Что значит поколение некст
Поколение «икс», поколение «игрек», поколение «зет» — эти выражения часто мелькают в статьях социологов и демографов, кадровиков и маркетологов. Что же означают эти буквы?
Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека – исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.
Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):
Ученые отмечают, что границы рассчитываются с допущением плюс-минус 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.
Бэби-бумеры
К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения – это, конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.
Они выросли в настоящей супердержаве. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди. Лучший спорт для них — это футбол, хоккей. Лучший отдых — туризм. В других людях они очень уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов.
В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является крепкое здоровье и завидная выносливость.
Поколение X. Фото с сайта pikabu.ru
Поколение X
Поколение X – это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Поколение Х еще называют потерянным или неизвестным поколением. Они выросли на фоне холодной войны, дефицита, начала перестройки. Многие иксы выросли в неполной семье, а работающие родители позволили вести самостоятельную жизнь. Нередко это поколение называют «детьми с ключом на шее». В политической жизни иксы мало активны из за своего индивидуализма, менее патриотичны, чем их отцы.
Их отличительными особенностями являются умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь выбранного направления.
Поколение Y
«Осеннее» поколение Y, которое родилось с 1983 по 2003 годы, выросло на фоне глобальных потрясений: развал государства СССР, теракты, эпидемии. Но течение времени внесло новые символы – бурное развитие информационных технологий. Благодаря интернету и сотовой связи поколение игреков получило прозвище «поколения большого пальца», за свою способность набрать СМС пальцем одной руки.
Игреки могут легко общаться с незнакомыми людьми в сети, но в реальной жизни испытывают проблемы общения. В виртуальном мире игреки создают свой идеальный мир, где царят их правила и законы. Поэтому поколение отличается большой наивностью и незнанием реалий этого мира.
Поколение игреков часто баловали родители, выросшие в годы тотального дефицита. По этой причине самостоятельность не является отличительной особенностью Y. Во всем это поколение стремится получить положительные эмоции: шопинг, развлекательные центры, кино, квесты.
Игрекам не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, они хотят получать награды и высокие гонорары прямо сейчас, просто за то, что они есть. В то же время они стремятся достигать профессионализма в нескольких областях сразу, стремятся к получению разносторонней информации, что является плюсом в современном мире.
Шутки поколения Y
Мы родились – распался СССР, пошли в школу – дефолт, поступили в универ – начался кризис, нашли сносную работу – конец света. Прямо поколение счастливчиков.
Поколение Z
Те, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Они видели восстановление мощи нашей страны, болели за наших спортсменов-победителей на олимпиадах и чемпионатах мира. В их школе стоят компьютеры, сделан ремонт, во дворах чисто, установлены новые детские площадки и спортивные комплексы.
Представители поколения Z активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Предполагается, что поколение будет экономным и будет вести здоровый образ жизни.
Шутки поколения Z
Когда я был ребенком, меня не взяли в падаваны, в 10 лет я не получил своего первого покемона, в 11 лет мне не пришло письмо из Хогвартса… Если к 33 годам дядя не подарит мне кольцо всевластия или в 50 лет в мою дверь не постучит волшебник, я перестану надеяться и пойду искать работу.
Поколение next
Если следовать теории Штраусса и Хоува, то поколение, которое придет на смену нулевым (представители этого поколения начнут рождаться в 2023-24 годах), будет поколением Художников, «новым молчаливым поколением». Мы не можем точно предсказать, каким оно будет, но можем вспомнить, каким было предыдущее. Вот что шестьдесят лет назад писала Times: «В ожидании указующего перста судьбы современная молодежь работает не покладая рук и не ропща. Самый удивительный факт в этом молодом поколении – это их молчание. За очень редким исключением, вы не увидите их на трибунах… Они не пишут манифестов, не произносят речей и не ходят с транспарантами».
Точно так же, как и для молчаливых ХХ века, для «новых» основными ценностями будут ценности коллективные (социальные сети будут играть важную роль в их жизни); они, вероятно, будут много работать, а в свободное время уходить в виртуальные миры, только не книг (как 100 лет назад), а компьютерных игр.
Миллениалы: люди, живущие без оглядки на героев
Поколение миллениалов, презрев общественные устои и отказав в авторитете всем героям прошлого, приступило к созданию новой формации, в которой права на индивидуализм и самовыражение ставились превыше всего. С одной стороны, общество с доминирующим голосом миллениалов не стесняется говорить, что хочет много денег, славы и популярности. С другой — это же общество не боится заявить, что деньги, работа и даже семья не являются чем-то незаменимым. В новом мире, без войн и прочих потрясений, у человека появилось много свободного времени; мотивированность же, напротив, сильно сократилась. Во многом это произошло благодаря прошлому поколению, которое сумело накопить достаточно ресурсов в виде недвижимости, образования и каких-то сбережений, обеспечив физическое существование миллениалов.
Жизнь без героев
Миллениалы отказались от героев не из-за высокомерия, а в силу устаревания и неактуальности самих героев. Обычно «идолы» выбираются по нескольким направлениям — это могут быть военные, учёные, деятели культуры, люди, совершившие нечто выдающееся в рамках логики и устремлений своего поколения. К 80-м годам прошлого века мир успокоился: большие войны ушли в прошлое, бурное развитие космических программ забуксовало. Искусство перешло к формату «я художник, я так вижу», когда каждый получил не только право делать что-то, но и гарантированную награду в форме какого-то признания.
Проще говоря, герои Второй мировой остались далеко позади; Афганская, вьетнамская и другие войны новейшего времени не сгенерировали общепринятых примеров для подражания. Более того, равно как и американские ветераны-вьетнамцы, советские воины-интернационалисты, вернувшиеся из Афганистана, столкнулись с пренебрежительным, а то и вовсе враждебным отношением к себе со стороны общества.
Впрочем, у поколения некст всё же были свои авторитеты — не герои, но кумиры в лице рок-звёзд, спортсменов, киноактёров или вовсе вымышленных персонажей. При этом отсутствие привычных авторитетов не помешало миллениалам сгенерировать новые образцы для следующего поколения. Ярчайшие тому примеры — Джобс, Маск и Цукерберг, уже ставшие героями нового времени для поколения Z.
Жизнь без интернета
Миллениалы — единственное поколение, которое не понаслышке знает о жизни без интернета и способно объективно рассказать о ее плюсах и минусах, об этапах развития Сети, о значимости создания и распространения Всемирной паутины. Естественно, жизнь без онлайна застало и поколение бумеров, однако вся их молодость, а стало быть, и формирование личности прошли до появления интернета. Это значит, что для них и сама Всемирная сеть не стала чем-то переломным, отпечатавшимся на личности навсегда. Примерно как сегодняшняя технология дополненной реальности не слишком привлекает поколение Y, хотя для зумеров она станет неотъемлемой частью жизни.
Во многом именно интернет вывел причудливую идею поколения миллениалов, которая заключается в ортодоксальном антагонизме, то есть в стремлении примкнуть к чему-то нестандартному, непопулярному, немодному. Поэтому в 90-х произошёл всплеск субкультур, ведь каждый миллениал хотел быть и выглядеть не как все. К тому же такому положению потворствовала воцарившаяся диктатура либерализма, при которой каждый имеет право на всё, что не мешает другим.
Жизнь без корней
Войдя во взрослую жизнь, поколение некст осознало, что не хочет взрослеть. Это выражается в нежелании брать ответственность за что или кого бы то ни было, кроме себя. Впрочем, ответственность за себя навязана объективной реальностью, в противном случае и от неё миллениалы бы моментально отказались. Иногда поколение Y называют поколением бумерангов, противопоставляя его прошлому поколению бумеров. В отличие от предшественников, новое поколение неохотно устраивается на постоянную работу, не спешит заводить семьи и собственное жильё, надолго оставаясь в родительском доме.
Если прошлые поколения уже к 20–22 годам представляли собой мужчин и женщин, миллениалы могут оставаться в подростковом состоянии до 25-ти, а то и до 30 лет. У такого изменения много причин. В нашей стране это прежде всего наглядный и горький опыт прошлого поколения, которое как раз стремилось заводить семьи, устраиваться на работу и начинать взрослую жизнь как можно раньше. В конкретном случае (с СССР и Россией 90-х) данный подход показал свою несостоятельность. Поколение некст видело, как их родители ходят на ненавистную работу, скандалят дома и нередко разводятся. Конечно же, миллениалам не были чужды все перечисленные проблемы, но они хотели сделать правильный выбор с первого раза и добиться желаемого быстро.
Жизнь в режиме многозадачности
Должно быть, каждый ещё в школе слышал историю о гениальности Цезаря, который мог одновременно писать и вести диалог. Учителями это преподносилось как нечто невероятное, как свидетельство нечеловеческого уровня развития. Ну что же, большая часть поколения некст способна повторить этот фокус и даже усложнить его. Здесь снова следует кивнуть в сторону интернета — это целиком его заслуга. Это Сеть превратила нас в многозадачных существ, способных одновременно обрабатывать несколько разных информационных потоков.
Миллениалу и тем более зумеру даже напрягаться не придётся — каждый из нас может спокойно общаться в нескольких чатах одновременно, читая при этом новости и слушая музыку или какую-то передачу. Если в процессе такой интенсивной работы с информационными потоками внезапно зазвонит телефон, любой сможет ответить на вызов, мгновенно переключившись с одной задачи на другую и обратно. Но так было далеко не всегда. Более того, это началось именно с миллениалов. В качестве наглядного доказательства подойдёт работа с интернет-браузерами. Бумеры обычно используют буквально пару вкладок, в то время как представители поколения некст открывают десятки страниц, особенно в процессе поиска какой-либо информации.
Миллениалы: особенности управления поколением «некст»
В этой статье мы расскажем об особенностях управления поколением «некст» или, как из еще называют «Миллениалами».
Возможно, эти несвоевременные рассуждения подогреют извечный спор отцов и детей, и предыдущее поколение упрекнет новое в том, что, мол, у них уровень безработицы выше, отечески похлопав по плечу и посетовав на «базовое ЕГЭ» и навязанную модель потребления…
Как писал классик: «Поколение, идущее вслед за нами, внушает мне отвращение и ужас. Максим Горький песен о них не споет, нечего и думать».
Но мы не утверждаем, что всё миллениалы креативные и открыты к переменам, а люди из Поколения Х сплошь ретрограды и серая безынициативная масса. Мы говорим лишь об общих положительных качествах, минуя общие отрицательные.
Конечно, среди тех и других есть лентяи, а в борьбе с ленью можно использовать технические средства, например, систему учета рабочего времени и контроля сотрудников Kickidler.
Поколение Y (люди, родившиеся в 1981-2000 годах, или миллениалы) стремительно меняет ландшафт корпоративной культуры. По прогнозам экспертов, к 2025 году примерно 3/4 всей рабочей силы будет принадлежать к этому поколению. И уже сейчас у руководителей коммерческих организаций должен быть план действий, который бы упрощал работу с миллениалами.
Одна из главных сложностей для компаний – это профессиональное управление сотрудниками. Задача действительно непростая, учитывая, что сейчас большинство менеджеров принадлежит к Поколению Х (люди, родившиеся в период с 1965 по 1979 гг.) и придерживается более традиционных принципов в управлении. Порой бывает так, что в рабочем пространстве приходится уживаться пяти разным поколениям, и каждому нужно приспосабливаться друг к другу.
Отличительные особенности Поколения Y
О Поколении миллениалов достаточно написано и сказано. Авторы многих публикаций пытались выяснить, что отличает эту новую генерацию, чьи привычки и манеры копируют их старшие коллеги.
Будучи возрастной группой, которая знает, что такое жизнь без интернета, и что такое жизнь с ним, они подкованы в техническом отношении, и у них другие приоритеты и ценности. С другой стороны, бытует мнение, что это просвященное поколение привыкло получать от жизни все, что хочет, и делать то, что им нравится.
В исследовании компании BBVA отмечается, что существует несколько типов миллениалов, и что их предпочтения очень разнятся в зависимости от конкретной страны или региона. Но этому поколению, в целом, важно работать в той сфере, которая им направится. Индустрии, где их больше всего: инженерия, графический дизайн, тестирование видеоигр и медицина.
Миллениалы и прошлые поколения
Один из распространенных предрассудков в отношении людей, родившихся в период 1982-1994 гг., в том, что они не мотивированы на тяжелую работу. Менеджеры, которые говорят, что это верное замечание в отношении миллениалов, не плохие менеджеры, им просто нужно подумать над тем, как они управляют и оценивают эту конкретную группу сотрудников.
Дело в том, что миллениалы готовы напряженно работать и стать важной частью организации, если ими эффективно управлять. Но чтобы правильно руководить ими и вдохновлять на большие достижения, необходимо еще и понимать, что важно для них в работе.
Для многих экспертов Поколение Y – вещь в себе, тогда как для других это больше вопрос стиля жизни. Люди в возрасте 16-34 лет, которые в своей повседневной жизни постоянно пользуются новыми технологиями, сознательны в отношении экологии, многие из них посвящают свободное время волонтерству. В числе их приоритетов: семья, друзья и путешествия.
Опрос Университета Бентли (Bentley University, Millennials in the Workplace, 2013), который проводился среди людей из Поколения Y с университетским образованием, показал, что у них другие профессиональные ценности и стимулы. И главная ошибка, которую допускает большинство компаний, в том, что они судят миллениалов, руководствуясь старыми представлениями и ценностями.
Эти люди выбирают свой уникальный карьерный путь, что часто воспринимается со стороны менеджеров, привыкших работать в другом ключе, как лень и нежелание выкладываться на все 100%.
Что же важно для миллениалов?
Главная потребность, которую выявили исследователи из Бентли, это рабочее пространство и окружение, в котором учитываются личные интересы. Миллениалы ценят свое время, и ждут, что работодатель их в этом поймет.
1. Баланс личной и профессиональной жизни, и гибкий график
Прежде работа воспринималась как единственный способ выжить, а Поколение Y смотрит на вещи несколько иначе: для них офис не является местом, где они проводят большую часть жизни; эти люди выбирают рабочее пространство, в котором им комфортнее и которое помогает расти в профессиональном отношении.
Миллениалы хотят работать в компании, которая больше заботится о качестве работы, а не о времени, которое на нее уходит.
Поколение Y хочет видеть цель в своей работе, работа должна быть чем-то значимым для них, помимо оклада. Эти люди хотят оттачивать свои профессиональные навыки и, в конечном итоге, изменить мир хотя бы в чем-то, т.к. воспитывались на благородных идеалах. Но, конечно, нужно тяжело работать, чтобы достичь желаемого.
Прошли времена, когда персонал приходил на работу, чтобы только отметиться и сделать свой минимум. Если миллениалов ценят в организации, если есть развитая корпоративная культура, они будут мотивированы и приложат максимум усилий. Если они понимают необходимость в том, что делают, то внесут свой вклад в развитие компании.
Миллениалы стремятся к достижениям и не хотят упускать ни малейшей возможности. Любят путешествовать и новый опыт. Возможно, именно поэтому они предпочитают условия работы, которые не мешают личной жизни.
Результаты исследования Fidelity Investment подтвердили, что большой процент миллениалов готов пойти на снижение зарплаты, если это улучшит баланс работы и личной жизни.
Это первое поколение, которое идет на работу, вооружившись облачными технологиями и мобильными гаджетами; они без каких-либо сложностей могут работать удаленно, и не считают, что есть смысл в том, чтобы беспрерывно сидеть в офисе, по примеру их родителей.
Попробуйте поэкспериментировать с рабочим графиком.
2. Лидерство
Миллениалы ориентированы на результат, но стремятся сохранить контроль над тем, как и когда они работают. Они известны своим пренебрежением к традиционным структурам управления. То есть им не нужен микроменеджмент, чтобы кто-то постоянно напоминал о том, что делать, а что нет. Поэтому предоставьте им возможность руководить и самим принимать решения.
Ко всему прочему, нужен и постоянный фидбек, чтобы знать, движутся ли сотрудники в верном направлении. Вместо длинного списка повседневных обязанностей, расскажите о целях, на которые нужно ориентироваться, и регулярно проверяйте, успешно ли они справляются.
В этом также поможет система учета рабочего времени и контроля персонала с функцией удаленного мониторинга компьютеров. Таким образом, руководитель в реальном времени будет видеть, чем заняты сотрудники, какие веб-ресурсы или приложения открываются. Программа для отслеживания компьютеров автоматически сообщит о любых нарушениях.
Миллениалы уверены в себе, родители внушили им веру в свои силы, в то, что они могут достичь большего. Поэтому старайтесь не снижать градус их энтузиазма. Покажите, что вы верите в их способности, позвольте им быть лидерами. Вверяйте им большие, важные проекты, демонстрируйте свое доверие и поддержку, и они сделают все, чтобы оправдать ожидания.
Многие не понимают мотивацию Поколения Y, но, выяснив, что их мотивирует, вы сможете вывести свой бизнес на новый уровень.
3. Техническая подкованность
Приходится признать, что миллениалы – движущая сила технологических и цифровых инноваций.
Это поколение основало множество компаний, или стояло у их истоков, их не пугают перемены, связанные с новыми технологиями: ИИ, машинное обучение, чат-боты и прочее помогает им быть продуктивнее. Используйте в своих интересах их техническую грамотность, вместо того чтобы запрещать пользоваться смартфонами и другими персональными устройствами на работе. Это не только приведет к большей эффективности, но, ко всему прочему, так они будут чувствовать, что им доверяют.
4. Карьерный рост
Миллениалы стремятся занимать новые должности в компаниях через каждые 1-2 года. Они также подыскивают такие места работы, где можно было бы пройти дополнительные тренинги и коучинги. Им нужны краткосрочные, промежуточные цели и ощутимый результат.
Им не нужны бессмысленные вознаграждения – для них важно знать, что они делают нечто значительное. Они хотят признания своих способностей и напряженной работы. Но простого «спасибо» или «ты хорошо поработал сегодня» уже недостаточно. Этому поколению важна оценка в соцсетях.
Отзывайтесь комплементарно об их работе и поощряйте совершенствоваться.
Миллениалам недостаточно получить работу, они думают о карьерной лестнице, которая приведет их к чему-то большему. Ежегодных встреч для обсуждения дальнейшей карьеры недостаточно – нужно больше фидбека. В противном случае они будут искать карьерные возможности в другом месте.
Покажите, чего они потенциально могли бы достичь в вашей компании, и при этом старайтесь избегать пустых обещаний.
5. Не терпят плохие условия работы
Карьерный рост важен для них, как и для всех остальных, но по данным некоторых исследований, миллениалы с меньшей вероятностью, чем люди из прошлых поколений, будут терпеть плохие условия работы; 70% из них в таком случае просто уйдут.
Их можно удержать в команде, если сосредоточиться на создании корпоративной культуры, которая бы учитывала не только материальные стимулы, но другие их интересы.
6. Фидбек
Согласно исследованию Gallup, 21% миллениалов меняет свое рабочее место в течение года, этот процент втрое выше, чем у представителей других поколений.
Технологии для рабочего места постоянно развиваются, поэтому сотрудникам нужна соответствующая подготовка и обратная связь, чтобы они понимали, что делают то, что нужно.
Миллениалам нужен фидбек. Говорите об их сильных сторонах и в то же время отмечайте, что именно стоит улучшить.
7. Технологии
80% людей из Поколения Y отправляли хотя бы одно текстовое сообщение в последние 24 часа, такая статистика для Поколения Х на уровне 63%, для более старшего поколения еще меньше – 35%. Миллениалы волшебники в том, что касается коммуникаций посредством смартфонов и прочих гаджетов. И если нужно увеличить присутствие компании в цифровом пространстве, обратитесь к миллениалам.
Исследование Университета Бентли доказало, что большинство людей из Поколения Y эмоционально привязаны к своим смартфонам. 30% из них говорят, что не могут дольше трех часов обходиться без телефона.
И не стоит препятствовать миллениалам в доступе ко всем этим средствам коммуникации. 53% не согласятся на работу, где им бы запретили пользоваться соцсетями. Но это не значит, что они не любят живое общение. 60% миллениалов говорят, что предпочитают именно командные взаимодействия. Нужен баланс между доступом к технологиям и стремлением этого поколения к личному контакту.
8. Работа в команде
Многие компании сейчас используют открытые рабочие пространства. Исследование компании Deloitte показало, что одна из особенностей будущего рабочего места, на которую обращает внимание Поколение Y, – это корпоративная культура, в которой на первый план выходит сотрудничество.
Эта возрастная группа привыкла работать в команде. Несмотря на то, что некоторые воспринимают миллениалов как заносчивых, эти молодые люди, не стесняясь, задают вопросы и ищут подсказки у коллег, чтобы добиться большего. Они понимают, что командная работа дает результат. Проводите еженедельные встречи и брейнсторминги с командой, и так поощряйте сотрудничество.
У разных возрастных групп всегда будут свои отличия, но стремление работать на команду и помогать компании поможет их сплотить. Так они будут объединены общей целью, что, ко всему прочему, поможет укрепить связь между поколениями. По данным Harvard Business Review, именно благодаря наличию в команде людей с разными навыками и знаниями принимаются более продуманные и инновационные решения.
Новое поколение профессионалов хочет работать в обстановке, подобной кафе Starbucks, в тех компаниях, где поощряется социализация и где крупные компании сотрудничают со стартапами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно исследованию IBM, больше половины миллениалов говорят, что им лучше работается в группах, чем в одиночку, и что они также принимают более взвешенные решения в условиях командной работы, когда есть несколько источников информации. Попробуйте разбить коллектив на несколько небольших групп (2,3,4) и распределить задачи между ними.