Что значит пословица без ученья нет и уменья
Значение и смысл пословицы «Без ученья нет уменья».
Всю жизнь мы учимся чему-то новому. Кто-то рад получать интересный опыт, а кто-то считает его не таким необходимым и нужным. Но ведь определенные навыки можно получить только при обучении. Если этого не сделать, то ни о каком опыте и тем более умении и речи быть не может. Подобная мысль подчеркивалась еще в пословице «Без ученья нет уменья». Но многие не понимают ее, не могут уловить связь между ученьем и уменьем. Видимо, нам придется помочь разобраться в этом. Поэтому мы составили небольшой анализ пословицы, а также ее исторической составляющей. Надеемся, вам будет очень интересно!
Смысл пословицы «Без ученья нет уменья» достаточно очевиден. Автор не задавался задачей сделать эту мудрость сложной и запутанной, не использовал сравнения и сложные метафоры. Все достаточно точно и понятно. Смысл в том, что невозможно получить хоть какие-то навыки, если перед этим не пройти обучение. Причем касается это абсолютно любой деятельности.
Необходимость в обучении высказывали многие пословицы и до этой. Дело в том, что данный вопрос стоял довольно-таки остро в то время, поэтому пытались любыми способами заставить людей учиться. Без того, чтобы хотя бы познать основы деятельности, не будет никаких навыков, а уж тем более мастерства. Теоретическая часть очень важна, как ни крути.
Автором этой пословицы, наверняка, стал учитель или чей-то наставник. Ярко чувствуется некая образовательная направленность этих слов. Создается ощущение, что они направлены на то, чтобы показать еще не опытным людям на необходимость образования. А такие слова наиболее необходимы именно мастеру, обучающему учеников.
Также, к слову, автором пословицы мог стать какой-либо родитель, делящийся с сыном жизненным опытом. Ведь обучение всегда играло важную роль в формировании определенных навыков у человека. Пропускать его было нельзя, а дети всегда мечтали лишний раз пропустить занятия. Поэтому родитель и мог сказать такие мудрые слова для того, чтобы молодые люди учились активнее. И знаете, очень результативная получилась пословица, раз она сохранилась до наших дней!
Пословица актуальна и сейчас. Необходимость в обучении и приобретении каких-то навыков не отпала — она только усилилась. Сейчас без определенного образования вы не сможете претендовать на многие виды работ. К тому же, никто не отменял необходимость в опыте, получить который можно только после предварительного обучения. Получается, что и сейчас, спустя много лет после появления пословицы, ничего толком не изменилось. Все так же нужно уменье, но для него нужно то самое ученье. А вот хорошо это или плохо — решать уже вам. Наша же задача только поведать о смысле пословицы и ее значении.
Запомните на всю жизнь — без ученья не уменья! Только правильное и грамотное обучение способно дать человеку неплохие навыки. Без него невозможно получить уменье делать что-либо. Поэтому, как говорил Владимир Ильич Ленин, учиться, учиться и и еще раз учиться. Постоянное обучение позволяет человеку постигать новые навыки, что в жизни будет очень полезно. Учитесь, самосовершенствуйтесь!
«Без ученья, нет уменья»
Внеклассное занятие по ручному занимательному труду
Цель: показать взаимосвязь учебной и трудовой деятельность в жизни
Задачи: прививать обучающимся любовь к труду, к учебной деятельности;
закрепить навык работы с ножницами, умение экономить бумагу;
способствовать развитию творческих способностей, внимания,
развивать кругозор обучающихся.
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
— А у нас сегодня не урок, а внеклассное занятие по ручному занимательному труду. (Слайд 1) Тема его «Без ученья, нет уменья» (Слайд 2)
— Как вы понимаете тему занятия?
— Вот нам и предстоит это выяснить. А для этого вам необходимо стать активными участниками, быть внимательными, смекалистыми, старательными и аккуратными.
Проверим вашу готовность к уроку. (Слайд 3)
— Чего у вас нет на столах? (Картона)
— Вы его получите в процессе занятия.
Расскажу, друзья, сейчас я историю для вас.
Жил на свете мальчик (Слайд 4) Вася.
Учился он во втором классе.
Вася был большим лентяем,
Он уроки пропускал.
И учиться, как ребята,
Мальчик в школе не желал.
Целый день играл в футбол он,
Книжек Вася не читал, и, конечно,
Маме с папой он ни в чём не помогал.
Говорили мама с папой: «Должен ты учиться.
Это в жизни, милый мальчик, тебе пригодится».
Вася головой кивал, но уроки пропускал.
Он считал, что хоть и мал
А в жизни много уже знал.
Но однажды страшный сон Васечке приснился,
Наш малыш в стране чужой разом очутился.
Он на остров вдруг попал, и чуть в обморок не упал.
Что увидел мальчик Вася, никто такого не видал.
Огромные насекомые по острову летали,
Огромные насекомые всё на острове уничтожали.
— Каких насекомых вы узнали?
— Посчитайте, сколько их было?
— Кто может помочь избавиться от вредных насекомых?
Вася решил найти птиц, но на острове их не было.
Вася к берегу побежал, он там лодку увидал.
Лодка старая была, с дыркой в корпусе она,
По воде уж не плыла.
Вася плакал и рыдал, но никто ему не помогал.
— Ребята, давайте поможем Васе, сделаем ему кораблики, ведь он ничего не умеет делать.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (Слайд 8)
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам,
Плывут рыбки тут и там.
— Из чего будем делать кораблик? ( Из цветной бумаги)
— Скажите, какого цвета у вас будет кораблик?
Выполнение работы по инструкционной карте (Слайды 10, 11)
Прикрепление корабликов на доску.
— Вот какие вы молодцы!
— Чем отличаются кораблики? (Цветом, размером)
— На каком же из них поплывёт Вася, сейчас выясним.
— Он не поплывёт на втором кораблике справа (убрать), на маленьком, на третьем кораблике слева, на кораблике после зелёного и т. п. (Остаётся 2 кораблика)
— А на каком он поплывёт, вы решите сами, прослушав песню (Дети слушают «Белые кораблики»). (Слайд 13)
А на остальных корабликах он отправится в другие путешествия.
Вася по морю плывёт, птичек кличет и зовёт. Позовём вместе с ним:
« Птички, птички, помогите, насекомых проглотите!»
Вдруг откуда ни возьмись, пара птичек появись. Сколько это пара? (Слайд 14)
Васю поняли они и на помощь ему пришли.
— Но птичек мало, а насекомых много. Давайте попробуем превратиться в птичек, и уничтожим остальных насекомых.
Физкультминутка. Птички в гнёздышках сидят и на улицу глядят.
Влево поглядели, вправо поглядели,
Вверх поглядели, вниз поглядели,
И клевать насекомых полетели.
Птички остров тот спасли и мы Васе помогли.
Вася остался на острове жить,
Ведь кругом море, куда же плыть.
Как кораблём управлять, куда курс держать,
Вася не знал и не понимал,
И от этого ещё больше страдал.
Дождь идёт (Слайд 16)
Солнце печёт (Слайд 17),
А Вася без дома на острове живёт.
Как построить дом не знает,
Плачет Вася и рыдает.
— А как называют людей, которые строят дома? (Слайд 18) Давайте и мы с вами побудем строителями и построим для Васи дом, ведь Вася ничего не умеет делать.
— Вспомните, из чего состоит дом. (Дети называют и выбирают себе нужный шаблон)
— Какая геометрическая фигура?
— Но дом должен быть красивым. Вот таким! (Слайд 19)
— Из чего мы его построим? (Из картона)
Выберите правильно необходимый картон для вашей части дома.
Строительный материал готов. А теперь аккуратно изготовляем детали. Помним об экономии бумаги. Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. ( Слайд 20)
— А теперь из деталей построим дом.
Дни летят напролёт.
Вася целый год на острове живёт.
Плачет мальчик и рыдает,
Школу он не посещает,
По дому очень скучает.
Понял вдруг наш мальчик Вася,
Зря уроки пропускал.
Если б он учился в школе,
То бы многое узнал.
Как себе жильё построить
И кораблик смастерить.
Как с врагом нужно сразиться,
И его как победить.
Вдруг проснулся мальчик наш.
Побежал он в школу. (Слайд 22, 23)
И решил он для себя
Если буду много знать,
В жизни пригодится!
Вернёмся к теме нашего занятия. Какие выводы вы сделали для себя?
— Ведь действительно, ребята, без ученья, нет уменья. Когда человек учится, то он и трудится, когда трудится, то в процессе труда учится.
Не случайно народ сложил такие прекрасные пословицы о труде. (Слайд 25)
— Как вы их понимаете? Какие пословицы о труде ещё знаете?
— А какой главный труд сейчас для вас? Помните, что без ученья, нет уменья. И если у кого-то из ребят в классе что-то не получается, не оставайтесь в стороне, придите на помощь. Вспомните, как вы помогли Васе. Вася благодарит вас за помощь и дарит вам на прощание песню.
Пословицы и поговорки о знаниях и учении с пояснениями для детей
Пословицы и поговорки о знаниях с объяснениями
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Похожая по смыслу. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Используют, часто шутя, как наставление учиться, когда хотят подчеркнуть пользу знаний. Пословица построена на антитезе (противопоставлении), где образование — свет, а тьма — невежество.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Вариант. Красна птица пером, а человек умом.
Знания, образование и ум человека — великая ценность. Прилагательное «красна» имеет значение «красива», «хороша».
Век живи — век учись.
Варианты. Век живи — век учись, а дураком помрешь (останешься).
Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.
Ни возраст, ни жизненный опыт не гарантируют отсутствие неудач, всю жизнь человек узнает для себя что-то новое. Используется как выражение удивления при непривычном, неожиданном повороте событий или как выражение сожаления об упущении, неверном шаге или поступке. Вторая часть пословицы («а дураком помрешь») является более новой и появилась, вероятно, как средство ослабления назидательности, содержащейся в первой части.
Повторенье — мать ученья.
Повторение ранее выученного — самый хороший способ что- либо запомнить. Пословицы с подобным смыслом есть во многих языках, поскольку восходят к латинской пословице «Repe- titio est mater studiorum» (Повторение — мать изучения).
Сытое брюхо к ученью глухо.
Похожая по смыслу. По сытому брюху хоть обухом бей.
Говорится о человеке, который вследствие своего полного благополучия не стремится ни к чему новому, не склонен углубляться в какие-либо проблемы, менять свой образ жизни.
Тяжело в учении — легко в бою.
Учиться чему-либо тяжело, но приобретенные навыки позволят в дальнейшем легко и правильно справляться с освоенным делом. Употребив эту пословицу, можно ободрить, обнадежить человека, испытывающего трудности в незнакомом деле.
Пословицы народов мира
• Знания — источник, который никогда не исчерпаешь (киргизская).
• Кто много знает, тот больше учится (португальская).
• Сильный победит одного, а знающий — тысячу (башкирская).
• Хорошо учить того, кто сам хочет учиться (исландская).
• Нет ничего опаснее неполного знания (английская).
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Вариант. Не умеючи, и лаптя не сплетешь.
Похожая по смыслу. Не учась, в люди не выйдешь.
Без навыка, сноровки, привычки и простое, казалось бы, дело сделать нелегко.
Ученого учить — только портить.
Вариант. Ученых учить — только портить.
Похожие по смыслу. Не учи рыбу плавать.
Не учи ученого.
Того, кто уже умеет что-либо делать и знает, как следует поступать, не стоит переучивать. Используется как предостережение против излишних нравоучений. «Не учи ученого» часто говорит сам человек, который не готов принимать чужие советы.
Учи других — и сам поймешь.
Пытаясь втолковать что-либо другому человеку, можно понять то, что до этого самому было непонятно.
Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
Прежде чем кого-либо учить, надо самому хорошо подумать над тем, что собираешься рассказывать, изучить вопрос досконально. Только мастер в своем деле может стать хорошим учителем.
Без муки нет науки.
Похожая по смыслу. Намучишься, так и научишься.
Чтобы чему-то научиться, нужно хорошо потрудиться. Не так много людей, которые схватывают все на лету, в основном для овладения какими-либо знаниями и навыками приходится тратить много времени и усилий.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Похожие по смыслу. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Ученье горько, но плоды сладки.
Учиться, познавать новое тяжело, нужно приложить много труда, но результат того стоит. Когда много знаешь и умеешь, можно получить большую выгоду.
Не хочу учиться, а хочу жениться.
Так говорят о ленивых и не слишком умных молодых людях, которые думают только о развлечениях. Эта реплика Митрофанушки — героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — давно стала поговоркой.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Похожая по смыслу. Учиться никогда не поздно.
Учиться, интересоваться новым и полезным нужно не только в детстве и юности, но и всю жизнь. Знаний никогда не бывает много.
Без наук — как без рук.
Даже физически и морально сильный человек без наук, то есть без образования, без знаний, не сможет сделать ничего толкового так же, как невозможно ничего сделать без рук.
Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
Похожие по смыслу. Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
Учи показом, а не рассказом.
Лучший способ овладеть знаниями, особенно практическими, — не слушать бесконечные рассказы и нотации, а смотреть и повторять за человеком то, что он хорошо умеет делать.
Почитай учителя, как родителя.
Учитель — человек, который заботится об учениках, а главное, старается передать им знания, научить их. А значит, почитать, то есть уважать учителя следует так же, как родителей.
Наука хлеба не просит, а хлеб дает.
Похожая по смыслу. Знания за плечами не носить.
Даже если какие-то знания кажутся ненужными, они «хлеба не просят», то есть на их «хранение» не требуется никаких усилий, но в любой момент они могут пригодиться и даже принести пользу.
Часто полуграмотные, недалекие люди считают себя знатоками в любых вопросах и позволяют себе учить других, читать нравоучения, в то время как умный человек понимает, как мало он в сущности знает и старается все время пополнять свой багаж знаний.
Ученый водит, неученый следом ходит.
Похожая по смыслу. Ученый идет, а неученый спотыкается.
Человек, который получил хорошее образование, занимает в обществе более высокое положение и более свободен в вы боре занятий в жизни, в отличие от малограмотных людей, которым приходит довольствоваться ролью работников, исполняющих волю других.
Оттого в люди пробился, что учился.
Знания и умения всегда ценятся, поэтому у человека грамотного намного больше шансов достичь более высокого положения в обществе, чем у того, кто к учебе относился спустя рукава.
Ученый сын старше неученого отца.
Учение дает человеку знания и опыт, в результате молодой человек по взглядам на жизнь может быть «старше» более взрослых, но менее грамотных людей.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Похожая по смыслу. Учись, поколе хрящи не срослись.
Здесь «Ваня» обозначает ребенка, а «Иван» — взрослого человека. Основные знания человек приобретает в детстве и юности. Если же учился не с должным прилежанием, потом очень трудно восполнить пробелы.
Человек без книги, как бескрылая птица.
Похожие по смыслу. С книгой поведешься — ума наберешься. Чтение — лучшее учение.
Как бескрылая птица не способна летать, так человек, который мало читает, не способен развить свою память, ум, стать мудрым. Он не может вкусить ощущения полета мысли.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Каждый человек чего-то не знает, и в этом нет ничего страшного. Главное, поняв это, постараться восполнить пробел.
Это интересно
Делать спустя рукава — так говорят о небрежно, кое-как выполняемой работе. В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами — они ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что работать, не подняв таких рукавов, было нельзя. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, скорее всего, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, старательно.
Ученье без уменья не польза, а беда
(русская пословица)
Народные мудрости всегда удивляли меня своей универсальностью. Вот и эта русская пословица, по сути, отражает одну из основных проблем высшего образования: без целого ряда умений образование действительно не может считаться полноценным. Одно из таких умений – вести исследовательскую работу. Конкурсы кадрового резерва, проведенные в ГУ-ВШЭ в 2009 году – способ это умение формировать и развивать.
С моей точки зрения, результаты конкурсов кадрового резерва-2009 относятся к двум тесно взаимосвязанным между собой уровням: корпоративному и индивидуальному. Результаты выполнения проектов на корпоративном уровне содействуют формированию в нашем университете устойчивой системы академического развития студентов, способствуют «взращиванию» плеяды научно-ориентированных выпускников. На индивидуальном уровне можно выделить результаты, полезные для как участников коллектива проекта, так и для других молодых преподавателей и студентов университета.
Участие в проектах кадрового резерва, несомненно, – удачный трамплин для членов команды и стимул к дальнейшей самореализации в преподавательской и научной деятельности. Для других же начинающих преподавателей и студентов, которые пока не решились на участие в конкурсах кадрового резерва, полученные их однокашниками результаты – это best practices, позитивный пример возможной траектории профессионального роста.
Конкурсы-2009 выявили и сильные стороны участников, и направления, в которых им надо совершенствоваться. К сильным сторонам относятся инициативность, наличие свежих идей, стремление предложить что-то новое, т.е. весь блок творческой составляющей.
Менее выраженными в целом ряде случаев были способность структурировать текст, четко излагать свои мысли и прочие навыки представления материала в формате научной работы.
Еще один недостаток, который, к сожалению, имел место в ряде работ, – небрежность оформления и невнимательность (возможно, вызванная студенческой привычкой делать всё в последний момент). Впрочем, допустив ошибки и недочеты, а затем исправив их, молодые коллеги учатся, развиваются. Значит, конкурс кадрового резерва выполняет свои функции.
Что касается укоренения движения «кадровых резервистов» в нашем вузе, то нужна активизация информационной поддержки этой деятельности на уровне факультетов, привлечение большего числа претендентов, ужесточение конкурсного отбора и отсева по итогам промежуточного контроля.
Дальнейшая реализация конкурсов кадрового резерва видится мне, таким образом, принципиально важной, особенно в свете получения ГУ-ВШЭ статуса Исследовательского университета. Как говорится, «какие труды, такие и плоды».
Доц. каф. общего и стратегического менеджмента,
Пословицы и поговорки об учении
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Молодому учиться рано, старому — поздно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Ученье — красота, неученье — слепота.
Век живи — век учись.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Повторенье — мать ученья.
Мудрено тому учить, чего сами не знаем.
Ученье без уменья — не польза, а беда.
Ученье лучше богатства.
Ученье горько, но плоды сладки.
Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Учись смолоду — слюбится под старость.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
Пока талант получат, век учат.
Без муки нет и науки.
Для учения нет старости.
Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.
Злой ученый не стоит доброго глупца.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Учение образует ум, а воспитание — нравы.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Красна птица перьем, а человек — ученьем.
И медведя плясать учат.
Набирайся ума в ученье, а храбрости — в сраженье.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Плясать смолоду учись: под старость не научишься.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Не учи рыбу плавать.
Не учи безногого хромать.
Почитай учителя, как родителя.
Не учи козу — сама стянет с возу.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит.
Яйца курицу не учат.
Учился читать да писать, а научился петь да плясать.
Хлеб с голоду, а ученье смолоду.
Век живи, век учись, а дураком помрешь.
Дурака учить, что мертвого лечить.
Оттого в люди пробился, что учился.
Смотрит в книгу — видит фигу.
Держит книгу для модели, чтобы люди поглядели.
Лучше учить, чем переучивать.
Хорошие учителя на дороге не валяются.
Иная учеба до гроба.
И молиться надобно учиться.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Яйца курицу не учат.
Бей того, кто боится, учи того, кто слушает.
Не всякий урок впрок.
Нужда научит всему.
Битьем да клятьем доброму не научишь.
И среди ученых дураки попадаются.
Сытое брюхо на ученье глухо.
Всякому делу обученье надобно.
Понамучаяшься и понаучишься.
Учи тому, сам не знаю чему.
Учение — человеку ожерелье.
Учение — путь к умению.
Плохое учение — душе пагуба.
Где учение, там и умение.
Учиться всегда пригодится.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Учиться никогда не поздно.
У врача лечись, у умного учись.
Была бы охота, а выучиться можно.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
На ученье попотеем, зато в бою уцелеем.
Смелости учись у разведчика, осторожности — у минера, твердости — у летчика, меткости — у снайпера, а смекалке — у
партизана.
Чему в тылу научился, то на фронте пригодится.
Отстал в ученье — в бою мученье.
Изучай военное дело, будешь врагов бить смело.
Не тогда изучать военное дело, когда время к бою приспело.
Тяжело в ученье — легко в походе, легко в ученье — тяжело в походе (А. Суворов).
Небрежность в ученье — гибель в бою.
Военному делу учиться всегда пригодится.
Отличник в учебе — гвардеец в бою.
Кто силен в ученье, тот герой в сражение.
Родину-мать учись защищать.
Учись, боец, командиром будешь.
Тяжело в ученье — легко в бою.
Больше пота на ученье — меньше крови в бою.
Изучай умело военное дело.
Военное дело не учить — битым быть.
От подъема до отбоя воин учится для боя.
Не поддавайся хвастовству, учись военному мастерству.
Человек неученый — что топор неточеный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Ученого учить — лишь портить.
Ученому и книги в руки.
Ученье — красота, а неученье — сухота.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
Учи народ, учись у народа.
Поучая, люди учатся.
Учи товарища добрым словом, а врага — штыком.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Учи показом, а не рассказом.
Учить дураков — не жалеть кулаков.
Учитель один не считает годин.
Обучают и медведя, а человека всему обучить можно.
Обученный повар не самоучка.
По выучке мастера знать.
Добро того учить, кто слушает.
Неразумного учить, как в бездонную кадку воду лить.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Обжегшись на молоке, станешь дуть и на воду.
Учи пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется — не научишь.
Без успеха в учебе нет успеха в труде.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Учат не только сказом, но и показом.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Учение и труд к счастью ведут.
Учение требует призвания.
Ученику — удача, учителю — радость.
Ученого учить — лишь дело волочить.
Ученого учить — только портить.
Ученого учить, как мертвого лечить.
Ученому везде дорога.
Ученый без дела, как туча без дождя.
Ученый без практики — пчела без меду.
Ученый везде почтеный.
Ученый дурак хуже прирожденного.
Ученый идет, а неученый спотыкается.
Ученый сын старше неученого отца.
Ученье — свет. Ан свет-то разный бывает: солнышко светит, и огарок свет дает.
Ученье и труд — все перетрут.
Учи других — и сам поймешь.
Учи жену без детей, а детей — без людей.
Учи, поколе поперек скамейки ложится.
Учило яйцо курицу, да болтуном и осталось.
Учись смолоду, пригодится на старость.
Учись, поколе хрящи не срослись.
Учить тому, чего не делать.
Учить трудно, переучивать еще труднее.
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто не учен, тот глуп.
Кто не учился, тот побои не видал.
Кукушка не ястреб, неуч не мастер.
Леса по опушке не узнаешь.
Многое ученье трудов потребует.
Намучишься, так и научишься.
Не учась, в люди не выйдешь.
Не учись до старости, а учись до смерти.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
Чтение — лучшее учение.
Чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду.