Что значит праздник преображение
Преображение Господне
Когда Преображение Господне в 2021 году
Богослужение Преображения Господня
День Преображения Господня (история)
Год Преображения Господня
Икона Преображения Господня
Храмы Преображения Господня
Есть ли пост в Преображение
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Когда Преображение Господне в 2021 году
Преображение Господне в 2021 году христианами, живущими по юлианскому календарю, отмечается 19 августа. А католики и православные, пользующиеся григорианским, празднуют его 6 числа последнего летнего месяца. Для большинства Церквей это непереходящий праздник, то есть он отмечается в один и тот же день и не зависит от даты Пасхи и Троицы. А вот в Армянской Апостольской Церкви Преображение отмечается через семь недель после Пятидесятницы и может быть даже в конце июня, а также в июле и начале августа.
Верующие вспоминают событие, которое произошло ещё при земной жизни Спасителя. Вместе со Своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном Иисус поднялся на гору Фавор и там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Так трое апостолов первыми смогли увидеть Христа в Божественной Славе.
Случилось это незадолго (за сорок дней) до того, как Христос был схвачен, осуждён и распят. Соответственно, логично было бы вспоминать это событие зимой или весной, в преддверии Страстной седмицы и Пасхи. Но, чтобы праздник не попадал на дни Великого поста, дата была перенесена.
Несмотря на то что Преображение по календарю приходится на лето, в нем уже ощущается приближение осени. Недаром ведь его народные названия — «Яблочный Спас», «Первые осенины». Они не имеют прямого отношения к евангельской истории, но связаны с обычаем освящать в этот день плоды нового урожая.
Иван Шмелев в своём знаменитом романе «Лето Господне» прекрасно передаёт ощущения праздника: «Преображение Господне. Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август».
Богослужение Преображения Господня
Праздник Преображения имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (20-26 августа). Это значит, что в этот период на богослужениях звучат тексты, посвящённые вспоминаемому событию. Облачение священнослужителей в эти дни обычно белое — этот цвет символизирует свет Христов.
Что же касается непосредственно праздничной службы, то вечером накануне совершается Всенощное Бдение, а утром — Литургия. Так как Преображение — двунадесятый праздник (то есть, один из двенадцати главных после Пасхи в православии), в храмах обычно многолюдно. И даже тех, кто не очень часто бывает в церкви, привлекает традиция этого дня освящать плоды.
Перед отпустом (благословением верующих в самом конце службы) поются тропарь и кондак праздника, читаются специальные молитвы с просьбой благословить урожай и принесших его верующих, а затем плоды окропляются святой водой.
Эта особенность богослужения Преображения Господня известна еще с VI века. Изначально в Израиле и Греции благословлялись виноград и злаки, необходимые не только для пропитания, но и для совершения Литургии. Со временем обычай распространялся по православному миру, а там, где виноград не растёт, освящать стали яблоки и другие фрукты.
Поблагодарить Бога за новый урожай, безусловно, важно. Но нужно понимать, что не в этом главный смысл праздника. Приходя в этот день в храм, нужно помнить, что Христос показал каждому, кто пойдёт за Ним, путь преображения.
О том, на какую жертву добровольно пошёл Господь, чтобы подарить людям спасение души, напоминают праздничные богослужебные тексты. В кондаке праздника поётся: «славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное».
День Преображения Господня (история)
События этого дня описаны в трёх Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки. Христос, зная, что Его ждёт впереди, готовил к этому и Своих учеников. Он говорил им о том, что Ему предстоит пострадать. Но чтобы они не отчаивались, Иисус приоткрывал им и тайну Своего Воскресения.
Накануне Преображения Он говорил: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Вскоре Он взял троих учеников и вместе с ними поднялся на высокую гору. Там Он предстал перед ними в Божественной славе, а рядом с Ним ученики узнали пророков Илию и Моисея.
Впечатленные увиденным, ученики были готовы навсегда остаться в этом потрясающем моменте — ведь тогда и Учителю не придётся идти на страдания! Голос Бога-Отца сообщил им, что перед ними Сын Божий и что им надлежит Его слушать. А Сам Спаситель попросил учеников никому не рассказывать о произошедшем до Его Воскресения. Это наставление объясняется тем, что ничто не должно было мешать свершиться предначертанному. Рассказ об этом чуде мог породить споры между учениками, которым не довелось его увидеть, и волнения в народе — увеличить, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «соблазн о кресте».
Представления о том, что Христос с учениками поднялись именно на гору Фавор, находящуюся примерно в 9 км от города Назарет, утвердились в IV веке, когда святая равноапостольная Елена построила на этом месте храм в память о произошедшем еще до Воскресения Христова чуде. Вероятнее всего, тогда же было установлено и празднование в честь Преображения.
Принято считать, что Преображение Господне от Его распятия отделяет сорок дней. Несмотря на то, что праздник с дней Великого поста перенесён на лето, он не оторван от воспоминания о Страстях Христовых. Через сорок дней после него Церковь отмечает Воздвижение Креста Господня.
Год Преображения Господня
Известно, что Христу было 30 лет, когда Он вышел на проповедь. А распят Он был через три года после этого. Его Преображение на горе Фавор произошло незадолго до Его страданий и Воскресения. Таким образом, все это случилось в 33 году нашей эры, начало которой отсчитывается от Рождества Христова.
А если считать годы не от начала новой эры, а от сотворения мира, то принятой в православии датой рождения Богомладенца стал 5508 год. Соответственно, добавляем еще 33 года и получается, что Преображение произошло в 5541 году.
Возможно, в Средние века при расчетах была допущена ошибка. То есть велика вероятность, что Христос родился на несколько лет раньше, чем принято считать. А соответственно и описанные в Евангелии события происходили не в 30-е годы I века, а раньше — в конце 20-х.
Каковы бы ни были расчёты, сегодня назвать точно год Преображения Господня не представляется возможным.
Но для верующего человека важны не даты, а смысл тех перемен, которые происходили в обществе и в душах людей, готовых пойти за Спасителем, как в самом начале новой эры, так и на протяжении двух тысячелетий.
И сегодня Фаворский свет по-прежнему пробивается к современному человеку сквозь толщу столетий, освещает его душу и призывает преобразиться, отстранившись от греха и подражая Христу и святым в добродетелях.
Икона Преображения Господня
Икона Преображения Господня воссоздаёт события, произошедшие на горе Фавор почти две тысячи лет назад.
В центре изображения — сияющий Христос, а слева и справа от Него ветхозаветные пророки Илья и Моисей. Оба они были приняты Богом на Небеса, но один из них при этом не познал земной смерти. На переднем плане пали ниц апостолы Пётр, Иаков и Иоанн. Таким образом, икону можно разделить на две части — в одной мы видим совершенный небесный мир, а в другой — наш земной.
Спаситель обычно стоит на фоне круга или овала — мандролы. Такой большой нимб можно встретить на разных иконах (Успение Богородицы, Воскресение Христово, другие иконы Спасителя), но наиболее характерно его использование именно для икон Преображения. Мандрола символизирует Фаворский свет, сияние славы Господней. Чаще всего для ее изображения иконописцы используют сине-голубой, красный или золотой цвета. А, например, на иконе Преображения, написаной преподобным Андреем Рублевым, мандрола выполнена в темных тонах — но тем ярче и светлее смотрится фигура Преобразившегося Христа на ее фоне.
До распространения известного нам образа существовала другая иконографическая традиция. Увидев изображение Преображения, созданное в VI веке, теперь не каждый зритель сразу догадается, что за событие перед ним. Ветхозаветные пророки присутствуют и здесь, а вот вместо фигуры Христа — Крест и десница Божья над ним, вместо учеников — агнцы. Такое символичное воплощение евангельской истории не получило дальнейшего распространения в христианском искусстве, но и современный человек может увидеть сохранившиеся древние образцы (например, в Равенне).
Еще одна немаловажная деталь на многих иконах Преображения — это изображение Фавора. Несмотря на то, что это не скалистая гора, а достаточно пологий холм, перед зрителем обычно предстает каменистый крутой склон. Он символизирует восхождение, которое должна пройти душа на пути к Вечности. А деревья, растущие на горе, — это напоминание о Крестном Древе и приближающемся голгофском подвиге.
Храмы Преображения Господня
Во всем мире сотни православных храмов, посвящённых этому празднику. Только в Москве их около полутора десятков (Храм Преображения Господня на Песках, храм Преображения в Тушине и др.) Вот ещё некоторые Преображенские храмы России:
Санкт-Петербургский Спасо-Преображенский собор — один из самых посещаемых в северной столице. Его строительство также связано с историей созданного Петром I полка. Храм не переставал быть действующим, а в годы Великой Отечественной войны в подвале было бомбоубежище на 500 человек. Расписание богослужений: https://spaso-preobr-sobor. ru/raspisanie-bogosluzhenij
Спасо-Преображенский собор в Выборге — кафедральный собор Выборгской епархии. Страница прихода в социальных сетях: https://vk. com/orthodox. vyborg
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — крупнейшая на северо-западе России обитель, главный храм которой также освящён в честь этого праздника. Сайт монастыря: https://valaam. ru
Ещё один известнейший Спасо-Преображенский монастырь находится в Архангельской области, в Белом море. Сайт Соловецкой обители: http://solovki-monastyr. ru
Сормовский Спасо-Преображенский собор, построенный в начале ХХ века, — один из красивейших храмов Нижнего Новгорода. Расписание богослужений: http://pravsormovo. ru/ru/raspisanie_bogosluzheniy/?nid=3&a=entry. show
Храм Преображения в Сочи (в Хосте) появился в начале ХХ века, а в 1929 году уже был закрыт. Возвращён Церкви храм был только на рубеже веков. Сайт прихода: http://www. hramvhoste. ru
Спасо-Преображенский монастырь в Саратове — один из старейших в Поволжье. Расписание богослужений: https://spmmsar. ru/расписание-богослужений. html
Спасо-Преображенский кафедральный собор Хабаровска — самое высокое здание в городе. Расписание богослужений: https://soborkhv. ru/raspisanie
Есть ли пост в Преображение
Несмотря на то, что Преображение перенесено с периода Великого поста на лето, оно все равно всегда приходится на постные дни. Дата Праздника в Русской Православной Церкви неизменна, это 19 августа. А 14 августа у верующих начинается Успенский пост. Он короткий — всего две недели, но такой же строгий, как и Великий. Завершается он праздником Успения Богородицы, который, кстати, иногда называют «летней Пасхой».
Верующие обычно сами, посоветовавшись с духовником и учитывая состояние здоровья и обстоятельства жизни, определяют меру своего воздержания.
Преображение — это один из двенадцати самых главных праздников Церкви после Пасхи, соответственно, в этот день положено пищевое послабление.
Пост в Преображение есть всегда, но помимо перечисленных уже продуктов в праздник разрешается есть рыбу и даже выпить немного вина. Правило это действует, даже если 19 августа приходится на среду или пятницу (дни строгого поста в течение практически всего года).
Гастрономические послабления не должны быть самоцелью. Праздничная трапеза — дополнение к благодарности Богу за Его великую милость и любовь и к радости совместной церковной молитвы. Ведь событие, которое мы вспоминаем в это день, призывает нас отвлечься от земных нужд, поднять глаза к небу, сделать хотя бы маленький шажок к Богу.
«На Фаворе, — поясняет святитель Иоанн Максимович, — Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно».
Преображение 2021: почему называют Яблочный Спас, история, традиции, приметы, запреты
Преображение Господне — один из важнейших христианских праздников. Русская православная церковь отмечает его 19 августа. Западные христиане отметили праздник Преображение Господне 6 августа. Народное название праздника — Яблочный Спас.
Откуда пошло название Яблочный Спас
Праздник Преображение Господне посвящен событиям, связанным с Иисусом Христом, — Спасителем. В конце лета — начале осени (в том числе во время строгого Успенского поста) люди издревле спасались от голода свежими овощами и фруктами, созревавшими к тому времени. Отсюда слово «спас». Праздник Преображение связан с апостольской (а по сути — ветхозаветной) традицией освящения первых плодов: на юге это виноград, а в России — традиционно яблоки. До праздника на Руси свежие яблоки старались не есть, а освященные плоды считались «спасительными», целебными. Вот откуда название Яблочный Спас.
Всего в августе празднуется три Спаса — три праздника урожая, посвященных Христу Спасителю: Медовый (Первый) Спас 14 августа; Яблочный (Второй) Спас 19 августа и Ореховый, или Хлебный, (Третий) Спас 29 августа. Подробнее об этих праздниках — в материалах ФАН.
История праздника Преображение Господне
Событие, описанное в Евангелиях, которое вспоминают 19 августа, произошло вскоре после Вознесения Иисуса Христа в небесные чертоги Бога-отца. Несколько апостолов во время молитвы на горе Фавор увидели воскресшего Иисуса в преображенном божественном виде, а также получили от него наставления для дальнейшей деятельности по распространению учения Христова.
Преображение в христианстве считается символом божественного триединства, а также неразрывной связи божественного и человеческого в Христе.
Яблочный Спас: традиции и приметы, что можно и нельзя делать
Яблочный Спас (Преображение) — это середина строгого Успенского поста, предваряющего праздник Успение Богородицы, отмечаемый в память окончания земной жизни Девы Марии. Успенский пост очень строг. Преображение — единственный день, когда верующим дозволяется употреблять в пищу рыбу и морепродукты. Взрослым в праздник разрешено немного вина. Подробнее о правилах Успенского поста читайте в материале ФАН.
Согласно народной традиции, до Яблочного Спаса не дозволялось есть плоды нового урожая, особенно яблоки. Считалась, что до 19 августа можно употреблять в пищу только свежие огурцы. Особенно строго осуждали женщин, нарушающих запрет: согласно суеверию, съеденное до Преображения свежее неосвященное яблоко могло привести к болезням и гибели детей села.
Впрочем, «грех» можно было отмолить: по народным верованиям, на Спасы, а особенно на Успение, прощаются все бабьи грехи, совершенные за год.
Запрет на свежие фрукты до Преображения имеет исторические корни. В средиземноморских монастырях монахи по апостольской традиции до праздника не ели виноград нового урожая, который следовало освятить на Преображение и только потом употреблять в пищу. Нарушителей лишали свежих фруктов на две недели.
Традиция освящать виноград, яблоки и другие плоды на Преображение очень распространена до сих пор. Считается, что после специальной молитвы эти плоды можно употреблять в пищу.
На Руси главный блюдом и героем Преображения были яблоки: их ели во всех видах, готовили из них блюда и напитки, начинали заготавливать на зиму, дарили полными корзинами, продавали целыми возами и так далее. Вообще на Яблочный Спас было принято проявлять щедрость, скупердяев и жадин сурово осуждали.
Традиция в этот день дарить друг другу яблоки и яблочные пироги, звать в гости на чай с шарлоткой (рецепт смотрите в инфографике ФАН) сохраняется и поныне.
Яблочный Спас на Руси был временем последних гуляний перед осенней страдой и окончательного бесповоротного завершения купального сезона. Сидеть дома в этот день запрещалось: считалось, что отказ от празднования обижает матушку-землю, дарительницу урожая. Купание после 19 августа также строго осуждалось: люди боялись побеспокоить водную нечисть, которая, согласно верованиям, уже начинала засыпать на дне водоемов.
По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если погода на Преображение еще летняя — осень будет теплой и долгой, но зато зима — суровой и снежной. Если на Яблочный Спас холодно и дождь — осень не порадует, но зато зима будет мягкой и оттепельной.
Преображение Господне
Великие праздники
О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.
Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения. И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В.) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).
Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига
В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, – Господь и Бог наш Иисус Христос.
Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей – Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина – в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? – спросит кто-нибудь из вас. А потому, – отвечают толковники Священного Писания, – что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит – через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.
Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета
А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы – давайте вспомним икону Преображения – упав от страха, замерев… – очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто – распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они – Петр, Иоанн и Иаков – сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.
Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние – исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.
Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени – три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.
Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор – помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу
Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор – поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.