Что значит повинную голову меч не сечет
Откуда пошло выражение «Повинную голову меч не сечёт»?
«Повинную голову и меч не сечет — часто говорят люди, когда открыто сознаются в проступке, не желая хитрить и всячески изворачиваться. Вина смягчается признанием — таков нынешний смысл этой пословицы, которую в прежние времена многие выслушивали, однако, в горькой беде.
В урочный час зашел к Бутурлину государев посланец и пешком повел выданного боярина. Окружил на улице московский люд опального; кто ему посочувствует, а кто и посмеется. А выданный головою Бутурлин всю дорогу честил своего противника, вымещал на нем свое унижение, высчитывал все его недостатки, действительные и мнимые. Ругательски ругая князя, подошел боярин с вожатым своим к хоромам Одоевского, что весь день дома сидел и радостно поджидал своего обидчика. Вот очутился Бутурлин на княжеском дворе и поставил его вожатый у нижней ступени высокого крыльца, отдавая его в полное распоряжение Одоевскому. Высыпала вся дворня княжеская поглазеть на униженного боярина, вышел на крыльцо и сам князь, которому сообщил провожатый о царской милости. Князь просил благодарить царя, а самого посланца велел одарить деньгами и угостить вином.
Че за высер? Из какой мусорки текст скопировали:
Почему же не обижался Одоевский на злобную ругань, головой ему выданного боярина? А потому, что выдача головою считалась такой великой милостью, так возносила обиженного над обидчиком.
ТЕПЕРЬ ЧТО ТАКОЕ ВЫДАЧА С ГОЛОВОЮ:
— в средневековом праве предоставление виновного в полное распоряжение лица, которому он выдается и в отношении которого он совершил какое-либо преступление. Лицо, которому кто-либо был выдан головой, могло по своему усмотрению лишить выданного жизни (головы), обратить в рабство и т. п. В эпоху широкого распространения кровной мести добровольная выдача себя «с головой», т. е. отдача на милость врагу служила для убийцы средством умилостивить мстителя и заставить его принять выкуп.
Повинную голову меч не сечет
(значение) — человека, который сам явился с повинной, признал свой проступок, строго не наказывают и смягчают наказание (русская пословица).
Пословица указана в книге Толковый словарь живого великорусского языка (1863 – 1866 гг.) В.И. Даля (к слову «меч»).
«Покорной головы и меч не сечет»
«Повинную голову и меч не сечет».
Пословица «Повинную голову и меч не сечет» указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.) с пояснением:
«По древним в России законам обидчика отдавали головою обиженному. Обыкновенно обидчик посылался от царя с дьяком или сыном боярским в дом к обиженному, особливо в спорах о местничестве, и должен был ему поклониться в землю и до тех пор не вставать, пока тот не скажет: «повинную голову и меч не сечет», и сам его не поднимет. Кн. Пожарский, спаситель Москвы, отдан был головою боярину Салтыкову!».
Там же отмечается, что пословицу произносил император Петр I (1672 – 1725), прощая виновных, принесших чистосердечное признание и раскаяние.
✍ Примеры
«Извини ты меня. Повинную голову жена не мылит и меч не сечет. «
«Повинной не секут, не рубят. Прежде Ты выслушай, потом казни, как знаешь. «
«Капитанская дочка» (1836 г.), пропущенная глава — помещик Гринев Андрей Петрович говорит крестьянам, участвовавшим в бунте Пугачева, но явившимся с повинной:
— Ну, добро: повинную голову меч не сечет. Бог дал вёдро, пора бы сено убрать; а вы, дурачье, целые три дня что делали? Староста! Нарядить поголовно на сенокос; да смотри, рыжая бестия, чтоб у меня к Ильину дню всё сено было в копнах. Убирайтесь.
Марлинский
«Батлинские старшины приезжали с повинною головой, а повинную голову и меч не сечет«.
«Недоросль» 5, 4, Простакова:
«Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! не погубите меня».
«Повинную голову и меч не сечет»
Материал для урока по фразеологическому словарю.
«Повинную голову и меч не сечет»
Об истории и смысле пословицы.
Повинную голову и меч не сечет – часто говорят люди, когда открыто сознаются в проступке, не желая хитрить и всячески изворачиваться. Вина смягчается признанием – таков нынешний смысл этой пословицы, которую в прежние времена многие выслушивали, однако, в горькой беде.
Тихо и чинно шло совещание великого государя и царя Ивана Васильевича со своими боярами. Решено было грозным царем и боярскою думою отправить в поход князя Одоевского, а в помощники ему отрядить боярина Бутурлина. На другой же день показался во дворце назначенный в поход боярин и бил челом царю Ивану.
– Государь, – заявил он, – еще ни разу не перечил я тебе до нынешнего случая. Наложи опалу на меня и прогони от очей своих, но только мне не служивать под началом у князя Одоевского.
Сдвинулись брови и гневом заискрился взгляд грозного царя, но боярин спокойно продолжал:
– Не берег я головы своей ни в ратном поле, ни на другой твоей государевой службе, но быть подручным князя не к лицу мне, не могу я допустить порухи моего Отечества.
В досаде на помеху своему указу передернул царь плечами, заволновались также сановные бояре и заговорили: прав ли Бутурлин в своем челобитьи, не понапрасну ли обижает он и зря бесчестит старинный род князей Одоевских. Вышел так называемый местнический спор или случай, как говорили в старину.
Так на что же боярин жаловался и почему не исполнил он государева приказа?
В царствование Ивана Васильевича уже давно прошло то лихое и черное время, когда русской землей помыкали татарские ханы, когда наша родина была разбита на отдельные княжества или уделы, когда кровавые междоусобицы заводили князья и своей враждой еще больше страну обессиливали. Исподволь росло и крепло в эту тяжелую пору Московское княжество, а набравшись сил, освободило оно Русь от злой татарщины, всех же удельных князей заставило подчиниться государю московскому. Вот тогда-то и начали со всех концов съезжаться в Москву удельные князья со своими боярами.
Тяжко пришлось удельным князьям при московском дворе. Не могли они привыкнуть к своему новому подневольному положению, не могли помириться с горькой мыслью, что им приходится теперь служить наравне с московскими боярами. Вот почему с опаской и тревогой оглядывались прежние князья и зорко досматривали, чтобы их, былых удельных государей, не обошли по службе (не “заехали”) люди простые и незнатные. Вот почему они усердно рылись тогда в толстых родословных книгах и точно высчитывали, какой боярский или княжеский род старше и знатнее других родов. Много времени и труда положили тогдашние люди на эти высчитывания, потому что лучшие места и высшие чины на государевой службе получали те, у которых был самый знатный и древний род, у кого была самая высокая «порода». У другого же будь хоть «семь пядей во лбу», но по незнатности своей должен он был подчиниться хоть и глупому, да родовитому.
Считались между собой и близкие родственники, принадлежавшие к одной и той же боярской или княжеской фамилии. Всякий знал тогда доподлинно свое отношение к родичам: кто был дядей его, кто двоюродным и троюродным братом, а кто доводился ему и племянником. Все это нужно было знать в точности: ведь лучшие места давались тогда старшим родичам.
Так вот и служила государю московская знать по своей родовитости и старшинству. Всех ближе к царю стали прежние удельные князья, которым не уступили все же своего места некоторые бояре московские. И тогдашний родовитый человек брал какую-нибудь должность лишь в том случае, если его не подчиняли равному или менее знатному, чем он сам был. Заметит князь или боярин, что служат вместе с ним и занимают одинаковую должность люди менее его знатные, так он сейчас же бьет государю челом, что с такими людьми служить «невместно», что эта служба – урон его достоинству, его «отечеству поруха». В эту пору и сложилась как раз поговорка, что «по отцу и сыну честь», а самый обычай считаться местами по знатности рода и за царским столом, и в походном командовании, и в областном управлении – самый обычай этот назывался местничеством.
Нам понятно теперь, почему заупрямился Бутурлин идти в поход вместе с князем Одоевским и быть ему помощником. Твердо был убежден боярин из старинной московской фамилии, что не выше его по знатности приезжий князь, что не может он служить у него под началом, идти к нему в помощники. А на челобитье Бутурлина отозвался и князь Одоевский: жаловался он государю, что ему самому и всему его княжескому роду от боярского челобитья великое бесчестье и унижение.
Тот местнический спор или случай через два дня разобрала боярская дума вместе с царем Иваном Васильевичем. Напомнили здесь боярину, что нелепо ссылался он в защиту свою на верную государеву службу, когда вопрос идет о знатности, что и права он никакого не имеет считаться местами или местничать с таким родовитым человеком, как Одоевский. Раздосадованный царь дал князю правую грамоту, а боярина за челобитие неуместное приговорил к самому тяжелому и унизительному наказанию: к выдаче головой на следующий день к вечеру.
В урочный час зашел к Бутурлину государев посланец и пешком повел выданного боярина. Окружил на улице московский люд опального: кто ему посочувствует, а кто и посмеется. А выданный головою Бутурлин всю дорогу честил своего противника, вымещал на нем свое унижение, высчитывал все его недостатки, действительные и мнимые. Ругательски ругая князя, подошел боярин с вожатым своим к хоромам Одоевского, что весь день дома сидел и радостно поджидал своего обидчика. Вот очутился Бутурлин на княжеском дворе и поставил его вожатый у нижней ступени высокого крыльца, отдавая его в полное распоряжение Одоевскому. Высыпала вся дворня княжеская поглазеть на униженного боярина, вышел на крыльцо и сам князь, которому сообщил провожатый о царской милости. Князь просил благодарить царя, а самого посланца велел одарить деньгами и угостить вином.
Улыбаючись, смотрел князь на поклонившегося ему до земли боярина и насмешливо выслушивал его бранные слова, которыми старался тот задеть и самого князя, и его родственников. Почему же не обижался Одоевский на злобную ругань, головой ему выданного боярина? А потому, что выдача головою считалась такой великой милостью, так возносила обиженного над обидчиком, что возвеличенного царем не могла задеть ругань противника.
Вот почему так спокойно выслушивал князь обидные речи боярина, любуясь на его унижение. Только вдоволь насладившись позором своего недруга, подошел к нему Одоевский. «Повинную голову и меч не сечет», – вымолвил он, поднимая боярина. Такими именно словами заканчивалась выдача головою в московские времена, которые и передали нам эту пословицу.
повинную голову и меч не сечет
Смотреть что такое «повинную голову и меч не сечет» в других словарях:
повинную голову меч не сечет — нареч, кол во синонимов: 1 • повинную голову меч не сечёт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
повинную голову меч не сечёт — нареч, кол во синонимов: 1 • повинную голову меч не сечет (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Покорной головы и меч не сечет. — Покорной головы (или: повинную голову) и меч не сечет. См. КАРА ПРИЗНАНИЕ ПОКОРНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
пови́нный — ая, ое; винен, винна, винно. 1. (полн. ф. обычно с отрицанием). Виноватый в чем л. В захвате кедровника было повинно все село. Если уж судить надо судить всех. Марков, Строговы. Горький с негодованием говорил об издевательствах фашистов над ни в… … Малый академический словарь
ПОВИНИЛИ — в деле этом безвинных, а виноватых покрыли. Вор повинился, признался. Повинюсь ка я ему, скажу, что виноват, стану просить прощенья. Кто повинился, того суди бог. Повинюсь, да в ноги повалюсь. Повиноватить кого, повинить, обвинить, признать… … Толковый словарь Даля
выдать(кого) головой — (иноск.) предать, отдать во власть Ср. Мы люди маленькие, на ходули не взбираемся, нас сразу могут забить, затолкать и выдать головой на растерзание. Г.К. Градовский. Провинившегося или обидчика выдавали головой обиженному (во времена… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
пардон! — прощения (прошу)! сдаюсь! На аман, на пардон у русского и слова нет (солд.) Ср. Нет вам пардону! и поделом. Даль. Сказка о Иване, молодом сержанте. Ср. Гляжу, они флаг выкинули: ну, думаю, пардону просят, наша взяла. Б.М. Маркевич. Бездна. 1 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Значение пословиц — По одежке встречают по уму провожают, повинную голову и меч не сечет, под лежачий камень вода не течет, поживем — увидим
«По одежке встречают, по уму провожают«
Смысл : при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям. Говорится, когда первое впечатление от знакомства с человеком не совпадает с последующей оценкой его достоинств.
Примеры из литературы:
1) — Певица появилась на сцене без объявления — высокая, изящная, хорошо причёсанная, в красивом платье… Первые аплодисменты предназначались даже не песне — самой певице, её облику, костюму. «Встречают по одёжке» — я много раз убеждалась в правильности этих слов по отношению к сцене (Л. Зыкина, «Путь к песне…»);
2) — Послушайте, Андрей Петрович, вы явились в этом самом костюме? Я думала, что вы заедете к себе домой, переоденетесь… — Ну, ладно! по платью встречают, а по уму провожают… (Н. Успенский, «Издалека и вблизи»);
3) — Вид у нас, Петька, неудобно людям на глаза показываться, — сказала мама. Вид действительно был у нас заброшенный. Волосы от пыли и солнца стали жёсткими как солома, вся одежда измялась. — Ничего, — сказал я, — по одежде встречают, по уму провожают. — Тогда всё в порядке, — рассмеялась мама, — ты выходишь вперёд и демонстрируешь свой ум (Р. Коваленко, «Пешком в мамино детство»);
4) На длинном столе сотни книг. Вокруг экзаменаторы: издатели, полиграфисты, художники. Специалисты исследуют качество оформления, будет ли приятно взять их в руки, удобно читать. Это «встреча по одёжке». «Проводы по уму» будут позже, когда с литературой познакомятся читатели (Газета «Правда», 22 нюня 1977).
«Повинную голову и меч не сечет«
Смысл : обычно не наказывают того, кто признаётся в совершённом проступке, в своей ошибке, кто не скрывает своей вины и раскаивается. Говорят, когда прощают виноватого, слыша его признание и раскаяние, а также говорит сам виноватый, признавая за собой вину и надеясь на прощение.
Пример из литературы:
— Винюсь! — склонил голову Николенька. — Повинную голову и меч не сечёт! (Е. Фёдоров, «Каменный пояс»).
«Под лежачий камень вода не течет«
Смысл : дело само собой не делается. Говорится, когда человек ничего не делает для того, чтобы чего-то добиться, продвинуть дело, что-то изменить.
Примеры из литературы:
1) — Я хотел поступать учиться, — растерянно протянул я.. — Хотел — так поступай. Посылай бумаги. Под лежачий-то камень и вода не течёт (А. Беляев, «Капитан Усачёв»);
2) — Наши многие говорили: сходи, узнай. Под лежачий камень вода не бежит (П. Проскурин, «Горькие травы»).
«Поживем — увидим«
Говорят, когда не хотят или не имеют достаточных оснований высказывать своё мнение о том, что в данный момент не совсем ясно и станет очевидным лишь в будущем.
Примеры из литературы:
1) — Курганов не такой, каким вы его нарисовали. — Не знаю, не знаю. Поживём — увидим (Н. Озеров, «Трудные годы»);
2) Как практика будет выглядеть у нас, пока неясно. Возможно, лекции в Загорском интернате, которые мы будем читать педагогам, или что-нибудь другое. Поживём — увидим (Журнал «Знание — сила», 1975, № 8);
3) Не сомневаюсь: у компактных изданий, массовых и дешёвых, — радужное будущее. Как говорится, поживём — увидим (Газета «Правда», 14 ноября 1975);
4) С мировым рекордом 2 метра 33 сантиметра Владимир станет не только чемпионом месяца, но и года, — считает земляк рекордсмена Н. Панченко из Запорожья. Что ж, поживём — увидим (Газета «Комсомольская правда», 9 августа 1977).