Что значит постановка проблемы
Постановка проблемы
Научное исследование невозможно без постановки научной проблемы. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; это задача, подлежащая исследованию. Следовательно, проблема – это то, что еще не известно, что возникло в ходе развития науки и потребности общества.
Проблемы не возникают на пустом месте, они всегда вырастают из результатов, полученных ранее. Любая проблема содержит два неразрывно связанных элемента: объективное знание о том, что еще не известно, и предположение о возможности получения новых закономерностей либо принципиально нового способа практического применения ранее полученного знания. Предполагается, что это новое знание обществу необходимо.
Различают три этапа в постановке проблемы: поиск, собственно постановка и развертывание проблемы.
Поиск проблемы.Многие научные и технические проблемы лежат, как говорят, на поверхности, не требуя поиска. На них поступает социальный заказ, когда требуется определить пути и найти новые средства, чтобы разрешить возникшее противоречие. Например, проблема создания «чистого» двигателя, не загрязняющего воздушную среду. Чаще проблемы не такие отчетливые и очевидные, в частности проблема создания транспортного средства на воздушной подушке, возникшая в связи с необходимостью повышения проходимости автомобиля и отойти от такого древнего движителя, как колесо. Это крупные научно-технические проблемы. В своем составе они имеют множество мелких проблем, которые также могут стать темой научного исследования. Часто проблема возникает «от обратного», когда практика дает результаты противоположные или резко отличающиеся от тех, какие ожидались.
Постановка проблемы. Как известно, правильно поставить проблему, т. е. четко сформулировать цель, определить границы исследования и соответственно установить объекты исследования, – дело далеко не простое и, главное, весьма индивидуальное для каждого конкретного случая. Однако имеются четыре общих «правила» постановки проблемы.
1. Строгое ограничение известного от нового. Для постановки проблемы нужно хорошо знать новейшие достижения науки и техники в данной области, чтобы правильно оценить новизну обнаруженного противоречия и не поставить проблему, которая уже была решена ранее.
2. Локализация (ограничение) неизвестного. Следует четко ограничить область нового реально возможными пределами, выделить предмет конкретного исследования, поскольку область неизвестного безгранична и не позволяет охватить ее одним или группой исследований.
3. Определение возможных условий для решения. Следует уточнить тип проблемы: научно-теоретический или практический, специальный или комплексный, универсальный или частный; определить общую методику исследования, что в значительной мере зависит от типа проблемы, и установить масштабы точности измерений и оценок.
4. Наличие неопределенности или вариантности – предусматривает возможность замены в ходе развертывания и решения проблемы ранее выбранных методов, способов, приемов новыми, более совершенными или более подходящими, для решения данной проблемы или неудовлетворительных формулировок новыми, а также замены ранее выбранных частных отношений, определенных как необходимые для исследования, новыми, более полно отвечающими задачам исследования.
Область неизвестного при постановке проблемы (первые два «правила») должна ограничиваться и локализоваться, и соответственно строго должно выполняться третье «правило», требующее, чтобы в проблеме было заложено больше неопределенности, так как разрешение любой проблемы – это вторжение в область, полную неожиданностей, для которых может не оказаться уже известных способов исследования и оценок.
Развертывание проблемы.Решение научно-технической или научной проблемы не следует рассматривать как однократный акт. Решение проблемы часто совпадает с ее развертыванием, то есть с возникновением и формулированием дополнительных вопросов, которые группируются вокруг центрального вопроса – узлового пункта любой проблемы.
Решение дополнительных вопросов позволяет исследователю данные и факты, необходимые для поиска ответа на главный вопрос проблемы. Дополнительные вопросы, в известной мере, отождествляют с понятием «аспект проблемы», т. е. с изучением объекта исследования в новой связи, с новыми объектами, или приравнивают к рассмотрению старого, изученного объекта в отношении новых условий.
Центральный вопрос научной проблемы – это своеобразный узел, к которому привязаны различные аспекты проблемы. В некоторых случаях они могут рассматриваться как отдельные темы исследований, отдельные разделы проблемы, а иногда и как самостоятельные проблемы. Одна проблема может перерастать в другую, эти проблемы могут пополняться новыми вопросами, в результате аспекты основной проблемы множатся и в этом, в значительной мере, и заключается ее развертывание. Образно говоря, чтобы исследователю «не изобретать велосипед», ему необходимо знать, что уже сделано и на каком уровне, для чего необходимо изучить литературные и другие доступные источники информации.
Что значит постановка проблемы
Оглавление
Введение
Комплексность применения исследовательского метода обучения
Приложения
О проведении учебных исследований школьниками
по вопросам права
Учебно-исследовательская деятельность школьников
Исследовательская работа ученицы 9 кл. гимназии №18 Бачуриной
© 2007, Федеральный институт развития образования.
Все права защищены законом РФ об авторском и смежных правах.
Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования
ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть.
Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.
Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.
Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.
Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.
Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.
В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование.
В качестве примера научных проблем приведем некоторые из
«Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы»Шаг в будущее»» /МГТУ им. Н.Э. Баумана/.
1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка?
2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы?
3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции?
4.Как идет развитие художественного конструирования в России?
5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений?
6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?
Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий.
Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.
1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя.
2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:
-новые факты, найденные автором наблюдением, экспериментом, анкетированием, взятием интервью и т.д.;
-высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;
-обоснование тезиса /идеи/ со ссылкой на авторитетные источники;
-показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;
-толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.
К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:
1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?
2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?
3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.
Что такое постановка проблемы?
Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему.
Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом:
«В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе?
При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является «молодежь нашего /например г. Королёва/ города».
По смыслу «предмет исследования» совпадает с «темой исследования».
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: «Представление молодежи нашего города о жизненном успехе». Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.
По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: «Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?». Или другая тема: «Почему геройство не привлекает современную молодежь?»
Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать.
Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом.
В учебнике после каждой темы есть «Блок добывания знаний и умений». В этом блоке, в числе других, есть «творческие задания» и «контрольные вопросы». Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.
Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: «Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия». Или: «Различия в форме правления государствами в современном мире».
Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:
«Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития».
Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.
1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле.
1.Роль вирусов в жизни человека.
2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.
3.Содержание речного русла в черте города.
4.Перелетные птицы нашего города и т.д.
1.Современные моющие средства.
2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.
3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.
2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.
3.Анализ качества питьевой воды в городе.
4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.
1.Архитектура нашего города.
2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе.
3.Краеведческий музей нашего города.
4.Мой любимый художник и т.д.
1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.
2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века.
3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?
4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д.
ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/
1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.
2.Заимствования английских слов в языке нашего города.
3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.
4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.
ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/
1.Распространение немецкого языка в России и других странах.
2.Экономическая терминология в современном немецком языке.
ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/
1.А.С.Пушкин.»Я помню чудное мгновенье-
Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ.
2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.
3.Поэтика рассказов И.А. Бунина.
4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.
1.Как я воспринимаю поэзию.
3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.
1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского «Игрок».
2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира.
3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого.
4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д.
1.Идеальный учитель в моем представлении.
2.Как добиваются успеха люди в современной России.
3.Темы разговоров у современных старшеклассников.
4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д.
1.Современная власть в России и нравственность.
2.Почему математику считают царицей наук?
3.Что такое общество в России?
4.Какова практическая важность знаний об обществе?
5.Истинность моральных суждений.
6.Как формируются эстетические суждения? и т.д.
2.Как государство богатеет, и почему не нужно «долларов» ему, «когда простой продукт имеет?»
3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.
4.Образование и благосостояние страны и т.д.
1.Роль самообразования в становлении личности ученика.
3.Воспитание культуры слушания.
4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ
2.Приведем пример обоснования актуальности темы «Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность». В работе на указанную тему во введении есть такой текст.
«Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях.
Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны».
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.
Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.
2. Приведем примеры формулировки цели исследования.
Рассмотрим, например, тему «Российские военные ордена».
В этом случае целью может быть: «Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого».
Но для этой темы может быть и другая цель, например: «Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели».
Другой пример. Тема: «Отличия в форме правления государством в США и в России». Для этой темы может быть выбрана такая цель:
«Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России».
Возьмем другую тему: «Основные языки мира». Целью для этой темы может быть: «Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков».
Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.
Постановка проблемы исследования
Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.
Что такое проблема?
Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:
Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.
Например, изучим уровень безработицы в регионе:
Основные критерии научной проблемы
Научную проблему принято отличать по таким критериям:
Для авторов качественная публикация научной статьи согласно всем требованиям залог успеха. Специалисты СибАК знают, как напечатать статью в выбранном издании.
Этапы постановки проблемы исследования
Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.
Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.
Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.
При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.
Формулировка постановки проблемы
Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.
Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:
Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.
Основные понятия предмета
В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.
Главные вопросы
Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:
Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.
Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:
Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.
В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».
Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.
Цели и виды исследования
Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:
Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.
При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.
Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.
Анализ и противоречия
Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.
Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.
Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.
Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:
Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.
Примеры составления формулировки
Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:
То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».
Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.
Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.