора, упругость и жесткость подвеса и т.п.)
b) параметры слабого сигнала при измерении импеданса динамика в области резонансной частоты (так получается минимум искажений)
c) параметры сильного сигнала с максимумом искажений, включая максимальное перемещение диффузора вплоть до его разрушения.
Именно резиновый подвес и является мишенью прогрева. Утверждается, что он вносит большинство искажений в звук. Соответственно, энтузиасты ставят своей целью «размягчить» его, указывая еще и на то, что клей, которым он приклеен к динамику, затвердевает и образовывает с поверхностью диффузора новую структуру, эластичность которой необходимо восстановить.
Аргумены «против»
1. Изменение сопротивления резинового подвеса качественного динамика после 50-200 часов эксплуатации настолько незначительно, что его невозможно услышать. Изменение температуры или влажности воздуха будет давать больший эффект, чем прогрев.
2. В редких слепых тестах, устраиваемых энтузиастами, слушатели при выборе прогретых или непрогретых наушников\аудиосистем не могут выйти за пределы случайного угадывания.
3. Не существует серьезных статей с измерениями параметров Тилля-Смолла до и после прогрева. Однако иногда в Интернете можно встретитьграфики измерений АЧХ.
Тем не менее, разница в измерениях АЧХ столь незначительна, что, учитывая отсутствие описания методов измерений, ей можно пренебречь как естественной погрешностью.
Теория слуховой адаптации
В защиту своих позиций аудиофилы говорят, мол, график АЧХ показывает лишь то, насколько громко играет та или иная частота. Но помимо этого есть ведь эмоциональная часть, которую невозможно отразить в цифрах и графиках, поскольку она субъективна.
И это действительно так. Одни и те же наушники для кого-то покажутся слишком яркими, для другого — наоборот, слишком глухими. И даже больше — слух и восприятие звука адаптируется со временем. Теорию об адаптации слуха подтверждает тот факт, что каждый слушатель получает разный эффект от прогрева динамиков одной и той же модели, скажем, наушников. Один говорит, что звук стал объемнее и музыкальнее, для другого басы стали глубже, у третьего раскрылась сцена в средних частотах.
Напрашивается справедливый вывод о том, что весь эффект прогрева заключается в обыкновенном привыкании к новой вещи. Сначала перемены в звучании по сравнению со старой аудиосистемой или наушниками могут показаться слишком существенными, и поначалу будет непонятно, стало лучше или хуже. Однако через пару недель все становится ясно.
Прогрев Hi-Fi: миф или реальность?
Купив в магазине аудиотехнику, мы с вами ее слушаем, но звук нас резко разочаровывает, и мы или сдаем его обратно или продолжаем слушать эту «кашу». Но со временем слышим в звуке улучшения на йоту. С каждой неделей, с каждым месяцем звук преображается, становиться лучше и сочнее, слаще. Как с женщиной или с вином, с годами она вкуснее и ароматнее.
А если серьезно, то на себе проверил этот тезис, купив наушники Philips SHP9500S. Вначале был ужасный звук, с каждым месяцем звук становился лучше, и лучше. Через год небольшим он преобразился, чувствуется детализация звука и сама картина, меняется.
В начале нулевых работал в Hi-Fi-салоне, много было высококлассной техники и доводилось все это слушать воочию, дабы сам продвал и звук был демонстративной рекламой. И запомнилось то, что звук с каждым месяцем становился детальнее. Если первые недели он был никакой и вызывал отвращение, то с полугода начинал меняться. Если »бивни» вначале звучат ужасно, то им это только плюс, дабы со временем будет такой звук, что кроме него вы больше ничего не захотите. Каждый день включал бивни напольники, если кто помнит раньше их кевларовые динамики были желтого цвета, и имели очень вкусный звук, и сборка была Made in England, и микродинамика, как мне кажется, была у них более масштабной и натуральной, особенно это заметно на топ серии «Diamond»
Так вот, уважаемые коллеги, что правда, то истина, дабы это было проверено на своем слухе и теперь на все 100% уверен, что техника нуждается в долгом прогреве. Для профессионалов этого дела, есть даже специальные прогревочные CD- диски которые содержат подборку из специально подобранных звуковых записей, которые не только прогревают и размагничивают систему, но и прорабатывают её важные части, а также помогают сделать базовую проверку каналов и фаз.
Не порвать динамики в мороз: зачем и как прогревать… аудиосистему
Зимой нужно прогревать не только мотор и коробку! Не все знают, что холода способны повредить и автомобильную акустику – обидно будет, если высококачественная и недешевая аудиосистема необратимо ухудшит качество звучания от работы на морозе. Разбираемся, зачем это нужно и как это правильно делать.
Отрицательные температуры малополезны для любого механизма – это общеизвестно. Густеют смазочные материалы, страдают пары трения, неметаллические материалы теряют прочность и гибкость. В холода бережливые водители прогревают мотор, продвинутые заодно греют АКП (мы писали подробно, как это правильно делать), глубоко замороченные прогревают амортизаторы движением малым ходом, а параноики и вовсе стараются в морозы не выворачивать руль до упора, дабы излишне не растягивать промерзшие пыльники ШРУСов…
Однако не все догадываются о том, что автомобильные мультимедийные системы также боятся холода. В первую очередь это касается акустики – динамиков, если по-простому. Электроника в меньшей степени реагирует на понижение температуры, хотя нельзя не вспомнить, как продвинутые автоаудиофилы прошлых лет старались слушать радио, пока не прогреется смазка в механизмах промороженных CD-приводов в головных устройствах и чейнджерах. Сегодня дисковые источники сигнала практически ушли в прошлое, но вот динамики эволюционировали несущественно.
Как и прежде, они представляют собой подвижную систему, основные характеристики которой задают свойства обратимо деформируемых при работе материалов – определенным образом подобранный баланс эластичности и упругости. И, несмотря на круглогодичный режим эксплуатации автомобиля, эти свойства рассчитаны разработчиками не на морозную зиму, а на плюсовые температуры.
Два главных элемента любого динамика (хоть универсального широкополосного, хоть «пищалки», хоть басовой сабвуферной головки) – эластичный подвес, выполняемый из резиноподобных полимеров, и центрирующая шайба, изготовленная из гофрированной ткани, пропитанной особым составом для упругости и пружинистости. Именно на них опирается в своем осевом движении диффузор сверху и снизу.
Многие думают, что основные характеристики динамической головки определяются диаметром диффузора и массой магнита, но это лишь отчасти. Самые важные элементы, формирующие основные акустические характеристики динамика, – это как раз подвес и шайба. Как уже говорилось, подбором их свойств задается определенный баланс эластичности и упругости, а значит, и звучания головки.
Впрочем, любой гибкий материал обладает прогнозируемыми и стабильными свойствами лишь в относительно узком участке температур. Где-то это не имеет принципиального значения (например, в том же пыльнике ШРУСа снижение эластичности на морозе даже в несколько раз не оказывает никакого влияния на работу привода колеса – лишь бы сам пыльник не лопнул), а где-то «задубевание» от холода куда более критично.
Автомобильные динамики – как раз тот самый случай. Подвесы и центрирующие шайбы могут частично терять эластичность из-за холода, и прослушивание громкой музыки способно как минимум ухудшить звучание «здесь и сейчас», а как максимум – подпортить динамики безвозвратно, что весьма обидно, если в вашем авто установлена недешевая и качественная аудиосистема. Мы опросили специалистов нескольких компаний, хорошо известных в мире кар-аудио, чтобы узнать, что они думают о прослушивании музыки в машине зимой!
«Сами по себе материалы подвесов и центрирующих шайб не боятся холода – это же не кефир, от мороза они не портятся. Но вот их характеристики – например, мягкость, упругость и вязкость – меняются, а они-то как раз и определяют механические параметры динамика», – рассказывает Антон Николаев, эксперт компании Pioneer.
– Соответственно, это сказывается на звуке не в лучшую сторону. Первое, что обычно обращает на себя внимание – пониженная отдача на басе. На средних и верхних частотах звучание становится более «плоским». Некоторые материалы подвесов диффузоров лояльно относятся к снижению температуры (скажем, каучуки), а некоторые становятся слишком чувствительными к деформациям (скажем, вспененный полиуретан) и могут просто треснуть при попытке сделать погромче. Будучи на холоде более «жёстким», любой динамик начинает испытывать нагрузки, которые не закладывались при его проектировании. Плюс в периоды, когда температура на улице колеблется около нуля и влажность повышена, внутри динамика образуется конденсат. Особенно это касается динамиков в дверях, подверженных от этого обледенению. Тем не менее, всё это не означает, что в холодной машине нельзя слушать музыку. Но лучше делать это на небольшой громкости, поборов желание «навалить волюмэ». По крайней мере первые минут 20, пока салон и, главное, сами динамики не прогреются.
«Действительно, работа динамиков при низких температурах может привести к негативным воздействиям на их конструкцию», – отмечает Алексей Сементковский, эксперт Alpine.
– Хотя для того, чтобы сказать, при каких температурах/мощностях возникнет вероятность разрушения подвеса и центрирующей шайбы, требуется ни много ни мало провести научные исследования с заморозкой и испытанием динамиков. Таких исследований мы не проводили и каких-либо достоверных данных на этот счет не имеем. Поэтому остается ограничиваться формальными рекомендациями: а именно – эксплуатировать динамики и аудиоаппаратуру в тех рамках, которые обозначены в эксплуатационной документации как «диапазон рабочих температур». Как правило, чаще всего такой диапазон ограничен снизу величиной 0°C. По-хорошему, нужно дождаться прогрева салона, а после этого слушать музыку.
«Многие любители качественного звука в автомобиле замечали, что зимой и летом аудиосистема в автомобиле звучит по-разному. Дело в том, что подвесы динамика делаются из гибких материалов с определённым сочетанием упругости и вязкости. Именно это сочетание определяет параметры динамика и то, как он будет откликаться на подаваемый сигнал», – говорит Сергей Артамонов, эксперт Kenwood.
– Зимой, когда вы только что сели в салон непрогретого автомобиля, подвесы жёсткие. Разумеется, параметры динамиков при этом «уплывают» от своих нормальных значений. Ухом это воспринимается в первую очередь как уменьшение количества баса и довольно грубое звучание с потерей детальности и микродинамики на средних и верхних частотах. Так что прежде, чем крутить ручку громкости, дайте салону хорошенько прогреться, чтобы динамики пришли в нормальное состояние, иначе можно банально порвать задубевшие подвесы даже на средней громкости. Сложнее с сабвуферными динамиками, если саб установлен в багажнике, и у вас седан. В седане багажник в принципе никогда не прогревается зимой до нормальной температуры. Это не значит, что о басе нужно забыть, но придётся смириться с тем, что включать сабвуфер в полную силу можно будет только весной!
PS:
Текущая зима не балует нас морозами, и это, в общем-то, неплохо – и для автомобильной акустики в частности, и для всего автомобиля в целом. Впрочем, морозы нас еще однозначно встретят, но теперь вы, во всяком случае, знаете, как сберечь от порчи вашу аудиосистему Bose, Harman Cardon, Bang & Olufsen, Canton или высококачественную нештатную инсталляцию. Да и недорогих авто с простейшей штатной «музыкой» это также касается – «беспородные» динамики еще хуже переносят перегрузки на морозе. Весьма обидно будет разбавить хрипами и дребезгом и без того средненькое звучание, так что лучше их поберечь!
Прогрев акустики в автомобиле: нужен или нет
Как прогреть акустику, установленную в автомобиле
Музыка для настройки акустики существует и даже продается на специальных дисках. Возможно вы слышали, что акустика, особенно новая, требует прогрева, причем прогрева не под солнцем а прогрева в работе. Что это дает, не обманывают ли вас, и можно ли прогреть акустику своими руками, без помощи специальной музыки, сейчас разберемся.
Что влияет на акустику
Во-первых, всем известно, что на звучание акустики, оказывает влияние материал, из которого изготовлен подвес, какую подвес имеет массу, жесткость диффузора и эти свойства (нашей акустической системы), в частном случае динамика, выражаются в числовых значениях, которые собственно характеризуют чистоту звучания.
Итак:
Бывают ли исключения, какие динамики нужно греть, а какие не нужно?
Сейчас проясним:
Прогреваем колонки
Инструкция от производителей акустических систем рекомендует прогревать все новые аппараты, начинать прослушивание музыки только после нескольких часов работы колонок на холостом ходу:
Что происходит в это время
Звук, который воспринимает человеческое ухо — движение воздуха, оно порождается также движением:
Чем лучше прогревать акустику
Продаются специальные «тестовые» диски, чтобы прогревать аппаратуру, например, «IsoTek — FullSystemEnhancer & Rejuvenation», которые содержат специальные технические дорожки:
В заключении заострим внимание ещё на одном варианте прогрева – теперь в прямом смысле, что актуально зимой:
Вот и все, на мой взгляд все понятно и без видео, однако можете им воспользоваться.