Что значит приручить маленький принц

как вы понимаете слова лиса (сказка маленький принц) ты в ответе за тех кого приручил.

Приручение – обряд. В нём есть что-то от ритуального танца: с каждым днём двоим надо всё ближе садиться друг к другу, постепенно раскрывать свое сердце, узнавать друг друга.

– А можно ли увидеть эти узы?

Это невидимые узы от сердца к сердцу. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, сделать мир значительным и щедрым, ведь все в нем напоминает о любимом существе: оживут звезды, зазвенят в небе серебряные колокольчики, напоминающие смех Маленького принца. Приручить – значит, связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью. Лис говорит мудрые слова, заставляет героя и читателя задуматься над проблемой дружбы и ответственности. «Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Надо запастись терпением». Получается, чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавая самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни», – сказал Лис Маленькому принцу.

Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.

– За кого в ответе Маленький принц? За Розу, за планету.

– Почему? Без него они погибнут!

Лис учит истинному пониманию дружбы. Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить. Но всегда нужно помнить: ты всегда в ответе за того, кого приручил. Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за нее в ответе.

Источник

Маленький принц и Лис: урок дружбы

Лис — персонаж из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).

Что значит приручить маленький принц

Для этого, объяснил Лис, Маленькому принцу нужно каждый день в определенное время приходить к нему и понемногу общаться. Так Маленький принц приручил Лиса.

Цитаты

У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши.

— А на той планете есть охотники?
— Нет.
— Как интересно! А куры есть?
— Нет.
— Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.

Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…

Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.

— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Источник

что значит приручить «Маленький принц»

Что значит приручить маленький принц

Приручить в произведении Маленький Принц означает установить такие отношения, при которых другой привыкает к тебе, доверяет. Следовательно, если человек открыл для тебя душу, то ты несешь ответственность за него.

Что значит приручить маленький принц

Что значит приручить маленький принц

Ну короче омнмснсоссннсоисн омнсоснснснмномнснпсннсопонснссомнпослнвдцьадвщсьщвщулдвщчлцлвшвлсгшвоушаоашашкоушаолв

Что значит приручить маленький принц

Что значит приручить маленький принц

Что же происходит в это время на востоке Европы? Здесь в борьбе с многочисленными врагами, преодолевая феодальную раздробленность, складывается и крепнет русское государство.

Мы с вами в Москве XVI века.

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной Кремлёвской белокаменной,

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Вы, конечно, знаете эти строки из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Именно в эту пору, которую так красочно описал Михаил Юрьевич Лермонтов, Москва обрела свой неповторимый и живописный облик. Её купола и башни, затейливые терема, её пруды, речки и сады, её слободы и белокаменные стены – всё это придавало городу широкий и привольный вид. Этим Москва отличалась от тесных и скученных столиц Западной Европы.

Сверкали на солнце маковки бесчисленных церквей, белели зубчатые стены и башни монастырей, поднимались боярские хоромины с фигурными теремками и вышками. А кругом словно прижались к земле дома, домики, домишки, а между ними – водяные мельницы.

Всё утопало в рощах, покрывавших берега речек: судоходной Яузы, болотистой и мутной Неглинки, Хапиловки, Синички, Кабанихи, Чечоры – о них теперь не помнят и самые древние московские старожилы.

То там, то здесь тянулись обширные пруды, то чистые, то подёрнутые зелёной ряской. Над ними склоняли свои купы московские сады. Сады были везде: и вокруг Кремля, и за Москвой- рекой. Над заборами высились только крыши домов да верхушки качелей – любимой забавы девушек, не смевших выходить за пределы усадьбы

Источник

Психология диалога Маленького Принца и Лиса

Психологу в работе с клиентом очень важно научиться слышать и читать «между строк», чтобы понимать, что именно хотел сказать клиент, и, еще важнее, понять то, что человек не сказал, то, что вытеснено за пределы его сознания. Психолог должен смотреть за внешнее означающее (семантику) сообщения и искать значимое означаемое, которое, возможно, приведет к тому, что еще не осознается самим клиентом, но оказывает значительное влияние на его состояние и качество жизни в целом. Также психолог должен уметь переводить информацию сообщений с житейского языка на язык научный, психологический.

Ниже я представляю пример поиска к психологических категорий в фрагменте литературного текста и краткую характеристику психологических понятий, явлений, состояний, скрывающихся за простыми и очевидными, казалось бы, фразами бытового языка общения.

Текст (Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)

— Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру.
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста. приручи меня!

Что значит приручить маленький принц

Анализ текста:

Скучная, скучновато — Вид отрицательно окрашенной эмоции, настроения или пассивного психического состояния, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям.

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. Самовосприятие – психический процесс и образование, отражающее отношение человека к самому себе, определение места в жизни отношениях и т.п. Самовосприятие в значительной мере зависит от самооценки. В процессе монолога происходит выражение самовосприятия и отражается рефлексия – умение проанализировать и осознать свое состояние и объяснить его причины (хотя Лис явно не договаривает).

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. – Семантическое означающее, отражающее означаемую внутреннюю потребность во внимании и общении (по Ж.Лакану).

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. Пассивная экстернальная жизненная позиция.

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. – Пассивная манипулятивная техника (тип «Прилипала» по Э. Шострому), с целью вызвать у другого человека сочувствие и вызвать желание проявить заботу.

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. – Осознание потребностей в самоуважении и когнитивных потребностей (по А.Маслоу).

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. – Порожденное Анимой Лиса настроение (по К.Юнгу).

Охота – Сложное мотивированное поведение, состоящие из набора действий, имеющее целью поимку или убийство живого существа с различными целями, реализуемое на основе:

Я охочусь за курами – интернальный локус контроля в интересной для субъекта сфере

Я охочусь за курами сформированная самоиденитфикация личности на основе привычного образа взаимодействия («я агрессор, хищник») с окружающим миром.

Я охочусь за курами – актуализация мотива физиологической потребности в пище (по А. Маслоу)

Люди охотятся за мною Cформированная самоиденитфикация личности на основе привычного образа взаимодействия («я жертва») с окружающим миром.

Люди охотятся за мною – Отражение потребности в безопасности (по А. Маслоу).

Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною – Манипуляция с целью вызвать сочувствие, спекулятивное оправдание своих действий высокой степенью риска,

Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною – отражение коллективного архетипа Героя (К. Юнг).

Все одинаковы – Когнитивный процесс мышления, формирование обобщенного индукционного умозаключения основанного на анализе (оценке), сравнении (соотнесении) и обобщении свойств других.

Все куры одинаковы, и люди все одинаковы – Ошибка мышления (когнитивное искажение) в виде сверхобобщения, обусловленная длительным негативным эмоциональным состоянием и негативным (травматичным) личным опытом в коммуникации и взаимодействии как с курами, так и с людьми. Лис регулярно становился непосредственным свидетелем драматичной смерти кур и регулярно подвергался угрожающей жизни или возникновению серьезной физической травмы при неконтролируемом взаимодействии с агрессивными людьми.

Все куры одинаковы, и люди все одинаковы – Нарушение эмоциональной оценки других как возможное проявление симптома притупления эмоций (эмоциональной недостаточности).

Все куры одинаковы – Психологическая защита в виде интеллектуализации с отрицанием, лишающая жертв персонифицированных черт, облегчающая чувство вины у Лиса.

Люди все одинаковы – Психологическая защита в виде отрицания обоснованности агрессии людей в отношении Лиса, для сохранения внешней самооценки.

Но если ты меня приручишь… Пожалуйста. приручи меня!

Нереализованная потребность в формировании глубоких и прочных межличностных связей с другим человеком. Поведенческая актуализация инстинктов принадлежности и группирования. Потребности в любви и принадлежности (по А, Маслоу).

Но если ты меня приручишь… Пожалуйста. приручи меня!

Пассивная экстернальная жизненная позиция, перекладывание ответственности за свое состояние и межличностные отношения на другого человека.

Но если ты меня приручишь… Пожалуйста. приручи меня!

Косвенное свидетельство о внутренней установке на подчинение и потребности в страдании, возможно, скрытые гомосексуальные тенденции (с учетом пола действующих лиц).

…моя жизнь, словно солнцем озарится. – Гиперболизированное явное и намеренное преувеличения оценки, которое может свидетельствовать о демонстративном типе акцентуации личности.

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Нарушение самооценки: заниженная безусловная внутренняя самооценка с зависимостью условной самооценки от принятия / неприятия значимым другим.

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Невротически завышенные ожидания от отношений. Инфантильная жизненная позиция.

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Мышление крайними категориями, характерное для психологической защиты по типу расщепленного Эго.

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Психологическая защита по типу примитивной идеализации всемогущего Другого (по Ш. Ференци).

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится – Сознательная манипуляция с использованием программирования («если – то»), направленная на активацию роли Спасателя или Защитника в другом человеке.

Пожалуйста. приручи меня!- Призыв из состояния Ребенка к Родителю / Взрослому другого человека с точки зрения трансактного анализа Э. Берна.

Пожалуйста. приручи меня!- Актуализация мотива любви и принадлежности (А.Маслоу).

Пожалуйста. приручи меня!- Актуализация Анимы (по К.Юнгу) пассивно-подчиненных женских психологических тенденций в психике мужчины, направленные на единение.

.. шаги я стану различать Процесс интерпретации слуховых (звуки) и тактильных (вибрации почвы, основания) чувственных данных, происходящих на 4-х основных уровнях: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

.. шаги я стану различать – Интернальный локус контроля.

…среди тысяч других – Гиперболизированное явное и намеренное преувеличение оценки, которое может свидетельствовать о демонстративном типе акцентуации личности.

…среди тысяч других – Подчеркивание особой ценности другого человека с целью отражения своей эмоциональной заинтересованности в нем.

Заслышав – Процесс слухового восприятия звуковой информации.

Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. – Процесс актуализации врожденного инстинкта самосохранения (если Лис – просто лис).

Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. – Процесс актуализации положительного условного рефлекса, сложившегося на основе жизненного опыта.

. я всегда убегаю и прячусь – Поведенческая актуализация эмоций тревоги и страха, вероятно основанных на негативном жизненном опыте Лиса.

. я всегда убегаю и прячусь – Сложившийся дезадаптивный причинно-следственный поведенческий шаблон на основе переноса негативного опыта коммуникации с отдельными представителями определенной категории Других, на всех представителей категории.

. я всегда убегаю и прячусь – Актуализация мотива потребности в безопасности (А. Маслоу).

. я всегда убегаю и прячусь – Вид психологической защиты – эскапизм.

. я всегда убегаю и прячусь – Возможные проявления избегающего (уклоняющегося) расстройства личности (F60.6), характеризующегося постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганием социального взаимодействия.

. я всегда убегаю и прячусь – Возможные проявления фобических тревожных расстройств (F40), других тревожных расстройств (F41) или реакций на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43).

. я всегда убегаю и прячусь – Возможное пассивное манипулятивное поведение (тип «Прилипала» по Э. Шострому), имеющее целью вызвать сочувствие и заботу Другого, активировать его роль Защитника.

. я всегда убегаю и прячусь – инфантильное поведение внутреннего Ребенка, апеллирующего к внутреннему Родителю Другого.

Но твоя походка позовет меня…- Процесс интерпретации слуховых (звуки) и тактильных (вибрации почвы, основания) чувственных данных, происходящих на 4-х основных уровнях: обнаружение, различение, идентификация и опознание, с атрибуцией правильно опознанного стимула, как призыва к целенаправленному поведению приближения к объекту.

Но твоя походка позовет меня…- Проекция внутренних потребностей и ожиданий на происходящее вовне.

Но твоя походка позовет меня…- Персонификация действия (походка) проекцией на него внутренних потребностей и ожиданий.

Но твоя походка позовет меня…- Внешний локус контроля. Пассивно-подчиненная позиция.

Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. – пассивная манипуляция, программирование ожидаемых действий, активация в Другом Спасителя, Защитника.

и я выйду из своего убежища. – Семантическое означающее, отражающее означаемые потребности в безопасности, обеспечиваемой поддержкой Другого, потребность избавиться от негативных эмоциональных состояний (страх тревоги), овладеть адаптивным поведением.

и я выйду из своего убежища. – Отсыл к архетипу Невинного (простодушного), работающего над обретением веры, уверенности и оптимизма, стоящего в начале архетипического путешествия (по К.Пирсон).

…станет напоминать…- Ожидаемый процесс мысленного воспроизведения сохраненной в памяти информации, активируемый сложно ассоциативными связями воспринимаемого (зрительно, тактильно, аудиально, обонятельно) образа-триггера воспоминаний и сохраненного в памяти объекта.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Активно сконструированная ассоциация: воспроизведение из памяти образа и других характеристик объекта при его отсутствии в ответ на предъявление и восприятия ассоциативно связанного стимула.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Перенос качеств значимого Другого на неодушевленный объект (пшеница) и его персонификация.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Экстернальный локус контроля, пассивно-подчиненная позиция.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Внутренняя ориентация на расставание (защитная регрессия к предыдущему статусу одиночества) и страдания, вероятно, с получением удовольствия от негативных переживаний.

Золотая пшеница (колос) фаллический символ, ассоциируемый с доминирующим значимым Другим. Вероятный отсыл к латентной гомосексуальности.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Актуализация чувств и эмоций «женского» происхождения, рождаемых Анимой (по К.Юнгу).

И я полюблю… — Любовь – чувство, характеризующее глубокую эмоциональную привязанность, симпатию и устремлённость к другому человеку или объекту.

И я полюблю… — Позитивное самопрограммирование как метод саморегуляции, добровольная осознанная ассимиляция определённых установок, влияющих на мышление и действия человека.

И я полюблю шелест. – Важность аудиального канала восприятия и потребность в восприятии «белого шума» как средства для регуляции эмоционального состояния за счет оптимизации нейрофизиологических функций.

И я полюблю шелест колосьев на ветру. – Проекция образа значимого Другого на неодушевленный объект (пшеница). Самопрограммирование для создания триггера воспоминаний о значимой персоне.

И я полюблю шелест колосьев на ветру. – Замещение любовных отношений с реальным значимым Другим на чувства к неодушевленному Заместителю, общение с которым будет заведомо безопасным.

…долго смотрел…- Использование визуального анализатора для восприятия зрительной информации.

…долго смотрел…— зрительный контакт с собеседником.

…долго смотрел…— удержание фокуса внимания на собеседнике.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.- Акт невербальной коммуникации с использованием фациальной экспрессии для передачи своих чувств и эмоций.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.- Психологическая пауза, задача которой заострить внимание слушателя на каких-то словах, предоставляя время на анализ полученной информации и эвристического прогнозирования недосказанного.

Пожалуйста. приручи меня!- Директивная суггестия под видом просьбы.

Надеюсь, что материал полезен для Вас. Может быть, Вам будет интересно узнать, какими качествами должен обладать эффективный консультирующий психолог?

Источник

Цель: показать значимость сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в формировании высоконравственных качеств личности.

Задачи:

Метод: проблемно-проектная дискуссия.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Сегодня нас вновь ждет удивительная встреча. Мы познакомимся со сказкой, которая переведена на 118 языков и по праву считается одной из самых читаемых книг на свете после Библии. Это «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – сказка для взрослых, которые не забыли своего детства, и для детей, которым неминуемо предстоит войти в мир взрослых.

Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Часто слово «философия» используют как синоним к слову «мудрость». Действительно, в сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.

Но актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?

Я приглашаю вас к размышлению над важными философскими вопросами о человеческой жизни.

Темой нашего урока станет высказывание из сказки Экзюпери: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…»

Запись даты и темы в тетрадь.

2. Работа творческих групп с текстом

Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших презентаций, которые вы самостоятельно приготовили в группах литературоведов.

Оценивать ваши проекты будет экспертный совет, у которых есть оценочный лист с критериями. После защиты ваших проектов им будет предоставлено слово.

Критерии оценки защиты ученической презентации (Приложение 1).

– Как вы думаете, почему сказку «Маленький принц» называют детской книгой для взрослых? (Дети увидят в ней сказку, а взрослые вспомнят свое детство и научатся лучше понимать детей).

Действительно, сказка построена на сопоставлении двух миров – мира взрослых и мира детей. Экзюпери скажет о себе: «Кажется, я никогда уже не был счастлив, после детства».

– Как отразилась эта мысль в сказке? Каким предстаёт в ней мир взрослых? Как изображается Маленький принц и его планета?

3. Результаты исследовательской работы представят руководители групп литературоведов.

1 группа литературоведов – «Маленький принц и его планета»

В ходе исследования мы рассматривали проблему: «В чем же необычность Маленького принца?»

Маленький принц жил на планете – астероиде Б-612, твердо усвоив правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». Каждый день он чистил свои вулканы и вырывал ростки баобабов.

Экзюпери говорит нам: «Дети, берегитесь баобабов!» Чем же они опасны? Проанализировав сказку, мы пришли к следующим выводам.

В прямом значении эту фразу можно понять так:

Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья.

Сказка эта метафорична, поэтому баобабы могут символизировать следующее:

На планете Маленького принца растет Роза – красивый и капризный цветок. Но все капризы её лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц еще не знает, что такое любовь и поэтому решает отправиться в странствие, чтобы «найти себе занятие да поучиться чему-нибудь».

«Нет, взрослые и правда поразительный народ», – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам. Согласны ли вы с этой мыслью? Слово 2 группе литературоведов

2 группа литературоведов – «Маленький принц и обитатели астероидов»

В ходе исследования мы искали ответ на вопрос: «Какое открытие совершил Маленький принц в своих странствиях?»

Маленький принц отправляется странствовать и оказывается на планетах-астероидах, которые имеют общие черты: нет названия; очень маленькие; живёт один человек, и этот человек – взрослый.

Каждый астероид имеет свой номер – от 325 до 330, – как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на болезнь современного мира – разъединение людей, обитающих в соседних квартирах, словно на разных планетах.

Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому.

Используя такой литературный прием, как гипербола, Экзюпери показывает, что ценно для обитателей астероидов:

Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе. Нигде Маленький принц долго не задерживался, потому что все взрослые думали только о себе.

Мы, вслед за Маленьким принцем видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди.

Из всех встреченных Маленький принц особо выделяет обитателя пятой планеты – фонарщика и даже хочет с ним подружиться. Почему? Фонарщик – единственный человек, который думал не о себе, он был верен слову, он умел работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.

Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах.

Всю жизнь быть для людей, для любимого или простого близкого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека. Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море мое пустынно,
на море тишь да гладь.
Может быть, это стыдно –
так безнадежно ждать?
Напрасный огонь лучится,
виден издалека.
Я не могу отлучиться
с забытого маяка.
Я не могу отлучиться
ни на единый час:
вдруг что-нибудь случится с тобой.
А огонь погас!

Таким образом, за время своего путешествия Маленький принц встречается с разными взрослыми. И все они, кроме фонарщика, занимаются бессмысленными вещами. Они заняты собой и не подозревают, что суть жизни открывается только зрячему сердцу.

Слово экспертному совету (количество баллов и оценка, комментарий)

4. Дискуссия

– Итак, Маленький принц путешествует. Но, как мы увидели из исследования литературоведов, маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди. Маленький принц попадает на большую прекрасную Землю. Может быть, здесь он найдёт ответы на свои вопросы?

– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что здесь изображено?

(Место в пустыне Сахара, где Маленький принц явился к летчику, потерпевшему аварию, из другой галактики.)

Ребята, почему именно в пустыне происходит действие?

– Получается, что пустыня учит думать. Помните, автор произносит: «Пустыня хороша оттого, что в ней скрываются родники».

– С кем сначала встречается Маленький принц на Земле? (змея, цветок, Лис). Каждая встреча несёт ему что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости.

– Что же узнаёт Маленький принц? Объясните, как вы поняли эти мудрости?

– Почему в русских сказках героиня – лиса, а у Экзюпери – Лис? Символом чего является Лис? (Лиса в русских сказках – хитрая, коварная. Лис – напротив, символ мудрости. Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью.)

– Назовите секреты Лиса. Секреты, о которых люди когда-то знали, но забыли.

– Что значит приручить?

В прямом смысле «приручить» означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным». «Приручить» – создать узы (так говорил Лис)

Приручение – обряд. В нём есть что-то от ритуального танца: с каждым днём двоим надо всё ближе садиться друг к другу, постепенно раскрывать свое сердце, узнавать друг друга.

– А можно ли увидеть эти узы?

Это невидимые узы от сердца к сердцу. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, сделать мир значительным и щедрым, ведь все в нем напоминает о любимом существе: оживут звезды, зазвенят в небе серебряные колокольчики, напоминающие смех Маленького принца. Приручить – значит, связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью.

– Сразу ли появляется тяга людей друг к другу?

– Прокомментируйте фразу, сказанную в ответ на просьбу Лиса приручить его: «Я бы рад, но у меня так мало времени».

Лис говорит мудрые слова, заставляет героя и читателя задуматься над проблемой дружбы и ответственности. «Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Надо запастись терпением». Получается, чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавая самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни», – сказал Лис Маленькому принцу.

Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.

– За кого в ответе Маленький принц? (За Розу, за планету. ).

– Почему? (Без него они погибнут!)

– А за кого вы в ответе?

– Как вы понимаете выражение? (Приходится расставаться).

– Кого на Земле приручил Маленький принц? (Лиса, лётчика).

– Как вы думаете, останется ли память о Маленьком принце у них? (Волосы – колосья золотой пшеницы (Лис); звёзды смеются – память (лётчик)).

– Вспомним последние строчки из сказки: «Вот уже 6 лет, как мой друг вместе со своим барашком меня покинул. И я пытаюсь рассказать о нём для того, чтобы его не забыть. Это очень печально – когда забывают друзей».

– Почему сердце зорче глаз?

Только сердцем можно почувствовать любовь, грусть, нежность. «Зоркое сердце» означает способность к духовному зрению. Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на всё, кроме кур и охотников. Приручившись, он обретёт способность видеть сердцем — не только золотые волосы друга, но и золото пшеницы.

Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.

Любовь к кому-то одному может быть перенесена на многие вещи в мире: подружившись с Маленьким принцем, Лис полюбит и «шелест колосьев на ветру».

– Как понять эти слова? Давайте вспомним Розу на планете Маленького принца.

– Сумел ли понять Маленький принц свой цветок у себя дома? Почему? (Большое видится на расстоянии).

– Когда он понял, что ошибся? (Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за нее в ответе.)

– А мы с вами всегда ли умеем понять близких нам людей? Почему? (Не чувствуем сердцем).

– Какой секрет открыл Лис, какую мудрость дарит он нам?

Прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, во что душа вложена.

Лис учит истинному пониманию дружбы. Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить. Но всегда нужно помнить: ты всегда в ответе за того, кого приручил.

5. Обобщающая беседа

– Что понял Маленький принц во время путешествия? Какие слова показались и вам самыми важными? (зачитать афоризмы из тетради)

– Составьте и запишите в тетради «Свод заповедей Маленького принца»

Актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?

– Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.

– Из ваших примеров видно, что Заповеди Маленького принца не реализуются людьми на планете Земля в полном объеме. Так что, будем жить, как живем ИЛИ…?

– Что же оказывается по-настоящему ценным на Земле?

Оказывается, по-настоящему ценным является желанный глоток воды, одна-единственная роза… Надо только научиться отвечать за жизнь на земле, любить и доверять своему сердцу. «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым».

Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы не забудете заветов Мудрого Лиса и заповедей Маленького принца.

Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней – обречён на гибель.

6. Заключительное слово учителя.

Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Над нею и улыбнешься и взгрустнешь, а главное – непременно задумаешься. Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете – Земля. А Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, надеется на наше завтрашнее выздоровление.

7. Подведем итоги (рефлексия)

8. Дифференцированное домашнее задание.

Звучит песня «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *