Что значит практико ориентированный проект
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Какой проект мы создаем?! Методические рекомендации по созданию учебно-исследовательских и практико-ориентированных проектов учащихся в образовательных учреждениях
Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика»
Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области
КАКОЙ ПРОЕКТ МЫ СОЗДАЕМ?!
по созданию учебно-исследовательских
и практико-ориентированных проектов
учащихся в образовательных учреждениях
Методические рекомендации разработаны по итогам проведения районного Форума «Умы и таланты Земли Похвистневской».
Представленные работы на Форум имели замечания различного характера по содержанию и оформлению проектных работ. В настоящее время имеется большое количество литературы по организации проектной деятельности, авторами даются ключевые понятия в различной трактовке. Представленные работы на Форум выявили, что участники и их руководители не имеют четкого представления о различиях исследовательского и практико-ориентированного проектов. Пособие является компиляцией из различных источников необходимой информации для разработки и написания проектных работ. Список использованных источников представлен.
В методических рекомендациях можно найти классификацию проектов, этапы реализации проекта, основные различия исследовательских и практико-ориентированных проектов, ключевые понятия методологии исследования. Предложены общие требования к оформлению исследовательских и практико-ориентированных проектов.
Рекомендуется заместителям директоров, методистам, педагогам, учащимся, всем тем, кто занимается проектной деятельностью.
Цели проектной деятельности
Этапы реализации проекта
Структура и различия в написании исследовательского и практико-ориентированного проектов
Содержательные и пошаговые компоненты исследовательского проекта
Содержательные и пошаговые компоненты практико-ориентированного проекта
Критерии оценивания проекта
Критерии оценки устного выступления
Общие требования к оформлению исследовательских и практико-ориентированных проектов
Список использованной литературы
Модернизация системы образования требует, чтобы обучение по образовательным программам было нацелено на формирование у обучающегося ключевых компетентностей. Концепция компетентностно-ориентированного образования, принятая 19 мая 2004 года Постановлением Правительства Самарской области за № 24, указывает четкий путь решения задачи формирования ключевых компетентностей через:
1) введение в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность воспитанника по достижению определенной цели и его самооценку;
За последние пять лет через руки авторов-составителей прошло достаточно большое количество детских проектов, участвовавших в районных научно-практических конференциях и районном Форуме «Умы и таланты Земли Похвистневской», что дало возможность проанализировать ситуацию.
Представленные работы имели замечания различного характера по содержанию и оформлению проектных работ, было выявлено, что участники и их руководители не имеют четкого представления о различиях исследовательского и практико-ориентированного проектов.
Наши методические рекомендации адресованы заместителям директоров образовательных учреждений, методистам, педагогам, учащимся, всем тем, кто занимается проектной деятельностью.
2. Классификация проектов [5;11]
В научной и практической литературе встречаются различные классификации.
— долгосрочные (от полугода до нескольких лет);
— среднесрочные (от 1 недели до нескольких месяцев);
2) По характеру контроля и руководства:
— с непосредственным жестким и гибким контролем;
— с опосредованным (руководитель проекта является участником, консультантом и контролером).
3) По характеру взаимодействия и связей:
Практико-ориентированный проект
История возникновения и развития метода учебных проектов.
Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Согласно теории Джона Дьюи
· ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании
· усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс
· ребёнок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая материал, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
· проблематизация учебного материала
· связь обучения с жизнью, игрой, трудом
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Так, тема «Работа в гончарной комнате» предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Целью проектной деятельности является
— понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
— повышение мотивацииучащихся при решении задач;
— развитие творческих способностей;
— формирование чувства ответственности;
— создание условий для отношений сотрудничествамежду учителем и учащимся.
Задачи проектной деятельности:
— Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
— Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
— Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
— Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Классификация проектов
Исследовательский проект.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
При выполнении проекта ученик:
— Структурирует проект в логике научного исследования,
— Включает в проект аргументацию его актуальности,
— Определяет объект и предмет исследования,
— Обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования,
— Определяет методы исследования,
— Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,
— Определяет пути решения проблем,
— Осваивает новое опытным путем,
— Оформляет проект в виде выводов,
— Подтверждает или опровергает гипотезу,
— Выходит на новый спектр проблем.
Примером такого проекта может служить работа учащегося 11И класса Дорохова Сергея «Американизация языка и общества». В ходе исследования учащимся были поставлены вопросы: Как влияет американизация на сознание русского человека? Какими путями заимствуются слова в русском языке? Почему заимствуются слова? Что будет с языком при таком обильном заимствовании? Ученик провёл социологический опрос, составил словарь англоязычных заимствований, собрал и систематизировал теоретический материал по проблеме, учащимися было написано сочинение «Как я отношусь к американизации языка и общества?» Работа презентовалась в рамках конкурса «Шаг в будущее. Электросталь – 2004» и заняла 1 место.
Информационный проект.
— Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,
— Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,
— Обобщает и анализирует информацию,
— Корректирует поиск по уточненным направлениям,
— Анализирует и обобщает новые факты,
— Организует проведение «внешней» оценки.
Примером такого проекта может являться работа Галынской Карины, учащейся 11И класса, на тему «Княжна Тараканова». В ходе работы ученица собрала и обобщила материал по биографии княжны Таракановой, прочитала художественные и научные книги по теме, посмотрела художественные фильмы о ней. В ходе работы был создан сайт о княжне Таракановой.
Творческий проект.
Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);
— Договаривается с группой или учителем о жанре,
— Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,
— Стремится получить творческий продукт,
— Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
Пример такого проекта – работа учащихся 10И класса «По следам героев Булгакова», представляющая собой видеофильм, хотя этот проект можно назвать и исследовательским, так как учащиеся в ходе работы над проектом изучили и систематизировали все имеющиеся сведения об адресах героев Булгакова, составили маршрут экскурсии, прошли этим маршрутом, сняли фильм. Данная работа была презентована на конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь – 2010» и заняла 1 место. Ребята выступили с докладом на заключительной конференции.
Также примером творческого проекта можно считать и работу Ковалёва В. и Насырова Р. «Блок и Люба Менделеева», выполненную в форме документального фильма. Ребята собрали и обработали биографический материал, создали сценарий фильма, записали звук, создали фильм. Работа была презентована на конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь – 2009» и заняла 1 место в номинации «Литература».
К 2010-летию А. С. Пушкина учащимися 7М класса были созданы мини-проекты «У лукоморья» и «Памяти Пушкина». Первая работа – озвученная презентация, вторая – видеоролик. Обе работы заняли 1 место на городском конкурсе проектов «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». В ходе проекта ребята сделали благое дело: нашли старые записи воспоминаний Б. Окуджавы и Б. Ахмадулиной и использовали их в проекте.
Творческий проект может выполняться и на уроке. Так, по повести Гоголя «Тарас Бульба» мы создавали сценарий диафильма. Дома ребята рисовали «кадры», потом отсканировали их. Озвучивая фильм, работали над выразительным чтением отрывка. Потом монтировали фильм. Теперь эту работу можно использовать на уроках литературы.
Игровой проект.
— Намечает «игровые» роли,
— Подчиняет логику ролей содержанию проекта,
— Проигрывает «виртуальные реальности».
На уроке по повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка» в 6 классе форма урока была – заседание редакционной коллегии. Каждый ученик выполнял заранее выбранную роль: художник, литературовед, критик, журналист. Художники рисовали эскизы обложек, литературоведы анализировали фрагменты, критик пытался найти недочёты, журналисты проводили социологический опрос, брали интервью.
Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, пробумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам. Такие проекты мы использовали, например, на уроке по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Три встречи Гринёва и Пугачёва»(8М класс)
На уроке по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» мы ставили «немую сцену». Каждый ученик получил свою роль, объяснил, что выражает поза персонажа, «вошёл в образ» и попытался изобразить персонажа. Вот что у нас получилось.
Такой урок-проект или творческая мастерская был у нас в 10 классе. Ребята были разбиты на группы. Каждая группа получила ситуацию и опорные слова, по которым в ходе урока они должны были создать сценарий рекламы о русском языке. В конце урока ребята разыграли ситуации. Потом во внеучебное время они сняли ролики по своим сценариям. Эта работа стала частью большого группового проекта «Тенденция огрубления русского языка».
Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки былин, пантомимы по былинам, или инсценировки сказок в 5 классе.
Игровой проект был воплощён на уроке-суде над князем Игорем. Ребята готовились к нему, сочиняли стилизованные речи своих персонажей – князя Игоря, Ярославны, дружинника, Кончака. Прокурор составлял обвинительную речь.
Практико-ориентированный проект.
Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
— Обозначает результат в начале проектной деятельности,
— Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,
— Получает конкретный материальный продукт.
— Задает жесткую структуру,
— Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,
— Получает конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т. д. Например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Примером таких проектов могут быть телепередачи о русском языке, созданные ребятами 8И класса. Теперь их можно использовать на уроках русского языка или на занятиях факультатива. Эта работа была презентована на конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь – 2010» и заняла 2 место в номинации «Русский язык».
Также на занятиях кружка «Творческая мастерская» мы с ребятами учимся создавать мини-проекты «В помощь учителю». Это тесты, кроссворды, выполненные в виде презентации. Их можно также использовать на уроках. Примеры таких работ – Тест Корочкиной Лизы и Грищенкова Алексея, кроссворды Кониной Дарьи и Красотенко Татьяны. Для лучшего запоминания правил ребята сочиняют лингвистические сказки, которые потом обрабатывают и создают или презентации, или клипы для использования на уроках.
Практико-ориентированный проект – «Тенденция огрубления языка и общества». Это групповой долговременный проект. В ходе работы над проектом ребята изучили научные статьи по проблеме, обобщили материал, провели социологический опрос, собрали материалы публицистики, создали комиксы, рекламу, и слоганы о русском языке. Работа состояла из двух частей – теоретической и практической. Защита проходила в ходе конференции «Шаг в будущее. Электросталь – 2007» и заняла 1 место. Потом с результатами работы ребята познакомили учащихся школы в ходе диспут-клуба о проблемах языка.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ПРИКЛАДНОГО) ПРОЕКТА
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ
Проект – (от лат. Projectus), в буквальном переводе – брошенный вперед, путь замысла или способ планирования.
Значение слова «проект»: 1) проект – как результат проектировочной деятельности;
2) проект – как форма организации совместной деятельности людей.
Индивидуальныйпроект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной) (ФГОС СОО).
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
По характеру координации (роль преподавателя): Ø Непосредственный (участвует в собственной своей функции) Ø скрытый (не обнаруживает себя) |
по использованию средств обучения: Ø классический (традиционные средства обучения) Ø информационные и коммуникативные (с использованием компьютеров) |
по содержанию: Ø социально-экономические Ø историко-географические Ø комплексные Ø краеведческие Ø экологические и другие |
по способу преобладающей деятельности: Ø познавательный Ø творческий Ø игровой Ø практико-ориентированный Ø исследовательский. |
По характеру контактов: Ø локальные Ø региональные Ø международные |
по количеству участников: Ø индивидуальный Ø групповой Ø коллективный |
по продолжительности выполнения: Ø минипроект Ø средней продолжительности Ø долгосрочные |
по уровню интеграции: Ø монопредметные Ø межпредметные Ø непредметные |
Существуют и другие типологии проектов.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
Задачи проектирования | Долгосрочный проект | Проект, средней продолжительности | Урок-проект | Мини-проект |
Постановка проблемы | Сентябрь-октябрь Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы. | До начала проектной недели | 1-й урок | 1-й урок (в числе спаренных) 2–3 мин. |
Выдвижение гипотез- путей решения проблемы. Деление на группы | ||||
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта | Октябрь Составление развернутого плана | 1-й день | ||
Подготовка продукта | Сбор информации | Ноябрь-декабрь | Неделя между 1 и 2 уроком | 1–2 урок 20–50 мин |
Структурирование информации | Декабрь-февраль Проведение исследования | 2–3 день | 2-й урок | |
Изготовление продукта | 1–3 недели Между 2 и 3–4 уроками | |||
Оформление продукта | Март | 3–4 день | ||
Выбор формы презентации | Апрель Подготовка доклада | |||
Подготовка презентации | ||||
Презентация | Май защита | 5-й день | 3–4 уроки | 50–70 мин. |
Самооценка и самоанализ | 70–80 мин. |
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект необходимо документально оформить и представить к оценке специалистов, заинтересованных лиц и реализовать на практике (для социальных, практико-ориентированных, исследовательских проектов).
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Критерии оценки должны быть выбраны из оптимальности их числа (рекомендуется не более 7–10) и быть доступны для обучающихся. Должна оцениваться не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты (презентации). Перед защитой проекта составляется его индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом-консультантом, участниками проекта, а затем и жюри. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых по каждой позиции.
Критерии выполнения и защиты проекта | оценка проектанта | оценка преподавателя | оценка обучающихся | Рейтинговая оценка |
Выполнение проекта | ||||
Актуальность темы, значимость работы | ||||
Объем и полнота разработок, самостоятельность | ||||
Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, решений | ||||
Аргументированность предлагаемых решений, выводов, полнота, библиографии, цитируемость | ||||
Оформление, соответствие стандартам, качество схем, рисунков | ||||
Защита проекта | ||||
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, оригинальность | ||||
Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметность | ||||
Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядности, удержание внимания аудитории | ||||
Ответы на вопросы: полнота, дружелюбие, убедительность | ||||
Деловые и волевые качества докладчика: ответственность, готовность к дискуссии, контактность |
Возможные номинации для награждения:
Ø за серьезный подход к экспериментальной части работы;
Ø за наглядность на защите работы;
Ø за актуальность и новизну поставленной проблемы;
Ø за истинное сотворчество с руководителем;
Ø за межпредметный подход в работе;
Ø за самостоятельность и широкий подход к рассмотрению проблемы;
Ø за глубину разработки проблемы и несомненную прикладную значимость работы;
Ø за преданность делу научного познания и способность «заразить» слушателей интересом к проблеме исследования и т. д.
ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ СТАЛКИВАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ | СОВЕТЫ ПРОЕКТАНТУ |
Ø Постановка ведущих и промежуточных целей и задач; Ø Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы; Ø Осуществление / аргументация выбора; Ø Осознание последствий выбора; Ø Совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого); Ø Сравнение полученного с требуемым; Ø Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов; Ø Оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования. | Ø Определись с темой исследования Ø Реально оцени свои возможности Ø Совместно с руководителем определи цель работы и сформулируй задачи Ø Узнай, что уже сделано по данной проблеме Ø Совместно с руководителем сформулируй нулевую гипотезу, то есть ожидаемый результат Ø Приступай к исследованию, изучению проблемы Ø Полученные результаты нужно обработать, обсудить с руководителем и членами авторского коллектива Ø Начни написание работы с формулирования выводов Ø Результаты исследования при защите представь наглядно и интересно |
ВВЕДЕНИЕ
В современном словаре педагога все чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений обучающихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и так далее. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и обучающихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования. Отсутствие необходимых знаний, умений, навыков, психологических установок проектирования – одна из проблем современной педагогики.
Появившись в начале XX века в Америке как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни, метод проектов в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Внимание российских педагогов метод проектов привлек еще в начале XX века, то есть эти идеи возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. И хотя, как отмечают современники, энтузиазм учеников при таком обучении был весьма похвален, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа не могла обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Вот почему в 1931 году этот метод был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике, хотя в зарубежной педагогике он развивался активно и весьма успешно.
Сегодня мы возвращаемся к нему в рамках задачи гуманизации образования, полагая, что технология проектирования является одним из вариантов организации процесса продуктивного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение, как знаний, так и способов их усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Еще одна существенная черта метода учебных проектов – выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.
Для достижения целей поставленных перед применением проектной деятельности обучающихся необходимо, чтобы ею владел сам преподаватель. Метод проектов требует от преподавателя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности, в совершенстве владеть проектной технологией. Но, как и в любом деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить: упрощение и трактовка проекта как некоего алгоритма, способствующего спонтанному развитию творческого мышления, мотивации к учению, навыков самообразования и саморазвития; применение метода проектов в качестве единственного средства обучения, что сужает перспективу и результативность его использования; преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае существует опасность перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития.
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ
Проект – (от лат. Projectus), в буквальном переводе – брошенный вперед, путь замысла или способ планирования.
Значение слова «проект»: 1) проект – как результат проектировочной деятельности;
2) проект – как форма организации совместной деятельности людей.
Индивидуальныйпроект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной) (ФГОС СОО).
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
По характеру координации (роль преподавателя): Ø Непосредственный (участвует в собственной своей функции) Ø скрытый (не обнаруживает себя) |
по использованию средств обучения: Ø классический (традиционные средства обучения) Ø информационные и коммуникативные (с использованием компьютеров) |
по содержанию: Ø социально-экономические Ø историко-географические Ø комплексные Ø краеведческие Ø экологические и другие |
по способу преобладающей деятельности: Ø познавательный Ø творческий Ø игровой Ø практико-ориентированный Ø исследовательский. |
По характеру контактов: Ø локальные Ø региональные Ø международные |
по количеству участников: Ø индивидуальный Ø групповой Ø коллективный |
по продолжительности выполнения: Ø минипроект Ø средней продолжительности Ø долгосрочные |
по уровню интеграции: Ø монопредметные Ø межпредметные Ø непредметные |
Существуют и другие типологии проектов.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ПРИКЛАДНОГО) ПРОЕКТА