Что значит потоковая лекция
Словарь студента: понятия, которые нужны каждому первокурснику
Первые недели учёбы в вузе первокурсники проживают с перманентным чувством растерянности и учащённым сердцебиением. Потому что пока далеко не всё понятно, резко появились новые понятия, в которых легко запутаться. Мы собрали небольшой словарь, который может оказаться полезен студенту-первокурснику (и не только).
Автомат — форма досрочного выставления отметки за экзамен или зачёт. Мечта любого студента и стимул к хорошей учёбе. Обычно у каждого преподавателя свои требования к «автоматчикам» — студентам, претендующим на автомат.
Аспирантура — послевузовское образование, цель которого — подготовка научных кадров.
Аспирант — учащийся аспирантуры, который готовится к защите кандидатской диссертации и дальнейшей научной деятельности. Аспирантура — следующая ступень после магистратуры. Обучение в аспирантуре длится три года.
Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.
Бакалавр — специалист с базовым высшим образованием. Это первая ступень высшего образования. Не путать с неоконченным высшим.
Бакалавриат — базовое высшее образование.
Восстановление — возможность начать обучение заново с того курса, когда произошло отчисление. Первокурснику важно сдать первую сессию, ведь её провал означает перепоступление, а не восстановление.
Государственный экзамен — итоговая проверка знаний и умений будущего специалиста. Отметка выставляется государственной экзаменационной комиссией, в которую входят эксперты в определённой сфере. Самый ответственный и, по мнению большинства студентов, самый лёгкий экзамен за всё обучение. Если завалишь — можно пересдать, но только через год. Хотя можно и позже: даётся три года на раздумье.
Декан — глава факультета. Руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок обязательно, так как все прошения и ходатайства на уровне факультета будут отправляться именно ему.
Дипломная работа (дипломный проект или просто диплом) — один из видов выпускной квалификационной работы студентов, выполняемый ими на последнем курсе. Все выпускники технических специальностей предоставляют дипломный проект, а вот гуманитариям нужно ещё пройти отбор: отметки в зачётке должны быть выше шести баллов включительно. Суть данной работы в том, что выпускник демонстрирует государственной экзаменационной комиссии уровень профессионального мастерства посредством созданного им творческого продукта (разработка девайса, социологическое исследование ).
Дипломник — студент выпускного курса, работающий над дипломной работой (проектом).
Диссертация («диссер») — научная работа, которая защищается автором перед экзаменационной комиссией (магистерская), учёным советом (кандидатская, докторская) для получения учёной степени. Выпускник магистратуры защищает магистерскую диссертацию.
Доклад — это сообщение, посвящённое заданной теме, которое описывает состояние дел в какой-либо сфере деятельности; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути их решения. Доклад меньше по объёму, чем реферат, но заключает в себе больше информации. А это требует от докладчика умения тезисно и содержательно излагать материал.
Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).
Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.
Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации. К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых кафедра общей стоматологии, кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.
Замдекана по воспитательной работе — отвечает за культурную жизнь факультета.
Замдекана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина.
Зачёт — форма оценки знаний, умений и навыков, приобретённых за время посещения практических занятий. Проведение зачётов начинается за пару недель до начала экзаменационной сессии. Требования к нему (как и сама форма) определяются кафедрой. По итогу в зачётке выставляется «зачтено» / «не зачтено». Пересдавать зачёт разрешено не более двух раз
Зачётная книжка («зачётка») — документ, в котором содержатся записи о сдаче студентом зачётов, экзаменов, защите курсовых, выпускных квалификационных работ (для бакалавров), дипломных работ (для специалистов) и диссертаций (для магистров), а также производственной (педагогической/учебной) практики. Зачётку лучше не терять. Восстановить записи в ней будет трудно. Для этого придётся искать всех преподавателей и просить их расписаться в зачётной книжке снова.
Именная стипендия — денежная выплата, установленная государством, физическими или юридическими лицами для наиболее успевающих студентов и учащихся.
Интернатура — первичная последипломная специализация у медиков (1 год). Обучение проходит на базе медицинского учреждения под руководством опытного врача.
Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).
Коллоквиум — вид занятия в вузе, на котором преподаватель беседует со студентами по заданной теме, чтобы выявить их уровень знаний.
Консультация — встреча с преподавателем перед экзаменом, которая проводится с целью уточнить непонятные вопросы, восполнить пробелы, настроиться на экзамен и услышать столь долгожданное: «А у вас автомат».
КСР — контролируемая самостоятельная работа — предназначена для того, чтобы проверить, насколько студент умеет работать с теоретической информацией. Преподаватель даёт перечень вопросов, список литературы, а студент лаконично конспектирует ответы. Затем конспект сдаётся на проверку. Эта форма работы учит обращаться с массивом информации, искать ответ на интересующий вопрос.
Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой. Во многом он напоминает классного руководителя в школе.
Курсовая работа («курсач, курсовик») — научное исследование проблемы в рамках учебного курса. Пишется за один семестр. Особо отчаянные берутся подготовить и за несколько ночей, что отражается на качестве работы.
Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов.
Лабораторная работа — она же «лаба» — вид самостоятельной практической работы студентов. Цель лабораторной работы — закрепить и углубить теоретические знания студента и умение проводить эксперименты.
Лекция — преподаватель устно излагает теоретический материал, студенты конспектируют.
Магистр — учёная степень и лицо, обладающее этой степенью; выпускник магистратуры, имеющий полное высшее образование.
Магистрант — студент магистратуры.
Магистратура — вторая ступень высшего образования, которая следует за бакалавриатом. Срок обучения на дневной форме гуманитарных специальностей составляет один год, на технических — два.
Медиум («экватор») — середина срока обучения у студентов.
Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии.
Научная конференция — собрание учёных различных учебных заведений, на котором зачитываются научные доклады по теме конференции. Такие собрания открыты и для студентов, желающих заниматься научными исследованиями.
Одногруппник — студент из твоей группы. Это как одноклассник, но не во всех случаях. Обычно одногруппники — это студенты одной специальности, однако бывает так, что набор на несколько схожих специальностей был небольшим, и студентов объединяют в одну группу.
Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. Обычно так говорят про студентов со своего факультета. С однокурсниками ты будешь пересекаться на поточных лекциях (когда один предмет преподаётся нескольким группам). У сокурсников всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.
Ординатура — форма послевузовской подготовки врачей, практическая аспирантура у медиков. Чтобы получить сертификат, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность, нужно ещё два года посвятить практическому обучению, но уже с большей свободой действия, чем у интерна.
Ординатор — учащийся ординатуры.
Пара (академический час) — учебное занятие в вузе. Длится 80 минут. Пары делятся на лекции и практические занятия.
Первокурсник — студент первого курса. Есть вероятность, что ты услышишь фразу «студентом ты станешь только после первой сессии». И в этом есть своя правда.
Пересдача — платная попытка получить удовлетворительную отметку за экзамен или зачёт. Её стоимость зависит от квалификации преподавателя. Например, вторичное посещение профессора обойдётся дороже, чем доцента. Пересдать зачёт нужно до начала экзаменационной сессии, в противном случае не получишь допуск к первому экзамену.
Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.
Проректор — заместитель ректора. В крупных вузах обычно есть первый проректор и множество других, которые специализируются уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт
Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.
Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.
Реферат — краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Здесь не требуется приводить собственный взгляд на проблему, предлагать пути её решения. Нужно грамотно пересказать суть вопроса, опираясь на авторский текст источников.
Семинар — практическое занятие в группе под руководством преподавателя. Студенты готовят доклады, рефераты, презентации и выступают перед одногруппниками. Затем выступление обсуждается. Это замечательная возможность научиться искать, обрабатывать и представлять информацию, вести диалог с аудиторией, дискутировать, что пригодится в профессиональной деятельности.
Семестр («сем») — 4 месяца учёбы, которые заканчиваются сессией. В каждом курсе по два семестра.
Сессия — период сдачи зачётов и экзаменов в вузе, выпадающий на зимнюю и летнюю пору. Это испытание занимает примерно месяц, в течение которого проходит не больше пяти экзаменов. На подготовку к каждому отводится не менее трёх дней. Сессия «закрывается» последним сданным экзаменом.
Староста — студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.
Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).
Стипендия («стипуха» и «стипашка») — ежемесячная выплата успевающим бюджетникам как мера социальной поддержки. Зависит от среднего балла за экзамены.
Студент — учащийся вуза.
Студенческий билет («студак») — документ, который подтверждает, что ты являешься студентом вуза. Он нужен, чтобы пройти в вуз, взять карту в поликлинике. А также получить скидку для студентов там, где она предоставляется.
Экзамен — форма оценки знаний студента, полученных за время изучения дисциплины (за семестр). Перечень вопросов, требования к сдаче определяет кафедра. Уровень владения предметом оценивается преподавателем по десятибалльной шкале. Минимальная удовлетворительная отметка — 4, ниже — пересдача (два раза). Не можешь явиться на экзамен по уважительной причине (есть документальное подтверждение) — имеешь полное право на продление срока сессии.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Что такое «поток» в университете? Вывесили расписание занятий, а там какой-то 1-й поток, 2-й, 3-й и т. д.
Поток или учебный поток в высших учебных заведениях — несколько учебных групп одной или схожих специальностей. Как правило, лекция читается в больших аудиториях для всего потока, в то время как семинар, лабораторное или практическое занятие проводится для каждой группы по отдельности. Такая система позволяет экономить время квалифицированных лекторов. Однако в случаях, когда на факультете к одному потоку относятся студенты не одной специальности, а нескольких схожих, то из-за разницы учебных планов лекция может читаться и для одной конкретной группы.
При поточной системе экзамены могут приниматься экзаменационной комиссией (или лектором с одним-двумя ассистентами) как традиционным способом, по группам, так и у всего потока, не делая различия между группами.
В некоторых университетах учебные потоки отсутствуют, лекции и семинары читаются каждой группе по отдельности (иногда — одним и тем же преподавателем).
При поточной системе экзамены могут приниматься экзаменационной комиссией (или лектором с одним-двумя ассистентами) как традиционным способом, по группам, так и у всего потока, не делая различия между группами.
В некоторых университетах учебные потоки отсутствуют, лекции и семинары читаются каждой группе по отдельности (хотя и при этом одним и тем же преподавателем). В ряде вузов отсутствуют большие аудитории, поэтому лекции в них читаются для отдельных групп или же потоки разделяются на две-три части по две-четыре группы с таким расчётом, чтобы часть могла разместиться в аудитории.»
Школа молодого преподавателя
Лекция на поток: что может быть хуже?
В конспектах студентки-выпускницы (2016г. ) по дисциплине «Технологии преподавания програмирования», я нашла перечисление форм организации учебного занятия: лекция, семинар, практическое занятие… Вспомнились далекие 80-е, собственное студенчество. Взглянула на свой учебный план, где 30% аудиторных часов отведено именно на лекции, да еще и «поточные», для четырех академических групп сразу. И появилось желание оформить своё мнение на лекционное занятие в виде небольшой заметки. Мнение лектора, практика, проводящего занятия как со студенческой аудиторией, так и в группах корпоративного обучения.
Лекция в привычном формате, особенно лекция «на поток», имеет право на существование только в том случае, если приглашен УНИКАЛЬНЫЙ лектор, гуру, человек выдающийся в своей области, обладающий притягательной харизмой и умеющий увлечь аудиторию. Всё. И без вариантов.
Остальную информацию студенты найдут сами. Нет такого знания, которое невозможно было бы отыскать в сети. Преподавателю только нужно правильно поставить цель поиска. И эта цель должна иметь практическую значимость для студентов. Значимость не абстрактную, не в отдаленной перспективе – «это вам необходимо для будущей работы», а сейчас, в данный момент.
Возьмем, для примера, вводную лекцию по «Основам программирования». В 90% случаев это будет тема «Развитие языков программирования в историческом аспекте».
Зачем нужна эта тема?
Как, чаще всего, выглядит такая лекция?
Преподаватель, хорошо, если с красочной презентацией, рассказывает по теме. Студенты делают вид, что слушают, изредка фотографируют слайды (если презентация не в открытом доступе). Велика ли польза от такой лекции? Что запомнили студенты? Проведите опрос, сразу по окончании занятия, и результат вас опечалит… А давайте сформулируем название лекции по-другому. Например, так:
Какой язык программирования выбрать для изучения, чтобы в ближайшие 10 лет не остаться без работы?
Задайте студентам целевые вопросы, к примеру: 1) Какие языки программирования востребованы в настоящий момент (по рейтингу кадровых агентств, подыскивающих программистов); 2) Как связаны языки программирования и развитие технологий; 3) Возможности существующих языков и требования к современному программному обеспечению.
Возможна ли такая форма занятия в группе из 90 – 120 студентов?
Нет, разумеется. А вот для 15-25 человек, такое занятие пройдет очень успешно. Какова роль преподавателя при такой технологии? А какова роль дирижера в симфоническом оркестре? Т.е. – самая главная. Провести такое занятие намного труднее, чем озвучить стандартную лекцию по готовой презентации.
Что надо учесть:
Будет очень хорошо, если в процессе общения студенты смогут аргументировать свои мысли, обращаясь к первоисточникам, т.е. к тем сайтам профессиональных сообществ, форумам, личным страницам в социальных сетях тех авторитетов, на которых они ссылаются. Как ускорить процесс поиска и загрузки нужных файлов во время занятия? Можно предложить студентам создавать посты в ВК или ФБ или Телеграм ( и т.д.), в которых сохранять необходимые ссылки.
Но лучшим выходом будет, если преподаватель будет вести публичный блог (или группу в соцсети). В этом случае, у вас будет открытая площадка, на которой вы будете объявлять тему занятия, прописывать ключевые вопросы, а ответы студентов собирать в виде комментариев. Это удобный формат для осуществления обратной связи. После лекции вы можете сформулировать и подвести итог, выложить, если необходимо, ссылки на дополнительные материалы.
Примечание: Еще один существенный плюс такого формата занятий. Студенты, особенно, технари, программисты, в процессе занятий мало говорят. А между тем, владение профессиональной терминологией, умение четко формулировать свои мысли, чрезвычайно важно в условиях коллективной, командной работы. Не менее важно и умение слушать, грамотно, уважительно и аргументированно вести спор, отвечать на реплики аудитории. Это те навыки, которые так востребованы в реальности, но которые с таким трудом мы формируем при обычных лекционных занятиях.
2017 © ИОЦ «Инфометод» дизайн и разработка ООО «Инфометод» Политика конфиденциальности Публичная оферта
Структура и виды лекций в вузе
Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.
Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.
Что такое лекция
Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:
Функции лекционной подачи материала:
Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.
Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.
Виды лекций в вузе
Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:
Вводная
Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.
Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.
Информационная
Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.
Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.
Лекция-конференция
Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.
Лекция-консультация
Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.
Другие виды
Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.
Структура лекций
В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.
Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.
В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.
Образец плана лекции
Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:
Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.
Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.
Статьи
Дистанционные уроки: краткое руководство
Текущие события заставляют школы, колледжи и университеты по всему миру перемещать занятия в интернет. Несмотря на сложную глобальную ситуацию, достижения в области потоковой передачи и видеотехнологий изменили способ дистанционного обучения. С минимальной подготовкой можно легко настроить виртуальный класс, позволяя студентам смотреть видеолекции в прямом эфире или в записи.
Три конфигурации виртуального класса
У преподавателя, планирующего записывать или транслировать занятия сейчас много вариантов. Мы рассмотрим три из них в порядке возрастания сложности. Прочитав это руководство, даже неискушённый в интернет-технологиях учитель или профессор будет готов провести увлекательный онлайн-видеоурок.
В некоторых учебных заведениях уже есть лекционные залы, оснащённые оборудованием для видеозаписи и потокового вещания, что делает этот процесс таким же простым, как посещение обычного класса и нажатие кнопки. В других может быть развёрнута система управления обучением (LMS), в которой автоматически размещаются видеолекции и прямые трансляции. В других может быть запасено видеооборудование, которое преподаватели могут использовать для работы в онлайн-классах. Но даже без этих инструментов виртуальный класс может быть готов к работе через полчаса.
Первое решение, которое мы представляем, идеально подходит для неопытных лекторов, которые полагаются прежде всего на слайды презентации.
1. Только захват экрана и аудио
Для преподавателей, нуждающихся в спешной организации удалённых занятий, этот вариант может стать лучшим решением. Это требует минимум с точки зрения настройки оборудования, что делает его доступным даже для завзятых технофобов. Все, что для этого требуется, – это компьютер и микрофон. Для людей, использующих современные ноутбуки, встроенный микрофон более чем достаточен.
Эта конфигурация представляет собой презентацию в виде слайдов – подобно тем, что вы, возможно, уже и так используете – транслируется на экран, в то время как звук – это просто собственный голос лектора. Для этого вам понадобится следующее:
1. Программное обеспечение, которое может фиксировать то, что происходит на вашем компьютере, и транслировать его в онлайн-сервис видео.
Open Broadcaster Software (OBS) – это только одна из многих программ, которые могут сделать это. Другие варианты включают FlashBack Express или Apowersoft Screen Recorder, но настоятельно рекомендуется использовать OBS, так как она принадлежит надёжному разработчику и бесплатна для использования.
2. Онлайн видеосервис, который может разместить вашу видеолекцию.
Вам понадобится «сеть доставки контента» (CDN) для размещения вашего виртуального урока, где ваши студенты смогут его смотреть. Самый простой вариант – это такие платформы как Facebook или YouTube. Они отлично работают, но на этих платформах отсутствуют расширенные функции специализированных образовательных видеохостингов, таких как Kaltura или Panopto.
После того, как вы выбрали программное обеспечение для захвата экрана и сеть доставки контента, вы можете приступить к настройке вашего виртуального класса.
Откройте программы для потоковой передачи и добавьте собственный экран вашего компьютера в качестве источника видео («захват экрана» в OBS). Затем вы также должны добавить источник звука. Выберите внутренний микрофон вашего компьютера или USB-микрофон (если есть).
Войдите в свою учётную запись Facebook или YouTube и нажмите кнопку, указывающую, что вы хотите начать прямую трансляцию. Сайт предоставит вам «ключ потока», уникальный код, который соединяет вашу учётную запись YouTube или Facebook с программой для захвата экрана и потокового вещания.
Введите ключ потока в OBS и выберите «Начать потоковую передачу», чтобы начать трансляцию в виртуальном классе.
Нужно просто записать видео вашей лекции? Тогда вместо того, чтобы нажимать кнопку «Старт», вы просто нажимаете «Начать запись». Когда вы довольны своей записью, вы можете загрузить готовое видео на выбранный вами сайт.
Не забывайте, что лекции в прямом эфире имеют гораздо большую ценность. Студенты могут задавать вопросы, на которые вы можете ответить в режиме реального времени. Этот вид обратной связи поможет вам сразу понять, что работает, а что нет.
2. Имитация класса
Эта конфигурация немного сложнее и требует от лектора забыть про стеснительность (которой преподаватели обычно и так не страдают) и лично появиться на экране. Имитируемая классная комната пытается воспроизвести то, что студент увидит лично, расположив камеру на некотором расстоянии от преподавателя и классной доски. Это может быть идеальным вариантом для лектора, который хочет как можно меньше менять привычный учебный процесс. Однако, это требует немного больше подготовительной работы, чем простая настройка захвата экрана.
Невозможно порекомендовать единственное правильное расстояние между преподавателем и камерой, поскольку все камеры имеют разное фокусное расстояние и, соответственно, угол обзора. Просто нужно, чтобы в кадр поместилось как можно больше вашей школьной доски из расчёта, что сам преподаватель будет виден выше пояса.
В качестве камеры подойдёт качественная веб-камера, но у совсем простенькой просто не хватит разрешения. А если у вас есть цифровая камера – лучше использовать её. Многие современные зеркальные и беззеркальные камеры могут захватывать HD-видео, но в этом случае вам понадобится карта захвата, чтобы отправить видеосигнал с камеры на компьютер в режиме реального времени.
Расстояние до камеры также означает, что вам понадобится микрофон, расположенный ближе к преподавателю, чтобы обеспечить чистый звук. Использовать встроенный микрофон веб-камеры или видеокамеры крайне не рекомендуется. Можно использовать USB-микрофон, но микрофон-«петличка» в данном случае подходит лучше всего.
Использование веб-камеры ноутбука также затрудняет чтение учителями вопросов или комментариев. Один из вариантов – держать телефон рядом с групповым чатом с участием класса. И YouTube, и Facebook позволяют пользователям запускать прямую трансляцию прямо с устройства iOS или Android, так что в этой ситуации можно использовать смартфон с микрофоном-«петличкой», обеспечивающим достаточно хороший звук. Но нужно иметь в виду, что это быстро разряжает батарею и не является долгосрочным решением.
3. Многокамерный виртуальный класс
Людям с опытом производства видео и преподавателям, которые хотят видео более высокого качества, следует подумать о конфигурации с несколькими камерами. Хотя это может показаться пугающим, но это может быть достаточно легко сделано.
Хотя вы все ещё работаете только с одним источником аудиосигнала, эта конфигурация имеет два (или более) источника видео. Этими источниками могут быть две отдельные камеры или экран компьютера и камера. Перед тем как видео выйдет в онлайн, необходим коммутатор для интеграции этих аудио- и видеосигналов.
Преимущество этой конфигурации состоит в том, что она может обеспечить совсем другой уровень детализации. Вы всегда можете переключиться с общего плана с лектором на крупный план классной доски с формулами или лабораторный стол, где выполняются опыты.
Программа OBS, как и многие другие потоковые программы, предлагает некоторые основные функции коммутации. Перед началом лекции вы настраиваете каждый видеовход в своём коммутаторе и программируете компоновки видео. Стандартные компоновки включают в себя изображение типа «картинка-в-картинке» или «разделённый экран», в зависимости от того, что, по вашему мнению, лучше всего подходит для конкретной задачи.
Проще и надёжней в этом случае использовать выделенный аппаратный видео-микшер. Pearl Mini может работать с несколькими камерами через разъёмы HDMI, SDI и USB и передавать потоковое видео высокого качества напрямую на такие сайты, как YouTube или Facebook. Pearl также полностью интегрирован с Kaltura и Panopto, что удобно для учебных заведений, которые уже развернули эти системы.
Думайте на перспективу
Нынешняя ситуация в области здравоохранения в мире говорит о том, что преподавателям придётся некоторое время вести уроки через видеокамеру. Это подходящее время, чтобы заглянуть в будущее и планировать сделать курсы максимально удобными для преподавания онлайн. В следующий раз, когда учебное заведение закроется из-за какой-то другой проблемы, навыки ведения занятий через интернет точно не помешают.
Даже после того, как пандемия COVID-19 закончится, спрос на онлайн-обучение будет продолжать расти. Учебные заведения постоянно пытаются нарастить количество обучающихся, и онлайн-курсы и дипломы являются важной частью этого процесса. Учащиеся удалённых населённых пунктов или из-за границы часто сталкиваются с барьерами и огромными расходами и связанными с очным обучением в престижных учебных заведениях. У других могут быть проблемы со здоровьем, тоже мешающие им посещать занятия лично. Удалённое обучение даст им возможность преодолеть эти барьеры с минимальными усилиями и затратами.