Что значит строгий пост

Православный пост

Что значит строгий пост
Православный пост / Сост. Д. Дементьев. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 48 с. — (Серия «Таинства и обряды»)

Что такое пост в православном понимании? Каково его значение и духовный смысл? Когда и как следует поститься по Уставу Церкви? Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге.

Приводим отрывок из книги.

Милости хочу, а не жертвы.
Мф 9, 13

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов).

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».

Надо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить».

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа».

Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей?» — отвечал: «Пост — мое; когда захочу, могу его иметь. А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает (см.: Ин 13, 20) — и: не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься (см.: Мк 2, 19–20) ».

Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им было известно, что святитель Тихон во весь Великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы.

О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим 1, 15) ».

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Поучителен рассказ преподобномученика Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид (Кавелин) каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, — я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу?» Потому я ел все, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне… Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного?» И слышу Ее ответ: «Нарушением поста! Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь».

Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Говоря о тщеславном прохождении дней поста, можно привести следующий случай из «Древнего Патерика». Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся». Тогда старец подозвал его и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным.

«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь при этом смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Источник

Что значит строгий пост

Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения.

Установление поста

Позже заповедь о посте была закреплена законодательно, в форме однодневных постов, приуроченных к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8, 18-19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар. 12, 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9, 3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8, 23). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.

Сам Спаситель освятил пост Своим примером, перед началом Своего общественного служения: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4, 1-2). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ этого Господня поста, по той же причине и Рождественский пост длится 40 дней.

О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).

Современная практика

Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц, а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники.

Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими – см. 69 правило св. Апостолов. Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.

При всех степенях поста исключается пища животного происхождения: молочные и мясные продукты, яйца. Важное значение имеет и определенное ограничение в количестве потребляемой пищи.

Телесный пост предусматривает также воздержание от супружеских отношений накануне однодневных постов и в течение многодневных, в эти дни также не совершается венчание.

Духовный пост

«Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды. всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия бескровные введем в домы – да приимем от Христа Бога велию милость» (песнопение Великого поста).

Телесный пост без духовного не приносит никакой пользы, напротив, вредит человеку. Духовный пост пост подразумевает работу над собой, усиление молитвы и духовной борьбы, он накладывает ограничения на развлечения (телевизор и т.п.), освобождая время для помощи ближним и молитвы.

Допустимые послабления

Послабления в посте допускаются для больных, беременных и кормящих, занимающихся тяжелым физическим трудом, путешествующих и т.п. Следует помнить, что чрезмерный пост вреден для христианина: «мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти чрез силы» [3].

Святые отцы и подвижники благочестия о посте

О необходимости поста

О вреде неумеренного поста

Использованные материалы

[1] Свт. Василий Великий, Творения, Минск, 2003, 96.

[3] Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева), П.279

[4] Моя жизнь во Христе, слово 980.

[7] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 2., с. 143

[8] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., том 5, с. 270

[9] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 150 (242, 81) 1846 г.

[10] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 402 (528) 1847 г.

Источник

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что такое строгий пост в православии?

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Строгий пост в православии – это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. Он несет радость причастия и освобождение души от грехов, скопившихся за год. Это важная часть жизни любого христианина.

Что значит строгий пост

Правила строгого поста

Согласно православному календарю, существует несколько видов поста: перед Пасхой, Рождественский, Апостольский, Успенский. Кроме того, предусмотрены также однодневные дни воздержания. Перед причастием необходимо поститься трое суток. Из перечисленных, какой пост самый строгий — перед светлым праздником Пасха.

Для человека, который осознанно пришел к вере и решил поститься, необходимо знать важные вещи:

Когда начинается строгий пост

Самый строгий из постов начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается 48 дней. В эти дни следует отказаться от просмотра телепередач и посещение увеселительных мероприятий. Время, которое освобождается, тратиться на духовное развитие, помощь ближним, прочтение книг, посещение храма, общение с близкими людьми.

Главное – это думать только позитивно, не позволять злости туманить разум, совершать плохие поступки. Строгость следует соблюдать к телесному и нравственному облику. Ограничивая себя в физических и духовных желаний, человек воспитывает силу воли и готовность к любым трудностям. Если это становится для него тяжелым испытанием, в результате которого он получает стресс, то нет смысла продолжать мучить себя.

Что значит строгий пост? Духовные отцы трактуют значение таких дней, что время воздержания от пищи помогает достичь гармонии между духовным и физическим телом. В результате человек начинает чувствовать прилив сил и бодрость, вырабатывается воля и появляется уверенность.

Что кушать в строгий пост

Существует легкие и сложные дни. Например, на Масленицу можно кушать все, кроме мяса. Сложнее обстоят дела, когда предусмотрен только сухой рацион и вода. В другие дни разрешается горячая пища с постным маслом и без него.

Во время строгого поста следует забыть о продуктах животного происхождения. Мясо, молоко, яйца исключаются полностью. Можно употреблять свежие фрукты, овощи в варенном и запеченном виде. Крупы и пчелиный мед необходимы для поддержания энергетического баланса при отсутствии животных жиров. Постное масло добавляют только в выходные и праздничные дни. Необходимо употреблять больше воды, а мысли о еде заменить молитвами и посещением храма.

Начало поста – это самое трудное время. В первый день и последнюю пятницу необходимо воздержатся от любой пищи. В особые недели разрешаются:

В течение всего времени можно кушать:

В Вербное воскресение можно употреблять рыбные продукты, в выходные дни добавлять постное масло.

После строгого воздержания нарушать режим питания большим количеством мясных продуктов не следует. Употребление пищи животного происхождения может вызвать сильное расстройство желудочно-кишечной системы. Необходимо начинать питаться с легко усвояемой пищи.

Блюда во время поста

Существует масса вариантов блюд для строго поста. Например, сытный паштет из фасоли, картофельные зразы, морковные котлеты. Для любителей сладенького можно запечь яблоки с сахаром в фольге или приготовить козинаки из семян подсолнечника с сахаром.

В качестве первого блюда из чечевицы варят суп с оливками и зеленью. К жареному картофелю с грибами для разнообразия добавляют болгарский перец. Картошка, запеченная в фольге с чесноком – еще один ароматный рецепт. При желании мяса можно приготовить постные фрикадельки из нута. Если манку соединить с сахаром и запечь в яблоке, получится на вкус подобие творога.

Можно быстро приготовить вермишель с овощами. Залить ее кипятком и проварить пару минут, дать постоять. Нарезать соломкой овощи и обжарить на постном масле с долькой чеснока. Все добавить в лапшу, приправить соевым соусом, посыпать семенами кунжута.

Молитвы — пища души

Кроме ограничений в еде следует уделять особое внимание духовной пище. Наиболее важные молитвы строгого поста:

Отче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144). На благословение пищи и пития мирянам Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Источник

О постах и трапезах

Смот­рите же за собою, чтобы сердца ваши
не отяг­чи­лись объ­яде­нием и пьян­ством… Лк.21:34

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви уста­нов­лены четыре мно­го­днев­ных поста, три одно­днев­ных и, кроме того, пост в среду и пят­ницу в тече­ние всего года.

Мно­го­днев­ные посты

Вели­кий пост про­дол­жа­ется 7 недель от Про­ще­ного вос­кре­се­нья до Пасхи;

Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зави­си­мо­сти от дня Святой Пасхи. Он начи­на­ется через неделю после дня Святой Троицы и про­дол­жа­ется до 12 июля – дня памяти святых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла;

Успен­ский пост – с 14 по 27 авгу­ста (двух­не­дель­ный) перед празд­ни­ком Успе­ния Божией Матери;

Рож­де­ствен­ский пост – с 28 ноября по 6 января (40-днев­ный) перед Рож­де­ством Хри­сто­вым.

В дни стро­гого поста не поз­во­ля­ется не только рыба, но и пища, при­го­тов­лен­ная на рас­ти­тель­ном масле. Раз­ре­шено лишь сухо­яде­ние. Для людей слабых и боль­ных эти тре­бо­ва­ния, по бла­го­сло­ве­нию духов­ника, могут быть ослаб­лены.

Сего­дня в пра­во­слав­ных домах можно встре­тить такие “посто­вые дели­ка­тесы”, как брюс­сель­ская капу­ста, ось­ми­ноги, каль­мары, уст­рицы… Все, дей­стви­тельно, пост­ное. Однако отцы Церкви строго обли­чали тех, кто упо­треб­лял во время поста пищу хотя и пост­ную, но изыс­кан­ную. “Есть такие хра­ни­тели Четы­ре­де­сят­ницы, – пишет бла­жен­ный Авгу­стин, – кото­рые более при­хот­ливо, нежели бла­го­че­стиво про­во­дят ее. Они более изыс­ки­вают новые удо­воль­ствия, нежели обуз­ды­вают ветхую плоть. Бога­тым и доро­гим под­бо­ром разных плодов они хотят пре­взойти раз­но­об­ра­зие самого вкус­ного стола. Сосу­дов, в кото­рых вари­лось мясо, они стра­шатся, а не стра­шатся похоти чрева и гор­тани своей.”

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст настав­ляет: “Ты под­счи­тай, сколько денег стоит твой ско­ром­ный обед, когда ты ешь мясо. Затем под­счи­тай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а раз­ницу отдай нищим.” То есть, чем самому изыс­канно питаться и тем окра­ды­вать пост, деньги лучше потра­тить на дела мило­сер­дия.

Одно­днев­ные посты

Уста­нов­лены Святой Цер­ко­вью в среду и пят­ницу в тече­ние всего года.

Время поста зани­мают не слу­чай­ные дни. Пост в среду напо­ми­нает нам о пре­да­тель­стве Иудой Гос­пода нашего Иисуса Христа, а в пят­ницу – о Его Стра­да­нии и Рас­пя­тии. Вспо­ми­ная о них, как может хри­сти­а­нин не огра­ни­чить себя путем воз­дер­жа­ния? По словам свя­ти­теля Афа­на­сия Вели­кого, «чело­век, раз­ре­ша­ю­щий себе есть ско­ром­ное в среду и пяток, так же рас­пи­нает Гос­пода».

Рыба в среду и пят­ницу раз­ре­ша­ется, когда на эти дни выпа­дают празд­ники Сре­те­ния Гос­подня, Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, Рож­де­ства Бого­ро­дицы, Вве­де­ния Бого­ро­дицы во храм, Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Рож­де­ства Иоанна Пред­течи, память апо­сто­лов Петра и Павла, апо­стола Иоанна Бого­слова, а также в тече­ние всей Пяти­де­сят­ницы – период от Пасхи до Троицы. Если празд­ники Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня попа­дают на среду и пят­ницу, то пост в эти дни отме­ня­ется. В наве­че­рие (канун, сочель­ник) Рож­де­ства Хри­стова (обычно день стро­гого поста), слу­чив­ше­еся в суб­боту или вос­кре­се­нье, раз­ре­ша­ется пища с рас­ти­тель­ным маслом.

Кроме среды и пят­ницы суще­ствуют сле­ду­ю­щие одно­днев­ные стро­гие посты без рыбы, но в кото­рые раз­ре­ша­ется пища с рас­ти­тель­ным маслом:

КРЕ­ЩЕН­СКИЙ СОЧЕЛЬ­НИК (наве­че­рие Бого­яв­ле­ния) – 18 января, день нака­нуне празд­ника Кре­ще­ния Гос­подня. В этот день веру­ю­щие при­го­тав­ли­вают себя для при­ня­тия вели­кой свя­тыни – аги­асмы – кре­щен­ской святой воды, для очи­ще­ния и освя­ще­ния ею на пред­сто­я­щем празд­нике. По цер­ков­ному уставу в этот день пред­пи­сы­ва­ется упо­треб­лять в пищу сочиво или коливо (варе­ные в меду зерна пше­ницы или отвар­ной рис с изюмом). Вку­шают пищу после литур­гии, только по при­ня­тии освя­щен­ной воды.

УСЕК­НО­ВЕ­НИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕД­ТЕЧИ – 11 сен­тября. В этот день уста­нов­лен пост в память вели­кого пост­ника, про­рока Иоанна Кре­сти­теля, и убий­ства его Иродом.

ВОЗ­ДВИ­ЖЕ­НИЕ КРЕСТА ГОС­ПОДНЯ – 27 сен­тября. Этот день напо­ми­нает нам о печаль­ном собы­тии на Гол­гофе, когда «нашего ради спа­се­ния» постра­дал на Кресте Гос­подь наш Иисус Хри­стос. И потому этот день нужно про­во­дить в молитве и посте.

Сплош­ные сед­мицы

По цер­ковно-сла­вян­ски «сед­ми­цей» назы­ва­ется неделя – дни с поне­дель­ника по вос­кре­се­нье. Сплош­ные сед­мицы озна­чают отсут­ствие поста в среду и пят­ницу. Они уста­нов­лены Цер­ко­вью как послаб­ле­ние перед мно­го­днев­ным постом или как отдых после него.

Сплош­ные сед­мицы сле­ду­ю­щие:

СВЯТКИ – с 7 до 18 января, то есть с Рож­де­ства Хри­стова до Кре­ще­ния.

МЫТАРЯ И ФАРИ­СЕЯ – за две недели до Вели­кого поста.

СЫРНАЯ (мас­ле­ница) – неделя перед Вели­ким постом (раз­ре­ша­ются яйца, рыбное и молоч­ное, но уже без мяса).

ПАС­ХАЛЬ­НАЯ (Свет­лая) – неделя после Пасхи.

ТРО­ИЦ­КАЯ – неделя после Троицы (перед Пет­ро­вым постом).

Вели­кий пост

«Что такое Вели­кий пост? Он есть дра­го­цен­ный дар нам Спа­си­теля нашего, Кото­рый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поис­тине дра­го­цен­ный для всех ищущих спа­се­ние, как умерт­вит ель душев­ных стра­стей. Словом и при­ме­ром Своим Гос­подь уза­ко­нил его Своим после­до­ва­те­лям», – гово­рит святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский.

Вели­кий пост – самый глав­ный и стро­гий среди постов. Начи­на­ется он за семь недель до празд­ника Святой Пасхи и состоит из Четы­ре­де­сят­ницы (сорока дней) и Страст­ной сед­мицы (недели перед Пасхой).

Четы­ре­де­сят­ница уста­нов­лена в под­ра­жа­ние Самому Гос­поду Иисусу Христу, постив­ше­муся в пустыне сорок дней, а Страст­ная сед­мица – в вос­по­ми­на­ние послед­них дней Его земной жизни, стра­да­ний, смерти и погре­бе­ния. Таким обра­зом, общее про­дол­же­ние Вели­кого поста вместе со Страст­ной сед­ми­цей состав­ляет 48 дней.

Вели­кому посту пред­ше­ствуют три недели, в тече­ние кото­рых святая Цер­ковь начи­нает духовно под­го­тав­ли­ваться к нему. Первая под­го­то­ви­тель­ная неделя – «Неделя мытаря и фари­сея» – назы­ва­ется «сплош­ной сед­ми­цей», потому что на ней нет поста на тра­пезе. В вос­кре­се­нье во время Литур­гии чита­ется Еван­ге­лие «О мытаре и фари­сее» ( Лк.18:10-14 ). Этой прит­чей Цер­ковь научает нас истин­ному сми­ре­нию и пока­я­нию, без кото­рых пост будет бес­пло­ден. Начи­ная с этой недели и до пятой недели Вели­кого поста за все­нощ­ным бде­нием, после чтения Еван­ге­лия, поется молитва, кото­рую слу­шают, пре­кло­нив колени: «Пока­я­ния отверзи мне двери…»

Во вторую под­го­то­ви­тель­ную неделю – «Неделю о блуд­ном сыне», среда и пят­ница – пост­ные. В вос­кре­се­нье на Литур­гии чита­ется притча из Еван­ге­лия «О блуд­ном сыне» ( Лк.15:11-32 ), кото­рая при­зы­вает заблуд­ших пока­яться и вер­нуться к Гос­поду, с надеж­дой на Его мило­сер­дие. В эту неделю, а также и в сле­ду­ю­щие за нею две недели на все­нощ­ном бдении после поли­е­лея поется 136‑й псалом: «На реках Вави­лон­ских тамо седо­хом и пла­ка­хом…» Он опи­сы­вает стра­да­ния евреев в плену вави­лон­ском и скорбь об утра­чен­ном оте­че­стве, образно, говоря – о нашем плене гре­хов­ном и о том, что мы должны стре­миться к своему духов­ному оте­че­ству – Небес­ному Цар­ствию.

Третья под­го­то­ви­тель­ная неделя назы­ва­ется «мясо­пуст­ною», или «сырною», а по народ­ному – «мас­ле­ница». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пят­ница не пост­ные, раз­ре­шено вку­шать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По ста­рому рус­скому обычаю, на мас­ле­ницу пекутся блины. Вос­кре­се­нье «мясо­пуст­ной недели», соот­вет­ственно еван­гель­скому чтению, носит назва­ние «Неделя о Страш­ном суде» ( Мф.25:31-46 ). Этим чте­нием Цер­ковь при­зы­вает греш­ни­ков пока­яться и делать добрые дела, напо­ми­ная, что за все грехи нам при­дется отве­чать. С нача­лом этой сед­мицы, нахо­дя­щимся в браке пред­пи­сы­ва­ется воз­дер­жа­ние от супру­же­ских отно­ше­ний.

Послед­нее вос­кре­се­нье перед Вели­ким постом назы­ва­ется «сыро­пу­стом»: им окан­чи­ва­ется вку­ше­ние яиц и молоч­ных про­дук­тов.

На Литур­гии чита­ется Еван­ге­лие с частью из Нагор­ной Про­по­веди ( Мф.6:14-21 ), где гово­рится о про­ще­нии обид нашим ближ­ним, без чего мы не можем полу­чить про­ще­ния грехов от Отца Небес­ного; о посте и о соби­ра­нии небес­ных сокро­вищ.

Сооб­разно с этим еван­гель­ским чте­нием, хри­сти­ане просят в этот день друг у друга про­ще­ния за при­чи­нен­ные обиды и стре­мятся со всеми при­ми­риться. Поэтому вос­кре­се­нье это при­нято назы­вать «Про­ще­ным вос­кре­се­ньем».

Первая и послед­няя (Страст­ная) сед­мицы Вели­кого поста отли­ча­ются своей стро­го­стью, и их бого­слу­же­ния – про­дол­жи­тель­но­стью.

Это время осо­бого пока­я­ния и сугу­бых молитв. Веру­ю­щие, как пра­вило, еже­дневно посе­щают бого­слу­же­ния этих седмиц.

По уставу, в поне­дель­ник и втор­ник первой сед­мицы уста­нов­лена высшая сте­пень поста – полное воз­дер­жа­ние от пищи; первое вку­ше­ние пищи раз­ре­ша­ется лишь в среду, а второй раз – в пят­ницу после литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

В эти дни пред­пи­сы­ва­ется сухо­яде­ние, то есть пища без масла.

Разу­ме­ется, для слабых, боль­ных, пре­ста­ре­лых людей, бере­мен­ных и кор­мя­щих женщин эти тре­бо­ва­ния, по бла­го­сло­ве­нию духов­ника, ослаб­ля­ются. Начи­ная с суб­боты первой сед­мицы можно вку­шать пост­ную пищу.

Рыба раз­ре­ша­ется всего два раза за весь пост: в Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (7 апреля), если празд­ник не выпа­дает на Страст­ную сед­мицу, и на Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (Верб­ное вос­кре­се­нье). В Лаза­реву суб­боту (суб­бота перед Верб­ным вос­кре­се­ньем) раз­ре­ша­ется рыбная икра. Если строго сле­до­вать уставу, то рас­ти­тель­ное масло раз­ре­ша­ется только по суб­бо­там (кроме суб­боты на Страст­ной сед­мице) и вос­кре­се­ньям.

Осо­бен­ность вели­ко­пост­ного бого­слу­же­ния – совер­ше­ние литур­гий только по суб­бо­там и вос­кре­се­ньям; в поне­дель­ник, втор­ник и чет­верг литур­гия не совер­ша­ется. По средам и пят­ни­цам совер­ша­ется литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. Само назва­ние этой службы гово­рит о том, что на ней про­ис­хо­дит при­ча­ще­ние Свя­тыми Дарами, освя­щен­ными в преды­ду­щее вос­кре­се­нье. В храме – и черные обла­че­ния, и особый посто­вой распев пес­но­пе­ний – при­зы­вают к пока­я­нию, изме­не­нию гре­хов­ной жизни. Посто­янно звучит молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина «Гос­поди и Вла­дыко живота моего…», кото­рую все моля­щи­еся совер­шают с зем­ными покло­нами.

Первые четыре дня Вели­кого поста вече­ром в пра­во­слав­ных храмах чита­ется вели­кий пока­ян­ный канон пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского – вдох­но­вен­ное про­из­ве­де­ние, излив­ше­еся из глу­бины сокру­шен­ного сердца. Пра­во­слав­ные люди всегда ста­ра­ются не про­пу­стить эти службы, пора­зи­тель­ные по силе воз­дей­ствия на душу.

В пят­ницу первой сед­мицы после литур­гии про­ис­хо­дит освя­ще­ние «колива» (отва­рен­ной пше­ницы с медом), в память свя­того вели­ко­му­че­ника Фео­дора Тирона. Этот святой явился во сне Антио­хий­скому епи­скопу Евдок­сию. Он открыл ему тайное при­ка­за­ние импе­ра­тора Юлиана Отступ­ника окро­пить кровью идо­ло­жерт­вен­ных живот­ных все съест­ные при­пасы и пове­лел в тече­ние недели ничего не поку­пать на рынке, а питаться коли­вом.

Неделя первая Вели­кого поста посвя­щена Тор­же­ству Пра­во­сла­вия. Празд­но­ва­ние это было уста­нов­лено по поводу окон­ча­тель­ной победы Святой Церкви над ико­но­бор­че­ской ересью. В это день, после литур­гии, в храме совер­ша­ется особый чин – чин тор­же­ства Пра­во­сла­вия. Этим чином Цер­ковь ана­фе­мат­ствует, то есть отлу­чает от еди­не­ния с собой ере­ти­ков, врагов Пра­во­сла­вия, и сла­во­сло­вит его защит­ни­ков.

Неделя вторая чествует память свя­ти­теля Гри­го­рия Паламы. Он изве­стен как обли­чи­тель ереси Вар­ла­ама, отвер­гав­шего пра­во­слав­ное учение о нетвар­ном свете.

Неделя третья Вели­кого поста – Кре­сто­по­клон­ная. На этой неделе про­слав­ля­ется святой Крест Гос­по­день. Для покло­не­ния и духов­ного под­креп­ле­ния про­хо­дя­щих подвиг поста Крест выно­сится из алтаря на сере­дину храма. Откры­ва­ю­ща­яся за Кре­сто­по­клон­ной неде­лей сед­мица носит такое же назва­ние, а еще назы­ва­ется Сре­до­крест­ной, поскольку в среду Вели­кий пост дости­гает своей сере­дины.

Неделя чет­вер­тая Вели­кого поста пред­ла­гает нам высо­кий пример пост­ни­че­ской жизни в лице пре­по­доб­ного Иоанна Лествич­ника, автора «Лествицы».

В среду на пятой сед­мице совер­ша­ется все­нощ­ное бдение с чте­нием Вели­кого пока­ян­ного канона Андрея Крит­ского и жития пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской. По этой осо­бен­но­сти она назы­ва­ется Андре­ев­ским сто­я­нием, или сто­я­нием Марии Еги­пет­ской.

В суб­боту этой же сед­мицы совер­ша­ется пение ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице, кото­рое уста­нов­лено в бла­го­дар­ность за избав­ле­ние Ею Царь­града от врагов.

Неделя пятая Вели­кого поста посвя­щена про­слав­ле­нию подви­гов пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской.

Неделя шестая Вели­кого поста назы­ва­ется «Неде­лей ваий», в про­сто­ре­чии – «верб­ным вос­кре­се­ньем» (или Цве­то­нос­ным), и празд­ну­ется «Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим». Ветви ваий (паль­мо­вые ветви) у нас заме­ня­ются вер­бами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай упо­треб­лять вайи в это празд­ник имеет свое осно­ва­ние в обсто­я­тель­ствах самого собы­тия входа Гос­подня в Иеру­са­лим. Моля­щи­еся как бы встре­чают неви­димо гря­ду­щего Гос­пода и при­вет­ствуют Его как Побе­ди­теля ада и смерти, держа в руках «зна­ме­ние победы» – цве­ту­щие вербы с воз­жже­ными све­чами.

После Верб­ного вос­кре­се­нья насту­пают Вели­кие дни, или Страст­ная сед­мица. В храме читают Еван­ге­лие Стра­стей Хри­сто­вых (Стра­да­ний Хри­сто­вых), как Он был предан Иудой Иска­ри­о­том, взят под стражу, биче­ван и распят на Кресте. Пост на этой сед­мице, как и на первой, стро­гий (то есть без масла). А в Вели­кую Пят­ницу – в день все­об­щей скорби о рас­пя­том Спа­си­теле – при­нято не вку­шать ника­кой пищи до окон­ча­ния бого­слу­жеб­ного чина погре­бе­ния Пла­ща­ницы Гос­пода, то есть осо­бого покры­вала с изоб­ра­же­нием Христа, лежа­щего во гробе. Каждый день сед­мицы имеет назва­ние – Вели­кий Поне­дель­ник, Вели­кий Втор­ник и т.д. В эту неделю веру­ю­щие начи­нают гото­виться к Пасхе и ста­ра­ются чаще посе­щать храм.

В Вели­кий Поне­дель­ник Цер­ковь вспо­ми­нает иссу­ше­ние бес­плод­ной смо­ков­ницы, у кото­рой Иисус Хри­стос не нашел истин­ного плода, обли­чил ее и про­клял. Эта смо­ков­ница изоб­ра­жает не только сон­мище иудей­ское, но также и всякую душу, не при­но­ся­щую плода пока­я­ния. Кроме повест­во­ва­ния об иссу­ше­нии смо­ков­ницы, чита­ется Еван­ге­лие с прит­чей о непра­вед­ных вино­гра­да­рях, убив­ших сна­чала слуг гос­по­дина своего, а потом и его сына. Притча изоб­ра­жает оже­сто­че­ние иудеев, изби­вав­ших прежде про­ро­ков, а потом рас­пяв­ших и Сына Божия, при­шед­шего на землю. Этой прит­чей Цер­ковь поучает нас не упо­доб­ляться этим вино­гра­да­рям, дер­зостно нару­шая запо­веди апо­столь­ские и Гос­подни и тем самым про­дол­жая рас­пи­нать Сына Божия своими гре­хами.

Свое содер­жа­ние цер­ков­ная служба Вели­кого Втор­ника заим­ствует из притч о десяти девах, о талан­тах и из про­дол­же­ния поло­жен­ного в Вели­кий Поне­дель­ник повест­во­ва­ния о Втором при­ше­ствии Хри­сто­вом. Этими вос­по­ми­на­ни­ями Святая Цер­ковь учит веру­ю­щих духов­ному бодр­ство­ва­нию, осо­бенно необ­хо­ди­мому в дни сопе­ре­жи­ва­ния стра­да­ниям Гос­пода за нас; притча о талан­тах побуж­дает к упо­треб­ле­нию даро­ван­ных нам спо­соб­но­стей и сил на слу­же­ние Гос­поду, осо­бенно делами мило­сер­дия, кото­рые Он при­ни­мает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне. ( Мф. 25:40 ).

В Вели­кую Среду про­слав­ля­ется жена-греш­ница, не пожа­лев­шая для Гос­пода дра­го­цен­ного мира, и пори­ца­ется среб­ро­лю­бие и пре­да­тель­ство Иуды.

В Вели­кий Чет­вер­ток вече­ром в храме совер­ша­ется «После­до­ва­ние святых и спа­си­тель­ных Стра­стей Гос­пода нашего Иисуса Христа». Веру­ю­щие нази­да­ются слу­ша­нием полной еван­гель­ской исто­рии Стра­стей Хри­сто­вых, извле­чен­ной из четы­рех Еван­ге­лий и раз­де­лен­ных на 12 чтений.

В Святой и Вели­кий Пяток литур­гии не бывает в вос­по­ми­на­ние того, что в этот день Сам Гос­подь принес Себя в Жертву. Совер­ша­ются лишь Цар­ские Часы. Вечерня слу­жится в тре­тьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совер­ша­ется вынос Пла­ща­ницы, перед кото­рой чита­ется уми­ли­тель­ный канон «О рас­пя­тии Гос­под­нем и на плач Пре­свя­той Бого­ро­дицы». Моля­щи­еся при­кла­ды­ва­ются к Пла­ща­нице и поло­жен­ному поверх ее Еван­ге­лию. Пла­ща­ница нахо­дится на сере­дине храма в про­дол­же­ние трех дней, напо­ми­ная этим трех­днев­ное нахож­де­ние Иисуса Христа во гробе.

(В этот день раз­ре­ша­ется вку­шать пищу только после окон­ча­нии чина погре­бе­ния Пла­ща­ницы Гос­пода.)

Все бого­слу­же­ние Вели­кой Суб­боты пред­став­ляет уми­ли­тель­ное соче­та­ние про­ти­во­по­лож­ных чув­ство­ва­ний – скорби и отрады, горя и радо­сти, слез и свет­лого лико­ва­ния.

На вечерне чита­ются 15 паре­мий (тек­стов из Свя­щен­ного Писа­ния). В этих паре­миях собраны почти все глав­ные про­ро­че­ства и про­об­разы Вет­хого Завета, отно­ся­щи­еся к Иисусу Христу. В Древ­ней Церкви во время чтения паре­мий Вели­кой Суб­боты совер­ша­лось таин­ство Кре­ще­ния для того, чтобы гото­вив­ши­еся стать хри­сти­а­нами могли вку­сить пас­халь­ной радо­сти вместе с вер­ными. После чтения Апо­стола свя­щен­но­слу­жи­тели в алтаре пере­об­ла­ча­ются в свет­лое.

По окон­ча­нии литур­гии до начала полу­нощ­ницы освя­щают куличи, тво­рож­ные пасхи, кра­ше­ные яйца.

Закан­чи­ва­ется Страст­ная сед­мица тор­же­ствен­ным празд­но­ва­нием Пасхи – Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния. Вос­кре­се­ние из мерт­вых Иисуса Христа во плоти – про­об­раз все­об­щего вос­кре­се­ния из мерт­вых всех людей в день Страш­ного Суда и обе­то­ва­ние жизни вечной, уго­то­ван­ной Богом пра­вед­ни­кам. Это празд­ник для тех, кто, испол­няя запо­веди Хри­стовы, в земной своей жизни сорас­пи­на­ется со Хри­стом, ведя духов­ную брань со стра­стями и грехом. Вели­кий пост явля­ется путем ко дню Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния и несет в себе смысл сорас­пя­тия и совос­кре­се­ния нас со Хри­стом.

После празд­ника Пасхи сле­дует сплош­ная пас­халь­ная сед­мица. Пост в среду и пят­ницу отме­ня­ется: «раз­ре­ше­ние на вся». Но всту­пать в супру­же­ские отно­ше­ния в эти дни, согласно цер­ков­ным пра­ви­лам, еще не доз­во­ля­ется, чтобы чув­ствен­ные удо­воль­ствия не пере­би­вали духов­ную радость.

В сле­ду­ю­щий за пас­халь­ной сед­ми­цей период от Анти­пасхи до празд­ника Пяти­де­сят­ницы пост в среду и пят­ницу воз­об­нов­ля­ется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.

Вслед за днем Святой Троицы (Пяти­де­сят­ницы), празд­ну­е­мой через семь недель после Пасхи, перед Пет­ро­вым постом насту­пает сплош­ная Тро­иц­кая сед­мица, на кото­рой пост в среду и пят­ницу снова отме­ня­ется.

Петров пост

Второй пост уста­нов­лен в честь святых апо­сто­лов (Петров пост).

Дли­тель­ность его зави­сит от дня празд­но­ва­ния Пасхи. Он всегда начи­на­ется через неделю после дня Святой Троицы и про­дол­жа­ется до дня памяти святых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла – 12 июля. Самый про­дол­жи­тель­ный пост может длиться шесть недель, а самый корот­кий восемь дней.

Цер­ковь при­зы­вает нас к этому посту при­ме­ром святых апо­сто­лов, кото­рые, приняв свя­того Духа в день Пяти­де­сят­ницы, в посте и молитве гото­ви­лись ко все­мир­ной про­по­веди Еван­ге­лия. Бла­жен­ный Симеон Фес­са­ло­ни­кий­ский пишет, что пост этот уста­нов­лен в честь апо­сто­лов «потому, что через них мы спо­до­би­лись многих благ и они яви­лись для нас дея­те­лями и учи­те­лями поста, послу­ша­ния и воз­дер­жа­ния… Согласно с поста­нов­ле­ни­ями апо­столь­скими, мы, после соше­ствия Свя­того Духа одну неделю тор­же­ствуем, а потом за сле­ду­ю­щей затем, чествуем пре­дав­ших нам поститься апо­сто­лов».

Петров пост в отно­ше­нии пищи менее строг, чем Вели­кий. Во время него исклю­ча­ются мясные и молоч­ные про­дукты. В поне­дель­ник, среду и пят­ницу нельзя упо­треб­лять рас­ти­тель­ное масло и рыбу. Но по втор­ни­кам и чет­вер­гам цер­ков­ный устав раз­ре­шает пищу с рас­ти­тель­ным маслом; по суб­бо­там и вос­крес­ным дням, а так же в дни памяти вели­кого свя­того или хра­мо­вого празд­ника – рыбу. Если празд­ник при­хо­дится на среду или пят­ницу, то раз­го­вев (начало вку­ше­ния мясной пищи) пере­но­сятся на сле­ду­ю­щий день, а в этот день можно вку­шать рыбу.

В период от окон­ча­ния Пет­рова поста до начала Успен­ского (летний мясоед) среда и пят­ница – пост­ные дни, но если на эти дни выпа­дут празд­ники вели­кого свя­того, кото­рому слу­жится поли­е­лей­ная служба, то раз­ре­ша­ется пища с рас­ти­тель­ным маслом. Если же в среду и пят­ницу слу­ча­ются хра­мо­вые празд­ники, то раз­ре­ша­ется и рыба.

Успен­ский пост

Через месяц после апо­столь­ского поста насту­пает стро­гий Успен­ский пост. Он уста­нов­лен перед вели­ким празд­ни­ком Успе­ния Божией Матери и про­дол­жа­ется две недели – с 14 по 27 авгу­ста. Успен­ским постом Цер­ковь при­зы­вает, нас под­ра­жать Божией Матери, Кото­рая перед пере­се­ле­нием Своим на небо непре­станно пре­бы­вала в посте и молитве. Бла­жен­ный Симеон Фес­са­ло­ни­кий­ский пишет: «Пост в авгу­сте (Успен­ский) учре­жден в честь Матери Божия Слова, Кото­рая, узнавши Свое пре­став­ле­ние, как всегда под­ви­за­лась и пости­лась за нас, хотя, будучи святой и непо­роч­ной, и не имела нужды в посте; так осо­бенно Она моли­лась о нас, когда наме­ре­ва­лась перейти от здеш­ней жизни к буду­щей и когда Ее бла­жен­ная душа имела чрез Боже­ствен­ного Духа соеди­ниться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и вос­пе­вать Ее, под­ра­жая житию Ее и про­буж­дая Ее тем к молитве за нас. Неко­то­рые, впро­чем, гово­рят, что этот пост учре­жден по случаю двух празд­ни­ков, то есть Пре­об­ра­же­ния и Успе­ния. И я также считаю необ­хо­ди­мым вос­по­ми­на­ния обоих этих двух празд­ни­ков, одного как пода­ю­щего нам освя­ще­ние, а дру­гого – уми­ло­стив­ле­ние и хода­тай­ство за нас».

На первый день Успен­ского поста при­хо­дится празд­ник «Про­ис­хож­де­ние (изне­се­ние) Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня». Он был уста­нов­лен в Кон­стан­ти­но­поле для избав­ле­ния от болез­ней, часто бывав­ших там в авгу­сте. В этот день из цар­ской сокро­вищ­ницы в Софий­ском соборе пола­гался Крест, на кото­ром был распят Гос­подь наш Иисус Хри­стос, и народ, при­кла­ды­ва­ясь к нему, исце­лялся. В храмах в этот день совер­ша­ется покло­не­ние Кресту и малое освя­ще­ния воды. Вместе с водой освя­ща­ется также и мед нового сбора, поэтому этот день еще назы­вают «Медо­вый Спас».

На время поста, как уже упо­ми­на­лось, при­хо­дится дву­на­де­ся­тый празд­ник – Пре­об­ра­же­ние Гос­подне (19 авгу­ста).

Этот день посвя­щен вос­по­ми­на­нию о зна­ме­на­тель­ном собы­тии на горе Фавор, где Хри­стос пре­об­ра­зился перед уче­ни­ками в Своей Боже­ствен­ной славе, яви­лись про­роки Моисей и Илия и раз­дался глас с небес: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, Его слу­шайте». Празд­но­ва­нием Пре­об­ра­же­ния Цер­ковь испо­ве­дует соеди­не­ние во Христе двух естеств: чело­ве­че­ского и Боже­ствен­ного. Смысл Пре­об­ра­же­ния Христа в том, что Хри­стос откры­вает дорогу и надежду на пре­об­ра­же­ние всего чело­ве­че­ства.

В храмах в этот день совер­ша­ется освя­ще­ние плодов – вино­града и яблок и бла­го­слов­ля­ется их вку­ше­ние. Отсюда и второе назва­ние – «Яблоч­ный Спас».

По стро­го­сти соблю­де­ния Успен­ский пост при­рав­ни­ва­ется к Вели­кому (без мясных, молоч­ных и рыбных про­дук­тов). В суб­боту и вос­кре­се­нье раз­ре­ша­ется рас­ти­тель­ное масло. И только один раз за весь пост раз­ре­ша­ется вку­шать рыбу – в празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­подня. Если конец поста (Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы) при­дется на среду или пят­ницу, то этот день – также рыбный, а раз­го­вев пере­но­сится на сле­ду­ю­щий день.

Закан­чи­ва­ется пост празд­ни­ком Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы. 27 авгу­ста за вечер­ним бого­слу­же­нием во всех церк­вах выно­сят для покло­не­ния из алтаря Пла­ща­ницу с изоб­ра­же­нием Божией Матери. Пла­ща­ница нахо­дится посреди храма до чина погре­бе­ния, когда ее крест­ным ходом про­не­сут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Воз­не­се­ния Гос­пода Иисуса Христа жила в доме свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. Одна­жды, когда Она была в Геф­си­ман­ском саду, Ей явился архан­гел Гав­риил. Он воз­ве­стил Царице Небес­ной, что через три дня Ей пред­стоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сде­ла­лось так, что ко вре­мени Ее Успе­ния в Иеру­са­лим из даль­них стран стали чудес­ным обра­зом соби­раться апо­столы. Во время общей молитвы, в тре­тьем часу, когда должно было совер­шиться Успе­ние Бого­ро­дицы, «обли­стал неиз­ре­чен­ный Свет Боже­ствен­ной Славы, пред кото­рым померкли пылав­шие свечи», и сошел Сам Хри­стос, окру­жен­ный архан­ге­лами и анге­лами. Святые апо­столы понесли одр, на кото­ром лежало тело Пре­свя­той Бого­ро­дицы, через весь Иеру­са­лим в Геф­си­ма­нию. Над про­цес­сией появи­лось облако света и послы­ша­лись звуки небес­ной музыки. Пер­во­свя­щен­ник Афония, желая оста­но­вить шествие, попы­тался опро­ки­нуть одр, но ангел Гос­по­день огнен­ным мечом отсек его руки. Афония рас­ка­ялся, полу­чил исце­ле­ние и стал испо­ве­до­вать учение Христа. К вечеру святые апо­столы поло­жили тело Пре­свя­той Бого­ро­дицы во гроб и закрыли вход в пещеру боль­шим камнем.

По Божи­ему Про­мыслу, апо­стол Фома не при­сут­ство­вал при погре­бе­нии Бого­ро­дицы. Он пришел в Иеру­са­лим на третий день и стал пла­кать возле гроба. Апо­столы сжа­ли­лись над ним и отва­лили камень от гроба, чтобы Фома мог при­ло­житься к свя­тому телу Прис­но­девы. Но тело Пре­чи­стой исчезло. В пещере лежали только погре­баль­ные пелены. Бого­ро­дица была взята на небо в теле. Вече­ром того же дня Матерь Божия яви­лась апо­сто­лам за тра­пе­зой и про­из­несла: «Радуй­тесь! Я с вами во все дни». В ответ апо­столы, подняв часть хлеба, вос­клик­нули: «Пре­свя­тая Бого­ро­дица, помо­гай нам». В память об этом в мона­сты­рях совер­ша­ется чин пана­гии – воз­но­ше­ние части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пят­ни­цам в период от окон­ча­ния Успен­ского поста до начала Рож­де­ствен­ского (осен­ний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пят­ни­цам рыба раз­ре­шена только в дни дву­на­де­ся­тых и хра­мо­вых празд­ни­ков. Пища с рас­ти­тель­ным маслом в среду и пят­ницу раз­ре­шена лишь в том случае, если на эти дни выпали празд­ники памяти вели­кого свя­того с поли­е­лей­ной служ­бой нака­нуне.

Рож­де­ствен­ский пост

Рож­де­ствен­ский пост начи­на­ется 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, пред­ва­ряя собою празд­ник Рож­де­ства Хри­стова. Этот пост назы­вают «Малой Четы­ре­де­сят­ни­цей», считая Рож­де­ство Хри­стово «второй Пасхой». Поэтому Рож­де­ству Хри­стову пред­ше­ствует тоже соро­ка­днев­ный период духов­ного очи­ще­ния и воз­дер­жа­ния. Также он назы­ва­ется Филип­по­вым постом, потому что заго­ве­нье на пост при­хо­дится в день памяти свя­того апо­стола Филиппа (27 ноября).

По словам бла­жен­ного Симеона Фес­са­ло­ни­кий­ского, Рож­де­ствен­ский пост «изоб­ра­жает собой пост Моисея, кото­рый, постив­шись сорок дней и ночей, полу­чил на камен­ных скри­жа­лях начер­та­ние словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созер­цаем и при­ем­лем живое Слово от Девы, начер­тан­ное не на камнях, но вопло­тив­ше­еся и родив­ше­еся, и при­об­ща­емся Его Боже­ствен­ной плоти». Этот пост уста­нов­лен ко дню Рож­де­ства Хри­стова, чтобы мы очи­стили себя пока­я­нием и молит­вою и с чистым серд­цем встре­тили явив­ше­гося в мир Спа­си­теля.

Пра­вила воз­дер­жа­ния, пред­пи­сан­ные Цер­ко­вью в Рож­де­ствен­ский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запре­щены мясные, молоч­ные про­дукты и яйца. В поне­дель­ник, среду и пят­ницу Уста­вом запре­ща­ется вку­ше­ние рыбы и рас­ти­тель­ного масла. В осталь­ные же дни – втор­ник, чет­верг, суб­боту и вос­кре­се­нье – раз­ре­шено при­ни­мать пищу с рас­ти­тель­ным маслом. Рыба раз­ре­ша­ется в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни, а также в вели­кие празд­ники, напри­мер, в празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы (4 декабря), день памяти свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца (19 декабря), дни вели­ких святых, хра­мо­вые празд­ники (если они при­хо­дятся на втор­ник или чет­верг). От дня памяти свя­ти­теля Нико­лая до пред­празд­не­ства Рож­де­ства, кото­рое начи­на­ется 2 января, рыба раз­ре­ша­ется только в суб­боту и вос­кре­се­нье. Послед­ние дни поста – со 2 по 6 января пост уси­ли­ва­ется: рыба воз­бра­ня­ется во все дни, пища с маслом раз­ре­ша­ется только в суб­боту и вос­кре­се­нье.

Как раз на дни более стро­гого поста при­хо­дится граж­дан­ский празд­ник Нового года, а для многих людей стало тра­ди­цией соби­раться всей семьей в ново­год­нюю ночь. Но все же надо пом­нить о посте: стол должен быть скром­ным, а засто­лье – без чрез­мер­ного весе­лья.

Послед­ний день Рож­де­ствен­ского поста, 6 января, назы­ва­ется Сочель­ни­ком. В этот день ничего не вку­шают до вечера – до появ­ле­ния первой звезды, напо­ми­на­ю­щей о явле­нии Звезды на востоке, кото­рая воз­ве­стила о рож­де­нии Гос­пода нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу гото­вят коливо или сочиво – варе­ные в меду зерна пше­ницы или отвар­ной рис с изюмом. От слова «сочиво» и про­ис­хо­дит назва­ние этого дня – «сочель­ник».

Празд­ник Рож­де­ства Хри­стова – дву­на­де­ся­тый. По вели­чию вос­по­ми­на­е­мого собы­тия он празд­ну­ется тор­же­ствен­нее всех празд­ни­ков, за исклю­че­нием Пасхи.

Две­на­дцать дней после Рож­де­ства Хри­стова назы­вают «свят­ками» – свя­тыми днями, ибо они освя­щены вели­кими собы­ти­ями Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния. Пост в эти дни отме­ня­ется, но от супру­же­ских отно­ше­ний, со гласно цер­ков­ным пра­ви­лам, сле­дует еще воз­дер­жи­ваться.

Период от поста Рож­де­ствен­ского до Вели­кого назы­ва­ется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пят­ницы пред­пи­сы­ва­ется соблю­дать так же, как и в мясо­еды «летний» и «осен­ний», то есть рыба раз­ре­шена только в дни дву­на­де­ся­тых и хра­мо­вых празд­ни­ков. Пища с рас­ти­тель­ным маслом в среду и пят­ницу раз­ре­шена лишь в том случае, если на эти дни выпали празд­ники памяти вели­кого свя­того с поли­е­лей­ной служ­бой нака­нуне.

При­ме­ча­ние:

1 Запрет Устава на вку­ше­ние в неко­то­рые пост­ные дни рас­ти­тель­ного масла связан с тем, что масло в эти дни заме­ня­ется олив­ками (мас­ли­нами). Так и про­ис­хо­дит в южных стра­нах, откуда родом наш Устав. (Север­ной ана­ло­гией могло бы являться, напри­мер, пра­вило упо­треб­лять яблоки, вместо того, чтобы выжи­мать из них сок для услаж­де­ния).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *