Что значит подрядчик в организации
подрядная организация, подрядчик
3.23 подрядная организация, подрядчик: Физическое или юридическое лицо, являющееся стороной по договору подряда, которое обязуется под свою ответственность выполнить по заданию заказчика определенную работу и оказать определенные виды услуг с использованием собственных материалов или материалов заказчика к оговоренному сроку за согласованную подрядчиком и заказчиком оплату. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Смотреть что такое «подрядная организация, подрядчик» в других словарях:
Подрядная организация (подрядчик) — 3.1.16. Подрядная организация (подрядчик) строительная, ремонтно строительная, строительно монтажная или иная организация, состоящая в договорных отношениях с Обществом и производящая работы, оказывающая услуги Обществу в соответствии с договором … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
подрядная организация — 3.55 подрядная организация : Организация, выполняющая работы или оказывающая услуги действующей АС в соответствии с заключенным договором подряда. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Организация Генеральная Подрядная — См. Подрядчик генеральный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
подрядчик генеральный — Подрядная организация, которая на основании заключённого договора подряда несёт ответственность за выполнение всех предусмотренных проектно сметной документацией строительных и монтажных работ по объекту или комплексу строительства, с… … Справочник технического переводчика
ПОДРЯДЧИК ГЕНЕРАЛЬНЫЙ — подрядная организация, которая на основании заключённого договора подряда несёт ответственность за выполнение всех предусмотренных проектно сметной документацией строительных и монтажных работ по объекту или комплексу строительства, с… … Строительный словарь
организация — 4.23 организация (organization): Лицо или группа лиц и необходимых средств с распределением обязанностей, полномочий и взаимоотношений. Примечание 1 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 2 Объединение лиц, организованных для некоторой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОРГАНИЗАЦИЯ, ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПОДРЯДНАЯ — см. ПОДРЯДЧИК, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ … Большой экономический словарь
СТП ПБОТ 2-1-18-2005: Система управления промышленной безопасностью и охраной труда. Организация работ повышенной опасности, выполняемых на объектах ОАО «ММК» работниками подрядных организаций — Терминология СТП ПБОТ 2 1 18 2005: Система управления промышленной безопасностью и охраной труда. Организация работ повышенной опасности, выполняемых на объектах ОАО «ММК» работниками подрядных организаций: 3.1.14. Аварийный ремонт… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Генеральный подрядчик — 12 Генеральный подрядчик Организация, которой поручено строительство РКК Источник: ГОСТ Р 51143 98: Комплексы стартовые и технические ракетно космических комплексов. Общие требования к испытаниям и приемке … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО 17230282.27.100.006-2008: Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования — Терминология СТО 17230282.27.100.006 2008: Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования: 3.2 документ, объявляющий о… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Учет в строительстве: оцениваем договоры и учитываем операции
Строительство сегодня занимает пятую строчку в структуре ВВП нашей страны, в этой сфере заняты сотни тысяч сотрудников, которые реализуют дорогостоящие промышленные объекты и возводят новые жилые микрорайоны. Все процессы в строительстве, реконструкции зданий, капитальном ремонте осуществляются поэтапно. Каждый этап важен, начиная от разработки концепции, проектной и рабочей документации, инженерно-геодезических изысканий и заканчивая регистрацией готового объекта.
Для бухгалтера, который работает в строительстве, очень важно понимание этих стадий, их взаимосвязь и этапность. Давайте разберемся с тем, какие особенности учета существуют в строительстве, какие операции могут проводить хозяйствующие субъекты, как учитывать операции на счетах бухгалтерского и налогового учета, какими документами в бухгалтерской программе отражать данные операции.
Начнем по порядку. В строительной организации, как и во всех других организациях, все доходы и расходы подразделяются на два больших блока: связанные с основным видом деятельности (строительным) и внереализационные. А расходы, кроме того, делятся на управленческие, которые учитываются по Дебету счета 26 и связанные с реализацией, которые учитываются по Дебету счета 20 в разрезе объектов строительства.
бухгалтерский учет выручки по основному виду деятельности (строительно-монтажные работы)
себестоимость строительных работ
Дт 90.2 Кт 20.01 при закрытии месяца
бухгалтерский учет доходов по внереализационным доходам (продажа имущества, % по займам и пр., что не связано со стройкой)
Учет расходов
Как я уже отметила выше, в строительстве существует два типа расходов:
зарплата и налоги управленческого персонала
канцтовары, страховки КАСКО/ОСАГО, взносы в СРО, представительские расходы, почтовые расходы, лизинговые услуги
Какими правилами должен руководствоваться бухгалтер для корректного отражения расходов по строительству на счетах бухгалтерского учета? Какое значение имеют договоры?
Обращаем внимание на качество первичных документов — учитываем последствия
Статья 9 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает, чтобы бухгалтер обращал особое внимание на оформление первичных документов и дает подробный перечень обязательных реквизитов.
Пункт 2: Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
Также бухгалтеру стоит обратить особое внимание на два пункта из вышеуказанной статьи:
«Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок» (пункт 1 ст.9).
«Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания» (пункт 3 ст.9).
Кроме этого, при принятии первичных документов к бухгалтерскому учету делается их анализ, в результате которого выясняется, а возможно ли конкретный документ принять к налоговому учету.
Важное условие: чтобы полученные документы бухгалтерия могла учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли и принять НДС к вычету, эти документы должны соответствовать п.1 ст.252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованы, а все затраты документально подтверждены.
Обоснованные расходы — это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденные расходы— это затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Внимательно оцениваем договор и его условия
Любой бухгалтер, работающий в строительстве, понимает, что договор — это очень важная составляющая строительного бизнеса и он важен по трем причинам:
Сразу отмечу, что п.2 ст.54.1 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик при исчислении налога на прибыль вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно двух условий:
Именно такое понимание договора и особое внимание деталям при заключении его позволят минимизировать правовые, финансовые и налоговые риски.
Поэтому, после того как бухгалтер проверил соответствие первичных документов положениям 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и положениям статей 54.1 и 252 НК РФ, необходимо детально ознакомиться с содержанием договора, чтобы понять какие проводки надо сделать в бухгалтерском учете и каким документом оформить операцию в бухгалтерской программе.
Проверяем договор
Строительство — это сложная отрасль, где очень много рисков, связанных с проектировкой объекта, правильно проведенными геодезическими изысканиями, качеством строительных материалов, слаженной работой подрядчиков и прочими условиями. Поэтому договор в строительстве имеет особо важное значение и является одним из самых сложных договоров. Мы разработали свой алгоритм проверки договора, предлагаю вам попробовать использовать его в своей работе. Если вы пользуетесь своим алгоритмом, то, возможно, какие-то пункты, приведенные ниже, могут оказаться вам также полезны.
1. Реквизиты (название, отражающее вид договора, дату, номер, место заключения). Например, для строительной отрасли — это договор подряда, аренды строительного инструмента или строительной техники, субподряда, договор поставки строительных материалов.
2. Вводная часть договора («преамбула»). Как правило, в этой части договора содержится информация, идентифицирующая участников договора: название организации, должность, ФИО лица, представляющего ее интересы (по доверенности или на основании Устава), заключающего договор.
При проверке этого раздела вам необходимо сверять информацию, указанную в договоре с выпиской из ЕГРЮЛ, которую можно найти на сайте ФНС. Помните, что если договор заключен лицами, которые не имеют юридических полномочий представлять интересы организации, то он будет считаться юридически незаключенным. Для строительных организаций в данном разделе по уже сложившейся практике, указываются также данные СРО (номер и дата), так как без СРО строительные работы проводить нельзя. А также многие организации, которые находятся на упрощенном режиме налогообложения, указывают в этом разделе информацию о своем режиме (поставщики сырья и материалов могут применять УСН). Следует обратить внимание на то, что организации, которые выполняют строительно-монтажные работы, имеют право использовать только основную систему налогообложения.
3. Предмет договора. В предмете договора указывается информация — что это за договор: подряд, субподряд, поставка сырья и материалов, аренда строительного инструмента или строительной техники с экипажем.
Что строительным организациям важно отразить в данном разделе договора, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов?
При формировании этого раздела очень важно учитывать, что все расходы строительной организации делятся на два крупных блока. Либо это расходы управленческие (административные), либо это расходы, связанные с объектом строительства.
Если расходы, указанные в договоре, связаны с конкретным объектом строительства, то вам необходимо указывать наименование объекта строительства и его адрес буква в букву в полном соответствии с разрешением на строительство объекта либо в договоре подряда с заказчиком.
Также в данном разделе указывается вариант выполнения строительных работ (собственными силами или с привлечением субподряда). Данное условие является очень существенным для строительного договора, т.к. влияет на налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль.
Кроме того, вам нужно учитывать, что часто, раздел предмет договора, а также другие разделы договора содержат отсылки на приложения. Сама нумерация разделов договора, абзацев правовых положений внутри каждого раздела, приложений договора, названия приложений должны четко совпадать с информацией текста договора. В реальной жизни на практике этому не уделяется достаточно внимания, при этом такого сорта разночтения могут иметь для организации серьезные правовые последствия.
4. Цена договора и условия оплаты. Это очень важная часть любого договора в бизнесе, а тем более в строительстве. Цена договора должна соответствовать итоговой строке сметы. Когда цена договора указана в формулировке сумма, в т.ч. НДС, то и в смете формулировка должна быть такой же. Не допускайте в формулировке никаких разночтений и обязательно указывайте ставку НДС. Часто, на практике, встречаются варианты, что в смете, в отличие от договора, НДС выделяется сверху без указания ставки. Очень важно выделять ставку НДС и указывать ее, особенно учитывая, что с 01 января 2019 г. она стала 20%.
Практика показывает, что часто в данном разделе есть разночтения следующего характера. Содержится формулировка, что цена по договору устанавливается ведомостью согласования договорной цены, а между тем прикладывается смета. Обратите внимание: это два разных документа. Лучше придерживаться формулировки сметаи в указании цены договора и названии самого документа, которая является приложением к договору и его неотъемлемой частью. Тем более, что ст.743 ГК РФ такой подход поддерживает:»Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ».
На практике разночтения в названии документов почти всегда имеют правовые последствия. Если вы упомянули в договоре оба документа (ведомость согласования договорной ценыи смета), то они должны быть оба приложены к договору для обоснованности расходов.
5. Права и обязанности сторон— это самый емкий из всех разделов. В договорах подряда и субподряда он содержит детальное описание процедур выполнения, извещения о готовности и сдаче выполненных строительных работ. Обратите внимание на следующие три пункта:
1) Обязательно должна быть прописана в договоревозможность принятия частями работ и расходов для бухгалтерского и налогового учетана подрядные или субподрядные работы. Например, работы сдаются поэтапно или согласно графику выполнения работ (графиком следует предусмотреть хронологию сдачи работ).
2) Возможность отказа в приемке работ с написанием мотивированного отказа. Спорные ситуации, которые возникают при исполнении строительного договора связанны в том числе и с качеством принимаемых выполненных работ. Эти ситуации влияют на расходы и доходы организаций-участников договора подряда и субподряда, а также на обязанности оплаты выполненных работ (т.е. расходования оборотных средств) и формирования налогооблагаемых баз по НДС и, конечно, прибыли у участников договора.
Важно понимать, что существует обратная пропорциональная зависимость между участниками договора. Что для заказчика и подрядчика, для подрядчика и субподрядчика, соответственно, расходы по налогооблагаемой базе по прибыли и НДС к зачету для одной стороны, то является налогооблагаемой базой по этим налогам для другой стороны.
На практике нередко встречаются ситуации, когда заказчик, испытывающий трудное финансовое положение, не готов платить за выполненные работы и отказывает в приемке работ. В такой ситуации для подрядчика важно не допустить, чтобы выполненные объемы работ не стали налогооблагаемой базой по НДС и прибыли и вы, со своей стороны, должны получить мотивированный отказ в приемке работ. Такой отказ должен содержать обоснованную причину в отказе приемки работ и ссылку на ГОСТы и строительные нормативы.
3) Многие строительные подрядные организации прибегают к услугам организаций-субподрядчиков. Строительные организации-заказчики, чтобы обезопасить себя от финансовых потерь в части получения вычета по НДС и расходов по прибыли, когда договор содержит условие выполнения работ с привлечением субподряда, прописывают в договоре свое право компенсации такой потери за счет стороны подрядчика.
Если при проверке всех субподрядчиков выявится схема или какой-то один субподрядчик будет признан недобросовестным, то указание такого условия в договоре позволит в досудебном или судебном порядке получить компенсацию в размере незачтенного налоговиками НДС и расходов по прибыли.
6. Ответственность сторон. В данном разделе договора предусматриваются пени и штрафные санкции для каждой из сторон участников договора за нарушение сроков оплаты, выполнения работ, использование некачественных материалов и др. Вам как бухгалтеру нужно учитывать, что возможность взыскания штрафных санкций прописывается в договорах строительства вариативно. Это может быть либо правом заказчика, подрядчика, либо обязанностью. Обратите свое внимание на то, что формулировка обязанности имеет налоговые риски, а именно, обязанность начислить эти санкции и включить в налогооблагаемую базу по прибыли.
Строительные расходы — отражение в учете
Итак, мы с вами разобрались с понятием первичных документов и договора в строительстве, а также определились с необходимыми требованиями к ним. Теперь разберем вопрос отражения расходов строительной организации при осуществлении основного вида деятельности. Какие это могут быть расходы и как они отражаются в бухгалтерской программе:
1. Поступление товаров, работ, услуг.
Кто такой подрядчик в строительстве?
Реализация проектов часто имеет целью возведения новых зданий и сооружений, а также проведение реконструкции или капитального ремонта уже существующих объектов. Для выполнения строительно-монтажных работ заказчиком или застройщиком нанимается подрядчик строительства. Далее рассмотрим, кто такой подрядчик, и какие функции он выполняет.
Содержание статьи
Особенности договора строительного подряда
Договор строительного подряда, согласно Гражданскому кодексу, отличается от других соглашений подряда характером работ и областью их применения. Заказанная работа всегда состоит в возведении новых объектов или проведении иных строительных процессов (реконструкция, реновация, ремонт).
Соглашению о строительном подряде свойственны такие характеристики:
Сторонами соглашения в такого вида подряде выступают:
Таким образом, подрядчик в строительстве – это юридическое или физическое лицо, которое обладает необходимыми знаниями, навыками и умениями для качественного выполнения строительных работ.
Если лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, то оно должно иметь лицензию на определенные виды деятельности. В соответствии с законодательством, на сегодняшний день лицензируются такие виды СМР, как возведение сооружений и зданий 1 и 2 уровней ответственности по техническим регламентам или государственным стандартам, монтаж и обслуживание систем пожарной безопасности и др.
Подрядчик по договору строительного подряда должен выполнить указанные в контракте задания своими силами из своих материалов, нередко это условие четко оговаривается в документе. Если в соглашении или законодательстве нет ограничений, то подрядчик может привлекать к выполнению ряда (а то и всех) процессов соисполнителей, субподрядные организации. В таком случае его статус изменится, поскольку он приобретет черты генерального подрядчика, следовательно, будет отвечать перед заказчиком не только за свои действия, но и за действия привлеченных третьих организаций. С другой стороны, на него ложится ответственность перед соисполнителями за действия заказчика, например, по оплате оказанных услуг.
Обязанности и права подрядчика в строительстве
Функции подрядчика в строительстве при внедрении инвестиционных проектов подробно описаны в Гражданском и Градостроительном кодексе, а также в ГОСТах. Договор подряда отличается большим многообразием прав и обязанностей сторон, на которых стоит остановиться более детально.
Обязанности подрядчика состоят в следующем:
В обязанностях подрядчика строительства управление строительным производством занимает первоочередное место. Подрядчик строительства в этом направлении обязан:
Права подрядчика заключаются в таких юридических возможностях:
Также подрядчик строительства имеет право удерживать у себя результат работы до полной оплаты заказчиком всей суммы по контракту. Однако многие правоведы относятся к норме об удержании скептически, считая, что пока объект не передан, то заказчику нечего оплачивать, а когда передан – то исполнителю уже нечего удерживать. Наиболее ярко это несоответствие проявляется при реконструкции сооружения, когда право собственности на объект на время проведения СМР не передается исполнителю. В то же время существует взгляд, согласно которого при капитальном строительстве объект находится у исполнителя на правах владения до подписания акта приемки.
Ответственность исполнителя перед заказчиком или застройщиком состоит в своевременности и качестве исполнения предусмотренных контрактом работ, соблюдение требований правил, норм и техдокументации, прочность возведенных строений и достижение плановой производственной мощности создаваемых предприятий. Если произойдет повреждение или гибель готового сооружения до момента его приемки заказчиком, то этот риск возлагается на исполнителя. Промежуточные акты приемки не являются основанием считать риск перешедшим к заказчику.
Организация контрольных мероприятий
Подрядчик строительных работ уполномочен организовывать строительный контроль при помощи собственной лаборатории (специализированного подразделения) или силами другой организации на основе заключенного договора.
Строительный контроль состоит в выполнении ряда процедур, таких как:
Кроме того, строительный контроль предусматривает отдельные операции, направленные на оценку прочности конструктивных элементов объекта:
Постоянный строительный контроль необходим для того, чтобы обеспечить должное качество выполнения работ, недопущения применения некачественных материалов и нарушения технологии, завышения затрат на строительство. Некоторые застройщики не доверяют внутреннему контролю исполнителей, считая их контролеров заинтересованными лицами, и привлекают к проверкам своих сотрудников или независимых экспертов. При этом специалисты технадзора могут проверять завершение отдельных стадий или присутствовать на площадке все время. Стоимость их услуг напрямую зависит от сложности возводимого сооружения.
Ведение бухгалтерского учета исполнителем строительства
Бухгалтерский учет у подрядчика, представляющего собой специализированную организацию по выполнению строительно-монтажных работ, ведется по таким показателям:
Затраты складываются из всех расходов и обязательств, связанных с выполнением строительных операций по контракту и формируются по учитываемым объектам от начала СМР до оформления акта приемки. Затраты учитываются нарастающим итогом, а промежуточные оплаты – как авансовые платежи. Основные применяемые счета:
Состав этих счетов и методика их ведения утверждается приказом руководителя в каждой организации самостоятельно, как образец берутся рекомендации Министерства финансов.
Передача материалов исполнителю в бухучете ведется в соответствии с таким принципом: стоимость материалов и сырья до времени приема объекта отображается на синтетическом счете по учету материалов. Аналитический же учет осуществляется на отдельно открываемом субсчете 10. Свои нюансы есть по учету оборудования, обнаруженных недоработок, расчетам размера НДС и т.д.
Чтобы избежать ошибок и облегчить работу бухгалтерии, повсеместно применяются специализированные компьютерные программы. Одним из наиболее популярных решений является отраслевая программа «1С. Подрядчик строительства. Управление строительным производством». Рассмотрим его как яркий образец подобных IT-разработок.
Программа «Подрядчик строительства. Управление строительным производством» состоит из нескольких подсистем:
Конфигурация «1С: Подрядчик строительства. Управление строительным производством» платформы «Предприятие 8» имеет еще ряд сервисных преимуществ, таких как разделенное право доступа к информации, резервное копирование данных, доступ к базе через web-страницу и наличие мобильного приложения. На сегодняшний день это самый современный образец разработки для автоматизации управления производственным планированием, строительством, учетом и анализом проводимых СМР практически в режиме реального времени.