Что значит побочный сын

Уильям Шекспир «Король Лир»

Уильям Шекспир

Король Лир

William Shakespeare King Lear

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Офицер на службе у Эдмонда.

Придворный из свиты Корделии.

Слуги герцога Корнуэльского.

Рыцари из свиты Лира, офицеры, гонцы, солдаты и придворные.

Место действия — Британия.

Время действия — легендарно относимое к IX веку до н. э.

АКТ I

СЦЕНА 1

Тронный зал во дворце короля Лира.

Я думал, что герцог Альбанский нравится королю больше герцога Корнуэльского.

Глостер

Так нам всегда казалось. Но теперь, перед разделом королевства, стало неясно, кого он любит больше. Части так выравнены, что при самом внимательном разборе нельзя сказать, какая лучше.

Это ваш сын, милорд?

Глостер

Я причастен, сэр, к его рождению. Я так часто краснел, признаваясь в этом, что постепенно перестал смущаться.

Глостер

Зато мать этого молодца поняла меня с первого взгляда и получила сына в люльку раньше, чем мужа в дом. Вы меня осуждаете?

Нет, если в итоге получился такой бравый малый.

Глостер

У меня есть законный сын, сэр, на год с чем-то старше этого, который тем не менее ничуть мне не дороже. Хотя этот сорванец явился на свет без приглашения, мать его была красавица. Его рождению предшествовало много радостей, и я вынужден признать себя его отцом. — Знаешь ты, кто этот благородный господин, Эдмонд?

Эдмонд
Глостер

Это Кент. Помни и уважай графа. Это достойнейший друг мой.

Эдмонд

Рад буду служить вашей светлости.

Обещаю вам свою любовь, когда узнаю покороче.

Эдмонд

Постараюсь заслужить ее, сэр.

Глостер

Он девять лет был в отъезде и скоро опять уедет… Сюда идет король.

Источник

Что значит побочный сын

Драматургия Дидро

Что значит побочный сын

Первым опытом Дидро в «серьезном жанре» был «Побочный сын» (1757). Пьеса успеха не имела и была снята с репертуара после первого представления. Основная причина ее провала заключалась в искусственности героев. Все они не реальные люди, а олицетворенные моральные сущности. Дорваль полюбил Розалию, невесту своего друга Клервиля, и она отвечает ему взаимностью, охладев к своему жениху. Клервиль, не зная о причине ее охлаждения, просит Дор-валя помочь ему снова завоевать сердце Розалии. Дорваль мечется между дружбой и любовью. Дело осложняется еще тем, что Дорваля любит Констанция, сестра Клервиля, и первая открывается ему в своем чувстве. Сложный узел противоречий распутывает приезд Ли-Зимона, отца Розалии. Он узнает в Дорвале своего сына. Конфликт разрешается торжеством добродетели. Клервиль получает Розалию, а Констанция— Дорваля. Герои пьесы скроены на один фасон. Все они добродетельны и соревнуются друг с другом в благородстве. Их общественное положение является ни к чему не обязывающей этикеткой. Дорваль — не реальный адвокат XVIII века, а воплощенная добродетель, точно так же в Лизимоне, этом чуде гуманности, трудно узнать живого коммерсанта.

В 1758 году появляется вторая «серьезная комедия» Дидро — «Отец семейства», получившая признание публики. Характеры ее не столь однолинейны, как в «Побочном сыне». Конфликт также более сложен, но не выходит за пределы моральной проблематики.

Отец семейства (характерно, что у него нет даже имени. Это, по мысли Дидро, обобщенный образ идеального буржуа-семьянина) обеспокоен поведением своего сына Сент-Альбена, который поздно возвращается домой. Выясняется, что юноша страстно любит бедную швею Софи. Отец противится его женитьбе. Дядя Сент-Альбена, командор, достает ордер на арест Софи якобы за развращенность. Но девушка вместо тюрьмы оказывается в доме своих гонителей и производит благоприятное впечатление. Отец семейства дает Сент-Аль-бену свое согласие на брак с Софи, чувство человечности одерживает в нем верх над корыстными соображениями.

Несколько в ином плане выдержана пьеса Дидро «Хорош он или дурен?» (80-е годы). Главный ее герой, Ардуэн, не сгусток добродетели, а внутренне сложный человек. Движимый чувством человеколюбия, он оказывает серьезные услуги людям, но никому не может угодить. Ардуэн добивается пенсии для г-жи Бертран, но для этого ему нужно было уверить своего друга, секретаря министерства, что она является его любовницей. Г-жа Бертран и радуется и негодует в одно и то же время. Чтобы устроить брак Крансе с девицей Вер-бильяк, Ардуэну понадобилось сочинить письмо, из которого следовало, что девушка уже совращена Крансе. Только так можно было сломить сословную спесь ее матери. В целом «Хорош он или дурен?» — типичная комедия нравов, правдиво отражающая явления французской жизни XVIII века.

Дидро о мастерстве актёра

Создавая драматические произведения, Дидро много размышлял о их сценическом воплощении. Его перу принадлежит блестящий трактат о сценическом мастерстве — «Парадокс об актере» (1778). Он создан Дидро в полемике с теми теоретиками, которые считали, что исполнитель на сцене должен жить чувствами и мыслями воплощаемого им образа, переживать их — только тогда он может растрогать публику.

Дидро кажется, что теория переживания обескрыливает театр, придает ему черты натуралистичности. Подлинный актер, по его мысли, должен не копировать своего героя, а облагораживать, возвышать его. В этом состоит его творчество. «Поразмыслите над тем,— пишет Дидро,— что в театре называют быть правдивым. Значит ли Это вести себя на сцене как в жизни? Нисколько. Правдивость в таком понимании превратилась бы в пошлость. Что же такое театральная правдивость? Это соответствие действий, речи, лица, голоса, движений, жестов идеальному образу, созданному воображением поэта и зачастую еще возвеличенному актером».

Настоящий исполнитель, как полагает Дидро, живет прежде всего разумом. Он, сообразуясь с содержанием пьесы, ставит перед собой задачу создания такого характера, который больше всего отвечает потребностям эпохи. Отсюда Дидро приходит к своему парадоксальному заключению о том, что изображение бурных страстей требует отсутствия адекватных переживаний у актера.

Точка зрения Дидро отмечена печатью просветительства, время внесло в нее свои поправки. Она вызвана тем, что в современной жизни Дидро не находил идеальных героев. Этим и объясняется его тенденция к приукрашиванию реальных людей, заметная в его драматургическом творчестве и в теории актерской игры.

Источник

побочный сын

Смотреть что такое «побочный сын» в других словарях:

ПОБОЧНЫЙ — ПОБОЧНЫЙ, побочная, побочное. 1. Сторонний, не связанный с главным, основным. Побочные обстоятельства. Побочные соображения. || Второстепенный. Он играл в этом деле побочную роль. Побочный продукт производства (получаемый попутно при выработке… … Толковый словарь Ушакова

сын — а, зват.; (устар.), сы/не; мн. сыновья/, ве/й и, (высок.), сыны/, о/в; м. см. тж. сынок, сыночек, сынишка, сынуля, сынов 1) … Словарь многих выражений

сын — а, зват. (устар.) сыне; мн. сыновья, вей и (высок.) сыны, ов; м. 1. Лицо мужского пола по отношению к своим родителям. Старший, младший с. Взрослый с. Единственный с. Растить, женить сына. Верить в сына. У вас очень хороший с. Приёмный,… … Энциклопедический словарь

ПОБОЧНЫЙ — ПОБОЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. Не относящийся прямо к чему н., не основной, сопутствующий чему н. П. вопрос. П. продукт производства. Побочное действие лекарства. П. эффект. Побочное пользование лесом (не связанное с получением древесины; спец.) … Толковый словарь Ожегова

побочный — ая, ое; чен, чна, чно. 1. Второстепенный, не основной, не главный. П ые соображения, замечания. П ая тема разговора. 2. Получаемый попутно, наряду с другим, основным. П ые доходы. П. заработок. П. эффект лекарства. П. продукт (спец.; продукт,… … Энциклопедический словарь

побочный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. побочно, побочность 1) Второстепенный, не основной, не главный. П ые соображения, замечания. П ая тема разговора. 2) Получаемый попутно, наряду с другим, основным. П ые доходы. Поб … Словарь многих выражений

Эней (сын Пандиона) — (Ойней, или Иней.[1]) Персонаж древнегреческой мифологии[2]. Побочный сын афинского царя Пандиона II. По другой версии, сын Диониса[3]. Герой эпоним, статуя в Афинах[4]. Род Энеидов упоминает Вакхилид[5]. Примечания … Википедия

Збигнев, сын Владислава-Германа Польского — (Zbigniew) побочный сын польского короля Владислава Германа (см.), род. в 1070 г. В 1095 г. З. явился с войском перед Врацлавом и вынудил у отца назначение его правителем Силезии. В возникшей между ним и могущественным паном Сецехом распре он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Медонт (сын Оилея) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Медонт. Медон (или Медонт) в древнегреческой мифологии[1] побочный сын Оилея от Рены[2], командовавший отрядами Филоктета, находившегося в тот момент на Лемносе, под Троей. Убит Энеем[3].… … Википедия

Хрисипп (сын Пелопа) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Хрисипп (значения). Хрисипп (др. греч. Χρύσιππος) персонаж древнегреческой мифологии[1]. Побочный сын Пелопа[2]. Из за его красоты в Немее на играх в него влюбился фиванский царь Лай и похитил … Википедия

Дивиер, граф Антон Мануилович — сын португальского еврея, переселившегося в Голландию и здесь крестившегося, родился в 1682 году. После смерти отца, оставшись круглым сиротой и без всяких средств, Дивиер поступил юнгой в голландский флот и в 1697 году находился на корабле,… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Как ценные сотрудники увольняются из-за найма «чужаков»

Что значит побочный сын

Мало кто задумывается, но многие монологи из шекспировского «Короля Лир» идеально подходят для современных корпоративных сотрудников, когда им отказывают в повышении в должности в пользу кандидата со стороны. Например, одна знаменитая сцена пьесы, в которой внебрачный сын графа Глостера Эдмунд сравнивает несправедливость по отношению к нему с отношением к законному сводному брату:

«Что значит сын побочный?

Не крепче ль я и краше сыновей

Иных почтенных матерей семейства?»

В наши дни этот монолог мог бы быть про то, почему же должность получил самодовольный Роберт из отдела продаж. Что есть в нем такого?

Достойная Шекспира эмоциональная реакция вполне логична, когда внутренним соискателям отказывают в повышении в должности. «Есть ощущение, что психологический контракт нарушен», — считает доцент кафедры управления человеческими ресурсами Университета Пенсильвании Кэтрин Длугос. Отвергнутый претендент, вероятно, думает о чем-то подобном: «Почему меня не повышает мой работодатель? Он же должен».

Такое ощущение предательства со временем может пройти. Но вот последствия вряд ли понравятся работодателю: внутренние соискатели, которым отказали в повышении в должности, часто решают уволиться. «Риск того, что они уйдут, на самом деле очень высок, — говорит Длугос. — А расходы на поиск замены этим людям, необходимость обучения и развития новых сотрудников могут быть огромными».

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Акимова Алиса Акимовна

Книга «Дидро»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

История показала, что опасения Дидро были справедливы. «Беседы о «Побочном сыне», и особенно блистательный трактат «О драматической поэзии», приложенный к «Отцу семейства», и тогда оказали на умы гораздо большее воздействие, чем обе его «мещанские драмы», хотя и вокруг драм было много шуму. Трактаты эти стали художественным манифестом революционной буржуазии, и вклад, внесенный ими в теорию реализма, не потерял своего значения до сих пор. А обе пьесы Дидро давно уже никто не ставит и не слишком часто читают.

Но сам Дидро очень заботился о постановке «Побочного сына». Зачем бы иначе, выпуская ее в свет, он наметил актеров и актрис, которые лучше всего могли бы исполнить главные роли?! За последними фразами введения, где Дидро уверяет, что, спрятанный Дорвалем в углу гостиной, он, никем не увиденный и не услышанный, все увидел и услышал, кроме последней сцены, вместо обычного перечня персонажей идут «Имена действующих лиц и актеров, которые могли бы их заменить». Не сыграть, а заменить! В этом представлении, где все якобы происходит на самом деле и просто убрана четвертая стена (как видите, это придумал Дидро, до Станиславского!), актеры призваны были не сыграть роли, а заменить реальных действующих лиц С этой задачей — полагал Дидро — могли справиться не просто хорошие, но лучшие актеры французской сцены.

Лизимона, отца Дорваля и Розалии, должен был заменить Соразен; Дорваля, побочного сына Лизимона и друга Клервиля, — Гранваль, Розалию, дочь Лизимона, — прославленная исполнительница вольтеровской Заиры м-ль Госсен, Констанцию — знаменитая мадемуазель Клерон, приятельница Дидро и других энциклопедистов, и так далее

Указаны были и актеры, которым надлежало заменить горничную Розалии — Жюстину, слугу Дорваля — Шарля и тем более слугу Лизимона — Андре. И не случайно Дидро утверждал, что слуги и другие эпизодические персонажи должны занимать в пьесах несравненно большее, чем прежде, место Это способствовало бы демократизации действующих лиц — «разве оттого, что они наши слуги, они перестают быть людьми?» — спрашивает Дорваль в «Беседе первой». Это приводило бы к полноте и естественности воспроизведения жизни, где случайности играют такую большую роль

Вернемся, однако, к актерам Пятнадцать лет, несмотря на все усилия автора, «Побочный сын» оставался пьесой только для чтения. Но и когда она, наконец, в 1771 году была впервые сыграна на сцене Французской комедии, один раз при жизни Дидро, никто из предложенных им актеров и актрис в ней не участвовал Не захотели. Единственным известным актером, занятым в спектакле, был Моле, блиставший в «мещанских драмах» По его настоянию «Побочный сын» и был поставлен. Остальная же труппа была так недовольна, что пьесу тут же сняли с репертуара. Так как это произошло уже после блистательного успеха «Отца семейства» на той же сцене, в 1769 году, основной причиной неприязни надо считать слабость пьесы.

Другой вопрос, что прежде актеры участвовали, и весьма энергично, в клеветнической кампании, поднятой аристократической партией против «Побочного сына». Пьесу не только ругали, но и объявили плагиатом с «Истинного друга» Гольдони. Дидро опровергал это лживое обвинение в трактате «О драматической поэзии», и сам Гольдони, хотя и не сразу, подтвердил его правоту.

И тем не менее пьеса, бесспорно, была уязвима. Как ни горько, надо признать, что она ненамного превосходила плохую работу Дидро на ткацком или каком-либо ином станке.

Знакомый нам наемный убийца Палиссо — увы, такие были и есть во все времена и у всех народов! — не так уже был не прав, когда в памфлете «Маленькие письма о больших философах» упрекал «Побочного сына» в драматургической рыхлости.

Даже знаменитый немецкий продолжатель Дидро, Лессинг, вынужден был признать, что его учитель подал Палиссо «много поводов для нападок на «Побочного сына». «Чрезвычайно однообразные характеры, романтичность самих этих характеров, сухой и надуманный диалог, педантичный звон новомодных философских сентенций — все это облегчало нападки порицателей. Особенно много смеялись над торжественной Терезией (или Констанцией..), так философски ловящей женихов и так мудро рассуждающей с человеком, которому она не нравится, о добродетельных детях, которых надеется иметь от него. Нельзя отрицать и того, что форма, приданная Дидро его диалогам, тон, каким он в них выражается, были немного суетны и напыщенны…»

Казалось бы, это трудно объяснить. Дидро даже философские трактаты писал в форме блестящих диалогов. Кто мог сомневаться в том, что он прирожденный драматург? А пьеса его была так назидательно скучна и суха. В чем тут разгадка? А вот в чем. Чего Дидро добивался? «Истина и добродетель — две невредимые статуи среди гибели и опустошения», — провозглашал он. Истину и добродетель он хотел воздвигнуть в своей пьесе. Но на самом деле истина в действительности того времени никак не совмещалась с добродетелью. Дидро хотел правдиво показать третьесословного героя и в то же время превознести его добродетели. А реальный буржуа и его реальная деятельность тогда, как и прежде и потом, никак не могли служить образцом добродетели. Отсюда и умозрительность пьесы и искусственность ее ситуаций и диалогов.

Критик того времени Лагарп остроумно заметил: «Драматург должен перевоплощаться в любого из своих персонажей, а Дидро, напротив, превратил всех действующих лиц в самого себя: все они обладают его умом и стилем. Мужчины, женщины, слуги — все у него философы».

Теоретически Дидро превосходно это понимал и того же, чего требовал от него Лагарп, спрашивал 4 других драматургов. Но в собственной пьесе действие и раскрытие характеров он заменил декларациями, живых людей — различными вариациями умозрительной добродетели

Пружиной действия Дидро захотел сделать обстоятельства, противопоставляя их заданным характерам и справедливо утверждая: «проявления зависят от обстоятельств», «чтобы показать сложность и изменчивость характеров, надо ставить героев в самые великие стеснения, в какие только можно». Основой сюжета «Побочного сына» должно было стать внебрачное рождение Дорваля. По авторскому замыслу, это обстоятельство объясняло и бегство его отца на Антильские острова и то, что Дорваль не знает о существовании у него сестры, в нее влюбляется и становится соперником своего друга Клервиля, жениха Розалии. И все остальное Но замысел не воплощен: в пьесе положение Дорваля как побочного ребенка не раскрывается. Это с огромной силой сделает Дидро четырьмя годами позже в «Монахине». Дорваль же богат, никем не отвергнут, не изгнан из общества, любим даже двумя женщинами. Эго те наличествующие в самой пьесе обстоятельства, которые, хотел этого или не хотел автор, опровергают мизантропический монолог Дорваля: «Когда я, покинутый почти с рождения где-то на грани между одиночеством и обществом, открыл глаза, чтобы разыскать узы, которые могли бы связать меня с людьми, я едва нашел обрывки этих уз. Тридцать лет бродил я среди людей одинокий, неизвестный, заброшенный, не испытав ничьей любви, не встретив никого, кто искал бы моей любви. Мне ненавистно общение с людьми, и я чувствую, что покой я обрету лишь вдали от тех, кто мне дорог».

Констанция разрушает его мизантропию, заявляя: «Рождение, титулы, богатство, положение — ничто перед сладостным дыханием добродетели».

И Дорваль, движимый добродетелью, убеждает Розалию отказаться от любви к нему и анонимно отдает ей половину своего состояния.

Страсть побеждена добродетелью, к чему и стремился автор. Но жертва оказалась не столь велика, потому что появление отца, открывшего Дорвалю тайну его рождения и то, что он и Розалия — брат и сестра, все равно сделало их любовь невозможной.

А сила их чувств, их любовь друг к другу, опять-таки вопреки авторскому замыслу, уничтожены тем, что, как только тайна выяснилась, Розалия немедленно соглашается выйти замуж за Клервиля, а Дорваль — жениться на Констанции, и обе четы, благословляемые старцем, разделившим между ними свое честно нажитое состояние, объявляются счастливыми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *