Что значит понятие сторителлинг для укрепления hr бренда
Сторителлинг в HR: приемы художественной литературы как рецепт хорошей истории
Всем известно направление сторителлинга. Чтобы донести мысли до читателя, потребителя, кандидата их облекают в вовлекающую историю. Сторителлинг применяют в рекламе, книгах, статьях. Это применимо и в работе с персоналом. Истории рассказывают для привлечения, адаптации, HR-брендинга. Пока немногие компании используют этот инструмент, он все еще выглядит оригинальным.
В HR можно рассказывать:
Но, написать историю правдоподобно и увлекательно не так просто, как кажется. Читая художественную литературу много и часто, замечаешь, что у каждого писателя есть фишки и приемы для привлечения внимания читателя, удержания в истории.
Я вывела для себя рецепт идеальной книги, истории и выделила некоторые особенности стиля писателей, которые можно смело заимствовать в HR-сторителлинге.
Ингредиент 1: Увлекательный сюжет и донесение главной мысли
Для начала наметьте поинты, о которых важно рассказать и найдите связующее звено между ними. Важно выделить основную мысль, которую хотите донести до читателя. Что он должен запомнить? Что зафиксировать? С какой мыслью остаться?
Далее связываем поинты в сюжет, в котором будет: завязка, препятствия и сложности, их преодоление, сомнения и надежды, счастливый конец. Читатель верит и вовлекается в том случае, если сюжет изменчив, а эмоциональный градус истории высок.
Пример реального применения
Возьмем описание вакансии.
Формулируем не текстом в виде буллитов «обязанности», «мы ждем» и далее.
Ингредиент 2: Понятный слог, легкая подача
Не стоит выражаться витиевато, составлять сложноподчиненные предложения. Для целей, которые преследует HR важно использовать простые тексты, которые будут читаться на одном дыхании. Сейчас информации вокруг любого из нас неимоверно много, и нужно уметь увлечь и в то же время не грузить читателя.
Пример реального применения
Таргетированная реклама о вакансии.
Ингредиент 3: Герои и ситуации, в которых читатель узнает себя
Читателю интересен герой, который похож в чем-то на него или переживает схожие эмоции, сомнения. Набросайте себе портрет человека, которого вы ищете. Пишите не только профессиональные качества и компетенции, но и личностные. Поставьте себя на место этого человека и сформулируйте о чем он думает, что его интересует, что мотивирует, а что пугает. Тем самым станет понятно каков будет главный герой вашей истории.
Пример реального применения
Истории успехов, которые используют многие компании.
Но, как правило, истории успехов преподносятся в формате интервью с сотрудником. Посмотрите на это с другой стороны.
Ингредиент 4: Концовка
Финал— важный штрих каждой истории. В ней мы наводим читателя на конкретные выводы. Вспомните, какие мысли вы выделили вначале и зафиксируйте их в своей концовке.
Пример реального применения
Зачем нужен сторителлинг в работе HR-специалиста
Наша жизнь полна историй. Мы рассказываем их каждый день, мы слышим еще больше от коллег, друзей и родных. Однако как часто мы задумываемся над тем, какое влияние на нас оказывают истории? В каких областях бизнеса применимы истории? Почему зачастую одна история может заменить долгое объяснение или мотивировать сильнее, чем целый набор логических аргументов? Ответы на эти и другие вопросы дает изучение сторителлинга.
Мы коснемся применения сторителлинга в такой области бизнеса, в которой особенно важно умение мотивировать и вдохновлять, доносить важные идеи и поддерживать дух коллектива — в области управления персоналом.
Почему истории «работают»?
Истории — это древнейший способ коммуникации между людьми. Еще до возникновения письменности наши предки передавали опыт друг другу с помощью историй, мифов и легенд. Современный человек также начинает познавать мир через истории — сказки, которые он слышит от родителей, из которых узнает о добре и зле, дружбе, любви. Где-то глубоко в нас, вероятно, уже заложена программа под названием «слушай рассказчика». Именно поэтому часто история, которая звучит в середине длинного выступления или лекции, помогает поддерживать внимание аудитории и показать важную мысль через метафору. Люди любят слушать истории.
Хорошая, мотивирующая история всегда несет в себе несколько ключевых «ингредиентов», а именно: эмоции, сопереживание слушателя и, конечно, смысл, ради которого история звучит. Эмоции помогают лучше воспринимать и запоминать материал. Сопереживание позволяет соотносить историю со своим опытом и держать внимание слушателя. В смысле заложена суть, то есть главная идея рассказчика или вывод, который должен сделать слушатель.
Истории задействуют наше образное мышление, «включают» эмоциональные центры в головном мозге, поэтому сообщения, которые мы слышим, лучше достигают наших сердец. В экспериментах было показано, что студенты, которые слушали лекцию, по ходу которой преподаватель «встраивал» истории из жизни, лучше запоминали материал, чем студенты из другой группы, слушавшие эту же лекцию, но только с графиками и сухой статистикой.
Сторителлинг в работе HR-специалиста
Оттолкнемся от основных задач менеджера по персоналу и рассмотрим, как могут быть использованы истории, для достижения результатов.
Какова цель welcome-тренингов в компаниях? Познакомить «новичков» со структурой организации, рассказать об истории, показать, что о сотрудниках заботятся и что работать в этой компании почетно, то есть, начать погружение в корпоративную культуру. Однако как часто такие мероприятия проходят в крупных компаниях? К сожалению, проходит это скучно и крайне малопродуктивно. Вместо того чтобы зажечь огонь в глазах и «влюбить» в компанию, спикеры усыпляют аудиторию, а лояльности по отношению к компании не прибавляется. Выступающие формально рассказывают об истории, о выполнении планов и зачитывают типовые слайды с ценностями и миссией. «Ценности нашей компании следующие: открытость, честность и, значит, клиентоориентированность». Но как можно передать эти ценности, чтобы они были услышаны и прочувствованы? Просто зачитать их недостаточно, нужна «история о ценности».
У одного автодилера однажды случилось происшествие. Автовоз съехал с дороги, все новые машины ушли под списание. Беда усугублялась тем, что водитель был слегка «под градусом» (именно слегка, но это автоматически лишало компанию страховых выплат). Ночью на место выехал директор по логистике, «договорился» и подменил водителя, чтобы получить страховые выплаты. Утром об этом узнает первое лицо компании и в тот же день снимает директора по логистике со словами: «Если мы ведем бизнес честно, то мы должны оставаться честными даже тогда, когда нам это невыгодно».
Согласитесь, такая иллюстрации гораздо сильнее покажет людям, что такое честность как ценность в компании.
То же самое можно применить и к миссии. Через историю мы можем ярче проиллюстрировать миссию, пояснить и раскрыть ее трактовку. Например, миссия Google: «Организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной». Однако резонным может стать вопрос о том, почему именно такая миссия, зачем миру доступная и полезная информация? В качестве ответа может быть рассказана история, когда руководство компании осознало, что именно это должно быть основным мотиватором деятельности и почему мир будет лучше, имея доступ к информации. Найти такую историю поможет простой вопрос самому себе: «Как мы это впервые поняли сами?».
Многие тренеры сталкиваются с проблемой сопротивления группы, когда участники не видят ценности в предлагаемых навыках и установках. Это может проявиться как в самом начале обучения, так и по ходу тренинга, когда участникам приходится менять привычные способы выполнения задачи и анализировать новый опыт.
Если посмотреть на работу известных профессионалов в области обучения, мы увидим множество небольших историй или баек, которыми они снабжают процесс. Причем делают они это ненавязчиво, словно между делом. Однако эти вкрапления помогают им вести участников и передавать важный смысл. Как помочь группе «включиться» и повысить мотивацию на обучение? Ведущему поможет история «почему этому важно научиться».
Радислав Гандапас, начиная блок тренинга про умение выходить из форс-мажорных ситуаций в публичном выступлении, рассказывает историю, в которой обозначает проблематику. Это случай про одну женщину, которая хотела интересно и нестандартно начать свою презентацию с высказывания «Заговори, и я тебя услышу». Однако в стрессовой ситуации выступления она «перепутала слова» и у нее вырвалось что-то вроде: «Открой рот, я хочу тебя». Конфуз, смех мужской части зала, доклад на грани провала. Что можно сделать в этой ситуации? Эти вопросом тренер предваряет блок тренинга, а заодно показывает наглядно проблему. При этом аудитория также ставит себя на место женщины-докладчика и, конечно, задается тем же вопросом: что сделать, если что-то пошло не по сценарию? Включенность группы обеспечена.
Используйте истории, которые показывают проблему, о которой будет идти речь дальше. Аудитория соотносит историю со своим опытом, начинает анализировать и искать варианты решения проблемы.
Как и опыт наших предков передавался из уст в уста, так и объяснение сложных процессов, явлений или способов решения задач зачастую передается не с помощью формальных инструкций, а через неформальное общение.
Нередки случаи, когда после важного совещания, где рассказывалось о видении и стратегии, сотрудники собираются возле кофе-машины и обсуждают услышанное. Именно здесь можно подслушать интересные истории, которые могут повлиять на распространение и принятие идей. Важно отметить, что это могут быть как истории успеха, так и антиистории, которые показывают, как «не надо».
Однажды в перерыве тренинга я зашел на кухню в офисе одной компании. Там шла оживленная дискуссия между сотрудниками. Один из них задавался вопросом и все никак не мог понять, что значит такая установка руководства, как использование имеющихся материальных ресурсов по максимуму. Его старший коллега рассказал простую историю:
— Ты знаешь, как вообще была основана наша компания?
— Ну, лишь в общих чертах.
— Я расскажу. Мы все знаем, что наши боссы учились за одной партой, всегда вели бизнес вдвоем. В середине девяностых у них была фирма по продаже стройматериалов, но грянул кризис, и все пришлось свернуть. У них остался только небольшой «каблучок». Они уже подумывали продать и его, ведь много плитки и ламината в нем не увезешь, да и кому они сейчас нужны? Но тут они посмотрели на машину под другим углом: что можно в ней перевезти в огромном количестве? Взгляд упал на карандаш. Они заняли денег и отправились в Чехию, где забили одну половину «каблучка» карандашами, а другую — ластиками. Продали все мигом и в следующий раз уже отправились туда на фургоне.
Эта небольшая история, которую рассказал сотрудник, произвела впечатление на других, поскольку ясно передала ключевую идею: что такое «использовать имеющиеся ресурсы по максимуму». Такой внутрикорпоративный «фольклор» помогает лучше понимать «что есть что», объяснять, «как надо» или «как не надо», принимать изменения.
Во многих западных компаниях встречается специальная должность — человек, который занимается сбором и распространением поучительных историй, дающих ответы на вопросы. Именно с помощью таких рассказов происходит понимание траектории движения, осознание нововведений и поддержание корпоративного духа. Важно целенаправленно коллекционировать истории и рассказывать их в подходящие моменты. В них содержится ценный опыт, который важен для других.
В задачи HR-специалиста входит проведение совещаний, а также презентации перед вышестоящим руководством. Например, для защиты бюджетов и планов на обучение и развитие персонала. Как использовать сторителлинг в ситуации публичных выступлений, чтобы доносить идеи и удерживать, мотивировать аудиторию?
Знакомая HR-менеджер делилась со мной тем, как ей предстояло защищать бюджет на обучение, в который было заложено новое направление — тренинги по тайм-менеджменту. Проводя анализ ситуации в коллективе и анализируя запросы от сотрудников, она поняла, что крайне необходимо помочь им оптимизировать временные ресурсы. Однако эта дополнительная статья расходов, как ей казалось, будет отклонена руководством — «это не самое главное» (это была любимая фраза ее начальника). Она решила начать свою презентацию с известной притчи про двух торговцев обувью, которых послали в Африку для изучения рынка. Один из них телеграфировал обратно на фабрику: «Ситуация безнадежная — здесь никто не ходит в обуви». А другой написал: «Отличные возможности, здесь об обуви еще не слышали!».
В чем суть этой предыстории? В том, что на одну и ту же ситуацию можно посмотреть под разными углами. Далее девушка провела параллель с идеей про обучение тайм-менеджменту: «С одной стороны, можно подумать, что обучение навыкам управления временем — это лишь трата времени, но с другой — это возможность высвободить недостающие временные ресурсы для более эффективной работы».
Конечно, она могла начать выступление с традиционной фразы: «Сегодня в презентации я расскажу о планах и о новой статье в бюджете на обучение, которая посвящена развитию ТМ-навыков», но так она бы загубила начало и не снизила скепсис начальника. История помогла ей установить контакт и опередить события, чтобы донести свою идею. В конце презентации она также рассказала историю, как когда-то сама посещала такой тренинг, и чем он помог лично ей. Персональные истории показывают ценность предложений и помогают убеждать аудиторию. Бюджет она в итоге защитила.
Выводы
Сторителлинг — это инструмент, который обогащает наши коммуникации, делая их выразительнее и эффективнее. Истории живут вокруг нас, наполняют собой наши встречи, переговоры и неформальное общение. Менеджеру по персоналу истории могут помочь донести важные идеи до сотрудников и мотивировать на достижения. Но поскольку мы — интуитивные рассказчики, важно начать, прежде всего, обращать внимание на истории и накапливать опыт, который в них содержится. Следующий шаг — научиться грамотно рассказывать истории и начать делиться ими с окружающими.
Как привлекать кандидатов с помощью сторителлинга
Сторителлинг для эйчара: превращаем корпоративные штампы в эффективно работающие истории
Время чтения: 7 мин
Анастасия Дербасова, главный редактор:
Хороший текст и правильные истории помогают компаниям привлекать релевантных кандидатов. Руководитель агентства лонгридов для бизнеса Tellastory.ru и обучающего портала по брендингу и сторителлингу BigTomorrow.ru Елена Асанова написала цикл статей про сторителлинг для нашего блога. Она расскажет, в каких областях ежедневной деятельности эйчару помогают истории, откуда их брать и как рассказывать кандидатам и сотрудникам.
На моем первом собеседовании в сети гипермаркетов Real (подразделение METRO Group) на позицию руководителя пиар-отдела менеджер по подбору сказала: «Работать вы будете в прямом подчинении у генерального директора. Мартин — человек дела, он постоянно мотается по магазинам, не сидит в кабинете, видит и контролирует все, но при этом не занимается микроменеджментом». И рассказала пару историй из его жизни.
Я прониклась, и на следующее собеседование к генеральному директору пришла уже с детальным планом развития внутреннего и внешнего пиара в компании. Конечно, план получился поверхностным, основанным на взгляде извне. Но я обозначила в нем зоны исследования, зоны развития, инструменты и идеи, которые можно было внедрить в компании силами одного человека. Мы проговорили почти два часа, а еще через час мне сделали официальный оффер.
К чему я это вспомнила? Когда менеджер по рекрутингу рассказала истории про директора, она не только помогла мне, как кандидату, сориентироваться и понять, какой подход ценят в компании. Она помогла компании нанять правильного человека. Я проработала в Real прекрасные пять лет вплоть до продажи сети Ашану. И истории всегда были одним из основных наших инструментов — что в HR-отделе, что в PR.
Осознанно или нет, каждый эйчар — сторителлер. Он рассказывает о ценностях компании, мотивирует перспективами и укрепляет связи в команде.
Однако если копирайтеры, эсэмэмщики и пиарщики уже включили сторителлинг в арсенал своих инструментов, то в HR-сфере он еще многим незнаком.
Недостаточно просто привлечь кандидатов — нужно еще и сохранить их. Сделайте это с Хантфлоу.
Сторителлинг: зачем он эйчару?
Сторителлинг (storytelling) — это рассказывание историй.
Правильные истории могут сэкономить силы на поиске кандидатов, потому что сторителлинг притягивает «своих». Удерживать нужных людей в компании, потому что сторителлинг поддерживает взаимоотношения между сотрудниками на уровне эмоций и ценностей. Мотивировать сотрудников на подвиги, потому что истории успеха коллег вдохновляют лучше любых аргументов.
В первой части разберемся, как надоевшие корпоративные штампы превратить в интересные истории, которые решают задачи компании.
Откуда берутся корпоративные штампы?
Наверняка в вашей компании можно работать в классной команде, постоянно обучаться и расти. Только в это никто не верит, потому что так о себе говорят все компании. Все дело в том, что эйчар, другие сотрудники и потенциальные кандидаты смотрят на компанию с разных ракурсов.
Ракурс эйчара
Штамп «у нас дружная команда» может вызвать в вашей голове воспоминания о веселых корпоративах, поддержке коллег перед встречей со сложным клиентом и о том, как руководитель помог с документацией, когда вы зашивались с кипой бумаг.
Ракурс кандидатов
В голове кандидата «дружная команда» вызывает только раздражение от избитой фразы. Чтобы кандидат поверил, опыт и эмоции из вашей головы нужно поселить в голове кандидата. Сделать это можно двумя способами: с помощью трансплантации головы и с помощью историй. Пока наука в первом способе не сильна, рассмотрим второй.
Как корпоративные штампы помогут в создании историй?
Все корпоративные штампы показывают компанию с хорошей стороны. В этом нет ничего плохого, если коллектив действительно дружный, возможности для обучения вправду широкие и перспективы для профессионального развития на самом деле безграничные. Важно только дать увидеть их вместо надоевших клише. В этом и помогут истории.
Чтобы будущие и нынешние сотрудники рассмотрели «дружную команду» и «путь к успеху» так, как видите их вы, нужно погрузить их в контекст и помочь нарисовать картину — через ситуацию, эпизод, историю.
Просто добавьте ваши эмоции и опыт
Когда вы сообщаете информацию с точки зрения достижений и экспертизы, вы констатируете факты, но не приглашаете к общению, не выстраиваете человеческие отношения.
Скучная корпоративная новость о насыщенной жизни сотрудников:
В один день семья Егоровых умудрилась поучаствовать в легкоатлетических стартах в разных странах. Для этого пришлось разделиться: Павел Егоров, директор по персоналу, принял участие в забеге на 5 км в Донском марафоне. Имея порядковый номер 0029, он и прибежал по счету 29-м, пробежав 5 км за 32 минуты. А его жена Валентина Егорова в тот же день в Мюнхене стартовала в полумарафонном забеге и пробежала 21 км за 2 часа 49 минут.
Мы видим фамилии, километры, минуты, но не людей. А соответственно, у читателя не возникнет к этой новости никакого отношения. Его могут вызвать только люди, не цифры. Попробуем переделать?
А что, если добавить в новость живых людей, их опыт и эмоции:
Семья Егоровых — бегуны. А 10 сентября они умудрились поучаствовать в легкоатлетических стартах в разных странах.
Павел Егоров, директор по персоналу, бежал 5 км в Донском марафоне. Уложился в 32 минуты. «Мне выдали номер 29, я и пришел 29-м, — смеется Павел. — Неужели номер запрограммировал мой результат?»
А вот его жену Валентину ждал вызов посложнее — полумарафонский забег на 21 км в Мюнхене, который она преодолела за 2 часа 49 минут. «На 17-м километре стало реально тяжело. Я сошла с дистанции выпить глоток изотоника, чтобы избежать обезвоживания, и тут на меня накатило. В коктейль из изотоника добавили порцию паники, — говорит Валентина. — Никогда. Никогда не останавливайтесь, будь то спорт или работа, если пройдено три четверти пути. Было искушение остановиться, но я рассердилась на себя: неужели сдамся? В мой коктейль как будто плеснули злость, и на ней я выбежала оставшиеся 4 км».
Новость превращается в эмоциональную историю, которая рассказывает о ценностях и личных качествах сотрудников. Теперь это живая коммуникация для живых людей. Без скуки, сухости и бюрократии. Рассмотрим еще несколько примеров, как эйчары заменили избитые клише интересными историями.
Истории привлекают нужных кандидатов
Пустые фразы про «дружный коллектив» и «интересные задачи» не вызывают доверия у кандидатов. Используйте вместо них реальные истории из жизни компании.
Корпоративный штамп, который не работает: «Приходите в нашу компанию, у нас классно!»
Истории, которые закрывают вакансии
Татьяна Паклинская, работала HR в ООО «Балтийский завод — Судостроение»:
«Мы пишем только реальные истории из жизни сотрудников, связанные с историей завода. Показываем ценности, которыми гордятся сотрудники. У нас была проблема — студенты колледжей не хотели идти работать на завод. И тогда мы сделали в колледжах фотовыставку передовиков производства. Фотографии передовиков были художественными, раскрывающими и подчеркивающими индивидуальность каждого человека. Через каждое фото наш специалист, проработавший на заводе 45 лет, рассказывал историю карьеры каждого конкретного передовика. Проект прошел на ура! И мы смогли привлечь на завод новых стажеров».
Алена Чиркова, работала HR-директором в De Agostini Russia & CIS и HR-бизнес-партнером в Модульбанке:
«В De Agostini одним из преимуществ компании был классный продукт. Но если бы я просто говорила кандидату: „Дорогой кандидат, мы издаем коллекционные журналы с приложениями. Они пользуются большим спросом“, — человек ничего бы не понял. Вместо этого я рассказывала историю про женщину, у которой сын уехал на заработки в другую страну. И она каждую неделю стала приходить к киоску с печатными изданиями, чтобы не пропустить очередной номер. Благодаря ей сын собрал полную коллекцию журналов. Из этой истории без дополнительных объяснений потенциальным кандидатам было понятно, что мы не просто издаем журналы, мы поддерживаем семейные ценности».
Как срабатывает история?
История способна показать ценности компании лучше любых описаний вакансий. Кандидату всегда интересно заглянуть внутрь, понять, как работают сотрудники и что ценно для них. И если ценности совпадают, на собеседование притягиваются ваши люди.
Истории помогают адаптироваться новичкам
Заезженные фразы про светлое будущее кандидата в компании не вдохновляют кандидатов. Используйте вместо них истории о том, как появилась компания.
Корпоративный штамп, который не работает: «В нашей компании вы можете достичь высот!»
Живые истории помогают увидеть свое место в компании
Алена Чиркова, Модульбанк:
«Мы проводим вводный тренинг для новичков — это стандартная история, когда на первой рабочей неделе человеку рассказывают про историю компании, ценности, возможности для развития.
Но стандартная история переставала быть стандартной, когда я говорила: „Ребят, у меня на этом слайде даты и цифры, и если на них просто смотреть, они не произведут большого впечатления.
Ну, подумаешь, запустились в 2014-м, в 2015-м закончили с 10 000 клиентов, а весной 2018-го было уже 100 000 клиентов. Поэтому я буду действовать методом погружения. Просто представьте: 2014 год, на месте, где вы сейчас сидите, — заброшенный завод электрогенераторов. Здание пустует, в окнах нет стекол, и гуляет ветер. Нет еще ничего — только идея наших основателей…“
И дальше уже погружаю их в историю развития компании и даю прочувствовать масштаб и динамику этой истории».
История финансового директора FMCG, которую мы использовали в обучающем вебинаре по сторителлингу для эйчаров от BigTomorrow:
Почему истории работают?
Адаптация в коллективе и стремление к развитию связаны с личными эмоциями, ценностями, мотивами каждого сотрудника. Сухими фактами сложно затронуть ценности и эмоции. А истории мотивируют и вдохновляют, помогают человеку связать рабочие цели с личными, «включают» его.
Истории поддерживают корпоративную культуру
Слишком позитивные публикации не находят отклика у кандидатов и вызывают ощущение фальши.
Корпоративный штамп: «У нас прекрасные сотрудники и дружественная атмосфера!»
Корпоративную культуру и ценности компании удобно транслировать через посты в соцсетях и публикации в корпоративных блогах. Но часто их транслируют так:
Такие публикации похожи на пустые комплименты, которым никто не верит. Истории, в которых раскрываются личные качества сотрудников, говорят гораздо красноречивей пышных эпитетов.
Живые истории показывают человеческие взаимоотношения
История про ценности и отношение к новым сотрудникам в компании «Еврособа»
История Алены Чирковой про гостеприимство к новичкам со стороны сотрудников
Я приезжаю в офис, утро, разница во времени, мысли только о кофе. Захожу на кухню, а там незнакомый парень жует бутерброд. Он меня видит в первый раз, я его вижу в первый раз. Я даже не успеваю ничего сказать, просто оглядываюсь, и тут происходит что-то удивительное.
— Привет! — говорит он мне.
— Привет!
— Кофе хочешь?
— Да.
— Смотри, вот здесь у нас стаканы, вот тут сахар, вот тут ложки, молоко общее. Если хочешь маленькую чашку — нажимаешь сюда. Если большую — сюда.
И заканчивает тем, что окончательно меня покоряет: «Слушай, а ты же первый раз у нас, я тебя раньше не видел. Давай сегодня я сам для тебя кофе сделаю».
Как истории транслируют ценности?
Реальные истории из жизни компании, которые сотрудники рассказывают друг другу, работают лучше чем сухой список ценностей.
Алена Чиркова, Модульбанк:
«Все компании декларируют схожие ценности, никто не говорит, что у них принято плести интриги и подводить друг друга. Но в каждой компании схожие ценности реализуются по-разному, поэтому в корпоративной культуре очень важны примеры — истории. История про Алену и кофемашину о том, как я в первый раз приехала в командировку в Москву. И когда мне нужно было объяснить, как в компании взаимодействуют коллеги, я рассказывала эту историю. Историю про кофемашину запоминали все. Я потом заходила на кухню и видела, как вчерашние новички объясняют сегодняшним новичкам, как что работает и где что брать. А дальше это приводило к взаимопомощи и поддержке в рабочих задачах».
Правильные истории помогают эйчару:
В следующих публикациях мы расскажем, где искать истории в компании и как рассказывать их так, чтобы ваш опыт и эмоции не оставляли кандидатов и сотрудников равнодушными.
Бонус: простые приемы для написания таких вакансий, которые кандидаты захотят прочитать.