Что значит полилася басурманская кровь

БАСУРМАНСКИЙ

Смотреть что такое «БАСУРМАНСКИЙ» в других словарях:

басурманский — иноземный Словарь русских синонимов. басурманский прил., кол во синонимов: 1 • иноземный (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

басурманский — БАСУРМАН, а, мн. ане, род. ан и (устар.) анов, м. В старину: иноземец, иноверец (преимущ. о мусульманине). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Басурманский — прил. устар. 1. соотн. с сущ. басурман 1., басурманин, связанный с ними 2. Свойственный басурману [басурман 1.], басурманину, характерный для них. 3. Принадлежащий басурману [басурман 1.], басурманину. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

басурманский — басурманский, басурманская, басурманское, басурманские, басурманского, басурманской, басурманского, басурманских, басурманскому, басурманской, басурманскому, басурманским, басурманский, басурманскую, басурманское, басурманские, басурманского,… … Формы слов

басурманский — басурм анский … Русский орфографический словарь

басурманский — БАСУРМАНКА, БАСУРМАНСКИ; БАСУРМАНСКИЙ см. Басурман … Энциклопедический словарь

басурманский — I см. басурман 1); ая, ое II см. басурман, басурманка … Словарь многих выражений

басурманский — мусульманскі … Старабеларускі лексікон

басурманский — басурман/ск/ий … Морфемно-орфографический словарь

иноземный — См. чужой. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. иноземный чужеземный, иностранный, зарубежный, иноплеменнический, басурманский, заморский, чужестранный, иноплеменный, чужой,… … Словарь синонимов

Источник

Значение слова «басурманский»

Что значит полилася басурманская кровь

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БАСУРМА’НСКИЙ, ая, ое (устар. нар.-поэт.). Прил. к басурман и к басурманин. Басурманская вера.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

басурма́нский

1. связанный, соотносящийся по значению с существительным басурман

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит полилася басурманская кровьПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: простушка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «басурманский&raquo

Предложения со словом «басурманский&raquo

Цитаты из русской классики со словом «басурманский»

Сочетаемость слова «басурманский&raquo

Понятия, связанные со словом «басурманский»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «басурманский&raquo

Радость, вспыхнувшая было, что это не басурманская неволя, начала постепенно гаснуть.

Поднявшись на цыпочках позади собравшейся толпы, слушали они рассказ воина и с ужасом смотрели на басурманскую голову, из которой ещё капала кровь.

Где-то за синью лесов ржут их степные кони, дымится земля под копытами басурманской конницы, каждый шаг приближает их.

Источник

Исследовательская работа «Война 1812 года в русском фольклоре» (8 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Расцветская средняя общеобразовательная школа»

Война 1812 года в русском фольклоре

Автор :Смарыгин Александр,

Руководитель: Головач Е.А.

Устное народное творчество и война 1812 года……………5

. Народные песни о войне 1812 года……………………. 6

. Легенды и предания, исторические анекдоты…………..10

. Пословицы и поговорки…………………………………. 11

Необходимость изучения фольклорных произведений, рассказывающих о важнейших моментах Отечественной войны 1812 года, о людях, внесших вклад в дело победы, вызвана прежде всего ее важнейшим научно-познавательным значением. Исторические песни, пословицы и поговорки, сказки и другие устные рассказы помогают пролить свет на события двухсотлетней давности. Они, став своеобразными памятниками словесного искусства, являются важным источником и для изучения эстетических воззрений их создателей. В современных условиях, когда в обществе значительно возросла тяга к истокам культуры, обращение к исторической памяти предков приобретает особую значимость.

В 2017 году отмечалось 205-летие этого великого исторического события. В школе на уроках мы много говорили о войне 1812 года и ее значении для русской литературы. Мы узнали, что Отечественная война 1812 года нашла отражение не только в авторской, но и народной литературе. Это и стало темой моего исследования.

Цель работы: изучение темы Отечественной войны 1812 года в произведениях устного народного творчества.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

собрать и изучить произведения устного народного творчества по теме «Отечественная война 1812 года»;

показать жанровое разнообразие фольклорных произведений на заданную тему;

используя народные сказания, предания собрать материал для сборника «Как Кутузов бил французов».

Гипотеза: произведения устного народного творчества о войне 1812 года обогатили и украсили русский язык, пословицы и поговорки широко используются в современной речи.

Предмет исследования: русский фольклор

Объект исследования: песни, легенды, сказания, пословицы и поговорки о войне 1812 года.

-сравнение и анализ;

При работе над исследованием были использованы опубликованные материалы по русскому фольклору: героические сказки, исторические песни, народные пьесы, пословицы и поговорки. К числу наиболее значимых публикаций относятся сборники, изданные В.П.Аникиным, А.М.Листопадовым и другими исследователями русского исторического фольклора. Неоценимую помощь оказал сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа». В работе также использованы исторические песни, собранные П.В.Киреевским, материалы Интернета.

Актуальность данного исследования в том, что в настоящее время наша речь необычайно быстро наполняется словами и фразами англо-американского происхождения. Молодое поколение стало меньше употреблять русские пословицы, поговорки, русские народные афоризмы. Привлечь внимание к меткому русскому слову и поможет данная исследовательская работа.

Материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях духовной жизни русского народа, при подготовке к урокам литературы и истории, при проведении внеклассных мероприятий.

Устное народное творчество и война 1812 года

Два столетия, отделяющие нас от эпохальных событий 1812 года, не уменьшили их исторической значимости. Нашествие «двунадесяти язык» — общеевропейской армии Наполеона, которая по общей численности и по вооруженности троекратно превосходила противостоявшие ей военные силы России, несло угрозу самому существование нашей страны как суверенного государства. Это было осознано всеми слоями русского народа, который в ответ на стремление его поработить перешел от противостояния только войск профессиональных к общенародной освободительной войне, впервые в русской истории, получившей название Отечественной.

Отображения войны 1812 года в фольклоре были многочисленны и разнообразны. Но сохранность их в репертуаре оказалась неодинакова. Прозаические предания, остались существовать в опубликованных вскоре записях, которые изначально были подвергнуты литературной обработке. От нее не свободна оказалась и значительная часть песен об Отечественной войне. Однако сама по себе песенная форма их бытования способствовала удержанию в памяти и передаче даже тех текстов, которые в той или иной степени удалились по своей фразеологии и лексике от многовековой традиции народных исторических песен, испытав влияние поэзии книжной.

Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. В данном исследовании речь пойдет об историческом фольклоре, а если конкретнее – о произведениях устного народного творчества на темуОтечественной войны 1812 года.

1.1.Народные песни о войне 1812 года

С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.

Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.

Особенность этих песен в том, что они довольно верно отражают подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко передаётся сила народа, лучшие особенности национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкости способствовали напевность, яркость и образность языка.

Песни о войне 1812 года условно можно разделить на несколько групп.

В них говорится о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях. В песне » Разорена путь-дороженька от Можайска до Москвы» реалистично изображается наступление неисчислимого вражеского войска:

Не пыль во поле пылит,

Не дубровушка шумит:

Француз с армией валит.

Он валит-таки валит,

Русские генералы говорят врагу-французу:

Не бывать тебе, злодею,

В на шей каменной Москве.

В этой самой распространенной песне об Отечественной войне 1812 года

показано, что несмотря на разрушения, причиненные Москве французами, она сохраняет свою прежнюю красоту в памяти народа.

Как у нас ли во России

Есть получше Парижа —

Есть получше, пославнее, —

Москва чисто убрана;

Москва чисто убрана:

Диким камнем выстлана,

Жолтым песком сыпана;

Жолтым песком сыпана,

Народ понимал решающее значение битвы под Москвой. Поэтому самой популярной песней из цикла об Отечественной войне является песня о Бородинской битве (известно около двадцати вариантов). По своим поэтическим приемам она очень близка к другим ранее созданным песням, описывающим жестокие битвы.

Вторая группа песен рассказывает о пребывании врага в Москве.

«Как на горочке стояла Москва»- в этой песне столица России названа

» матушкой Москвой, разоренной с краю до конца», а «разорил Москву неприятель злой, неприятель злой, француз молодой».

В следующем произведении «Ночь темна была» рассказывается, что «все солдатушки призадумались, призадумавшись, — горько всплакали».

О чем же они всплакали? «Не отцов родных оплакивали, И не жен младых, и не детушек; Как оплакивали мать родимую, Мать родимую, мать кормилицу,

Златоглавую Москву-матушку, Разоренную Бонапартием!»

После тяжелых и кровопролитных боев русским пришлось оставить Москву. С болью и негодованием говорится в песнях о разорении Москвы неприятелем. Когда «вор-француз» «стрелял, палил в каменнуславну Москву», то «потрясалася мать-сыра земля». А когда он взрывал кремлевские стены, то «мать-сыра земля расступилася».

Как со стороны формы (использование военной лексики, музыкально-ритмического склада — появление мелодий, близких к строевым маршам, и т. п.), так отчасти и содержания (особенно при разработке образов любимых полководцев) песни об Отечественной войне тесно связаны с военно-историческими песнями XVIII века. Однако через всю поэзию Отечественной войны более отчетливо проходит мысль о том, что Россию спас от нашествия наполеоновских полчищ народ.

В песне » Как повыше было Смоленска города» изгнание из Смоленска отступающей французской армию и описано как привычное, обыденное явление:

Как пошли-то солдатушки Смоленск город освобождать,

Смоленск город свобождать, французов выгонять,

Ко Смоленску приступили, они ружья зарядили,

Они ружья зарядили, в неприятеля палили,

Много били, истребили, остальных-то полонили,

Полонивши их топили во Берёзоньке реке,

Потопивши отдыхали на зелёном на лугу,

На зелёныем лугу песни пели во кругу.

Любимыми народными героями Отечественной войны 1812 года были Кутузов и Платов. Это два разных характера. Кутузов — руководитель народной войны, опытный, умный, рассудительный и храбрый полководец; он разгадывал все планы неприятеля — «знал все вывертки французски». Он полностью уверен в народной победе и хорошо знает пути к ней, поэтому при получении грозного письма от французского короля, требовавшего сдаться без бою, он успокаивает испугавшегося русского царя:

А мы встретим злодея середи пути,

Середи пути, на своей земли,

А мы столики поставим ему — пушки медные,

А мы скатерти ему постелим — вольны пули,

На закусочку поставим — каленых картеч;

Угощать его будут — канонерушки,

Провожать его будут — всё козачушки.

Кутузов — ум и сердце русского войска, оплот русской воинской славы. В песнях он показан как организатор победы русского народа над полчищами Наполеона. К солдатам он обращается, как к «деточкам», тесно с ними связан и знает их нужды и настроение:

Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,

Вы своего свинцю-пороху не жалейте,

Вы своего же французика побеждайте.

И солдаты безгранично верят своему генералу, надеются на него, называют его отцом родным.

Как прозорливый полководец, верящий в окончательную победу над французами, показан Кутузов и в разговоре с пленным майором:

Как ударил его Кутузов его в щеку:

«И ты врешь ли все, майорик, лицемеришь!

Я угроз ваших французских не боюся,

До самого Наполеона доберуся,

Доберуся, доберуся, я с ним порублюся».

Замечателен финал этой песни, в котором с большой художественностью дается завязка будущего великого поединка:

Не красно солнце в чистом поле воссияло –

Воссияла у Кутузова вострая сабля

Над твоей ли над французской головою.

«Судьба французской армии предрешена,»- убеждает нас песня, и мы верим.

О Платове записано много песен среди казаков. Особенно интересна песня о том, как Платов побывал «в гостях» у французов и беседовал с недогадливым Наполеоном. Песня построена на художественном вымысле, но этот поэтический вымысел применен для оценки совершенно реальных событий. Народное мужество и оптимизм — характерные черты образа Платова.

От своих чистых сердец

Совьем Платову венец.

«Добрый молодец», он подбадривает русское войско:

Со французом воевать!

И дальше эпически-традиционно е бахвальство французов, повторяющее почти дословно мотивы песен о прусском походе:

Не пыль во поле пылит,

Не дубравушка шумит:

Француз с армией валит.

Он валит, таки валит,

«Еще много генералов —

Всех в ногах стопчу,

Всея матушку Россеюшку

Во полон ce6е возьму;

Во полон себе возьму,

В каменну Москву зайду!»

Валит француз, бахвалится; от дыма-сажи и чаду красна солнца не видать. Граф Платов-генерал разъезжает на добром коне, подъезжает к своей силушке, донским казакам, и обращается к ним:

«Ох вы, братцы-молодцы,

А нельзя ли вам, ребяты,

Караулы крепки скрасть?» —

«Не велика эта страсть —

Караулы крепки скрасть!»

За Дунай-реку метали.

Остальную его силушку

Во Сибирь-город сослал.

Из всего Платовского цикла наиболее популярен мотив — «Платов в гостях у француза».По приказу царя, Платов (как донец, будто бы раскольник) бреется, переодетый приезжает к французу, который допрашивает его о нем же самом. Народ не жалеет эпитетов для оценки недогадливого француза, называя неприятеля вороной, старой французской каргой. Платов – ясен сокол:

Платов голову остриг

У француза в гостях был.

Француз его не узнал,

За купчину почитал…

… На коня Платов садился, точно сокол взвился.

Он со дворика съезжал и с усмешечкой сказал:

«Ты ворона, ты ворона, загуменная карга**,

Не сумела ты, ворона, ясна сокола держать,

Ясного сокола, Платова-казака.

Ты умей, ворона, по чисту полю летать,

По чисту полю летать, с казаками воевать…

Об атамане Платове народ создал и целый цикл сказок, в которых прославлял находчивость, смекалку, смелость, отвагу любимого героя.

Легенды и предания

И исторические песни, и предания – это фольклорные жанры, берущие своё начало в устном народном творчестве, однако легенды и предания – это сравнительно недавно утвердившиеся народные творения. Война 1812 года дала этому жанру новые темы и образы. Героями легенд и преданий стали русские и французские солдаты, а события, о которых рассказываются в них, это:

— появление населенных пунктов с новыми названиями: Лукая, Жанвиль, Головы;

— смекалка русского солдата;

— участие в войне крестьян;

— влияние русского языка на французский.

Существует и другая легенда, связанная с русскими казаками. Будто бы благодаря им во Франции появилось широко известное название небольших ресторанчиков «бистро». Якобы это казаки, забегая в парижские уличные кафе, торопливо выкрикивали русское: «Быстро, быстро!» В конце концов русское «быстро» трансформировалось во французское «бистро».

Эти и другие легенды и предания говорят о том, насколько глубоко вошла война 1812 года в жизнь всех слоёв населения России.

Не менее любимым стал жанр анекдотов, которые народ сложил о героях войны 1812 года. Больше всего создано анекдотов о М.И.Кутузове. Кутузов был объектом слухов, легенд и анекдотов уже при жизни. Каждая новая удача на поле битвы, в царских кулуарах или на дипломатических полях добавляла ему и врагов и почитателей.

К периоду нахождения Кутузова в Тарутинском лагере (октябрь 1812) относится следующая история. Генерал Беннигсен в одном из доносов писал Александру I, что Кутузов ничего не делает и много спит. Письмо попало в военное ведомство, и генерал Кнорринг наложил такую резолюцию: « Это не наше дело. А что спит, то пусть спит. Каждый час [сна] этого старца неумолимо приближает нас к победе ».С XIX века в народе карцеры часто стали называть «кутузкой».

Служа в Крыму на передовой, Кутузов себя не щадил. Именно там он «приобрел» свою знаменитую повязку на глаз. В июле 1774-го в сражении у деревни Шума (ныне Верхняя Кутузовка, около Алушты) пуля пробила ему левый висок и вышла у правого глаза, который «искосило», но зрение сохранилось. Глаз он потерял позже. После долгого лечения Кутузов вернулся в строй, командовал Луганским, а потом Мариупольским полками. И летом 1788 года при осаде Очакова он был вторично ранен в голову и снова выжил! Причем — невероятно — пуля прошла почти по старому каналу!

А вообще, Кутузов никогда не носил повязки на раненом глазу. Эта деталь его облика была придумана советскими кинорежиссерами.
Знаменитая французская писательница Жермена де Сталь, которой довелось беседовать с Кутузовым, заметила, что русский генерал владеет французским получше корсиканца Бонапарта.

Пословицы и поговорки

События Отечественной войны 1812 года нашли отражение в ещё одном, пожалуй, наиболее народном жанре – пословицах.

Пословица представляет собой логически законченную фразу, образное изречение, несущее поучительный смысл и в большинстве случаев имеющее ритмическую организацию.

Француз боек, а русский стоек.

Русский солдат не знает преград

Русский солдат умом и силой богат

Солдату честь дороже жизни

Во многих пословицах подчёркивается храбрость, сила и мужество русского воина.

Руби пехоту. Вались на штык. Иди напролом!

На латника по ратнику

Мало штыка, так вот те приклада!

На француза и вилы ружьё

Оценивая сражение под Бородиным, другие битвы, отступление и бегствоНаполеона, народ говорил:

Был не опалён Наполеон, а из Москвы вышел опалён

Докалывай француза вилами!

Наступил на землю русскую, да оступился

Отогрелся в Москве, да замёрз на Березине

Сам себя сжёг француз, сам и поморозил

Голодный француз и вороне рад

От бородинской пушки под Москвой земля дрожала

Под Малым Ярославцем вся земля дрогнула

Таким образом, пословицы – яркое свидетельство мужества, храбрости, стойкости русского солдата, его высокого патриотизма.

Исторический фольклор – это идеальное выражение русской души и истинное отражение судьбы народа, то есть своеобразный синтез исторического и поэтического материала. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, произведения устного народного творчества явились проводником от наших предков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего народа, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков.

Исследовав материалы различных фольклорных жанров (исторические песни, легенды, пословицы), я узнал, чтоОтечественная война 1812 года нашла отражение в произведениях различных фольклорных жанров: исторических песнях, легендах и преданиях, пословицах, что подтверждает неразрывную связь устного народного творчества с историей русского народа.

Знакомясь с произведениями устного народного творчества о войне 1812 года, понимаешь, насколько велико уважение русского человека к воинам, защищавшим свою Родину, её свободу и независимость.

Произведения русского фольклора о войне 1812 года воспитывают в нас, сегодняшних гражданах России, любовь к своей стране, глубокую благодарность её защитникам, составляющим честь и славу Родины.

Источник

Причины появления крови в моче

Кровь в моче как правило является симптомом заболевания мочевыводящих путей. Гематурия может проявляться розовым, красным или коричневым оттенком в моче. Существует также микроскопическая гематурия, где количество крови определяется только лабораторно.

Почему бывает кровь в моче

Что значит полилася басурманская кровь

В норме клетки крови не должны встречаться в моче, их идентификация свидетельствует о разных патологиях.

Конкременты в почках и мочевом пузыре. Мочекаменная болезнь достаточно часто провоцирует гематурию. Это связано с тем, что кристаллы, проходя по мочевыводящим путям, могут их повреждать и вызывать микроскопические кровотечения. Как правило, состояние сопровождается выраженным болевым синдромом.

Инфекционное поражение почек или пиелонефрит. Вызывается инфекционным агентом и сопровождается боковыми болями и лихорадкой.

Патология простаты. Увеличенный размер железы, аденома или рак простаты – частые причины крови в моче у мужчин. Патологии препятствуют нормальному току жидкости, сопровождаются затрудненным мочеиспусканием и частыми позывами.

Патология почек. Нарушение фильтрации и кровотечения являются симптомом гломерулонефрита. Он может быть как сопутствующим заболеванием, так и возникать сам по себе вследствие инфекционных или аутоиммунных нарушений.

Онкологические изменения тканей и органов. Рак почки и рак мочевого пузыря – две патологии, которые могут манифестировать именно этим симптомом. Чем раньше пациент получит лечение, тем выше шансы на его выздоровление. Именно поэтому так важно срочно пройти комплексное обследование и получить адекватную диагностику.

Наследственные заболевания. В частности, серповидно-клеточная анемия, которая выражается в дефекте эритроцитов, часто проявляется кровью в моче. Состояние требует постоянного наблюдения и медикаментозной коррекции.

Диагностика

Важно понимать, что причинами крови в моче без боли могут быть серьезные патологии. Чтобы их обнаружить или исключить, нужно как можно скорее обратиться к грамотному специалисту. В Государственном центре урологии работают профильные доктора, ориентированные на оптимальные стратегии лечения.

Данной проблемой занимается врач-уролог, для диагностики ему необходимо собрать анамнез и определить факторы риска. Обязательно проводится первичный осмотр пациента, который позволяет обнаружить специфическую симптоматику. Кроме этого, могут быть назначены лабораторные инструментальные тесты, чтобы выяснить, почему моча с кровью:

общий анализ крови;

УЗИ органов мочеполовой системы;

Когда нужно обратиться к врачу

Выявить причины крови в моче у мужчин и женщин может только врач. Важно обращать на сопутствующие признаки, причинами для беспокойства могут стать следующие факторы:

большое количество крови в моче;

возраст старше 50 лет;

невозможность самостоятельного мочеиспускания;

отек ног и ступней;

повышенное артериальное давление.

Данные симптомы сигнализируют о том, что обратиться к врачу нужно немедленно.

Если вы обнаружили незначительное количество крови в моче и у вас нет сопутствующих симптомов, визит к доктору необходимо нанести в течение двух дней.

Важно понимать, что игнорирование ситуации и самолечение по интернету чревато тяжелыми осложнениями и даже летальным исходом. Здесь обязательно нужна помощь специалиста! Государственный центр урологии специализируется на патологиях мочеполовой системы, поэтому здесь вы получите адекватную медицинскую помощь, которая предупредит возможные осложнения и дальнейшее развитие патологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *