Что не дорисовано уровень развития восприятия 5 6 лет
Методики исследования детей дошкольного и школьного возраста
Методики исследования детей дошкольного и школьного возраста
Старший дошкольный возраст (5-7)
Методика «Чего не хватает?» В.Р. Немова;
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Выводы об уровне развития
10 баллов очень высокий
0-1 балл очень низкий.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» В.Р. Немова
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
Методика исследования зрительного восприятия при помощи пробы «Назови фигуры»;
Тест на зрительное восприятие. «Назови фигуру»
Ребенку показываются таблички с изображением предметов.
Скажи, из каких фигур состоят эти рисунки?
Фигуры представляются по степени сложности.
Задание считается выполненным, оценивается знаком (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень).
Задание считается невыполненным, оценивается знаком минус (-), если ребенок допустил 5 ошибок и более (3-й уровень).
Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
Тест на зрительное восприятие. «Назови фигуру»
Ребенку показываются таблички с изображением предметов.
Скажи, из каких фигур состоят эти рисунки?
Фигуры представляются по степени сложности.
Задание считается выполненным, оценивается знаком (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень).
Задание считается невыполненным, оценивается знаком минус (-), если ребенок допустил 5 ошибок и более (3-й уровень).
Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова;
«Придумай рассказ»
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем
выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого расс казчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает i балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской;
«Нарисуй что-нибудь»
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
5-7 баллов — средний.
3-4 балла — низкий.
0-2 балла — очень низкий.
Методика «Незаконченные рисунки» Л.Ф. Тихомировой ;
Методика «10 слов» (слуховая память);
Цель: исследование слуховой памяти.
Оборудование: набор односложных слов, тематически связанных между собой (лиса, слон, волк, жираф, тигр, заяц, медведь, белка).
Процедура обследования:
Ребёнку медленно, с интервалом в 1-2 секунды предъявляются слова.
До предъявления слов даётся установка: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить».
После предъявления слов даётся инструкция: «Повтори слова, которые запомнил, в любом порядке».
Оценка выполнения задания:
0 – не воспроизвёл ни одного слова,
1 – воспроизвёл 1-2 слова с помощью взрослого,
2 – воспроизвёл 1-2 слова самостоятельно,
3 – воспроизвел 3-4 слова самостоятельно,
4 – воспроизвёл 5-6 слов самостоятельно,
5 – воспроизвёл 7-8 слов самостоятельно.
Диагностика памяти с помощью методики опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева;
Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.
Слова для запоминания:
Набор карточек для опосредованного запоминания:
Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.
Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.
Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.
Методика диагностики зрительной памяти Д. Векслера ;
Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Ребенку предлагается 4 рисунка:
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
о средней – 9 – 6 баллов
о низкой – 5 – 0 баллов.
Тест «Самое непохожее» Л.А. Венгера;
Тест Когана (схематическое мышление);
Для исследования схематического мышления у детей 4-6 лет применяется и тест Когана.
Матрица (таблица) с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов спектра и отдельные карточки с теми же фигурами разного цвета, или штриховкой. Карточек должно быть всего 25 (5 кругов разного цвета, 5 квадратов, 5 треугольников, 5 овалов и 5 трапеций).
Тест проводят в несколько этапов, на каждом из которых детям дают свою инструкцию.
1. Разложи карточки по цвету.
2. Разложи карточки по форме.
3. Посмотри внимательно на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.
На первых этапах детям дают все 25 карточек, но не показывают большую таблицу. Отмечают время, за которое они разложат карточки на группы по цвету. В процессе выполнения задания ошибки не исправляют, а только отмечают правильность ответа. На втором этапе дети должны разложить карточки на группы по форме. Необходимые исправления и объяснения даются только после проведения классификации. Затем детям показывают большую таблицу, дают новую инструкцию и отмечают время, за которое дети систематизируют карточки по форме и цвету одновременно. Помощь взрослого при этом исключается, объяснение способа решения задания, так же как и исправление ошибок, возможно только после окончания работы или отказа ребенка ее делать.
С помощью этого теста можно определить уровень схематического мышления ребенка, поэтому анализируют, главным образом, результаты, а не процесс решения задачи. Вначале исследуют временные показатели. Время за которое была проведена классификация по цвету ( t 1), складывают с временим затраченным на классификацию по форме ( t 2). Эта сумма должна быть меньше, или равна времени, затраченному ребенком при систематизации п о цвету и форме одновременно ( t 3), то есть времени, за которое он раскладывает карточки в большой таблице. Таким образом в норме у детей 5-6 лет t 1+ t 2 больше или равна t 3.
Исследуют также и характер ошибок, допущенных детьми при выполнении задания. В норме дети этого возраста должны безошибочно разделять фигурки по цвету и форме, то есть выполнять первые два задания этого теста. Если допускаются ошибки, их надо объяснить детям после окончания диагностики, но сам тест больше не повторяют. Ошибки, допущенные ребенком при выполнении этого задания, могут указывать на наличие отклонений в его интеллектуальном развитии. Особенно важно провести диагностику интеллекта таких детей по другим тестам (матрицы Равена, перцептивное моделирование), с помощью которых можно определить причины допущенных ребенком ошибок.
Тест «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгера;
Этот тест дает возможность рассмотреть не только результат мыслительной деятельности ребенка, но и процесс решения задачи.
Нарисованные круги и квадраты, а также отдельные части этих фигур, из которых надо составить либо круг, либо квадрат. На первые три фигуры нанесены линии, делящие изображения предметов, далеких друг от друга, например одежда и транспорт. Могут быть использованы и картинки из лото, и вырезки из журналов, и рисунки — важно только, чтобы они были одинаковыми по цвету (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и размеру. Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково, то есть 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.
«Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я».
Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным. Вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать «Не вертись» или «Будь внимательнее». После того как ребенок закончит работу, его надо спросить, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.
Данный тест выявляет уровень развития словесно-логического мышления детей. Именно поэтому так важно, чтобы дети самостоятельно сформулировали заданный принцип классификации. Время работы практически не ограничивается, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5-7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности, время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внимание обращают на характер работы и количество ошибок.
Мы можем говорить о норме, то есть о среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2-3. ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.
Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребенку можно предложить провести более легкую классификацию (например, овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 1,5-5 лет.
Стандартизированные диагностические методики, адаптированные для работы с детьми, имеющими нарушения зрения
Екатерина Козлова
Стандартизированные диагностические методики, адаптированные для работы с детьми, имеющими нарушения зрения
Методика «Коробка форм
Направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микрокоординации движений. Психолог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы.
Цель: оценка восприятия формы и пространственных отношений точности координационных движений.
Стимульный материал: ящик с прорезями и объемные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (овал, квадрат, многогранник.
Взрослый выставляет перед ребенком коробку и раскладывает фигуры-вкладыши.
Взрослый говорит ребенку: «Давай поиграем. Посмотри, какая у меня коробка (домик, слоник, а в ней окошечки для фигур. У каждой фигуры свое окошко. Если ты найдешь правильно окошко для фигуры, то она опустится в коробку.
В процессе работы взрослый фиксирует в протоколе: соответствие формы вкладыша прорезям коробки, учет пространственного положения вкладыша и способ выполнения действия (зрительное соотнесение, примеривание, пробы и ошибки).
Высокий уровень: выполнение задания на основе зрительного
соотнесения основания вкладыша с прорезью в ящике, с учетом пространственного положения вкладыша.
Средний уровень: примеривание, прикладывание фигуры-вкладыша
к подходяще прорези. Простые фигуры-вкладыши (с основанием круг, квадрат) зрительно соотносит с прорезями, а сложные (с основанием
треугольник, многогранник) примеривает к разным, в том числе и не соответствующим нужным прорезям. Пространственное положение
вкладыша не всегда учитывается (может вставлять боком в нужную прорезь)
Низкий уровень: выполнение задания путем проб и ошибок
(ребенок пытается протолкнуть вкладыш сначала в одну, потом в другую и т. д. прорези, или в одну прорезь пытается протолкнуть разные вкладыши).
Методики «Пирамидка» и «Мисочки»
Направлены на определение сформированности предметных действий и представлений о величине.
При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в сериационном ряду.
Цель: выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями.
Цель: направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.
Взрослый показывает образец пирамидки или башенки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная: «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирается в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку, как было»
Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.
1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительно соотнесения.
2. Среднему уровню соответствует примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.
3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребёнку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.
Методика «Разрезные картинки»
Автор: Белопольская Н. Л.
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные на несколько частей (2-6).
Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.
Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.
Дети с умственной отсталостью не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.
1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
Методика «Конструирование по образцу» (автор Т. В. Лаврентьева) Методика «Конструирование по образцу» направлена на определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.
В качестве материала используются три детали строительного материала разной формы (например, фигуры с основанием — полукруг, треугольник, прямоугольник). У экспериментатора и ребенка — свои комплекты деталей.
Экспериментатор за ширмой (или листом бумаги — экраном) создает конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребенка: «Построй из своих кубиков точно так же».
1. Высокий уровень выполнения задания — построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.
2. В случае затруднений экспериментатор строит конструкцию без ширмы (экрана, на глазах у ребенка. Правильное выполнение задания в этом случае соответствует среднему уровню.
3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного выполнения задания, даже когда экспериментатор строил конструкцию на глазах у ребенка.
Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок»)
Выявляется уровень сформированости представлений об окружающем. Уровень владения техникой рисования и развитие моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая,простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зелёный, чёрный, коричневый) Слепые используют прибор Н. ВКлушиной
Инструкция: «Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок».
Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели.
• Детальная интерпретация начинается с наиболее необычных элементов рисунка; уточняющие вопросы по этим элементам;
— формат рисунка и его адекватность размеру листа бумаги;
— нажим в целом (сильный может свидетельствовать о чрезмерном контроле, иногда – об агрессивных тенденциях, слабый – о неуверенности, астеничном состоянии, варьируемый – о неустойчивости, подвижности нервной системы);
— отсутствие важных элементов рисунка;
— нажим при прорисовке деталей.
Расположение рисунка на листе:
— расположение в центре листа является типичным и не интерпретируется;
— смещение вверх – высокий уровень притязаний, «парение в облаках», отсутствие опоры, неустойчивость родственных / социальных связей;
— смещение вниз – неуверенность в собственных силах, желание оставаться в тени, низкая самооценка;
— рисунок вверх ногами – у детей до 4-х лет может считаться нормой, у более старших – может говорить о нарушении понятий «верх- низ».
Другие элементы и их возможное значение:
— острые углы – склонность к агрессивным проявлениям;
— четкая геометрия – интеллектуализм, иногда в сочетании с недостаточной развитостью эмоциональной сферы;
— обилие геометрических (в т. ч. прямоугольных) форм – потребность вписаться в границы, стандарты, желание соответствовать общепринятым нормам;
— шахматная раскраска – рациональность;
— затемнение элемента или его чрезмерная прорисовка в конкретной области – проблемная зона, ригидность, например, затемнение рта, может говорить о трудностях в коммуникативной сфере;
— схематичность – плохое понимание себя или нежелание раскрываться в рисунках и словах;
— странности в рисунке, например, использование растительных элементов в рисунке человека или животного и другие неадекватные контексту элементы являются тревожными, болезненными признаками, за исключением случаев сильного творческого начала.
Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный
схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.
Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.
Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.
Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.
Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.
Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.
НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.
Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.