Что значит порода человека
Порода человека
Этимология. Русский язык для нас
Порода человека ⇐ Этимология
Сообщение Игорь Евгеньевич » 01 июл 2010, 15:20
Извиняюсь, если не ту ветку, модераторов прошу поправить и перенести, в случе необходимости.
Возник вопрос. Какое значение имеет слово ПОРОДА человека? В разных контектстах употребляется, много раз слышу, в адрес разных людей высказывается, но ясности точной нет.
А хотелось бы разобраться.
Сообщение Монгол » 01 июл 2010, 18:58
Сообщение Марго » 01 июл 2010, 19:01
Если отбросить разговорное, что мне представляется совершенно неверным (иначе породистым и г-на Валуева надо будет признать), то выходит, что именно признаки аристократизма являются определяющими для породистости. А это, конечно, кровь прежде всего.
На подобный вопрос mail.ru признает лучшим такой ответ:
Сообщение Монгол » 01 июл 2010, 19:05
«. Если отбросить разоворное, что мне представляется совершенно неверным. «
Сообщение самый главный енот » 02 июл 2010, 00:24
Сообщение irida » 02 июл 2010, 02:01
Сообщение самый главный енот » 02 июл 2010, 07:22
Сообщение Марго » 02 июл 2010, 08:29
irida и самый главный енот, а ведь я не говорила, что ВСЕ аристократы поголовно породистые.
Сообщение irida » 02 июл 2010, 13:51
Сообщение Монгол » 02 июл 2010, 19:26
Сообщение Марго » 03 июл 2010, 08:06
Однако словарное » Тонкие породистые руки. Красивый породистый лоб. Породистое лицо» со счетов не сбросишь, уважаемый МОНГОЛ. Да и классическая литература дает тому множество подтверждений.
А мы все же на такие лохи, чтобы не отличить косметологическое от природного.
Сообщение самый главный енот » 03 июл 2010, 08:53
Дело в том, что фенотип у породистых особей может быть самый разный, в зависимости от того, кто были родоначальники породы, какие были влияния со стороны носителей других генотипов (ведь полность род не может отгородиться от всех, тем более, когда затруднена отбраковка). Таким образом, я думаю, что невозможно однозначно отличить породистую внешность от непородистой. По крайней мере, породистый японец будет выглядеть совсем не так, как породистый испанец.
PS С собаками проще, у них породы выделяются ярко выраженными признаками, отличающими их от других, и все породы хорошо описаны, так, что даже любитель может их приблизительно определять, а профессионал точно знает не только породы, но и их разновидности. Для людей, насколько я знаю, нет классификатора пород, существуют расовые классификаторы, но понятие раса, мне кажется, гораздо шире, чем понятие порода
Сообщение Монгол » 03 июл 2010, 11:58
Марго: Однако словарное » Тонкие породистые руки. Красивый породистый лоб. Породистое лицо» со счетов не сбросишь, уважаемый МОНГОЛ. Да и классическая литература дает тому множество подтверждений.
А мы все же не такие лохи, чтобы не отличить косметологическое от природного.
К тому же. Самые тонкие руки (как и самый красивый лоб),- могут быть совсем «не породистого» происхожения. Здесь, игра слов. Абсолютно литературная. Не имеющая никакой привязки к реальной жизни.
Сообщение Марго » 03 июл 2010, 16:50
И это вовсе вовсе не только литература, игра слов, как Вы говорите. К примеру, короткопалая рука любой тонкости породистой быть никак не может.
Сообщение Монгол » 03 июл 2010, 18:19
. короткопалая рука любой тонкости породистой быть никак не может.
Ему нужны «короткие породистые» пальцы непобедимого бойца.
Я с Вами согласен. :я за:
Добавлено спустя 4 минуты 7 секунд:
Имелся в виду любой автор, который что-либо пишет.
Породы людей: а какая твоя порода?
А к какой породе относишься ты? К породистой или дворняге? Породы людей и их признаки читайте в этой статье!
Хочу сегодня с вами «посмаковать» очень интересную для меня тему о Породах людей!
Да-да..они существуют. У вас также есть порода, но вот какая – сами решите, прочитав эту статью!
«Здравствуйте. Я Саша, порода – дог!»
Вот вы представляете, чтобы мужчина начал знакомиться с вами на улице подобным образом?
Нууу очень в этом сомневаюсь! )))
Уверенна, что Вы, услышав подобное, поскорее бы подтянули штаны/юбку и бежали бы куда подальше от такого сумасшедшего существа.
А вместе с тем, я все же убеждена, что люди, как, например, собаки, могут или быть представителями истинной породы, или – обыкновенными дворнягами.
«Ой, не говорите глупостей! Какая порода людей?»
Готовя этот материал, мне стало интересно, есть ли у моей теории симпатики, и вот наткнулась на одном из женских форумов на обсуждение этой темы.
Правда, там речь шла о внешности, но это тоже не последний признак определения породы человека.
Одна из дам задала тему: «Как вы понимаете обозначение «породистая внешность»?
Обсуждение велось достаточно мирно, форумчанки высказывали свои идеи, сходясь на одной:
«Породистость – нечто неуловимое, что выделяет мужчину и женщину из толпы, несмотря на то, во что они одеты!»
Но тут-то в разговор вклинилась одна истеричная особь женского пола с пахабными выкриками:
«Что вы несете! Опомнитесь! Люди не животные, чтобы их на какие-то породы делить!» и тут понеслась…
Поначалу ей пытались объяснить свою точку зрения, но данная мадемуазель была неумолима, продолжая диалог в стиле «Все вы дуры, только я одна умная!»
Естественного, любого подобная риторика разозлит и обидит!
Форумчанки, объединившись, засыпали истеричную особь таким шквалом критики и аргументов, что все закончилось ее воплями (я прямо их услышала сквозь монитор):
«Вот такие гадюки, как вы, и в школе, и в институте, и на работе задирают свой нос передо мной! Почему вы считаете себя породистыми, а меня – дворнягой?!»
Эта несчастная по сути своей дама подтвердила мое убеждение, что лишь человек хозяин своей жизни и, если позволить комплексам и неуверенности завладеть собой, то вряд ли ты когда-то сможешь примкнуть к той касте, которую неудачники завистливо называют «Породистые»!
Чем отличается «породистый» человек от остальных?
В моем представлении, люди с породистой внешностью всегда:
Породистая женщина никогда не выйдет на улицу с грязной головой, а породистый мужчина не будет перебивать дешевым дезодорантом запах пота.
Этими людьми мы восхищаемся и, видя их, обязательно думаем про себя: «Надо обязательно запомнить, как у этой женщины повязан шарф» или «Обязательно куплю себе похожий костюм».
Но, естественно, не только внешностью ограничивается определение породистых людей.
Многое зависит от качеств, черт характера, которыми обладает человек, и образа жизни, который он ведет.
Породистый человек:
Для того чтобы пополнить собою ряды породистых людей, не обязательно родиться в каком-нибудь родовом замке в аристократической семье.
Мдааа… от воспитания зависит многое, но далеко не все.
Даже если вы появились на свет в семье «неблагополучных дворняг», вы не обязаны тоже питаться объедками и вычесывать блох.
В ваших силах изменить свою жизнь к лучшему!
«Какая же мерзкая дворняга твой муж!»
Этот самый муж – действительно ужасно мерзкая личность.
Я перестала посещать нашу общую компанию именно из-за него.
Как вообще с этим существом можно жить и спать?
Для меня ОГРОМНАЯ загадка!
Историю, которая привела к появлению у данного существа прозвища «Мерзкая дворняга» — я услышала от свидетельницы скандала, поскольку сама к тому времени уже не общалась с этой компанией.
Итак, во время какой-то гулянки в баре это тело, как всегда напилось и по своему обыкновению начало орать и материться на все заведение, потом стало отпускать похабные шуточки на адрес всех находящихся в зале женщин.
Жена, естественно, не вмешивалась, чтобы не получить свою порцию мата, а то – и затрещину.
Но когда «дворняга» приступила к своему любимому развлечению – снятию штанов – моя знакомая не выдержала и выкрикнула эту фразу: «Мерзкая дворняга!»
И что, по-вашему, сделала жена?
Разразилась гневной тирадой: «Не тронь, зараза, моего мужа. Пусть развлекается. Он веселый, а ты просто завидуешь»!
Путь из дворняги к породистому мужчине
«Мужчине желательно быть не только умным, но и разборчивым. Разборчивость сама по себе — очень хорошо, но еще лучше, когда она становится целенаправленной избирательностью. Отчаянные бабники, заигрывающее без разбора со всеми попадающимися на их пути женщинами как дворняги: метят кустики, пьют из лужиц, а итог — изношенная и сбитая шерсть, повисший хвост и нескончаемые блохи.»
У описанного мною субъекта нет никаких шансов измениться.
Мало того, что природа поскупилась дать ему необходимые качества, так еще и наградила дурой-женой, которая, вместо того, чтобы вытягивать его из этого болота, сама туда же и погружается.
Но настоящие представители сильного пола могут эволюционировать, уж поверьте мне на слово!
Обязательно посмотрите этот видеоролик об «а-ля» породистых женщинах!
Милые девушки/женщины..прошу…не будьте такими!
P.S. На видео, девушке за 35, а фразы говорит 15-летней девочки:
«Накрашусь и пойду украшать мир!»
Как видите, ничего неосуществимого в этих 7 пунктах и нет.
Если вы проявите немного усилий, то никогда не узнаете, как выглядит дно и плинтус, и никогда не услышите в свой адрес: «Мерзкая дворняга!»
Что такое породистая внешность
Иногда так бывает, что текст «не идет». Так было и с этой статьей. Она лежала две недели без финального элемента пазла. Сколько я ни пытался взять эту крепость «грубой силой» — все впустую. И вдруг. появляется она:
Моментально складывается все. Одна из лучших статей энциклопедии «рождается» как по мановению волшебной палочки. Вот что значит муза в жизни художника. Читайте дальше и узнаете, насколько это было опасно.
Рубрика: Энциклопедия образа и стиля
Продолжаю публикацию отрывков из нового проекта «Энциклопедия образа и стиля» https://www.instagram.com/beauty_ency/ где я выступаю главным редактором и составителем. Через год-два это будет печатное издание, а пока проект ведется в рамках информационного обеспечения компании «Мой Салон» https://mysalon.pro/
Эта тема полезна к разбору всем, кто занимается красотой и стилем. Фотографу важно уметь подбирать модель в соответствии с задуманным образом. Визажисту — уметь соотнести наносимый «рисунок» с типом лица, подчеркнуть достоинства, преобразить. Парикмахеру — прической создать определенное настроение, поменять «характер» модели. Художник и вовсе обязан чувствовать тему внешности или ее типа т.к. отвечает за каждый штрих и нюанс. Итак, «породистая» внешность.
Красивых людей много. Кроме того, «кому и кобыла – невеста». Однако, все понимают, что для того, чтобы пройти серьезный тест на соответствие канонам современной красоты – попасть в разряд супермоделей, одного приятного личика мало. Что же требуется еще?
Под «породой» мы понимаем, конечно же, не селекцию хомо-сапиенса и не расовые предрассудки, не выведение «арийцев». Порода здесь – собирательное понятие, заимствованное из мира выведения породистых животных как лексему, отражающую суть явления.
К примеру, что такое породистая лошадь? Это всегда набор ярких, характерных черт, находящихся в гармонии между собой. Это соответствие некоему образу.
Например «тяжелой силы», либо «утонченной грации», «рубленому рельефу»
Заметьте что образ, о соответствии которому мы говорим – это почти всегда некий архетип, одно из простых, базовых понятий, применимых к разным сферам. Так образ «тяжелой силы» работает не только в визуальном поле. Также можно представить себе музыку, соответствующую такому архетипу, интонацию разговора или, к примеру стихотворные формы (достаточно вспомнить Маяковского).
Еще лучше отличия чувствуются у породистых собак. Вот пудель. Он как пружина. Он – энергия. Он доброта. Все это не только прочитывается из образа собаки но и подтверждается ее характером. Содержание всегда соответствует форме, когда речь идет о гармонии или красоте.
Или, возьмем бультерьера. Острый как пуля. Проворный как пчела. Тупой взгляд маленьких жестоких глаз. Холодная жестокость в мешке мускулов. Юркий и бойкий.
«Порода» человека, как бы цинично это ни звучала также относит к одному из известных архетипов, шаблонов этно-психологических, антропологических характеристик. Проще всего ее прочувствовать, конечно же, в расовых различиях. Однако, самое интересное начинается, когда появляются признаки типизации вне или внутри расовых особенностей.
А вот эта — опасная, хищная рыба. Конечно русалка. Конечно ведьма.
Почему я вдруг решил что она — ведьма? что она — русалка? При чем здесь рыба?
Ок, давайте разберемся, что в породе этой девушки. Изображение стоит тысячи слов. Взгляните на «морфологию» и «топологию» следующих форм и вам все станет ясно:
Нет, девушка конечно красивее чем эти чудовища (хаха, когда нибудь меня побьют) Ксюш, не злись, подожди, читай дальше — это про твою красоту на самом деле)). Но в структуре ее челюсти, в большом размахе ее огромных магических глаз, в их притягивающей глубине гладкого холодного влажного омута есть то хищное, что роднит ее с беспощадной ненасытностью этих чудовищ. Будучи смешанной с породистой красотой типа Кристи Тарлингтон все это создает взрывоопасную смесь притягательности и смертоносности: это настоящая сирена.
Все это прекрасно знают и чувствуют художники по кастингу. Не зря это отдельная профессия и хороший кастинг – залог успеха фильма.
Я думаю то же чувствовали художники по кастингу, когда подбирали умопомрачительно подходящую к главной роли русалки супермодель Джемму Уорд.
Кстати, обратите внимание на нетипичную форму рта, как у нашей восхитительной Ксении так и у Джеммы Уорд рот совершенно не поддается шаблонному описанию. Это абсолютно магическая форма, соединяющая в себе красоту и чувственность хищника. Вот что ценно в настоящей красоте, вот чем отличаются супермодели от обычных красоток (об этом в следующей статье)
Обратите внимание, остальные модели безусловно хороши, но они остаются русалками второго плана, потому что стопроцентное попадание только у Джеммы Уорд.
Можно взять материи и попроще, русалок все-таки мало кто видел, а вот ведьма, баба-яга — образ знакомый всем с дейтства и понятный в своей архетипичности.
И ведь согласитесь, мы хотим видеть в роли ведьмы именно шаблонную типизированную ведьму, а не «бабушку божий одуванчик». А это значит, что разбираться в основах «породы» нужно каждому, кто имеет дело с изображением.
В следующей статье мы углубим тему архетипической типизации и разберем на ее основе образы самых знаменитых красавиц эпохи «супермоделей».
Ваш, породистый, креативный директор Beauty Media Group, главный редактор «Энциклопедии Образа и Стиля», фотограф, художник В. Малевин @malevin.art
Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Конструкторы наций: как в мире научились выводить «породистых» людей
Несовершенство нашего мира, испорченность человеческой природы вновь и вновь заставляют передовые умы искать способы улучшения Homo sapiens — как вида и как совокупности индивидуальностей. Даже выработали учение о селекции человека и улучшении его наследственных качеств — евгенику. А в пример успешного эксперимента такого рода приводят, как правило, Сингапур. Впрочем, так ли он успешен?
Это красивое и ужасное слово
Вообще, термин «евгеника» (от греческого eugenes — благородный, породистый) впервые ввел в обиход в XIX веке британский психолог Френсис Гальтон применительно к своим теориям в области селекции растений, животных и… людей. Кстати, он приходился кузеном небезызвестному сэру Чарльзу Дарвину, и их родство, несомненно, способствовало взаимному «научному обогащению». Гальтон заимствовал у своего родственника идею искусственного отбора и в итоге решил применить ее к человеку. Он считал интеллект и талант наследуемыми признаками, которые можно и нужно культивировать в человеческой популяции.
Люди должны относиться к продолжению своего рода столь же ответственно, как к улучшению породы домашних животных или селекции полезных растений. Для этого хорошо бы распространить на человеческое общество дарвиновские методы селекции. То есть заставлять людей спариваться с наиболее «породистыми» партнерами.
В принципе, надо затем еще и отбраковывать часть потомства, но это уже совсем проблематично, хотя бы потому, что абсолютно безнравственно. Впрочем, проблемы нравственности можно «уладить» на религиозном уровне. И поэтому Гальтон предложил очень простое решение: сделать евгенику новой религией, адепты которой будут верить в Человечество и улучшать его путем ответственного, продуманного выполнения репродуктивной функции.
Фрэнсис Гальтон
В эпоху позитивизма и веры в человеческие возможности эти идеи не могли не овладеть массами: в начале XX века во многих странах мира стали создаваться евгенические общества, издаваться евгенические журналы. Не стала исключением и Советская Россия: там в 1920 году основатель отечественной генетики Николай Кольцов организовал при Институте экспериментальной биологии евгенический отдел и создал Русское евгеническое общество.
В его деятельности принимали участие такие известные ученые, как Алексей Абрикосов, Владимир Бехтерев и Григорий Россолимо, наркомы Семашко и Луначарский и даже Максим Горький. Впрочем, настоящее торжество евгеники было связано не с западными демократиями и не с Советским Союзом, а с Третьим рейхом…
Благие намерения, приведшие в ад
Надо заметить, что сам Гальтон допускал возможность улучшения человечества двумя хорошо известными способами — кнутом и пряником. В этом смысле он разделял евгенику на позитивную (культивация «породистых» людей, наделенных общественно полезными признаками) и негативную (уменьшение воспроизводства слаборазвитых или неполноценных человеческих особей). Однако сам он всячески пропагандировал только первое направление своей теории, а второе осуждал.
Но, увы, сколь бы ни благодушествовали теоретики, а практики зачастую выбирают весьма грязные способы осуществления их теорий. И вот, в фашистской Германии идеи Гальтона восприняли по-своему и принялись основательно «очищать расу», что вылилось в убийство 200 тысяч инвалидов, умственно неполноценных и душевнобольных.
Хотя, конечно, напрямую обвинять Гальтона в «идеологическом обеспечении» фашизма нельзя: между ним и этими «жесткими практиками» была прослойка столь же жестких мыслителей, вроде профессора психиатрии Альфреда Хоха и профессора юриспруденции Карла Биндинга из Фрайбургского университета, издавших в 1920 году книгу под названием «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни». В ней они утверждали, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство — это праведный и полезный акт», поскольку такие люди — просто балласт, приносящий неприятности окружающим и экономические издержки. Позже Гитлер признался, что тезисы немецких евгеников помогли ему «завершить осмысление теорий», высказанных им в «Mein Kampf».
Карл Бандинг и Альфред Хох
Неоевгеника
Неудивительно, что после победы над гитлеровской Германией от евгеники все открестились и забыли ее как страшный сон. Но — увы — не навсегда. В конце XX века появились потрясающие возможности не только уничтожать, но и улучшать человека чисто технически — например, путем «редактирования» его генома, клонирования, трансплантации более качественных органов или, например, оценки признаков еще не рожденного ребенка.
Таким образом, наука создала благодатную почву для возникновения неоевгеники, которая будет работать уже не методами «селекции», а изменением готового человека. А возможно, даже пойдет еще дальше: работы могут производиться не над живыми индивидуумами, а над неким «биологическим материалом», из которого затем можно «слепить» более совершенные человеческие особи.
Конечно, с нравственной стороной у этих методов большие проблемы, но сегодня это уже едва ли кого-то остановит — даже религию новую изобретать не надо…
Пошли другим путем?
Ну а теперь к Сингапуру. Этой маленькой, молодой державе очень повезло (или не повезло?) с руководителем. Ее первый премьер-министр Ли Куан Ю, правивший страной полвека (30 лет в качестве премьер-министра и еще 20 — как «отец народа»), сумел «слепить» из проживавших на территории Сингапура малайцев и китайцев, по сути, новую нацию.
При этом он использовал политические, экономические, воспитательные, репрессивные и евгенические методы — причем как позитивные, так и негативные. Хотя, конечно, до «высот» Третьего рейха в этом он не поднимался. Помимо жесточайшей борьбы с коррупцией (не пощадившей даже родственников премьер-министра) и воспитательных мер вроде штрафов за плевки на улице и не смытый унитаз в общественной уборной, запрета курения и ношения мини-юбок, Ли Куан Ю занялся повышением IQ нации путем стимулирования создания семей и деторождения среди высокообразованных граждан.
Для этого были учреждены государственные брачные агентства, располагавшие банком данных об одиноких представителях интеллектуальной элиты и занимавшиеся их сводничеством: таких людей отправляли в «брачные круизы», даже предоставляли помещение для того, чтобы уединиться. Если случалось, что от этого рождались дети, им было гарантировано поступление в престижную школу, а родителям — солидная матпомощь.
Ли Куан Ю
С другой стороны, женщина без высшего образования, родившая второго ребенка, подвергалась штрафу. Впрочем, за добровольную стерилизацию ей (а также физически или умственно неполноценным гражданам) полагалось материальное поощрение. А это уже чистой воды негативная евгеника.
Сейчас наиболее жесткие методы воспитания граждан в Сингапуре остались в прошлом. Однако контроль (и самоконтроль) сохраняется: никто не плюет и не курит на улицах, все только и делают, что учатся и работают. И пользуются услугами государственных брачных агентств. Ли Куан Ю уже несколько лет как отошел в мир иной, однако дело его живет. «Меня критикуют за вмешательство в частную жизнь граждан. Это справедливо, но без этого мы бы не достигли того, что нам удалось, — говорил он по этому поводу. — Я ни о чем не сожалею — мы бы не смогли обеспечить экономический прогресс, если бы не занимались очень личными вопросами: кто ваши соседи, как вы живете, шумите вы или нет, плюетесь или нет, на каких языках общаетесь. Это мы решаем, что правильно, а до мнения граждан нам нет никакого дела».
Все же здесь больше авторитарного воспитания, нежели евгеники.
Сейчас, спустя полвека после начала сингапурских преобразований, можно подвести некоторые итоги этого социально-экономического эксперимента. В 1965 году, когда Сингапур отделился от Малайзии, это была нищая и очень проблемная (даже по тогдашним азиатским меркам) территория. Полезных ископаемых — нет, пресной воды — нет (ее приходилось импортировать), промышленности — никакой. Сейчас Сингапур уверенно удерживает одно из первых мест в мире по уровню ВВП на душу населения, занимая следующую строчку после США.
Основными отраслями сингапурской экономики являются электроника, информационные технологии, фармацевтика и финансовые услуги. Здесь базируются более 3 тысяч транснациональных корпораций: их привлекают полное отсутствие коррупции и благоприятный деловой климат в этой стране. Ну и, конечно, ее выгодное территориальное расположение — на изгибе морского пути из Китая в Европу.
Государство-компьютер
Какую роль в достижении этого процветания сыграла евгеника? По всей видимости, небольшую, если не сказать никакую. Просто Ли Куан Ю сумел настроить свою нацию на учебу и добросовестный труд. И отнюдь не евгеническими методами (за столь короткий срок они просто не успели бы дать результаты), а обычным воспитанием — кнутом штрафов и пряником субсидий. Но главное — ему удалось «привить» сингапурцам стремление к материальному успеху. Так что теперь эта нация представляет собой уникальное сочетание азиатских и американских черт: потрясающей работоспособности и усидчивости, деловой хватки, хитрости, стремления к успеху и послушания.
Этот «коктейль», а также в целом повышение образованности и IQ нации было получено не за счет целенаправленного спаривания высокообразованных членов общества, а работой над самыми широкими массами. Более того, высокообразованные индивидуумы стали откровенно портить общую демографическую картину в стране. С начала преобразований рождаемость в стране неуклонно снижалась и в настоящее время достигла самого низкого уровня в мире — 1 ребенок на женщину.
Ситуацию удается стабилизировать только благодаря контролируемой иммиграции. Впрочем, как показывает практика, демографический спад переживают все нации, переходящие к постиндустриальному обществу. И действительно: сингапурцам, для которых главной целью жизни стал высокий заработок и хорошая должность в хорошей компании, уже просто не до детей! Так что «рыночный» закон естественного отбора, который стал базовым для воспитания граждан Сингапура, вошел в противоречие с законами выживания человеческой популяции.
Есть и еще одна неприглядная сторона у сингапурского экономического чуда — это необеспеченная старость. В этом «офисном государстве» старение означает почти неизбежный дауншифтинг — ведь в офисах трудятся молодые, а всю черновую и механическую работу выполняют роботы или трудовые мигранты.
Старик в Сингапуре играет на скрипке на улице
Поскольку государство не платит пенсии, оно обязывает всех работающих граждан отчислять деньги на старость. Но в итоге этих средств большинству пенсионеров катастрофически не хватает — все съедает плата за жилье и дорогие медицинские услуги. К тому же население стареет, и молодому поколению все труднее содержать стариков. Как следствие — в Сингапуре становится все больше малоимущих пожилых людей, подрабатывающих где только можно и кем придется. Так что сингапурское экономическое чудо — исключительно для молодых и здоровых.
В общем, можно говорить как об успехе, так и о провале сингапурского эксперимента. Да, беднейшая страна за полвека превратилась в одну из самых богатых в мире. Да, нищее забитое общество стало высокообразованным и ориентированным на успех. Но достаточно ли этого для человеческого счастья? Особенно если цена такого успеха — несвобода в решении вопросов «что такое хорошо и что такое плохо» и забвение вопросов духовного уровня?
Могут ли полностью реализоваться люди, ставшие, по сути, маленькими «чипами» в своем государстве-компьютере (как любил называть его сам Ли Куан Ю)? А уж если проводить селекцию среди людей, то почему именно по коэффициенту IQ и наличию высшего образования? Возможно, лучше было бы ориентироваться на какие-то нравственные качества. Но, увы, они-то как раз компьютеру совсем не интересны.