Что не относится к форме реализации учебно исследовательской деятельности
Методические материалы по теме «Формы реализации исследовательской деятельности на уроках»
Формы реализации исследовательской деятельности на уроках.
Исследовательская деятельность является эффективным средством развития теоретического мышления как позволяющая на конкретном материале фиксировать причинно-следственные связи, устанавливать результаты развития процессов, производить содержательные обобщения и восхождение «от частного к общему», носит деятельностный характер. Теоретическое мышление схватывает мир в динамике, позволяя вскрывать причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуаций (этот его контекст остается скрытым, когда термин «теоретическое мышление» понимается в его бытовом лексическом значении).
Цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Можно выделить два вида исследовательской деятельности: учебно-исследовательская и научная исследовательская (рис. 1)
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Специфика исследовательской деятельности школьника заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы.
При организации различных форм исследовательской деятельности отправным является представление о дидактической единице исследовательской деятельности – совместно разрабатываемом учащимся и его руководителем исследовательском задании, в котором задаются нормы исследования (такие, как структура исследования, метод исследования, стандарт представления результатов), создаются условия для самостоятельного аргументированного выбора учащимся тематики и направлений исследований, объекта, версий объяснения результатов (анализа), самостоятельной рефлексии хода проведенного исследования.
Рассмотрим подробнее основные формы реализации исследовательской деятельности:
Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.
Реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным (в качестве домашних) заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режиссурой научной дискуссии и формулировкой выводов.
Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов.
Например, курс «методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей, отработка постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий, презентация данных заданий на уроках.
Курсы в рамках школьного компонента
Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
Программы дополнительного образования
Применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера.
Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
Реализация общешкольных проектов
Тесная взаимосвязь различных форм образовательной деятельности и реализации годового цикла исследовательской деятельности
Реализация походов и экспедиций
Самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и элементы годового цикла проведения учебных исследований.
Проведение научно-практических конференций и конкурсов
Формы презентации исследовательской деятельности.
Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений
Юношеские научные общества, малые академии наук и др.
Основы учебно-исследовательской деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и значение научно-исследовательской деятельности
Наука – это сфера деятельности людей, в которой происходит разработка теоретических знаний, их объединение в систему и дифференциация по определенным направлениям.
Научное исследование – это форма реализации на практике научного знания, при котором происходит изучение объектов окружающего мира путем их целенаправленного и системного рассмотрения, посредством применения научных средств и методов, конечным итогом которого становится формирование нового знания о рассматриваемом объекте или процессе.
Научное исследование является определенным направлением деятельности в научной области. Она ориентирована на получение научного знания т. е., по сути, она направлена на его изготовление. Это обуславливает принадлежность науки к динамично развивающимся системам, необходимым для процесса созидания.
Объектами научного исследования являются эмпирические параметры и свойства, рассматриваемого объекта, которые научно обоснованы и доказаны к данному временному периоду.
При изучение какого-то объекта или процесса в научном смысле предполагается его объективное рассмотрение. Научное исследование относится к рациональным и целеориентированным направлениям деятельности, итогом которого является система понятий, теорий и законов.
Основными свойствами научного исследования являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Целевым назначением научного исследования является нахождение идентичных характеристик у нескольких одинаковых объектов и процессов, выявление законов их развития и функционирования, познание их сущности.
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся является относительно новым направлением деятельности учебного учреждения. Она ориентирована на развитие личностных компетентностей учащегося. Такая работа проводится учащимся самостоятельно. Она выходит за пределы учебного процесса и позволяет сформировать знания и навыки, личностные качества, которые необходимы в дальнейшей практической жизнедеятельности и профессиональной сфере.
Разновидности и методики организации исследовательской работы различаются по направлениям деятельности, конкретным целям и задачам, особенностям, изучаемой дисциплины. Содержание учебно-исследовательской деятельности определяется на основании:
Основными разновидностями исследовательской деятельности в учебном процессе являются следующие:
Как правило, исследовательская деятельность в учебном процессе ориентирована на подведение итогов изученного курса т.е. учащийся выполняет исследовательскую работу, в виде реферата, курсовой работы или диплома, в которой имеется аналитическая часть, предполагающая проведение исследования по заданной тематике, аналитической работы и написание соответствующих научных выводов.
Методы организации исследовательской деятельности в учебном процессе зависят от конкретной дисциплины, ее специфики, необходимости научного исследования тех или иных вопросов данного направления, объема и времени, отводимого на изучение предмета, технического обеспечения учебного процесса.
Стадии учебно-исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность протекает поэтапно. Она требует обязательной предварительной подготовки, последующего анализа и выводов, связанных с ходом исследования и выявленными научными фактами. В этой связи выделяют три основных стадии прохождения исследования в учебном процессе:
Формы реализации исследовательской деятельности.
При организации различных форм исследовательской деятельности отправным является представление о дидактической единице исследовательской деятельности – совместно разрабатываемом учащимся и его руководителем исследовательском задании, в котором задаются нормы исследования (такие, как структура исследования, метод исследования, стандарт представления результатов), создаются условия для самостоятельного аргументированного выбора учащимся тематики и направлений исследований, объекта, версий объяснения результатов (анализа), самостоятельной рефлексии хода проведенного исследования.
Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие:
1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным (в качестве домашних) заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режиссурой научной дискуссии и формулировкой выводов.
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей, отработка постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий, презентация данных заданий на уроках. Следует обратить особое внимание на специфику применения дедуктивных принципов в подаче материала, поскольку в школьном возрасте такие методы еще не всегда доступны учащимся и требуют подробного фактологического сопровождения.
3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Программы дополнительного образования. Применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения образования. Тут должна прослеживаться тесная взаимосвязь различных форм образовательной деятельности и реализации годового цикла исследовательской деятельности.
7. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.
9. Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).
При проектировании и организации указанных форм педагог планирует ряд этапов, перечень которых в целом остается одним и тем же для всех форм организации исследовательской деятельности. Для адекватного проектирования исследовательской деятельности педагог на каждом из этапов должен четко представлять себе следующие существенные моменты:
Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся. Он включает:
— связь с базовой программой соответствующего класса;
— наличие собственной практики научной работы в избранной области;
— возможность консультационной помощи специалистов.
Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса или занятия, что предполагает:
— доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);
— опору на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы);
— достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.
Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Данный этап предполагает:
— соответствие выбираемой темы изученному теоретическому материалу;
— доступность темы и объема работы возможностям учащихся;
— наличие исследовательского характера темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования;
— соответствие задач цели, адекватность гипотезы.
Этап 4. Подбор и освоение методики исследования включает:
— методологическую корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;
— соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования;
— доступность методики по освоению и реализации школьниками.
Этап 5. Сбор и первичная обработка материала. На данном этапе необходимо учитывать:
— доступность запланированного объема работ;
— доступность объекта исследования;
— адекватность используемой методики объекту и условиям исследования.
Этап 6. Анализ, выводы. Он включает:
— наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;
— соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели.
Этап 7. Презентация, которая включает:
— соответствие формата представляемого материала формальным требованиям;
— отражение этапов исследования;
— отражение авторской позиции.
Результаты
Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.
Первая – формальная – соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования и структуре модели исследовательской деятельности. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.
Оценка качества результатов исследовательской деятельности представляет собой отдельную проблему, поскольку логика тестирования и контроля здесь неоправданы. Необходимо ответить на вопрос: как оценить качество полученного образования при проведении исследования конкретным ребенком, развитии субъектной позиции школьника, становления разнообразных личностных качеств. Эти характеристики не имеют однозначной структуры и методик оценки.
При реализации исследовательской деятельности оценка качества слагается из двух составляющих: качества образовательного результата и качества образовательного процесса.
Качество образовательного результата.
Здесь мы возвращаемся к функциям исследовательской деятельности в образовании как образовательной технологии, позволяющей реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции учащихся. По каждому из перечисленных составляющих содержания эффективность освоения может определяться двумя параметрами: во-первых, формальным результатом, конкретизирующемся в исследовательской работе учащегося и презентации в форме доклада или сообщения; во-вторых, степенью развитости субъектных качеств учащегося, которые получили развитие в процессе реализации учебного исследования.
— Качество исследовательской работы учащегося определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; способностью к рефлексии, т.е. предъявить основания значимости выполненной работы для себя лично и вписать ее в предметный и содержательный контекст проводимой работы; обозначить основания, смысл и технологию организации коммуникации с разными позициями при проведении работы: руководителем, сверстниками, родителями и др.
В рамках ряда проводимых ученических научно-практических конференций сложились соответствующие системы оценивания ученических работ. К недостаткам следует отнести недостаточную выраженность образовательных целей при построении таких критериев, как «актуальность», «научная новизна», «практическая значимость», когда они формально калькируются из сферы научно-исследовательской деятельности.
— Степень развитости субъектных качеств учащихся. Сюда можно отнести способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию, способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования; способность рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями; способность объективировать недостающие для достижения цели ресурсы, имеющиеся в распоряжении ресурсы, перспективные для продуктивной кооперации и на основе этих знаний вступать в продуктивные содержательные коммуникации. Все перечисленные способности можно определить как общие способности, необходимые для становления субъектной позиции личности.
Заметим, что развитие этого качества превращает исследовательскую деятельность в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб для подростков.
Качество образовательного процесса.
Главным способом реализации содержания является организация исследовательского цикла: теоретический материал, постановка проблемы, определение целей и задач, подбор методики, сбор и обработка собственного материала, анализ полученных данных, выводы, презентация. Определяющим условием качества образовательного процесса на основе исследовательской деятельности является воспроизводство условий для самостоятельного выбора учащимся на разных стадиях цикла: целей и задач; объекта исследований; версий объяснения явлений по схеме. Этот выбор должен осуществляться из нескольких возможных вариантов, заложенных в образовательных программах соответствующего уровня, с широким развитием рефлексии и анализа учащимися оснований для его выбора.
Заметим, что степень включенности учащегося в практическую исследовательскую деятельность, фиксация объема самостоятельно полученных результатов может быть достоверно установлена только через оценку качества образовательного процесса.
В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию образовательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Формы организации исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность учащихся в России, как специфическое научно-методическое направление, имеет давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук, представлявшие собой упрощенный вариант взрослых академических исследований коллективов. Главной целью подобных объединений являлась подготовка абитуриентов в вузы и взращивание новых кадров научно-исследовательских институтов. На практике же, в рамках такой работы шёл стандартный учебно-воспитательный процесс, но более индивидуализированный. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки, термин «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает идея исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования [7].
При организации различных форм исследовательской деятельности отправной точкой является представление о дидактической единице исследовательской деятельности – совместно разрабатываемом учащимся и его руководителем исследовательском задании, в котором задаются нормы работы (такие, как структура исследования, метод, стандарт представления результатов). Одновременно руководителем создаются условия для самостоятельного аргументированного выбора учащимся тематики и направлений исследований, объекта, версий объяснения результатов (анализа), рефлексии хода проведённого исследования по схеме:
• инициирование постановки исследовательских задач;
• анализ различных средств решения творческих заданий;
• предоставление возможности презентации результатов;
Эта схема определяет эффективность и специфику исследовательской деятельности как образовательной технологии и должна выделяться в более или менее полном виде в любой из перечисленных ниже форм её организации [7].
Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие:
1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного планаобщеобразовательной школы. Реализуется проблемный подход к ведению урока: учитель представляет различные точки зрения по конкретной теме, организовывает дискуссию, в процессе которой проходит анализ предлагаемых первоисточников и высказываются различные мнения. Можно организовать доклады учащихся по проблемным вопросам (с написанием проблемно-реферативных работ).
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «Методы научных исследований», в рамках которого даётся методология исследовательской деятельности с иллюстрацией способов постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и презентацией итогов на уроках. Следует обратить особое внимание на специфику применения дедуктивных принципов в подаче материала, поскольку в школьном возрасте такие методы ещё не всегда доступны учащимся и требуют подробного фактологического сопровождения.
3. Курсы в рамках школьного компонента– элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Программы дополнительного образованияс применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата в виде законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчётных работ.
6. Реализация общешкольных проектов(например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определённой проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности и реализацией годового цикла исследовательской деятельности.
7. Организация походов и экспедицийкак самостоятельных форм исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.
8. Проведение научно-практических конференций и конкурсов – форм презентации исследовательской деятельности.
9. Поддержка деятельности тематических клубов и молодёжных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.) [7].
Рассмотрим научное общество школьников на примере МОУ СОШ №33 г.Смоленска
Цель научного общества школьников – организация и управление научно-исследовательской работой учащихся в условиях совершенствования знаний, умений и навыков по определенным отраслям естественных, математических и гуманитарных наук [6].
Работа школьников осуществляется под руководством учителей-предметников и организована в предметных секциях: экологической, биологической, физико-математической, гуманитарной. Руководят работой предметных секций учителя-кураторы, каждая секция включает в себя и научно-исследовательские группы, и школьников-исследователей, разрабатывающие индивидуальные проекты.
Научное общество школьников (НОШ) – добровольное творческое объединение школьников. В секциях НОШ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством ученых, учителей и других специалистов [6].
Целью НОШ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения и самореализации.
· Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
· Готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помогать в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;
· Развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, применять полученные знания на практике;
· Овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
· Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
· Пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
· Формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
· Осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОШ на основе соглашения с различными учреждениями [6].
Организация работы НОШ: структура научного общества может быть многопрофильной, состоять из разных секций. Кураторы секций образуют Совет. Руководство работы научного общества лежит на учителе школы.
Материальная база НОШ формируется из собственных средств школы. Под материальной базой подразумеваются: лаборатории, кабинеты, библиотека, приборы, оборудование и т.д. [6].
Организация научно-исследовательской работы учащихся.
Научными руководителями учащихся являются учителя-предметники, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с Советом кураторов. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования [6].
Результаты проделанной работы могут быть представлены в форме рефератов, докладов, статей, стендовых докладов, проектов и т.д.
Основными видами научно-исследовательских работ учащихся являются:
• Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
• Экспериментальные –творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
• Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием проработанного исследовательского подхода.
• Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования [7].
• Аналитико-систематизирующие работы: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений.
• Диагностико-прогностические работы: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов как вероятных суждений об их состоянии в будущем.
• Изобретательно-рационализаторские работы: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов.
• Экспериментально-исследовательские работы: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата.
• Проектно-поисковые работы: поиск, разработка и защита проекта – особая форма работы, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических данных [6].
Из выше изложенного следует, что существует множество форм организации исследовательской деятельности учащихся. Педагог, научный руководитель сам выбирает наиболее подходящую форму организации исследования, а также форму представления исследовательской работы.