Что значит пресвитер в православной церкви
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.
Пресвитер (греч. старейшина, глава общины, старик, предок, священник, лат. presbyter) — каноническое название второй степени христианского таинства священства; в церковных и государственных документах в России под этим термином подразумевался священник или иерей (Википедия).
1) История слова-понятия
Понятие «ИЕРЕЙ» истолковывают из греческого языка – «жрец», момент появления слова фиксируется в Деяниях апостолов (14:13), где описывается сцена исцеления хромого апостолом Павлом в городе Листра, увидев исцеление хромого, жители приняли Павла и Варнаву за богов, а жрец (иерей) собирался вознести им жертву, как богам. Православная Энциклопедия фиксирует возникновение понятия в христианской среде – «к IV веку», таким образом, связь термина «иерей-священник» с Деяниями апостолов сомнительна, до IV века слово не содержало понятие – священник, его не было в речевом обороте христиан.
В IV веке христианская церковь стала государственной, соответственно изменилась религиозно-политическая лексика, священники в это время вели активную миссионерскую деятельность – они были учителями, а не жрецами. В иврите есть корень ЙР, ЙАРА обучать, указывать, разъяснять; второй корень ЙИРА почитание, идол, страх (богобоязненный); от него образовано понятие БЕЙТ ЙИРА (йиереа, если читать все знаки) церковь (дом почитания (Бога)); маловероятно, чтобы христиане IV века искоренявшие язычество использовали языческую терминологию.
Православная Энциклопедия считает, что во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Пётр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» и «пресвитер» для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями).
Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. отцов II и III вв., были следующие: 1) преподание благословения верным; 2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа; в его присутствии пресвитер занимал второе место; 3) оказывание поучений с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом; 4) совершение таинств и священнодействий.
2) Существующая этимология
* Библейская энциклопедия. Арх. Никифора (1891)
* Словарь иностранных слов русского языка
ПРЕСВИТЕР — (греч. presbyteros, от presbys старик). Священник, иерей; старший церковный служитель: приходский священник, пастор (лютер.).
* Большой Энциклопедический словарь
ПРЕСВИТЕР — (греч. presbyteros букв. старейшина), в раннехристианской общине лицо, управлявшее ее делами; с образованием христианской церкви священнослужитель. В протестантизме избираемый из мирян руководитель общины, правящий ею совместно с пастором.
* Этимология по Википедии
Пресвитер – слово греческого (?) происхождения; пресвитер – старик, старейшина; первоначально, глава церковной общины, пользующийся всеми религиозными и юридическими правами должностного лица.
3) Терминология иврита
ПРЕ+СВ+ИТЕР (pre+sb+yter) = ивр. ПЕЕР прославлять (ЛХАХЕН ПЕЕР – занимать почетную должность, высокий пост) + САВ старец, старик; САБА (арам.) старик, дедушка + АТАР место, локализация; МАРА ДЕАТРА городской раввин (один корень в слове).
Таким образом, очевидно, что понятие «ПРЕСВИТЕР» не имеющее на сегодняшний день связи смысла и графики, может быть истолковано как – занимающий высшую должность (прославленный, известный) + старейшина + в данном месте (город, поселение, район); авторитетный старейшина определённого района (города).
В традиционном иудейском обществе правом на сбор людей и проведение в их среде определенных идеологических мероприятий пользовались СТАРЕЙШИНЫ, в Иудее их называли ЗАКЕНИМ (ивр. закен старейшина, мудрец). Перед апостолами христианской общины встала проблема пропаганды нового учения, молодость их служила серьёзным препятствием для политической работы среди населения. Традиция ограничивала деятельность молодых людей, считалось, что младший в обществе должен говорить только с разрешения старших: «пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» (Иов 32:4-7).
ПРЕСВИТЕР
Пресви́тер (πρεσβύτερος, presbyter)
Во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Петр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» и «пресвитер» для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями). В смысле возраста, пресвитерами называли себя даже апостолы Петр (1 Петр., V, 1) и Иоанн (2 Иоан., I, 1; 3 Иоан., I, 1). Вероятно, к епископам и пресвитерам относились одинаково и другие нарицательные названия, присваиваемые в книге Деяний и в Посланиях апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой церковной общины: пастыри (ποιμένες — Ефес., IV, 11), вожди (ήγούμενοι — Евр., XIII, 7, 17, 24), предстоятели (προεστόμενοι, praepositi, antistites — 1 Сол., V, 12; Римл., XII, 8), председатели (προέδροι, praesidentes), иереи (ιερεύς).
В храме епископ восседал на седалище возвышенном (tronus celsus), пресвитеры — на седалищах, стоявших ниже (tronus secundus). Если при епископе служили несколько пресвитеров, то они образовывали около него полукруг (corona ecclesiae, spiritualis corona, circuli presbyterii). В римских катакомбах найдены фресковые изображения таких coronae ecclesiae, относящиеся к древнейшему времени. При посвящении нового пресвитера пресвитеры во время руковозложения епископского имели право возлагать на него свои руки (соб. карф. IV). Корпорация пресвитеров при епископе называлась пресвитерий (πρεςβυτέριον, presbyterium, πρεςβύτειον, συνεδρον του πρεςβυτερίον, senatus ecclesiae, senatus Christi, consiliarii episcopi, consilium ecclesiae). В средние века на Западе пресвитерий заменен капитулом.
На соборах пресвитеры занимали места во втором ряду, позади епископов (подписи их имеются на многих соборных актах). На Западе без собора пресвитеров епископ не постановлял ничего, относящегося к церковной дисциплине (Карфаг. соб., IV, 22, 23; соб. Толедский, VI). В отсутствие епископа, а также по его смерти или по удалении его с кафедры до назначения ему преемника пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений — см. посл. Киприана, V, Х и XXI, послание Игнатия к антиохийцам).
Терминологически, в смысле обозначения именно второй степени священства с ее специальными обязанностями, название πρεςβύτερος в первый раз встречается в Деяниях апостолов, XIV, 23, при рассказе о поставлении апостолом Павлом через рукоположение пресвитеров во все церкви Дервии. Листры, Иконии и Антиохии. Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится о рукоположении пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим., V, 17, 19, 22; IV, 14; 2 Тим., 1, 6).
В избрании пресвитеров принимала участие и паства, т. е. миряне. Климент Римский и Игнатий замечают, что поставление пресвитеров «совершалось с согласия всей церкви» (т.е. прихода, для которого они избирались). Климент Александрийский упоминает об избирательном списке кандидатов на пресвитерство (έκλογή), составлявшемся паствой. Участие ее в выборе пресвитеров совершалось столь чинно, что император Александр Север (III в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских общинах в пример для выбора гражданских чиновников. Лаодикийский собор (IV в.) отменил участие паствы в выборе пресвитеров [1]. Участие мирян в избрании кандидатов на пресвитерство не означало участия их в посвящении их; оно было только свидетельством о их достоинствах и качествах; благодать, характеризующую пресвитерство, преподавало лишь руковозложение епископа.
По мнению протестантских ученых, пресвитер и епископ имели сначала одну и ту же степень и достоинство; различие между ними появилось лишь в III в.; название «пресвитер» указывает на достоинство, а «епископ» — на должность, совмещенные в одном лице. Это мнение имело свои зачатки еще в IV в., но тогда же было отвергнуто Церковью. Чем дальше, тем подробнее выясняется в учении церкви и в творениях св. отцов значение пресвитерства как второй степени священства. Отцы церкви IV-го и последующих веков (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов и др.) в своих творениях подробно разработали богословское учение о священстве.
См. также
Литература
Ссылки
[1] см. Павлов, «Об участии паствы в делах церкви», Казань, 1866
Значение слова «пресвитер»
1. Выборный руководитель пресвитерианской религиозной общины в Великобритании и некоторых других странах.
[От греч. πρεσβύτερος — старейшина]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Дионисий Ареопагит о пресвитере пишет следующее:
ПРЕСВИ’ТЕР, а, м. [греч. presbyteros] (церк.). 1. Священник (у католиков и у православных). 2. Пастор пресвитерианской церкви.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пресви́тер
1. церк. священник православной и католической церкви
2. выборный руководитель пресвитерианской церкви
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тендер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пресвитер это. Молитва пресвитера. Призовите пресвитеров
Слово «пресвитер» употребляется в новом завете 66 раз. Но оно переведено на русский язык в разных местах по-разному. Прямой перевод слова пресвитер на русский язык
Старец, старейшина, почтенный, уважаемый, значительный
Мы знаем, что старцы, почтенные люди в городах, сидели у ворот и принимали решения, как политические, так и судебные. Своего рода власть в сегодняшнем понимании. Ворота были входом и выходом из города.
Старейшина
Старость уважалась во все времена. Человек, доживший до седины, считался благословенным Богом. В истории Израиля старейшинам родов принадлежало право принимать решения. Их избирали на руководящие должности, использовали в качестве послов. Если для них сложно было принимать решения, то тогда вопрос перенаправлялся судьям и священникам (Втор13.8).
Практика служения и начальствования в народе старейшин была во все времена Израиля, и мы видим ее так же в новом завете. Для нас важно понять, что старейшина был человек в возрасте и обладающий определенными качествами. Старейшины получали власть принимать решения и разбирать определенные проблемы. Теперь обратимся к новому завету.
Пресвитер, старейшина в новом завете
Если в ветхом завете старейшиной признавали человека, умудренного годами и опытом, мудростью, то в новом завете мы видим новый способ. Дух Святой ставит людей на это служение.
Что это может означать? Когда мы говорили с вами о пятигранном служении в Церкви, то обращали внимание на то, что там тоже написано – «Он поставил в Церкви Апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей». И мы не встречали в Библии описания того, как это происходит(кроме апостолов). Люди принимали верой то, что им открывал Господь и начинали служить так, как было открыто.
Служение пресвитера
Если по отношению к пятигранному служению нет четких правил, кого и на какое служение ставить, то в отношении к пресвитерам появляется очень точное указание. Причем не в одном месте, а в нескольких. Есть масса моментов в собраниях, которые мы делаем (порядок ведения, прославление, проповедь, молодежное служение…), но оные не определены так ясно в Писании. И, по моему мнению, это связано с тем, что пресвитер служил конкретным людям, и на нем лежит ответственность за людей, и люди доверяют ему.
Избрание пресвитера
Итак, изначально должно быть откровение от Духа Святого о том, что тот или иной человек избран для этого служения, служения старейшины в церкви.
Далее следуют условия, которые исходят из жизни этого человека. Мы понимаем, что Дух Святой не является насильником. Человек может быть избран на это служение, но имеет полное право не исполнять то, что ему вверено. Таковых притч много в новом завете. И о неверном управителе, и о негодном рабе, и о талантах. Жизнь человека, его поступки, его слова, его семья должны показать Божье избрание. Я намеренно буду пропускать ещё одно слово – епископ – чтобы позже уделить ему больше внимания.
Рукоположение пресвитера
Итак, мы видим, что подобные качества пресвитера должны быть видимы всем. Это очень важно. Сегодняшняя практика назначения служителей в церкви (почему-то пасторов) показывает, что ставятся люди порой со стороны, которых собрание не знает. Ставятся те, кто прошли определенные курсы и имеют корочку. Или просто муж или жена служителя автоматически становится служителем. В одной из деноминаций вообще в правило работает, чтобы каждые три года менять пастора.
Я не хочу рассматривать или вникать в подобные практики. Наша задача – увидеть как Слово говорит. А уж быть послушными Писанию или человеческим традициям – выбор каждого человека.
Кто рукополагает?
Писание показывает нам Павла, и того, на кого он возложил эту обязанность – Тита. Также он пишет об этом Тимофею. Павел нес служение апостола. О Тимофее тоже говорится, как об апостоле. Тит выполнял различные поручения Павла, связанные с пожертвованием и опекой церквей. Ещё в книге Деяний говориться о том, что Павел с Варнавой, апостолы, рукополагали пресвитеров.
Итак, рукополагать пресвитеров, соответствующих определенным критериям могли Апостолы и те люди, которых они ставили как смотрителями за церквями.
Как происходит рукоположение?
Повторюсь. Сначала люди получают откровение об избрании Духом Святым какого-либо человека. Затем он проверяется на основании тех критериев, что описаны в Слове. Затем ответственные братья или брат совершают рукоположение с постом и молитвою, которые присутствуют и во время рукоположения Апостолов.
Начальствующие пресвитера
Я сделал перевод с греческого. Он немного отличается от того, что написано в синодальном.
Те пресвитеры, старейшины, которые превосходно, успешно, честно управляют, заботятся двойной, удвоенной чести, стоимости, почета, попечения пусть считаются соответствующими, заслуживающими. Особенно те, кто трудится в Слове и учении.
То есть, смысл НЕ В ТОМ, что есть пресвитера, а есть начальствующие пресвитера. Смысл этого текста в том, чтобы церковь служила с удвоенной силой и средствами тем пресвитерам, которые честно и успешно трудятся. Особенно тем, кто трудится в Слове и учении. И пример из ветхого завета о волах очень показателен. Ведь никто и никогда не оставит голодным вола, который очень хорошо трудится.
Обвинение на пресвитера
Достаточно распространено сегодня в собраниях осуждать служителей. Причем как своих, так и чужих. Мы видим, что Слово говорит нам, что старший служитель, коим являлся Тимофей, имел право принимать обвинения на пресвитеров при условии наличия двух свидетелей. Если придет один человек и будет что-то рассказывать о пресвитере – Слово очень ясно говорит – не принимай (прямой перевод с греческого). Это может нам показать, что и санкции по отношению к согрешившему пресвитеру могут выносить только старшие служителя.
Ещё раз обратите внимание. Церковь видит в человеке служителя, избранного от Бога, имеет откровение об этом. Значит, поведение человека соответствует Божьим стандартам. И когда кому-то одному что-то не нравится – это не повод даже слушать его. И я подчеркну. Обвинение должны приносить СВИДЕТЕЛИ. То есть не просто мы думаем или считаем, что тот человек плохой. Нет. Должно быть доказательство, свидетелем которого является, по меньшей мере, два человека.
Власть пресвитера в Церкви
Очень важный вопрос. Господь поставил Своей целью создать Церковь, Тело, Невесту. В ней Он поставил людей, облеченных властью. Дал им название и показал, что и как они должны делать. Если мы имеем дерзость исправлять Господа – это наше решение, которое будет подвержено суду. Лично я не хочу ничего исправлять и принимать те определения и установления, что придуманы людьми.
Мы видим, что в Церкви возникла проблема с учением. И для рассмотрения сего дела собрались апостолы и пресвитера. Несколько раз нам Слово называет эти две категории людей. Стоит задуматься. Очень часто этот собор называют первым апостольским. Но если быть справедливым – он был ещё и пресвитерским.
Распределение пожертвований
Здесь мы видим пресвитеров, как тех, кто получал пожертвование для церкви. Распределение материальных ценностей – это уже другой вопрос. Для нас важно увидеть, что именно пресвитера были теми, кто получал от имени церкви.
Пресвитера возлагают руки
Исцелять больных в церкви – одна из обязанностей пресвитера. Некоторые предания говорят, что на служение пресвитера не принимались люди, которые не могли исцелять. Это качество ставилось наравне с теми условиями, что описаны у Тита и Тимофея. Не буду спорить об этом, потому что это просто рассказы. Но могу допустить подобное, потому что в послании Иакова стоит очень ясное указание для больных верующих, и очень ясно описан плод молитвы пресвитера с помазанием елеем. Я не вижу там и намека на то, что исцеления быть не могло.
Второе место я привел потому, что снова слово пресвитер, старейшина переведено как «священство». В принципе оно так и есть. Но для лучшего понимания важно увидеть, что совет пресвитеров возлагал руки на тех, кто получал дары от Бога, руководствуясь пророчеством, откровением.
Пресвитер Петр и Иоанн
Здесь слово, переведенное как пастырь – это наше слово пресвитер. Петр называет себя сопресвитером. И говорит о самом важном в служении пресвитера – пасти Божье стадо. Причем показывает то, что является для многих служителей сегодня красной карточкой – НЕ ГОСПОДСТВОВАТЬ над наследием, но подавать пример богобоязненной жизни и послушанию Слову, потому что имеют над собой Начальника пастырей.
Далее Петр говорит, чтобы младшие повиновались пресвитерам. И дело как раз в том, что эти пресвитера поставлены Богом в церкви, по Его прямому указанию. И ПОЭТОМУ люди должны им повиноваться, принимая решение повиноваться Богу.
Старец – это тоже наше слово пресвитер. Сам Иоанн называет себя пресвитером. И как пресвитер обращается к некоторым верующим. Это очень показательно. Забота об отдельно взятых людях – это призвание.
То есть мы видим людей, которых Бог избрал как Апостолов, но они в церкви имели служение пресвитеров, старейшин. Очень возможно, что наравне с апостольством они имели и служение пастыря, из которого вытекает служение пресвитера. Потому что пресвитерам сказано пасти. А пасут пастыри.
Как вывод
К сожалению, сегодня многие собрания уходят от библейской формы служения, управления. Появляются новые служения (лидер, миссионер), появляются новые правила и требования для служителей. Как я говорил в начале – каждый сам ответит перед Богом за свое отношению к Слову. За то, как вы исповедуете Его Слово. Как учите.
Очень просто неверно интерпретировать слова другого человека. Но мы касаемся Слова. Ученики СДЕЛАЛИ ВЫВОД НА ОСНОВАНИИ СЛОВ Христа. Но мы видим исправление – Иисус НЕ ГОВОРИЛ того, что утверждали ученики.