Что значит повинную голову меч не сечет

Откуда пошло выражение «Повинную голову меч не сечёт»?

«Повинную голову и меч не сечет — часто говорят люди, когда открыто сознаются в проступке, не желая хитрить и всячески изворачиваться. Вина смягчается признанием — таков нынешний смысл этой пословицы, которую в прежние времена многие выслушивали, однако, в горькой беде.

Что значит повинную голову меч не сечетЧто значит повинную голову меч не сечет Что значит повинную голову меч не сечет

В урочный час зашел к Бутурлину государев посланец и пешком повел выданного боярина. Окружил на улице московский люд опального; кто ему посочувствует, а кто и посмеется. А выданный головою Бутурлин всю дорогу честил своего противника, вымещал на нем свое унижение, высчитывал все его недостатки, действительные и мнимые. Ругательски ругая князя, подошел боярин с вожатым своим к хоромам Одоевского, что весь день дома сидел и радостно поджидал своего обидчика. Вот очутился Бутурлин на княжеском дворе и поставил его вожатый у нижней ступени высокого крыльца, отдавая его в полное распоряжение Одоевскому. Высыпала вся дворня княжеская поглазеть на униженного боярина, вышел на крыльцо и сам князь, которому сообщил провожатый о царской милости. Князь просил благодарить царя, а самого посланца велел одарить деньгами и угостить вином.

Че за высер? Из какой мусорки текст скопировали:
Почему же не обижался Одоевский на злобную ругань, головой ему выданного боярина? А потому, что выдача головою считалась такой великой милостью, так возносила обиженного над обидчиком.

ТЕПЕРЬ ЧТО ТАКОЕ ВЫДАЧА С ГОЛОВОЮ:
— в средневековом праве предоставление виновного в полное распоряжение лица, которому он выдается и в отношении которого он совершил какое-либо преступление. Лицо, которому кто-либо был выдан головой, могло по своему усмотрению лишить выданного жизни (головы), обратить в рабство и т. п. В эпоху широкого распространения кровной мести добровольная выдача себя «с головой», т. е. отдача на милость врагу служила для убийцы средством умилостивить мстителя и заставить его принять выкуп.

Источник

Повинную голову меч не сечет

(значение) — человека, который сам явился с повинной, признал свой проступок, строго не наказывают и смягчают наказание (русская пословица).

Пословица указана в книге Толковый словарь живого великорусского языка (1863 – 1866 гг.) В.И. Даля (к слову «меч»).

«Покорной головы и меч не сечет»

«Повинную голову и меч не сечет».

Пословица «Повинную голову и меч не сечет» указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.) с пояснением:

«По древним в России законам обидчика отдавали головою обиженному. Обыкновенно обидчик посылался от царя с дьяком или сыном боярским в дом к обиженному, особливо в спорах о местничестве, и должен был ему поклониться в землю и до тех пор не вставать, пока тот не скажет: «повинную голову и меч не сечет», и сам его не поднимет. Кн. Пожарский, спаситель Москвы, отдан был головою боярину Салтыкову!».

Там же отмечается, что пословицу произносил император Петр I (1672 – 1725), прощая виновных, принесших чистосердечное признание и раскаяние.

✍ Примеры

«Извини ты меня. Повинную голову жена не мылит и меч не сечет. «

«Повинной не секут, не рубят. Прежде Ты выслушай, потом казни, как знаешь. «

«Капитанская дочка» (1836 г.), пропущенная глава — помещик Гринев Андрей Петрович говорит крестьянам, участвовавшим в бунте Пугачева, но явившимся с повинной:

— Ну, добро: повинную голову меч не сечет. Бог дал вёдро, пора бы сено убрать; а вы, дурачье, целые три дня что делали? Староста! Нарядить поголовно на сенокос; да смотри, рыжая бестия, чтоб у меня к Ильину дню всё сено было в копнах. Убирайтесь.

Марлинский

«Батлинские старшины приезжали с повинною головой, а повинную голову и меч не сечет«.

«Недоросль» 5, 4, Простакова:

«Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! не погубите меня».

Источник

«Повинную голову и меч не сечет»

Материал для урока по фразеологическому словарю.

«Повинную голову и меч не сечет»

Об истории и смысле пословицы.

Что значит повинную голову меч не сечет

Повинную голову и меч не сечет – часто го­ворят люди, когда открыто сознаются в проступке, не желая хитрить и всячески из­ворачиваться. Вина смягчается признанием – та­ков нынешний смысл этой пословицы, которую в прежние времена многие выслушивали, однако, в горькой беде.

Тихо и чинно шло совещание великого госуда­ря и царя Ивана Васильевича со своими боярами. Решено было грозным царем и боярскою думою отправить в поход князя Одоевского, а в помощни­ки ему отрядить боярина Бутурлина. На другой же день показался во дворце назначенный в поход бо­ярин и бил челом царю Ивану.

– Государь, – заявил он, – еще ни разу не пе­речил я тебе до нынешнего случая. Наложи опалу на меня и прогони от очей своих, но только мне не служивать под началом у князя Одоевского.

Сдвинулись брови и гневом заискрился взгляд грозного царя, но боярин спокойно продолжал:

– Не берег я головы своей ни в ратном поле, ни на другой твоей государевой службе, но быть под­ручным князя не к лицу мне, не могу я допустить порухи моего Отечества.

В досаде на помеху своему указу передернул царь плечами, заволновались также сановные боя­ре и заговорили: прав ли Бутурлин в своем челобитьи, не понапрасну ли обижает он и зря бесчестит старинный род князей Одоевских. Вышел так на­зываемый местнический спор или случай, как го­ворили в старину.

Так на что же боярин жаловался и почему не исполнил он государева приказа?

В царствование Ивана Васильевича уже давно прошло то лихое и черное время, когда русской землей помыкали татарские ханы, когда наша ро­дина была разбита на отдельные княжества или уделы, когда кровавые междоусобицы заводили князья и своей враждой еще больше страну обессиливали. Исподволь рос­ло и крепло в эту тяжелую пору Мос­ковское княжество, а набравшись сил, освободило оно Русь от злой та­тарщины, всех же удельных князей заставило подчиниться государю мос­ковскому. Вот тогда-то и начали со всех концов съезжаться в Москву удельные князья со своими боярами.

Тяжко пришлось удельным князь­ям при московском дворе. Не могли они привыкнуть к своему новому подневольному положению, не могли помириться с горькой мыслью, что им приходится теперь служить нарав­не с московскими боярами. Вот поче­му с опаской и тревогой оглядыва­лись прежние князья и зорко досмат­ривали, чтобы их, былых удельных государей, не обошли по службе (не “заехали”) люди простые и незнатные. Вот почему они усердно рылись тогда в толстых родословных книгах и точ­но высчитывали, какой боярский или княжеский род старше и знатнее дру­гих родов. Много времени и труда положили тогдашние люди на эти вы­считывания, потому что лучшие мес­та и высшие чины на государевой службе получали те, у которых был самый знатный и древний род, у кого была самая высокая «порода». У дру­гого же будь хоть «семь пядей во лбу», но по незнатности своей должен он был подчиниться хоть и глупому, да родовитому.

Считались между собой и близкие родственники, принадлежавшие к од­ной и той же боярской или княжес­кой фамилии. Всякий знал тогда доподлинно свое отношение к родичам: кто был дядей его, кто двоюрод­ным и троюродным братом, а кто доводился ему и племянником. Все это нужно было знать в точности: ведь лучшие места давались тогда старшим родичам.

Так вот и служила государю мос­ковская знать по своей родовитости и старшинству. Всех ближе к царю ста­ли прежние удельные князья, кото­рым не уступили все же своего места некоторые бояре московские. И тог­дашний родовитый человек брал ка­кую-нибудь должность лишь в том случае, если его не подчиняли равно­му или менее знатному, чем он сам был. Заметит князь или боярин, что служат вместе с ним и занимают оди­наковую должность люди менее его знатные, так он сейчас же бьет госу­дарю челом, что с такими людьми служить «невместно», что эта служба – урон его достоинству, его «отечест­ву поруха». В эту пору и сложилась как раз поговорка, что «по отцу и сы­ну честь», а самый обычай считаться местами по знатности рода и за цар­ским столом, и в походном командовании, и в областном управлении – самый обычай этот назывался мест­ничеством.

Нам понятно теперь, почему зауп­рямился Бутурлин идти в поход вме­сте с князем Одоевским и быть ему помощником. Твердо был убежден боярин из старинной московской фа­милии, что не выше его по знатности приезжий князь, что не может он служить у него под началом, идти к нему в помощники. А на челобитье Бутурлина отозвался и князь Одоев­ский: жаловался он государю, что ему самому и всему его княжескому роду от боярского челобитья великое бес­честье и унижение.

Тот местнический спор или случай через два дня разобрала боярская дума вместе с царем Иваном Васильевичем. Напомнили здесь боярину, что нелепо ссылался он в защиту свою на верную государеву службу, когда вопрос идет о знатности, что и права он никакого не имеет считаться местами или мест­ничать с таким родовитым человеком, как Одоевский. Раздосадованный царь дал князю правую грамоту, а боярина за челобитие неуместное приговорил к самому тяжелому и унизительному на­казанию: к выдаче головой на следующий день к вечеру.

В урочный час зашел к Бутурлину государев посланец и пешком повел выданного боярина. Окружил на ули­це московский люд опального: кто ему посочувствует, а кто и посмеется. А выданный головою Бутурлин всю дорогу честил своего противника, вы­мещал на нем свое унижение, высчи­тывал все его недостатки, действи­тельные и мнимые. Ругательски ругая князя, подошел боярин с вожатым своим к хоромам Одоевского, что весь день дома сидел и радостно под­жидал своего обидчика. Вот очутился Бутурлин на княжеском дворе и по­ставил его вожатый у нижней ступени высокого крыльца, отдавая его в пол­ное распоряжение Одоевскому. Вы­сыпала вся дворня княжеская поглазеть на униженного боярина, вышел на крыльцо и сам князь, кото­рому сообщил провожатый о царской милости. Князь просил благодарить царя, а самого посланца велел ода­рить деньгами и угостить вином.

Улыбаючись, смотрел князь на по­клонившегося ему до земли боярина и насмешливо выслушивал его бран­ные слова, которыми старался тот за­деть и самого князя, и его родствен­ников. Почему же не обижался Одо­евский на злобную ругань, головой ему выданного боярина? А потому, что выдача головою считалась такой великой милостью, так возносила обиженного над обидчиком, что воз­величенного царем не могла задеть ругань противника.

Вот почему так спокойно выслу­шивал князь обидные речи боярина, любуясь на его унижение. Только вдоволь насладившись позором свое­го недруга, подошел к нему Одоевский. «Повинную голову и меч не сечет», – вымолвил он, поднимая бо­ярина. Такими именно словами за­канчивалась выдача головою в московские времена, которые и пере­дали нам эту пословицу.

Источник

повинную голову и меч не сечет

Смотреть что такое «повинную голову и меч не сечет» в других словарях:

повинную голову меч не сечет — нареч, кол во синонимов: 1 • повинную голову меч не сечёт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

повинную голову меч не сечёт — нареч, кол во синонимов: 1 • повинную голову меч не сечет (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Покорной головы и меч не сечет. — Покорной головы (или: повинную голову) и меч не сечет. См. КАРА ПРИЗНАНИЕ ПОКОРНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

пови́нный — ая, ое; винен, винна, винно. 1. (полн. ф. обычно с отрицанием). Виноватый в чем л. В захвате кедровника было повинно все село. Если уж судить надо судить всех. Марков, Строговы. Горький с негодованием говорил об издевательствах фашистов над ни в… … Малый академический словарь

ПОВИНИЛИ — в деле этом безвинных, а виноватых покрыли. Вор повинился, признался. Повинюсь ка я ему, скажу, что виноват, стану просить прощенья. Кто повинился, того суди бог. Повинюсь, да в ноги повалюсь. Повиноватить кого, повинить, обвинить, признать… … Толковый словарь Даля

выдать(кого) головой — (иноск.) предать, отдать во власть Ср. Мы люди маленькие, на ходули не взбираемся, нас сразу могут забить, затолкать и выдать головой на растерзание. Г.К. Градовский. Провинившегося или обидчика выдавали головой обиженному (во времена… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

пардон! — прощения (прошу)! сдаюсь! На аман, на пардон у русского и слова нет (солд.) Ср. Нет вам пардону! и поделом. Даль. Сказка о Иване, молодом сержанте. Ср. Гляжу, они флаг выкинули: ну, думаю, пардону просят, наша взяла. Б.М. Маркевич. Бездна. 1 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Источник

Значение пословиц — По одежке встречают по уму провожают, повинную голову и меч не сечет, под лежачий камень вода не течет, поживем — увидим

«По одежке встречают, по уму провожают«

Смысл : при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям. Говорится, когда первое впечатление от знакомства с человеком не совпадает с последующей оценкой его достоинств.
Примеры из литературы:
1) — Певица появилась на сцене без объявления — высокая, изящная, хорошо причёсанная, в красивом платье… Первые аплодисменты предназначались даже не песне — самой певице, её облику, костюму. «Встречают по одёжке» — я много раз убеждалась в правильности этих слов по отношению к сцене (Л. Зыкина, «Путь к песне…»);
2) — Послушайте, Андрей Петрович, вы явились в этом самом костюме? Я думала, что вы заедете к себе домой, переоденетесь… — Ну, ладно! по платью встречают, а по уму провожают… (Н. Успенский, «Издалека и вблизи»);
3) — Вид у нас, Петька, неудобно людям на глаза показываться, — сказала мама. Вид действительно был у нас заброшенный. Волосы от пыли и солнца стали жёсткими как солома, вся одежда измялась. — Ничего, — сказал я, — по одежде встречают, по уму провожают. — Тогда всё в порядке, — рассмеялась мама, — ты выходишь вперёд и демонстрируешь свой ум (Р. Коваленко, «Пешком в мамино детство»);
4) На длинном столе сотни книг. Вокруг экзаменаторы: издатели, полиграфисты, художники. Специалисты исследуют качество оформления, будет ли приятно взять их в руки, удобно читать. Это «встреча по одёжке». «Проводы по уму» будут позже, когда с литературой познакомятся читатели (Газета «Правда», 22 нюня 1977).

«Повинную голову и меч не сечет«

Смысл : обычно не наказывают того, кто признаётся в совершённом проступке, в своей ошибке, кто не скрывает своей вины и раскаивается. Говорят, когда прощают виноватого, слыша его признание и раскаяние, а также говорит сам виноватый, признавая за собой вину и надеясь на прощение.
Пример из литературы:
— Винюсь! — склонил голову Николенька. — Повинную голову и меч не сечёт! (Е. Фёдоров, «Каменный пояс»).

«Под лежачий камень вода не течет«

Смысл : дело само собой не делается. Говорится, когда человек ничего не делает для того, чтобы чего-то добиться, продвинуть дело, что-то изменить.
Примеры из литературы:
1) — Я хотел поступать учиться, — растерянно протянул я.. — Хотел — так поступай. Посылай бумаги. Под лежачий-то камень и вода не течёт (А. Беляев, «Капитан Усачёв»);
2) — Наши многие говорили: сходи, узнай. Под лежачий камень вода не бежит (П. Проскурин, «Горькие травы»).

«Поживем — увидим«

Говорят, когда не хотят или не имеют достаточных оснований высказывать своё мнение о том, что в данный момент не совсем ясно и станет очевидным лишь в будущем.
Примеры из литературы:
1) — Курганов не такой, каким вы его нарисовали. — Не знаю, не знаю. Поживём — увидим (Н. Озеров, «Трудные годы»);
2) Как практика будет выглядеть у нас, пока неясно. Возможно, лекции в Загорском интернате, которые мы будем читать педагогам, или что-нибудь другое. Поживём — увидим (Журнал «Знание — сила», 1975, № 8);
3) Не сомневаюсь: у компактных изданий, массовых и дешёвых, — радужное будущее. Как говорится, поживём — увидим (Газета «Правда», 14 ноября 1975);
4) С мировым рекордом 2 метра 33 сантиметра Владимир станет не только чемпионом месяца, но и года, — считает земляк рекордсмена Н. Панченко из Запорожья. Что ж, поживём — увидим (Газета «Комсомольская правда», 9 августа 1977).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *