Что значит потерянное поколение в литературе
«Потерянное поколение» в литературе
Творческий эксперимент, начатый парижскими экспатриантами, модернистами довоенной генерации Гертрудой Стайн и Шервудом Андерсоном, был продолжен молодыми прозаиками и поэтами, которые именно в 1920-е годы пришли в американскую литературу и принесли ей впоследствии всемирную славу. Их имена на протяжении всего двадцатого столетия прочно ассоциировались в сознании зарубежных читателей с представлением о литературе США в целом. Это Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Джон Дос Пассос, Торнтон Уайлдер и другие, преимущественно писатели-модернисты.
Вместе с тем модернизм в американском развороте отличается от европейского более очевидной вовлеченностью в общественные и политические события эпохи: шоковый военный опыт большинства авторов невозможно было замолчать или обойти, он требовал художественного воплощения. Это неизменно вводило в заблуждение советских исследователей, объявлявших этих писателей «критическими реалистами». Американская критика обозначила их как «потерянное поколение».
Само определение «потерянное поколение» было походя обронено Г. Стайн в разговоре с ее шофером. Она сказала: «Все вы потерянное поколение, вся молодежь, побывавшая на войне. У вас ни к чему нет уважения. Все вы сопьетесь». Это изречение было случайно услышано Э. Хемингуэем и пущено им в обиход. Слова «Все вы потерянное поколение» он поставил одним из двух эпиграфов к своему первому роману «И восходит солнце» («Фиеста», 1926). Со временем данное определение, точное и емкое, получило статус литературоведческого термина.
Каковы же истоки «потерянности» целого поколения? Первая мировая была испытанием для всего человечества. Можно представить, чем она стала для мальчиков, полных оптимизма, надежд и патриотических иллюзий. Помимо того, что они непосредственно попали в «мясорубку», как называли эту войну, их биография началась сразу с кульминации, с максимального перенапряжения душевных и физических сил, с тяжелейшего испытания, к которому они оказались абсолютно не подготовленными. Конечно, это был надлом. Война навсегда выбила их из привычной колеи, определила склад их мировоззрения — обостренно трагический. Яркой иллюстрацией сказанному служит начало поэмы экспатрианта Томаса Стернза Элиота (1888—1965) «Пепельная среда» (1930).
Другим программным поэтическим произведениям «потерянного поколения» — поэмам Т. Элиота «Бесплодная земля» (1922) и «Полые люди» (1925) свойственны то же чувство опустошенности и безысходности и та же стилистическая виртуозность.
Однако Гертруда Стайн, утверждавшая, что у «потерянных» не было уважения «ни к чему», оказалась слишком категоричной в своих суждениях. Не по годам богатый опыт страданий, смерти и преодоления не только сделал эту генерацию очень стойкой (ни один из пишущей братии не «спился», как им было предсказано), но и научил их безошибочно различать и высоко чтить непреходящие жизненные ценности: общение с природой, любовь к женщине, мужскую дружбу и творчество.
Писатели «потерянного поколения» никогда не составляли какой-либо литературной группы и не имели единой теоретической платформы, но общность судеб и впечатлений сформировала их сходные жизненные позиции: разочарование в социальных идеалах, поиски непреходящих ценностей, стоический индивидуализм. Вкупе с одинаковым, обостренно трагическим мироощущением, это определило наличие в прозе «потерянных» ряда общих черт, очевидных, несмотря на разнообразие индивидуальных художественных почерков отдельных авторов.
Общность проявляется во всем, начиная с тематики и кончая формой их произведений. Главные темы писателей этого поколения — война, фронтовые будни («Прощай оружие» (1929) Хемингуэя, «Три солдата»(1921) Дос Пассоса, сборник рассказов «Эти тринадцать» (1926) Фолкнера и др.) и послевоенная действительность — «век джаза» («И восходит солнце» (1926) Хемингуэя, «Солдатская награда» (1926) и «Москиты» (1927) Фолкнера, романы «Прекрасные, но обреченные» (1922) и «Великий Гэтсби» (1925), новеллистические сборники «Рассказы джазового века» (1922) и «Все печальные молодые люди» (1926) Скотта Фитцджеральда).
Обе темы в творчестве «потерянных» взаимосвязаны, и эта связь имеет причинно-следственный характер. В «военных» произведениях показаны истоки потерянности поколения: фронтовые эпизоды поданы всеми авторами жестко и неприукрашенно — вразрез с тенденцией романтизации Первой мировой в официальной литературе. В произведениях о «мире после войны» показаны следствия — судорожное веселье «джазового века», напоминающее пляску на краю пропасти или пир во время чумы. Это мир искалеченных войной судеб и изломанных человеческих отношений.
В чем же видят смысл бытия выжившие на войне герои их произведений? В самой жизни как она есть, в жизни каждого отдельного человека, и, прежде всего — в любви. Именно любовь занимает главенствующее место в системе их ценностей. Любовь, понимаемая как совершенный, гармоничный союз с женщиной — это и творчество, и товарищество (человеческое тепло рядом), и природное начало. Это сконцентрированная радость бытия, своего рода квинтэссенция всего, что есть стоящего в жизни, квинтэссенция самой жизни. Помимо того, любовь — самое индивидуальное, самое личное, единственно тебе принадлежащее переживание, что для «потерянных» весьма важно. По сути, доминирующая идея их произведений — идея безраздельного господства частного мира.
Прозе «потерянного поколения» свойственна безошибочно узнаваемая поэтика. Это лирическая проза, где факты действительности пропущены через призму восприятия смятенного героя, очень близкого автору. Не случайно, излюбленная форма «потерянных» — повествование от первого лица, предполагающее взамен эпически обстоятельного описания событий взволнованный, эмоциональный отклик на них.
Проза «потерянных» центростремительна: она не развертывает человеческие судьбы во времени и пространстве, а напротив, сгущает, уплотняет действие. Для нее характерен краткий временной отрезок, как правило, кризисный в судьбе героя; он может включать в себя и воспоминания о прошлом, за счет чего происходит расширение тематики и уточнение обстоятельств, что отличает произведения Фолкнера и Фитцджеральда. Ведущий композиционный принцип американской прозы двадцатых — принцип «сжатого времени», открытие английского писателя Джеймса Джойса, одного из трех «китов» европейского модернизма (наряду с М. Прустом и Ф. Кафкой).
Стиль «потерянных» также узнаваем. Типичная для них проза — это внешне беспристрастный отчет с глубинным лирическим подтекстом. Произведения Э. Хемингуэя особенно отличает крайний лаконизм, порой лапидарность фраз, простота лексики и огромная сдержанность эмоций. Лаконично и почти сухо решены в его романах даже любовные сцены, что заведомо исключает всякую фальшь в отношениях между героями и, в конечном счете, оказывает на читателя исключительно сильное воздействие.
► Читайте также другие статьи раздела «Литература XX века. Традиции и эксперимент»:
Реализм. Модернизм. Постмодернизм
Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм
Человек и общество второй половины столетия
Литература «потерянного поколения». Общая характеристика
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Литература «потерянного поколения». Общая характеристика
Потерянное поколение – поколение, которое возмужало на войне, кто остался жив, но не смог, после войны найти достойной работы.
Основные черты «литературы потерянного поколения»:
Возникла через 10-11 лет после Первой мировой войны (за это время уже произошла переоценка ценностей)
Все авторы литературы прошли через эту войну
Все произведения этой литературы относятся к лиро-эпическому роду литературы (включает рассказ о событии, окрашенный эмоциями)
Один и тот же жанр: роман (позволяет и рассказать и эмоционально окрасить)Авторы разработали специальную композицию романа. Центростремительный способ построения композиции.
Особая мотивная структура.
Мотив – это и тема и образ и компонент содержания и прием в литературе. Может быть и настроением.
В «Литературе потерянного поколения» сформировались следующие мотивы:
Мотив фронтового братства
Общественно-политические истоки литературы «потерянного поколения» определить нетрудно – кровавая империалистическая война, обратившая в прах многие идеалы и иллюзии, породившая глубочайшее разочарование чувство потерянности, одиночества, обреченности.
«Звездный час» литературы потерянного поколения это 1929 год. После войны прошло 10 лет, когда появились самое знаменитые произведения о ней, это «На западном фронте без перемен» Ремарка, «Смерть героя» Олдингтона и «Прощая оружие» Хемингуэя. Необходима дистанция, необходимо время для того, чтобы этот опыт был пережит и воплощен в художественно, и высококачественном произведении, а не каких-то зарисовках, рассказах и публицистических произведениях.
К концу десятилетия (1920-е гг.) основная мысль произведения потерянных заключалась в том, что человек постоянно находится в состоянии военных действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого — армия, бюрократия.
Каждый искал свои художественные средства и приемы.
Олдингтон был участником Первой мировой войны (с 1916 г.): он начал службу рядовым, а позже был произведен в офицеры английской армии и служил на Западном фронте. Война резко изменила мироощущение Олдингтона, наложив отпечаток суровой горечи и безнадёжности на всё его дальнейшее творчество. Его роман «Смерть героя», а также рассказы проникнуты неприятием милитаризма; в них он раскрывал лживую сущность ура-патриотов.
Зарубежная литература. ХХ века: учеб. для вузов / Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. – М.: Высш. шк.; изд. центр «Академия», 2000. – С. 342–356.
Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. / под ред. Н. П. Михальской [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – С. 144–147.
Засурский, Я. Н. Американская литература ХХ века / Я. Н. Засурский. – М., 1984.
Литература «потерянного поколения»
Литература «потерянного поколения»,
к 100-летию начала Первой мировой войны
«Все вы – потерянное поколение», — эта фраза, сказанная американкой Гертрудой Стайн, как нельзя лучше отразила душевное состояние «потерянности», присущее молодёжи, побывавшей на полях сражений Первой мировой войны. Молодые люди, ушедшие на фронт в 18-летнем возрасте, рано начавшие убивать себе подобных, получали такие психологические травмы (не говоря уже о физических увечьях), что очень часто не могли адаптироваться к мирной жизни, многие из них спивались или заканчивали жизнь самоубийством. По аналогии с этим поколением названа литература о нём и писатели, сами побывавшие на той войне и писавшие о ней.
Герои книг писателей «потерянного поколения», как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи и принадлежат к интеллигенции. Они — индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный общественный поступок, то сепаратно заключая «договор с войной» и дезертируя (как лейтенант Генри). Герои Ремарка находят утешение в дружбе и любви, не отказываясь от кальвадоса. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов. Героям литературы «потерянного поколения» недоступно единение с народом, государством, классом, как это наблюдалось у Барбюса. «Потерянное поколение» противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную и всеохватную критику устоев фальшивой цивилизации.
Анри Барбюс — французский писатель, журналист и общественный деятель, пожалуй, самый старший в ряду представленных в данном обзоре писателей. Родился в семье француза и англичанки 17 мая 1873 года. Сорокалетним, зрелым мужчиной, вступил в ряды французской армии в 1914 г. В 1915-м был ранен и комиссован.
Известность к Анри Барбюсу пришла благодаря антивоенному роману «Огонь», посвящённому революционизации сознания масс во время Первой мировой войны. Этот откровенный и беспощадный роман с огромной силой прозвучал в атмосфере залитой кровью Европы. «Огонь» был переведён на множество языков мира, разошелся неслыханными тиражами и вошел в историю мировой литературы как честная и талантливая книга, разрушившая вокруг войны ореол парадности и романтики. «Барбюс написал будни войны, он изобразил войну как работу, тяжелую и грязную работу взаимного истребления ни в чем не повинных людей, — не повинных ни в чем, кроме глупости» — это слова А. М. Горького, дважды писавшего предисловия к роману Барбюса — в 1919 и в 1935 гг.
Роман «Огонь» написан на основе репортерских записей, которые Барбюс вел регулярно, и которые определили жанровое своеобразие книги, в подзаголовке названной «дневник взвода» и снабженной посвящением: «Памяти товарищей, павших рядом со мной под Круи и на высоте 119». Как и автор, все это резервисты, не молодые, с уже состоявшимися биографиями люди, у которых были семьи, работа, мирные профессии: шахтеры, рабочие, возчики и крестьяне, батраки — под градом свистящих пуль, в грязи и воде защищали они Отечество, верили в это, а на самом деле умирали за чуждые народу интересы власть имущих.
Самый известный его роман «Смерть героя» (частично автобиографический), сборник повестей «Короткие ответы» и роман «Все люди — враги» — проникнуты неприятием милитаризма.
Сборник включает: роман «Смерть героя», повествующий о жизни и гибели Уильяма Уинтерборна, ставшего воплощением судьбы всего «потерянного поколения», сломленного войной 1914-1918 гг. а так же рассказы из сборника «Дороги к славе» и «Короткие ответы», затрагивающие проблемы военной и послевоенной жизни, быт, нравы и психологию западной интеллигенции.
Этот роман является неким продолжением «Смерти героя» и, одновременно, его параллелью. Жизнь героя, Энтони Кларендона, как бы поделена на две части – до и после войны. Между ними пролегает пропасть: Тони из Вайн-Хауза и Энтони Кларендон, травмированный войной, — люди разного душевного состояния, но всё же не две разомкнутые половины. В целом этот роман более светлый и жизнеутверждающий, чем «Смерь героя».
Если два первых автора – граждане стран, представлявших одну сторону конфликта – страны Антанты (Франция и Великобритания), то следующий – Э.М. Ремарк, представитель другой стороны — Германии. Но в отличие от Олдингтона, подчёркивавшего, что он писал реквием, Ремарк старается оставаться нейтральным. В эпиграфе к роману «На Западном фронте без перемен» он писал: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».
«На Западном фронте без перемен» — история убийства на войне семи одноклассников, отравленных шовинистической пропагандой в школах кайзеровской Германии и прошедших подлинную школу на холмах Шампани, у фортов Вердена, в сырых и грязных окопах на Сомме. Здесь оказались уничтоженными понятия о добре и зле, обесцененными нравственные принципы. За один день мальчики превратились в солдат, чтобы вскоре быть бессмысленно убитыми. Они постепенно осознавали свое ужасающее одиночество, свою старость (хотя каждому из них было не более двадцати) и обреченность: «из клетки войны выход один — быть убитым». Ведущая в романе тема бессмысленности войны осознается ее героями как простая истина: убитый тобой — не твой враг, он — такой же несчастный.
Наиболее значительными представителями американской литературы «потерянного поколения», были: Э. Хемингуэй, Ф.С. Фицджеральд, Т. Вулф, Д. О`Хара, К. Уэст и Д. Дос Пассос.
И первыми среди них являются, безусловно, Хемингуэй и Фицджеральд. Их произведения о «потерянном поколении», читаемые во всём мире и экранизированные, пожалуй, лучше других известны современному читателю.
Имя Хемингуэя навсегда связано с «потерянным поколением»: он рассказал о возвращении с войны (в книге рассказов «В наше время»), о сущности неприкаянной жизни бывших фронтовиков и их подруг, об одиночестве невест, не дождавшихся возлюбленных («Фиеста»), о горечи прозрения после первого ранения и утраты товарищей, о попытке вырваться из ада бойни, как это сделал лейтенант Генри в романе «Прощай, оружие!». Страшный опыт фронта вернувшиеся с войны носят в себе до конца своих дней и тогда, когда не болят телесные раны. Они отчуждены от семьи и дома, куда не могут вернуться душой, от стереотипов прежней жизни. Они стремятся уйти от людей, найти успокоение в мире природы, искусства, обрести свое царство Божие и понимают, как Гарольд Кребс из рассказа «Дома», что в царстве Божием им нет места.
Эрнест Хемингуэй, в отличие от Олдингтона и Ремарка, не только не смиряется со своим уделом — он спорит с самим понятием «потерянное поколение» как синонимом обреченности. Герои Хемингуэя мужественно противостоят судьбе, стоически преодолевают отчуждение. «Непобежденный» — таково название рассказа о последних днях матадора Мануэля Гарсиа, не сумевшего выйти из полосы неудач, но не сломленного духовно. Таков стержень моральных поисков писателя — знаменитый хемингуэевский кодекс или канон стоического противостояния трагизму бытия. Ему следуют все настоящие герои Хемингуэя.
В этом романе перед читателем разворачивается история самовлюблённого тщеславного аристократа, вынужденного пройти суровую школу Первой мировой войны, роковым образом изменившей его судьбу. Разочарование в любви, бедность и множество горьких неудач помогают Эмори Блейну осознать истинную ценность жизни, протекающую «по эту сторону рая».
Судьба ещё одного участника Первой мировой войны рассказана Фитцджеральдом в романе «Великий Гэтсби» (кстати, недавно экранизированном и с большим успехом прошедшем в мировом кинопрокате).
Джеймс Гетц — сын бедных фермеров из Северной Дакоты — вернулся после войны в ореоле славы. Однако молодой майор весь в медалях не имел средств даже на то, чтобы купить себе штатский костюм. Он безуспешно искал работу, пока типично американский путь не привел его к успеху. Разбогатев на бутлегерстве — незаконной торговле спиртным, купив роскошный особняк в фешенебельном Лонг-Айленде, где собирались тучи гостей, он, теперь уже Джей Гэтсби, все же не стал счастливым.
В своём творчестве Фицджеральд выразил умонастроения «потерянного поколения», побывавшего на войне, американца, пытавшегося убежать в Европу и возвращающегося в Америку, не принимающего её стандарты и вынужденного следовать им.
Мир произведений молодых писателей двадцатых годов двадцатого века — это мир, отрезанный Первой мировой от прошлого, изменившийся, мрачный, обреченный.
Уважаемые читатели, все представленные в обзоре книги (а так же многие другие), вы можете найти в фонде Истринской центральной районной библиотеки им. А.П. Чехова.
Приходите – читайте! Всегда вам рады!
Литература в мемах: Что такое «Потерянное поколение»
Почему поколение назвали «потерянным», кто к нему относится и чем отличается творчество писателей данной эпохи — продолжаем рассказывать историю литературы в мемах.
Первая мировая война изменила судьбы нескольких поколений и поставила под сомнения моральные устои целых стран. Вернувшись с фронта, истощённые физически и морально молодые солдаты разочаровались в навязанных обществом идеалах. Патриотические лозунги потеряли свою привлекательность, а страна, которую они считали своим домом, стала для них чужой.
Упаднические настроения 1920-х годов нашли отражение в литературе. Прежние формы письма изжили себя и оказались неуместными. Авторы, сами прошедшие через военные действия, не только писали о жизни на линии фронта, но и сами стали частью потерянного поколения.
Что такое «Потерянное поколение»
«Потерянное поколение» — это люди, достигшие совершеннолетия до или во время Первой мировой войны, нередко даже не окончившие школу, но рано начавшие убивать. На западе таких молодых фронтовиков называли вне зависимости от страны, за которую они воевали.
После войны они часто не могли адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, имели посттравматическое расстройство, заканчивали жизнь самоубийством.
Пройдя через кошмары войны, они не придавали значения капиталистическим ценностям. Эти люди признавали только высшие человеческие категории — жизнь, дружба, творчество и любовь. Они не чувствовали себя частью социума, так как ни они его, ни он их не принимали.
Индивидуалисты, сосредоточенные на себе и своём окружении, — такие люди становились центральными героями писателей «потерянного поколения». Они воплощали в творчестве тотальное разочарование в современной цивилизации, утрату веры в нравственные идеалы и отчуждённости от антигуманного мира.
Первоначально литература «потерянного поколения» получила широкое распространение в США, где наиболее сильно был ощутим контраст между мирным существованием и пережитым американскими солдатами военным опытом за океаном.
Позже эти писатели эмигрировали и работали в Европе в период между окончанием Первой мировой войны и Великой депрессией. К концу 1930-х годов литература «потерянного поколения» исчерпала себя, но некоторые её темы нашли продолжение и после Второй мировой войны в творчестве битников в США, «рассерженных молодых людей» в Великобритании и «поколения вернувшихся» в ФРГ.
Среди главных представителей потерянного поколения числятся: Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Уильям Фолкнер, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон, Джон Дос Пасос, Торнтон Уайлдер и поэт Томас Элиот.
Как появился термин «потерянное поколение»
Первой понятие «потерянное поколение» — lost generation — использовала американская писательница Гертруда Стайн в разговоре с Эрнестом Хемингуэем. В 1926 году писатель поместил фразу в качестве эпиграфа к своему роману «И восходит солнце», также известному как «Фиеста». А позже в романе «Праздник, который всегда с тобой» описал случай, при котором и родилась фраза.
У «Форда» Гертруды Стайн были проблемы с зажиганием. Работа молодого механика, бывшего фронтовика, теперь работавшего в гараже, не удовлетворила Стайн, после чего она пожаловалась его начальству. Хозяин сделал строгий выговор работнику и добавил: «Все вы — génération perdue!», с французского — потерянное поколение.
Так Гертруда Стайн позаимствовала фразу у автомеханика и добавила:
Вот кто вы такие! И все вы такие! Вся молодёжь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.
Гертруда Стайн — покровительница потерянного поколения
Американская писательница и теоретик литературы Гертруда Стайн прежде всего известна в модернистской литературе как организатор своего «салона» для молодых англоязычных писателей. Её квартира на улице Флёрюс стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа первой половины XX века. Для многих писателей она была наставником и нередко спонсором.
После войны многие молодые и пока непризнанные американские писатели, переехав в Париж, стали посещать салон Стайн. Её мнения старался узнать каждый гость, она обладала способностью предугадать тенденции, своей критикой могла возвысить или разрушить карьеру любого автора.
Гостями её салона были Эрнест Хемингуэй, Шервуд Андерсон, Скотт Фицджеральд, Джон Пассос, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон.
Семья Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй были особенно почитаемыми гостями. Последний в знак крепкой дружбы сделал Гертруду крёстной матерью своего сына.
Главные имена «потерянного поколения»
Эрих Мария Ремарк — не женщина и даже не брат с сестрой
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, урождённый Эрих Пауль Ремарк, оказался на итало-австрийском фронте в 18 лет, был тяжело ранен и остаток войны провёл в военных госпиталях Германии.
В послевоенные годы сменил множество профессий: был учителем в школе, продавцом надгробных памятников, воскресным органистом в доме для умалишённых, торговым служащим, а позже профессиональным журналистом.
В 1917 году от рака скончалась мать писателя Анна Мария Ремарк. В память о ней он сменил своё второе имя Пауль на Мария, впоследствии романы автора выходили под этим именем.
В 1929 году роман «На Западном фронте без перемен» о буднях молодых фронтовиков, окружённых ужасом войны и страхом смерти, принёс писателю первый читательский успех. Его последующие романы: «Возвращение», «Три товарища», «Возлюби ближнего своего», «Триумфальная арка» и другие репрезентировали опыт бывших солдат и мигрантов, показывали абсурдность войны и бессмысленность событий того времени.
Его творчество стало одним из ярких примеров антифашисткой литературы, за что вскоре власти Германии лишили его гражданства, а позже писатель был вынужден эмигрировать.
Персонажи Ремарка сдержанные, но чувственные герои, с травматичным фронтовым прошлым, немного циничные и скупые на эмоции, но благородные и возвышенные. Несмотря на разрушенные надежды, они всё же стараются сохранить те идеалы, которые окончательно не унесла с собой война.
Нередко герои напоминают эпизоды из жизни самого писателя, на страницах романов Ремарка литрами льётся кальвадос — его любимый напиток, а главные женские персонажи являются прообразами возлюбленных писателя, к концу романов чаще всего умирающих от туберкулёза.
Эрнест Хемингуэй — мем про спор
Американский писатель и журналист Эрнест Хемингуэй не был призван на службу для участия в Первой мировой войне из-за травмы глаз, полученной в отрочестве.
В 1918 году он уехал добровольцем в отряд Красного Креста в Европе, где был шофёром на итало-австрийском фронте, там же и получил ранения, после чего был удостоен итальянской награды за воинскую доблесть. Позже Хемингуэй побывает на фронте во время Гражданской войны в Испании и Второй мировой в качестве военного корреспондента.
Первый писательский успех пришёл к Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет романа «И восходит солнце», или «Фиеста», о французских и испанских репатриантах 1920-х годов.
1952 году вышла повесть «Старик и море» — история старого рыбака, поймавшего, но затем упустившего самую большую рыбу в своей жизни. Повесть пользовалась успехом как у критиков, так и читателей. За это произведение в 1953 году писатель получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Хемингуэй известен благодаря своему нетипичному стилистическому способу письма. Скупой на красноречия он отказался от описательной прозы и для передачи эмоций предпочитал использовать диалоги и молчание в качестве литературных приёмов.
Герои романов Хемингуэя прежде всего преданы жизни и самим себе, сражаются не только за страну, но и за право быть свободными, за право на любовь и дружбу.
Вокруг Эрнеста Хемингуэя бытует литературная легенда: якобы писатель поспорил, что напишет самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Ему приписывают авторство строк: «Продаются детские ботиночки. Неношеные».
Однако достоверных доказательств, что писатель действительно придумывал этот рассказ нет. Тем не менее инициатива нашла продолжение в соцсетях в качестве целых флешмобов.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд — создатель джазового века
Не окончив Принстон, Фрэнсис Скотт Фицджеральд ушёл добровольцем в армию в 1917 году и дослужился до адъютанта генерала Райана, выполняя обязанности его секретаря. Во время службы он познакомился с Зельдой Сейр – дочерью судьи в штате Алабама. Она стала музой писателя и прототипом героинь его романов.
После успеха дебютного автобиографического романа «По эту сторону рая» в 1920 году Фицджеральд стал востребованным автором. Его рассказы начали публиковаться в ведущих американских журналах и газетах, а сама чета Фицджеральд выступала яркими представителями эпохи «джазового века».
Термин «век джаза» ввёл сам писатель, обозначив период между Первой мировой войной и Великой депрессией, когда джазовая музыка обрела особую популярность.
Во время поездки в Париж Фицджеральд заканчивает работу над своим главным романом «Великий Гэтсби», выведшем в 1925 году. История о Джее Гэтсби — незаурядном, но способном человеке, который растрачивает себя в погоне за ложными ценностями. Фицджеральд, несмотря на своё неравнодушие к блеску «новых денег», критически описал идею «американской мечты» и стремление к материальному процветанию.
С писателями «потерянного поколения» Фицджеральда связывает пессимизм. Одна из наиболее характерных черт его произведений – ощущение предстоящей катастрофы в качестве расплаты за внешнюю лёгкость и беззаботность.
Гедонизм стал для героев Фицджеральда методом облегчить боль и скрыть от окружающего мира своё бессилие. Послевоенная действительность оказалась сильнее людей, дала им почву для чёрствости и цинизма. Герой, как правило, либо богат, либо ставит богатство во главу, чтобы сотворить собственный мир, полный роскоши и вечеринок.
Ему кажется, что лоск и богатство спасёт его от мрачной действительности, но в финале эта действительность оставляет человека наедине с его слабостью.
Домашка по литре
Что читать у писателей потерянного поколения, чтобы разбираться в линиях фронта, но не спиться окончательно: